Обсудив результаты обобщения судебной практики по делам о выпуске из промышленных предприятий недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции и продаже заведомо недоброкачественных товаров, Пленум Верховного Суда Казахской ССР отмечает, что суды в основном правильно рассматривают дела данной категории, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в вышеназванном постановлении Пленума Верховного Суда СССР.
Вместе с тем в работе судов имеются недостатки и ошибки. Допускается осуждение за выпуск недоброкачественной продукции лиц, не являющихся субъектами преступления, предусмотренного ст. 152 УК. Некоторые суды неправильно определяют момент окончания преступления и понимают под выпуском продукции сам факт изготовления недоброкачественной продукции, т.е. когда имел место лишь внутризаводской брак. Не принимаются меры к полному возмещению материального ущерба, причиненного выпуском недоброкачественной продукции.
Слабо используются предупредительно-профилактические средства в целях искоренения фактов выпуска недоброкачественной продукции и продажи недоброкачественных товаров.
Пленум Верховного Суда Казахской ССР
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Обратить внимание судов на то, что выпуск из промышленных предприятий недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции, а также продажа недоброкачественных товаров наносит серьезный ущерб экономике, нарушает законные права и интересы потребителей, поэтому усиление борьбы с этими правонарушениями, строгое соблюдение правовых норм, руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР является одним из условий обеспечения законности в сфере хозяйственных отношений,повышения качества производимой продукции.
2. Разъяснить судам, что под промышленными предприятиями в смысле ст. 152 УК понимаются не только самостоятельные хозяйственные единицы (предприятие, объединение, комбинат и др.), но и их структурные подразделения с законным производственным циклом, пользующиеся правом выпуска продукции. Промышленными предприятиями следует также считать подразделения (заводы, цеха, отделы) строительных,торговых организаций, предприятий бытового обслуживания, колхозов, совхозов, производящие продукцию промышленного характера и обладающие правом самостоятельного выпуска продукции, а также предприятия, вырабатывающие товары народного потребления либо добывающие и перерабатывающие природные богатства.
Не относятся к промышленным предприятиям строительные организации, осуществляющие строительство зданий и сооружений, предприятия, выращивающие сельскохозяйственную продукции либо ремонтирующие машины, механизмы, бытовую технику, поскольку ответственность за недоброкачественное строительство и недоброкачественный ремонт установлена специальными правовыми нормами (ст. ст. 153, 154 УК).
3. По смыслу закона выпущенной считается продукция не только переданная или отправленная потребителю (получателю), но также находящаяся на складе изготовителя, если она принята отделом технического контроля предприятия и оформлена документом, удостоверяющим ее качество. К числу таких документов относятся технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве, штамп ОТК и т.п.
4. Перечень субъектов преступления, предусмотренного ст. 152 УК, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с Положением о государственной приемке продукции в объединениях и предприятиях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 12 мая 1986 г. N 542, должностные лица, осуществляющие госприемку, несут установленную законом ответственность за качество принятой продукции. Действия таких лиц, выразившиеся в приемке недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции, в случаях причинения существенного вреда государственным или общественным интересам либо правам и охраняемым законом интересам граждан могут быть квалифицированы по ст. ст. 143 или 145 УК как злоупотребление служебным положением или халатность.
5. Действия лиц, содействовавших директору, главному инженеру, начальнику ОТК или лицам, выполняющим их функции, в умышленном выпуске недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции, подлежат квалификации как соучастие в преступлении по ст. ст. 17 и 152 УК.
Действия должностных лиц, виновных не в выпуске, а лишь в изготовлении недоброкачественной, некомплектной или нестандартной продукции, (внутризаводской брак), образуют, при наличии к тому оснований, состав злоупотребления служебным положением или халатности.
Ответственность непосредственных изготовителей недоброкачественной продукции, не являющихся должностными лицами, определяется нормами трудового законодательства.
6. Для признания продукции промышленной не имеет значения, выпускается она в серийном, массовом порядке или небольшими партиями. Вместе с тем не являются промышленной продукцией предметы, изготовленные в качестве образцов, экспонатов для выставок, опытные партии продукции и изделий, которые осваиваются для производства.
7. В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 4 названного постановления Пленума Верховного Суда СССР, ответственность по ст.152 УК наступает и в тех случаях, когда недоброкачественная, нестандартная или некомплектная продукция была изготовлена с использованием недоброкачественного, нестандартного сырья, материалов или комплектующих изделий, поставленных другими предприятиями. В этих случаях судам следует реагировать вынесением частных определений на факты поставки недоброкачественного сырья и материалов.
8. Выпуск недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции, сопряженный с приписками в государственной отчетности, хищениями государственного или общественного имущества и другими преступлениями, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений.
9. Действия лиц, виновных в выпуске недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции, независимо от того, совершены ли они умышленно или по неосторожности, подлежат квалификации по ст.152 УК и дополнительной квалификации по ст. ст. 143 и 145 УК не требуют.
10. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 167 УК, являются работники торговых предприятий, осуществляющие розничную торговлю, независимо от их ведомственной принадлежности.
11. Поскольку ответственность за продажу недоброкачественных товаров закон связывает с заведомой осведомленностью виновного о ненадлежащем качестве товаров, это преступление может быть совершено только умышленно.
Действия должностного лица, допустившего продажу недоброкачественных, нестандартных или некомплектных товаров вследствие небрежного или недобросовестного выполнения своих служебных обязанностей и причинившего этим существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, подлежат квалификации по ст. 145 УК.
12. При решении вопроса о наличии признака "крупный размер" в случае продажи из торгового предприятия заведомо недоброкачественных товаров судам в соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 13 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда СССР, необходимо исходить из общего количества проданных товаров, их стоимости и размера причиненного покупателю ущерба.
13. Под систематичностью продажи заведомо недоброкачественных товаров следует понимать продажу таких товаров, совершенную не менее трех раз.
14. При рассмотрении дел судам необходимо устанавливать в полном объеме материальный ущерб, причиненный выпуском недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции. К доказательствам о причинении ущерба, связанного с выпуском такой продукции, относятся документы об уплате предприятием-поставщиком штрафов за поставку бракованной продукции, расходов по перевозке, стоимости погрузочно-разгрузочных работ, расходов, связанных с переработкой негодной продукции, проведением экспертизы, оплата командировочных средств лицам, вызванным в место поставки недоброкачественной продукции и т.п.
Гражданский иск в соответствии со ст. 295 УПК при вынесении обвинительного приговора должен быть разрешен по существу: удовлетворен полностью или частично или отказано в нем.
15. Судам необходимо по каждому делу выяснять причины и условия,способствовавшие выпуску и продаже недоброкачественной продукции, реагировать на них вынесением частных определений, устанавливать строгий контроль за их своевременным исполнением и действенностью принимаемых по ним мер, освещать результаты судебных процессов в печати, по радио и телевидению.