1. Утвердить Государственную программу Республики Казахстан по перестройке статистики, первичного и бухгалтерского учета в народном хозяйстве.
2. Для обеспечения контроля и координации работ по реализации Государственной программы Республики Казахстан по перестройке статистики, первичного и бухгалтерского учета в народном хозяйстве, решения возникающих межведомственных проблем, организации международного сотрудничества в области учета и статистики образовать Координационный совет из руководителей и специалистов министерств, ведомств и научных организаций.
Председателем Координационного совета утвердить Первого заместителя Премьер-министра Республики Казахстан Сембаева Д.Х.
Поручить Сембаеву Д.Х. определить состав Координационного совета.
Координационному совету в месячный срок разработать и утвердить положение о Координационном совете.
3. Министерствам и ведомствам Республики Казахстан, ответственным за реализацию Государственной программы Республики Казахстан по перестройке статистики, первичного и бухгалтерского учета в народном хозяйстве, в месячный срок разработать и представить Координационному совету планы организации выполнения намеченных мероприятий, включая вопросы международного сотрудничества.
4. Министерству финансов Республики Казахстан ежегодно предусматривать в проекте Государственного бюджета Республики Казахстан финансовые средства (включая валютные) для обеспечения выполнения Государственной программы Республики Казахстан по перестройке статистики, первичного и бухгалтерского учета в народном хозяйстве, в том числе на приобретение вычислительной техники, программных средств и других материальных ресурсов.
Координационному совету распределять указанные средства между конкретными исполнителями реализации Государственной программы Республики Казахстан по перестройке статистики, первичного и бухгалтерского учета в народном хозяйстве.
5. В целях сохранения действующей информационной базы и ее использования в качестве основы для перехода к принятым в международной практике стандартам установить для ранее разработанных общесоюзных классификаторов статус общереспубликанских, обязательных для применения по всей территории Республики Казахстан.
Государственному комитету по экономике, Государственному комитету по статистике и анализу, Главному управлению по стандартизации и метрологии при Кабинете Министров Республики Казахстан до 1 января 1993 г. определить министерства и ведомства, ответственные за разработку и ведение общереспубликанских классификаторов технико-экономической и социальной информации, и внести в Кабинет Министров Республики Казахстан предложения по их внедрению.
Автоматизированное ведение информационной базы общереспубликанских классификаторов технико-экономической и социальной информации возложить на Государственный комитет Республики Казахстан по статистике и анализу и его органы на местах.
Премьер-министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 29 декабря 1992 г. N 1098
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ПЕРЕСТРОЙКЕ СТАТИСТИКИ,
ПЕРВИЧНОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Введение
Государственная программа подготовлена в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 31 марта 1992 г. N 306 "Вопросы совершенствования системы бухгалтерского учета и статистики в народном хозяйстве республики".
В Государственной программе предусматривается преодоление имеющегося отрыва системы учета и статистики от мировой практики, создание единой системы статистических показателей, методологии их получения и анализа, формирование систематической статистической информации, характеризующей социально-экономическое развитие Республики Казахстан.
Определяется состав и изучается методология расчетов показателей, приводятся в соответствие с мировой методикой расчетов действующие показатели, осваиваются методы ведения национального счетоводства, формируются требования к его информационному обеспечению, реформируется банковский учет и финансовая статистика, разрабатывается план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструктивные указания по его применению. Решаются задачи обеспечения обязательств статистической службы Республики Казахстан о предоставлении необходимой статистической информации в международные организации о финансовом состоянии государства, его платежном балансе, об объеме национального дохода по методологии ООН в качестве базы для определения размеров взносов в международные организации.
Проводится необходимая международная экспертиза, выявляются потребности в программно-математическом обеспечении, ведутся работы по пересмотру классификаторов и созданию Государственного регистра предприятий и организаций и Подушного регистра населения. Осуществляется разработка основных проектных решений по созданию системы каталогизации.
Организуется обучение специалистов народного хозяйства и преподавателей учебных заведений. Пересматриваются программы высших и средних учебных заведений, готовящих экономистов, статистиков, бухгалтеров; формируются планы и программы переподготовки работников учета и статистики. Осуществляются первоочередные научно-исследовательские работы прикладного характера.
Решаются вопросы распределения функций между государственной и ведомственной статистикой и учетом. Осуществляется внедрение разработанных и прошедших международную экспертизу систем показателей в различные отрасли и сферы деятельности, проводятся расчеты развернутого отчетного межотраслевого баланса по схеме системы национального счетоводства, обобщающего основные показатели развития народного хозяйства и опирающегося на обработку статистической информации по всем сферам деятельности.
I. Цели и задачи Государственной программы
Основной целью Государственной программы является создание необходимых условий для эффективного государственного регулирования развития народного хозяйства, объективного анализа роли и значения экономики Казахстана и ее отдельных сфер в мировом сообществе за счет:
- расширения сферы отражения в системе статистических показателей различных аспектов социально-экономических процессов в соответствии с международными стандартами;
- повышения аналитической направленности и оперативности сбора, обработки, анализа и распространения статистических данных;
- определения дополнительных сфер деятельности, подлежащих учету по международным стандартам, а также состава, экономического содержания и методов расчета показателей, используемых в международной статистической практике;
- разработки и интеграции в единую статистическую систему новых форм первичного учета бухгалтерской, финансовой, банковской и таможенной отчетности в соответствии с международными стандартами;
- разработки первичного учета по международным классификациям и формам;
- формирования показателей, периодичности, порядка представления и публикации статистических данных в соответствии с принятыми международными стандартами.
Для реализации целей Государственной программы предусматривается решение в ней следующих задач:
- приведение в соответствие с международными требованиями общеметодических основ государственной статистики и системы показателей;
- создание системы национальных счетов и формирование межотраслевых балансов по ее схеме;
- организация работ по международным сопоставлениям валового внутреннего продукта;
- преобразование финансовой, банковской и бюджетной статистики;
- разработка платежного баланса;
- разработка и приведение в соответствие с международными требованиями показателей статистики цен, внешней торговли, включая таможенную, труда;
- перестройка в соответствие с международными требованиями первичного, бухгалтерского и банковского учета;
- формирование Государственного регистра хозяйствующих субъектов, Подушного регистра населения Республики Казахстан;
- разработка и внедрение Единой системы классификации и
кодирования технико-экономической и социальной информации с учетом отечественного и зарубежного опыта; - создание системы каталогизации и штрихового кодирования продукции; - осуществление подготовки и переподготовки кадров учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики; - развитие международного сотрудничества в целях реализации Государственной программы. Государственная программа сформирована из разделов, которые раскрывают реализацию поставленных задач. II. Приведение в соответствие с международными требованиями общеметодических основ государственной статистики и системы показателей
В данном разделе предусматривается формирование общей концепции совершенствования системы статистической информации, подготовка основных общеметодологических и организационных направлений реформирования госстатистики с учетом международных стандартов и требований.
Предусматривается увязать все показатели системы национальных счетов и других международных статистических стандартных систем показателей с действующей системой статистических показателей макроэкономического уровня, построенную на идеологии баланса народного хозяйства, уточнить типологию предприятий и организаций по отраслям народного хозяйства и формам собственности с учетом точности наборов показателей, характеризующих их деятельность. Намечается осуществление интеграции форм отчетно-статистической документации, включая бухгалтерскую отчетность, их специализации по отраслям народного хозяйства, имеется в виду упростить заполнение форм отчетности на предприятиях и в организациях и улучшить контроль за их составлением.
В разделе предусмотрен переход на методы несплошного наблюдения: цензовые (основанные на методе основного массива), различные виды выборочного наблюдения, монографические исследования, это позволит резко сократить потоки статинформации и преодолеть трудности, которые связаны со сбором информации от мелких предприятий. Здесь закладываются новые принципы организации взаимодействия системы государственной статистики с министерствами, ведомствами, коммерческими структурами исходя из изменившихся условий системы управления экономикой.
Намечено проведение работ по развитию унифицированных систем документации в области первичного учета, статистики, денежных расчетов, внешней торговли и т.д.
III. Развитие и применение Единой системы
классификации и кодирования технико-экономической
и социальной информации
Построение Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации предполагает широкое использование международных стандартных классификаций, таких как Гармонизированная система описания и кодирования товаров, Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности, Международная стандартная классификация занятий, Международные стандарты кодов валют, стран мира и других. При этом будут разработаны нормативные организационно-методические материалы по функционированию и развитию данной системы, разработке и внедрению в практику учета, статистики и другие сферы хозяйственной деятельности общереспубликанских классификаторов. В области классификации и унификации документов предполагается скоординировать работы со странами - членами СНГ.
IV. Создание системы национальных счетов
За основу разработки соответствующих методологических документов создания в Республике Казахстан системы национальных счетов принимается вариант СНС ООН, применяемый в Европейском Сообществе (ЕСИЭС). Ее внедрение в отечественную практику с известной адаптацией к особенностям организации экономики и статистики позволит решить задачи представления соответствующих данных в ООН и другие международные организации, даст возможность преодолеть ограничения и недостатки, характерные для информации, разрабатываемой на основе составления баланса народного хозяйства, поскольку включает в обобщенном виде все экономические операции и аспекты экономического процесса: производство и образование доходов, распределение и перераспределение доходов, конечное использование доходов на потребление и сбережение, инвестиции и источники их финансирования, принятие финансовых обязательств и внешнеэкономические связи.
Внедрение СНС в отечественную практику позволит получить ряд важнейших макроэкономических показателей, необходимых для анализа экономических процессов разработки прогнозов и принятия решений в области экономической политики. Такими показателями являются, в частности: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, национальное сбережение, располагаемый доход, конечные потребительские расходы на товары и услуги, инвестиции и источники их финансирования, сальдо внешней торговли, сальдо по текущим операциям с заграницей.
Предусматривается разработка счетов для основных секторов экономики. В частности, счета для сектора "домашние хозяйства", которые обеспечивают анализ важнейших аспектов социальных процессов и уровня жизни (распределение доходов, потребление, сбережения и др.), а также роли сектора "домашние хозяйства" в создании и использовании валового внутреннего продукта.
В разделе предусмотрена разработка требований по созданию информационной базы для проведения соответствующих расчетов по составлению национальных счетов, введению соответствующих изменений в систему бухгалтерского учета и статистики, организации других форм сбора исходной информации.
Содержатся в нем также мероприятия, обеспечивающие расчет показателей валовой добавленной стоимости и построение других счетов национального дохода по методологии ООН на региональном уровне, расширение расчетов.
V. Разработка межотраслевых балансов по схеме
системы национальных счетов
Особое место в системе национальных счетов занимают межотраслевые балансы, что обусловлено широкими возможностями, которые они предоставляют для анализа структуры народного хозяйства, результатов изменения системы цен, основных стоимостных и натурально-вещественных пропорций, определения качественных направлений и количественных характеристик тенденций развития народного хозяйства, проведения международных сопоставлений, выполнения прогнозных макроэкономических расчетов, оценки последствий предлагаемых управленческих решений. Межотраслевой баланс по системе национальных счетов является обобщением основных показателей развития народного хозяйства и его построение опирается на результаты обработки статинформации по всем сферам деятельности, что определяет специфику этапов его разработки.
В разделе предусмотрены меры решения методологических задач в области определения состава, методов сбора и обработки ранее не используемой первичной информации, построения математических моделей ее соответствующего преобразования и программного обеспечения проведения необходимых расчетов. При этом намечается осуществить взаимную увязку системы межотраслевых балансов, разрабатываемых по методологии БНХ и СНС.
VI. Организация работ по участию Республики Казахстан
в международных сопоставлениях валового
внутреннего продукта
К наиболее важным целям, для которых используются результаты программ международных сопоставлений (ПМС), относятся: оценка уровней общеэкономического развития стран, благосостояние наций, определение реальных паритетов покупательной способности валют, выявление и сравнение эффективности национальных экономик, сравнение экономического и военного потенциалов, определение финансовых возможностей стран (взносы в бюджеты международных организаций и т.п.), разработка политики и объемов помощи развивающимся странам, анализ конъюнктуры рынков (емкость рынков, покупательная способность валют в сравнении с официальными валютными курсами), изучение международной экономической интеграции, разработка экономических теорий (моделей развития и т.п.). Результаты ПМС ООН активно используются Мировым Банком и Международным валютным фондом в аналитической работе.
В разделе Программы предусматривается организация работ по осуществлению сопоставлений по принятой в международной практике номенклатуре товарных групп.
VII. Формирование финансовой, бюджетной и
банковской статистики в соответствии
с международными стандартами
В разделе предусмотрены меры, обеспечивающие повышение роли статистики денежно-кредитных отношений в процессах их регулирования экономических пропорций.
Предусматривается формирование показателей денежной статистики по критериям воздействия на рыночные спрос и предложение, группировка активных и пассивных операций и финансовых инструментов по критериям ликвидности; включение показателей по построению в систему интегрированного описания всего процесса создания, распределения и перераспределения стоимости ВНП. Новая система показателей позволит оценить воздействие структуры агрегатов денежной массы, процентной политики Национального государственного банка, системы экономических нормативов регулирования, устанавливаемых Национальным государственным банком для коммерческих банков, внутреннего и внешнего долга, платежного баланса страны на макроэкономические пропорции. Система показателей денежной статистики будет сопоставима с классификациями, принятыми в международной практике и позволит качественно улучшить обеспечение оперативной информацией процесс принятия решений Национальным государственным банком.
VIII. Организация работ по составлению
платежного баланса
В данном разделе Государственной программы намечены меры по формированию информационной базы, необходимой для построения платежного баланса по методологии Международного валютного фонда.
Предусматривается разработка методики (инструментария, форм отчетности) построения платежного баланса по текущим операциям и построения баланса движения капиталов.
Намечено проведение экспериментального расчета составления балансов по текущим операциям, международного движения капитала и платежного баланса Республики Казахстан по полной схеме с дальнейшей их международной экспертизой и внедрением составления платежного баланса и его публикаций в практику государственной статистики.
IХ. Приведение в соответствие с международными
рекомендациями статистики цен
В этом разделе намечены мероприятия по развитию и совершенствованию существующей методологии соблюдения уровня цен и расчета их индексов во всех сферах товарно-денежных отношений, и в первую очередь, в потребительском секторе.
Все методологические разработки намечено привести в соответствие с основами методологии ООН и Международного валютного фонда. Использование этой методологии позволит учитывать фактическое изменение цен на всю продукцию, включая вновь появившуюся на рынке.
Предусмотрено также проведение серии выборочных обследований для обеспечения репрезентативности рассчитываемых индексов цен.
Х. Приведение в соответствие с международными
стандартами показателей внешней торговли
В данном разделе намечены меры по совершенствованию действующей системы статистики внешнеэкономических связей, созданию системы показателей о движении валютных средств, индексов цен и физического объема экспорта и импорта, соотношении внешнеторговых и внутренних цен по экспортной и импортной продукции, формированию таможенной статистики.
ХI. Приведение в соответствие с международными
нормами статистики труда
Настоящий раздел содержит мероприятия, которые позволят обеспечить соответствие показателей занятости, безработицы, оплаты труда, издержек на рабочую силу международным статистическим нормам, применяемым в странах с рыночной экономикой и рекомендованных резолюциями и Конвенцией по статистике труда МОТ.
За основу разработки соответствующих методических документов и классификаций предполагается принять методологические документы МОТ с учетом опыта их практической реализации статистическими службами Организации Экономического Сотрудничества и Развития, Евростатом и национальными статистическими организациями США, Франции, ФРГ. Внедрение в практику статистики международных форм позволит привести систему показателей трудовой статистики в соответствие с международной статистикой, решить задачу представления статистических данных в МОТ и другие международные организации, получать информацию о рынке труда, доходах, зарплате, необходимую для формирования социально-экономической политики.
ХII. Перестройка бухгалтерского учета
В области перестройки бухгалтерского, банковского учета предусматривается пересмотр структуры баланса национального банка и плана счетов банковского учета с целью создания единого регистра классификаций учета и отчетности, ориентированного не только на реализацию контрольных функций учета, но и отражение в нем активных и пассивных операций банковской системы в зависимости от экономических функций субъектов денежного оборота предприятий, населения, государства, кредитно-финансовой системы, операций с внешним миром и характера ликвидности финансовых инструментов денежного рынка. Новая система банковского учета обеспечит непосредственное формирование показателей денежной статистики и финансового счета СНС по данным сводного банковского учета.
ХIII. Формирование Государственного регистра
хозяйствующих субъектов и
Подушного регистра населения
В данном разделе предусмотрены мероприятия по формированию Государственного регистра хозяйствующих субъектов и Подушного регистра населения Республики Казахстан.
1. Государственный регистр хозяйствующих субъектов предусматривается сформировать как единую форму, позволяющую обеспечить органы управления, статистики и других пользователей своевременной и достоверной информацией по основным статистическим показателям.
Государственному регистру отводится роль основного распределенного банка данных о всех без исключения предприятиях и организациях, финансовых учреждениях, общественных организациях и других объектах, независимо от форм собственности и хозяйствования, с правами и без прав юридического лица, прошедших государственную регистрацию.
Внедрение Государственного регистра позволит обеспечить:
единство информационного пространства при взаимодействии с органами государственного и территориального управления;
сплошное наблюдение по минимальному набору статистических показателей по всей совокупности объектов, проходящих государственную регистрацию на территории Республики Казахстан и других государств СНГ. Это в сочетании с выборочными методами статистического наблюдения по более широкому кругу показателей, данными, полученными в результате взаимодействия с регистрами других информационных систем, обеспечит разработку необходимой информации для анализа социально-экономического положения Республики Казахстан;
доступность к информации не только органов управления, статистики, но и других пользователей;
сохранение непрерывности и временных рядов в случае изменения территориального деления, принадлежности отраслям, форме собственности наблюдаемых объектов;
возможность дополнять аналитические задачи показателями, необходимыми для отдельных регионов;
наиболее быструю и экономическую разработку системы наблюдения, хранения, обработки и выдачи информации, так как ее основу составляет уже функционирующая в ГВЦ Госкомстата республики система учета предприятий и организаций (ОКПО), поддерживаемая комплексом программно-технологических и технических средств.
Держателем Государственного регистра является Госкомстат республики в лице его Главного информационно-вычислительного центра.
2. Подушный регистр населения предусматривается сформировать как поименный и регулярно актуализируемый перечень жителей, служащий целям учета населения.
Подушному регистру населения отводится роль основного распределенного банка данных о признаках человека и их изменениях, содержащихся в документах, составляемых в различных организациях и учреждениях (акты гражданского состояния, учетные документы отдела кадров, отделов социальной защиты населения и др.). Регистровая форма учета предполагает соблюдение принципов персонификации (представление человеческих свойств) и конфиденциальности информации. Особенность этого вида учета населения в хранении и регулярном обновлении индивидуальных данных с помощью присвоения каждому жителю неповторяющегося идентификационного номера (гражданского кода), состоящих из кодов пола, места и даты рождения и т.д.
Регистр населения предусматривается создать на следующих территориальных уровнях: районный (городской), областной, республиканский.
ХIV. Создание государственной системы каталогизации
продукции
Государственная система каталогизации продукции создается с целью:
обеспечения государственных организаций аналитической информацией о производимой в республике или регионе продукции и ее характеристиках;
контроля за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
обеспечения потребителей достоверной информацией об основных характеристиках продукции, ее изготовителе, наличии сертификата соответствия, нормативном документе, по которому она поставляется.
Источником информации о продукции являются стандарты и технические условия.
Система каталогизации обеспечит автоматизированный учет продукции, выпускаемой предприятиями отдельных регионов республики и может использоваться в целях конъюнктурной статистики для непрерывного слежения за номенклатурой выпускаемой продукции.
Систему каталогизации продукции предусматривается строить на основе единой (стандартной) формы представления информации при едином (стандартном) ее содержании, общей системы сбора, обработки и доведения до потребителей информации о продукции с использованием единой системы классификации и кодирования информации, прежде всего о продукции и о предприятиях-производителях.
ХV. Применение штрихового кодирования
Применение штрихового кодирования автоматической идентификации в международной практике обеспечивает высокую эффективность использования вычислительной техники при обработке данных в торговле, банковском деле, здравоохранении, на транспорте и других отраслях.
Штриховые коды обязательно должны проставляться на товарах, поставляемых в зарубежные страны.
Целью раздела Программы является обеспечение комплексного применения штрихового кодирования на всех уровнях структуры народного хозяйства - государственном, отраслевом, региональном и на уровне предприятий (организаций). Соответственно этим уровням выделены блоки данного раздела Программы.
ХVI. Подготовка и переподготовка кадров статистики
и учета в соответствии с требованиями СНС
Осуществление мероприятий по переходу Республики Казахстан на принятую в международной практике систему учета и статистики невозможно без создания системы формирования высококвалифицированных специалистов, владеющих основами международной статистики и национального счетоводства.
Для создания кадрового потенциала и реализации Государственной программы предусматривается осуществить:
- разработку и обеспечение учебного процесса методическим инструментарием по составлению системы национальных счетов в статистике на всех уровнях подготовки специалистов;
- создание типовых учебных планов и программ высших и средних специальных учебных заведений экономического и инженерно-экономического профиля, других учебных заведений, предусматривающих подготовку специалистов по бухгалтерскому и банковскому учету и статистике;
- разработку модели специалистов по бухгалтерскому учету и статистике и требований, которым должны соответствовать специалисты указанных специальностей;
- обеспечение учебного процесса на всех уровнях соответствующей
учебно-методической литературой: учебниками, учебными пособиями, практикумами, программами ЭВМ и др.; - организацию практики выпускаемых специалистов с целью адаптации их к деятельности в современных условиях; - организацию обучения специалистов и преподавателей за рубежом и консультаций иностранных специалистов по статистике и учету по международной методологии. ПРИЛОЖЕНИЕ Мероприятия по реализации Государственной программы Республики Казахстан по перестройке статистики, первичного и бухгалтерского учета в народном хозяйстве [Таблица]