Об утвеpждении Положений о госудаpственной службе занятости Казахской ССР и об инспекции госудаpственной службы занятости Казахской ССР

Постановление Кабинета Министpов Казахской ССР от 24 июня 1991 г. N 391. Утратило силу - постановлением Правительства РК от 29 января 1999 г. N 68 ~P990068.

Утратил силу

      Кабинет Министров Казахской ССР постановляет:

      1. Утвердить прилагаемые Положение о государственной службе занятости Казахской ССР и Положение об инспекции государственной службы занятости Казахской ССР.

      Сноска. Пункт 1 признан утратившим силу в части утверждения Положения о государственной службе занятости Казахской ССР постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 7 сентября 1993 г. N 835.

      2. Министерству труда Казахской ССР, исполкомам местных Советов народных депутатов обеспечить организацию работы инспекции в соответствии с настоящим Положением.

      Сноска. Пункт второй постановления - с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 7 сентября 1993 г. N 835.

      

      Премьер-министр

  Утверждено
 
 
  постановлением Кабинета Министров
Казахской ССР
от 24 июня 1991 г. N 391
 
 

      ПОЛОЖЕНИЕ

      об инспекции государственной службы занятости

      Казахской ССР

      

      1. Инспекция государственной службы занятости Казахской ССР осуществляет контроль за исполнением государственными предприятиями, учреждениями и организациями (независимо от форм собственности и хозяйствования), крестьянскими хозяйствами и другими работодателями законодательства о правах граждан на труд и занятость.

      В своей деятельности инспекция руководствуется законодательством Союза ССР и Казахской ССР, настоящим Положением, иными нормативными актами и работает в тесном взаимодействии с исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, правоохранительными органами, профессиональными союзами, координационными комитетами содействия занятости.

      Сноска. В дальнейшем именуется - инспекция.

      2. Инспекция создается на республиканском, областных и городских уровнях государственной службы занятости и включает в себя:

      инспекцию Главного управления занятости Министерства труда Казахской ССР;

      инспекции областных и Алма-Атинского городского управлений занятости;

      инспекции городских центров занятости.

      В городах с малой численностью жителей, а также в районах, где инспекции не могут быть созданы как отдельные структурные подразделения службы занятости, вводится должность инспектора по контролю за соблюдением законодательства Казахской ССР о занятости населения.

      3. Начальник инспекции Департамента занятости Министерства труда Республики Казахстан назначается на должность и освобождается от должности Министром труда Республики Казахстан по представлению Председателя Департамента занятости Министерства труда Республики Казахстан и является его заместителем.

      Начальники инспекций региональных органов государственной службы занятости назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Департамента занятости Министерства труда Республики Казахстан по представлению начальника инспекции Департамента.

      Начальник городской инспекции (инспектор по контролю за соблюдением законодательства Казахской ССР о занятости населения) назначается на должность и освобождается от должности начальником областного управления занятости по представлению начальника инспекции этого управления.

      Начальник инспекции (инспектор) подчиняется начальнику управления (центра) занятости данной территории, а по вопросам применения законодательства о занятости населения - начальнику вышестоящей инспекции.

      Сноска. Абзацы первый и второй пункта третьего - в редакции постановления Кабинета Министров от 7 сентября 1993 г. N 835 и от 17 мая 1996 г. N 609.

      4. Основными задачами инспекции являются:

      обеспечение правовых гарантий реализации конституционного права граждан на труд, включая право на свободный выбор занятости и работы, защиту от безработицы в условиях рыночной экономики и равноправия различных форм собственности, путем осуществления мер по предупреждению и устранению выявленных нарушений законодательства Казахской ССР о занятости населения;

      осуществление государственного контроля за правильностью применения законодательства Казахской ССР о занятости населения со стороны государственных органов, включая органы государственной службы занятости, предприятий, учреждений (независимо от форм собственности и хозяйствования), крестьянских хозяйств и других работодателей;

      осуществление контроля за деятельностью коммерческих бюро агентств и других организаций, оказывающих платные услуги гражданам, связанные с профориентацией, повышением квалификации, трудоустройством (в том числе за границей), а также за соблюдением установленного порядка выдачи им сертификатов;

      организация правовой учебы для работников предприятий, учреждений, организаций и других работодателей, проведение разъяснительной работы среди населения по законодательству о правах граждан на труд и занятость;

      обеспечение совместно (при необходимости) с финансовыми органами контроля за своевременным перечислением предприятиями, учреждениями, организациями и кооперативами, независимо от форм собственности и хозяйствования, средств в Государственный фонд содействия занятости по нормативам, установленным законодательством Казахской ССР.

      5. Инспекция Главного управления занятости Министерства труда Казахской ССР:

      а) координирует деятельность инспекции областных (Алма-Атинского городского) управлений занятости, изучает практику и обобщает опыт их работы, оказывает необходимую организационную и методическую помощь в выполнении возложенных на них задач;

      б) дает разъяснения о порядке применения законодательных и иных нормативных актов по вопросам занятости населения, обеспечивает единое применение указанного законодательства на всей территории Казахской ССР, разрабатывает предложения по его совершенствованию;

      в) контролирует надлежащее исполнение всеми органами государственной службы занятости нормативных актов Казахской ССР в части обеспечения ими минимальных и обязательных прав и гарантий социальной и экономической защищенности граждан в сфере занятости;

      г) с целью изучения дел на местах участвует в организуемых областными инспекциями проверках деятельности органов службы занятости;

      д) осуществляет контроль за выполнением областными управлениями занятости основных мероприятий, предусмотренных в государственной, республиканской и региональных программах занятости населения;

      е) организует своевременное рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, входящим в компетенцию инспекции.

      6. Инспекции областных (Алма-Атинского городского) управлений занятости:

      осуществляют контроль за деятельностью органов государственной службы занятости на своей территории;

      контролируют правильность расходования средств Фонда содействия занятости;

      проводят обобщение и анализ предложений, заявлений и жалоб граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам применения законодательства Казахской ССР о занятости населения;

      осуществляют в пределах своей территории полномочия, предусмотренные пунктом 5 настоящего Положения, за исключением подпункта "в" указанного пункта.

      Инспекции также могут выполнять отдельные функции инспекций городских центров занятости (инспекторов по контролю за соблюдением законодательства Казахской ССР о занятости населения).

      7. Инспекции городских центров занятости (инспекторы по контролю за соблюдением законодательства Казахской ССР о занятости населения) выполняют следующие основные функции:

      а) осуществляют контроль за соблюдением законодательства о занятости населения, в том числе по вопросам:

      обеспечения на местах гарантий и прав граждан на труд, включая дополнительные гарантии для лиц, нуждающихся в социальной защите (молодежь, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, дети-инвалиды, лица предпенсионного возраста, воины-интернационалисты, инвалиды, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание);

      своевременной реализации на соответствующей территории региональной программы занятости населения, направленной на удовлетворение потребностей граждан в работе, предотвращение безработицы и социальную защиту от ее последствий;

      участия предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности и хозяйствования, в реализации государственной политики занятости, включая создание ими в установленном порядке специализированных рабочих мест для инвалидов;

      организации оплачиваемых общественных работ и обеспечения предусмотренных действующим законодательством гарантий, предоставляемых гражданам при выполнении этих работ;

      правильности определения размеров и выплаты стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки незанятых граждан;

      обеспечения особых гарантий материальной поддержки работников, высвобождаемых с предприятий, из учреждений, организаций;

      соблюдения условий и сроков выплаты пособий по безработице, правильности определения их размеров для различных категорий граждан;

      выполнения гражданами правил, предусмотренных действующим законодательством о занятости населения;

      б) контролируют деятельность организаций, оказывающих платные услуги гражданам, связанные с профориентацией, повышением квалификации, трудоустройством, в том числе за границей, в соответствии с выданным им сертификатом;

      в) осуществляют контроль за соблюдением прав граждан на труд и занятость в тесном взаимодействии с исполкомами местных Советов народных депутатов, профессиональными союзами, правоохранительными и другими органами, в том числе по вопросам, связанным с приемом на работу и увольнением граждан;

      г) рассматривают заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с применением законодательства Казахской ССР о занятости населения;

      д) обеспечивают правильность и своевременность применения санкций, установленных за нарушение законодательства о занятости населения должностными лицами предприятий, учреждений, организаций;

      ж) контролируют правильность расходования средств Фонда содействия занятости.

      8. Инспекции всех уровней предоставляется право:

      беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, кооперативы и организации, независимо от форм собственности и хозяйствования, получать от них, а также от органов управления и статистики данные действующей отчетности, необходимые справки и сведения для выполнения задач в пределах своей компетенции;

      при выявлении нарушений законодательства о занятости населения выдавать администрации предприятий, учреждений и организаций предписания об устранении нарушений. По фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передавать материалы в правоохранительные органы.

      Предписания инспекции подлежат обязательному исполнению в месячный срок с сообщением о принятых мерах в инспекцию;

      ставить перед руководителями предприятий, учреждений, организаций или вышестоящих хозяйственных органов вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Казахской ССР о занятости населения.

      Требования инспекции в части соблюдения законодательства о занятости населения являются обязательными для всех подразделений службы занятости данной территории. За невыполнение или нарушение этих требований виновные могут лишаться по распоряжению руководителя органа службы занятости премии полностью или частично, а в необходимых случаях привлекаться к ответственности в установленном законом порядке;

      приостанавливать деятельность организаций, оказывающих платные услуги, связанные с профориентацией, повышением квалификации, трудоустройством, в том числе за границей, решать вопрос о лишении их ранее выданного сертификата с одновременным сообщением местным Советам народных депутатов о необходимости отмены лицензии на деятельность указанных организаций в случае, если условия и характер деятельности коммерческих организаций не соответствуют основным принципам государственной политики занятости, положениям, предусмотренным в документах, регламентирующих работу этих организций;

      вносить предложения в местные Советы народных депутатов о приостановке на срок до 6 месяцев решений предприятий, учреждений, организаций о массовом высвобождении работников в случае затруднения их последующего трудоустройства;

      налагать в установленном законодательством Казахской ССР порядке штрафы на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о занятости населения;

      отменять незаконные решения нижестоящих инспекций в части обеспечения прав и гарантий граждан в области занятости, применения соответствующих санкций за нарушение законодательства Казахской ССР о занятости населения;

      приостанавливать действие приказов, инструкций и других решений предприятий, учреждений и организаций, противоречащих законодательству о занятости населения, а также нормам трудового законодательства в части приема и увольнения граждан. В необходимых случаях вносить в вышестоящие по подчиненности органы предложения об их отмене.

      9. Работники инспекции обязаны:

      обеспечивать качественное проведение проверок соблюдения законодательства о занятости населения и объективность их результатов;

      информировать руководителей предприятий, учреждений и организаций, их вышестоящие хозяйственные органы о выявленных нарушениях законодательства Казахской ССР о занятости населения для принятия мер по их устранению, вносить предложения о привлечении виновных лиц к ответственности;

      оказывать помощь предприятиям, учреждениям и организациям в решении вопросов, связанных с применением законодательства о занятости населения, организацией правовой учебы работников;

      проводить работу по разъяснению и пропаганде законодательства о занятости населения, анализировать практику применения его основных положений и вносить предложения по их совершенствованию.

      10. Действия работников инспекции могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган, а также в установленном законодательством порядке обжалованы в суд неправомерные действия органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.