В целях стабилизации социально-экономической ситуации в стране Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
2. Центральным и местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), а также иным организациям (по согласованию), ответственным за исполнение Комплексного плана:
1) обеспечить своевременную реализацию мероприятий, предусмотренных Комплексным планом;
2) на полугодовой основе до 5 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять информацию о ходе исполнения Комплексного плана в Министерство национальной экономики Республики Казахстан.
3. Министерству национальной экономики Республики Казахстан на полугодовой основе до 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе исполнения Комплексного плана.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство национальной экономики Республики Казахстан.
5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Сноска. Комплексный план с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 26.10.2022 № 850 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
На сегодняшний день по проблемам фактического уровня бедности и безработицы наблюдается следующая ситуация.
1. Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, в Казахстане составляет 5,3 %. По методике ОЭСР уровень бедности в Казахстане в среднем составляет 10 %. В странах ОЭСР доля бедного населения составляет 11,6 % (в США – 16,8 %, Израиле – 17,7 %, Чили – 16,8 %, Канаде – 14,2 %, Австралии – 12,8 %, Великобритании –10,8%).
При этом в 12 регионах (Атырауская, Западно-Казахстанская, Жамбылская, Карагандинская, Костанайская, Кызылординская, Мангистауская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Туркестанская, Восточно-Казахстанская области и г. Нур-Султан) наблюдается рост доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.
В 5 регионах (Акмолинская, Мангистауская, Туркестанская, Восточно-Казахстанская области и г. Шымкент) показатель превышает среднереспубликанский уровень (5,3 %).
2. В структуре ВВП наблюдается низкая доля оплаты труда работников – 31,2 % в 2020 году по сравнению с другими странами (46,7 % в России, 49,7 % в Беларуси, 47,9 % в ЕС).
Это обусловлено наличием проблем, связанных с диспропорциями в оплате труда, наличием скрытой безработицы, и, как следствие, ростом работающих бедных (Казахстан – 32,7 %, Азербайджан – 39,7 %, Россия – 30,7 %, Греция – 13,4 %).
3. Текущая ситуация доходов населения имеет негативную тенденцию. Несмотря на постоянную положительную динамику номинальных доходов с 39,2 тыс. тенге в 2010 году до 128,4 тыс. тенге в 2021 году (на январь-ноябрь), темпы роста реальных доходов населения снижаются (6,4 % в 2019 году, 4,3 % в 2020 году, 3,1 % за 11 месяцев 2021 года). Это связано с замедлением экономического роста (-2,5 % в 2020 году, 3,6 % за 9 месяцев 2021 года) и высоким инфляционным давлением (7,5 % в 2020 году, 8,4 % в 2021 году), которое сохранится в 2022 году.
4. Сохраняется разрыв по ВРП между регионами. Например, если по уровню ВРП в 2010 году г. Алматы был в 8,7 раз больше Северо-Казахстанской области, то в 2020 году разрыв был уже в 10-кратном размере.
По ВРП на душу населения разрыв в региональном неравенстве еще более существенен. Так, например, данный показатель в Атырауской области в 2020 году был в 17 раз больше показателя по Туркестанской области.
5. Несмотря на устойчивую динамику реального дохода (за исключением 2015 – 2016 годов) в девяти регионах (г. Шымкент, Костанайская, Алматинская, Акмолинская, Северо-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Жамбылская, Павлодарская области) наблюдаются проблема низких трудовых доходов, и, как следствие, высокая доля самозанятости, отток населения.
Несмотря на относительно высокие трудовые доходы, в четырех регионах (Атырауская, Мангистауская области, г. Нур-Султан, г. Алматы) наблюдается проблема неустойчивости роста реальных доходов. В остальных четырех регионах (Актюбинская, Туркестанская, Западно-Казахстанская, Кызылординская области) наблюдается проблема отсутствия устойчивого роста реального дохода, низких трудовых доходов, высокой самозанятости и оттока населения.
Также проблема бедности усугубляется следующими тенденциями.
Рост неравенства. Наблюдаются рост неравенства и увеличение разрыва между средней и медианной заработной платой, который составляет 1,5 раза (в странах ОЭСР разрыв составляет 1,13).
Признаки неравномерного распределения доходов населения. Снижение реальных доходов домашних хозяйств затронуло группы населения с наименьшим уровнем дохода и почти не коснулось высокодоходных групп. 3,8 млн бедных слоев населения имеют 9,42 % в совокупности от общих доходов, в то время как на самые богатые 3,8 млн человек приходится 39,4 % от общих доходов.
Рост работающих бедных (бедность среди наемных работников). Анализ структуры доходов населения показал, что доля трудовых доходов населения за последние 10 лет снизилась на 10,8 п.п. (с 71,3 % в 2010 году до 60,5 % в третьем квартале 2021 года), в то время как доля социальных трансфертов выросла на 10 п.п.
Высокая доля непроизводительной занятости. На сегодняшний день значительная часть занятого населения занимается низкопроизводительным трудом и имеет низкие доходы. Это объясняется тем, что в экономике создаются рабочие места, для которых не требуются навыки высокого уровня, что влияет на производительность и оплату труда. Причина в слабом развитии обрабатывающей промышленности, особенно высокотехнологичных предприятий, выпускающих продукцию высокого передела, которая имеет значительный потенциал в росте доходов.
Бедность среди самозанятых. Также значительное число граждан не могут получить достаточный доход от самозанятости. В Казахстане более 2 млн человек самостоятельно занятого населения, 85 % из которых зарабатывают менее 100 тыс. тенге в месяц, 10 % получают доход ниже величины прожиточного минимума, а в некоторых регионах этот показатель достигает почти 30 %.
Доминирование занятости в низкопроизводительных отраслях экономики. Рассматривая структуру занятости Казахстана, следует отметить, что 4,9 млн человек или 56,3 % занятого населения заняты низкопроизводительным трудом. При этом 3 млн наемных работников заняты в низкопроизводительных отраслях с низкими заработными платами.
В целом отсутствие стабильного роста реального дохода, относительно низкие трудовые доходы, высокая самозанятость и отток населения являются рисками недостижения целей по росту реальных доходов в будущем.
С учетом вышеприведенного анализа разработан Комплексный план "Программа повышения доходов населения до 2025 года" (далее – Комплексный план).
Реализация Комплексного плана охватывает мероприятия по следующим 4 направлениям:
4) системные меры, обеспечивающие повышение уровня доходов.
Реализация Комплексного плана приведет к среднегодовому темпу роста реальных доходов населения на уровне 4-5 % и созданию более 2 млн рабочих мест.
I. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТ ИЗ БЮДЖЕТА
|
1.
|
Увеличение средней заработной платы работников сфер здравоохранения, образования, культуры, спорта и науки, в том числе:
1) врачей к 2023 году до 531 тыс. тенге в среднем;
2) среднего медицинского персонала к 2023 году до 250 тыс. тенге в среднем;
3) педагогов организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования посредством увеличения должностного оклада на 25 % с 1 января 2023 года;
4) профессорско-преподавательского состава и руководящих работников творческих ВУЗов, подведомственных Министерству культуры и спорта;
5) ведущих ученых в рамках базового финансирования;
6) путем прямого финансирования 11 научно-исследовательских институтов, занимающихся фундаментальными научными исследованиями в области археологии, астрономии, астрофизики, атомной энергии, востоковедения, искусства, истории, культуры, литературы, математики и механики, образования, политологии, религиоведения, социологии, философии, этнологии, языкознания, вне зависимости от результатов разовых грантовых конкурсов;
7) работников центров обслуживания населения НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" на 34 %;
8) спортивных судей;
9) судебных экспертов не медицинского профиля до 300-350 тыс. тенге;
10) производственного персонала подведомственной организации МИОР РК (работникам государственных СМИ):
- АО "Агентство "Хабар";
- АО "РТРК "Казахстан";
- АО "РГ "Егемен Казахстан";
- ТОО "Қазақ газеттері";
- АО "МИА "Казинформ"
|
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
постановление Правительства Республики Казахстан
постановление Правительства Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
постановление Правительства Республики Казахстан
постановление Правительства Республики Казахстан
постановление Правительства Республики Казахстан
|
декабрь
2022 – 2023 годов
декабрь
2022 – 2023 годов
январь
2023 года
июнь
2022 года
декабрь 2022 – 2024 годов
декабрь
2023 – 2025 годов
июнь
2022 года
июнь
2022 года
июнь 2022 года
в течение 2022 года
|
МЗ, МФ
МЗ, МФ
МОН, МФ, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МКС, МФ, МНЭ
МОН
МОН
МЦРИАП, МФ, НАО "ГК "Правительство для граждан" (по согласованию)
МКС, МТСЗН, МФ, МНЭ
МЮ, МФ, МТСЗН, МНЭ
МИОР, МФ, МНЭ
|
средняя зарплата врачей в 2023 году составит – 531 тыс. тенге;
повышение заработной платы затронет более 74 тыс. врачей или охват составит 100 %;
средняя заработная плата врача:
- в 2022 году повышение составит до 415,9 тыс. тенге или рост 30 %;
- в 2023 году повышение составит до 531 тыс. тенге или рост 28 %;
средняя зарплата среднего
медицинского персонала к 2023 году составит 250 тыс. тенге;
повышение заработной платы затронет более 173 тыс. среднего медицинского персонала или охват составит 100 %;
средняя заработная плата среднего медицинского персонала:
- в 2022 году повышение составит до 208,0 тыс. тенге или рост 20 %;
- в 2023 году повышение составит до 249,6 тыс. тенге или рост 20 %;
увеличение заработной платы более 600 тыс. педагогов (с учетом всех доплат):
в дошкольных организациях – с 213 тыс. тенге до 243 тыс. тенге;
в школах – с 292 тыс. тенге до 332 тыс. тенге;
в колледжах – с 312 тыс. тенге до 354 тыс. тенге;
увеличение заработной платы 1156 человек с текущей 163 тыс. тенге до 353 тыс. тенге;
рост научного потенциала и компетенций отечественных ученых;
укрепление кадрового потенциала 74 НИИ, увеличение оплаты труда 1200 ведущих ученых на 69 % с 152 тыс. тенге до 257 тыс. тенге;
11 НИИ с общей штатной численностью 1 116 человек будут получать гарантированную заработную плату вне конкурсных процедур – около 300 тыс. тенге;
увеличение заработной платы работников ЦОН;
увеличение размера оплаты работы спортивных судей к 2024 году:
1) международной категории с 15 % (2 655 тенге) до 100 % от БДО (17 697 тенге);
2) национальному судье по спорту высшей категории с 12 % (2 124 тенге) до 90 % от БДО (15 927 тенге);
3) национальному судье по спорту с 10 % (1 770 тенге) до 80 % от БДО (14 158 тенге);
4) судье 1 категории с 8 % (1 416 тенге) до 70 % от БДО (12 388 тенге);
5) судье по спорту с 7 % (1 239 тенге) до 60 % от БДО (10 618 тенге);
Устранение диспропорции в заработной плате между судебно-медицинскими экспертами и судебными экспертами не медицинского профиля (578 единиц);
увеличение заработной платы:
- 2023 год на 30 %;
- 2024 год на 30 %;
- 2025 год на 20 %
|
в рамках РБ – 431,8 млрд тенге:
в 2022 году – 162,7 млрд тенге;
в 2023 году – 269,1 млрд тенге;
за счет средств ОСМС 98,5 млрд тенге:
в 2022 году – 30,8 млрд тенге;
в 2023 году – 67,7 млрд тенге;
в рамках РБ – 216,4 млрд тенге:
в 2022 году – 92,4 млрд тенге;
в 2023 году – 124 млрд тенге
за счет средств ОСМС 141,8 млрд тенге:
в 2022 году – 44,3 млрд тенге;
в 2023 году – 97,5 млрд тенге;
в рамках РБ 3 059 млрд тенге (в том числе:
в 2022 году – 822 млрд тенге;
в 2023 году – 1 118 млрд тенге;
в 2024 году – 1 118 млрд тенге);
в рамках РБ – 2,9 млрд тенге;
в рамках РБ – 7,5 млрд тенге (в том числе:
в 2022 году – 2,5 млрд тенге;
в 2023 году – 2,5 млрд тенге;
в 2024 году – 2,5 млрд тенге;
из них дополнительная потребность 7,5 млрд тенге (в том числе:
в 2022 году – 2,5 млрд тенге;
в 2023 году – 2,5 млрд тенге;
в 2024 году – 2,5 млрд тенге);
в рамках РБ – 19,8 млрд тенге (в том числе:
в 2022 году – 5,3 млрд тенге;
в 2023 году – 4,5 млрд тенге;
в 2024 году – 5,0 млрд тенге;
в 2025 году – 5,0 млрд тенге);
из них дополнительная потребность 0,55 млрд тенге
(в том числе в 2025 году – 0,55 млрд тенге)
в рамках РБ – 4,6 млрд тенге;
в рамках РБ –
1,2 млрд тенге, дополнительная потребность на 2022 – 2024 годы – 5,8 млрд тенге;
дополнительная потребность из РБ на 2022 – 2025 годы – 4 514,3 млн тенге:
в 2022 году –
1 384,2 млн тенге;
в 2023 году – 1 322,3 млн тенге;
в 2024 году – 1 053,7 млн тенге
в 2025 году – 754,1 млн тенге;
в рамках РБ – 10,5 млрд тенге:
на 2023 год – 1,9 млрд тенге;
на 2024 год – 3,6 млрд тенге;
на 2025 год – 5 млрд тенге
|
2.
|
Увеличение средней заработной платы производственного персонала субъектов естественных монополий в коммунальной сфере (электроэнергетика, теплоэнергетика, водоснабжение, водоотведение и газоснабжение)
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2023 года
|
МНЭ, МЭ, МИИР, МЭГПР, МТСЗН
|
развитие кадрового потенциала в коммунальной сфере за счет увеличения фонда заработной платы производственного персонала, учитываемого в тарифных сметах субъектов естественных монополий, приведение заработной платы данных субъектов до уровня среднеотраслевой заработной платы работников сфер электроэнергетики, теплоэнергетики, водоснабжения, водоотведения и газоснабжения
|
не требуется
|
3.
|
Пересмотр подходов по повышению заработной платы отдельных категорий гражданских служащих
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь
2022 года
|
МТСЗН, МНЭ,
МФ
|
повышение заработной платы затронет порядка 600 тыс. гражданских служащих (сотрудники сферы культуры, архивисты, библиотекари, технические работники, егеря, водители и другие)
|
не требуется
|
4.
|
Увеличение размера стипендий:
студентам ВУЗов в 2 раза, магистрантам и докторантам более чем 1,5 раза (от значения 2020 года);
студентам по линии МЗ: бакалавриат – на 20 %, магистратура, докторантура, резидентура – на 15 %
|
постановление Правительства Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
|
сентябрь
2022 – 2025 годов
декабрь
2022 – 2025 годов
|
МОН, МФ
МЗ, МФ
|
повышение доходов около 130 тыс. студентов позволит сохранить доходы родителей и окажет благоприятное воздействие на качество обучения;
материальная поддержка студентов и молодых ученых; мотивация к поступлению на медицинские специальности
|
в рамках РБ – 132,2 млрд тенге:
в 2022 году – 29,1 млрд тенге;
в 2023 году – 44,1 млрд тенге;
в 2024 году – 59 млрд тенге;
дополнительная потребность на 2022 год из РБ – 0,8 млрд тенге (на 4 месяца)
|
5.
|
Увеличение пожизненного ежемесячного обеспечения спортсменам из числа чемпионов и призеров и их тренерам с 24 до 100 МРП
|
постановление Правительства Республики Казахстан
|
июнь
2022 года
|
МКС, МФ, МНЭ
|
улучшение мер поддержки спортсменов и их тренеров
|
0,4 млрд тенге
(заявлены при уточнении бюджета)
|
6.
|
Увеличение штатной численности спортсменов национальных сборных
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
июнь
2022 года
|
МКС, МФ, МНЭ
|
увеличение штатной численности спортсменов с 1000 до 3000 единиц по 170 видам спорта для повышения их конкурентоспособности на мировой арене и обеспечения мест для спортивного резерва
|
5 млрд тенге
(заявлены при уточнении бюджета)
|
II. ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ
|
7.
|
Создание условий для повышения занятости среди молодежи путем:
|
|
|
|
|
|
|
1) реализации проектов:
- "Первое рабочее место" для NEET молодежи с увеличением продолжительности и размера субсидии;
- "Молодежная практика для выпускников" с увеличением продолжительности и размера субсидии;
- "Контракт поколений";
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь
2022 – 2025 годов
|
МТСЗН, МФ, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
доля трудоустроенной молодежи на постоянную работу – 70 % от общего числа участников мер;
охват мерами 121,5 тыс. человек ("Первое рабочее место" – 23,5 тыс., "Молодежная практика для выпускников" – 96 тыс., "Контракт поколений" – 2 тыс.);
|
в рамках РБ – 105,4 млрд тенге (в том числе:
на 2022 год 27,6 млрд тенге;
на 2023 год 36,3 млрд тенге:
на 2024 год 41,5 млрд тенге);
из них дополнительная потребность 68,1 млрд тенге
(в том числе:
на 2022 год 18,3 млрд тенге);
|
|
2) создания карьерных центров при ВУЗах для содействия трудоустройству выпускников;
3) реализации 10 тыс. новых бизнес идей через выдачу безвозмездных грантов молодежи в размере до 400 МРП
|
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2024 годов
декабрь 2022 – 2025 годов
|
МОН, МТСЗН, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МТСЗН, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
обеспечение рынка труда квалифицированными специалистами;
создание 103 карьерных центров;
информирование обучающихся и выпускников о возможностях трудоустройства и профессиональных стажировок;
70 % выпускников будут трудоустроены и начнут зарабатывать;
реализация ежегодно 10 тыс. новых бизнес идей
|
не требуется;
в рамках национального проекта "По развитию предпринимательства"
|
8.
|
Создание условий для повышения занятости среди отдельных уязвимых слоев населения через:
1) создание в каждом регионе центров по поддержке и сопровождению, где будут оказываться помощь и поддержка в социальной адаптации, обучении, предпринимательской инициативе, комплексному консультированию по принципу "одного окна" (юридическое, психологическое, социальное, жилищные и др.);
2) реализацию ежегодно 10 тыс. новых бизнес идей путем выдачи безвозмездных грантов социально-уязвимым слоям населения в размере до 400 МРП;
3) реализацию проектов:
- общественные работы;
- "Серебряный возраст" для трудоустройства лиц предпенсионного возраста
|
информация в Правительство
Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 года
декабрь
2022 – 2025 годов
декабрь
2022 – 2025 годов
|
МТСЗН, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МТСЗН, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МТСЗН, МНЭ, МФ
|
ежегодный охват 20 тыс. женщин;
реализация ежегодно 10 тыс. новых бизнес идей;
ежегодный охват не менее 85 тыс. человек
|
в рамках МБ – 1,3 млрд тенге;
в рамках национального проекта "По развитию предпринимательства";
в рамках РБ всего 156,5 млрд тенге, из них:
на 2022 год 44,2 млрд тенге;
на 2023 год 54,8 млрд тенге;
на 2024 год 57,5 млрд тенге;
* 2023 – 2024 годы в рамках формирования бюджета
|
9.
|
Увеличение занятости и повышение трудовых доходов в сельской местности путем:
1) создания 50 тыс. семейных хозяйств через новые формы вовлечения в оборот сельхозземель, а также освоения 400 тыс. га орошаемых земель;
2) масштабирования опыта Жамбылской области по повышению доходов сельского населения по всей республике (кредитование ЛПХ по направлениям животноводства, растениеводства и на развитие собственного бизнеса);
3) запуска пилотного проекта по повышению доходов населения в каждой области, предусматривающего следующие этапы реализации:
скрининг местности путем подворового обхода местности для определения социально-экономической картины села;
определение специализации села и района;
определение бизнес-потенциала и кооперационных направлений;
формирование технологических карт в соответствии с бизнес-потенциалом;
обучение агрокомпетенциям (безработных, ЛПХ) и подготовка управляющих кооперативами;
формирование сбытовой кооперации и их финансирование;
оказание необходимых мер поддержки для реализации бизнес-потенциала и кооперационных направлений;
разработка и реализация пошагового плана повышения доходов района в разрезе сельских округов;
4) предоставления микрокредитов 42 тыс. граждан, из них 37 тыс. сельчан, для открытия собственного бизнеса;
5) реализации инвестиционных проектов в АПК:
- переработка растениеводческой и животноводческой продукции;
- создание теплиц, овощехранилищ, молочно-товарных ферм;
6) организации 100 рыбоводных хозяйств;
7) разработки комплекса решений по развитию агротуризма на базе крестьянских и фермерских хозяйств в целях обеспечения занятости сельского населения
|
информация в Правительство
Республики Казахстан
информация в Правительство
Республики Казахстан
информация в Правительство
Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство
Республики Казахстан
информация в Правительство
Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2025 годов
декабрь 2022 – 2025 годов
декабрь 2022 года
декабрь 2022 – 2025 годов
декабрь
2022 – 2025 годов
декабрь 2022 – 2023 годов
июнь 2022 года
|
МСХ, МЭГПР, МНЭ, заинтересованные центральные государственные органы, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МСХ, МНЭ, МТСЗН, НПП "Атамекен" (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МСХ, МНЭ, МТСЗН, МТИ, МОН, заинтересованные центральные государственные органы, НАО "НАНОЦ" (по согласованию),
НПП "Атамекен" (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МСХ, МФ, НБ (по согласованию), АРРФР (по согласованию), МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МСХ, МНЭ, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МЭГПР, МНЭ, МФ, МСХ, МОН, МО, МВД, МЦРИАП, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МКС, МИИР, МТИ, МСХ, МНЭ, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
создание 50 тыс. новых семейных хозяйств в мясном (разведение КРС, МРС и коней) и молочном животноводстве, садоводстве и овощеводстве;
стабильный дополнительный доход сельского населения;
выдача 33 тыс. микрокредитов:
в 2023 году – 11 тыс. микрокредитов;
в 2024 году – 11 тыс. микрокредитов;
в 2025 году – 11 тыс. микрокредитов;
возможность получения удешевленного кредита на приемлемый срок;
1) определение количества семей с низкими доходами;
2) определение существующей и перспективной специализации села;
3) определение видов сбытовой цепочки и кооперационных направлений;
4) повышение компетенции сельских жителей (безработные, ЛПХ) на основе разработки и обучения технологическим картам производства сельхозпродукции;
5) подготовка управляющих кооперативами и организация кооперативов по разным направлениям деятельности;
6) разработка пошаговых планов реализации бизнес-потенциала села с привлечением выявленной категории семей с низкими доходами
создание не менее 40 тыс. новых рабочих мест;
создание 43 тыс. рабочих мест
создание новых 100 рыбоводных хозяйств и 500 рабочих мест;
увеличение мощности переработки;
увеличение объема выращивания рыбы с 13 тыс. в 2021 году до 32,2 тыс. тонн к 2023 году;
повышение заработной платы работникам предприятий на 40 % с 2024 года;
повышение доходов сельского населения и обеспечение занятостью
|
в рамках предусмотренных средств;
в рамках РБ – 150 млрд тенге:
в 2023 году – 50 млрд тенге;
в 2024 году – 50 млрд тенге;
в 2025 году – 50 млрд тенге;
не требуется;
в рамках РБ – 190 млрд тенге:
в 2022 году – 40 млрд тенге;
в 2023 году – 50 млрд тенге;
в 2024 году – 50 млрд тенге;
в 2025 году – 50 млрд тенге;
за счет внебюджетных средств;
объемы финансирования будут определены исходя из потребности;
не требуется
|
10.
|
Создание новых рабочих мест путем локализации новых производств и технологий, необходимых для нефтегазовой отрасли
|
информация в Правительство
Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2024 годов
|
МЭ, МИИР, МНЭ, МФ, МГЭПР, МЦРИАП, МИД,
НПП "Атамекен" (по согласованию), ассоциация "Kazenergy" (по согласованию), АО "МФЦА" (по согласованию), КФ "Astana Hub" (по согласованию), центр нефтегазового машиностроения (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
создание 3 тыс. временных рабочих мест;
создание новых производств
|
за счет собственных средств предприятий
|
11.
|
Создание новых рабочих мест через повышение местного содержания путем стимулирования к проведению проектных работ на крупных нефтегазовых проектах на территории Республики Казахстан
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2025 годов
|
МЭ, АО "ФНБ "Самрук-Қазына" (по согласованию), АО "НК "КазМунайГаз" (по согласованию), ассоциация "Kazenergy" (по согласованию), СНК "KazService" (по согласованию)
|
создание 2500 рабочих мест
|
за счет собственных средств предприятий
|
12.
|
Принятие комплексной программы по развитию малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности вокруг крупных предприятий-недропользователей в рамках его производственных и потребительских нужд (продукты питания, спецодежда, защитные костюмы и другие), а также на основе его сырьевой продукции, в том числе по строительной отрасли, металлургии и машиностроению
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
январь
2023 года
|
МИИР, МНЭ, МЭ, МСХ, НПП "Атамекен" (по согласованию), крупные предприятия- недропользователи (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
появление новых и развитие действующих МСП, создание новых рабочих мест
|
за счет частных инвестиций
|
13.
|
Создание рабочих мест в рамках реализации 420 инвестиционных проектов по строительству гостиниц, отелей, зон отдыха и других туристических объектов на общую сумму 930 млрд тенге с использованием мер государственной поддержки:
в 2022 году – 90 проектов на 200 млрд тенге;
в 2023 году – 100 проектов на 220 млрд тенге;
в 2024 году – 110 проектов на 244 млрд тенге;
в 2025 году – 120 проектов на 266 млрд тенге
|
информация в Правительство
Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2025 годов
|
МКС, АО "НК "Kazakh Tourism" (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
создание 59 тыс. рабочих мест:
в 2022 году – 12 тыс. рабочих мест;
в 2023 году – 14 тыс. рабочих мест;
в 2024 году – 16 тыс. рабочих мест;
в 2025 году – 17 тыс. рабочих мест
|
за счет частных инвестиций
|
14.
|
Стимулирование экономической активности путем развития событийного туризма в Мангистауской и Туркестанской областях
(на еженедельной основе по апрель-май, август-октябрь)
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2025 годов
|
МКС,
акиматы Мангистауской и Туркестанской областей, АО "НК "Kazakh Tourism" (по согласованию)
|
проведение ежегодно 40 событийных мероприятий;
привлечение 40 тыс. туристов ежегодно;
создание 800 рабочих мест ежегодно;
до 2025 года – 2 400 рабочих мест
|
в рамках РБ –
500 000 тыс. тенге ежегодно на каждый регион
|
15.
|
Установление для акимов областей, районов и городов индикатора – не менее 100 новых рабочих мест на каждые 10 тыс. человек населения – с разработкой механизмов по достоверному учету создания рабочих мест
|
информация в Администрацию Президента Республики Казахстан
приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2025 годов
июнь 2022 года
|
МНЭ, МТСЗН, МФ, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, АО "ЕНПФ" (по согласованию)
|
создание более 110 тыс. рабочих мест ежегодно
|
не требуется
|
16.
|
Содействие занятости и формализации деятельности лиц, оказывающих услуги (фриланс), через цифровые сервисы (платформенная занятость) с рассмотрением возможности внедрения упрощенной системы уплаты налогов и социальных платежей
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь
2023 года
|
МТСЗН, МЦРИАП, МНЭ, МФ, МТИ, МИИР
|
цифровизация всех процессов взаимодействия заказчиков и исполнителей;
обеспечение защиты трудовых прав лиц, оказывающих услуги (фриланс)
|
не требуется
|
17.
|
Повышение занятости через сокращение квоты на привлечение иностранной рабочей силы по 3-й и 4-й категории
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 года
|
МТСЗН, МНЭ, МВД, МИИР, МЭ
|
снижение количества квоты на 4,7 тыс.
|
не требуется
|
18.
|
Совершенствование механизмов трудоустройства лиц с инвалидностью, в том числе усиление контроля за выполнением квоты рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022-2023 годов
|
МТСЗН, МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию)
|
увеличение доли занятых лиц с инвалидностью c 24,8 % до 30 % к 2025 году (увеличение занятости лиц с инвалидностью на 22 тыс. человек)
|
не требуется
|
19.
|
Мониторинг создания рабочих мест и трудоустройства в рамках проектов с государственным участием посредством информационной системы "Интегрированная карта создания рабочих мест"
|
информация в Правительство
Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2025 годов
|
МТСЗН, заинтересованные центральные государственные органы, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
оценка эффективности реализуемых программ (проектов) в части обеспечения занятости
|
не требуется
|
20.
|
Обеспечение проактивного формата оказания услуг населению через внедрение системы раннего обнаружения посредством интеграции и анализа государственных и частных баз данных
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2023 – 2025 годов
|
МТСЗН, МЦРИАП, МНЭ, МОН, МЗ, КНБ (по согласованию), заинтересованные центральные государственные органы, НПП "Атамекен" (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
категоризация населения с определением мер необходимой поддержки
|
не требуется
|
21.
|
Создание рабочих мест и повышение трудового дохода путем реализации:
1) национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";
2) национального проекта "Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев", в том числе:
- увеличение объемов производства и расширение номенклатуры товаров обрабатывающей промышленности;
- создание нефтегазохимического кластера;
- повышение инвестиционной привлекательности геологоразведки;
- модернизация энергетического комплекса, отвечающего требованиям устойчивого развития экономики;
3) национального проекта "Развитие предпринимательства", в том числе:
- создание новых субъектов предпринимательства на селе;
- увеличение количества внутренних туристов;
- увеличение количества въездных туристов;
4) национального проекта "Сильные регионы - драйвер развития страны", в том числе:
- строительство, реконструкция, ремонт инженерно-коммуникационной инфраструктуры в городской и сельской местности;
- строительство жилья и инженерно-коммуникационной инфраструктуры, студенческих общежитий, школ, детских садов;
- развитие автодорог республиканской и местной сети, приведение объектов придорожного сервиса в соответствие национальному стандарту;
5) национального проекта "Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций", в том числе:
- строительство сетей 5G;
- строительство национальной гипермагистрали Запад-Восток;
6) национального проекта "Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина "Здоровая нация", в том числе:
- открытие фельдшерско-акушерских, медицинских пунктов и врачебных амбулаторий в сельских населенных пунктах, в том числе в опорных и спутниковых селах в рамках проекта "Ауыл – Ел бесігі";
- реализация инвестиционных проектов по строительству современных больниц и научно-инновационных центров;
- строительство и модернизация в регионах объектов здравоохранения;
- строительство и реконструкция аварийных зданий лабораторий санитарно-эпидемиологической экспертизы;
- строительство лаборатории наивысшего уровня безопасности (BSL-4) для работы с опасными и особо опасными патогенами и вирусами;
- строительство центра и лабораторий лекарственных средств и медицинских изделий в г. Нур-Султане;
7) национального проекта "Качественное образование "Образованная нация", в том числе:
- ввод 1000 школ посредством целевого строительства и механизма ГЧП;
- строительство (пристройки)/ открытие объектов образования;
- модернизация школ в малых городах, районных центрах и селах (капитальный и текущий ремонты, библиотеки, столовые, мебель, безопасность);
- средний, капитальный ремонт сельских школ, детсадов в рамках проекта "Ауыл – Ел бесігі";
8) национального проекта "Ұлттық рухани жаңғыру", в том числе:
- строительство и ремонт объектов культуры, в том числе в рамках проекта "Ауыл – Ел бесігі";
- строительство визит-центров на территории республиканских музеев-заповедников в целях их популяризации среди казахстанцев и зарубежных туристов;
9) национального проекта "Зеленый Казахстан", в том числе:
- устойчивое управление отходами;
- ремонт и реконструкция 6400 км оросительных каналов;
- повышение продуктивности за счет экономного использования воды;
- сохранение и оздоровление лесов;
- интеграция экологических аспектов в систему образования.
|
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2025 годов
декабрь 2022 – 2025 годов
декабрь 2022 – 2025 годов
декабрь 2022 – 2025 годов
декабрь 2022 – 2025 годов
декабрь 2022 – 2025 годов
декабрь
2022 – 2025 годов
декабрь 2022 – 2025 годов
декабрь 2022 – 2025 годов
|
МСХ, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МНЭ, МИИР, МЭ, МТИ, МФ, МЭГПР, АО "ФНБ "Самрук-Қазына" (по согласованию), АО "НК "QazaqGaz" (по согласованию), Almex Petrochemical (по согласованию), АО "КазМунайГаз", (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МНЭ
МТСЗН, МНЭ, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МКС, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МКС, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МИИР, МНЭ, МОН, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МЦРИАП
МЗ, МНЭ, АО "ФНБ "Самрук-Қазына" (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МОН
МКС
МЭГПР, заинтересованные центральные государственные органы, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
создание 458,2 тыс. рабочих мест:
в 2022 году - 64,1 тыс. рабочих мест;
в 2023 году - 96,7 тыс. рабочих мест;
в 2024 году - 134 тыс. рабочих мест;
в 2025 году - 163,4 тыс. рабочих мест;
создание 108,7 тыс. рабочих мест:
в 2022 году - 27,8 тыс. рабочих мест;
в 2023 году - 26,9 тыс. рабочих мест;
в 2024 году - 21,8 тыс. рабочих мест;
в 2025 году - 32,2 тыс. рабочих мест;
создание 799,5 тыс. рабочих мест:
в 2022 году - 175 тыс. рабочих мест;
в 2023 году - 196,9 тыс. рабочих мест;
в 2024 году - 208,6 тыс. рабочих мест;
в 2025 году - 219 тыс. рабочих мест;
создание 409,7 тыс. рабочих мест:
в 2022 году - 117,3 тыс. рабочих мест;
в 2023 году - 107,3 тыс. рабочих мест;
в 2024 году - 97,9 тыс. рабочих мест;
в 2025 году - 87,2 тыс. рабочих мест;
создание 92,3 тыс. рабочих мест:
в 2022 году – 12 тыс. рабочих мест;
в 2023 году – 25,1 тыс. рабочих мест;
в 2024 году – 25,1 тыс. рабочих мест;
в 2025 году – 30,1 тыс. рабочих мест.
создание 41,5 тыс. рабочих мест:
в 2022 году – 9,8 тыс. рабочих мест;
в 2023 году – 14,4 тыс. рабочих мест;
в 2024 году – 12,7 тыс. рабочих мест;
в 2025 году – 4,5 тыс. рабочих мест.
создание 82,5 тыс. рабочих мест:
в 2022 году – 28 тыс. рабочих мест;
в 2023 году – 18,6 тыс. рабочих мест;
в 2024 году – 19,5 тыс. рабочих мест;
в 2025 году – 16,3 тыс. рабочих мест.
создание рабочих мест в количестве:
7036 при строительстве и ремонте объектов культуры за 2021 – 2025 годы;
(постоянные – 777, временные – 6259);
2022 год – временные – 1235, постоянные – 135, итого 1370;
2023 год – временные – 1240, постоянные – 105, итого 1345;
2024 год – временные – 1245, постоянные – 120, итого 1365;
2025 – временные – 1250, постоянные –
150, итого 1400
за счет реализации будет создано 53,8 тыс. рабочих мест, в том числе 830 постоянных и 53 тыс. временных рабочих мест:
в 2022 году – 9,7 тыс. рабочих мест;
в 2023 году - 11,6 тыс. рабочих мест;
в 2024 году - 16,3 тыс. рабочих мест;
в 2025 году - 16,2 тыс. рабочих мест.
|
не требуется;
4 743,3 млрд тенге;
2 458,4 млрд тенге;
63,1 млрд тенге;
1 913 млрд тенге;
не требуется;
640,7 млрд тенге;
1 588,8 млрд тенге;
3 757,5 млрд тенге
(2 669 млрд тенге
РБ, 76,5 млрд тенге частные инвестиции);
80 млрд тенге;
8,2 млрд тенге;
377 млрд тенге;
261 млрд тенге;
6 млрд тенге;
20 млрд тенге:
18,3 млрд тенге;
789 млрд тенге;
за счет средств местного бюджета;
3,4 млрд тенге;
в рамках РБ 1 322,5 млрд тенге на 2022 – 2025 годы, в том числе:
на 2022 год 146,9 млрд тенге,
на 2023 год 240,3 млрд тенге;
на 2024 год 365,6 млрд тенге;
на 2025 год 569,7 млрд тенге.
|
22.
|
Создание высокопроизводительных рабочих мест, способствующих увеличению доходов производственного персонала, через реализацию научных и высокотехнологичных проектов, в частности:
|
|
|
|
|
|
|
1) по направлениям медико-биологических исследований, аграрной науки, зеленых технологий, искусственного интеллекта и энергоэффективности за счет программно-целевого финансирования;
2) в сфере водородной энергетики;
|
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2024 годов
декабрь 2022 – 2025 годов
|
МОН,
МЗ, МСХ, МЭГПР, МЦРИАП,
МЭ, МИИР
МЭ, АО "ФНБ "Самрук-Қазына" (по согласованию), МОН
|
создание рабочих мест за счет технологической модернизации реальных предприятий;
повышение наукоемкости экономики страны;
|
в рамках действующего финансирования;
за счет внебюджетных средств;
|
|
3) в рамках организации 5 научно-исследовательских центров с привлечением отечественных и зарубежных инвесторов путем дополнения перечня приоритетных видов деятельности по предоставлению инвестиционных преференций частным инвесторам видами деятельности по созданию новых научно-исследовательских центров и конструкторских бюро;
|
постановление Правительства Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2025 годов
|
МИД, МОН, МНЭ, МФ
|
создание до 400 рабочих мест в первые годы, а также привлечение казахстанских и зарубежных ученых, специалистов международного уровня;
|
не требуется
|
|
4) создание новых рабочих мест и реализация новых производственных проектов в рамках организации центра научно-технологических инициатив в структуре ФНБ "Самрук-Қазына" для эффективного распределения средств портфельных компаний-недропользователей, направляемых на НИОКР, в размере 1 %;
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 года
|
АО "ФНБ "Самрук-Қазына" (по согласованию), АЗРК (по согласованию)
|
вывод в конкурентную среду заказов национальных компаний на НИОКР и пилотирование полученных результатов в производственных процессах национальных компаний с созданием высокотехнологичных рабочих мест.
В 2022 году планируется пилотирование не менее 10 новых проектов на площадках дочерних организаций портфельных компаний, 20 проектов в 2023 году, 30 проектов в 2024 году, 40 проектов в 2025 году и 50 новых проектов с 2026 года;
|
за счет средств АО "ФНБ "Самрук-Қазына"
|
|
5) запуск научно-технологического акселератора для повышения бизнес-навыков ученых, в том числе ВУЗов и НИИ в регионах страны;
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2024 годов
|
МОН
|
использование результатов научной деятельности в регионах;
обучение бизнес-навыкам не менее 300 ученых и акселерация (ускоренное развитие бизнеса) их проектов на ранней стадии в целях создания высокотехнологичного бизнеса и привлечения частных инвестиций. Это будет способствовать наукоемкому развитию страны, иметь долгосрочный синергетический эффект, выражающийся в мультипликативном влиянии на экономику;
|
в рамках РБ – 1,5 млрд тенге:
в 2022 году – 0,5 млрд тенге;
в 2023 году – 0,5 млрд тенге;
в 2024 году – 0,5 млрд тенге,
из них дополнительная потребность 1,5 млрд тенге:
в 2022 году – 0,5 млрд тенге;
в 2023 году – 0,5 млрд тенге;
в 2024 году – 0,5 млрд тенге
|
|
6) реализация 195 проектов через коммерциализацию наиболее перспективных научных разработок с выделением государственных грантов на принципах софинансирования со стороны частного сектора;
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2024 годов
|
МОН
|
создание не менее 1700 новых рабочих мест;
|
в рамках РБ – 53,6 млрд тенге (в том числе:
на 2022 год 5,4 млрд тенге;
на 2023 год 17,1 млрд тенге:
на 2024 год 31,1 млрд тенге),
из них дополнительная потребность 5,4 млрд тенге
(в том числе:
на 2022 год 5,4 млрд тенге);
|
|
7) повышение производительности труда в АПК через проработку механизма субсидирования стоимости затрат на разработку и внедрение современных технологий в АПК
|
предложения в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2024 годов
|
МСХ
|
повышение производительности труда в АПК за счет субсидирования затрат сельхозпроизводителей на НИОКР и внедрение передовых технологий
|
не требуется
|
III. ЗАЩИТА ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
|
23.
|
Обеспечение стабилизации цен путем:
1) принятия плана обеспечения продовольственной безопасности на 2022 – 2024 годы, предусматривающего:
импортозамещение по основным продовольственным товарам;
мониторинг/разработку фактического и прогнозного баланса;
принятие мер тарифного и нетарифного регулирования;
2) разработки алгоритма прогнозирования цен на наиболее значимые товары на основе фактических данных по ценам и иных факторов, влияющих на ценообразование: от стоимости сырья до розничной цены
|
информация в Правительство Республики Казахстан
приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан
|
сентябрь
2022 года
октябрь 2022 года
|
МСХ, МТИ, МНЭ, МФ, МЗ, МИИР, МЭ, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МНЭ, МТИ, МИИР, МСХ, МЭ, МЗ, МЭГПР, НБ
(по согласованию)
|
обеспечение стабилизации цен, физической и экономической доступности продовольственных товаров;
прогнозирование цен на наиболее значимые товары за 1,5-2 месяца от даты прогноза
|
не требуется;
не требуется
|
24.
|
Увеличение производства продовольственных товаров, не входящих в перечень СЗПТ
|
информация в Министерство национальной экономики Республики Казахстан
|
август
2023 – 2024 годов
|
МСХ,
НПП "Атамекен" (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
насыщение рынка продовольственными товарами на 80 %
|
не требуется
|
25.
|
Реализация мер по импортозамещению внутреннего рынка основными продовольственными товарами (пищевая промышленность) и строительными материалами, товарами легкой, химической и фармацевтической промышленности
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
15 июня и
15 декабря
ежегодно
|
МИИР, МСХ, МФ, МЗ, МНЭ,
АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию)
АО "Samryk-Kazyna Construction"
(по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
насыщение рынка продовольственными товарами и строительными материалами, товарами легкой, химической и фармацевтической промышленности
|
за счет средств МБ
|
26.
|
Обеспечение загруженности стабилизационных фондов с целью проведения эффективных товарных интервенций в период межсезонья
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
на ежеквартальной основе до 2024 года
|
МСХ, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
загруженность стабфондов овощами (30% от пятимесячной потребности городского населения), гречневой крупой и подсолнечным маслом (30% от пятимесячной потребности всего населения)
|
не требуется
|
27.
|
Формирование дополнительных объемов закупа сырья (гречихи, подсолнечника), готовой продукции СЗПТ (сахар) и овощной продукции (картофель) АО "НК "Продкорпорация", в соответствии с заявками от акиматов областей/городов республиканского значения
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
на ежеквартальной основе до 2024 года
|
МСХ,
АО "НК "Продкорпорация" (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
стабилизация цен
|
в рамках текущих средств
|
28.
|
Введение предельных цен на СЗПТ, в случае превышения пороговых показателей цены
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
на ежеквартальной основе до 2024 года
|
МТИ, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
стабилизация цен
|
не требуется
|
29.
|
Заключение соглашения между крупными производителями и торговыми сетями о снижении и поддержании цен на СЗПТ (подсолнечное масло, сахар, гречневая крупа, яйцо и т.д.)
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
на ежеквартальной основе до 2024 года
|
МТИ, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
стабилизация цен
|
не требуется
|
30.
|
Внедрение практики выделения социально-уязвимых слоев населения в отдельную группу при оплате коммунальных платежей за услуги газоснабжения
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
ноябрь
2022 года
|
МНЭ, МИИР, МТСЗН, МЭ, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
снижение нагрузки при оплате коммунальных услуг для нуждающейся категории потребителей
|
не требуется
|
31.
|
Проработка вопроса снижения стоимости угля от карьера до населения путем внедрения электронных приложений (на основе iKomek 109 (город Нур-Султан), Smart Qostanay (город Костанай) и пр.) и сервисов:
- "электронная очередь" на ж/д тупиках;
- по доставке коммунально-бытового угля с ж/д тупика до населения (по аналогии с "Индрайвер")
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
март
2023 года
|
МИИР, МТИ, АЗРК (по согласованию), МЦРИАП, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
сдерживание цен на уголь в отопительный сезон
|
за счет средств МБ
|
32.
|
Упрощение процедур принятия решений по смене поставщиков сервисных услуг в многоквартирных жилых домах при электронном формате
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь
2022 года
|
МИИР, МЦРИАП, МНЭ,
АЗРК (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
повышение конкуренции, качества услуг управляющих и сервисных компаний
|
не требуется
|
33.
|
Субсидирование части платы за жилье, арендованное в частном жилищном фонде
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2023 годов
|
МИИР, АО "Отбасы банк" (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
обеспечение 69,3 тыс. очередников арендным жильем
|
160,3 млрд тенге, из них: РБ – 128,3 млрд тенге;
МБ – 32,1 млрд тенге
|
34.
|
Оптимизация всех услуг, оказываемых квазигосударственными и частными организациями населению и бизнесу на платной основе
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
август
2023 года
|
МНЭ, МФ
|
сокращение издержек бизнеса и населения на тарифы различных посредников (поручение Главы государства от 9 февраля 2022 года)
|
не требуется
|
35.
|
Устранение практики навязывания банками второго уровня услуг страхования жизни к договору банковского займа
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
июль
2022 года
|
АРРФР (по согласованию),
НБ (по согласованию)
|
сокращение видов затрат потребителей на иные услуги, связанные с получением банковских займов
|
не требуется
|
36.
|
Принятие индивидуальных планов банков по работе с проблемными займами для урегулирования проблемной задолженности граждан по займам
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
июль
2022 года
|
АРРФР (по согласованию), БВУ (по согласованию)
|
введение требований по снижению проблемной задолженности граждан в банках
|
не требуется
|
37.
|
Проактивное назначение (оказание) и предоставление нефинансовых мер социальной поддержки (цифровые ваучеры/сертификаты) населению путем зачисления их на "социальный кошелек"
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2023 – 2024 годов
|
МТИ, МТСЗН, МЦРИАП, МЗ, МОН, МФ, МНЭ, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
эффективное и прозрачное предоставление финансовых и нефинансовых мер социальной поддержки гражданам через унифицированный сервис;
повышение доходов семей (за счет предоставления скидок и социальных бонусов на СЗПТ через "социальный кошелек" - до 10-15 %)
|
не требуется
|
IV. СИСТЕМНЫЕ МЕРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ДОХОДОВ
|
38.
|
Выработка предложений по пересмотру методики расчета величины прожиточного минимума в сторону увеличения
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 года
|
МТСЗН, МНЭ, МФ, МЗ, АСПР (по согласованию)
|
изменение методики его расчета приведет:
- к росту доходов группы людей, получающих пенсии, пособия и иные социальные выплаты;
- к увеличению покупательной способности населения
|
не требуется
|
39.
|
Разработка методологических подходов по определению уровня минимальной заработной платы
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 года
|
МТСЗН, МНЭ, МФ, АСПР (по согласованию)
|
определение порядка увеличения минимальной заработной платы с потенциальным охватом порядка 2 млн человек
|
не требуется
|
40.
|
Мониторинг и анализ реальных доходов населения, в том числе с учетом динамики национального дохода и оценкой параметров его распределения
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2024 года
|
МНЭ, АСПР (по согласованию)
|
предложения по перераспределению национального дохода
|
не требуется
|
41.
|
Комплексный пересмотр подходов в повышении доходов среди молодежи через повышение навыков путем:
|
|
|
|
|
|
|
1) внедрения профориентации путем разработки цифрового путеводителя по профессиям;
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2025 годов
|
МТСЗН, МОН, НПП "Атамекен" (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
охват не менее 400 профессий;
информирование молодежи о профессиях, зарплате, условиях труда, местах обучения, прогнозах потребности в кадрах;
|
частные инвестиции;
|
|
2) введения в организациях среднего образования штатной единицы "педагог- профориентатор";
|
постановление Правительства Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2024 годов
|
МОН, МТСЗН, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
внедрение комплексной профориентации для помощи школьникам в выборе профессии;
оказание адресной психологической помощи
обучающимся в осознанном выборе
будущей профессии;
обучение подростков основным принципам построения
профессиональной карьеры;
ориентированность учащихся на реализацию
собственных замыслов в реальных социальных условиях;
|
в пределах предусмотренных средств бюджета;
|
|
3) запуска регионального пилота отраслевой профориентации на базе учебно-производственного комбината (УПК) г. Павлодар с дальнейшим масштабированием в УПК регионов и предприятий;
|
информация в Правительство
Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2025 годов
|
МОН, МИИР, МСХ, МЭ, МКС, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
охват учащихся 8-11 классов Павлодарской области до 5 тыс. человек;
создание не менее 5 УПК в регионах;
|
за счет средств МБ, частные инвестиции;
|
|
4) подготовки востребованных трудовых кадров через развитие шефства предприятий над учебными заведениями (колледжами, ВУЗами) и масштабирование дуального обучения, а также обеспечение интеграции между предприятиями и учебными заведениями;
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2025 годов
|
МОН, МИИР, МСХ, МЭ, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
создание основ для полного трудоустройства выпускников;
увеличение охвата студентов дуальным обучением до 35 %;
увеличение количества предприятий, участвующих в дуальном обучении, до 9 тыс;
406 предприятий шефствуют над колледжами;
75 % выпускников будут трудоустроены и начнут зарабатывать на производстве;
20 договоров о сотрудничестве ВУЗов и предприятий;
|
не требуется;
|
|
5) создания "фабрик" массовой подготовки, переподготовки, повышения квалификации населения, преимущественно молодежи:
- на базе организации ТиПО, в том числе на базе колледжей проекта "Жас маман";
- в учебных центрах предприятий;
- учебных центрах ангарного типа с сетью быстровозводимых общежитий с участием крупного бизнеса в пригородах крупных городов Алматы, Нур-Султана, Шымкента;
6) подготовки кадров для новых отраслей энергетики (ВИЭ, водородная энергетика) в рамках обязательств недропользователей через выделение грантов, в том числе обучение граждан из малообеспеченных семей, семей, имеющих или воспитывающих детей-инвалидов, а также лиц, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;
|
информация в Правительство
Республики Казахстан
информация в Правительство
Республики Казахстан
информация в Правительство
Республики Казахстан
информация в Правительство
Республики Казахстан
приказ Министра энергетики Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2024 годов
декабрь 2022 – 2024 годов
декабрь 2022 – 2025 годов
декабрь 2022 – 2025 годов
сентябрь
2022 года
|
МОН, МТСЗН, МИИР, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МОН, МТСЗН, МИИР, МСХ, МФ, МТИ, НПП "Атамекен" (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МТСЗН, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, МОН, НПП "Атамекен" (по согласованию)
акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, МТСЗН, МОН, НПП "Атамекен" (по согласованию)
МЭ, МОН, МЗ, МТСЗН, НПП "Атамекен" (по согласованию), отраслевые ассоциации (по согласованию)
|
обучение студентов навыкам бизнес-технологий, создание малых предприятий для выстраивания собственного дела;
повышение технических и производственных навыков;
обучение молодежи техническим профессиям;
охват молодежи обучением;
обучение 500 человек в год;
|
за счет средства МБ, РБ;
за счет средств МБ, РБ, частных инвестиций;
за счет частных инвестиций;
за счет частных инвестиций;
не требуется;
|
|
7) информирования населения о возможностях приобретения новых навыков и компетенций посредством краткосрочного онлайн обучения на Электронной бирже труда для повышения шансов на дальнейшее трудоустройство
|
информация в Правительство
Республики Казахстан
|
декабрь
2022 года
|
МТСЗН, МИОР, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
информирование безработных через СМИ
|
в рамках государственного информационного заказа и задания
|
42.
|
Повышение доходов производственного персонала путем развития профессиональных навыков через:
|
|
|
|
|
|
|
1) стажировку отечественного инженерно-технического персонала предприятий обрабатывающей промышленности на зарубежных заводах и организациях;
|
информация в Правитальство Республики Казахстан
|
декабрь
2023 – 2025 годов
|
МИИР, МОН,
АО "ЦМП "Болашак" (по согласованию), МФ, МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию), АО "КЦИЭ "QazIndustry" (по согласованию)
|
ежегодная стажировка порядка 1000 специалистов в зарубежных заводах;
повышение квалификации инженерно-технических работников;
повышение производительности труда;
|
ежегодно в рамках РБ – 2,1 млрд тенге (70 %);
собственных средств предприятий 0,9 млрд тенге (30 %),
при этом на каждого специалиста 7000 долл. США (1000 долл. США - перелет, 6000 долл. США – проживание на 6 месяцев);
|
|
2) создание условий для признания востребованных навыков и квалификаций гражданами на бесплатной основе (ваучерная система);
|
проект Закона Республики Казахстан
|
август
2022 года
|
МТСЗН, МОН
|
выдача не менее 1000 ваучеров на признание навыков и квалификаций для лиц, ищущих работу, ежегодно;
|
дополнительная потребность из РБ – 213,891 млн тенге, в том числе:
в 2023 году – 45,880 млн тенге;
в 2024 году – 70,995 млн тенге;
в 2025 году – 97,016 млн тенге;
|
|
3) формирование перечня востребованных и будущих навыков и квалификаций для профориентации будущих абитуриентов и карьерного планирования работников;
|
банк навыков
|
январь
2023 года
|
МТСЗН, МОН
|
стимулирование системы признания навыков и квалификаций;
|
не требуется;
|
|
4) реализацию проекта опережающей подготовки кадров "Өмір жолдамасы" на региональном уровне, включающего:
а) разработку региональных карт потребности в кадрах;
б) разработку образовательных программ на основе профстандартов с учетом требований регионального рынка труда;
в) целевую подготовку кадров по заявкам предприятий;
г) организацию стажировок преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения учреждений ТиПО на базе предприятий
|
план пилотной апробации (Дорожная карта)
|
декабрь 2022 – 2025 годов
|
акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, МОН, МТСЗН,
МНЭ, МФ, НПП "Атамекен" (по согласованию)
акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МОН, МТСЗН, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента,
МОН, МТСЗН,
НПП "Атамекен" (по согласованию)
МОН, МТСЗН, НПП "Атамекен" (по согласованию)
|
17 региональных карт потребностей в кадрах;
100 % обновление образовательных программ совместно с работодателями;
охват до 70 тыс. учащихся ТиПО (договора с предприятиями);
более 20000 педагогов колледжей пройдут стажировку на базе предприятий и центров компетенций
|
за счет средств МБ, частные инвестиции;
|
43.
|
Повышение компетенций и полномочий работников (в том числе профсоюзов) при проведении трудовых переговоров посредством использования механизма Национального контактного центра ОЭСР РК, как медиативного инструмента
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь
2022 года
|
МНЭ, МТСЗН, областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
создание инструмента защиты прав работников
|
не требуется
|
44.
|
Повышение доходов производственного персонала предприятий обрабатывающей промышленности путем:
|
|
|
|
|
|
|
1) повышения эффективности деятельности через улучшение финансирования экспортоориентированных и импортозамещающих проектов, в том числе 5-6 технологических укладов, за счет обеспечения дополнительным финансированием через АО "БРК" и АО "ФРП";
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2025 годов
|
МИИР, МНЭ, МФ, МСХ, АО "БРК" (по согласованию),
АО "Фонд развития промышленности" (по согласованию)
|
создание 23 тыс. рабочих мест;
|
в рамках РБ – 891,3 млрд тенге:
в 2022 году – 205 млрд тенге;
в 2023 году – 311 млрд тенге;
в 2024 году - 263,3 млрд тенге;
в 2025 году – 112 млрд тенге;
в рамках собственных средств – 445,7 млрд тенге;
привлекаемые средства – 891,3 млрд тенге;
|
|
2) развития высокопроизводительных рабочих мест с более высокими доходами за счет стимулирования модернизации предприятий обрабатывающей промышленности через:
а) предоставление промышленных грантов;
б) введение не менее 100 проектов в обрабатывающей промышленности;
|
договор о предоставлении промышленных грантов
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2025 годов
ежегодно январь
2023 – 2025 годов
|
МИИР, АО "КЦИЭ "QazIndustry" (по согласованию)
МИИР, МСХ, МЭ
|
модернизация производственных мощностей ежегодно не менее 7 предприятий;
повышение в отчетном году средней заработной платы производственного персонала не менее обозначенного роста среднемесячной заработной платы одного работника согласно прогноза социально-экономического развития РК МНЭ РК;
увеличение объема экспорта на 10 % предприятий, получивших промышленный грант;
привлечение не 800 млрд тенге инвестиций; создание более 7 тыс. рабочих мест;
|
в рамках РБ – 16179 млн тенге (5393 млн тенге ежегодно);
не требуется;
|
|
3) увеличения объемов производимой продукции за счет роста экспортных поставок через механизм государственной поддержки в виде экспортного финансирования производителей по ставке не более 6%
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2022 – 2025 годов
|
МТИ, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "БРК" (по согласованию)
|
повышение конкурентоспособности предприятий обрабатывающей промышленности на внешнем рынке
|
не требуется
|
45.
|
Повышение доходов работников субъектов предпринимательства путем:
1) стимулирования к созданию новых субъектов МСП в моно-, малых городах и сельских населенных пунктах через внедрение льготного микрокредитования по ставке 5 % и нового инструмента гарантирования;
2) обеспечения доступности к льготному финансированию субъектов МСП через предоставление субсидий из средств местного бюджета по кредитам/микрокредитам в рамках региональной программы поддержки МСП;
|
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь
2022 – 2024 годов
апрель
2022 года
|
МНЭ, МФ,
заинтересованные центральные государственные органы,
АО "НУХ
"Байтерек" (по согласованию), НПП "Атамекен"
(по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
МНЭ, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
создание новых субъектов МСП в моно-, малых городах и сельских населенных пунктах;
повышение эффективности мер государственной поддержки;
обеспечение доступности к льготному финансированию субъектов МСП;
повышение самостоятельности регионов в развитии СМСП;
|
не требуется;
за счет средств МБ;
|
|
3) развития деятельности предприятий среднего бизнеса через обеспечение финансовой поддержки МСП (с учетом различий и особенностей категорий и жизненного цикла бизнеса):
- стимулирование микро и малых предприятий к переходу в категорию среднего бизнеса,
- создание условий для устойчивого развития среднего бизнеса;
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь
2022 – 2025 годов
|
МНЭ, МФ, МИИР, МТСЗН, МСХ, заинтересованные государственные органы, АЗРК (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию)
|
прирост количества предприятий "среднего" бизнеса на 25 % к 2025 году;
|
в рамках текущих средств;
|
|
4) стимулирования развития предприятий в креативных индустриях через внедрение инструментов поддержки, в том числе через создание площадки по акселерации субъектов предпринимательства в сферах культуры и спорта
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь 2023 – 2025 годов
|
МКС, МНЭ, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
инкубация и обучение не менее 300 человек в 2023 году;
рост количества субъектов в креативных индустриях до 80 тыс. единиц к 2025 году
|
380 млн тенге на 2023 год
|
46.
|
Устранение дисбаланса в трудовых доходах путем:
1) повышения доходов сотрудников на уровне не ниже среднеотраслевого, увеличения продуктивной занятости населения через пересмотр встречных обязательств бизнеса для получения государственной поддержки;
2) дифференцированного увеличения заработных плат производственного персонала группы компаний АО "ФНБ "Самрук-Қазына":
нефтегазовой отрасли – от 10 % до 30 %;
энергетической отрасли – от 10 % до 32 %;
химической отрасли – на 24 %;
сфере ж/д и авиаперевозок – от 30 до 40 тыс. тенге;
почтовой связи – от 7 % до 25 %;
3) установления обязательных требований по увеличению до среднеотраслевого уровня заработных плат сотрудников компаний-подрядчиков, обслуживающих АО "ФНБ "Самрук-Қазына";
4) введения стимулирующих мер для компаний, участвующих в государственных закупках, в части предоставления условной скидки при увеличении штатной численности и заработной платы (наряду с КНН);
5) проведения переговоров по повышению заработной платы работникам крупных компаний до среднеотраслевого уровня
|
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
информация в Правительство Республики Казахстан
|
декабрь
2022 – 2025 годов
май
2022 года
май
2022 года
декабрь 2022 года
декабрь 2022 года
|
МНЭ, МИИР, МСХ, МТСЗН, МТИ, МКС, МЦРИАП, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "КЦИЭ "QazIndustry" (по согласованию)
АО "ФНБ "Самрук-Қазына" (по согласованию), МНЭ
АО "ФНБ "Самрук-Қазына" (по согласованию), МНЭ
МФ, МТСЗН,
АЗРК (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)
МИИР, МЭ, МСХ, заинтересованные центральные государственные органы, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента
|
обеспечение заработных плат на предприятиях, получивших финансовые меры государственной поддержки, на уровне не ниже среднеотраслевого;
увеличение заработной платы производственного персонала:
в нефтегазовой отрасли порядка 50 тыс. работникам;
в энергетической отрасли порядка 17,8 тыс. работникам;
в химической отрасли порядка 12 тыс. работникам;
в сфере ж/д и авиаперевозок порядка 100 тыс. работникам;
в почтовой связи порядка 14 тыс. работникам;
увеличение заработной платы сотрудников компаний-подрядчиков, обслуживающих АО "ФНБ "Самрук-Қазына";
повышение значимости ПФОТ при расчете показателя финансовой устойчивости на не менее 10 %;
повышение заработной платы занятого населения
|
не требуется
не требуется
не требуется
не требуется;
не требуется
|
47.
|
Выработка стимулирующих мер по оформлению трудовых контрактов (договоров) через:
- вовлечение в системы социального и медицинского страхования лиц, получающих доходы от работ (услуг) по договорам ГПХ, заключенных с налоговыми агентами, через установление номинальной ставки уплаты налогов и обязательных платежей на уровне – 34 % (ОПВ – 15 %, ИПН – 10 %, СН (СО) – 9,5 %, ВОСМС – 5 %);
- пересмотр номинальной ставки уплаты налогов и обязательных платежей для индивидуальных предпринимателей, осуществляемых в свою пользу (исключение из числа лиц, уплачивающих ОПВР, – 5 %);
- пересмотр медуслуг, оказываемых в рамках ГОБМП;
- усиление требований к потенциальным заемщикам по потребительским кредитам по подтверждению дохода исключительно по задекларированному посредством уплаченных налогов и обязательных платежей;
- выработку подходов к законодательному закреплению регулирования новых форм занятости на основе интернет-платформ
|
информация в Правительство Республики Казахстан
|
2-квартал
2022 года
|
МТСЗН, МФ, МНЭ
|
снижение занятости неформально занятых
|
не требуется
|
КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА "ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ДО 2025 ГОДА"
|
48.
|
Проведение оценки достижения KPI по Комплексному плану "Программа повышения доходов населения до 2025 года"
|
информация в Администрацию Президента Республики Казахстан
|
ежегодно до конца мая года, следующего за отчетным
|
АСПР (по согласованию), МНЭ, МТСЗН, МИИР, МЭ, МСХ, МЗ, МОН, МЦРИАП, МКС, МИОР, МЮ, АО "ФНБ "Самрук-Қазына" (по согласованию), АО "БРК" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)
|
качественная реализация Комплексного плана "Программа повышения доходов населения до 2025 года"
|
не требуется
|
Реализация вышеуказанных мер позволит обеспечить планомерное достижение следующих целевых индикаторов: