Вопросы создания и развития системы оптовых продовольственных рынков

Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 июня 1996 г. N 722

Действующий
      В целях улучшения продовольственного обеспечения населения Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Одобрить разработанные Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан рекомендации по созданию и развитию системы оптовых продовольственных рынков в Республике Казахстан (прилагаются).
      2. Акимам областей и города Алматы разработать и осуществить меры по организации системы оптовых продовольственных рынков.
      3. Государственному комитету Республики Казахстан по управлению государственным имуществом оказать содействие создаваемым оптовым продовольственным рынкам в передаче им в аренду объектов, находящихся в государственной собственности, с правом последующего выкупа.
     Премьер-Министр
  Республики Казахстан


                                               ОДОБРЕНЫ

постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июня 1996 г. N 722


                             Рекомендации
                по созданию и развитию системы оптовых
           продовольственных рынков в Республике Казахстан

                          1. Общие положения

      1. Настоящие Рекомендации устанавливают общий порядок механизма создания и развития системы оптовых продовольственных рынков (далее - оптовый рынок) сельскохозяйственной продукции в Республике Казахстан.
      2. Оптовый рынок является юридическим лицом, зарегистрированным в установлением порядке. Оптовый рынок в качестве юридического лица осуществляет свою деятельность в зависимости от организационно-правовой формы на основании устава и учредительного договора.
      3. Торги, проводимые на оптовом рынке, - форма размещения заказов на реализацию или получение сельскохозяйственной продукции и продовольствия, предусматривающая выбор партнера (исполнителя, посредника) для выполнения заказа и оказания услуг.
      Участники торгов - юридические и физические лица Республики

Казахстан, а также иностранных государств.
     4. Основными задачами оптового рынка являются:
     создание производителям и поставщикам сельскохозяйственной
продукции и продовольствия необходимых условий для выхода на
конкурентный рынок;
     обеспечение круглогодичного снабжения населения свежими и
качественными продуктами питания, сокращение сверхнормативных
потерь сельскохозяйственной продукции;
     концентрация сельскохозяйственной продукции и продовольствия
в конкретном месте.

                     2. Функции оптового рынка

     5. Основными функциями оптового рынка являются:


      создание организационных условий для ведения оптовых торгов, заключение торговых сделок, оборудование специальных торговых мест, конторских и офисных помещений и других объектов по обслуживанию участников оптовых торгов;
      организация, по согласованию с участниками оптовых торгов (собственниками товара), аукционных и конкурсных торгов;
      обеспечение контроля качества реализуемого на оптовом рынке товара, а также соблюдения правил торговли, утвержденных в установленном порядке;
      сбор, обобщение материалов и информирование участников оптовых торгов о состоянии спроса и предложения реализуемой сельскохозяйственной продукции и продовольствия и складывающемся уровне цен;
      обеспечение участников оптовых торгов по их заказам услугами транспортных организаций, необходимым торгово-технологическим, подъемно-транспортным, погрузочно-разгрузочным и весоизмерительным оборудованием и другими видами услуг;
      выполнение по заказам участников оптовых торгов внутрискладского перемещения товаров, а также разгрузки и погрузки торговых грузов;
      создание и обеспечение функционирования инженерной инфраструктуры, техническое обслуживание холодильного, торгового, подъемно-транспортного и иного оборудования и механизмов;
      организация встречной продажи продукции производственно-технического назначения;
      организация охраны объектов оптового рынка, системы регистрации участников оптовых торгов, работы системы средств внутренней связи, обеспечение противопожарной безопасности;
      обеспечение участников оптовых торгов услугами социально-бытового назначения;
      осуществление уборки территории, всех складских, торговых, конторских и офисных помещений.
      6. Оптовый рынок вправе осуществлять другую деятельность, связанную с организацией оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, не противоречащую законодательству Республики Казахстан.

                        3. Типы оптовых рынков

      7. По широте ассортимента сельскохозяйственной продукции и продовольствия оптовые рынки могут быть специализированными и универсальными.
      Специализированные оптовые рынки ориентируются на торговлю отдельными видами продукции: мясом и мясопродуктами, фруктами, овощами, рыбой и рыбопродуктами и другими.
      Универсальные оптовые рынки организуют торговлю несколькими видами сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
      8. Оптовые рынки в зависимости от специфики ассортимента и конкретных условий функционирования могут размещаться как в зонах производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, так и в центрах их массового потребления.

             4. Организационно-правовой механизм создания
                  и функционирования оптовых рынков

      9. Оптовый рынок создается его учредителями в установленном законодательством порядке, которыми могут быть юридические и физические лица, включая иностранных участников. Количественный состав учредителей не ограничивается.
      10. Оптовый рынок может создаваться путем объединения финансовых средств, имущества и иной собственности юридических и физических лиц Республики Казахстан, а также иностранных государств.
      Участие иностранных юридических и физических лиц определяется законодательством Республики Казахстан.
      11. Выбор организационно-правовой формы при создании оптового рынка определяется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан его учредителями.
      12. Необходимыми условиями эффективного функционирования оптового рынка является наличие:
      немонополизированной системы организаций розничной торговли;
      развитой сети товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции и сырья для перерабатывающей промышленности;
      соответствующей материально-технической базы хранения, охлаждения, упаковки, транспортировки продукции и коммуникаций.
      13. Для обеспечения функционирования оптового рынка при нем создаются специализированные службы: информационная расчетно-финансовая, юридическая, а также транспортная и сервисная (питания, гостиничного хозяйства и др.). На территории оптового рынка располагается служба по контролю качества сельхозпродукции с лабораторией.
      Для создания и размещения служб выделяется, в установленном законом порядке, земельный участок, создается заново или используется имеющаяся материально-техническая база хранения, охлаждения, упаковки, транспортировки продукции.
      Указанные службы оптового рынка могут создаваться как подразделения этого рынка или функционировать как самостоятельные организации на договорных началах с администрацией оптового рынка с правами юридического лица.
      14. Универсальные и специализированные оптовые рынки формируют собственную инфраструктуру, исходя из особенностей реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
      При этом:
      специализированные плодоовощные оптовые рынки могут формироваться на основе реконструкции и перепрофилирования существующих плодоовощных баз, торгово-закупочных организаций, рынков. Специализированные плодоовощные оптовые рынки для городов с большой численностью населения создаются по специальным проектам;
      специализированные оптовые рынки скота должны обеспечивать реализацию всех видов скота и птицы. В зависимости от специализации региона на конкретном оптовом рынке может преобладать определенный вид скота или птицы.
      На территории оптового рынка могут располагаться: приемный и убойный пункты, хранилище для кормов, помещение для проведения торгов и оформления сделок, ветеринарная служба, отделение (филиал) банковского учреждения, холодильные емкости для временного хранения сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
      Специализированные оптовые рынки рыбопродуктов (морепродуктов) организуются в местах их промысла, переработки и хранения, также как и специализированные оптовые мясные рынки должны в своем составе, наряду с общими для всех оптовых рынков службами, иметь обязательно холодильные емкости для временного хранения продуктов.
      15. Оптовый рынок может:
      вступать, в установленном законодательством порядке, в союзы,

ассоциации для координации деятельности, защиты интересов своих
участников, осуществления совместных программ;
     иметь филиалы, представительства в соответствии с
законодательством Республики Казахстан.
     16. Оптовый рынок не может устанавливать:
     уровни и пределы цен на сельскохозяйственную продукцию и
продовольствие, реализуемые на рынках;
     размеры вознаграждения, взимаемого посредниками на рынке за
посредничество при сделках.
     17. Не действительными могут быть признаны соглашения и
действия оптовых рынков, имеющие целью или влияющие на устранение
либо ограничение конкуренции на этих рынках.
     18. Налогообложение, кредитование, страхование оптовых рынков
осуществляется в соответствии с действующим законодательством
Республики Казахстан.

             5. Экономический механизм функционирования
                           оптового рынка



      19. Доходы оптового рынка используются для компенсации производственных затрат, оплаты труда сотрудников, развития производственной базы, информационно-технического и социального развития рынка и его инфраструктуры.
      20. Доход оптового рынка формируется за счет арендных платежей на право торговли, платежей за предоставляемые рынком производственные, консультативные и другие услуги (транспортные, погрузочно-разгрузочные работы, анализ качества, утилизация нереализованной продукции), оказываемые в установленном законом порядке.

                   6. Собственность оптовых рынков

      21. Собственностью оптового рынка могут быть здания, сооружения, оборудование, техника, материалы, незавершенное производство, денежные средства, ценные бумаги, лицензии и иное имущество.
      22. Источниками средств оптовых рынков являются собственные средства.
      Собственные средства оптового рынка составляют уставный капитал и фонды, создаваемые оптовым рынком, средства, полученные за счет различных взносов, включая благотворительные, прибыль от хозяйственной деятельности созданных им организаций с правами юридического лица, иные поступления, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

     Средства оптового рынка образуют кредиты банков и других
организаций, средства, переданные во временное пользование,
средства, полученные от выпуска ценных бумаг, и иные средства
материального обеспечения, не запрещенные законодательством
Республики Казахстан.

                    7. Управление оптовым рынком

     Порядок управления оптовым рынком определяется в соответствии
с действующим законодательством Республики Казахстан.

              8. Организация торговли на оптовом рынке

     23. Торговля на оптовом продовольственном рынке должна
предусматривать:
     функции основных структурных подразделений рынка;
     порядок проведения оптовой торговли на рынке;
     перечень реализуемых товаров;
     перечень оказываемых услуг;
     права и обязанности продавцов и покупателей (участников
торговли);


      меры, обеспечивающие правопорядок и дисциплину на рынке, соблюдение участниками оптового рынка действующего законодательства.
      24. Участниками оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием на оптовых рынках являются продавцы (поставщики) и покупатели.
      Продавцы - сельскохозяйственные товаропроизводители и их объединения, предприятия пищевой промышленности, торгово-сбытовые и иные организации, физические лица.
      Покупатели - предприятия пищевой промышленности, торгово-закупочные и другие организации, их союзы, ассоциации, физические лица.
      25. Участники торгов на оптовом рынке имеют право:
      представлять (для продавцов) образцы товара (торговля по образцам);
      изучать всю информацию о представленных товарах, их количестве, качестве, ценах;
      получать информацию о сделках с аналогичным товаром на других оптовых рынках;
      хранить доставленный для продажи или купленный товар в складских помещениях оптового рынка (порядок размещения на хранение и оплаты хранения определяются уставом оптового рынка);
      проверять качество и безопасность для потребителей и окружающей среды представленного товара;
      проверять соответствие предоставляемых рынком помещений для размещения и хранения товаров, предъявляемым к этим помещениям требований соблюдения условий и правил хранения.
      26. Участники оптовой торговли на оптовом рынке обязаны:
      предоставлять (для производителей) для реализации товар по качеству и упаковке в соответствии с требованиями стандартов, если другие требования не предусмотрены в заключенных контрактах;
      предоставлять достоверную информацию о реализуемом товаре;
      предоставлять документы о качестве продукции и ее безопасности для потребителей и окружающей среды.
      27. Отношения между участниками торгов на оптовых рынках регулируются с помощью контрактов, в том числе на закупку сельскохозяйственной продукции и продовольствия для региональных нужд.
      28. Операции купли-продажи на оптовом рынке могут осуществляться с помощью посредника. При этом операции ведутся путем:
      совершения сделок с посредником от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента (брокерская деятельность);
      совершения сделок посредником от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи (дилерская деятельность).
      29. Посредниками на оптовом рынке могут быть брокерские фирмы, брокерские конторы, созданные и зарегистрированные в установленном законом порядке, а также независимые брокеры, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
      Также посредниками могут выступать оптовые, торгово-закупочные и другие организации, действующие на оптовом рынке.
      30. Отношения посредников на оптовом рынке с их клиентами регулируются соответствующими договорами (контрактами), заключенными между ними.
      31. Торговые посредники или товаропроизводители, доставляющие

сельскохозяйственную продукцию и продовольствие для реализации
на оптовом рынке, обязаны предоставить его администрации сертификат
качества или иной документ, гарантирующий доброкачественность, в
соответствии с требованиями правил торговли.
     32. На сделки, совершенные на оптовом рынке, гарантии оптового
рынка не распространяются.
     33. Сделки на оптовом рынке не могут совершаться от имени и
за счет этого рынка.
     34. Участники оптовой торговли могут в ходе торгов совершать
сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей, в
отношении:
     реального товара;
     реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные
сделки);
     реального товара, принятого оптовым рынком на условиях залога.
     35. Государственный контроль и надзор, за соблюдением
участниками оптового рынка обязательных требований стандартов
при реализации (поставках, продаже) сельскохозяйственной продукции
и продовольствия на нем, а также при хранении, транспортировке,
подработке и упаковке осуществляются в соответствии с действующим
законодательством Республики Казахстан.

               9. Разрешение споров на оптовом рынке

     36. Споры, связанные с заключением и исполнением на оптовом
рынке сделок купли-продажи, рассматриваются в установленном законом
порядке в суде.
     37. В том же порядке рассматриваются споры, возникающие
между администрацией оптового рынка и участниками оптовых торгов
или структурами, обслуживающими оптовый рынок на договорной основе.

          10. Ответственность администрации оптового рынка

     38. Администрация оптового рынка несет ответственность в
соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

                   11. Ликвидация оптовых рынков



      39. Ликвидация оптового рынка производится в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.