1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном контроле за охраной недр в Республике Казахстан.
2. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 29 сентября 1992 г. N 811 "Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной недр и пользованием недрами" (САПП Республики Казахстан, 1992 г., N 37, ст. 567).
Премьер-Министр
Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 октября 1996 г. N 1284
П О Л О Ж Е Н И Е
о государственном контроле за охраной недр
в Республике Казахстан
Общие положения
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, права, обязанности и ответственность органов государственного контроля за охраной недр.
2. Государственный контроль за охраной недр осуществляется органами государственного контроля Комитета геологии и охраны недр Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан. <*>
Сноска. Пункт 2 - с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства РК от 19.06.99г. N 810 P990810_ .
3. Органы государственного контроля за охраной недр в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Казахстан, законодательными актами, указами Президента, постановлениями Правительства Республики Казахстан, другими нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
4. Финансирование органов государственного контроля за охраной
недр производится за счет средств республиканского бюджета. <*> Сноска. Пункт 4 - с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства РК от 19.06.99г. N 810 P990810_ . Цель <*> Сноска. Положение дополнено новой главой и пунктом 4-1 согласно постановлению Правительства РК от 19.06.99г. N 810 P990810_ . 4-1. Обеспечение интересов государства в части охраны недр, рационального и комплексного использования запасов полезных ископаемых. Задачи и направления деятельности органов государственного контроля за охраной недр
5. Основной задачей органов государственного контроля за охраной недр является обеспечение контроля за соблюдением государственными органами и недропользователями законодательства о недрах Республики Казахстан.
Функции органов государственного контроля за охраной недр <*>
Сноска. Положение дополнено новой главой согласно постановлению Правительства РК от 19.06.99г. N 810 P990810_ .
6. Для выполнения поставленной задачи органы государственного контроля за охраной недр осуществляют:
контроль за соблюдением всеми недропользователями установленных законодательством требований по охране недр на всех этапах недропользования;
разработку совместно с соответствующими министерствами, государственными комитетами, иными центральными и местными исполнительными органами мер профилактического характера, направленных на обязательное выполнение требований законодательства о недрах;
формирование совместно с научно-исследовательскими институтами научно- и технически обоснованных требований по охране недр при осуществлении операций по недропользованию;
рассмотрение и согласование ежегодных проектов (планов) развития добычных и вскрышных работ, нормативов потерь и разубоживания по объектам недропользования полезных ископаемых, а при существенных изменениях проекта на 30 % и более по объему и направлению работ проводят повторное согласование;
выявление и анализ причин и условий возникновения нарушений требований по охране недр;
регулярное обобщение практики применения законодательства о недрах и разработку предложений по его совершенствованию;
анализ государственного учета потерь полезных ископаемых при добыче и их переработке;
контроль за соблюдением правил и норм по охране и рациональному использованию недр при проведении геологоразведочных работ и попутной добыче полезных ископаемых, в том числе для отбора промышленно-технологических проб;
контроль за фактическим соответствием выполняемых геологоразведочных работ и добычи полезных ископаемых проектным решениям, обоснованностью показателей извлечения полезных ископаемых и всех полезных компонентов при их добыче;
контроль за консервацией в установленном порядке месторождений полезных ископаемых и их отдельных участков;
контроль за сохранностью недропользователями в установленном порядке геологической, маркшейдерской, технической и другой документации;
контроль за обеспечением полноты опережающего геологического изучения недр для достоверной оценки величины и структуры запасов полезных ископаемых, месторождений и участков недр, предоставляемых в недропользование, в том числе для целей, не связанных с добычей;
контроль за обеспечением полноты извлечения полезных ископаемых;
контроль за сохранностью недр от обводнения, пожаров и других стихийных факторов, снижающих их качество или осложняющих эксплуатацию и разработку месторождений;
использование недр в соответствии с требованиями законодательства по охране окружающей природной среды, предохраняющими недра от проявлений опасных техногенных процессов при Разведке, Добыче, а также строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с Добычей;
контроль за достоверностью учета извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов и продуктов переработки минерального сырья и отходов производства на обогатительных заводах (фабриках);
предотвращение загрязнения недр при проведении операций по недропользованию, особенно при подземном хранении нефти, газа, или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов, сбросе сточных вод;
обеспечение экологических требований при складировании и размещении промышленных и бытовых отходов в целях предотвращения их накопления на площадях водосбора и местах залегания подземных вод. <*>
Сноска. Пункт 6 - с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства РК от 19.06.99г. N 810 P990810_ .
Права органов государственного контроля
за охраной недр
7. Органам государственного контроля за охраной недр предоставляется право:
проводить обследование объектов недропользования по вопросам пользования и охраны недр с выдачей предписаний на имя первого руководителя недропользователя об устранении нарушений;
привлекать по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами, государственными научно-исследовательскими институтами, а также недропользователями их специалистов для проведения необходимых обследований;
запрашивать объяснения руководителей недропользователей по вопросам, связанным с нарушением установленных законодательством требований по охране недр при осуществлении недропользования;
применять к недропользователям, нарушающим требования законодательства о недрах, меры административного взыскания в виде наложения штрафов, а также передавать материалы в правоохранительные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности;
в установленном порядке и в случаях, предусмотренных законодательством, приостанавливать и запрещать работы, связанные с недропользованием;
вносить в министерства, государственные комитеты и иные центральные исполнительные органы предложения по вопросам, входящим в компетенцию органов государственного контроля за охраной недр;
участвовать в установленном порядке в комиссиях по выбору площадок под строительство на площадях залегания полезных ископаемых; в технических комиссиях по расследованию различного рода аварий и пожаров, связанных с проблемами охраны недр (потеря запасов минерального сырья, ухудшение их качества и т. д.); в комиссионных обследованиях подготовительных выработок и очистных забоев при резком изменении горногеологических условий и необходимости принятия решения о целесообразности дальнейшего ведения работ.
Осуществление проверок органами
государственного контроля за охраной недр
8. Органами государственного контроля за охраной недр по результатам проверки составляется акт проверки, в котором содержится перечисление проведенных работ, характеристика нарушений, указываются причины, вызвавшие их, последствия, к которым они могут привести или привели, виновные должностные лица, даются предписания с конкретными сроками по устранению нарушений.
9. С содержанием акта проверки в обязательном порядке ознакамливаются под роспись должностные лица, осуществляющие недропользование и имеющие отношение к отмеченным фактам нарушений. Один экземпляр акта проверки вручается проверяемой стороне.
10. Объяснения и возражения руководителя организации и акт проверки представляются руководителю территориального органа государственного контроля за охраной недр, который обязан в двухнедельный срок рассмотреть их и принять соответствующее решение.
11. Решение, принятое территориальными органами государственного контроля за охраной недр по результатам проверок, может быть обжаловано в Комитет геологии и охраны недр Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан или в судебном порядке. <*>
Сноска. Пункт 11 - с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства РК от 19.06.99г. N 810 P990810_ .
12. Недропользователи обязаны предоставлять должностным лицам органов государственного контроля за охраной недр геологическую, гидрогеологическую, производственно-техническую, проектно-сметную и иную документацию, давать объяснения по вопросам охраны недр, создавать необходимые условия для проведения проверок (обеспечение транспортом, служебными и жилыми помещениями, средствами связи), а также для производства контрольного определения разведанного, добытого, отгруженного и переработанного минерального сырья непосредственно на проверяемом объекте.
13. Органы государственного контроля за охраной недр проводят свою работу в тесном взаимодействии с местными исполнительными органами.
14. Органы государственного контроля за охраной недр несут ответственность за своевременное и правильное осуществление возложенных на них функций, строгое соблюдение интересов государства как собственника недр в вопросах недропользования.
Государственные инспекторы по охране недр должны иметь удостоверение установленного образца. <*>
Сноска. Пункт 14 - с дополнениями, внесенными постановлением Правительства РК от 19.06.99г. N 810 P990810_ .
15. Возложение на органы государственного контроля за охраной недр функций, предусмотренных настоящим Положением, не освобождает Компетентные органы и недропользователей от обязанностей систематически контролировать выполнение установленных требований по охране недр и не снимает с должностных лиц организаций, а также граждан, осуществляющих операции по недропользованию, персональной ответственности за соблюдение порядка пользования недрами.
16. Не допускается вмешательство какого-либо должностного лица или органа в процесс осуществления государственного контроля за охраной недр, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. <*>
Сноска. Положение дополнено новым пунктом 16 согласно постановлению Правительства РК от 19.06.99г. N 810 P990810_ .
17. Неправомерные действия должностных лиц, препятствующих выполнению служебных обязанностей по осуществлению государственного контроля за охраной недр, влекут за собой ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан. <*>
Сноска. Положение дополнено новым пунктом 17 согласно постановлению Правительства РК от 19.06.99г. N 810 P990810_ .