О судебной практике по делам, связанным с применением законодательства по борьбе с наркоманией (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 25 марта 1998 года № 2)
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Казахстан от 10 октября 1986 г. N 16. Утратило силу - постановлением Пленума от 14 мая 1998 года, № 3
Утратил силуВместе с тем в деятельности судов имеются существенные недостатки.
Суды не всегда учитывают степень общественной опасности респространения наркомании. Требования закона, руководящие указания Пленума Верховного Суда СССР по этому вопросу выполняются не в полной мере, отмечавшиеся в ранее принятых постановлениях Пленума Верховного Суда Казахской ССР ошибки устраняются медленно. Принимаемые судами меры не оказывают должного влияния на состояние борьбы с наркоманией.
Не по всем делам обеспечивается полнота и всесторонность исследования доказательств, зачастую не выявляются источники приобретения наркотических средств, не все лица, участвовавшие в совершении преступлений, привлекаются к уголовной ответственности. По многим делам суды не выясняют цели хищения, незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки наркотических средств, посева или выращивания запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические средства.
По делам о посеве запрещенных к возделыванию культур суды не выясняют правомерность использования под посевы земельных угодий.
Суды иногда принимают к производству дела, в которых отсутствуют заключения криминалистической экспертизы по наркотическим средствам, сильнодействующим и ядовитым веществам. При наличии заключений им не всегда дают надлежащую оценку.
Допускаются ошибки в квалификации преступлений.
Суды не всегда при наличии оснований назначают принудительное лечение лицам, признанным больными наркоманией. Зачастую не сообщают в органы здравоохранения, внутренних дел, общественным организациям и трудовым коллективам о лицах, потребляющих наркотические средства, не привлеченных к ответственности.
Неединичны факты нарушения правил хранения вещественных доказательств, разрешения их судьбы.
Имеются недостатки в практике направления больных наркоманией в лечебно - трудовые профилактории. Обстоятельства, с которыми закон связывает применение принудительного лечения, исследуются судами поверхностно.Не изжиты факты направления в лечебно - трудовые профилактории лиц, в действиях которых содержатся признаки преступления.
По многим делам суды не принимают предусмотренных законом мер к выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, потреблению наркотиков, мало вносят частных определений по их устранению, качество этих документов не вполне отвечает требованиям закона. К рассмотрению дел данной категории суды не привлекают общественность.
Областные и Алма-Атинский городской суды не осуществляют должного надзора за соблюдением районными (городскими) народными судами законодательства, направленного на борьбу с наркоманией, своевременно не вскрывают имеющиеся недостатки, не оказывают им надлежащей практической помощи.
Пленум Верховного Суда Казахской ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Обратить внимание судов на необходимость усиления борьбы с хищением, незаконным изготовлением, приобретением, хранением, распространением наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, посевом или выращиванием запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические средства, содержанием притонов для потребления таких веществ.
При рассмотрении дел указанной категории суды обязаны строго соблюдать действующее законодательство по борьбе с наркоманией и руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда Казахской ССР по этому вопросу.
2. Судам надлежит повысить уровень судебного разбирательства дел, обеспечить полноту и всесторонность исследования доказательств в целях установления источников приобретения наркотических средств, привлечения к ответственности всех причастных к преступлению лиц.
По делам о направлении на принудительное лечение выяснять конкретные обстоятельства и объективные условия, приведшие лицо к наркомании.
Учитывая повышенную общественную опасность действий взрослых лиц по вовлечению несовершеннолетних в потребление наркотических средств, суды должны выяснять роль взрослых, степень их воздействия на несовершеннолетних и учитывать эти обстоятельства при назначении наказания.
3. Имея в виду, что для правильной квалификации хищения, незаконного изготовления, хранения, приобретения, перевозки, пересылки наркотических средств существенное значение имеет цель, преследуемая виновным (личное потребление, сбыт), судам необходимо по каждому делу устанавливать, с какой целью совершались эти действия.
4. Исходя из необходимости установления вида средств и растений, являющихся предметом преступных деяний, судам при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 213, 213-1, 213-2, 214, 214-1, 214-2, ч. 2 ст. 215-1 УК, необходимо располагать заключением криминалистической экспертизы, которое подлежит оценке в совокупности с другими доказательствами.
5. Разъяснить судам, что при разграничении приготовления, покушения и оконченного преступления по делам о хищении, незаконном приобретении, хранении растений или наркотикосодержащих частей растений (головок и соломки опийного мака, стеблей, листьев конопли) следует исходить из конкретных обстоятельств преступления, свойств растений, степени готовности к потреблению, стадии осуществления преступного намерения и т.п. При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда СССР хищение, незаконное приобретение, хранение, перевозка или пересылка с целью сбыта или без таковой, а равно сбыт растений либо наркотикосодержащих частей растений следует рассматривать как оконченное преступление.
6. Действия лиц, выразившиеся в посеве или выращивании запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические средства, и последующем хранении, перевозке, пересылке или сбыте этих средств, надлежит квалифицировать по совокупности ст. ст. 213 и 214 УК, а при установлении самовольного захвата земли под посев таких культур - дополнительно и по ч. 2 ст. 156 УК.
7. Лица, совершившие хищение наркотических средств и дальнейшее хранение, перевозку, пересылку их с целью сбыта или без таковой, а равно их сбыт, подлежат ответственности по совокупности ст.ст. 213-1 и 214 УК.
8. При определении размера наркотических средств надлежит принимать во внимание их объем, вес, свойства по степени воздействия на организм человека и учитывать рекомендации, разработанные Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения СССР. Если незаконные действия связаны с наркотиками разных видов, их размер должен определяться, исходя из общего количества. ( В редакции постановления Пленума от 25 марта 1988 г. N 2).
9. Действия лиц, выразившиеся в сбыте наркотических средств в организованных ими притонах либо предоставленных для этой цели помещениях, надлежит квалифицировать по совокупности ст. ст. 214 и ч. 2 ст. 215 - 1 УК.
10. Взрослые лица, сбывающие наркотические средства несовершеннолетним , т.е. вовлекающие их в преступную деятельность (приобретение наркотических веществ) подлежат ответственности по ст. ст. 214 и ч. 1 ст. 201 УК, а при установлении фактов склонения несовершеннолетних к потреблению наркотических средств и по ч. 2 ст. 213 - 2 УК.
11. При назначении наказания лицу, признанному больным наркоманией, судам необходимо в соответствии со ст. 12 УК обсуждать вопрос о применении принудительного лечения.
12. При постановлении приговора по делам о наркомании суды обязаны во всех случаях решать вопросы, связанные с судьбой вещественных доказательств, в соответствии со ст. 60 УПК и Инструкцией о порядке приема, учета и хранения в судах вещественных доказательств, утвержденной приказом Министерства юстиции СССР от 11 декабря 1975 г. N 29.
13. При рассмотрении дел о направлении больных наркоманией в лечебно - трудовые профилактории суды должны располагать соответствующим медицинским заключением о необходимости и возможности принудительного лечения. Недопустимо направление в лечебно - трудовой профилакторий лиц, страдающих заболеваниями, препятствующими их пребыванию в этом учреждении, а также лиц, в действиях которых имеются признаки преступления. В отношении последних суд обязан вынести определение о возбуждении уголовного дела либо направить материал в органы дознания или предварительного следствия для решения этого вопроса.
По смыслу закона назначенный срок для принудительного лечения и трудового перевоспитания определяется как время нахождения больного наркоманией в лечебно-трудовом профилактории. Поэтому начало этого срока должно исчисляться с момента помещения лица в лечебно-трудовой профилакторий, о чем должно быть указано в резолютивной части постановления суда.
14. При рассмотрении дел, связанных с применением законодательства по борьбе с наркоманией, судам надлежит принимать предусмотренные законом меры к установлению источников приобретения наркотических средств, причин и условий, способствующих совершению преступления, и реагировать на них вынесением частных определений. В частности, суды должны выяснять вопросы сохранности наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ в медицинских учреждениях и аптеках, контроля за землепользованием, деятельности хозяйств по уничтожению дикорастущей конопли и другие. Шире привлекать общественность к участию в судебном разбирательстве.
15. Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Казахской ССР, областным и Алма-Атинскому городскому судам усилить надзор за своевременным и правильным рассмотрением судами дел данной категории.
16. В связи с принятием настоящего постановления считать утратившими силу постановления Пленума Верховного Суда Казахской ССР от 28 сентября 1965 года N 6 "О судебной практике по делам, связанным с применением законодательства по борьбе с алкоголизмом и наркоманией" с дополнениями и изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 26 сентября 1967 года N 9, от 23 марта 1978 г. N 7, от 29 июня 1984 г. N 6 и постановление Пленума Верховного Суда Казахской ССР от 20 июня 1983 г. N 9 "О судебной практике по делам, связанным с применением законодательства по борьбе с наркоманией".