Об утверждении Временного положения об органах налоговой полиции Государственного налогового комитета Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1996 г. N 1436

Действующий
Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 14 сентября 1996 г. N 3113 U963113_ "О Государственном налоговом комитете Республики Казахстан" Правительство Республики Казахстан постановляет:
      Утвердить прилагаемое Временное положение об органах налоговой полиции Государственного налогового комитета Республики Казахстан.
     Премьер-Министр
  Республики Казахстан


                                      Утверждено

постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1996 г. N 1436


                         Временное положение
            об органах налоговой полиции Государственного
               налогового комитета Республики Казахстан

      Настоящее Положение определяет правовые основы, принципы организации и деятельности, систему и структуру, полномочия Главного управления налоговой полиции Государственного налогового комитета Республики Казахстан и его территориальных управлений (далее - налоговая полиция).

                          I. Общие положения

      1. Налоговая полиция является специализированным централизованным правоохранительным органом государства в составе налоговой службы Республики Казахстан и осуществляет свою деятельность в целях обеспечения экономической безопасности страны в области налогообложения.

                II. Основные задачи налоговой полиции

      2. Основными задачами налоговой полиции являются:
      сбор, анализ и оценка фактов нарушений налогового законодательства, внесение соответствующих предложений по устранению причин и условий, способствующих налоговым правонарушениям и преступлениям;
      выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений, связанных с неуплатой налогов, либо совершенных с целью сокрытия или занижения прибыли (доходов), укрытия объектов налогообложения юридическими и физическими лицами, иного уклонения от уплаты налогов и других платежей в бюджет, а также иных преступлений и правонарушений, повлекших причинение убытков государству, связанных с непоступлением или недопоступлением налогов и других платежей в бюджет;
      обеспечение безопасности деятельности налоговой службы, защита

ее работников от преступных и иных противоправных посягательств при
исполнении служебных обязанностей;
     предупреждение, выявление и пресечение коррупции в органах
налоговой службы;
     осуществление розыска физических и юридических лиц,
уклонившихся от уплаты налогов;
     взаимодействие с правоохранительными, контролирующими и
иными государственными органами по вопросам борьбы с налоговыми
преступлениями и правонарушениями;
     принятие мер по возмещению нанесенного государству ущерба по
налоговым правонарушениям и преступлениям в пределах своей
компетенции.
     Иные задачи на налоговую полицию могут быть возложены только
законом.

            III. Правовые основы и принципы деятельности
                         налоговой полиции



      3. Налоговая полиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, указами и распоряжениями Президента Республики Казахстан, постановлениями Правительства Республики Казахстан и распоряжениями Премьер-Министра Республики Казахстан, настоящим Положением, нормативными актами Государственного налогового комитета Республики Казахстан.
      Организация работы и тактика проведения оперативно-розыскной деятельности регулируются ведомственными актами налоговой полиции, не противоречащими Закону Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности".
      Требования этих актов обязательны к исполнению только работниками налоговой полиции.
      4. Деятельность органов налоговой полиции строится на принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, подконтрольности и подотчетности вышестоящим органам по вертикали, сочетания гласных и негласных форм деятельности, взаимодействия с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами, налоговыми службами других государств, единства и централизации органов налоговой полиции, их независимости и единоначалия, с соблюдением конфиденциальности.
      Органы налоговой полиции находятся в непосредственном подчинении у своих начальников. Органы государственного управления не могут вмешиваться и препятствовать законной деятельности налоговой полиции.
      Процессуальное положение сотрудников налоговой полиции определяется законодательством.

                    IV. Система налоговой полиции

      5. Органы налоговой полиции являются централизованным структурным подразделением в составе Государственного налогового комитета Республики Казахстан с непосредственной подотчетностью нижестоящих вышестоящим.
      Единую систему органов налоговой полиции составляют Главное управление налоговой полиции Государственного налогового комитета и подчиненные ему территориальные и специализированные органы, осуществляющие деятельность по выполнению задач, стоящих перед органами налоговой полиции, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, U952235_ "О налогах и других обяэательных платежах в бюджет".
      6. Руководство деятельностью органов налоговой полиции, кроме уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, осуществляет Председатель Государственного налогового комитета Республики Казахстан.
      Оперативное руководство органами налоговой полиции осуществляет заместитель Председателя Государственного налогового комитета - начальник Главного управления налоговой полиции. Должность начальника Главного управления налоговой полиции приравнивается по статусу к должности первого заместителя Председателя Государственного налогового комитета Республики Казахстан.
      7. Председатель Государственного налогового комитета Республики Казахстан по представлению начальника Главного управления налоговой полиции утверждает структуру и штатное расписание налоговой полиции, назначает на должности и освобождает от должностей, присваивает специальные звания сотрудникам налоговой полиции в соответствии с налоговым законодательством и в порядке, определяемом Положением о прохождении службы в налоговой полиции Государственного налогового комитета Республики Казахстан.
      8. Главное управление налоговой полиции:
      осуществляет руководство и контроль за деятельностью подразделений системы органов налоговой полиции;
      обеспечивает координацию и согласованность действий органов налоговой полиции по основным направлениям;
      изучает и обобщает практику применения законов и иных нормативных правовых актов подразделениями налоговой полиции, издает приказы и методические указания по их применению;
      устанавливает критерии оценки и вырабатывает рекомендации по основным направлениям деятельности;
      проводит анализ ведомственных сведений и статистических показателей;
      организует работу по подготовке и повышению квалификации сотрудников налоговой полиции;
      осуществляет специальный учет сотрудников налоговой полиции;
      выступает от органов налоговой службы по вопросам международного сотрудничества по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями.
      9. При Главном управлении налоговой полиции может быть образован научно-консультативный совет, положение о котором утверждается Председателем Государственного налогового комитета Республики Казахстан.
      10. При Главном управлении налоговой полиции за счет имеющихся вакансий территориальных органов полиции могут образовываться межрегиональные подразделения, в задачи которых входит оказание практической помощи по материалам, имеющим большой общественный резонанс или представляющим особую сложность в расследовании.
      Для, этих действий, а также с целью организации обучения работников налоговой полиции с отрывом от производства начальнику Главного управления налоговой полиции предоставлено право осуществлять прикомандирование работников низовых звеньев в республиканские и областные органы налоговой полиции. Кроме того, начальник Главного управления налоговой полиции назначает на должности и освобождает от должностей сотрудников центрального аппарата Главного управления налоговой полиции до начальника отдела включительно, а также сотрудников областных управлений налоговой полиции до заместителя начальника управления включительно.
      11. Главное управление налоговой полиции Государственного налогового комитета Республики Казахстан является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет расчетный счет в банке и печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и со своим наименованием на казахском и русском языках.
      12. Управления налоговой полиции областей и г. Алматы обладают статусом юридического лица и подчиняются начальнику Главного управления налоговой полиции - заместителю Председателя Государственного налогового комитета Республики Казахстан.
      13. Руководители территориальных органов налоговой полиции с соответствующими начальниками государственных налоговых управлений и отделов обеспечивают реализацию возложенных на них задач, организуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им подразделений.

             V. Правовой статус органов налоговой полиции
                         и ее должностных лиц

      14. Органы налоговой полиции обязаны:
      проводить проверки заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях, повлекших причинение ущерба государству посредством неуплаты или недоплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;
      соблюдать тайну информации о налогоплательщиках в соответствии с законодательством;
      проводить сбор, анализ и оценку налоговых преступлений и вносить соответствующие предложения по устранению причин и условий, способствующих им;
      производить в установленном законом порядке дознание, оперативно-розыскные и следственные действия в целях выявления и расследования преступлений, связанных с неуплатой налогов;
      выявлять и пресекать преступления и явные правонарушения, независимо от сроков и объемов предыдущих проверок, связанные с неуплатой налогов, либо совершаемые с целью сокрытия или занижения прибыли (доходов), укрытия объектов налогообложения должностными лицами и гражданами, иных уклонений от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также преступления, повлекшие причинение убытков государству посредством неуплаты или недоплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;
      в пределах компетенции обеспечивать безопасность деятельности налоговой службы, защиту ее работников и членов их семей от преступных и иных противоправных посягательств, связанных с деятельностью налоговой службы;
      предупреждать, выявлять и пресекать факты коррупции и злоупотреблений служебным положением в органах налоговой службы;
      в пределах компетенции осуществлять розыск физических и юридических лиц, уклонившихся от уплаты налогов и других платежей в бюджет, в отношении которых поступили официальные сведения о том, что они имеют долг перед государством либо уклонились от подачи декларации.
      15. На налоговую полицию не могут быть возложены обязанности, не предусмотренные законодательством.
      16. Органы налоговой полиции имеют право:
      производить у юридических лиц (включая юридические лица с особым режимом работы) и физических лиц проверки всех денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, наличия денежных средств, ценных бумаг и ценностей, расчетов, деклараций и иных документов, включая информацию на магнитных носителях, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, получать от должностных лиц и других работников организаций, а также граждан справки, устные и письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок;
      проводить налоговые расследования в соответствии в законодательством Республики Казахстан;
      беспрепятственно входить и проводить обследование, в том числе с использованием специальных технических средств (аудио-, видеозаписи, кино-, фотосъемки и других технических средств), производственных, складских, торговых и иных помещений организаций и граждан, при необходимости опечатывать их;
      проводить ревизии финансово-хозяйственной деятельности и предварительные криминалистические исследования в соответствии с действующим законодательством при решении вопроса о возбуждении уголовного дела;
      в пределах своих компетенций давать руководителям и другим должностным лицам организаций, а также гражданам обязательные для исполнения указания об устранении выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать их выполнение;
      в лице начальника органа налоговой полиции или по его уполномочию заместителя приостанавливать расходные операции налогоплательщиков по расчетным и другим счетам в банках, в случаях невыполнения требований об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, недопуска к проверке и обследованиям, непредставлении сотрудникам налоговой полиции бухгалтерских счетов и балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с извлечением доходов, содержанием объектов налогообложения, исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, до устранения выявленных нарушений;
      применять к организациям, должностным лицам и гражданам, нарушившим налоговое законодательство, налоговые санкции и штрафы, предусмотренные действующим законодательством;
      при неуплате в установленный срок налогов, штрафов и пени, описывать движимое и недвижимое имущество, денежно-валютные средства организаций и граждан в соответствии с законодательством;
      составлять протоколы по фактам правонарушений, совершенных должностными лицами и гражданами;
      совершать в торговых и других организациях, у индивидуальных предпринимателей контрольные закупы товаров (продукции), предоставляемых работ и услуг;
      получать сведения, справки, а также документы о предпринимательской деятельности, операциях и состоянии денежных средств на счетах проверяемых организаций и граждан, от других юридических лиц, банков, осуществляющих отдельные виды банковских операций, бирж и граждан исключительно в служебных целях;
      истребовать в рамках своей компетенции и проверять у граждан и должностных лиц документы, необходимые для установления личности, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или в случае совершения ими административного правонарушения;
      осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие с целью выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений на основании и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
      при обнаружении признаков преступления или явного правонарушения проводить внеочередные проверки юридических и физических лиц на основании, в порядке и сроки, предусмотренные уголовно-процессуальным, административным и иным законодательством;
      хранить, носить, применять оружие, специальные средства в соответствии с действующим законодательством;
      составлять протоколы в административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, а также налагать меры административного взыскания в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;
      на безвозмездной основе использовать возможности изоляторов временного содержания (ИВС), следственных изоляторов (СИЗО), информационных центров (ИЦ), иных информационных поисковых систем (кроме учетов объектов и субъектов оперативно-розыскной деятельности);
      пользоваться техническими средствами защиты информации и специальными средствами связи. По согласованию с заинтересованными ведомствами на безвозмездной основе использовать необходимую телерадиосвязь;
      по предъявлении служебного и командировочного удостоверений приобретать вне очереди проездные документы на все виды транспорта чать место для проживания в гостиницах.

              VI. Ответственность сотрудников налоговой
                 полиции и надзор за ее деятельностью

      17. За нарушение закона и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей сотрудники налоговой полиции несут ответственность в установленном законодательством порядке.
      Нарушение сотрудниками налоговой полиции прав и законных интересов юридических и физических лиц влечет ответственность органов налоговой полиции по восстановлению причиненного ими ущерба.
      Незаконные действия сотрудников налоговой полиции могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности орган, прокурору или в суд.
      Надзор за точным и единообразным применением законов при проведении дознания, следствия и оперативно-розыскной деятельности налоговой полицией осуществляется органами прокуратуры.