О выполнении судами республики постановления Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 года № 16 "О практике применения судами уголовного законодательства, направленного на охрану безопасных условий труда и безопасности горных, строительных и иных работ"

Постановление Пленума Верховного Суда Казахской ССР от 24 июня 1988 г., № 3. Утратило силу нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 22 декабря 2008 года № 27.

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу нормативным постановлением Верховного Суда РК от 22.12.2008 № 27 (порядок введения в действие см. п. 2 ).
      Обсудив итоги обобщения судебной практики по применению законодательства, направленного на охрану безопасных условий труда и безопасности горных, строительных и иных работ, Пленум Верховного Суда Казахской ССР отмечает, что суды в основном обеспечивают правильное применение законодательства и руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда Казахской ССР при рассмотрении дел этой категории. Вместе с тем в деятельности судов имеются недостатки и ошибки. Не всегда выполняются требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств по делу, не выясняется, какие правила охраны труда и безопасности работ нарушены подсудимым, не устанавливается причинная связь между действиями (бездействием) виновного и наступившими последствиями.
       Допускаются ошибки при решении вопроса о юридической квалификации преступлений. Имеют место случаи квалификации по ст. 126 УК действий лиц, не являющихся должностными, либо когда потерпевшим оказалось постороннее лицо, не имеющее отношение к предприятию, учреждению, организации, где произошло нарушение.
       Как показывает практика, основными причинами травматизма являются несоблюдение элементарной безопасности, неисполнение требований инструкций по безопасному ведению работ, игнорирование предписаний технических инспекторов. Однако суды зачастую не выясняют конкретные причины, повлекшие несчастные случаи, недостаточно эффективно используют предоставленные законом меры профилактического характера. Частные определения нередко отличаются низким качеством, не на должном уровне находится организация выездных судебных заседаний.
      Пленум Верховного Суда Казахской ССР
      ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Обратить внимание судов на имеющиеся недостатки в их работе по рассмотрению дел, связанных с нарушением правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ.
      Обязать суды обеспечить своевременное и правильное рассмотрение дел этой категории в строгом соответствии и требованиями закона и разъяснениями Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда Казахской ССР.
      2. При рассмотрении дел судам надлежит принимать меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств происшедшего нарушения правил охраны труда и безопасности работ, обеспечивая неотвратимость наказания в отношении всех лиц, виновных в совершении преступлений, и не допуская случаев неосновательного осуждения граждан. Суды, в частности, должны выяснять, имеется ли причинная связь между действием или бездействием виновного и наступившими последствиями (либо возможностью их наступления), не наступили ли они в результате грубой неосторожности потерпевшего.
     3. Суды при рассмотрении дел должны выполнять рекомендации и разъяснения, содержащиеся в вышеназванном постановлении Пленума Верховного Суда СССР, учитывая при этом, что из общего понятия "горные работы" уголовное законодательство Казахской ССР выделяет частный вид этих работ - "работы в шахтах". Разъяснить судам, что под "работами в шахтах", указанными в ст. 207 УК, следует понимать работы по строительству, реконструкции, эксплуатации и ремонту шахт, рудников и иных выработок по добыче полезных ископаемых подземным способом. Нарушение общих правил охраны труда либо правил строительных работ, повлекшее несчастные случаи с людьми либо иные тяжкие последствия, допущенное при возведении на поверхности земли надшахтных зданий, административных корпусов, складов, цехов и других объектов промышленно-гражданского строительства для обслуживания шахт, не входит в понятие "работы в шахтах" и подлежит квалификации по ст. 206 УК. По этой же статье должны быть квалифицированы также нарушения правил охраны труда и безопасности горных работ по добыче полезных ископаемых открытым способом, а равно работ по строительству и ремонту подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (метрополитена, тоннелей и т.п.).
     4. Поскольку диспозиция ст. 207 УК предусматривает не только нарушение правил технической эксплуатации, но и правил безопасности в шахтах, повлекшее взрывы, пожары, гибель людей или причинение иных тяжких повреждений, действия виновных в этих случаях следует квалифицировать по вышеназванной статье УК без дополнительной квалификации по ст. ст. 208 и 208-1 УК, предусматривающим ответственность за нарушение правил безопасности во взрывоопасных предприятиях, и нарушение правил пожарной безопасности.
     По делам о нарушении правил безопасности, предусматривающих меры борьбы со взрывами и пожарами на иных объектах горных работ (кроме шахт), а также в строительстве и других отраслях народного хозяйства судам надлежит деяние виновного квалифицировать по ст. 208 или 208-1 УК.
     5. Судам следует иметь в виду, что ст. ст. 206, 207 УК предусмотрена ответственность за нарушение правил, регулирующих безопасность горных, строительных работ, ведения работ в шахтах. При нарушении правил охраны труда в других отраслях народного хозяйства ответственность наступает по ст. 126 УК, либо по статьям об ответственности за должностные преступления или преступления против личности.
    6. Нарушение правил пожарной безопасности образует самостоятельный состав преступления и не охватывается понятием нарушения правил безопасности горных (кроме шахт) и строительных работ. При наличии тех или других нарушений, повлекших предусмотренные законом последствия, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 206, 208-1 УК. 7. Обязать суды при рассмотрении дел этой категории выяснять причины и условия, приведшие к тяжким последствиям, обращая особое внимание на случаи бесхозяйственности, нарушения трудовой и государственной дисциплины, безответственного отношения работников к своим обязанностям, выносить частные определения и добиваться их реализации. Практиковать рассмотрение актуальных дел в выездных судебных заседаниях, чаще рассматривать такие дела с участием представителей общественности. 8. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Казахской ССР от 24 марта 1967 г. № 2 "О судебной практике по делам о нарушении правил охраны труда и техники безопасности" с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 26 октября 1967 г. № 10 и от 12 июня 1968 г. № 5. (специалист: Р.Жантасова 02.12.98 г.)