1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную программу по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Возложить ответственность за реализацию заданий и мероприятий Долгосрочной программы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях на первых руководителей органов государственного управления и хозяйствующих субъектов.
Координацию работ по реализации Долгосрочной программы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях и контроль за ходом ее выполнения возложить на Государственный комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям. <*>
Сноска. В абзаце третьем заменены слова - постановлением Правительства РК от 20 августа 1996 г. N 1031 P961031_ .
2. Главам областных, Алматинской и Ленинской городских администраций, министерствам и ведомствам республики разработать и утвердить в 3-месячный срок в соответствии с основными разделами Долгосрочной программы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях конкретные мероприятия с указанием сроков их выполнения и обоснованием материальных и финансовых затрат.
3. Установить, что ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций осуществляют местные исполнительные органы. В особых случаях при глобальных и региональных масштабах чрезвычайных ситуаций по представлению местных исполнительных органов, согласованному с Государственным комитетом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, Кабинет Министров Республики Казахстан принимает решение об оказании соответствующей помощи. <*>
Сноска. В пункте 3 заменены слова - постановлением
Правительства РК от 20 августа 1996 г. N 1031 P961031_ .
4. Главам областных, Алматинской и Ленинской городских администраций предусматривать, начиная с 1994 года, создание местных чрезвычайных резервных фондов финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов за счет местных бюджетов и внебюджетных источников для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций местного характера.
5. Министерству экономики и Министерству финансов Республики Казахстан принять необходимые меры по реализации Долгосрочной программы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, имея в виду производить ежегодную проработку мероприятий программы с главами областных, Алматинской и Ленинской городских администраций, министерствами, ведомствами, государственными компаниями и концернами и их увязку с проектами кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Республики Казахстан и республиканского бюджета.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Республики Казахстан
от 29 сентября 1994 г. N 1081
Долгосрочная программа
по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях
Настоящая Долгосрочная программа по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях разработана во исполнение постановления Президента Республики Казахстан от 8 июня 1993 г. N 1218 "О дополнительных мерах по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и направлена на:
- развитие научных основ и методов предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, создание соответствующей нормативно-технической базы;
- совершенствование системы защиты объектов от аварий, катастроф и стихийных бедствий, приведение их в соответствие с требованиями надежной эксплуатации;
- создание финансовых, материально-технических и медицинских резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, укрепление материально-технической базы, повышение готовности и эффективности работы аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований;
- обеспечение безопасности населения, обучение его навыкам и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, повышения надежности систем оповещения об опасности чрезвычайных ситуаций;
- совершенствование системы управления, правового и экономического обеспечения республиканского комплекса по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях;
- организацию международного сотрудничества.
I. Общие положения
1. Основные понятия и термины
1. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории (акватории), вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотией и эпифитотией и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям.
По масштабу распространения чрезвычайные ситуации подразделяются на:
- частные (распространение последствий ограничено установкой, цехом);
- объектовые (распространение последствий ограничено объектом);
- местные (распространение последствий ограничено городом, районом, областью);
- региональные (распространение последствий ограничено несколькими областями);
- глобальные (распространение последствий охватывает республику или часть республики и сопредельные страны).
По причинам возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на природные и техногенные.
2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий по прогнозированию вероятности возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций, профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций, ограничению или снижению возможного ущерба в случае их возникновения, заблаговременному информированию органов управления и населения о вероятности или неизбежности возникновения чрезвычайных ситуаций, а
также по оповещанию о ее начале или непосредственной угрозе. 3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановлению жизнеобеспечения населения. II. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций Министерства, государственные Миннауки, Национальная комитеты, ведомства, главы академия наук, Минэкономики, областных (городских) администраций Минстрой, Штаб гражданской и другие республиканские организации, обороны, Министерство транспорта ответственные за реализацию и коммуникаций, ПО "Казселезащита", мероприятий Казгидромет, другие министерства и ведомства, главы областных (городских) администраций, акционерные и холдинговые компании, концерны
Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций являются важным звеном общего комплекса действий по защите населения, хозяйственных объектов и земель от вредного воздействия опасных природных и техногенных явлений. Эти мероприятия позволяют обезопасить жизнь людей, существенно снизить возможный ущерб, а в отдельных случаях полностью исключить его.
К мероприятиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций относятся научные исследования опасных явлений, их прогнозирование, контроль обстановки и другие.
2. Научные исследования
Необходимость проведения научных исследований опасных природных и техногенных явлений обусловлена их частой повторяемостью и недостаточной изученностью. Главными направлениями исследований являются:
- разработка научных основ и методов регионального и локального геоэкологического мониторинга, включающего наблюдения за динамикой активности опасных стихийных явлений;
- разработка геоинформационных систем, создание банков данных и баз знаний по проблемам геоэкологии и опасных стихийных явлений, методов обработки и хранения информации;
- создание кадастров опасных стихийных явлений и очагов их формирования;
- исследование закономерностей формирования и распространения опасных стихийных явлений и техногенных катастроф, разработка методов их расчета и прогноза, предупреждения, мер контроля и средств защиты;
- развитие научных основ и методов расчета и проектирования эффективных конструкций сейсмостойких зданий и сооружений и надежного функционирования застройки.
3. Наблюдение, контроль обстановки, прогнозирование
и оповещение об опасных явлениях
Предупреждение чрезвычайных ситуаций невозможно без достаточных по количеству и качеству режимных наблюдений за состоянием природных и производственных объектов, а также без наличия эффективных методик по прогнозированию опасных явлений. Существующая сеть сейсмических наблюдений на сегодня в республики крайне неравномерна и не обеспечивает полноты получения необходимых материалов для оценки сейсмической опасности и прогноза землетрясений, а также для контроля за другими опасными явлениями. Техническая оснащенность их в большинстве случаев не соответствует современным требованиям. Поэтому главное внимание должно быть уделено прежде всего созданию новых и обновлению существующих объектов сетей наблюдения, разработке и усовершенствованию методик прогноза и оповещения об опасных явлениях.
4. Создание и развитие сети наблюдений
Организационно-технические работы и разработки направлены на:
- создание национальной сейсмологической службы Республики Казахстан с целью оценки сейсмической опасности, прогнозирования землетрясений и организации мероприятий по уменьшению ущерба от землетрясений;
- создание системы сбора данных сейсмологических наблюдений, а также оперативного прогноза катастрофических явлений с использованием искусственных спутников Земли;
- создание системы сбора данных о застройке населенных пунктов на потенциально опасных территориях;
- создание единой республиканской системы контроля за радиационной обстановкой для обеспечения оперативного принятия мер безопасности при выявлении радиоактивного заражения, соблюдения требований безопасности при работе с радиоактивными источниками;
- создание автоматизированной системы селевого оповещения;
- расширение и автоматизация сетей гидрометеорологических наблюдений;
- усовершенствование системы связи для сбора прогнозной информации;
- паспортизацию и создание локальных систем наблюдения и оповещения потенциально опасных промышленных и водохозяйственных объектов с обращением особого внимания на химически опасные объекты, предприятия газового и нефтяного комплекса, крупные гидротехнические сооружения;
- создание системы сбора данных о возможных очагах возникновения особо опасных инфекций.
5. Разработка и внедрение методов и технологий
прогноза опасных явлений
Основными работами в этом направлении являются:
- оценка возможных последствий техногенных катастроф, в том числе и вторичных эффектов;
- планирование и оптимизация превентивных мероприятий по уменьшению ущерба от природных и техногенных катастроф и ликвидации их последствий;
- разработка методов долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного прогнозирования природных катастроф и их использования для оптимизации плана превентивных мероприятий по уменьшению ущерба;
- разработка методов автоматизированного оперативного определения размеров происшедших катастроф, оценки ущерба и возможных последствий происшедших катастроф, в том числе при отсутствии информации непосредственно с места катастрофы;
- разработка методов оперативной оптимизации плана мероприятий
по ликвидации последствий катастроф; - разработка методов предотвращения природных и техногенных катастроф; - мониторинг состояния источника катастрофы с целью прогнозирования дальнейшего развития процесса, вызвавшего катастрофу, и получения необходимой научной информации для будущих исследований. III. Планирование и осуществление мероприятий по уменьшению ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий Министерства, государственные Штаб гражданской обороны, комитеты, ведомства, главы МВД, Минстрой, Минздрав, областных (городских) администраций, Минобразования, Минпечати, ответственные за реализацию Госматрезервы, Минобороны, мероприятий Госкомводресурсы, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство промышленности и торговли, другие министерства и ведомства, главы областных (городских) администраций, акционерные и холдинговые компании, концерны
В общей совокупности природные и техногенные аварии и катастрофы в силу ограниченности возможностей человека являются событиями, которые практически не представляется возможным полностью исключить. Однако их вредное воздействие может быть существенно уменьшено за счет проведения специальных предварительных мероприятий. К их числу, в первую очередь, следует отнести организационные и инженерно-технические защитные мероприятия.
Цель инженерно-технических мероприятий - значительное уменьшение возможного ущерба при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях инженерными методами. Сюда входят работы по сейсмостойкому строительству и сейсмоусилению зданий и сооружений, гидротехнические и инженерно-геологические защитные мероприятия, работы по усовершенствованию систем коммуникаций и мероприятия по повышению безопасности работы производственных объектов. Такой способ является хотя и весьма дорогостоящим, но наиболее оправданным.
6. Создание и совершенствование органов и служб
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций
В целях оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, профилактики причин возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий, ликвидации их последствий совершенствуется Республиканская система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях (РС ЧС). Перечень мероприятий по развитию Республиканской системы включает:
- создание и поддержание в постоянной готовности аварийно-спасательной службы, привлекаемой к ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведению аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ;
- создание и обеспечение функционирования сети опорных многопрофильных центров быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации;
- проведение работ по созданию и дальнейшему развитию службы экстренной медицинской помощи;
- развитие и оснащение республиканского и областных оперативно-спасательных отрядов;
- разработку планов действий комиссий по чрезвычайным ситуациям на республиканском, областном, районном, ведомственном и объектовом уровнях и их взаимоувязка;
- разработку в министерствах, ведомствах, местных органах управления и на хозяйственных объектах комплексных программ профилактики возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
7. Создание системы обучения населения и
специалистов по предупреждению и действиям
в чрезвычайных ситуациях
В целях предупреждения и снижения потерь среди населения республики от природных и техногенных катастроф, удовлетворение потребности хозяйственного комплекса республики в квалифицированных специалистах, повышения готовности органов управления создается республиканская система обучения населения и специалистов по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая предусматривает:
- обеспечение всеобъемлющей подготовки населения, руководителей предприятий и организаций, рабочих и служащих, студентов, школьников, детей в дошкольных учреждениях к действиях в условиях чрезвычайных ситуаций и осуществление контроля за их подготовкой;
- разработку и внедрение учебных программ и методик, учебных пособий, программного обеспечения компьютерных систем по подготовке населения, специалистов, руководителей всех уровней к предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях с учетом местных условий и современных требований;
- совершенствование учебной материальной базы, внедрение видеотехники, компьютерных и автоматизированных обучающих систем;
- разработку комплексной программы создания и освоения производства тренажеров для подготовки населения, специалистов, руководителей всех уровней к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- введение в вузах подготовки специалистов для хозяйственного комплекса республики по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны, а в гуманитарных вузах - преподавателей по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности";
- введения в вузах, общеобразовательных школах всех типов, профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях, дошкольных учреждениях, независимо от ведомственной подчиненности, в Республиканском межотраслевом институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов курса "Основы безопасности жизнедеятельности" с дифференцированным количеством часов в учебном плане;
- определение необходимого количества, тематики и тиражей учебных кино- и видеофильмов, мультфильмов по проблемам чрезвычайных ситуаций, организацию их заказа, закупку необходимого количества зарубежной видеопродукции по тематике подготовки и действиям населения и руководителей в чрезвычайных ситуациях, перевод ее на казахский и русский языки;
- создание единых методик по подготовке и проведению учений, направленных на отработку практических действий населения, руководителей всех уровней в условиях чрезвычайных ситуаций;
- создание учебно-экспериментального комплекса Республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях и гражданской обороне;
- создание Института гражанской защиты и его филиалов в областях и городах республики;
- систематическую организацию и проведение сейсмотренировок и других видов тренировок и учений по отработке (с учетом местных условий) действий в чрезвычайных ситуациях населения, руководителей всех уровней, рабочих и служащих, учащейся молодежи, детей в детских дошкольных учреждениях. Ежегодное проведения месячника по обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях;
- организацию регулярных телерадиопередач, выпуск статей в печатных органах, брощюр, памяток, плакатов, учебных пособий по проблемам чрезвычайных ситуаций;
- разработку и выпуск сборников типовых проектных решений по сейсмостойкому строительству и повышению сейсмостойкости малоэтажных индивидуальных жилых домов, а также технические рекомендации по проведению восстановительных работ при чрезвычайных ситуациях;
- организацию проведения научно-исследовательских работ по вопросам подготовки и обучения населения, специалистов и руководителей действиям в чрезвычайных ситуациях;
- обучение в военных учебных заведениях стран СНГ кандидатов для подготовки офицерских кадров по специальностям гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
8. Создание запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и других
ресурсов для чрезвычайных ситуаций
Работы по созданию в составе государственного и мобилизационного резервов Республики Казахстан резерва для чрезвычайных ситуаций направлены на обеспечение гарантированной защиты населения, нормального функционирования хозяйственных объектов при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий и предусматривают:
- определение главами областных, Алматинской и Ленинской городских администраций, министерствами, ведомствами, концернами, ассоциациями и другими субъектами экономических отношений, независимо от форм собственности, номенклатуры материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов для обеспечения жизнедеятельности населения и проведения неотложных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в условиях чрезвычайных ситуаций, размеров и сроков накопление их в составе государственного и мобилизационного резервов;
- создание в составе государственного резерва на республиканском уровне запасов продовольствия, спецтехники и оборудования, предназначенных для жизнеобеспечения пострадавшего населения и проведения первоочередных работ при ликвидации последствий региональных и глобальных чрезвычайных ситуаций.
9. Создание и материально-техническое оснащение
аварийно-спасательной службы республики
Формирование и развитие системы сил по гражданской защите при угрозе и ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий (аварийно-спасательной службы республики) предусматривают;
- материально-техническое и кадровое укрепление пожарных частей и аварийно-спасательных подразделений Министерства внутренних дел; специализированных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных подразделений министерств, ведомств и предприятий; воинских частей и невоенизированных формирований гражданской обороны; формирование экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения; оперативно-спасательных отрядов;
- оснащение аварийно-спасательной службы республики техникой, специальным оборудованием, инструментами и приборами, в том числе зарубежного производства, для спасательных и аварийно-восстановительных работ;
- разработку и реализацию программы производства аварийно-спасательной техники, оборудования и снаряжения на промышленных предприятиях республики, в том числе на конверсируемых, для оснащения аварийно-спасательной службы;
- стажировку и обучение спасателей и специалистов за рубежом.
10. Совершенствоавние системы связи и средств
телекоммуникации, используемых в чрезвычайных
ситуациях
Осуществление мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, локализации и ликвидации их последствий может быть обеспечено только при наличии взаимодействия центральных республиканских органов государственного управления с областными, а при необходимости - с городскими и районными администрациями и комиссиями по ЧС посредством обеспечения связи с республиканскими министерствами и ведомствами, промышленными транспортно-энергетическими предприятиями, дежурными службами различных уровней и силами, привлекаемыми к ликвидации последствий ЧС. Развитие системы связи и средств телекоммуникации предусматривает:
- организацию сопряжения и взаимодействия со всеми действующими системами связи и оповещения, в том числе межведомственными, ведомственными, военными и специального назначения;
- приобретение и ввод в эксплуатацию необходимого оборудования, средств связи, телекоммуникации, в том числе для специальной связи;
- обеспечения внедрения личных средств радиосвязи и радиопоискового оповещения для членов ГКЧС, КЧС и служб РСЧС, руководителей органов управления и штабов;
- обеспечение внедрения и использования сотовых систем радиосвязи с подвижными оперативными группами (штабами), мобильными узлами связи и др.;
- совершенствование и модернизацию радиосвязи для чрезвычайных
ситуаций по схеме "Волна" ("Волна-П"), в том числе зоновой радиосвязи, командно-штабных машин и подвижных узлов связи; - совершенствование низовых и зональных средств радиосвязи, в том числе командно-штабных машин и подвижных узлов связи для обеспечения радиосвязи в районах ЧС и на маршрутах следования аварийно-спасательных и восстановительных подразделений; - внедрение громкоговорящей связи и систем документирования, использование видеоинформации, поступающей непосредственно из мест событий; Не для печати - внедрение средств связи специального назначения, определение специальных методов и правил по защите информации и информационной безопасности с целью обеспечения защиты государственных секретов при совершенствовании системы связи в ЧС; - обеспечение включения абонентов ГКЧС, КЧС, дежурных служб в цифровые сети связи, абонентские сети автоматически коммутируемых каналов связи для передачи данных, телеграфной и телефонной связи, в том числе перспективных типа "Атлас" и АСИО СНГ; Не для печати - осуществление мероприятий, предусмотренных в специальной государственной программе "Арал-93" по комплексному решению вопросов оповещения населения и органов государственного управления в чрезвычайных ситуациях; - обеспечение разработки дополнительных положений по организации связи в РСЧС и требований к видам связи, принципам использования систем, сетей, каналов, комплексов и средств связи в ЧС, дополнительного порядка предоставления различных видов связи и управления системой связи, дополнительных обязанностей должностных лиц при различных режимах готовности систем связи и дополнительных линий привязки к опорным узлам и направлениям прямой связи; Не для печати - создание Ситуационного центра со средствами связи, телекоммуникаций и оповещания, ситуационными залами и службой оперативного дежурного, средствами отображения информации коллективного пользования, информационно-вычислительными сетями ("Алатау-ЧС") для обеспечения деятельности руководства Республики Казахстан по управлению в чрезвычайных ситуациях. 11. Создание автоматизированной информационно-управляющей системы по чрезвычайным ситуациям (АИУС ЧС)
Республиканская автоматизированная информационно-управляющая система по чрезвычайным ситуациям является важнейшей составной частью РСЧС и предназначена для автоматизации процессов управления и информационного обеспечения на всех ее уровнях, включая республиканское, областные, ведомственные и объектовые звенья.
АИУС ЧС создается в целях:
- обеспечения информационно-технического сопряжения органов государственного и отраслевого управления, государственных, территориальных и отраслевых систем и средств мониторинга, а также органов управления силами и средствами для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- обеспечения информационной и интеллектуальной поддержки принятия решений.
Основными направлениями создания и развития АИУС ЧС являются:
- разработка методик, планов, схем управления силами и средствами по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях;
- проектирование вычислительных и приемо-передающих средств (совершенствование технической базы, создание и поддержание систем телекоммуникации);
- создание и модернизация автоматизированных систем мониторинга;
- создание программно-технологической базы;
- создание системы баз данных и знаний;
- создание проблемно-ориентированных информационных технологий.
Совершенствование технической базы предусматривает:
- создание, оснащение и техническое обслуживание вычислительных сетей ГКЧС (включая сеть загородного пункта управления органов государственного управления республики), ситуационного центра для обеспечения действий в чрезвычайных ситуациях на территории республики, Штаба гражданской обороны республики, информационно-технического центра (ИТЦ);
- создание программно-технических комплексов подвижных пунктов информации и связи;
- организацию телекоммуникационного доступа к базам данных по чрезвычайным ситуациям между вычислительными сетями ГКЧС, глав областных администраций, министерств и ведомств по коммутируемым и выделенным телефонным каналам связи;
- организацию республиканской межкомпьютерной передачи данных о чрезвычайных ситуациях по радио и спутниковым каналам связи.
Создание и модернизация автоматизированных систем мониторинга включают в себя:
- разработку системы передачи данных мониторинга за состоянием окружающей среды по каналам межкомпьютерной связи;
- совершенствование существующей в республике сети сейсмологических наблюдений (сейсмостанции, обсерватории, пункты наблюдений) на основе внедрения космической связи и компьютерной технологии обработки данных;
- создание автоматизированной спутниковой системы селеоповещения.
Для создания программно-технологической базы предусматривается:
- приобретение передовых технологий обработки информации и прикладных лицензионных программных средств функционирования и эксплуатации вычислительных сетей, включая системное программное обеспечение, сетевое программное обеспечение, сервисные пакеты прикладных программ, средства телекоммуникации;
- адаптация и сопровождение общесистемных средств функционирования вычислительных сетей.
Формирование системы баз данных и знаний АИУС ЧС требует:
- создания и поддержки функционирования распределенного республиканского банка данных по стихийным бедствиям, крупным авариям и катастрофам, включая проектирование тематических баз данных и знаний, разработку сводных и абонентских перечней информационных показателей;
- создания баз данных для системы управления чрезвычайными ситуациями;
- разработки экспертной системы создания базы знаний по модели управления и состояния РСЧС;
- создания баз данных и знания сейсмического мониторинга, мониторинга состояния природной среды, мониторинга потенциально опасных объектов, мониторинга состояния возможных очагов особо опасных инфекций;
- создания банков данных и баз знаний по проблемам геоэкологии.
Составными частями формирования проблемно-ориентированных информационных технологий являются:
- создание автоматизированных рабочих мест специалиста по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций для республиканского, областного, ведомственного, объектового звеньев РСЧС;
- разработка автоматизированных функциональных задач РСЧС;
- разработка типовых проектов территориальных звеньев АИУС ЧС;
- разработка функциональных ведомственных задач АИУС ЧС;
- разработка автоматизированных систем оценки обстановки и поддержки принятия решений при авариях на объектах хозяйственного комплекса.
В состав основных функциональных подсистем АИУС ЧС входят:
- наблюдение и контроль обстановки за состоянием инфраструктуры и систем жизнеобеспечения населения;
- прогнозирование опасных явлений и их последствий;
- организационные мероприятия по предупреждению ЧС;
- создание органов и служб по преодолению ЧС;
- создание материально-технической и финансовой базы РСЧС;
- инженерно-технические мероприятия по уменьшению ущерба от ЧС;
- ликвидация последствий ЧС.
12. Сейсмостойкое строительство и сейсмоусиление
зданий и сооружений
Сейсмические районы Республики Казахстан составляют около 20 процентов от общей площади территории республики. Благоприятные природно-климатические условия, наличие ценных сырьевых и энергетических ресурсов привели к концентрации в этих районах значительной доли промышленного и сельскохозяйственного потенциала республики. Здесь сосредоточено около 30 процентов производственных основных фондов промышленности и производится до 30 процентов годового объема продукции сельского хозяйства. Расположено более 35 процентов жилищного фонда, в котором проживают около 40 процентов населения страны.
В связи с увеличением вероятности возникновения сильных землетрясений следует ускорить дальнейшую целенаправленную работу по снижению опасности для жизни людей и материальных ценностей от возможных землетрясений. С учетом складывающейся социально-экономической обстановки в республике необходима переориентация политики финансового обеспечения проводимых мероприятий как из республиканского, так и из местных бюджетов, средств министерств, ведомств, предприятий и организаций, а также личных средств граждан.
Мероприятия по повышению безопасности населения, хозяйственных объектов при землетрясениях дожны предусматривать следующие направления:
- обеспечение сейсмостойкости зданий и сооружений нового строительства;
- обеспечение сейсмостойкости и надежного функционирования зданий и сооружений существующей застройки;
- сейсмическое микрорайонирование территории республики.
Научно-технические разработки сейсмостойкого строительства включают:
- создание нормативной базы расчетов, проектирования и производства строительных работ в сейсмических районах;
- развитие опытно-экспериментальной базы сейсмостойкого строительства, оснащение ее современными средствами исследования, в том числе зарубежными;
- разработку новых конструктивных решений промышленных зданий и сооружений, ориентированных на ресурсные возможности республики;
- разработку новых конструкций зданий для жилья и объектов соцкультбыта с учетом новой жилищной политики в республики;
- развитие экспериментального проектирования и строительства.
Сейсмоусиление зданий и сооружений существующей застройки предусматривает разработку методов и способов обеспечения сейсмостойкости жилья, объектов социального и культурно-бытового назначения, производственных зданий и сооружений.
Работы сейсмического микрорайонирования предусматривают:
- уточнение сейсмичности территорий населенных пунктов;
- определение сейсмичности территорий, наиболее перспективных для застройки;
- изучение сейсмичности активных зон аномальных напряжений (геодинамических зон).
13. Гидротехнические и инженерно-геологические
защитные мероприятия
Работами предусматривается:
- осуществления комплекса мероприятий по повышению надежности эксплуатации накопителей сточных вод;
- проведение инженерно-технических мероприятий по закреплению гребней и низовых откосов плотин крупных водохранилищ и других водохозяйственных сооружений с целью предотвращения размыва их паводковыми водами или разрушений от иных стихийных бедствий;
- мероприятия по защите хозяйственных объектов, населенных пунктов от затоплений и подтоплений, вызванных подъемом уровня Каспийского моря;
- строительство противоселевых и других защитных сооружений в различных районах республики согласно утвержденным генеральным схемам защиты;
- выполнение комплекса мероприятий по повышению эксплуатационной надежности существующих противоселевых комплексов и других защитных сооружений.
14. Усовершенствование систем коммуникаций
Для обеспечения увеличения объемов перевозок грузов, безопасности движения транспорта и уменьшения чрезвычайных ситуаций на транспорте предусматривается:
- строительство новых железнодорожных путей;
- проектирование и строительство обходного железнодорожного пути на участке Узунагаш - Капчагай;
- электрификация железнодорожных участков Чу - Алматы - Сары-Озек, Экибастуз - Павлодар, Тобол - Железнорудное;
- строительство и реконструкция автомобильных дорог республиканского и местного значений;
- строительство и повышение пропускной способности и грузоподъемности мостов;
- строительство путепроводов на грузонапряженных пересечениях железных и автомобильных дорог;
- создание единого центра автоматизированной системы управления движением воздушного транспорта;
- строительство резервных подъездных путей к аэродромам, находящимся в сейсмоопасных зонах;
- определение и оборудование районов и конкретных мест временного отстоя (хранения) отдельных цистерн и железнодорожных составов с потенциально опасными грузами в период установления неисправностей (течи, парения сильнодействующих ядовитых веществ) и проведение других мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций на транспорте и ликвидации их последствий;
- организация центрального пункта управления Министерства транспорта и коммуникаций в г. Алматы. Оснащение объектов связи, расположенных в сейсмоопасных зонах, недостающими автономными энергоисточниками.
15. Мероприятия по опасным производственным
объектам
Предусматривается:
- повышение устойчивости функционирования систем газоснабжения;
- реконструкция газонаполнительных станций;
- демонтаж групповых резервуарных подземных хранилищ сжиженного
газа, находящихся в зонах сейсмических разломов в г. Алматы; - пректирование и реконструкция складов для хранения жидкого хлора; - совершенствование систем защиты и ликвидации аварийных ситуаций на потенциально опасных объектах, повышение технологической безопасности; - проведение мероприятий по предотвращению пожаров; - создание надежной защиты и разработка практических мер по оперативной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах нефтяной и газовой промышленности. 19. Подготовка законодательных актов для правового обеспечения республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях Министерства, государственные Минюст, Штаб гражданской обороны, комитеты, ведомства, МВД, Минэкономики, Минздрав, ответственные за реализацию Минсоцзащиты, другие министерства мероприятий и ведомства, главы областных (городских) администраций
До настоящего времени государственное управление процессами, обеспечивающими безопасность населения, устойчивость экономики и защиту окружающей природной среды при возникновении крупных аварий, экологических катастроф и стихийных бедствий, осуществлялось главным образом административными методами.
Развитие рыночных отношений и реализация государственного суверенитета и независимости республики настоятельно требуют надежного правового обеспечения этой работы. В происходящем процессе реформ законодательства, защиту населения и объектов хозяйствования от стихийных бедствий и техногенных катастроф необходимо выделить в самостоятельную область правового регулирования.
В целях осуществления данной работы намечается разработка ряда законопроектов для правового обеспечения Республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Первоочередными из них являются: - о защите населения, природной среды и объектов хозяйствования от аварий, катастроф и стихийных бедствий; - об аварийно-спасательной службе; - о статусе спасателя; - о гражданской защите; - о радиационной безопасности. Реализация пакета указанных, а также ряда дополнительных законопроектов позволит закрепить основные принципы защиты населения, природной среды и хозяйственных объектов от чрезвычайных ситуаций, более оперативно решать вопросы организации проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ в случае их возникновения. V. Международное сотрудничество Министерства, государственные комитеты, Национальная академия наук, ведомства, ответственные за реализацию Миннауки, Республиканский мероприятий комитет по проведению Международного десятилетия ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий, Штаб гражданской обороны, другие министерства и ведомства, главы областных (городских) администраций
С развитием цивилизации, заселением людьми все больших территорий Земного шара задача борьбы с опасными природными и техногенными явлениями становится все более актуальной. Во многих странах мира накоплен большой опыт и проводится практические мероприятия по защите от стихийных бедствий и катастроф.
Генеральная Ассамблея ООН резолюцией 44/236 от 22 декабря 1989 г. провозгласила 90-е годы Международным десятилетием по уменьшению опасности стихийных бедствий.
Признавая важный вклад, который Десятилетие способно внести в совершенствование деятельности в чрезвычайных ситуациях, и для смягчения последствий стихийных бедствий и обеспечения готовности к ним на национальном уровне, а также в целях развития международного сотрудничества создан республиканский комитет по проведению Международного десятилетия ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий, с функциями головной координирующей организации по подготовке предложений и рекомендаций по участию республики в Международном десятилетии и выполнению соответствующих программ.
Реализация мероприятий международного сотрудничества предусматривает:
- подготовку условий и порядка участия сторон в выполнении обязательств, вытекающих из подписанных Республикой Казахстан международных соглашений и конвенций в области чрезвычайных ситуаций;
- присоединение Республики Казахстан к международным конвенциям и принятие практических мер по их реализации. На первом этапе это:
- Конвенция по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991 год);
Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки, 1992 год);
- вступление Республики Казахстан в международные организации, специализированные в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: Международную организацию гражданской обороны (МОГО), Программу развития Организации Объединенных Наций (ПРООН);
- разработку согласованной политики, общих подходов, единых методик, критериев и процедур оценки последствий чрезвычайных ситуаций с обеспечением сопоставимости данных в межгосударственном и международном масштабе;
- проведение скоординированных фундаментальных и прикладных исследований в области чрезвычайных ситуаций, создание и функционирование межгосударственной (международной) информационной системы;
- привлечение зарубежных и международных организаций, фирм, отдельных специалистов к разработке и внедрению передовых методов и методик прогнозирования чрезвычайных ситуаций, оценки их последствий, организации аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ;
- широкое использование международного опыта в решении проблем чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации их последствий путем: привлечения зарубежных специалистов; участия в конференциях, семинарах, симпозиумах и их проведения; направления на обучение, стажировку и для повышения квалификации за рубеж студентов, ученых и специалистов в области чрезвычайных ситуаций;
- максимально возможное привлечения финансовых средств из фондов помощи и международных организаций на решение конкретных программ и проектов в области защиты и предупреждения чрезвычайных ситуаций в Республики Казахстан.
Необходимо подготовить и обеспечить подписание многосторонних и двухсторонних межправительственных соглашений о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
VI. Условия финансирования Министерства, государственные комитеты, Минэкономики, Минфин, другие ведомства, ответственные за реализацию министерства и ведомства, мероприятий главы областных (городских)
администраций
В Казахстане имеется достаточный интеллектуальный потенциал и практический опыт, необходимые для организации как научных исследований по проблемам чрезвычайных ситуаций, так и для выполнения предусмотренных первоочередных организационных и инженерно-технических работ по Программе.
Финансирование мероприятий по предупреждению промышленных аварий и катастроф, снижению потерь от стихийных бедствий и ликвидации их последствий осуществляется за счет средств территориальных местных бюджетов и внебюджетных фондов и отраслевых источников (резервных фондов министерств, ведомств, других органов государственного и хозяйственного управления, собственных средств предприятий, учреждений и организаций), а в исключительных случаях - за счет республиканского бюджета и других государственных централизованных источников.
Территориальные и отраслевые источники формируются в размерах, обеспечивающих выполнение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, если возможные или происшедшие аварии, катастрофы и стихийные бедствия по масштабу распространения могут быть классифицированы как частные, объектовые и местные.
Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности эксплуатации производственных объектов, технологических линий и предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций на них осуществляется за счет средств предприятий и организаций.
Выделение средств из республиканского бюджета и других государственных централизованных источников производится в случаях, когда проводимые научно-исследовательские, научно-практические, проектно-изыскательские, организационные и инженерно-технические
мероприятия имеют республиканское или общее значения для нескольких регионов Казахстана. Порядок финансового и материально-технического обеспечения Программы определяется отдельным решением Кабинета Министров Республики Казахстан.