Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Казахстан

Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 8 декабря 1993 г. N 1225. Утратило силу постановлением Правительства РК от 13 сентября 1996 г. N 1117 ~P961117.

Утратил силу

      Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1992 г. N 963 "О реорганизации финансовой, налоговой и таможенной служб Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1992 г., N 42, ст. 619) Кабинет Министров Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве финансов Республики Казахстан.
      2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Казахской ССР от 24 сентября 1971 г. N 553 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Казахской ССР" (СП КазССР, 1971 г., N 20, ст. 106).
      Премьер-министр Республики Казахстан
                                              Утверждено
                                 постановлением Кабинета Министров
                                        Республики Казахстан
                                     от 8 декабря 1993 г. N 1225
 
                           П О Л О Ж Е Н И Е
            о Министерстве финансов Республики Казахстан
 
                     Раздел I. Общие положения
 
      1. Министерство финансов Республики Казахстан является центральным финансово-экономическим органом государственного управления.
      2. Министерство финансов Республики Казахстан как центральный орган государственного управления осуществляет общее руководство организацией в республике и несет ответственность за разработку и практическую реализацию стратегических направлений единой государственной политики во взаимодействии с кредитной, валютной, денежной, налоговой и таможенной политикой, а также координацию этих направлений в рамках межгосударственных отношений стран - членов Содружества Независимых Государств и разработку внешнеэкономической финансовой политики Республики Казахстан.
      Министерство финансов Республики Казахстан обеспечивает создание необходимой финансовой базы для осуществления задач и функций Республики Казахстан, а также рациональное и экономное расходование средств государственного бюджета на общегосударственные нужды.
      3. Министерство финансов Республики Казахстан, подчиненные ему финансовые управления (отделы), налоговая и таможенная службы, органы управления финансами административных Советов свободных экономических зон составляют единую систему Министерства финансов Республики Казахстан и содержатся за счет республиканского бюджета.
      4. Министерство финансов Республики Казахстан в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами Республики Казахстан, постановлениями Верховного Совета республики, актами Президента Республики Казахстан, решениями Кабинета Министров Республики Казахстан и другими нормативными актами, а также настоящим Положением и обеспечивает правильное применение действующего законодательства в системе Министерства, разрабатывает и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Республики Казахстан предложения по совершенствованию законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции.
      В процессе своей деятельности Министерство финансов Республики Казахстан обеспечивает соблюдение финансовых интересов государства.
 
            Раздел II. Главные задачи Министерства финансов
                          Республики Казахстан
 
      5. Главными задачами Министерства финансов Республики Казахстан являются:
      а) обеспечение активного воздействия финансов на осуществление радикальных экономических реформ, стабилизацию и подъем экономики республики на основе внедрения рыночных отношений, обеспечение исполнения финансового законодательства и изучение его эффективности и влияния на развитие рыночной экономики; участие в подготовке проектов соглашений по финансовым вопросам с другими государствами;
      б) экономически обоснованное планирование доходов и расходов бюджета республики, постепенное сокращение бюджетного дефицита за счет увеличения поступлений доходов; обеспечение финансовыми ресурсами намеченных программ экономического и социального развития неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ, приоритетных направлений развития общественного производства и научно-технического прогресса, ускорения социального развития; финансирования комплексных целевых народнохозяйственных программ и минимальных государственных гарантий;
      в) определение единых методологических основ организации бухгалтерского учета и отчетности с учетом международных стандартов в отраслях народного хозяйства, субъектах хозяйствования, учреждениях и организациях всех форм собственности и сфер деятельности;
      г) совершенствование методов финансового и валютного регулирования, бюджетного планирования и финансирования на основе широкого использования долговременных финансовых норм и нормативов, обеспечение реализации государственной таможенной политики, совершенствование системы таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
      д) совершенствование финансовых взаимоотношений предприятий, объединений, учреждений и организаций с государством и разработка мер по обеспечению перспективного роста финансовых ресурсов, защита интересов республики в других странах в вопросах государственных инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия за рубежом;
      е) укрепление законности в деятельности Министерства финансов, обеспечение правовыми средствами полного поступления в бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей, защита прав и законных интересов учреждений системы Министерства финансов Республики Казахстан.
 
          Раздел III. Функции Министерства финансов
                          Республики Казахстан
 
      6. В соответствии с возложенными задачами Министерство финансов Республики Казахстан:
      а) разрабатывает предложения по определению общих для республики финансовых приоритетов в области социально-экономического развития;
      б) обеспечивает основные принципы единой налоговой политики, направленной на переход к рыночным отношениям, ограничение и последовательное преодоление инфляционных процессов в стране, поддержку предпринимательства, обеспечение социально-ориентировочного налогообложения населения;
      в) координирует работу по обеспечению финансовой поддержки малоимущих слоев населения, лиц с фиксированным доходом в условиях либерализации цен и перехода к рыночным отношениям;
      г) управляет бюджетным процессом в республике, включая осуществление перспективного финансового планирования, прогнозирования финансовой базы социально-экономического развития, участвует в разработке финансового баланса во взаимосвязи с балансом денежных доходов и расходов населения, основными направлениями денежно-кредитной политики, другими общеэкономическими стоимостными балансами;
      д) осуществляет на республиканском уровне бюджетное планирование, формирует взаимоотношения между республиканским бюджетом и бюджетом административно-территориальных образований. Составляет и исполняет республиканский бюджет Республики Казахстан:
      е) разрабатывает и проводит в жизнь эффективные формы взаимодействия всех составных частей финансовой и кредитной системы республики;
      е) разрабатывает меры и предложения по финансовому оздоровлению экономики, постепенному преодолению бюджетного дефицита и сдерживанию роста государственного внутреннего и внешнего долга;
      ж) разрабатывает и осуществляет совместно с Национальным банком Республики Казахстан меры по укреплению денежного обращения и стабилизации национальной валюты;
      з) готовит предложения по финансовому обеспечению структурной перестройки общественного производства, модернизации и обновления средств производства, а также по созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;
      и) участвует в разработке государственных программ разгосударствления и приватизации собственности, нормативных документов по подготовке и проведению приватизации, управляет государственным пакетом акций банков для проведения единой кредитно-финансовой политики;
      к) участвует в разработке предложений по улучшению организационной структуры органов государственного управления, Вооруженных Сил, правоохранительных и судебных органов Республики Казахстан и удешевлению их содержания, осуществляет контроль за экономным расходованием бюджетных средств, выделяемых на содержание органов государственного управления, Вооруженных Сил, правоохранительных и судебных органов Республики Казахстан и осуществляет методологическое руководство работой финансовых органов по данному вопросу; принимает участие в подготовке предложений по совершенствованию системы оплаты труда;
      л) осуществляет контроль за поступлением всех предусмотренных в бюджете доходов и соблюдением жесткого режима экономики и целевого использования государственных средств, выделяемых в централизованном порядке;
      м) осуществляет контроль за исполнением государственного бюджета министерствами, ведомствами, другими хозяйствующими субъектами Республики Казахстан, совместно с Национальным банком Республики Казахстан за кассовым исполнением республиканского и местных бюджетов, своевременным и правильным зачислением доходов в бюджет, а также за финансированием банками Республики Казахстан капитальных вложений и других мероприятий, осуществляемых за счет ассигнований из республиканского бюджета;
      н) определяет единые методологические основы организации бухгалтерского учета и отчетности с учетом международных стандартов, организует внедрение в практику разработанной методологии, а также контролирует состояние учета и отчетности на предприятиях, организациях и учреждениях всех форм собственности;
      о) рассматривает бухгалтерские отчеты и балансы министерств, ведомств, других органов управления и хозяйствующих субъектов всех форм собственности, анализирует и проверяет выполнение ими финансовых обязательств перед государством, предъявляет требования по устранению недостатков и нарушений;
      п) составляет совместно с Министерством экономики Республики Казахстан проект расчетного баланса централизованного республиканского валютного фонда и осуществляет контроль за его выполнением;
      р) разрабатывает совместно с Национальным банком и Министерством внешнеэкономических связей Республики Казахстан порядок расчетов за полученные кредиты в иностранной валюте, валютно-финансовых операций по торговле с зарубежными странами, дает заключения и финансовые обоснования по проектам международных договоров и соглашений о предоставлении иностранными государствами, банками и другими юридическими лицами займов и кредитов Правительству Республики Казахстан, ведет единый учет государственного долга зарубежных стран и республики, изыскивает и рекомендует источники их погашения;
      с) совместно с Национальным банком и Министерством внешнеэкономических связей Республики Казахстан разрабатывает механизм по переводу валютной выручки из-за границы и отслеживанию полноты поступления валютных средств в республику, применяет санкции к юридическим и физическим лицам, укрывающим экспортную валютную выручку, а также к уклоняющимся от отчислений средств в валютный фонд, формирует и определяет направления использования Республиканского валютного фонда, ведет учет движения средств этого фонда, по поручению Правительства республики осуществляет расчеты по валюте и контроль за его целевым использованием;
      т) разрабатывает предложения по выпуску и размещению государственных внутренних займов и денежно-вещевых лотерей, организует проведение тиражей выигрышей и погашения государственных внутренних займов и лотерей, осуществляет согласование условий проведения республиканских лотерей, а также общего объема и условий выпуска местных займов;
      у) осуществляет регулирование выпуска и обращения государственных ценных бумаг Республики Казахстан.
      Сноска. Подпункт "У" - в редакции постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 1 августа 1995 г. N 1058.
      ф) осуществляет допуск на рынок ценных бумаг эмитентов иностранных государств, согласовывает выдаваемые Министерством внешнеэкономических связей республики разрешения на приобретение ценных бумаг иностранными инвесторами;
      х) составляет совместно с Министерством экономики и Национальным банком Республики Казахстан сводный кредитный план и изучает состояние кредитных и расчетных операций республики с другими странами, исполнения кассовых планов и разрабатывает предложения по их совершенствованию;
      ц) осуществляет подбор и расстановку кадров, определяет потребность и обеспечивает организации и учреждения системы Министерства финансов Республики Казахстан квалифицированными кадрами, организует подготовку специалистов и повышение их квалификации;
      ч) осуществляет функции заказчика по строительству объектов жилья и соцкультбыта за счет выделенных ему централизованных источников финансирования на эти цели;
      ш) обобщает практику применения финансового законодательства, разрабатывает предложения по его совершенствованию, участвует в подготовке проектов законов и иных нормативных актов, дает заключения по проектам, поступившим в Министерство, разрабатывает методические указания по вопросам организации юридической службы системы Министерства.
      щ) в целях решения задач таможенного дела взаимодействует с Таможенным комитетом Республики Казахстан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О таможенном деле в Республике Казахстан".
      Сноска. Пункт 6 дополнен подпунктом "щ" - постановлением Правительства Рк от 29 апреля 1996 г. N 520.
 
        Раздел IV. Права Министерства финансов Республики Казахстан
 
      7. Министерство финансов Республики Казахстан имеет право:
      а) решать в установленном порядке вопросы образования, реорганизации и ликвидации подведомственных ему предприятий, организаций, учреждений;
      б) получать от министерств, ведомств, концернов, ассоциаций и других видов хозяйственных формирований, предприятий, организаций и учреждений, статистических и других органов отчеты и балансы, другие материалы о составе и объеме объктов налогообложения, информацию о соглашениях по внешним объемам необходимую для составления проектов бюджета Республиканского валютного фонда и его исполнения, осуществления контроля за выполнением учреждениями, предприятиями и организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины, а также для выполнения других функций, возложенных на Министерство;
      в) получать ежемесячно от Национального банка Республики Казахстан информацию о размерах остатков, объемах поступлений и реализации драгоценных металлов и драгоценных камней, совместно с Нацбанком обеспечивать перевод валютной выручки от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней в Республиканский валютный фонд;
      г) осуществлять контроль за поступлением и расходованием средств, подлежащих зачислению в Фонд преобразования экономики, Фонд воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов и охраны недр, Дорожный фонд, Фонд содействия занятости, Пенсионный фонд, фонды социального страхования, Республиканский валютный фонд, другие специальные республиканские фонды, а также на специальный счет по приватизации;
      д) выдавать в случае необходимости ссуды из республиканского бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам областей с погашением этих ссуд в пределах текущего года;
      е) проводить в министерствах и ведомствах, предприятиях, объединениях, учреждениях и организациях, независимо от методов хозяйствования, обследования по изучению совершенствования форм финансовых взаимоотношений с государством в целях разработки мер по обеспечению роста финансовых ресурсов республики;
      е) определять совместно с Национальным банком Республики Казахстан порядок кассового исполнения бюджета и осуществлять контроль за его исполнением;
      ж) устанавливать для учреждений, предприятий и организаций порядок учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, кладов, а также изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, принятых ломбардами и не востребованных в срок в соответствии с действующим законодательством; рассматривать и согласовывать лицензии на импорт ювелирных изделий;
      з) давать обязательные для исполнения указания министерствам, ведомствам и другим хозяйствующим субъектам, независимо от форм собственности, об устранении нарушений бюджетного, валютно-финансового законодательства, установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности;
      и) запрашивать необходимую информацию об операциях с государственными ценными бумагами от участников рынка ценных бумаг.
      Сноска. Подпункт "и" - в редакции постановления КМ РК от 1 августа 1995 г. N 1058.
      к) Подпункт "к" исключен - постановлением КМ РК от 1 августа 1995 г. N 1058.
      л) приостанавливать по решению Кабинета Министров Республики Казахстан действие ведомственных актов, противоречащих законодательству Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, бюджетного и валютно-финансового регулирования;
      м) подписывать от имени Республики Казахстан соглашения о внешних займах, получаемых Республикой Казахстан, и гарантии Республики Казахстан под внешние займы, получаемые заемщиками в соответствии с действующим законодательством;
      н) ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование из республиканского бюджета предприятий, учреждений и организаций при незаконном и нецелевом расходовании ими бюджетных средств, а также при непредставлении отчетов об израсходованных средствах и другой установленной отчетности с уведомлением об этом руководителей соответствующих министерств и ведомств и в пределах компентенции Министерства применять иные санкции, установленные действующим законодательством;
      о) Министерство финансов Республики Казахстан наряду с правами, указанными в настоящем Положении, имеет также другие права, предоставленные Министерству (Министру) финансов Республики Казахстан действующим законодательством.
      Сноска. Из подпункта "г" пункта 7 исключены слова - постановлением КМ РК от 9 июня 1995 г. N 809.
 
        Раздел V. Организация работы Министерства Финансов
                       Республики Казахстан
 
      8. Министерство финансов Республики Казахстан возглавляет Министр, назначаемый в соответствии с Конституцией республики Президентом Республики Казахстан с согласия Верховного Совета Республики Казахстан.
      Министр имеет заместителей, назначаемых (освобождаемых) Кабинетом Министров Республики Казахстан по представлению Министра. Начальник Главной налоговой инспекции - первый заместитель Министра и начальник Главного таможенного управления - первый заместитель Министра финансов назначаются (освобождаются) Президентом Республики Казахстан. Распределение обязанностей между заместителями Министра производится Министром.
      9. В Министерстве финансов Республики Казахстан образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, а также других руководящих работников Министерства.
      Члены коллегии Министерства утверждаются Кабинетом Министров Республики Казахстан по представлению Министра. Коллегия Министерства на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции Министерства.
      Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра. В случае разногласия между Министром и коллегией Министр проводит в жизнь свое решение.
      10. Министр финансов Республики Казахстан в пределах компетенции Министерства на основании и во исполнение действующих законов, постановлений Правительства издает приказы, инструкции и дает указания для исполнения местными финансовыми, налоговыми и таможенными органами, организует контроль за их исполнением, в необходимых случаях издает с руководителями других министерств и ведомств Республики Казахстан совместные приказы и инструкции.
      Приказы, инструкции и указания Министра финансов Республики Казахстан по вопросам финансово-бюджетного планирования и финансирования народного хозяйства, порядка исчисления и взимания платежей в бюджет, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по исполнению государственного бюджета Республики Казахстан и республиканского бюджета, порядка выпуска и обращения ценных бумаг на территории Республики Казахстан являются обязательными для исполнения всеми министерствами, а также предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной подчиненности.
      11. Министерство финансов Республики Казахстан имеет свой печатный орган для обеспечения повышения теоретического уровня, качества и практической значимости научных исследований в области финансов, кредита, денежного обращения, а также всей совокупности товарно-денежных отношений, широкого доступа к нормативным актам по вопросам финансово-бюджетного планирования и финансирования народного хозяйства и социально-культурной сферы, налогообложения и другим.
      12. Для рассмотрения предложений о совершенствовании методики финансово-бюджетного планирования и финансирования народного хозяйства, методологии бухгалтерского учета и отчетности в Министерстве финансов Республики Казахстан в случае необходимости создаются методические (методологические) советы по соответствующим вопросам из высококвалифицированных специалистов, ученых, представителей других организаций. Состав методических (методологических) советов и положения о них утверждаются Министром.
      13. Министр финансов Республики Казахстан утверждает штаты центрального аппарата Министерства в пределах установленной численности и фонда оплаты труда, а также положения об управлениях и отделах Министерства, его территориальных органах.
      Сноска. Пункт тринадцатый - в редакции постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 6 февраля 1995 г. N 115.
      14. Министерство финансов Республики Казахстан является юридическим лицом, имеет счета в банке, а также печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и со своим наименованием на казахском и русском языках.