1. Утвердить Программу совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1996-1998 годы (прилагается).
2. Государственному комитету Республики Казахстан по статистике и анализу:
в двухмесячный срок внести предложения по приведению своей структуры в соответствие с целями и задачами Программы;
ежегодно докладывать Правительству Республики Казахстан о ходе реализации Программы.
3. Министерству экономики и Министерству финансов Республики Казахстан ежегодно предусматривать в республиканском бюджете средства, необходимые для реализации Программы.
Заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 октября 1996 г. N 1244
Программа
совершенствования государственной статистики
в Республике Казахстан на 1996-1998 годы
I. Необходимость дальнейшего совершенствования
статистики Казахстана
Программа совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1996-1998 годы разработана в соответствии с Программой действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы.
В рамках прежней Государственной программы Республики Казахстан по перестройке статистики, первичного и бухгалтерского учета в народном хозяйстве, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 29 декабря 1992 г. N 1098 P921098_ "О Государственной программе Республики Казахстан по перестройке статистики, первичного и бухгалтерского учета в народном хозяйстве", были сделаны первые шаги по переходу на международную статистику в реальном секторе экономики, финансовой и банковской сферах.
Осуществлен комплекс мероприятий, заложивший основы для перехода на Систему Национальных Счетов (СНС) ООН, разработки межотраслевых балансов по схеме СНС, реформирования финансовой и банковской статистики. Созданы новые для республики разделы статистики: внешнеэкономических связей, платежного баланса, цен, домашнего хозяйства. В соответствии с международными требованиями начали реформироваться другие отрасли статистики.
Перестройка статистики позволила:
внедрить расчеты валового внутреннего продукта (ВВП) и других макроэкономических показателей;
освоить методологию и составление платежного баланса республики;
создать сеть по регистрации цен и тарифов во всех основных секторах экономики и начать развивать статистику цен для углубленного анализа изменения уровня жизни населения;
освоить и расширить статистику внешнеэкономической деятельности, в том числе таможенную статистику;
начать работы по систематизации показателей финансовой, банковской и денежной статистики;
внедрить статистические наблюдения за деятельностью новых рыночных структур: малых предприятий, кооперативов, хозяйственных товариществ, фермерских и крестьянских хозяйств;
создать Государственный регистр хозяйствующих и иных субъектов Республики Казахстан как действенный инструмент для перехода статистики к выборочным методам обследования;
перейти в экспериментальном порядке на выборочные методы обследования отдельных вопросов по статистике сельского хозяйства и ряду других отраслей;
наладить сбор оперативных сведений о занятости населения, состоянии оплаты труда в различных отраслях экономики;
усовершенствовать систему статистического наблюдения за бюджетами семей как важнейшего источника информации, характеризующего уровень жизни населения.
Однако все эти работы недостаточны для преодоления отрыва от системы учета и отчетности, принятой в мировой практике.
Одним из основных направлений Программы действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы является переход на новый уровень информационно-статистического обеспечения управления экономикой. Оно предусматривает дальнейшее совершенствование методологии и методов первичного учета и отчетности, продолжение работ в части реформирования статистики республики путем институциональной реорганизации Госкомстата, создания системы финансово-экономического мониторинга, улучшения базы экономических данных.
В среднесрочной перспективе должны быть осуществлены комплексный пересмотр всей системы первичного учета и статистики, приведение ее в соответствие с международными стандартами при максимальном использовании накопленного опыта.
Особую значимость приобретает улучшение статистики национальных счетов и платежного баланса. Должна быть разработана комплексная система сбора, оценки и анализа первичных данных.
В рамках статистики платежного баланса продолжится работа по разграничению счетов резидентов и нерезидентов, во внешнеторговой статистике необходимо перейти к проведению систематических обследований респондентов.
Внедрение в течение 1996-1997 годов новых планов счетов Национального Банка Республики Казахстан и банков второго уровня позволит формировать информацию, имеющую важное значение для статистики национальных счетов, финансового рынка, платежного баланса и государственных финансов.
Завершение работ по компьютеризации процесса обработки форм таможенных деклараций позволит улучшить мониторинг и повышение качества статистики внешнеэкономических связей.
Особое внимание должно быть уделено статистике отношений собственности, рынков товаров, капитала, труда, ценных бумаг, страхового рынка и другим разделам статистики, характеризующим реформу производственных отношений.
Необходимо повысить качество статистической информации для анализа и оперативной оценки экономической ситуации, прогнозирования экономического развития республики и принятия решений.
Для обеспечения дальнейшего совершенствования статистики республики должна быть создана соответствующая нормативно-правовая база, осуществляться переподготовка и повышение квалификации кадров в области статистики и информационных технологий.
II. Цели и задачи совершенствования
статистики Казахстана
В соответствии с Программой действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы дальнейшее совершенствование методологии первичного учета и отчетности заключается в совершенствовании статистики реального сектора экономики на основе внедрения признанных международной практикой методов и методологий, а также современных информационно-технологических средств обработки и публикации данных.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
продолжить выполнение комплекса работ по приведению системы статистических показателей республики в соответствие с требованиями международных экономических и финансовых организаций и обеспечению их сопоставимости;
обеспечить дальнейшее внедрение Системы Национальных Счетов (пересмотренный вариант - 1993 год);
разрабатывать межотраслевые балансы производства и использования продукции (работ, услуг), в том числе за 1997 год, по расширенной программе;
участвовать в программах ОЭСР, Статкомитета СНГ по международным сопоставлениям ВВП и расчета паритета покупательной способности (ППС) валют в целях достижения сравнимости важнейших макроэкономических показателей республики с аналогичными данными стран ближнего и дальнего зарубежья;
пересмотреть формы финансовой и денежно-кредитной статистики в связи с введением новой системы бухгалтерского учета;
совершенствовать статистику платежного баланса, уделив особое внимание связи с национальными счетами и разграничению счетов резидентов и нерезидентов;
совершенствовать статистику внешнеэкономической деятельности в условиях Таможенного союза;
создать информационную систему по рынкам важнейших товаров;
создать на базе Государственного регистра хозяйствующих и иных субъектов статистические регистры по всем разделам статистики;
внедрить систему статистических классификаторов, гармонизированных с международными аналогами;
создать на новой технической базе и с использованием современных программных средств информационно-вычислительную систему статистики с новыми информационными технологиями;
совершенствовать методы статистического наблюдения, технологии сбора, обработки и публикации статистических данных;
совершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации кадров в области статистики и информационных технологий.
III. Основные направления совершенствования
статистики Казахстана
1. Система статистических показателей
Состояние дел. Переход экономики Казахстана на рыночные отношения определяет необходимость разработки принципиально нового состава экономических показателей и методологии их исчисления. Нынешний состав показателей статистической отчетности, особенно срочной, все еще перегружен производственно-технической информацией и во многом сохраняет остатки прежней системы показателей, построенной на основе баланса народного хозяйства.
Цель. Получение достаточно полной и адекватной информации о процессах, характеризующих переход к рыночной экономике.
Основные мероприятия. Будут пересмотрены подходы к формированию централизованной и нецентрализованной отчетности, отражающей:
формирование новых отношений собственности, развитие экономической самостоятельности предприятий и дальнейшую демонополизацию производства, эффективность работы различных типов предприятий в условиях рыночной экономики;
формирование и обеспечение сбалансированности потребительского рынка, рынка средств производства и ценных бумаг, развитие рыночной инфраструктуры, движение цен;
финансовые аспекты воспроизводства, банковской деятельности и денежного обращения, состояние финансового баланса и консолидированного бюджета, доходов и расходов предприятий, населения, кредитных вложений;
межгосударственные и межрегиональные хозяйственные связи и другое.
Продолжится совершенствование системы макропоказателей, характеризующих социально-экономическое положение Казахстана.
Международные сопоставления уровней экономического развития страны получат дальнейшее продолжение, и главной задачей в этом направлении будет овладение принятой в мировой практике методологией, подготовка необходимой информации с привлечением специалистов национальных и международных организаций.
2. Статистика национальных счетов
Состояние дел. В результате реализации мероприятий, предусмотренных предыдущей Государственной программой по перестройке статистики в республике, создана основа для ведения статистики Национальных счетов. На имеющейся информационной базе были проведены экспериментальные расчеты текущих счетов и счета операций с капиталом СНС по данным, начиная с 1990 года. Расчеты осуществлялись в соответствии с концепцией СНС 1993 года, рекомендациями международных экспертов и Статкомитета СНГ. Экспериментальные расчеты по финансовому счету, счету "остальной мир", а также по разработке межотраслевого баланса (МОБ) по краткой схеме СНС проводились на данных за 1994 год.
Цель. Дальнейшее совершенствование расчетов по текущим счетам и счету операций с капиталом СНС, в том числе расчетов ВВП производственным методом и методом конечного использования, формирование взаимосогласованной системы счетов по секторам экономики.
Основные мероприятия. Для достижения поставленной цели будет обеспечена полнота охвата новых видов экономических операций и скрытой деятельности институциональных единиц путем освоения современных методов статистического наблюдения, модернизации системы сбора и обработки данных, расширения и улучшения статистической информации.
На этой основе будет повышено качество оценок ВВП, рассчитанного как производственным методом, так и методом конечного использования, и сокращена величина статистического расхождения между ними.
Система Национальных Счетов предполагает разделение экономики на институциональные секторы и составление по каждому сектору набора счетов. В рамках предыдущей Программы по совершенствованию статистики, первичного и бухгалтерского учета выполнены экспериментальные расчеты счетов внутренней экономики по институциональным секторам. Однако в силу определенного несоответствия счетов по государственным финансам и по финансовым потокам банковской статистики с требованиями СНС предполагается в сотрудничестве с соответствующими ведомствами произвести дальнейшую доработку этих счетов. Внедрение новой бюджетной классификации доходов и расходов в секторе органов государственного управления, новых стандартов бухгалтерского учета в секторе нефинансовых и финансовых корпораций позволит улучшить качество расчетов счетов по институциональным секторам экономики, что обеспечит макроэкономическую согласованность СНС и других статистических систем (платежного баланса, статистики государственных финансов, банковской статистики).
Особое значение придается построению межотраслевого баланса производства и использования продукции (работ, услуг) по расширенной программе, которое планируется осуществить в 1997-2000 годах. Межотраслевой баланс производства и использования продукции (работ, услуг) представляет собой интегрированную балансовую таблицу, отражающую сложные экономические взаимоотношения между поставщиком и потребителем в процессе производства и использования ВВП, и является важнейшим источником информации для комплексного исследования совокупного спроса и предложения, межотраслевых пропорций, изучение структуры действующей системы цен и факторов ее формирования, источников потребления и накопления, экспорта и импорта, эффективности капитальных вложений. Будет проведено единовременное обследование результатов финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц (хозяйствующих субъектов), в котором предполагается охватить около 50 тысяч предприятий. В условиях ограниченности республиканского бюджета и недостатка опыта разработки МОБ по СНС в новых условиях предполагается получение технической помощи от международных организаций.
3. Статистика финансов
Состояние дел. В ходе реализации Государственной программы по перестройке статистики в 1993-1995 годах пересмотрены существующие и введены новые формы статистической отчетности, проведен ряд обследований. В частности, введены показатели, характеризующие структуру доходов и расходов предприятия, выделены источники их образования, введена отчетность о деятельности коммерческих банков и страховых организаций, о состоянии взаиморасчетов предприятий и задолженности по заработной плате.
Однако изменившиеся условия хозяйствования в связи с переходом к рыночной экономике требуют новых подходов к разработке и реализации методологических принципов, методических приемов и способов построения системы статистических показателей, организации статистических наблюдений.
Цель. Формирование реального представления о состоянии, динамике и структуре национальных финансов, денежно-кредитной системе, а также разработка аналитического подхода к отражению важных процессов перехода к рыночной экономике на уровне отдельной хозяйственной единицы.
Основные мероприятия. В рамках новой Программы предусматривается дальнейшее совершенствование в соответствии с международными стандартами финансовых показателей всех разделов статистики финансов: статистики государственных финансов, денежно-кредитных отношений, базисной статистики, финансов предприятий; кроме того, предполагается совершенствование используемых методов анализа данных и их взаимосвязи.
Важнейшей составной частью статистики финансов выступает сектор государственных финансов. В данном секторе подготовлена к внедрению новая бюджетная классификация, приближенная к общепринятым международным стандартам, в части группировки доходов, расходов и определения дефицита бюджета.
Проблемными остаются вопросы учета заемных средств, расчетов с банками, страховыми организациями, использования внебюджетных фондов, а также статистики государственного долга.
Усиление финансового контроля требует более совершенных методов анализа статистики банковской системы, организации постоянного наблюдения за такими показателями как рост потребностей сектора государственного управления и других секторов экономики Республики Казахстан в заемных и ликвидных средствах, их целевого использования и иных аналитических показателей.
В связи с возрастающей ролью рынка ценных бумаг и необходимостью учета в доходах органов государственного управления и предприятий доходов от операций с ценными бумагами (акциями, облигациями и т. д.) требуется создать систему показателей статистики ценных бумаг.
Внедрение новой системы бухгалтерского учета влечет за собой перестройку структуры баз данных, изменение всех статистических форм. Существенные изменения в системе показателей внедряемого бухгалтерского баланса и акцентирование их на анализе платежеспособности предприятия требует пересмотра ранее принятых методов анализа и расчета основных показателей, характеризующих финансовую деятельность предприятий.
В дальнейшем по мере структурной перестройки экономики страны намечается переход от отраслевой статистики к статистике предприятий, позволяющей оценить степень устойчивости в финансовом отношении отдельных секторов экономики.
Функционирование механизма перераспределения средств между регионами и внутри регионов требует определения общего объема финансовых ресурсов по отдельным территориям и в государстве в целом.
4. Статистика отраслей экономики
Состояние дел. Статистика отраслей экономики претерпела отдельные изменения в соответствии с условиями переходного периода и Системой Национальных Счетов. Однако эти изменения носят фрагментарный характер, не позволяют комплексно оценивать деятельность отдельного хозяйствующего субъекта, независимо от его отраслевой принадлежности. Существующие формы статистической отчетности не являются интегрированными, а ориентированы на описание отдельных специфических сторон отрасли. При этом ряд финансовых, трудовых и других показателей собирается с помощью отдельных форм статотчетности.
Цель. Основной целью совершенствования статистики отраслей экономики является получение более комплексной информации, необходимой для всестороннего статистического изучения экономики Казахстана и ее структурной перестройки.
Основные мероприятия. Главной задачей этого периода будет переход от отраслевой статистики к статистике предприятий, что позволит:
глубоко проанализировать функционирование рынков труда, капитала, товаров и услуг;
обеспечить необходимой информацией проведение мониторинга рынков важнейших товаров;
проводить комплексную экономическую, демографическую и социологическую характеристику производителей;
оценить масштабы и направления инвестиционных потоков, определить устойчивые и неустойчивые в финансовом отношении секторы экономики;
проследить взаимосвязь между производством и экологией.
Анализ данных статистики предприятий и сопоставление со статистикой национальных счетов позволит сделать более точными расчеты по оценке "теневой" экономики. Переориентация на статистику предприятий значительно улучшит возможности для международных сопоставлений.
Практические шаги по формированию статистики предприятий предполагают проведение анализа состояния существующей информационной базы, выработку методологических принципов выделения типов хозяйствующих субъектов по отраслям экономики, разработку системы показателей для комплексной характеристики их деятельности, а затем и интегрированных форм государственной статистической отчетности.
Важной на ближайшую перспективу представляется задача развития статистики производства, которая может идти в двух направлениях: путем создания статистики предприятий в целом и на основе совершенствования традиционных методов базисной статистики отдельных отраслей (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, сферы услуг и т. д.). Приоритетным будет первое направление, которое повлечет за собой радикальную смену модели построения информационных потоков.
4.1. Статистика аграрного сектора
Состояние дел. В процессе реализации Государственной программы по перестройке статистики в 1993-1995 годах не удалось решить многие проблемы, влияющие на организацию выборочного статистического наблюдения, систему сбора и обработки данных, их обобщения и анализа в условиях резкого изменения структуры сельскохозяйственного производства и значительного увеличения количества хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве. Эти обстоятельства обусловливают необходимость дальнейшего совершенствования методов статистического наблюдения за деятельностью сельскохозяйственных формирований, создания статистического регистра занятых в сельскохозяйственном производстве, координацию работ по обобщению и анализу статистических данных.
В 1995 году для отработки методологии выборочных статистических наблюдений в сельском хозяйстве начато экспериментальное обследование (во всех категориях товаропроизводителей) производства сельскохозяйственной продукции в пяти районах Алматинской области, с последующим охватом в 1996 году всех районов этой области. В текущем году к проведению выборочного обследования посевов сельскохозяйственных культур дополнительно подключены Восточно-Казахстанская и Кокшетауская области. Данная работа проводится при поддержке статистической службы Департамента сельского хозяйства США.
Госкомстатом подготовлен к рассмотрению и утверждению инструментарий по проведению сельскохозяйственной переписи в 1998 году, сделаны расчеты материальных ресурсов и денежных средств.
Цель. Создание методологической и технической базы для замены сплошного сбора статистической информации выборочным наблюдением, подготовка необходимого инструментария, обучение и повышение квалификации кадров.
Основные мероприятия. Основой статистического учета в предстоящий период станет сельскохозяйственная перепись, на базе которой будут созданы регистры индивидуальных товаропроизводителей, уточнена структура посевных площадей, многолетних насаждений, численность скота, материально-техническая база.
На основе создания соответствующего программно-технологического обеспечения будет формироваться распределенная по времени обследований выборочная сеть, обеспечивающая потребности в сельскохозяйственной статистике. Это позволит в 1997 году перейти на выборочные наблюдения по отдельным аспектам растениеводства и животноводства в масштабе всей республики.
4.2. Статистика индустриального сектора
Состояние дел. В рамках Государственной программы по перестройке статистики в 1993-1995 годах осуществлен ряд мероприятий по совершенствованию действующей статистики промышленности, геологоразведочных работ, науки и научно-технического прогресса, капитального строительства. Были пересмотрены общеметодологические положения формирования статистики указанных отраслей, схемы потоков информации, технология сбора и обработки данных, сокращены и актуализированы статистические показатели; проведены работы по совершенствованию анализа и публикации статистических данных.
Вместе с тем проводимые мероприятия носили, в основном, фрагментарный характер. Из-за низкого уровня технической оснащенности органов статистики не удалось обеспечить переход на методы и способы наблюдения, принятые в мировой практике, что не позволяет адекватно отражать реальное состояние экономики отраслей и происходящие в них структурные изменения.
Цель. Дальнейшее реформирование статистики индустриальных отраслей с учетом международной практики, совершенствование информационных технологий и на их основе обеспечение формирования статистической информации, отличающейся высокой надежностью, качеством, полнотой, своевременностью и объективностью, адекватно отражающей процессы, происходящие в экономике республики.
Основные мероприятия. В условиях структурного реформирования экономики республики предполагается и соответствующее реформирование статистики индустриального сектора.
Для чего необходимо:
продолжить работу по систематизации единиц статистического наблюдения, перейти на международную систему классификации и кодирования статистической информации и создать единую метабазу информационной системы указанных отраслей;
создать статистический регистр хозяйствующих субъектов индустриального сектора экономики и на его базе внедрить выборочные методы наблюдения, обеспечивая полноту охвата статистического отслеживания деятельности всех хозяйствующих субъектов;
наряду с развитием системы отраслевых статистических обследований сформировать специальные системы наблюдения, с учетом не только их отраслевой принадлежности, но и в зависимости от типа предприятий, используя комплексный подход к формированию системы показателей - организацию статистики предприятий;
продолжить работу по совершенствованию статистических методов обследования предприятий малой индустрии (цехов) по переработке сельскохозяйственной продукции и сырья;
для оперативного наблюдения за деятельностью крупных и средних предприятий, определяющих основной экономический потенциал республики, обеспечить внедрение мониторинга предприятий с разработкой системы статистических показателей для обеспечения комплексной характеристики их деятельности;
продолжить работы по совершенствованию методологической и организационной основы статистики индустриального сектора, систематически взаимодействуя по этим вопросам с международными организациями и со статистическими службами других стран.
4.3. Статистика сектора услуг
Состояние дел. В рамках Государственной программы по перестройке статистики в 1993-1995 годах продолжалась работа по совершенствованию системы экономических показателей внутренней торговли, транспорта и связи, бытовых услуг, жилищно-коммунального хозяйства с тем, чтобы использовать их в создаваемой статистике национальных счетов, при проведении международных сопоставлений валового внутреннего продукта, разработке платежного баланса.
При этом сохранены отраслевой принцип и метод сплошного учета. Попытки несплошного учета были сделаны в статистике внутренней торговли на вещевых и смешанных рынках.
Однако многие проблемы, коренным образом влияющие на организацию статистического наблюдения, систему сбора и обработки данных, их обобщения и анализа, решить не удалось. В условиях формирования современных товарных рынков и интеграции их в мировую экономику процессы их движения не нашли своего отражения в статистике. Отдельные мероприятия по реорганизации статистики проводились без их системной увязки между собой, и эффективность их была незначительной.
Цель. Конечной целью программы совершенствования статистики услуг является введение национальной системы экономических показателей по статистике товарных рынков и услуг, которые бы отражали реальное положение в этой сфере и были бы сопоставимы на международном уровне.
Основные мероприятия. Поставленная цель должна быть достигнута, главным образом, на основе использования результатов создания информационной сети развития рынков важнейших товаров и проведения статистических обследований хозяйственной деятельности предприятий и домашних хозяйств. Достижение этой цели позволит отслеживать текущее экономическое положение, составлять прогнозы и определять тенденции развития сферы товарных рынков и услуг на республиканском и региональных уровнях по современной методологии, а также отражать степень их сбалансированности с денежными доходами домашних хозяйств.
Особое внимание будет уделено развитию статистики рынков важнейших товаров с целью обеспечения оперативного их мониторинга.
Предполагается разработка методологических пособий и инструментария, проведение экспериментальных обследований по учету всех видов услуг, включая транспорт и связь, розничную и оптовую торговлю, бытовые и коммунальные услуги.
5. Социальная и демографическая статистика
5.1. Социальная статистика
Состояние дел. Статистическое наблюдение социальной сферы и окружающей среды имеет многоотраслевой аспект и охватывает такие важные отрасли как образование, здравоохранение, культура, социальная защита, уголовно-правовая статистика, экология. При этом сбор информации осуществляется органами статистики, отраслевыми министерствами и государственными комитетами.
Во всех перечисленных отраслях в последние годы проводились отдельные мероприятия по совершенствованию социальной статистики, которые, однако, не позволили принципиально изменить методологию статистического учета.
В то же время недостаточность финансирования и происходящие изменения в системе органов управления и динамичное появление рыночных услуг в отраслях социальной сферы, а также необходимость приведения в соответствие с принятой в мировой практике системой статистических показателей требуют постоянного пересмотра и обновления информационной базы на основе совершенствования учета в социальной сфере.
В результате отсутствия отлаженной системы управления социальной сферы экономики сдерживаются работы по созданию регистра объектов социальной инфраструктуры - необходимого атрибута проведения выборочных обследований по социальным проблемам. Появилась необходимость пересмотра информационной базы в отраслях, где полностью или преимущественно сбор информации осуществляется через ведомственную отчетность. Предполагается такую работу осуществить совместно с Министерством здравоохранения Республики Казахстан в части пересмотра ведомственной статистической отчетности по здравоохранению и ввода новых форм отчетности.
Одной из серьезных проблем является отсутствие в республике единой государственной информационной базы по уголовно-правовой статистике. Положение усложняется с началом проведения судебно-правовой реформы, образованием Государственного следственного комитета, выделением следствия из органов прокуратуры и внутренних дел, появлением новых субъектов учета (налоговой полиции, таможни). В этой связи предлагается сосредоточить функции по обобщению и хранению информации уголовно-правовой статистики в орган, отделенный от функций уголовного преследования, за исключением данных оперативно-розыскной деятельности.
Не в лучшем положении находится статистика культуры, где государственная отчетность из-за отсутствия финансовых средств отменена, а ведение ведомственной отчетности осложнено различными объективными и субъективными причинами.
Цель. Пересмотр информационной базы и переход к системе статистических показателей и их оптимизация, рекомендованные международными организациями.
Основные мероприятия. С учетом международного опыта и исходя из состояния дел в отраслях социальной статистики главным направлением ее совершенствования является поэтапный переход к переписям и выборочным обследованиям по актуальным проблемам в зависимости от их характера и потребности этой информации.
Необходимо начать работу по созданию и ведению регистра объектов социальной инфраструктуры, дающего возможность организации и проведения регистрового метода выборочных наблюдений в социальной сфере.
До полного перехода к этим методам наблюдений, включая регистровый учет, будет проводиться работа по совершенствованию действующих видов наблюдений с учетом рекомендаций ЮНЕСКО, ВОЗ и других международных организаций, а также законодательных и нормативных актов по проблемам образования, здравоохранения, экологии, правовой статистики и другим отраслям.
В целях перехода в 1997-1998 годах на новые условия, в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО о дальнейшем развитии системы образования на основе принципов равенства образовательных прав, непрерывности образовательного процесса, дальнейшей интеграции в международную образовательную систему, а также законодательными и нормативными актами о реорганизации сети учебных заведений, гармонизации специальностей на основе нового перечня программ обучения согласно международной стандартной классификации образования совместно с Министерством образования Республики Казахстан, необходимо осуществить пересмотр всей информационной базы по образованию.
Будет совершенствоваться система статистических показателей и информационная база ведомственного статистического наблюдения по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Казахстан. Аналогичная работа по совершенствованию ведомственных статистических наблюдений будет проводиться по уголовно-правовой статистике, по статистике культуры, социальной защиты и другим разделам социальной статистики.
5.2. Статистика домашнего хозяйства
Состояние дел. В статистике домашнего хозяйства в настоящее время используется довольно ограниченная по своим возможностям программа обследования, которая в основном пригодна только для учета денежных доходов и расходов домашних хозяйств. В связи с этим в последние годы для обеспечения полноты информации внедрялись отдельные дополнительные обследования: "Доходы отличных подсобных хозяйств", "Группировка семей по потреблению продуктов питания и уровню доходов", "Обследования запасов продуктов питания, кормов и топлива", "Обследования имущества домашних хозяйств" и "Распределение населения по среднедушевому денежному доходу".
Завершено изучение предложенных Статкомитетом СНГ рекомендаций к разработке новой программы обследования домашних хозяйств, где предусматриваются современные методы учета трудовых доходов, включающих в себя все денежные доходы, доходы от личных подсобных хозяйств, оплату наемного персонала и пособия по безработице, учет всех расходов и их структуру, распределение домашних хозяйств и населения в них по размеру среднедушевого номинального и располагаемого денежного дохода и другие немаловажные позиции.
Требуется совершенствование работы по новым направлениям, которые необходимы при исчислении совокупного дохода на члена семьи для оказания социальной помощи нуждающимся домохозяйствам, определении размера среднедушевого прожиточного минимума, а также черты бедности.
В соответствии с предыдущей Государственной программой по перестройке статистики в рамках создания статистики национальных счетов проводились работы по подготовке методологии построения счетов для сектора домашних хозяйств, которые требуют дальнейшего совершенствования в этом направлении.
Цель. Переход от разовых мероприятий к комплексным программам обследования домашнего хозяйства путем реализации мероприятий по повышению репрезентативности выборки и внедрения пакета прикладных программ, отражающих новые подходы к разработке системы показателей, разносторонне характеризующих уровень жизни населения.
Основные мероприятия. Предполагается усовершенствовать методологические подходы применения сети домашних хозяйств для проведения многоцелевых выборок, в том числе в целях использования в Системе Национальных Счетов. При этом первоочередной задачей будет организация статистического наблюдения по системе показателей производства и личного потребления в домашних хозяйствах для СНС.
Основными направлениями в оценке уровня жизни населения определить:
внедрение новой программы обследования по рекомендациям Статкомитета СНГ и полный переход к ней;
адаптацию программы обследования "Измерение уровня жизни", проводимого по линии проекта технической помощи Мирового Банка "Социальная защита" в условиях Казахстана и организацию аналогичного обследования через сеть домашних хозяйств.
Эти мероприятия будут проведены по следующим этапам.
1. Внедрение новой программы обследования домашних хозяйств для того, чтобы осуществить полный переход к ней, начиная с 1997 года.
2. Создание новой сети домашних хозяйств, которая обеспечит:
оценку макропоказателей путем их досчета на основе полученной информации через эту сеть;
оценку уровня жизни населения через систему показателей, отвечающую международным стандартам.
3. Адаптация программы обследования "Измерение уровня жизни", проводимого по линии проекта технической помощи Мирового Банка "Социальная защита", в целях организации аналогичного обследования с периодичностью 1 раз в год, которое будет являться по своей сути многоцелевой выборкой, охватывающей проблемы рынка труда, социальных процессов и другие.
5.3. Статистика труда и занятости
Состояние дел. Предусмотренные Государственной программой по перестройке статистики в области статистики труда и занятости населения работы выполнены с участием Международной Организации Труда (МОТ), Министерства труда Республики Казахстан и других министерств и государственных комитетов.
Основными результатами реализации этих мероприятий (работ) являются: разработка и утверждение Инструкции по статистике численности и заработной платы работающих по найму, Методических положений по определению показателей рабочей силы, занятости населения и безработицы. Методологии по определению стоимости издержек на рабочую силу, а также организация и проведение международного семинара и другие.
Ограниченность финансовых средств сдерживает проведение обследований по изучению уровня и динамики издержек на рабочую силу, необходимых при разработке политики оплаты труда. Эта информация является также основой для переговоров между партнерами по тарифному соглашению для обеспечения сопоставимого анализа стоимости затрат на рабочую силу и доходов наемного персонала.
Актуальны на сегодняшний день материалы выборочного обследования численности работников и заработной платы по основным профессиям рабочих и должностям служащих. Для проведения этой работы необходима разработка и внедрение Министерством труда Республики Казахстан Единого классификатора профессий рабочих и должностей служащих (ЕТКС).
В целях совершенствования методологии расчета баланса трудовых ресурсов, в частности актуализации данных по численности экономически активного населения, самостоятельно занятых, трудоспособного населения, занятого в домашнем хозяйстве, и др., необходимо периодическое проведение выборочного обследования населения по вопросам рынка труда.
Цель. Актуализация и отслеживание показателей статистики оплаты труда, занятости, безработицы, издержек на рабочую силу в соответствии с рекомендованными Международной Организацией Труда резолюциями и Конвенцией по статистике труда; внедрение в практику статистики международных норм и стандартов.
Основные мероприятия. В условиях многообразия форм собственности и перехода к рыночным отношениям возникает необходимость внедрения в статистику труда и занятости новых понятий и категорий, принятых в международной практике, а также углубление разработки баланса трудовых ресурсов и его совершенствование с учетом применения в СНС.
В соответствии с рекомендациями МОТ более широко и на научной основе будут проведены обследования по изучению стоимости рабочей силы, численности работников и заработной платы по основным профессиям и должностям в отдельных отраслях экономики республики, а также усовершенствована методика расчета баланса трудовых ресурсов. В 1997-1998 годах предполагается осуществить переход на методы выборочного обследования предприятий.
В целях обеспечения международной сопоставимости показателей национальной статистики, а также для применения в СНС ежегодно будут пересматриваться и корректироваться действующие статистические формы отчетности и методологический инструментарий по оплате труда и занятости.
5.4. Демографическая статистика
Состояние дел. В программе действий Международной конференции по народонаселению и развитию, принятой в сентябре 1994 года в г. Каире, определена стратегия в области народонаселения по широкому кругу проблем на ближайшие 20 лет, в которой указывается, что достоверные, надежные, актуальные и сопоставимые на международном уровне данные составляют основу для разработки, осуществления, контроля и оценки социальной политики и национальной программы развития.
Система показателей по статистике населения, применяемая статистическими органами, в основном соответствует перечню приоритетных показателей Межучрежденческой рабочей группы (ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ПРООН, статистический отдел секретариата ООН).
Программой развития ООН предусмотрено ежегодное участие Госкомстата Республики Казахстан в Глобальном отчете по человеческому развитию, который охватывает широкий круг вопросов, составляющих главные аспекты жизни людей в обществе, в том числе и демографию.
В настоящее время Госкомстатом Республики Казахстан осуществляется разработка и внедрение комплекса работ "Демографические расчеты", который представляет собой совокупность выполняемых на ПЭВМ взаимосвязанных статистических работ, обеспечивающих получение информации, характеризующей изменение во времени численности и структуры населения по возрасту и полу и демографических процессов в территориальном разрезе. Внедрение этих расчетов позволит:
1) производить текущие расчеты половозрастного состава населения - одной из важнейших характеристик населения, которые представляют интерес не только с чисто демографической, но и с социально-экономической точки зрения;
2) построить таблицы смертности, упорядоченного ряда взаимосвязанных величин, на основании которых определяется ожидаемая (средняя) продолжительность жизни, используемые ООН в качестве одного из важнейших индикаторов измерения развития человека;
3) построить таблицы рождаемости, позволяющие осуществить более глубокий и детальный анализ уровня рождаемости с использованием суммарного коэффициента рождаемости, нетто-(брутто-) коэффициентов воспроизводства населения.
Статистические исследования населения в условиях переходного периода актуальны, поскольку как в целом по стране, так и по отдельным регионам наблюдаются негативные демографические процессы, связанные с ухудшением показателей рождаемости, повышением смертности, снижением прироста населения по отдельным этническим группам и т. д., которые приводят к депопуляции (убыли) населения. Остро стоит вопрос естественного движения населения, связанного со снижением рождаемости и увеличением смертности.
Для предотвращения негативных последствий в демографическом развитии населения необходим комплекс мер, направленных на изменение количественных и качественных характеристик населения. Эти проблемы, в частности, подняты в Государственном докладе о демографической ситуации, представленном Правительству республики и Президенту. В этой связи возникает необходимость проведения специального выборочного демографического обследования, позволяющего получить углубленную и детализированную информацию о репродуктивном поведении населения. Материалы обследования будут способствовать проведению эффективной демографической политики государства и созданию демографической стабильности.
В настоящее время в республике при группировке данных по причинам смерти в демографической статистике используется Международная классификация болезней, травм и причин смерти IX пересмотра. В то же время Международная конференция по Х пересмотру Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, созванная Всемирной организацией здравоохранения в 1989 году, рекомендовала всем странам ввести ее в действие с 1 января 1993 года.
Цель. Создание и совершенствование информационной базы данных и системы демографических показателей с учетом рекомендаций международных организаций и проведение выборочных обследований по изучению демографической ситуации для выработки рекомендаций по разработке государственной демографической политики.
Основные мероприятия. Предполагается усовершенствовать информационную базу данных и статистических показателей по человеческому развитию для обеспечения ситуационного анализа и принятия необходимых решений Правительства.
Будет продолжена работа по внедрению нового комплекса "Демографические расчеты".
Намечено осуществить организацию и проведение специальных выборочных демографических обследований, позволяющих получить углубленную и детализированную информацию о репродуктивном поведении населения, и других количественных и качественных характеристик, которые будут способствовать проведению эффективной демографической политики государства и созданию демографической стабильности в республике.
Будет внедрена новая Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, которая обеспечит сопоставимость статистических данных на межрегиональном и международном уровнях.
6. Статистика внешнеэкономических связей
Состояние дел. В рамках прежней Государственной программы по перестройке статистики в части статистики внешней торговли достигнуты следующие результаты: осуществлен переход на международные стандарты, совместимые с требованиями рыночной экономики, введен статистический учет по экспорту и импорту товаров на основе обработки грузовых таможенных деклараций, введена в действие единая в рамках СНГ методология таможенной статистики внешней торговли, показатели таможенной статистики корректируются путем добавления данных по электроэнергии и природному газу, экспортируемому (импортируемому) трубопроводом.
Разработаны новые компьютерные программы, обеспечивающие большую степень гибкости. Однако компьютерное обеспечение не является достаточным для получения достоверных данных статистики внешней торговли и международных услуг. Корректировка информации осуществляется отдельными операциями по сводным показателям.
Вхождение Казахстана в Таможенный Союз создает определенные методологические проблемы в ведении учета статистики экспорта и импорта товаров.
Немаловажной проблемой является ведение учета неорганизованной торговли. Необходимо выработать методологические подходы для проведения экономических оценок и досчетов, обеспечивающих полноту учета объемов внешней торговли (включая неорганизованную).
Цель. Гармонизация статистического наблюдения за экспортно-импортными операциями между странами СНГ в условиях создания Таможенного Союза с целью получения актуальных, адекватных и детализированных данных в группировке по товарам и странам, сопоставимых с данными таможенной статистики третьих стран.
Основные мероприятия. В целях ведения торгового баланса внутри Таможенного Союза при отмене декларирования товаров предполагается разработать систему сбора информации на базе отчетности предприятий, а с третьими странами будет продолжено отслеживание на основе грузовых таможенных деклараций.
С целью обеспечения эффективной обработки торговых операций необходимы квалифицированные компьютеризированные процессы. При компьютеризации таможни будет осуществлена поэтапная передача функций формирования и предоставления таможенной статистики внешней торговли от органов государственной статистики таможенным органам.
В соответствии с осуществляемой Правительством политикой в отношении товарных бирж и биржевых товаров будет совершенствоваться статистика биржевой торговли.
Для получения более полного объема импорта и экспорта товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции и продовольствия, будут усовершенствованы методы досчета неорганизованного импорта и экспорта товаров и внедрение их в статистическую практику.
В целях повышения полноты и достоверности информации предполагается разработать систему контроля и проверки статистических данных, основанную на результатах обследования предприятий.
В 1996-1997 годах совместно с Евростатом в рамках программы TACIC будет выполнена работа по ведению учета экспорта и импорта, что позволит получить более качественную информацию.
7. Статистика платежного баланса
Состояние дел. Реализация предыдущей Госпрограммы по перестройке статистики позволила составить платежный баланс республики за 1993-1995 годы по полной схеме в соответствии с рекомендациями МВФ. При этом был уточнен состав респондентов и составлен реестр предприятий, осуществляющих внешнеэкономические операции, который позволил лучше оценить полноту охвата институционных единиц статистической отчетностью по платежному балансу. Этот перечень хозяйствующих субъектов в связи с проводимой перерегистрацией постоянно уточняется.
Вместе с тем платежный баланс еще не отражает реальную ситуацию результатов внешнеэкономической деятельности республики. По некоторым статьям платежного баланса используются оценочные показатели, так как по ним отсутствуют достаточно полные статистические данные. Значительная часть внешнеэкономических операций реального сектора остается вне рамок статистического учета. Кроме того, многие показатели в статистических формах отчета по платежному балансу являются для составителей новыми и не привязанными к существующей системе первичного учета предприятий и это приводит к тому, что не всегда правильно отражаются операции по внешнеэкономической деятельности.
Цель. Получение качественных (достоверных) данных для составления платежного баланса.
Основные мероприятия. Для достижения поставленной цели предполагается:
усовершенствовать формы статистической отчетности;
расширить полноту охвата институционных единиц путем создания гибкого реестра хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
для улучшения качества отдельных компонентов платежного баланса, отличающихся от других составляющих международной торговли услугами, внедрить в практику постоянное проведение единовременных выборочных обследований в области:
транспортных пассажирских перевозок - компаний - перевозчиков, осуществляющих свою деятельность за пределами экономической территории, резидентом которой она является;
поездок посетителей страны, приезжих (туристов) - основных потребителей услуг;
капитальных трансфертов - вывозимый (ввозимый) мигрантами капитал;
стоимостной оценки экспортируемых и импортируемых товаров "челночниками";
выработать с заинтересованными органами единые подходы к определению экспертных оценок по отдельным статьям платежного баланса.
8. Статистика цен
Состояние дел. Одной из основных работ по переходу на принятую в международной практике систему учета и статистики стало формирование статистики цен, организация статистического наблюдения за их изменением. Построение ее показателей, отвечающих международным рекомендациям, начато в 1993 году. Подготовлена и внедрена в практику работы система показателей, характеризующих инфляцию. Методика наблюдения за уровнем и динамикой цен на потребительском рынке и расчета индекса потребительских цен прошла экспертизу МВФ и признана соответствующей международным рекомендациям по получению информации о ценах.
Одновременно с разработкой системы показателей в потребительском секторе по единым методологическим принципам осуществляется ежемесячная регистрация цен по отобранному кругу товаров-представителей на продукцию производственного сектора экономики, рассчитываются индексы, позволяющие отслеживать ход либерализации цен на основные структурообразующие виды продукции в базовых отраслях экономики.
Для решения задач по организации разработки индексов цен по капитальным вложениям предпринят ряд мер по решению методологических проблем и уже с июля 1994 года обеспечен ежемесячный сбор и обработка информации об индексах цен на строительную продукцию.
В целях обеспечения международных сопоставлений в рамках СНГ и Европейской программы сопоставлений, проводимых Статкомитетом СНГ и ОЭСР, обеспечивается ежемесячное предоставление в эти организации информации о ценах по отобранному кругу потребительских товаров и услуг, ежеквартальное - по инвестиционным товарам и основным проектным моделям в строительстве.
Цель. Дальнейшее совершенствование построения показателей статистики цен в полном соответствии с методологическими подходами, принятыми в мировой практике и наиболее полно характеризующими ценовое движение во всех секторах экономики, продолжение работ по программам международных сопоставлений.
Основные мероприятия. Предполагается осуществить построение индексов цен на экспортируемую и импортируемую продукцию. Пересмотр информационных потоков, используемых в расчетах индексов цен в производственном секторе, дальнейшее совершенствование расчетов индексов цен в строительном производстве, изменение порядка сбора ценовых данных, работы по расчетам индексов потребительских цен по избранным типам домашних хозяйств, изучение структуры цен в базовых отраслях экономики и себестоимости сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Будет продолжено участие в работах по международным сопоставлениям в рамках СНГ и Европейской программы сопоставлений, позволяющее получить реальные значения паритета покупательной способности валют и проводить международные сопоставления в реальном выражении объемов потребления (использования) товаров и услуг, анализировать экономическое положение и структурные сдвиги в республике в результате проводимых реформ.
9. Методы статистического наблюдения
Состояние дел. Действующая система организации государственного статистического наблюдения, основанная на сплошном учете и отчетности, с помощью традиционно применяемых статистических методов не обеспечивает полный и качественный сбор информации (особенно от малочисленных хозяйствующих субъектов), объективно характеризующей экономические преобразования в этом секторе экономики. Данное обстоятельство обусловливает необходимость совершенствования методов статистического наблюдения за деятельностью хозяйствующих субъектов.
Цель. Переход к системе оптимального сочетания сплошных и выборочных методов наблюдения за деятельностью хозяйствующих и иных субъектов всех организационно-правовых форм и форм собственности на базе многофункциональных статистических регистров.
Крупные и средние предприятия должны быть охвачены сплошным учетом с оптимальной структурой показателей и частой периодичностью их сбора и обобщения, малочисленные хозяйствующие субъекты - выборочным учетом с незначительным числом основных показателей по их экономической деятельности.
Основные мероприятия. Для более глубокого статистического отслеживания процессов и явлений в экономике и социальной сфере республики и ее регионов предусматривается продолжение работ по пересмотру и совершенствованию всего комплекса методологических документов статистического наблюдениям с учетом мировой практики.
Основой статистического учета и отчетности в предстоящий период должны стать регулярно проводимые раз в 5 (10) лет с использованием международных методических подходов и статистической практики единовременные переписи и учеты, включая переписи населения, хозяйствующих субъектов, сельского хозяйства, незавершенного строительства, рынков товаров и рабочей силы и т. п., дающие возможность более полного и объективного изучения различных аспектов, происходящих в экономике и социальной сфере республики. Предусматривается также совершенствование системы отслеживания деятельности домашних хозяйств и "теневой" экономики. Будет осуществляться разработка и внедрение различных методических материалов для обеспечения перехода от отраслевой статистики к статистике предприятий.
Для организации и проведения выборочных методов наблюдения за деятельностью хозяйствующих и иных субъектов предусматривается создание статистических регистров и многоцелевой сети обследования с использованием опыта статистических служб зарубежных стран.
С целью получения объективной экономико-статистической информации по всем секторам экономики предусматривается более широкое использование экономико-математических методов, особенно при проведении различных расчетов и досчетов статистических показателей по итогам выборочных обследований.
10. Система классификации и кодирования
Состояние дел. В 1994-1995 годах на основании рекомендаций Статкомитета СНГ Госкомстатом Республики Казахстан были разработаны и утверждены в качестве ведомственных классификаторы организационно-правовых форм (КОПФ), форм собственности (КФС), системы обозначений органов государственного и хозяйственного управления (СООГУ), системы обозначения объектов административно-территориального деления (СОАТО), типов предприятий (КТП), отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и всех видов экономической деятельности (ОКЭД).
Кроме того, в настоящее время системой статистики и другими сферами государственного управления применяется ряд общесоюзных классификаторов, требующих существенной модернизации и адаптации к международному уровню в связи с углублением реформ, проводимых в республике.
Цель. Развитие работ по созданию системы взаимоувязанных национальных классификаторов технико-экономической и социальной информации, тармонизированных с международными аналогами. Решение проблем согласованности межведомственных потоков статистической информации, преодоление несопоставимости номенклатур и классификаторов, используемых различными органами управления.
Основные мероприятия. Приоритетными направлениями работ в данной области, обеспечивающими международную сопоставимость экономико-статистических данных, станет пересмотр классификаторов в целях гармонизации их с международными классификациями, такими как:
виды экономической деятельности: Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК, ISIC) и общая отраслевая классификация экономической деятельности в ЕС (КДЕС, NАСЕ);
продукции и услуг: классификация основной продукции (КОП, СРС), статистическая классификация продукции по виду деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС, СРА), новая статистическая номенклатура ЕС по продукции в отраслях добывающей и легкой промышленности (ПРОДКОМ, РRОDКОМ), Международная стандартная торговая классификация (МСТК), Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), Международная стандартная классификация занятий (МСКЗ) и др.
Применение этих классификаций позволит по единым международным стандартам описывать состояние и динамику развития национальной экономики, решать задачи, связанные с блоками демографической и социальной статистики, созданием статистических регистров, кадастров, каталогов, сводно-группировочных таблиц, перечней однородных элементов данных.
Совместно с министерствами, государственными комитетами и иными центральными исполнительными органами, при полной координации работ со стороны Госстандарта, предстоит провести работу по:
созданию в республике Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСККТЭСИ);
формированию комплекса государственных классификаторов путем пересмотра ранее действовавших общесоюзных, отмены части из них как не отвечающих международным требованиям;
разработке и утверждению в качестве государственных стандартов новых национальных классификаторов, гармонизированных с международными аналогами;
совершенствованию нормативно-технической базы ЕСККТЭСИ;
организации системы ведения государственных классификаторов, применяемых в статистике, и обеспечении ее взаимодействия с пользователями.
11. Информационно-вычислительная система статистики
и информационные технологии
Состояние дел. В течение 1994-1995 годов в системе Госкомстата Республики Казахстан проводился комплекс работ по реорганизации информационно-вычислительной системы статистики, включающий организационные, технические и технологические вопросы.
В связи с полным прекращением обработки статистической информации на больших ЭВМ типа ЕС-1035, ЕС-1036, ЕС-1066 эта техника была снята с эксплуатации и заменена на IBM - совместимые компьютеры. Обработка данных в Госкомстате и областных управлениях по статистике и анализу по прежнему ведется на основе использования программных средств комплексов электронной обработки статистической информации (КЭОИ), путем адаптации программного обеспечения КЭОИ для IBM - совместимых компьютеров. В 1996 году с их применением уже обрабатывается 120 форм статистической отчетности.
В 1994 году в центральном аппарате Госкомстата введена в эксплуатацию локальная вычислительная сеть, в которой функционируют четыре информационные базы данных (БД):
справочно-аналитическая БД статистических материалов по Республике Казахстан (с доступом по каналам связи (модем);
справочно-аналитическая БД статистических материалов по СНГ (с доступом по каналам связи (модем);
база данных динамических рядов с месячной периодичностью по отраслям статистики;
база данных динамических рядов с годовой периодичностью по отраслям статистики.
Налажено взаимодействие между информационными системами Госкомстата Республики Казахстан и Статкомитетом СНГ (ежемесячное обновление информации по странам СНГ). Таким образом, по вышеуказанным БД созданы условия для информационного обслуживания как внутренних, так и удаленных пользователей.
Однако используемые программные средства комплексов электронной обработки статистической информации, как правило, не оставляют после себя специализированных баз данных, позволяющих приводить оперативный анализ, получать необходимые разрезы и сведения, что создает определенные трудности при формировании и ведении баз данных ЛВС.
Другим фактором, сдерживающим дальнейшее развитие статистической информационной системы и внедрение современных технологий, основанных на использовании распределенных и интегрированных баз данных, является отсутствие необходимого количества компьютеров. Однако в настоящее время в рамках займа технической помощи, предоставленной Мировым Банком, проводятся работы по созданию архитектуры информационной сети Госкомстата и основ технической и технологической баз, на которых планируется реализация задач статистического характера.
Сбор статистической информации от областных управлений по статистике и анализу осуществляется, в основном, с использованием модемной связи по коммутируемым телефонным каналам. Однако до сих пор используется и телетайпная связь. Технические характеристики используемых телекоммуникационных средств не позволяют применять их для работы с распределенными базами данных.
Цель. Главной целью развития статистической информационной системы является переход к широкому внедрению и использованию технологий баз данных на всех уровнях сбора и обработки статистической информации.
Основными задачами по улучшению инфраструктуры информационной технологии (ИТ) являются:
разработка комплексной политики по ИТ и основных направлений ее использования для Госкомстата;
усовершенствованное планирование и координация разработок по ведению прикладных систем;
решение задач по системной поддержке ИТ на всех уровнях органов статистики;
обучение пользователей и разработчиков статистической информационной системы, находящихся в сфере информационных технологий, с учетом всех новых и существующих систем и архитектурных решений.
Основные мероприятия. С точки зрения информационных потоков и способов хранения статистических данных различного вида все информационные системы должны сочетать централизованно-распределенный режим обработки и хранения данных в информационных базах. В связи с этим предполагается осуществить структурное деление множества данных и их накопление в узлах иерархической информационной системы, которые соответствуют уровням областных управлений по статистике и анализу.
Централизация хранения будет осуществлена в отношении наиболее важных данных областного уровня в республиканской базе.
Для обеспечения распределенности обработки будет реализован механизм информационных запросов, циркулирующих между узлами информационной сети с целью получения или передачи требуемых данных.
Технической основой для размещения распределенной системы баз данных станет республиканская компьютерная сеть органов госстатистики (РКСГС). Она будет состоять из локальных компьютерных сетей областных управлений по статистике и анализу и компьютеров отдельных абонентов на районном уровне, объединенных средствами наземной коммутируемой модемной связи между собой и, где это возможно, средствами спутниковой связи с республиканским уровнем. Планируется также обеспечить возможность выхода в открытые глобальные сети типа Intеrnеt.
На республиканском уровне будет создана гибкая система объединенных ЛВС с большим количеством рабочих станций, мощными средствами хранения информации, быстродействующими и высокопроизводительными серверами, универсальными средствами теледоступа, современной издательской системой.
Объединенная ЛВС центрального аппарата Госкомстата, являясь ядром всей информационно-вычислительной системы органов госстатистики, должна обеспечить оперативное обслуживание аппаратов Президента, Парламента, Правительства, органов государственного управления с представлением информации на любых носителях и по каналам связи.
Для обеспечения работоспособности РКСГС предполагается создание системы программно-технологических средств для обслуживания распределенных баз данных в различных узлах компьютерной сети.
Создаваемые и используемые программно-технологические средства должны удовлетворять следующим условиям:
иметь сетевую поддержку, возможность работы с удаленными и распределенными базами данных;
обеспечивать одинаковые форматы представления данных и протоколы обмена данными;
обеспечивать защиту информации от несанкционированного доступа на всех этапах ее передачи и обработки;
предоставлять возможность использования для сбора и передачи информации любых имеющихся в стране каналов связи, а также выхода в любые открытые сети для обмена данных.
Структура распределенных баз данных должна быть унифицирована, использовать единую метаинформационную систему и детально документирована.
Логическим завершением построения информационно-вычислительной системы статистики явится создание единой организационно-технологической системы сбора и обработки информации с помощью распределенной сети технических и программных средств управления и обслуживания систем баз данных.
12. Система выпуска и публикаций статистических данных
Состояние дел. Важным и всем доступным источником статистической информации является содержательно согласованная система печатных публикаций Госкомстата Республики Казахстан. В настоящее время Госкомстат Республики Казахстан выпускает статистические бюллетени, экспресс-информации, аналитические доклады, пресс-выпуски, статистические ежегодники и сборники. Эта система в настоящее время охватывает около 250 наименований с тиражом 17000 экземпляров. Отсутствие современной технической базы не позволяет выпускать различные проспекты, специализированные справочники, тематические брошюры, необходимые различным группам потребителей.
В частности, не выпускаются: публикации по международной статистике, публикации на иностранных языках, буклеты по Казахстану, специальные брошюры по разным вопросам (для школьников, студентов) и другое. Недостаточно специализированных отраслевых публикаций. Республика слабо представлена статистическими изданиями как на рынке информации СНГ, так и на мировом.
Цель. Создать целостную систему выпуска и публикаций статистических данных для различных групп потребителей статистической информации на основе переоснащения технической базы Госкомстата.
Основные мероприятия. Основная задача состоит в техническом оснащении Госкомстата персональными компьютерами, стандартными программами текстовой обработки и современными типографскими машинами типа "минитипографии".
Предполагается определить основные группы потребителей статистической информации и соответствующие им виды публикаций.
В результате постоянного роста информационной потребности в цифровых данных среди пользователей, имеющих индивидуальные запросы в информации, наряду с традиционно выпускающимися печатными публикациями будут предоставляться данные на электронных носителях.
В условиях все усиливающегося переплетения экономической жизни европейских государств, стран Азии и вытекающей из этого информационной потребности и сотрудничества, для распространения статистической информации большую роль играет и будет осуществляться:
взаимный обмен данными в области статистической информации;
систематический пересмотр данных, в соответствии с утвержденными графиками, и их публикация;
участие в международных выставках и ярмарках, что является важной частью кооперации в области сбыта на мировом рынке;
систематическая работа с общественностью по ознакомлению с методами и результатами деятельности официальной статистики, разработка собственных стратегий в области маркетинга и рекламы;
создание справочной службы и библиотечного фонда Госкомстата, содержащего статистические издания как Госкомстата Республики Казахстан, так и статистических служб других стран и международных организаций.
13. Система переподготовки и повышения квалификации
кадров в области статистики и информационных технологий
Состояние дел. В соответствии с прежней Государственной программой по перестройке статистики в учебном процессе Республиканского межотраслевого института повышения квалификации (РМИПК) при Госкомстате и Минтруде Республики Казахстан и при консультировании практических работников используются международные стандарты бухгалтерского учета и статистики. Ежегодно пересматриваются новые учебные планы, программы и учебно-методические документы для переподготовки и повышения квалификации работников учета и статистики. В каждой программе определяется срок подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета и статистики в зависимости от формы и курсов обучения. Определена потребность народного хозяйства в соответствии с международными стандартами и уточнена сеть учебных заведений по подготовке и переподготовке кадров учета и статистики.
Существенная помощь в обучении и стажировке специалистов Госкомстата Республики Казахстан оказана международными организациями (МВФ, ОЭСР, МОТ, Евростат и др.) и национальными статслужбами (ФРГ, Нидерланды, Турция) на различных курсах. Кроме того, специалисты Госкомстата принимали участие в международных семинарах, конференциях и стажировках по различным отраслям статистики. За последние 3 года свою квалификацию повысили 60 руководителей и главных специалистов Госкомстата Республики Казахстан.
Экспертами многих международных организаций оказывается консультативная и практическая помощь. Так, за период 1993-1995 годов Госкомстат посетили более 50 миссий различных международных организаций и национальных статистических служб.
Цель. Совершенствование структуры учебной сети Госкомстата и переобучение специалистов официальной статистики республики (не менее 50 процентов) методологиям и классификациям, методам статистического наблюдения, информационным технологиям и публикационной деятельности, рекомендованным международными организациями и применяемым в странах рыночной экономики, а также обеспечение подготовки необходимого количества кадров в области статистики в учебных заведениях республики.
Основные мероприятия. Подготовить комплексную программу обучения основного кадрового звена статистики (порядка 70-100 человек) и обеспечить повышение их квалификации на курсах, проводимых международными организациями и отдельными национальными статистическими службами, а также участие статистиков республики в работе различных международных семинаров и конференций.
На базе РМИПК и его филиалов организовать переобучение
остальных специалистов в области статистики и информационных технологий. В целом для обеспечения республики кадрами в области статистики предусмотреть в планах учебных заведений подготовку необходимого количества специалистов. Разработать и внести на утверждение Правительства новую структуру учебной сети статистических органов страны. Приложение Мероприятия по реализации Программы совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1996-1998 годы ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД N і Мероприятия і Форма і Сроки і Основные п/пі і завершения івыполненияі исполнители ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД 1 і 2 і 3 і 4 і 5 ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД 1. Система статистических показателей 1 Совершенствование Новые формы 1996-1998 Госкомстат системы статистических статотчетно- годы Республики макро- и сти и методи- Казахстан с микропоказателей, ки расчета участием характеризующих показателей заинтересован- социально-экономическую ных министерств и демографическую и ведомств ситуацию в республике и в ее регионах с целью перехода на показатели, принятые в международной практике, и отражения состояния экономики переходного периода 2. Система национальных счетов 2 Доработка с учетом Публикация 1996 год Госкомстат рекомендаций Республики международных экспертов Казахстан расчетов валового внутреннего продукта в текущих и постоянных ценах за 1990-1994 годы: методом производства методом конечного использования 3 Экспериментальный То же 1997 год То же расчет валового внутреннего продукта за 1994 и 1995 годы методом доходов в текущих ценах 4 Совершенствование с То же 1996 год То же учетом рекомендаций международных экспертов счетов внутренней экономики за 1993-1995 годы: счет товаров и услуг счет производства счет образования доходов счет распределения доходов счет использования доходов счет операций с капиталом 5 Проведение Отчет миссии По согла- Госкомстат международной сованию с Республики экспертизы междуна- Казахстан экспериментальных родными расчетов по организа- финансовому счету и циями счету "остальной мир" за 1994 год 6 Доработка с учетом Публикация По согла- То же рекомендаций сованию с международных экспертов междуна- счетов "остальной мир", родными "финансовый счет" за организа- 1994 год циями 7 Организация Постановление 1996-1997 Госкомстат подготовительных работ Правительства годы Минэкономики по проведению Республики единовременного Казахстан обследования Постановление хозяйствующих субъектов Госкомстата (юридических лиц) во всех секторах экономики Статистические для разработки формы едино- межотраслевого баланса временного производства и обследования использования продукции и указания (работ, услуг) по к ним расширенной программе в 1998 году Методика несплошных наблюдений и выборочных обследований Перечень отраслей МОБ, алфавитный перечень продуктов и услуг, списки хозяйствующих субъектов Обращение за технической помощью к международным организациям 8 Проведение Единовременное В течение Госкомстат единовременного обследование 1998 года Республики обследования, Казахстан разработка математического и программного обеспечения Постановка 1997-1998 задачи и годы программное обеспечение 3. Статистика финансов 9 Совершенствование Методическое 1996 год Минфин методологии анализа пособие Минэкономики макроэкономических Нацбанк (по показателей согласованию) государственного Госкомстат бюджета и Республики денежно-кредитной Казахстан статистики в связи с внедрением новой бюджетной классификации доходов и расходов 10 Совершенствование То же 1997 год Минфин методологии анализа Госкомстат пропорции распределения Республики финансовых ресурсов Казахстан между госбюджетом, внебюджетными фондами и средствами предприятий 11 Пересмотр форм Постановление Постоянно Госкомстат отчетности в связи с Госкомстата Минфин введением новой системы Минэкономики бухучета, отражающих Республики информацию о Казахстан государственном долге, рынке ценных бумаг и др. 12 Совершенствование Рекомендации Постоянно Госкомстат системы показателей Минфин для организаций Нацбанк (по перехода от согласованию) отраслевой статистики к Республики статистике предприятий Казахстан 4. Статистика отраслей экономики Статистика аграрного сектора экономики 13 Создание и ведение Статистический 1997 год Госкомстат статистического регистр Минсельхоз регистра Республики товаропроизводителей Казахстан сельскохозяйственной продукции по формам собственности и специализации производства 14 Внедрение выборочного Выборочные 1998 год То же статистического обследования наблюдения в аграрном секторе экономики 15 Подготовка и проведение Постановление 1996 год То же сельскохозяйственной Правительства переписи в целях совершенствования Проведение 1998 год То же методов выработки и переписи расчетов показателей деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей Статистика индустриального сектора экономики 16 Создание Статистический 1997 год Госкомстат статистического регистр Минэкономики регистра хозяйствующих Минпромторг субъектов Республики индустриального Казахстан сектора экономики 17 Внедрение выборочного Выборочные 1998 год Госкомстат статистического обследования Республики наблюдения в Казахстан индустриальном секторе экономики 18 Обеспечение Функциониро- 1996 год Минэкономики мониторинга развития вание Госкомстат крупных и средних мониторинга Республики предприятий, Казахстан определяющих основной экономический потенциал республики Статистика сектора услуг 19 Создание Статистический 1998 год Госкомстат статистического регистр Минэкономики регистра хозяйствующих Минпромторг субъектов сектора Республики рыночных услуг Казахстан 20 Обеспечение мониторинга Функциониро- 1997 год То же за рынками важнейших вание товаров мониторинга 21 Внедрение выборочных Выборочные 1998 год Госкомстат методов обследования обследования Республики хозяйственно- Казахстан экономической деятельности предприятий, оказывающих рыночные услуги 22 Совершенствование Постановление 1997-1998 Госкомстат форм статотчетности Госкомстата годы Минэкономики по статистике туризма Республики Казахстан 5. Социальная и демографическая статистика Социальная статистика 23 Пересмотр База данных 1998 год Госкомстат информационной базы Минобразования на основе Минздрав совершенствования учета Минсоцзащиты в социальных отраслях Минэкобиоресур- сов Минкультуры Республики Казахстан 24 Разработка и внедрение Постановление 1997 год Госкомстат методологии Госкомстата Минобразования статистического Республики наблюдения на основе Казахстан пересмотра действующего справочника социальностей в соответствии с перечнем программ обучения по МСКО 25 Совершенствование Постановление 1997 год Госкомстат статистики образования Госкомстата Минобразования на основе Республики многоуровневой Казахстан стурктуры высшего образования 26 Разработка рекомендаций Рекомендации 1998 год Госкомстат по созданию и ведению Республики Регистра объектов Казахстан социальной инфраструктуры 27 Совершенствование Постановление 1998 год Госкомстат уголовно-правовой Госкомстата МВД (криминальной) Генеральная статистики Прокуратура ГСК (по согласованию) Республики Казахстан Статистика домашнего хозяйства 28 Апробация новой Отчет 1996 год Госкомстат программы обследования Республики "Бюджеты домашних Казахстан хозяйств" 29 Внедрение новой Публикация 1997 год То же программы обследования и полный переход к ней 30 Создание новой сети Сеть 1996-1997 То же домашних хозяйств домохозяйств годы методом случайно-вероятностной выборки 31 Разработка нового Пакет 1997-1998 То же пакета прикладных прикладных годы программ на основе программ результатов обследования "Измерение уровня жизни", отвечающего требованиям многоцелевой выборки Статистика труда и занятости 32 Совершенствование Публикация Ежегодно Госкомстат методики расчета Минтруд "Баланс трудовых Минэкономики ресурсов" Республики Казахстан 33 Проведение Материалы 1997-1998 Госкомстат единовременных обследования годы Республики выборочных обследований Казахстан в целях изучения стоимости рабочей силы в отдельных отраслях экономики республики (в соответствии с рекомендациями МОТ) 34 Проведение Материалы 1997-1998 Госкомстат единовременного обследования годы Минтруд выборочного Республики обследования "О Казахстан численности работников и заработной плате по основным профессиям и должностям в отдельных отраслях экономики" (в соответствии с рекомендациями МОТ) 35 Совершенствование форм Постановление Ежегодно То же статистической Госкомстата отчетности, связанное с реформой оплаты труда 36 Проведение выборочного Материалы 1997 год То же обследования обследования самозанятого населения по видам занятости Демографическая статистика 37 Внедрение нового Публикация 1997 год Госкомстат комплекса Республики "Демографические Казахстан расчеты" 38 Проведение Материалы 1998 год То же единовременного обследования выборочного обследования "Изучение репродуктивного поведения населения" 39 Совершенствование Изменение 1998 год Госкомстат учета статистики показателей Минздрав причин смерти в в соответствии Республики соответствии с с МКБ-10 Казахстан рекомендациями ВОЗ по переходу на новую Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем, Х пересмотр (МКБ-10) 6. Статистика внешнеэкономических связей 40 Разработка системы Публикация 1997 год Госкомстат сбора статинформации Республики на базе отчетности Казахстан предприятий в рамках Таможенного Союза 41 Разработка Материалы 1998 год Госкомстат методологических обследования Государственный принципов по проведению налоговый выборочных обследований комитет и дорасчеты не Республики организованного Казахстан экспорта и импорта товаров 42 Внедрение выборочных Материалы 1998 год Госкомстат методов обследования в обследования Минпромторг сфере экспорта и Государственный импорта услуг налоговый комитет Республики Казахстан 43 Совершенствование Публикация Ежегодно Госкомстат статистики биржевой Минэкономики торговли Республики Казахстан 7. Статистика платежного баланса 44 Совершенствование форм Постановление Ежегодно Госкомстат статистической коллегии Республики отчетности по Госкомстата Казахстан платежному балансу на основе утвержденного 5-го издания (1993 г.) МВФ Руководства и Пособия по платежному балансу 45 Создать реестр Реестр 1996 год То же хозяйствующих субъектов, отчитывающихся по формам государственной статистической отчетности по платежному балансу 46 Проводить два раза Отчеты Ежегодно Госкомстат в год обследования в Республики области: Казахстан транспортных компаний - перевозчиков пассажиров; приезжих (туристов) - посетителей страны; вывозимого (ввозимого) капитала мигрантами; экспортируемых (импортируемых) товаров "челночниками" 47 Разработать методику Методика 1996 год То же по расчету отдельных статей счетов текущих операций и операций с капиталом и финансами платежного баланса 48 Регулярное обсуждение Отчеты Ежеквар- То же оценок платежного тально баланса с заинтересованными министерствами и ведомствами 8. Статистика цен 49 Пересмотр отдельных Методологичес- Ежегодно То же методологических и кие материалы инструктивных материалов о порядке сбора ценовой информации и расчетов индексов цен 50 Организация работ по Публикации " То же созданию нового блока новых расчетов индексов цен, индексов характеризующих ценовое цен движение в производственной и потребительской сфере, внешней торговле 51 Изучение и анализ Аналитические Ежегодно То же экономической политики материалы в области ценообразования по отдельным секторам и сегментам экономики 52 Проведение мониторинга Аналитические " То же цен на отдельные материалы затратообразующие виды продукции в базовых отраслях промышленности, инвестиционном комплексе и на жизненно необходимые товары и услуги 9. Методы статистического наблюдения 53 Гармонизация Методологичес- Постоянно Госкомстат действующих кие документы с участием методологических заинтересован- документов ных министерств государственной и ведомств статистики и внедрение Республики новых в статистическую Казахстан практику с учетом международных требований 54 Разработка и внедрение Внедрение 1996-1998 То же регистрового метода статистичес- годы наблюдения за ких регистров деятельностью хозяйствующих и иных субъектов (статистических единиц) 55 Внедрение многоцелевых Материалы " То же выборочных обследований обследований, единовременных учетов и переписей на основе методов, применяемых в международной статистической практике 56 Расширение применения Методики " То же экономико- расчетов математических методов при выборочных обследованиях и выполнение различных расчетов статистических показателей 57 Разработка и внедрение Методические 1996-1998 То же методических положений положения годы для перехода от отраслевой статистики к статистике предприятий 58 Разработка и внедрение Методические " То же методических положений положения по оценке экономической деятельности в секторе "теневой" экономики 10. Система классификации и кодирования 59 Определение перечня Постановление 1996 год Госстандарт классификаторов коллегии Госкомстат ЕСККТЭСИ Республики Госстандарта Республики Казахстан, сроков их Казахстан разработки и состава исполнителей 60 Согласование с Совместное " Минфин Министерством финансов постановление Госстандарт порядка и объемов Госкомстат финансирования работ Республики по созданию ЕСККТЭСИ Казахстан 61 Участие в работе 1996-1998 То же межгосударственных и годы международных организаций по вопросам классификации и кодирования 62 Создание и Нормативно- " Госстандарт совершенствование техническая Госкомстат нормативно-технической база Министерства базы ЕСККТЭСИ Госкомитеты Ведомства Республики Казахстан 63 Организация ведения Банк " Госстандарт государственных государствен- Госкомстат классификаторов и ных Республики обслуживания классификато- Казахстан пользователей ров 11. Информационно-вычислительная система статистики и информационные технологии 64 Создание технической Техническая 1997 год Госкомстат базы компьютерной и база данных Минфин издательской сети Республики органов государственной Казахстан статистики Казтелеком 65 Разработка Методические " Госкомстат методологических основ материалы Республики построения баз данных Казахстан 66 Приобретение Внедренные 1997-1998 То же необходимых программные годы программных средств средства СУБД и обучение СУБД персонала статистических органов республики работе в этой среде 67 Поэтапное внедрение Рабочий проект 1998 год То же отдельных элементов баз данных в центральном аппарате и областных управлениях по статистике и анализу с использованием средств телекоммуникаций 68 Комплексное " " То же использование технологии сбора и обработки статистической информации, основанное на системном использовании средств связи, вычислительной, копировально- множительной и организационной техники 12. Система выпуска и публикаций статистических данных 69 Оснащение системы 1997-1998 Госкомстат органов статистики годы Минфин персональными Республики компьютерами, Казахстан стандартными программами текстовой обработки и современными типографскими машинами типа "мини-типографии" 70 Создание целостной Система 1998 год Госкомстат системы выпуска и выпуска и Республики публикаций статданных публикаций Казахстан и их пересмотра статданных 71 Создание справочной Справочная 1997-1998 Госкомстат службы и библиотечного служба и годы Минфин фонда Госкомстата с библиотечный Минэкономики целью обеспечения фонд Республики различных групп Казахстан пользователей необходимой статинформации по Республике Казахстан и другим странам 72 Развитие маркетинговой Программа 1997 год Госкомстат деятельности по (стратегия) Республики доведению Госкомстата Казахстан статинформации до в области различных групп маркетинга потребителей и рекламы 13. Переподготовка и повышение квалификации кадров в области статистики и информационных технологий 73 Подготовить новую Постановление 1996-1997 То же структуру учебной сети Правительства годы статорганов республики 74 Обучение основного 70-100 1996-1998 Минэкономики кадрового звена обученных годы Госкомстат статистики республики специалистов Республики на курсах, проводимых Казахстан международными организациями и отдельными национальными учебными заведениями 75 Организация на базе 700-1000 1996-1998 Госкомстат РМИПК и его филиалов переобученных годы Республики переобучения специалистов Казахстан специалистов системы статистики республики 76 Подготовка учебными 200-300 1996-1998 Минобразования заведениями специалистов годы Госкомстат республики необходимого ежегодно Республики количества специалистов Казахстан в области статистики и информационных технологий