Об утверждении Правил об операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также изделиями из них

Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 7 сентября 1994 г. N 1004

Действующий
      Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемые Правила об операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также изделиями из них.
      2. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам Республики Казахстан в двухмесячный срок привести ведомственные решения в соответствие с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
      3. Министерству финансов Республики Казахстан по согласованию с Министерством юстиции Республики Казахстан с участием заинтересованных министерств и ведомств Республики Казахстан в двухмесячный срок подготовить и представить в Кабинет Министров Республики Казахстан предложения о внесении в действующие нормативные акты изменений, вытекающих из настоящего постановления.
Премьер-министр Республики Казахстан
                                           Утверждены

постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 7 сентября 1994 г. N 1004


                            Правила <*>
          об операциях с драгоценными металлами и драгоценными
                  камнями, а также изделиями из них

       Сноска. Действие настоящих Правил не распространяется на Гохран Национального Банка Республики Казахстан, который руководствуется соответствующими положениями, утвержденными Верховным Советом Республики Казахстан, и нормативными документами Национального Банка.
                          I. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О золотом запасе и алмазном фонде", другими законодательными и нормативными актами Республики Казахстан и устанавливают порядок получения, расходования, учета, хранения, транспортировки драгоценных металлов, их солей, сплавов и других соединений, драгоценных камней, сбора и сдачи их лома и отходов, а также меры ответственности за нарушение Правил.
      Действие настоящих Правил не распространяется на операции и процессы, связанные с использованием синтетических и искусственных алмазов, изумрудов, корундов, а также порошков и инструментов из них.
      2. Установленный настоящими Правилами порядок обязаны соблюдать хозяйствующие субъекты всех форм собственности и подчиненности, в том числе подразделения Министерства обороны, таможни, ломбарды, а также физические лица, осуществляющие любые разрешенные законодательством операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в виде сырья, полуфабрикатов, сплавов, солей, растворов, незавершенной продукции, готовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, материалов, инструментов, оборудования, приборов, деталей, узлов, а также всех видов лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни.
      3. Министерства, ведомства, корпорации, компании, предприятия с учетом специфики своей работы, исходя из основных положений настоящих Правил, разрабатывают и утверждают по согласованию с Государственной инспекцией пробирного надзора Национального банка Республики Казахстан, Национальной акционерной компанией "Алтыналмас", подразделениями охраны при органах внутренних дел (по соответствующим направлениям) собственные инструкции о порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней.
      4. Все юридические и физические лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, обязаны:
      а) зарегистрироваться по месту нахождения и получить лицензию на право деятельности связанной с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней.
      Регистрация хозяйствующих субъектов осуществляется в установленном порядке.
      Порядок выдачи лицензий регламентируется специальным положением, утвержденным постановлением Президиума Верховного Совета Республики Казахстан от 7 мая 1992 г. N 1311 "О порядке регулирования деятельности, связанной с производством, переработкой и реализацией драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в Республике Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992 г., N 8, ст. 213).
      Хозяйствующим субъектам всех форм собственности разрешается ввоз по лицензиям драгоценных металлов и драгоценных камней для дальнейшей обработки и реализации в Республике Казахстан в установленном законом порядке.
      Порядок экспорта и импорта драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий и материалов, их содержащих, осуществляется в установленном законом порядке;
      б) обеспечивать сохранность, вести полный и достоверный учет поступления, расходования и остатков драгоценных металлов, драгоценных камней и их отходов, проводить в установленные сроки инвентаризации указанных ценностей во всех местах хранения и непосредственно в производстве, своевременно отражать в учете результаты этих инвентаризаций;
      в) соблюдать строжайшую экономию драгоценных металлов, драгоценных камней и установленный порядок составления и представления отчетности об их поступлении, расходе и остатках;
      г) обеспечивать полный сбор и предварительную обработку всех видов лома и отходов драгоценных металлов, драгоценных камней, своевременную сдачу их на перерабатывающие предприятия.
      5. Ввод в эксплуатацию предприятий, цехов, участков, объектов, где добываются, извлекаются, производятся, перерабатываются, обрабатываются или хранятся драгоценные металлы, драгоценные камни и содержащие их продукты, материалы и изделия, допускается только при выполнении специальных организационных и инженерно-технических мероприятий, обеспечивающих сохранность, полноту извлечения и минимальные технологические потери драгоценных металлов и драгоценных камней.
      6. Переработка покупного или давальческого сырья, содержащего драгоценные металлы или драгоценные камни, производится в соответствии с договорами (контрактами), заключаемыми между предприятиями-поставщиками и потребителями.
      Порядок заключения договоров и вопросы, связанные с их выполнением, регулируются Положением о поставках продукции, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 19 июня 1992 г. N 536 "Об утверждении Положения о поставках продукции" (САПП Республики Казахстан, 1992 г., N 24, ст. 374), с последующими изменениями и дополнениями.
      7. С работниками предприятий, организаций, учреждений, непосредственно участвующими в операциях или иных действиях с драгоценными металлами и драгоценными камнями, заключаются договоры о материальной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      8. Руководство работами по обеспечению сохранности драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех стадиях их производства, переработки, обработки, сбора и сдачи отходов, хранения и транспортировки осуществляется руководителями предприятий через своих заместителей по режиму и охране или лиц, назначенных приказом.
      Ответственность за соблюдение технологических режимов возлагается на главных инженеров и главных специалистов, руководителей цехов и объектов, участков, начальников смен и мастеров участков, а также на непосредственных исполнителей технологических операций, где в процессе производства используются драгоценные металлы и драгоценные камни.
      Эти же лица несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан за превышение установленных нормативов потерь, если они не вызваны стихийными бедствиями или другими независящими от них причинами.
      9. Представители органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями (статья 14 Закона "О золотом запасе и алмазном фонде"), Прокуратуры, Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности, Государственной инспекции пробирного надзора Национального Банка Республики Казахстан осуществляют проверки работы и ревизии всех хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности и подчиненности, по вопросам добычи, извлечения, производства, переработки, применения, использования, сбора и сдачи лома и отходов, выдачи, отпуска, учета, транспортировки и сохранности драгоценных металлов, их солей, сплавов, других соединений и драгоценных камней.
      Руководители предприятий, организаций, участков и технологических переделов, частей и подразделений Министерства обороны, таможни, ломбардов и др. обязаны беспрепятственно предоставлять в распоряжение этих представителей все виды плановой, технической, отчетной и учетной документации (включая первичную) по всем разделам работы с драгоценными металлами и драгоценными камнями, обеспечивать их доступ по служебным удостоверениям в режимные подразделения без переодевания и досмотра.

                II. Порядок получения драгоценных металлов
                         и драгоценных камней

      10. Драгоценные металлы и драгоценные камни относятся к централизованно распределяемым и лимитируемым материальным ресурсам.
      11. Порядок отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней из Гохрана Национального Банка Республики Казахстан устанавливается Положением, утвержденным постановлением Президиума Верховного Совета Республики Казахстан от 13 апреля 1992 г. N 1283 "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования драгоценных металлов и драгоценных камней из Гохрана Национального государственного банка Республики Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992 г., N 8, ст. 200).
      Основанием для получения драгоценных металлов и драгоценных камней потребителями являются решения Кабинета Министров Республики Казахстан об отпуске этих ценностей хозяйствующим субъектам всех форм собственности на основании предложений Министерства экономики, согласованных с Национальным Банком Республики Казахстан.
      12. Хозяйствующие субъекты всех форм собственности согласовывают с Министерством экономики Республики Казахстан объемы потребления драгоценных металлов, их солей, сплавов, других соединений и драгоценных камней и представляют до 1 июля года, предшествующего планируемому, в Министерство экономики Республики Казахстан заявки на драгоценные металлы, их соли, сплавы, другие соединения и драгоценные камни, а также расчеты по их возврату на переработку в виде лома, отходов, рекуперата с учетом всех источников их образования.
      До 1 марта планируемого года хозяйствующие субъекты представляют Министерству экономики Республики Казахстан уточненные расчеты потребности и спецификации на драгоценные металлы, их соли, сплавы, другие соединения и драгоценные камни с учетом их фактических остатков на начало года по результатам переписей или инвентаризаций.
      13. Министерство экономики Республики Казахстан в месячный срок после утверждения Кабинетом Министров Республики Казахстан лимитов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней, возврата их в виде лома и отходов направляет хозяйствующим субъектам свои извещения о распределении выделенного в их распоряжение количества драгоценных металлов и драгоценных камней и возврата их в виде отходов на планируемый год с поквартальной разбивкой.
      14. После получения извещений о выделенных им лимитах хозяйствующие субъекты заключают договоры с заводами-изготовителями Республики Казахстан на изготовление необходимой им продукции из драгметаллов либо с предприятиями-переработчиками за рубежом при отсутствии необходимых мощностей в республике и при наличии соответствующих межправительственных соглашений по данному вопросу.
      15. Отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней из Гохрана осуществляется после предварительной оплаты их стоимости Национальному Банку Республики Казахстан. Предельный срок оплаты за ценности, выдаваемые в текущем году, - 10 декабря, а их выдачи - 25 декабря.
      16. Расходование драгоценных металлов и драгоценных камней хозяйствующими субъектами всех форм собственности должно производиться в пределах установленных норм расхода и утвержденной потребности на строго определенные цели (выпуск продукции, проведение исследовательских и других работ).
      17. Нормы расхода драгоценных металлов утверждаются руководителями министерств, ведомств, корпораций и др. по согласованию с Национальной акционерной компанией "Алтыналмас", а их возврата в виде лома и отходов - Национальной акционерной компанией "Алтыналмас".
      Сводные нормы расхода драгоценных металлов должны быть утверждены в граммах на единицу продукции в пересчете на чистый металл с указанием расхода на изделия, отходы и потери.
      18. Подетальные и пооперационные нормы расхода драгоценных металлов и драгоценных камней, входящие в состав сводных норм на выпускаемую продукцию, должны быть своевременно доведены до соответствующих цехов, участков, лабораторий, рабочих мест, а до бухгалтерии - и сводные нормы расхода на эту продукцию.
      19. В целях рационального использования драгоценных металлов допускается использование на выпуск продукции незагрязненных отходов драгоценных металлов (высечка, стружка, обрезки и др.) для изготовления из них необходимых полуфабрикатов или для непосредственной переработки и использования их в своем производстве.
      Такие отходы рассматриваются как вторичное сырье и должны быть исключены из норм расхода.
      20. Хозяйствующим субъектам запрещается передача драгоценных металлов и драгоценных камней, полученных по постановлениям Кабинета Министров Республики Казахстан, иным хозяйствующим субъектам, за исключением случаев, когда эти ценности передаются на выполнение собственных заказов, а также запрещается использовать фондовые драгоценные металлы и драгоценные камни на выполнение заказов сторонних организаций.
      Неиспользованные остатки драгоценных металлов и драгоценных камней показываются в статистических отчетах и засчитываются в счет фондов, выделенных на следующий год, а при ликвидации или реорганизации хозяйствующего субъекта подлежат сдаче в Гохран Национального Банка Республики Казахстан.
      21. За нерациональное и неэкономное расходование драгоценных металлов и драгоценных камней несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан соответствующее физическое лицо или руководитель предприятия, учреждения или организации, а также руководители соответствующих цехов, отделов, лабораторий, применяющих драгоценные металлы и драгоценные камни.

              III. Сбор и сдача отходов драгоценных
                   металлов и драгоценных камней

      22. Хозяйствующие субъекты всех форм собственности обязаны обеспечивать выполнение установленных им заданий на возврат, переработку драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах лома и отходов (включая отработанные алмазные инструменты) от всех источников их образования.
      23. Министерству экономики Республики Казахстан по согласованию с Национальной акционерной компанией "Алтыналмас" предоставляется право вносить частичные изменения в годовые задания сдачи драгоценных металлов в виде лома и отходов по отдельным хозяйствующим субъектам, исходя из фактического расхода ими драгоценных металлов.
      Предложения о корректировке годовых заданий с соответствующими расчетами представляются хозяйствующими субъектами не позднее 25 дней по окончании отчетного периода.
      24. Предприятия, учреждения, организации, другие хозяйствующие субъекты обязаны оборудовать рабочие места, где используются драгоценные металлы, драгоценные камни или материалы, содержащие их, соответствующими защитными приспособлениями (фильтрами, пылеуловителями, кожухами, отстойниками, заградительными щитками и др.), а также необходимым количеством тары (ящиками, бочками, бутылями и др.), обеспечивающими полный сбор отходов, уменьшение потерь и сохранность драгоценных металлов и драгоценных камней.
      Запрещается выливать отработанные фиксажные и другие серебросодержащие растворы, уничтожать или сжигать отработанные кинофотоматериалы, а также уничтожать другие материалы или приборы и узлы без предварительного извлечения содержащихся в них драгоценных металлов.
      25. Предварительная обработка лома и отходов драгоценных металлов, отгрузка их заготовителям, а также расчеты за драгоценные металлы, содержащиеся в ломе и отходах, производятся в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 20 августа 1992 г. N 703 "Об организации сбора и переработки вторичных ресурсов и отходов, содержащих драгоценные металлы" (САПП Республики Казахстан, 1992 г., N 33, ст. 506).
      26. Переработка вторичных драгоценных металлов и рекуперация алмазного инструмента производятся на специализированных предприятиях республики или на предприятиях других республик на давальческих условиях с обязательной сдачей аффинированных драгоценных металлов в Гохран Национального Банка Республики Казахстан, либо возврата в республику продукции из драгоценных металлов или драгоценных камней.
      27. В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан ответственность за обеспечение полного сбора отходов драгоценных металлов, сдачи их на переработку несут руководитель предприятия, главный бухгалтер, а также руководители отделов, цехов, расходующих драгоценные металлы во всех видах.

             IV. Хранение драгоценных металлов и драгоценных
                         камней и их транспортировка

      28. Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий, материалов, лома и отходов, их содержащих, должно обеспечивать полную сохранность их от хищений, пожаров, стихийных бедствий, порчи во всех местах хранения, использования, эксплуатации и при транспортировке.
      29. Все помещения, где производятся операции с драгоценными металлами в легко извлекаемом виде или с продуктами, содержащими драгоценные металлы свыше 5 процентов, являются режимными. Перечень таких объектов, количественный состав и вид охраны, а также средства инженерно-технической защиты определяются комиссией в составе руководителя предприятия или его заместителя по режиму и охране, начальника (командира) подразделения охраны и начальника первого отдела предприятия, организации с участием представителя местных органов внутренних дел.
      30. Хранение драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них осуществляется в помещениях, специально оборудованных современными техническими средствами охраны, у материально-ответственных лиц, с которыми в установленном порядке заключены договоры о материальной ответственности.
      Запрещается на работах с материальной ответственностью использовать лиц, судимых за корыстные преступления, а также лиц, которым по приговору суда запрещено заниматься определенными видами деятельности.
      31. Драгоценные металлы и драгоценные камни должны храниться в несгораемых шкафах, металлических ящиках или сейфах, которые должны быть закрыты и опечатаны. Вскрытие их по мере необходимости производится с участием материально ответственного лица, а при его отсутствии - комиссионно с разрешения руководителя предприятия. Кладовые, где сосредоточено хранение драгоценных металлов, драгоценных камней, лома и отходов, в том числе изношенных узлов, деталей, а также несгораемые шкафы, металлические ящики и сейфы должны по окончании рабочего дня закрываться на замок и опломбироваться. Ключи от цехов, участков и всех мест хранения после окончания работы сдаются охране под расписку в опечатанном виде.
      32. Отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней из мест хранения осуществляется с разрешения руководителя, главного (старшего) бухгалтера предприятия и соответствующего материально ответственного лица.
      33. Драгоценные металлы и драгоценные камни, выданные в подотчет исполнителю работ, должны храниться в индивидуальном запирающемся ящике. По окончании рабочего дня указанный ящик с драгоценными металлами и драгоценными камнями в опечатанном виде сдается в кладовую или сейф. Запрещается оставлять без присмотра драгоценные металлы и драгоценные камни на открытых рабочих местах в производственных помещениях.
      34. Все операции, связанные с приемом, выдачей, извлечением, переработкой и расходованием драгоценных металлов в чистом или обогащенном виде, производятся комиссионно.
      35. Драгоценные металлы и драгоценные камни, являющиеся составной частью оборудования, инструмента, а также соли и кислоты, содержащие драгоценные металлы, при невозможности хранения в несгораемых шкафах, сейфах или металлических ящиках могут храниться в производственных помещениях, на складах материалов или химических реактивов.
      36. Все склады и кладовые, в которых производятся прием и отпуск драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, обеспечиваются весами и другими измерительными приборами. Весы и разновесы должны иметь свидетельства госповерителя о своевременной поверке.
      Взвешивание драгоценных металлов, продуктов, полупродуктов, ломов и отходов производится на весах, метрологические характеристики которых должны соответствовать:
      для весов с наибольшим пределом взвешивания (НПВ) до 200 граммов - 2 классу точности по ГОСТу 24104-88Е;
      для весов с НПВ свыше 200 граммов - 3 классу точности по ГОСТу 24104-88Е.
      Допускаемая погрешность взвешивания для применяемых весов не должна превышать значений, указанных в ГОСТе 24104-88Е.
      Взвешивание промпродуктов, полупродуктов, ломов и отходов, содержащих драгоценные металлы в количестве менее 5 процентов, осуществляется на весах с погрешностью взвешивания +-0,05 процента от взвешиваемой массы.
      Масса драгоценных камней определяется на специальных каратных или аналитических весах с точностью взвешивания при массе до 1000 каратов - 0,01 карата, свыше 1000 каратов - 0,05 карата.
      Образующиеся при взвешивании драгоценных металлов и драгоценных камней весовые разницы отражаются в учетных документах. Плюсовая разница в пределах допускаемой погрешности взвешивания приходуется, минусовая - списывается на затраты производства.
      37. Транспортировка драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них должна производиться специальной связью Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, либо работниками предприятий на специальном транспорте в сопровождении охраны гарантирующей сохранность.
      38. Транспортировка материалов, содержащих менее 5 процентов драгоценных металлов, может производиться почтовыми посылками, багажом по железной дороге или на других видах транспорта с указанием оценочной стоимости отгруженных материалов <*> .
      Сноска. Действие настоящего пункта не распространяется на перевозки руд и концентратов, содержащих драгоценные металлы.
      39. В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан ответственность за нарушения правил хранения драгоценных металлов и драгоценных камней несут руководитель, заместитель директора по режиму, а также руководители цехов, подразделений, лабораторий, участков и др.

            V. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней

      40. У всех хозяйствующих субъектов (на предприятиях, в учреждениях и организациях, у физических лиц) всех форм собственности, добывающих, перерабатывающих, расходующих драгоценные металлы, драгоценные камни и осуществляющих сбор и переработку их отходов, а также занятых их приемом, изъятием, хранением и реализацией, должен быть организован бухгалтерский и оперативный учет драгоценных металлов и драгоценных камней, обеспечивающий строгий контроль за движением их на всех переделах и операциях, за сохранностью, эффективным извлечением и расходованием по целевому назначению в пределах утвержденных норм и потребностей.
      41. Оперативный учет осуществляется в журналах, карточках, дискетах и других документах с учетом имеющихся на предприятии средств компьютеризации и механизированного учета. Формы учета разрабатываются хозяйствующим субъектом применительно к местным условиям организации производства и особенностям технологических процессов. По всем местам хранения, переработки, расходования разрабатываются и утверждаются маршруты и порядок движения драгоценных металлов, драгоценных камней, лома и отходов по видам сырья, полуфабрикатов, изделий, их содержащих.
      42. На основании первичных документов: накладных, актов, требований, лимитных карт, отчетов - бухгалтерия предприятия составляет оборотные ведомости движения драгоценных металлов и драгоценных камней с использованием средств механизированного учета по местам их хранения, переработки или использования по материально ответственным лицам по каждому виду металла в граммах чистоты или драгоценных камней в каратах.
      Допускается при необходимости параллельное ведение учета драгоценных металлов в лигатурной массе (общей массе продуктов: сплава, соли, кислоты и др.).
      43. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней в местах хранения (складах, кладовых и пр.) и их использования осуществляется в учетных документах строгой отчетности типовых межведомственных форм (карточках складского учета, книгах сортового учета, журналах и др.) или на дискетах, которые регистрируются в бухгалтерии и выдаются материально ответственным лицам под расписку.
      Книги, журналы и др., используемые для ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней, должны быть до начала записей пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководством и опечатаны.
      Учет ведется по каждой номенклатурно-учетной позиции с отражением всех реквизитов учитываемых ценностей: наименования, размеров, содержания, номера партии, массы в лигатуре и в чистоте и др.
      44. На предприятиях, изготавливающих ювелирные или другие изделия, оперативный учет должен предусматривать отражение общего количества в штуках и массе драгоценных металлов и драгоценных камней по наименованиям, видам, формам огранки и прочим параметрам с момента поступления или изготовления при движении на всех стадиях и в готовой продукции.
      45. Все хозяйствующие субъекты обязаны осуществлять первичный (забалансовый) учет драгоценных металлов, находящихся в оборудовании, изделиях, материалах и прочих продуктах, используемых в производственной и хозяйственной деятельности, с использованием типовых межведомственных форм первичной документации либо средств механизированного учета.
      Данные заносятся в учетные документы на основании сведений, содержащихся в технологической документации в соответствии с ГОСТом 2.608-78 (паспортах, формулярах, этикетках), либо при отсутствии этих данных (импортное, устаревшее оборудование) - по перечням комплектации, комиссионно по принципу аналогов, либо путем запросов на заводы-изготовители.
      46. Поступающие на предприятия посылки с ценностями регистрируются в специальном журнале в день их поступления.
      Вскрытие их производится материально ответственным лицом в присутствии постоянно действующей комиссии. При этом производится определение массы, содержания драгоценных металлов и их качества. Прием ценностей оформляется актом, в котором указываются все реквизиты принимаемых ценностей и поставщика (масса и количество указываются цифрами и прописью).
      Если определение фактической массы или качества драгоценных металлов и драгоценных камней не представляется возможным, она отражается в приемных актах на основании паспортов и других приемных документов.
      В приемных документах должна быть предусмотрена запись материально ответственного лица: "Все поименованные выше ценности проверены в присутствии комиссии и приняты мною на ответственное хранение". Запись материально ответственного лица заверяется подписями членов комиссии.
      47. Отпуск драгоценных металлов, драгоценных камней, заготовок, полуфабрикатов, изделий, их содержащих, из кассы, складов и других центральных мест хранения в места хранения отдельных подразделений предприятий (цехов, лабораторий, участков) производится по требованиям или лимитным картам с разрешительными подписями руководства и бухгалтерии предприятия. Количество и масса ценностей в этих документах указываются цифрами и прописью.
      Передача драгоценных металлов, драгоценных камней, а также изделий и отходов, их содержащих, между подразделениями и подотчетными лицами осуществляется только через места хранения с оформлением приемо-сдаточных накладных, в которых количество и масса ценностей также указываются цифрами и прописью.
      48. На базе данных оперативного учета по каждому переделу и виду работ составляются отчеты о фактической переработке или фактическом расходовании драгоценных металлов и драгоценных камней в сопоставлении с нормативными величинами по каждой статье расхода: "всего","в том числе на изделия","на отходы и потери" - с выделением результатов сопоставления (экономия, перерасход).
      Фактические потери рассчитываются как разница между количеством драгоценных металлов, выданных исполнителю работ, и массой изготовленной продукции и образовавшихся отходов.
      Отчеты составляются руководителем подразделения или лицом, им уполномоченным, и визируются главным технологом предприятия или его заместителем. В них отражается движение сырья, продуктов, незавершенного производства, отходов. При наличии отклонений фактического расхода от нормативного прилагаются объяснения о причинах отклонений.
      Периодичность составления отчетов устанавливается отраслевыми инструкциями, а при их отсутствии - не реже одного раза в квартал.
      49. Списание драгоценных металлов и драгоценных камней, использованных в процессе производства, осуществляется по их фактическому расходованию (в пределах утвержденных норм расхода) на выпуск продукции или на изготовление деталей, узлов, комплектацию продукции и ремонтные нужды.
     Драгоценные металлы, израсходованные на изготовление изделий или деталей, поддающихся взвешиванию, списываются в расход по полуфабрикатам (лента, проволока, полоса и др.), из которых они изготовлены, и приходуются по позициям соответствующих изделий и деталей.
      Списание драгоценных металлов на проведение научно-исследовательских и опытных работ оформляется раздельно по каждому технологическому процессу или изделию на основании актов, составляемых комиссионно и утверждаемых руководителями, с указанием в них общего фактического расхода и образовавшихся потерь и отходов.
      50. Запрещается списание в расход драгоценных металлов и драгоценных камней по нормам без определения фактического расходования, что должно быть подтверждено документально (актами взвешивания, замерами объемов, данными химических анализов и др.).
      51. Драгоценные металлы, драгоценные камни, находящиеся в составе инструментов, оборудования, деталей, не поддающихся взвешиванию, независимо от степени их износа учитываются по своему первоначальному весу, указанному в паспортах, технических условиях или других первичных документах на эти изделия. Списание их в расход производится при достижении полной непригодности с составлением акта выбытия, где отражается масса драгоценных металлов или драгоценных камней, подлежащих оприходованию в виде лома и отходов, по учетным данным.
      52. Выдача драгоценных металлов и драгоценных камней из мест хранения производится только в подотчет исполнителям работ. Списание с подотчетных лиц осуществляется после сдачи в места хранения изготовленных деталей, изделий и остатков драгоценных камней в виде сырья, полуфабрикатов и отходов, изношенного, затупленного, поломанного инструмента и др.
      53. Работники бухгалтерии предприятия обязаны осуществлять периодическую, но не реже одного раза в месяц проверку правильности ведения оперативного учета драгоценных металлов и драгоценных камней на производственных переделах и в местах хранения, подтверждая правильность записей своей подписью в проверяемых документах. Проверка правильности ведения складского учета производится еженедельно и осуществляется в присутствии соответствующих материально ответственных лиц, занятых ведением учета драгоценных металлов и драгоценных камней.
      54. В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан ответственность за обеспечение правильного и достоверного бухгалтерского и оперативного учета драгоценных металлов и драгоценных камней, своевременного и правильного проведения инвентаризаций драгоценных металлов и драгоценных камней возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и руководителей подразделений, где используются драгоценные металлы и драгоценные камни.

         VI. Инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных
                         камней и изделий из них

      55. Инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них во всех видах и во всех местах наличия полной зачисткой помещений и оборудования производятся:
      на аффинажных заводах, расходующих предприятиях, а также на предприятиях, производящих сбор и переработку отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней - два раза в год: по состоянию на 1 января и на 1 июля;
      на ювелирных, гальванических и аналогичных производствах, где драгоценные металлы и драгоценные камни находятся в свободном или легко извлекаемом видах - ежемесячно;
      на предприятиях, попутно извлекающих и перерабатывающих сырье, содержащее драгоценные металлы, оперативное снятие остатков незавершенного производства производится ежемесячно, инвентаризация с полной зачисткой - на 1 января;
      на предприятиях, использующих драгоценные металлы и драгоценные камни в оборудовании, приборах, комплектующих и прочих изделиях, - одновременно с инвентаризацией этих ценностей в сроки, установленные Положением о бухгалтерских отчетах и балансах.
      Количество инвентаризаций может быть увеличено руководителями министерств, ведомств, объединений, предприятий по их усмотрению.
      Внеплановые инвентаризации могут проводиться по требованиям контролирующих органов.
      Инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них обязательны при смене материально ответственных лиц на день приема-сдачи дел, после стихийных бедствий, пожаров и др. и при установлении фактов утрат и хищений.
      Инвентаризации проводятся в установленные сроки, независимо от проведения внеплановых инвентаризаций и проверок, проводимых в течение отчетного периода или в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций.
      Инвентаризации подлежат такие ценности, не принадлежащие предприятию, полученные для переработки, находящиеся на ответственном хранении, а также ценности, ранее неучтенные.
      56. Для проведения инвентаризации приказом руководителя предприятия или его заместителя создается комиссия из числа работников предприятия при обязательном участии главного (старшего) бухгалтера либо лица, исполняющего его обязанности. Этим же приказом устанавливаются сроки начала и окончания инвентаризации, порядок сличения ее результатов с данными учета и отражении их в учете и отчетности.
      В состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, в подотчете которых находятся инвентаризируемые ценности. На предприятиях, где из-за большого объема работ одной инвентаризационной комиссии недостаточно, назначаются центральная инвентаризационная комиссия и местные комиссии, на которые возлагается проведение инвентаризации в отдельных подразделениях. В состав местных комиссий в обязательном порядке включаются работники бухгалтерии предприятия. Работа местных комиссий организуется и контролируется центральной комиссией.
     57. До начала инвентаризации производится полная зачистка производственных помещений и технологического оборудования в местах хранения и переработки ценностей, заканчивается обработка всех документов по приходу и расходу, производятся соответствующие записи в учетных документах, выводятся учетные остатки на день инвентаризации.
      У материально ответственных лиц отбираются подписки установленной формы о том, что все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию, и что никаких неоприходованных или несписанных в расход ценностей у них не имеется.
      58. В случае, когда инвентаризация не может быть закончена в один день, допускается начало ее раньше, а окончание - позднее 1 числа. Результаты в этих случаях подлежат корректировке по состоянию на 1 число. Если инвентаризация не закончена в один день, помещения опечатываются печатями материально ответственного лица и председателя комиссии.
      59. Инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них производится путем сверки остатков в натуре с данными учетных документов в присутствии материально ответственных лиц, на хранении у которых находятся эти ценности.
      Наличие драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них устанавливается путем взвешивания, подсчета, обмера и др., исходя из установленных единиц измерения, при этом в инвентаризационных описях указываются все реквизиты инвентаризируемых ценностей: вид, наименование, размеры и т.п. До начала взвешивания весы проверяются на устойчивость и чувствительность службой метрологии с записью в соответствующем журнале.
      Масса драгоценных металлов, драгоценных камней, содержащихся в деталях и изделиях незавершенного производства и неподдающихся взвешиванию, устанавливается по учетным данным или по нормам расхода на детали (изделия) с учетом процента их готовности.
      Наличие драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в составе оборудования и изделий, не подлежащих в момент инвентаризации проверке в натуре, устанавливается по учетным или техническим документам.
      Наличие драгоценных металлов в солях, кислотах, растворах, находящихся во время инвентаризации в опломбированной специальной таре, предохраняющей от порчи, также устанавливается и вносится в инвентаризационную опись на основании учетной, технической документации, документов поставщика или данных входного контроля.
      Драгоценные металлы, драгоценные камни или изделия, переданные на другие предприятия в переработку или находящиеся в пути, но числящиеся на учете предприятия, проверяются по документам.
      Ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются в присутствии инвентаризационной комиссии и включаются в отдельную опись.
      Имеющиеся на момент проведения инвентаризации нераспакованные посылки с драгоценностями подлежат вскрытию, наличие содержащихся в них ценностей проверяется в присутствии комиссии по количеству и массе и заносится в отдельную опись.
      Ценности, принадлежащие другим предприятиям, также заносятся в отдельную инвентаризационную опись.
      60. Данные инвентаризации подлежат отражению в инвентаризационных описях - сличительных ведомостях, составленных отдельно по местам нахождения или хранения указанных ценностей и лицам, ответственным за их сохранность.
      61. По окончании инвентаризации надлежащим образом оформленные акты инвентаризации, инвентаризационные описи - сличительные ведомости сдаются в бухгалтерию для выявления и отражения в учете результатов инвентаризации. Обнаруженные в процессе оформления и проверки ведомости ошибки должны быть исправлены и оговорены подписями всех членов соответствующих инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц.
      По ценностям, не принадлежащим предприятию, результаты инвентаризации с приложением копии инвентаризационной описи сообщаются их владельцам.
      62. По всем недостачам, потерям, излишкам, выявленным инвентаризационной комиссией, должны быть получены от соответствующих работников письменные объяснения. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает причины выявленных отклонений от данных бухгалтерского учета и вносят свои заключения и предложения по их регулированию, которые фиксируются в акте, утверждаемом руководителем предприятия.
      63. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение десяти дней после ее окончания.
      Выявленные расхождения между фактическими и учетными данными регулируются в следующем порядке:
      а) излишки драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них подлежат оприходованию с последующим установлением причин их образования;
      б) недостачи драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в пределах утвержденных норм потерь, образовавшиеся при изготовлении продукции или в связи с износом лабораторной посуды и алмазного инструмента, списываются на потери производства;
      в) недостачи драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них при отсутствии утвержденных норм потерь рассматриваются как сверхнормативные потери, кроме потерь при проведении научно-исследовательских, опытных и ремонтных работ, для которых нормы в отдельных случаях могут не утверждаться;
      г) взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен в виде исключения только за один и тот же проверенный период у одного и того же проверяемого лица в отношении ценностей одного и того же наименования.
      В том случае, когда при зачете излишков и недостач от пересортицы количество недостающих драгоценных металлов и драгоценных камней больше излишков, разница должна быть отнесена на виновных лиц;
      д) недостачи и сверхнормативные потери драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них не должны списываться на потери производства промышленной продукции, ювелирных, зуботехнических и других изделий, а также на проведение научно-исследовательских и опытных работ, для которых утверждены нормы расхода. Причины этих потерь и недостач выясняются руководителями предприятий, учреждений и организаций, а лица, виновные в этих потерях и недостачах, привлекаются к ответственности в установленном порядке;
      е) недостачи и сверхнормативные потери драгоценных металлов и драгоценных камней в случаях, когда конкретные виновники недостач и сверхнормативных потерь не установлены, могут быть списаны с баланса на издержки производства и обращения в порядке, предусмотренном Положением о бухгалтерских отчетах и балансах.

           VII. Ответственность за нарушение законодательства
          Республики Казахстан и нормативных актов об операциях
             с драгоценными металлами и драгоценными камнями

      64. Лица, виновные в хищениях, недостачах, сверхнормативных потерях драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, несут уголовную, административную, материальную и дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
      65. Юридические и физические лица, совершающие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, включая сделки по их покупке и продаже, в нарушение государственной монополии без соответствующей лицензии или с нарушением условий лицензии, несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.
      66. Излишки драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах, выявляемые проверками и ревизиями контролирующих государственных органов на предприятиях, в учреждениях и организациях и у иных юридических лиц (независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности), после выяснения причин их образования подлежат оприходованию на баланс соответствующих, хозяйствующих субъектов. В случае установления нарушений или злоупотреблений в образовании излишков либо их несвоевременного оприходования виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
      67. Ответственность за необеспечение сохранности драгоценных металлов, драгоценных камней и материалов, содержащих их, в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан возлагается на руководителей соответствующих предприятий, организаций и их подразделений.
      68. Руководители предприятий, организаций обязаны регулярно, но реже одного раза в полугодие анализировать состояние режима сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней, ежегодно разрабатывать с местными органами внутренних дел комплекс совместных мероприятий по обеспечению сохранности драгоценных металлов, драгоценных камней и материалов, содержащих их на всех стадиях их производства, переработки, хранения и транспортировки.
      О фактах хищений, недостач или сверхнормативных потерь драгоценных металлов или драгоценных камней руководители предприятий, организаций или хозяйствующие субъекты - физические лица обязаны незамедлительно сообщать в местные органы внутренних дел и оказывать необходимое содействие в проведении соответствующих проверок.

         VIII. Порядок использования изъятых драгоценных
                    металлов и драгоценных камней

      69. Драгоценные металлы в слитках, гранулах, порошках, сплавах, заготовках, солях и драгоценные камни в сыром и обработанном видах, изъятые у расхитителей правоохранительными органами, в соответствии с Законом "О золотом запасе и алмазном фонде" подлежат сдаче в Гохран Национального Банка Республики Казахстан.
      Изъятые сырье, материалы, промежуточные продукты, лом и отходы, содержащие драгоценные металлы или драгоценные камни, подлежат сдаче на ближайший аффинажный завод или на перерабатывающее предприятие соответствующего профиля.
      По фактам хищений проводится расследование в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.