ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ, ЯДЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБРАЩЕНИИ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ И ОТРАБОТАВШИМИ ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, ОБЕСПЕЧЕНИИ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН от 11 апреля 1994 г. N 364. Утратило силу - постановлением Правительства РК от 27 июля 2005 г. N 781

Утратил силу

      В целях организации и осуществления взаимодействия органов государственного управления, юридических и физических лиц в области использования атомной энергии, обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, а также обеспечения радиационной безопасности населения Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить Временное положение об использовании атомной энергии, ядерной деятельности, обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, обеспечении радиационной безопасности населения Республики Казахстан (прилагается).
      2. Министерствам и ведомствам Республики Казахстан в двухмесячный срок привести ведомственные нормативные акты в соответствие с настоящим постановлением.
             Премьер-министр
          Республики Казахстан
                                             Утверждено
                                  постановлением Кабинета Министров
                                        Республики Казахстан
                                     от 11 апреля 1994 г. N 364

                       ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
        об использовании атомной энергии, ядерной деятельности,
          обращении с радиоактивными отходами и отработавшими
            ядерными материалами, обеспечении радиационной
             безопасности населения Республики Казахстан

                    1. Введение
      Настоящее Временное положение (в дальнейшем - Положение) предназначено для организации и осуществления взаимодействия органов государственной власти, государственного и местного управления, юридических и физических лиц в области использования атомной энергии, включая обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, обеспечения радиационной безопасности населения.
      1.1. Целью настоящего нормативного акта является обеспечение высокого уровня безопасности в мирной ядерной деятельности, предотвращение распространения ядерного оружия и несанкционированного использования ядерных материалов и ядерных отходов в виде отработанного ядерного топлива.
      Целью настоящего нормативного акта также является защита человека и природной окружающей среды от опасного воздействия радиации.
      1.2. Какая-либо ядерная деятельность, не лицензированная компетентным государственным органом, не допускается.
      1.3. Лицо, экплуатирующее установки с использованием ядерных материалов или радиации, несет ответственность за обеспечение того, что действия при эксплуатации соответствуют, как минимум, требованиям настоящего Положения. Для этой цели им устанавливается система мер, предотвращающая распространение ядерного оружия и несанкционированное использование ядерных отходов. Такая система должна также обеспечивать предотвращение отказа оборудования, ошибок, преднамеренных действий и других деяний, могущих привести к ядерному инциденту или нанесению ущерба от радиации.
      1.4. Наличие на установке с использованием ядерных материалов или радиации системы, указанной в пункте 1.3, и то, что ее персонал имеет достаточный уровень квалификации, операции проводятся на высоком уровне культуры безопасности, имеется четкое распределение ответственности за безопасность операций между персоналом, что поддерживается и развивается надлежащий внутренний контроль операторов, должно контролироваться компетентным государственным органом.
      1.5. Компетентный государственный орган, уполномоченный Правительством, имеет право определять исключения из норм данного Положения при условии, что таковые исключения не противоречат законодательству и целям настоящего Положения.

                    2. Общие положения
      2.1. Область действия настоящего Положения распространяется на все виды и аспекты использования атомной энергии и ядерной деятельности, охватывает всех участников процесса использования (субъектов действия Положения), все объекты использования атомной энергии (объекты действия Положения), все виды деятельности и общественные отношения при использовании атомной энергии.
      Толкование рядов введенных терминов соответствует международным конвенциям и терминологии МАГАТЭ.
      2.2. Под субъектами действия в настоящем Положении понимаются:
      - органы исполнительной власти;
      - органы государственного регулирования и надзора за безопасностью в области использования атомной энергии и ядерной деятельности;
      - эксплуатирующие организации;
      - предприятия, учреждения и организации, осуществляющие деятельность на любых этапах жизненного цикла ядерных материалов и ядерных установок (под этапами жизненного цикла объекта понимаются все виды деятельности, связанные с разработкой концепции развития отрасли, изыскательскими работами, выбором площадки под строительство, проектированием, строительством, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и снятием с эксплуатации объектов атомной энергетики и промышленности, а также виды деятельности, связанные с прекращением эксплуатации и реабилитацией площадок и территорий);
      - иные юридические и физические лица, вступающие в отношения, связанные с использованием атомной энергии и ядерной деятельности, в том числе;
      а) персонал, осуществляющий все виды деятельности с ядерными материалами, ядерными установками, радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения;
      б) проживающие в зонах наблюдения ядерных установок и пунктов хранения радиоактивных отходов;
      в) осуществляющие трудовую деятельность в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения ядерных установок;
      г) понесшие ущерб от радиоактивного воздействия в результате ядерного инцидента;
      д) привлекаемые для тушения пожаров и проведения работ по ликвидации последствий ядерного инцидента;
      е) подвергающиеся воздействию повышенного техногенно-измененного радиационного фона;
      ж) воинские части, осуществляющие охрану и оборону объектов действия, указанных в настоящем Положении.
      2.3. Под объектами действия настоящего Положения понимаются:
      - ядерные материалы;
      - ядерные установки;
      - другие радиоактивные материалы, в том числе источники ионизирующих излучений, исходные (сырьевые) радиоактивные материалы и радиоактивные отходы;
      - специальные неядерные материалы;
      - объекты с техногенно измененным радиационным фоном;
      - материалы и изделия двойного назначения.
      Под ядерными материалами понимаются уран, плутоний и торий. 
      Под исходными (сырьевыми) радиоактивными материалами понимаются природные материалы, содержащие делящиеся или иные радиоактивные вещества, используемые для получения ядерного топлива, радиоактивных изотопов.
      Под другими радиоактивными материалами понимаются также радиоактивные вещества естественного (материалы, содержащие природные радиоактивные изотопы) и искусственного (любой материал, ставший радиоактивным в результате ядерных реакций при работе ядерных установок или под воздействием источников ионизирующего излучения) происхождения.
      Под специальными неядерными материалами понимаются тяжелая вода, цирконий, графит ядерной чистоты, другие материалы, определяемые как таковые в связи с международно-правовым режимом регулирования ядерного экспорта.
      Под радиоактивными отходами понимаются жидкие, твердые, газообразные вещества или материалы, образующиеся в результате деятельности, связанной с эксплуатацией ядерных установок, источников ионизирующих излучений и других видов деятельности, удельная активность которых превышает регламентированный уровень.
      Под ядерными установками понимаются:
      технологические комплексы, используемые для деятельности по производству исходных (сырьевых) ядерных материалов с ядерной чистотой, превышающей их концентрацию в природном сырье (рудный передел, аффинажные заводы, производство гексафторида урана);
      ядерные реакторы, включая промышленные, энергетические и исследовательские реакторы, а также ядерные реакторы транспортных средств, космических и летательных аппаратов, в том числе критические и подкритические сборки;
      заводы, использующие ядерный материал для производства ядерного топлива, заводы по переработке ядерного материала, включая заводы по переработке облученного ядерного топлива;
      сооружения, предназначенные для хранения (складирования) ядерных материалов;
      сооружения, предназначенные для хранения (складирования) или захоронения радиоактивных отходов, содержащих неизвлекаемые ядерные материалы;
      специальные транспортные упаковочные средства, предназначенные для перевозки ядерного материала;
      полигонные сооружения и устройства, предназначенные для испытания ядерных и термоядерных взрывных устройств;
      ядерное и термоядерное оружие, включающее в себя заряды, боеприпасы, носители и комплексы такого оружия, средства для транспортировки и обслуживания ядерного и термоядерного оружия и его составных элементов, сооружения и оборудования для изготовления, хранения, технического обслуживания и ликвидации ядерного и термоядерного оружия.
      Под источниками ионизирующих излучений понимаются не относящиеся к ядерным установкам аппараты, оборудование, изделия и материалы, в которых содержатся радиоактивные вещества или радиоактивные отходы или генерируется ионизирующее излучение, включая специальные транспортные упаковочные средства, предназначенные для перевозки источников ионизирующих излучений.
      Под объектами с техногенно измененным радиационным фоном понимаются:
      жилища и рабочие помещения, имеющие концентрацию радона, поступающего из грунта, на котором они возведены, и (или) имеющие концентрацию природных радионуклидов в составе строительных материалов выше предельно допустимой;
      места добычи и переработки каменного угля, нефти, газа и полиметаллических руд с использованием процессов, сопровождающихся концентрированием радиоактивных материалов естественного происхождения в воздушной и водной средах, а также в отвалах и шлаках;
      производства сельскохозяйственных удобрений, сопровождающиеся концентрированием природных радиоактивных веществ в отходах.
      Под материалами и изделиями двойного назначения понимаются изделия и материалы, указанные в приложении N 2 к Положению об экспорте и импорте ядерных материалов, технологий, оборудования, установок, специальных неядерных материалов, оборудования, материалов и технологий двойного назначения, источников радиоактивного излучения и изотопной продукции, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 9 марта 1993 г. N 183, и иных нормативных актах, изданных в его дополнение и развитие.
      2.4. Под деятельностью в области использования атомной энергии ядерной деятельностью понимается:
      государственное управление, регулирование и надзор за безопасностью в области использования атомной энергии, включая обращение с ядерным оружием;
      выдача разрешений или лицензий на сооружение и эксплуатацию ядерных установок и на определенные виды деятельности;
      получение, хранение, транспортировка и использование ядерных материалов и изделий на их основе;
      обращение с радиоактивными отходами и их захоронение;
      размещение, проектирование, изготовление, сооружение, ввод в действие, эксплуатация и снятие с эксплуатации ядерных установок и источников ионизирующего излучения, дезактивация, восстановление площадок, реабилитация территорий;
      проведение исследований с использованием ядерных установок, ядерных материалов и источников ионизирующих излучений;
      осуществление государственного контроля за радиационной обстановкой на территории Республики Казахстан;
      осуществление государственного учета и контроля ядерных материалов;
      осуществление международно-правового режима по контролю за нераспространением ядерного оружия;
      осуществление международного сотрудничества в области использования атомной энергии, экспорт и импорт ядерных материалов, ядерных установок, источников ионизирующих излучений, международно-правовое регулирование экспорта и импорта ядерных материалов, ядерных установок, источников ионизирующих излучений, а также ядерных технологий и оборудования, работ и услуг;
      деятельность в связи с ликвидацией ядерного оружия в соответствии с международными соглашениями и договорами;
      все виды учебной деятельности и подготовки кадров для работы в области использования атомной энергии;
      организация и обеспечение физической защиты ядерных материалов, ядерных установок;
      обеспечение надзора за противопожарным состоянием и пожаротушение на объектах атомной энергетики;
      подготовка и осуществление противоаварийных мероприятий, в том числе ликвидация последствий ядерных инцидентов на ядерных установках и источниках ионизирующих излучений, а также на территориях, подвергшихся радиационному воздействию.
      Настоящим Положением регулируются следующие виды отношений, возникающих в области использования атомной энергии:
      межгосударственные отношения;
      организационно-управленческие и политические отношения;
      отношения собственности и имущественные отношения;
      экономические отношения;
      трудовые отношения;
      информационные отношения.
      2.5. Порядок взаимодействия и ответственность органов власти и управления, организаций и предприятий, связанных с обращением с ядерным оружием, с учетом особенностей функционирования систем обеспечения ядерной и радиационной безопасности регулируются соответствующими законодательными актами Республики Казахстан, постановлениями Кабинета Министров Республики Казахстан, а также международными соглашениями.

                    3. Функции государственной системы
                        регулирования и надзора
      Государственная система регулирования и надзора за безопасным использованием атомной энергии осуществляет свою деятельность через систему органов в соответствии с положениями об их деятельности.
      3.1. Агентство по атомной энергии Республики Казахстан организует и осуществляет регулирование и надзор за безопасностью при использовании атомной энергии и ядерной деятельности с целью обеспечения безопасности персонала и населения, защиты окружающей среды и интересов безопасности Республики Казахстан; организует и осуществляет лицензирование объектов и видов ядерной деятельности на территории Республики Казахстан; осуществляет государственный контроль за экспортом и импортом ядерных материалов и ядерных технологий; ведет государственную систему учета и контроля ядерных материалов; осуществляет государственное регулирование и надзор за обеспечением функций физической защиты ядерных материалов и ядерных установок.
      3.2. Министерство экологии и биоресурсов Республики Казахстан осуществляет совместно с Агентством по атомной энергии надведомственный контроль по вопросам организации системы сбора, переработки, транспортировки и захоронения радиоактивных отходов; координацию работ по изучению и контролю радиационной обстановки в республике, осуществляет контроль за соблюдением требований радиационной безопасности, выдает разрешение на захоронение радиоактивных отходов, проводит государственную экологическую экспертизу проектов.
      3.3. Министерство здравоохранения Республики Казахстан осуществляет в рамках своей компетенции регулирование и надзор за производством, применением, хранением, транспортировкой ядерных материалов, других источников ионизирующих излучений и захоронением радиоактивных отходов с целью контроля безопасности условий жизнедеятельности человека; ведет учет и контроль всех источников ионизирующего излучения, используемых в народном хозяйстве; осуществляет медико-санитарное обеспечение и охрану здоровья граждан, условия работы которых связаны с воздействием специфических неблагоприятных профессиональных факторов.
      3.4. Агентство по атомной энергии, Министерство экологии и биоресурсов, Министерство здравоохранения, Государственный комитет Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству, Главное управление по гидрометеорологии при Кабинете Министров Республики Казахстан осуществляют функции регулирования и надзора за радиационным мониторингом на территории Республики Казахстан.
      3.5. Государственный комитет Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель, экспертизу проектов в части землепользования.
      3.6. Государственный комитет Республики Казахстан по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору осуществляет государственный надзор в пределах своей компетенции на горных предприятиях, в геологоразведочных организациях, химико-металлургических цехах и на производствах, следит за боеготовностью военизированных горноспасательных частей атомно-энергетической промышленности, а также за безопасной эксплуатацией сосудов, работающих под давлением, котельных установок, подъемных сооружений (краны, лифты), используемого в производственных целях газового оборудования, других механизмов и устройств, отнесенных к его ведению.
      3.7. Министерство внутренних дел Республики Казахстан осуществляет надзор за выполнением противопожарных требований действующих стандартов, норм и правил по пожарной безопасности на всех этапах жизненного цикла объектов, а также контроль за соблюдением правил перевозки ядерных материалов, радиоактивных отходов и источников ионизирующего излучения, правил регистрации средств их транспортировки при перевозке автомобильным транспортом.
      3.8. Министерство геологии и охраны недр Республики Казахстан осуществляет функции регулирования и надзора в соответствии со своей компетенцией в сфере добычи исходных (сырьевых) ядерных материалов и захоронения радиоактивных отходов, а также при определении места размещения ядерных установок.
      3.9. Министерство обороны Республики Казахстан осуществляет организацию государственного регулирования деятельности на объектах оборонного комплекса, связанных с использованием атомной энергии, и обеспечивает их ядерную и радиационную безопасность.
      3.10. Комитет национальной безопасности Республики Казахстан осуществляет организацию государственного регулирования защиты национальных интересов в процессе осуществления деятельности, регламентируемой настоящим Положением.
      3.11. Министерство транспорта Республики Казахстан осуществляет организацию государственного регулирования транспортировки ядерных материалов, источников ионизирующих излучений, оборудования ядерных установок и радиоактивных отходов.
      3.12. Штаб гражданской обороны Республики Казахстан осуществляет государственное регулирование и надзор за разработкой и выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
      3.13. Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Кабинете Министров Республики Казахстан осуществляет единую государственную политику в области стандартизации и унификации с целью защиты интересов потребителей и государства в вопросах номенклатуры и качества продукции, услуг, процессов и безопасности народнохозяйственных объектов, обеспечивает контроль за соблюдением требований стандартов и состоянием средств измерения.
      3.14. Министерство строительства, жилья и застройки территорий Республики Казахстан осуществляет государственный архитектурно-строительный надзор за качеством строительства, руководство при государственной вневедомственной экспертизе проектов, совместно с Государственным республиканским концерном по развитию и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства "Казжилкомхоз" Республики Казахстан - государственное регулирование деятельности организаций и предприятий строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.

                    4. Функции государственного управления
      Функции государственного управления в области ядерной деятельности выполняют:
      4.1. Министерство энергетики и топливных ресурсов Республики Казахстан осуществляет организацию государственного управления деятельностью предприятий и организаций ядерного комплекса, обеспечивает их ядерную и радиационную безопасность, решает вопросы предоставления (после согласования с местными органами управления) недр для добычи полезных ископаемых на основании лицензии на горный отвод; координирует деятельность всех предприятий энергетики и атомной промышленности, решает совместно с местными органами управления вопросы регионального размещения предприятий и объектов энергетики и атомной промышленности; создает комиссии для проведения экспертизы и конкурса проектов на строительство и реконструкцию предприятий топливно-энергетического комплекса и атомной промышленности, приема в эксплуатацию объектов и производственных мощностей этих отраслей.
      4.2. Агентство по атомной энергии Республики Казахстан осуществляет в качестве органа государственного управления государственную политику в области использования атомной энергии в отраслях народного хозяйства Республики Казахстан, государственную экспертизу проектов, координацию программ и мероприятий по их реализации в области ядерной деятельности, управление деятельностью по разработке и обоснованию стандартов ядерной и радиационной безопасности; совместно с Министерством экологии и биоресурсов - контроль организации создания республиканской системы сбора, переработки, транспортировки и радиоактивных отходов.
      4.3. Агентство по атомной энергии Республики Казахстан на объектах атомно-промышленного комплекса и Министерство экологии и биоресурсов Республики Казахстан в окружающей природной среде ведут контроль радиационной обстановки при участии Министерства здравоохранения, Государственного комитета по земельным отношениям и землеустройству, Главного управления по гидрометеорологии, Штаба гражданской обороны Республики Казахстан.
      4.4. Министерство внутренних дел Республики Казахстан осуществляет специальную и войсковую охрану, пожаротушение на объектах атомной энергетики и промышленности на всех этапах их жизненного цикла.
      4.5. Главное управление Командующего внутренними войсками Республики Казахстан осуществляет специальную и войсковую охрану (оборону) объектов действия, указанных в настоящем Положении.
      4.6. Штаб гражданской обороны Республики Казахстан организует с целью защиты населения и национального достояния ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть при использовании атомной энергии.
      4.7. Государственная комиссия Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям осуществляет координацию работ органов государственного и местного управления в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с ядерной деятельностью.

                    5. Система правил и норм по безопасности в
                      области использования атомной энергии
      5.1. Система правил и норм по безопасности в области использования атомной энергии состоит из правил и норм, содержащих требования к проектированию, сооружению, эксплуатации и снятию с эксплуатации ядерных установок и источников ионизирующего излучения, а также документов, определяющих деятельность органов регулирования и надзора.
      5.2. В систему правил и норм, определяющих безопасность использования атомной энергии, входят:
      - документы, принятые Агентством по атомной энергии Республики Казахстан для регламентирования деятельности по использованию ядерных материалов;
      - документы, принятые Министерством экологии и биоресурсов, Министерством здравоохранения Республики Казахстан по обеспечению радиоэкологической и медико-биологической безопасности;
      - документы "Сводного перечня правил и норм в области использования атомной энергии" (СППНАЭ-87) в части, не противоречащей нормативным актам Республики Казахстан и настоящему Положению;
      - документы по технической безопасности, принятые Госгортехнадзором Республики Казахстан;
      - другие нормативные документы, разработанные органами государственного регулирования, управления и надзора в соответствии с их компетенцией и функциями.
      5.3. Система государственных стандартов и строительных норм и правил применяется во всех видах деятельности использования атомной энергии в той части, где они не противоречат правилам и нормам по безопасности в этой области. В случае противоречия действуют правила и нормы безопасности в области использования атомной энергии.
      5.4. Система ведомственной нормативно-технической документации регламентирует в рамках ведомства определенный вид деятельности. Документы этой системы не должны противоречить системе правил и норм безопасности в области использования атомной энергии и документам системы государственной стандартизации и строительных норм и правил.
      5.5. Для развития и совершенствования системы правил и норм по безопасности в области использования атомной энергии, ядерной деятельности Агентство по атомной энергии Республики Казахстан совместно с другими органами регулирования и надзора разрабатывает и согласовывает программу и план их разработки и пересмотра, который ежегодно корректируется по предложениям других органов регулирования и надзора, заинтересованных министерств и ведомств.
      5.6. Правительство Республики Казахстан ежегодно определяет размер финансирования на разработку и пересмотр системы правил и норм по безопасности в области использования атомной энергии и ядерной деятельности в соответствии с заявкой Агентства по атомной энергии с учетом потребностей других органов регулирования и надзора, выделяет необходимые объемы финансирования в установленном порядке.
      5.7. Министерства и ведомства представляют в органы регулирования и надзора свои предложения по разработке новых правил и норм, а также предложения по внесению изменений и дополнений в действующие правила и нормы. Порядок разработки, согласования, утверждения, издания, введения в действие и пересмотр правил и норм производится в соответствии с документами, определяющими деятельность, область компетенции и полномочия органов регулирования и надзора.
      5.8. Органы регулирования и надзора обеспечивают издание и распространение правил и норм среди предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, а также сообщают им о всех изменениях и дополнениях, вносимых в действующие правила и нормы.
      5.9. Местные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением правил и норм экологической безопасности на территории, находящейся под их юрисдикцией.
      5.10. Все правила и нормы, касающиеся безопасности в области использования атомной энергии и ядерной деятельности, должны в обязательном порядке согласовываться с Агентством по атомной энергии Республики Казахстан.

                    6. Система разрешений и лицензирование
      6.1. В соответствии с требованиями МАГАТЭ, изложенными в "Своде" положений по безопасности атомных электростанций: правительственная организация регулирования вопросов безопасности АЭС" (N 50 C-G (Rеv. 1), и на основании постановления Верховного Совета СССР от 28 мая 1991 г. N 2195-1 "О видах деятельности, которыми предприятия вправе заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий)" система регулирования безопасности основывается на выдаче организациям и предприятиям разрешений (лицензий) на право осуществления определенного вида деятельности по проектированию, сооружению, эксплуатации и другим этапам жизненного цикла ядерных установок и на деятельность, связанную с использованием атомной энергии, другие виды ядерной деятельности. Для ядерных установок порядок выдачи этих разрешений определяется Агентством по атомной энергии, который действует до введения системы лицензирования, согласно приложению.
      6.2. Взаимодействие органов надзора между собой при выдаче разрешений на деятельность, связанную с использованием атомной энергии, осуществляется согласно положениям о конкретных органах надзора, а также в отдельных случаях определяется протоколами о разграничении полномочий между ними.
      6.3. Взаимодействие государственных органов надзора, министерств, ведомств на этапах жизненного цикла каждого из типов ядерных установок определяется действующими законами, законодательными актами и системой правил и норм в области безопасности и осуществляется в следующем порядке:
      6.3.1. Стадия разработки концепции
      6.3.1.1. Необходимость строительства объектов, связанных с использованием атомной энергии, должна быть согласована с соответствующими министерствами, ведомствами и органами надзора, указанными в главах 3 и 4 настоящего Положения, и утверждена Кабинетом Министров Республики Казахстан.
      6.3.1.2. Кабинет Министров Республики Казахстан принимает решение о целесообразности государственных инвестиций с учетом экспертных заключений заинтересованных министерств, ведомств и органов надзора в пределах их компетенции.
      6.3.1.3. Кабинет Министров Республики Казахстан принимает решение об организации войсковой (специальной) охраны объектов внутренними войсками Республики Казахстан.
      6.3.2. Стадия технико-экономического обоснования
      6.3.2.1. Представительные органы власти областей на основании схемы размещения и развития объектов рассматривают и утверждают материалы предварительного согласования района размещения ядерной установки с участием Министерства экологии и биоресурсов, Министерства здравоохранения, Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям, Штаба гражданской обороны, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Министерства строительства, жилья и застройки территорий, Государственного комитета Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству, Госгортехнадзора, которые выдают экспертные заключения местным представительным органам власти. Главой местной администрации выдается акт предварительного согласования места размещения без изъятия земельного участка, который является основанием для проведения проектно-изыскательных работ на стадии ТЭО.
      6.3.2.2. Эксплуатирующая организация представляет материалы ТЭО, разработанные в соответствии с действующими нормативными требованиями Агентства по атомной энергии, Министерства экологии и биоресурсов, Министерства строительства, жилья и застройки территорий, Министерства здравоохранения, Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям, Государственного комитета Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству, Министерства обороны, Штаба гражданской обороны, Министерства внутренних дел, Госгортехнадзора, Главного управления Командующего внутренними войсками Республики Казахстан, а также их экспертные заключения в Министерство энергетики и топливных ресурсов Республики Казахстан, которое совместно с местными органами власти и управления принимает решение о региональном размещении предприятий и объектов энергетики и атомной промышленности, создает комиссии для проведения экспертизы и конкурса проектов на строительство и реконструкцию предприятий топливно-энергетического комплекса и атомной промышленности, приема в эксплуатацию объектов и производственных мощностей этих отраслей.
      Министерство экологии и биоресурсов Республики Казахстан по результатам государственной экологической экспертизы материалов ТЭО выдает разрешение (лицензию) на комплексное природопользование.
      Министерство геологии и охраны недр Республики Казахстан по результатам государственной экологической экспертизы материалов ТЭО выдает разрешение (лицензию) на изыскательские работы.
      Правительство Республики Казахстан на основании положительного заключения экспертной комиссии принимает решение о государственных инвестициях из госбюджета для создания ядерной установки.
      Глава местной администрации по ходатайству эксплуатирующей организации с согласия местных представительных органов власти области может дать предварительное разрешение об изъятии земель и передаче их для проведения подготовительных работ по ядерной установке и защите территории размещения. Глава местной администрации принимает решение об изъятии и предоставлении земельного участка, как правило, после утверждения проекта и включения в план строительства.
      6.3.3. Стадии проектирования
      6.3.3.1. Эксплуатирующая организация самостоятельно или с использованием сторонних предприятий разрабатывает в соответствии с действующими нормативно-техническими документами проект на строительство ядерной установки, проводит рассмотрение и согласование проекта с министерствами, ведомствами и органами надзора в соответствии с их компетенцией.
      6.3.3.2. Все предприятия, ведущие проектирование (конструирование) ядерных установок, оборудования, приборов и систем для них, должны получить разрешение (лицензию) в Агентстве по атомной энергии.
      Порядок получения таких разрешений и рассмотрение проектов регулируются Агентством по атомной энергии Республики Казахстан.
      6.3.3.3. Министерство экологии и биоресурсов, Министерство внутренних дел, Госгортехнадзор, Министерство здравоохранения, Министерство строительства, жилья и застройки территорий, Штаб гражданской обороны Республики Казахстан проводят экспертизу проекта в установленном порядке по вопросам, находящимся в их компетенции, и передают материалы Агентству по атомной энергии Республики Казахстан.
      Агентство по атомной энергии с учетом заключений указанных министерств и ведомств готовит заключение о возможности строительства ядерных установок и направляет его в Кабинет Министров Республики Казахстан.
      6.3.3.4. Заключение Агентства по атомной энергии и решение соответствующего местного органа власти подлежат рассмотрению Кабинетом Министров Республики Казахстан.
      В порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, проектные материалы могут быть рассмотрены независимой экспертной комиссией.
      6.3.3.5. Глава местной администрации после утверждения проектов на строительство ядерных установок принимает окончательное решение о передаче земель под строительство.
      6.3.3.6. После утверждения проекта ядерной установки Агентство по атомной энергии выдает разрешение (лицензию) на начало строительства ядерной установки.
      6.3.4. Изготовление оборудования, приборов и систем для ядерных установок
      Регулирование и контроль соблюдения требований, правил, норм по безопасности и обеспечения качеств при изготовлении оборудования, приборов и систем для ядерных установок осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О стандартизации и сертификации" и нормативными актами по безопасности в области использования атомной энергии.
      6.3.5. Стадия строительства и монтажа
      6.3.5.1. Организации, объединения, концерны и предприятия, выполняющие строительно-монтажные, пусконаладочные и ремонтные работы на ядерных установках, должны иметь разрешение (лицензию) Агентства по атомной энергии Республики Казахстан на право ведения этих работ.
      6.3.5.2. Министерство здравоохранения Республики Казахстан осуществляет санитарно-гигиенический и эпидемиологический надзор в области медико-санитарного обеспечения работников и членов их семей в процессе строительно-монтажных работ на ядерных установках и контролирует выполнение предусмотренных проектом ядерной установки программ по повышению санитарно-эпидемиологического благополучия населения области.
      6.3.5.3. Министерство внутренних дел Республики Казахстан осуществляет надзор за выполнением всех требований по противопожарной безопасности при строительстве и монтаже ядерной установки.
      6.3.5.4. Госгортехнадзор осуществляет государственный надзор за безопасным производством работ в процессе строительно-монтажной деятельности в геологоразведочных организациях, на горных предприятиях, в химико-металлургических цехах и производствах в пределах своей компетенции.
      6.3.5.5. Агентство по атомной энергии при участии Главного управления Командующего внутренними войсками Республики Казахстан осуществляет контроль за сроками и качеством оборудования объекта инженерно-техническими средствами охраны, системой физической защиты, защитными сооружениями для личного состава.
      6.3.6. Ввод в эксплуатацию, эксплуатация, снятие с эксплуатации
      6.3.6.1. На первый завоз ядерного топлива на территорию вновь вводимой в эксплуатацию ядерной установки и на этапы пусконаладочных работ администрация ядерной установки обязана получить разрешение органов Агентства по атомной энергии Республики Казахстан.
      Разрешения выдаются:
      - на первый завоз ядерного топлива и ввод в эксплуатацию хранилищ отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов по результатам проверки состояния готовности объекта;
      - на отдельные этапы пусконаладочных работ.
      6.3.6.2. Агентство по атомной энергии, Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел, Штаб гражданской обороны Республики Казахстан, Госгортехнадзор участвуют в работе комиссии по оценке готовности ядерной установки к вводу в эксплуатацию, которая фиксируется актом. После представления в Агентство по атомной энергии Республики Казахстан акта и других необходимых документов, определенных для представления правилами и нормами по безопасности, эксплуатирующая организация получает от Агентства по атомной энергии Республики Казахстан разрешение (лицензию) на опытную и промышленную эксплуатацию ядерной установки.
      6.3.6.3. Министерство здравоохранения Республики Казахстан осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор в области в процессе эксплуатации ядерной установки, а также медико-санитарное обеспечение и охрану здоровья населения области.
      Министерство здравоохранения Республики Казахстан осуществляет специализированный санитарно-эпидемиологический надзор на ядерной установке в процессе ее эксплуатации.
      6.3.6.4. Агентство по атомной энергии Республики Казахстан осуществляет надзор в процессе эксплуатации и информирует Правительство и местные органы власти, а также общественность городов и областей, на территории которых осуществляется надзор, об изменениях в состоянии ядерной и радиационной безопасности на поднадзорных объектах.
      6.3.6.5. Надзор за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации ядерной установки осуществляется Министерством внутренних дел Республики Казахстан в соответствии с действующими нормативными документами и Положением об этом надзоре.
      С этой целью:
      - результаты и выводы исследований по пожарам и нарушениям правил пожарной безопасности в технологической части ядерной установки, проводимых органами пожарного надзора, используются Агентством по атомной энергии Республики Казахстан для оценки состояния безопасности объекта в целом;
      - организуется совместное проведение контрольно-инспекционных и профилактических процедур на объектах атомной энергетики силами Министерства внутренних дел и Агентства по атомной энергии Республики Казахстан;
      - проводится по согласованию взаимная аттестация инспекторского состава органов надзора по согласованному (с учетом должностных обязанностей) объему знаний правил и норм.
      6.3.6.6. Госгортехнадзор осуществляет государственный надзор за общетехнической безопасностью при эксплуатации ядерной установки в соответствии со своей компетенцией.
      С этой целью может организовываться совместное проведение инспекционных и профилактических процедур в части обеспечения общетехнической безопасности объектов атомно-энергетической промышленности.
      6.3.6.7. Эксплуатирующая организация не позднее чем за 5 лет до истечения проектного срока службы ядерной установки, должна обеспечить разработку проекта снятия ядерной установки с эксплуатации и согласовать его с органами государственного регулирования и надзора. Для вновь создаваемой ядерной установки проект снятия ее с эксплуатации должен быть включен в проект строительства.
      Министерство здравоохранения Республики Казахстан осуществляет специализированный санэпиднадзор и контроль деятельности на ядерной установке согласно разделу "Требования радиационной безопасности при снятии с эксплуатации энергоблока АЭС (Правила радиационной безопасности АЭС-89, утвержденные Госатомэнергонадзором СССР)" и другим нормативным документам, а также с учетом раздела проекта ядерной установки "Снятие с эксплуатации".
      6.4. Лицензии для осуществления деятельности по использованию атомной энергии
      Для осуществления ядерной деятельности требуется наличие лицензии. Лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление определенного вида деятельности по использованию атомной энергии лицу, обладающему правом ее получения в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
      Лицензия должна содержать условия, определяющие требования по обеспечению безопасности лицензируемой деятельности. Условия лицензии определяются ведомством, выдающим лицензию, с учетом специфики конкретного вида деятельности и объекта, на котором она осуществляется.
      Лицо, получившее лицензию, несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан за:
      - невыполнение условий, определяемых лицензией и разрешением;
      - причинение ущерба населению и природной среде радиационным и другим техногенным воздействием.
      Лицензия на проведение ядерной деятельности может быть отозвана, если:
      - требуемые условия не выполняются должным образом;
      - имеются весомые причины с точки зрения безопасности.
      Обладатель лицензии должен по запросу надзорного органа:
      - передавать органу информацию и документы, необходимые для проведения надзора и инспекций;
      - обеспечивать доступ представителей органа на место ведения деятельности при проведении инспекций.
      6.5. Переход от разрешительной системы на систему лицензирования осуществляется по мере введения в действие соответствующих законодательных и подзаконных актов.

                    7. Обеспечение радиационной безопасности
                                населения
      7.1. Радиационная безопасность населения обеспечивается эксплуатирующими организациями, иными юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию объектов действия, указанных в настоящем Положении.
      7.2. Регулирование и надзор за радиационной безопасностью населения входят в компетенцию Агентства по атомной энергии, Министерства экологии и биоресурсов и Министерства здравоохранения Республики Казахстан. Конкретные функции каждого из перечисленных органов регулирования и надзора за радиационной безопасностью определены в положениях об этих органах.
      7.3. Основные требования по обеспечению радиационной безопасности определяются Основными санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений. Система и уровни дозовых пределов облучения и принципы их применения устанавливаются Нормами радиационной безопасности, действующими на момент предъявления требований органов надзора.
      7.4. Местные исполнительные органы через органы Министерства здравоохранения Республики Казахстан (областные СЭС) ведут учет на подведомственных им территориях мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения в объеме, установленном соответствующими положениями.

                    8. Порядок взаимодействия при учете
                      и контроле ядерных материалов
      8.1. Ядерные материалы подлежат государственному учету и контролю в целях определения фактического количества ядерных материалов в местах их нахождения, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищения. Учетные материалы и результаты контроля используются для представления систематической и оперативной информации о наличии, местоположении, характере использования, перемещении ядерных материалов, об их экспорте и импорте соответствующим органам государственной власти и управления, государственного регулирования и надзора Республики Казахстан за безопасным производством и использованием ядерных материалов.
      8.2. Под учетом и контролем ядерных материалов понимается деятельность, проводимая в целях определения количеств ядерных материалов, находящихся в местах производства, использования и хранения, и проверки этих количеств, а также изменений этих количеств, происходящих за определенный период времени. К элементам учета и контроля ядерных материалов относятся определение зон баланса ядерных материалов, ведение документации, подготовка и направление отчетных документов в Агентстве по атомной энергии Республики Казахстан, проверка и анализ данных учета для определения точности заявленных инвентарных количеств материала.
      8.3. Организация и ведение учета и контроля ядерных материалов на ядерных установках осуществляются органами управления и предприятиями, являющимися обладателями разрешений (лицензий) на проведение деятельности по использованию и хранению ядерных материалов.
      8.4. Разработка нормативных требований и критериев достижения целей учета ядерных материалов, ведение централизованной базы данных, представление отчетов о результатах осуществления государственной системы учета и контроля ядерных материалов, надзор за обеспечением учета и контроля материалов на ядерных установках, независимо от их принадлежности и подчиненности, осуществляются Агентством по атомной энергии Республики Казахстан.
      8.5. Юридические лица и эксплуатирующие организации, входящие в их состав, являющиеся обладателями разрешений (лицензий) на право проведения определенного вида деятельности, связанного с производством и (или) использованием ядерных материалов, обязаны отчитываться с установленной периодичностью перед Агентством по атомной энергии о фактических количествах и о всех изменениях количеств ядерного материала на установках, а именно:
      - направлять отчеты по учету ядерных материалов в требуемом объеме в Агентство по атомной энергии;
      - обеспечивать доступ представителей Агентства по атомной энергии и местных органов к местам расположения или использования ядерных материалов;
      - обеспечивать условия для проведения проверок фактического количества ядерного вещества;
      - представлять в требуемом объеме учетную документацию на ядерные материалы;
      - обеспечивать условия для применения приборов и оборудования, используемых для целей инспекций;
      - представлять дополнительную информацию по требованию инспекторов Агентства по атомной энергии в случае обнаружения ими неучтенных ядерных материалов или факта потери ядерных материалов, или расхождений между результатами проверки фактического количества ядерного материала и учетными данными;
      - направлять уведомления в адрес Агентства по атомной энергии о планируемых операциях с ядерными материалами, связанных с изменением их инвентарных количеств.
      8.6. Агентство по атомной энергии Республики Казахстан осуществляет:
      - разработку требований к порядку учета и контроля ядерных материалов, включая требования к объему, формам и периодичности отчетов о количестве ядерных материалов;
      - информирование юридических лиц и эксплуатирующих организаций о планах проведения инспекций, в том числе об объемах и сроках проверок;
      - проверки фактического количества ядерных материалов с целью установления наличия неучтенного ядерного материала;
      - информирование юридических лиц, эксплуатирующих организаций в их составе и соответствующих исполнительных органов о результатах осуществления инспекционных проверок;
      - проведение внеплановых инспекций в случае обнаружения нарушений требований по учету и контролю ядерных материалов, балансовых расхождений.
      8.7. Уведомления в адрес Агентства по атомной энергии Республики Казахстан должны включать в себя информацию о планируемых отправках, получениях, транспортировании ядерных материалов между установками. Порядок, требования и условия, определяющие процедуру, сроки представления, содержание уведомлений устанавливаются Агентством по атомной энергии Республики Казахстан.
      8.8. Система отчетности эксплуатирующих организаций и юридических лиц перед надзорным органом включает в себя;
      - отчеты об изменениях инвентарных количеств ядерных материалов (получения, отправления, ядерное производство, ядерные потери, расхождения в данных отправителя/получателя, изъятие из под учета, иные потери и изменения инвентарных количеств ядерных материалов);
      - отчеты о результатах проверки фактически наличного количества ядерных материалов в ходе периодических физических инвентаризаций, проводимых эксплуатирующей организацией;
      - материально-балансовые отчеты о балансе ядерных материалов за период между физическими инвентаризациями;
      - специальные отчеты в случае обнаружения потери ядерного материала, включая результаты расследования в случае подобного события;
      - извещения о планируемых изменениях в конструкции установок и способе использования ядерных материалов.
      8.9. Юридические лица и эксплуатирующие организации в их составе обязаны информировать местные органы власти по их запросу о наличии, характере использования, хранении ядерных материалов. Ограничения по объему предоставляемой информации определяются интересами сохранения государственной тайны и требованиями по физической защите ядерных материалов и установок.
      8.10. Агентство по атомной энергии ежегодно представляет в Кабинет Министров Республики Казахстан отчет о состоянии учета и контроля ядерных материалов на территории Республики Казахстан.
      В случае обнаружения аномалий, влияющих на ядерную радиационную безопасность населения и окружающей среду, а также затрагивающих государственные интересы Республики Казахстан, Агентство по атомной энергии Республики Казахстан незамедлительно направляет информацию в соответствующие государственные органы Республики Казахстан.

                    9. Физическая защита ядерных материалов
                          и ядерных установок
      9.1. Все ядерные материалы и ядерные установки подлежат физической защите. Физическая защита представляет собой единую систему планирования, координации, контроля, реализации комплекса организационных и технических мер, направленных на предотвращение несанкционированного доступа к ядерным установкам и ядерным материалам, могущего привести к хищению ядерных материалов, воздействию на ядерные установки и иным последствиям, наносящим ущерб интересам национальной, ядерной и радиационной безопасности.
      9.2. Физическая защита ядерных материалов и ядерных установок организуется и контролируется органами государственного управления и органами государственного регулирования и надзора по использованию атомной энергии (Министерство энергетики и топливных ресурсов, Агентство по атомной энергии Республики Казахстан) и органами государственного управления, связанными с уничтожением ядерного оружия (Комитет национальной безопасности, Министерство обороны, Агентство по атомной энергии, Главное управление Командующего внутренними войсками, Министерство транспорта Республики Казахстан - во время транспортировки ядерных материалов).
      9.3. Непосредственную ответственность за осуществление и обеспечение физической защиты предприятий (объектов), связанных с использованием, хранением, транспортировкой ядерных материалов и ядерного оружия, несет эксплуатирующая организация. Для обеспечения физической защиты ядерной установки эксплуатирующая организация привлекает воинские части внутренних войск Республики Казахстан и (или) Министерства обороны Республики Казахстан.
      9.4. Государственный надзор за выполнением требований по обеспечению физической защиты ядерных материалов и ядерных установок на объектах и при транспортировании, разработку нормативных требований и критериев достижения целей физической защиты осуществляет Агентство по атомной энергии Республики Казахстан.
      9.5. Эксплуатирующие организации, являющиеся обладателями разрешений на проведение определенного вида деятельности по производству и (или) использованию ядерных материалов, обязаны отчитываться перед органами управления, государственного регулирования и надзора о состоянии обеспечения физической защиты своих предприятий (объектов).
      9.6. Агентство по атомной энергии совместно с Министерством внутренних дел, Комитетом национальной безопасности и Главным управлением Командующего внутренними войсками Республики Казахстан определяют критерии и технические требования к разработке и модернизации инженерных систем и средств обеспечения физической защиты предприятий (объектов).
      9.7. Юридические лица и эксплуатирующие организации, обладающие разрешением (лицензией) на проведение деятельности по использованию, хранению, транспортированию ядерных материалов, обязаны:
      - обеспечивать условия для проведения контроля (инспекций) Агентством по атомной энергии Республики Казахстан, другими государственными органами (в пределах их компетенции) за состоянием физической защиты;
      - представлять в требуемом объеме отчетную документацию по техническому состоянию системы обеспечения физической защиты объектов инспектору Агентства по атомной энергии Республики Казахстан;
      - представлять дополнительную информацию по требованию инспекторов Агентства по атомной энергии Республики Казахстан в случае обнаружения несоответствия требованиям обеспечения физической защиты, устранять выявленные недостатки по предложению Агентства по атомной энергии Республики Казахстан.
      9.8. Агентство по атомной энергии Республики Казахстан:
      - определяет порядок, формы и объем отчетности о состоянии системы физической защиты ядерных материалов и ядерных установок;
      - проводит инспекции на предприятиях (объектах) с целью надзора за состоянием физической защиты ядерных материалов и ядерных установок.
      9.9. Ведомство, чьи воинские части обеспечивают выполнение охранных мероприятий в рамках физической защиты, пропускной режим и порядок перевозки специальных грузов в соответствии с требованиями и критериями достижения целей физической защиты, разрабатывает порядок взаимодействия частей, подразделений и органов охраны правопорядка при возникновении чрезвычайных ситуаций.

                    10. Взаимодействие с МАГАТЭ
      10.1. Республика Казахстан, являясь членом МАГАТЭ, участвует в деятельности его органов, связанной с содействием безопасному использованию атомной энергии в мирных целях, обеспечением и укреплением режима нераспространения ядерного оружия, в том числе международных гарантий, применением радиоактивных веществ и ионизирующих излучений в промышленности, здравоохранении и сельском хозяйстве.
      10.2. Министерство иностранных дел Республики Казахстан несет ответственность за решение политико-правовых вопросов при взаимодействии с МАГАТЭ.
      10.3. Агентство по атомной энергии Республики Казахстан несет ответственность за координацию деятельности министерств и ведомств, связанной с работой структурных подразделений МАГАТЭ (Департамент ядерной энергии и безопасности, Департамент гарантий, Департамент научных исследований и изотопов, лаборатория МАГАТЭ в Зайберсдорфе, Международный центр теоретической физики, Международная лаборатория радиоактивности моря, Департамент технического сотрудничества).
      10.4. Текущее взаимодействие министерств и ведомств с МАГАТЭ осуществляется через Постоянное представительство Республики Казахстан при международных организациях в г. Вене, Австрия.
      10.5. Формирование делегаций, подготовка позиции для участия в работе органов МАГАТЭ (Генеральная конференция МАГАТЭ, Совет управляющих МАГАТЭ, консультативные встречи экспертов, специалистов, консультантов, советников и др.) осуществляются Агентством по атомной энергии Республики Казахстан по согласованию с Министерством иностранных дел Республики Казахстан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в зависимости от вопросов, включаемых в повестку дня мероприятий.
      10.6. Ответственность за участие представителей Республики Казахстан в текущих научно-технических мероприятиях МАГАТЭ, включая технические комитеты, совещания консультантов и специалистов, постоянные группы советников, рабочие группы и др., несет Министерство иностранных дел в части координации деятельности, связанной с работой соответствующих подразделений МАГАТЭ.
      10.7. Поддержка заявлений на вакантные квотируемые посты в Секретариате МАГАТЭ осуществляется Министерством иностранных дел Республики Казахстан при согласовании с Агентством по атомной энергии Республики Казахстан.
      10.8. Министерство иностранных дел Республики Казахстан осуществляет общую координацию деятельности, связанной с пересмотром, подготовкой и заключением Республикой Казахстан международных конвенций, соглашений, иных международно-правовых документов, разрабатываемых под эгидой МАГАТЭ.
      10.9. Агентство по атомной энергии Республики Казахстан несет ответственность за координацию деятельности, связанной с выполнением обязательств по соглашениям с МАГАТЭ.

                                     Приложение
 

                         к Временному положению об использовании
                          атомной энергии, ядерной деятельности,
                           обращении с радиоактивными отходами
                          и отработавшими ядерными материалами,
                          обеспечении радиационной безопасности
                             населения Республики Казахстан
             Порядок выдачи временных разрешений Агентства
           по атомной энергии Республики Казахстан на право
       осуществления деятельности по проектированию, сооружению,
           эксплуатации и другим этапам жизненного цикла
                             ядерных установок
                    1. Общие положения
      1.1. Временное разрешение Агентства по атомной энергии на виды деятельности является документом, дающим право предприятию на ведение указанной в разрешении деятельности и устанавливает условия, при выполнении которых действует данное разрешение.
      1.2. Временное разрешение выдается отдельно каждому предприятию на один или несколько видов деятельности.
      1.3. Временное разрешение действует с момента его выдачи до истечения указанного срока или до момента внесения изменений Агентством по атомной энергии, или приостановления его действия, или аннулирования Агентством по атомной энергии, или до момента ликвидации или реорганизации предприятия.

      2. Представление заявки на получение временного разрешения
      2.1. Заявка на получение временного разрешения представляет собой комплект документов, включающих в себя:
      - заявление с указанием вида деятельности и ядерных установок, на которых эта деятельность осуществляется или предполагается к осуществлению;
      - документы, удостоверяющие государственную регистрацию предприятия и определяющие права хозяйственного ведения;
      - документы, обосновывающие заявку.
      2.2. Документы, обосновывающие заявку, включают в себя:
      - технический анализ соответствия условий осуществления заявляемых видов деятельности действующим требованиям по ядерной и радиационной безопасности;
      - технический анализ существующих отступлений от требований действующих нормативных документов и правил с соответствующим обоснованием;
      - перечень действующих технологических регламентов и инструкций;
      - инструкции по ликвидации аварий на предприятии, которые могли бы быть вызваны заявляемой деятельностью;
      - перечень проектных аварий, план мероприятий по их ликвидации и защите персонала;
      - перечень запроектных аварий, план мероприятий по управлению запроектными авариями и защите персонала и населения;
      - комплект документов, обосновывающих организацию и действие системы учета и контроля ядерных материалов, системы физической защиты ядерных материалов и ядерных установок;
      - копии санитарных паспортов на право проведения работ по заявляемым видам деятельности;
      - документы, подтверждающие организацию и проведение обучения, а также результаты проверки знаний персонала по ядерной и радиационной безопасности;
      - заключение государственной экологической экспертизы (в необходимых случаях).
      2.3. Основанием для отклонения заявки на временное разрешение и возврата ее на повторное оформление является;
      - несоответствие требуемому составу и содержанию документов заявки;
      - отрицательное заключение Агентства по атомной энергии Республики Казахстан по обеспечению необходимых условий безопасности заявляемой деятельности.
      2.4. Отказ в выдаче временного разрешения влечет прекращение действия выданных ранее документов на заявляемые виды деятельности. Извещение об отказе в выдаче временного разрешения направляется в орган управления, орган исполнительной власти, осуществившие регистрацию предприятия, иные надзорные органы.

      3. Регулирование отношений между предприятием-заявителем
      и Агентством по атомной энергии Республики Казахстан
      3.1. Действие временного разрешения может быть приостановлено Агентством по атомной энергии в случае несоблюдения предприятием условий временного разрешения до устранения выявленных отклонений.
      3.2. Действие временного разрешения может быть прекращено в случае выявления недостоверной или искаженной информации о состоянии ядерной или радиационной безопасности, неизвещения об имевших место нарушениях условий действия разрешения, инцидентах и авариях; в случае несанкционированной передачи в какой-либо форме прав на указанную в разрешении деятельность иным юридическим или физическим лицам.
      3.3. Сроки рассмотрения заявки на разрешение деятельности составляют от 30 дней до 6 месяцев в зависимости от вида заявки.
      3.4. Решение Агентства по атомной энергии об отказе в выдаче или аннулировании действия временного разрешения может быть обжаловано в судебных органах Республики Казахстан.