Об утверждении Концепции обучения в течение всей жизни (непрерывное образование)

Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 июля 2021 года № 471

Действующий

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Концепцию обучения в течение всей жизни (непрерывное образование) (далее - Концепция).

      2. Государственным органам и заинтересованным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Концепции:

      1) принять необходимые меры по реализации Концепции;

      2) не позднее 30 января, следующего за отчетным годом, предоставлять информацию о ходе реализации Концепции в Министерство образования и науки Республики Казахстан.

      3. Министерству образования и науки Республики Казахстан не позднее 1 марта, следующего за отчетным годом, предоставлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации Концепции.

      4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Мамин

  Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 8 июля 2021 года № 471

Концепция обучения в течение всей жизни
(непрерывное образование)

      Содержание

      Раздел 1. Анализ текущей ситуации

      Раздел 2. Проблемы отрасли

      Раздел 3. Международный опыт

      Раздел 4. Основные принципы и подходы

      Раздел 5. Тенденции и видение развития непрерывного образования

      Раздел 6. Ожидаемые результаты

      Раздел 7. План действий по реализации Концепции

Раздел 1. Анализ текущей ситуации

      ООН в Концептуальной записке "Образование в эпоху Covid-19 и в последующий период" (2020) отмечает, что кризис, обусловленный пандемией, и беспрецедентные сбои в функционировании системы образования усугубили имеющиеся образовательные проблемы.

      Согласно ООН срыв образовательного процесса имеет и будет иметь серьезные последствия, выходящие за рамки системы образования. С другой стороны отмечается, что кризис стал стимулом для инновации в сфере образования особенно в обеспечении непрерывности образования и профессиональной подготовки.

      Возникла необходимость в обеспечении гибкости системы образования, которая предполагает согласованность между ступенями и типами образования.

      Во-первых, ускоряется процесс обновления знаний и технологий, появляются новые научные области. Возникает необходимость изменения функциональной грамотности граждан и постоянного их переобучения в соответствии с новыми вызовами цифровой экономики. В экономике знаний все большее значение приобретает неформальное и информальное образование.

      Во-вторых, динамичное развитие общества формирует быстро меняющийся рынок труда, а также приводит к увеличению разрыва между требованиями работодателей и квалификацией особенно выпускников организации образования, в связи с чем возникает необходимость постоянного обновления профессионально значимых знаний, навыков и компетенций, а также гибкого изменения или перехода из одной профессиональной сферы в другую.

      В этой связи актуально установление взаимосвязи между формальным и неформальным образованием особенно в части признания, сертификации и аккредитации знаний и навыков, приобретенных в результате всех видов обучения.

      Концепция обучения в течение всей жизни (далее - Концепция) - это парадигма, направленная на создание для всех граждан Казахстана возможности для обучения с учетом их потребностей и способностей, для достойной самореализации их в обществе.

      Данная Концепция определяет цели, задачи, основные подходы эффективного изменения структуры и содержания всех уровней и всех форм образования для оптимального обеспечения обучения в течение всей жизни.

      Концепция разработана во исполнение Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года "Казахстан в новой реальности: время действий".

      Концепция основывается на рекомендациях, предоставленных в:

      Повестке дня в области Устойчивого Развития на период до 2030 года (Цель 4. Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех);

      докладе "Стратегия развития навыков в Казахстане - 2020" Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР);

      данных исследования Международной программы ОЭСР по оценке компетенции взрослых (далее - PIIAC);

      Коммюнике конференции европейских министров, ответственных за высшее образование "Болонский процесс - 2020. Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии";

      технической записке Института обучения в течение всей жизни ЮНЕСКО "Обучение в течение всей жизни. Политики и стратегии";

      декларации Всемирного образовательного форума ЮНЕСКО в Инчхоне.

      Реализация Концепции позволит обеспечить преемственность различных уровней образования, интеграцию формального, неформального и информального образования, расширить доступ к профессии посредством гибких инструментов признания результатов обучения и квалификаций, повысить трудовую мобильность населения.

      В соответствии с действующим законодательством в сфере образования одним из принципов государственной политики в области образования является "непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней".

      Термин "обучение в течение всей жизни" определен в числе задач системы образования: "развитие систем обучения в течение жизни, обеспечивающих взаимосвязь между общим обучением, обучением по месту работы и потребностями рынка труда и помогающих каждому максимально использовать свой личный потенциал в обществе, основанный на знании и компетентности".

      На текущий момент в Казахстане разработаны и используются требования к присвоению и подтверждению квалификаций на отдельные профессии.

      Государственными органами определяются занятие или вид деятельности, осуществление которых возможно только при наличии документа, подтверждающего квалификацию.

      Наряду с этим Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" (далее - Атамекен) осуществляет независимую сертификацию квалификации специалистов технического и профессионального образования.

      В реализацию указанной функции Атамекен ведет реестр центров сертификации специалистов. Центр сертификации специалистов - подразделение при юридическом лице или отраслевой ассоциации (союзе), индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые определяют степень соответствия уровня квалификации (способности) специалистов к выполнению работы в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности.

      То есть сертификация и подтверждение квалификации специалистов проводятся разными способами для регулируемых и нерегулируемых видов деятельности.

      Профессиональный персонал - залог успешной деятельности организации. Поэтому поддержание соответствия профессионального уровня работников динамично повышающимся квалификационным требованиям становится одной из задач работодателя.

      В Казахстане сложился сектор негосударственных провайдеров неформального образования. Согласно данным исследования ЮНЕСКО (2018) сектор неформального образования заполняется большим количеством негосударственных провайдеров, включая частный бизнес, неправительственные организации, молодежные структуры, профсоюзы. Все они предлагают взрослому населению страны различные семинары, курсы, переподготовку, обучение на рабочем месте, индивидуальные консультации.

Раздел 2. Проблемы отрасли

      Согласно выводам ОЭСР государством не проводится мониторинг качества услуг, предоставляемых организациями неформального образования. Процедуры лицензирования, сертификации, аттестации и аккредитации краткосрочных программ и курсов Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" не предусмотрены. Соответственно отсутствует официальная статистика количества организаций, предоставляющих услуги неформального образования.

      В то же время данные международных исследований указывают на низкую вовлеченность взрослого населения в непрерывное образование. Так согласно данным ОЭСР в 2018 году только 17% взрослого населения (16-65 лет) участвовало в неформальном обучении, при этом доля участия женщин выше чем у мужчин (20% против 13,85%). То есть показатель участия ниже среднего показателя по странам ОЭСР (50%).

      Данный факт указывает на несоответствие навыков взрослого населения стратегической установке по вхождению Казахстана в тридцатку наиболее конкурентоспособных стран мира к 2050 году. Более того, согласно исследованию PIAAC (Международная программа по оценке компетенций взрослого населения) 50% граждан Казахстана достигает только второго уровня развития навыков читательской и математической грамотности. То есть критическая масса казахстанцев нацелена лишь на простое воспроизведение знаний и не обладает инновационным потенциалом.

      Сравнение навыков казахстанцев в возрасте 16-39 лет показывает, что через 26 лет уровень их навыков может снизиться на 10%. То есть, следующее поколение населения старше 40 лет может стать менее квалифицированным, нежели сегодняшнее.

      Несмотря на увеличение в Казахстане количества организаций, предоставляющих неформальное образование (согласно данных Всемирного банка), исследования ОЭСР показывают, что в Казахстане большая доля взрослого населения после получения формального образования перестает обучаться. Поэтому идет утрата приобретенных навыков, в то время как, приобретение новых навыков - усложняется.

      ОЭСР отмечает, что отсутствие мотивации обычно ярко выражено среди людей с низкой квалификацией и, вероятно, связано с негативным отношением к обучению, отсутствием понимания преимуществ, которые могут быть получены в результате обучения, и ощущением того, что существующие барьеры для участия непреодолимы. Так, только 1,9% низкоквалифицированных работников обучались на курсах открытого или дистанционного образования и посещали какие-либо организованные учебные занятия на рабочем месте или тренинги, проводимые руководителями или коллегами.

      Согласно исследованию Всемирного банка Казахстан имеет относительно низкий уровень участия в неформальном обучении, предоставляемом предприятиями. Только 21.8% предприятий предлагали обучение в 2019 году по сравнению со средним показателем 29.0% в странах ОЭСР. Так, в частном секторе принимали участие в дополнительном образовании 14,7%, а в государственном секторе 32,2% работающих.

      Однако в отличие от стран ОЭСР в Казахстане женщины (19,3%) более склонны участвовать в обучении взрослых, чем мужчины (14,3%).

      Также данные показывают, что охват высшим образованием не является гарантией высокого уровня навыков. Исследование PIAAC показало, что несмотря на относительно высокий охват высшим образованием, молодое поколение Казахстана набрало значительно меньше баллов, чем аналогичное поколение в странах ОЭСР. В среднем в странах ОЭСР население с высшим образованием в возрасте 25-34 лет набирает 277 баллов по читательской грамотности, тогда как в Казахстане данный показатель составляет 249 баллов.

      Более того, исследование PIAAC-2018 показало, что лишь 1/5 часть населения в возрасте 16-34 лет РК обладает высоким уровнем цифровых навыков.

      Согласно данным Национального доклада "О состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан" (по итогам 2018 года) структура расходов городского и сельского населения показывает о территориальных различиях в доступе к формальному и неформальному образованию. Затраты городского населения больше направлены на дошкольное образование (32,2%), в то же время затраты сельских жителей на высшее образование (26,2%). При этом в сравнении c городским жителем сельский затрачивает в 7 раз больше средств на образование для взрослых. Данный факт указывает на высокую потребность взрослого населения сельской местности в дополнительном образовании.

      По данным ОЭСР результаты PISA зеркально отражаются в показателях PIAAC. Это означает, что низкий уровень базовых навыков преодолеть во взрослой жизни практически невозможно. Если страна показывает слабый результат в PISA, то в будущем навыки граждан также будут низкими, что является тревожным сигналом для Казахстана, учитывая текущие низкие результаты.

      Это может привести к тому, что функционально неграмотные граждане, которые после окончания школы не будут учиться и работать, могут оказаться в группе NEET. Чем больше в стране функционально неграмотных учащихся, тем больше доля NEET и, как следствие, выше уровень социального неравенства в общества.

      Эти данные подтверждаются докладом Всемирного банка по проекту "Стратегия развития навыков в Казахстане" 2020 года. Так, данные показывают, что Казахстан находится в ловушке низкой квалификации и демонстрирует сравнительно низкий уровень использования навыков и низкую производительность труда.

      Более того, Казахстан имеет сравнительно высокое число рабочих мест, подверженных автоматизации. К примеру, 52% рабочих мест в будущем будет подвержено высокому или значительному риску автоматизации по сравнению со средним показателем ОЭСР, равным 47%.

      Таким образом, низкий уровень функциональной грамотности взрослого населения в совокупности с низким участием в неформальном образовании и относительно невысоким уровнем цифровых навыков может привести к увеличению численности низкоквалифицированных специалистов и молодого поколения группы NEET.

      Ключевыми задачами структур формального образования должны стать изменение мышления и формирование у подрастающего поколения потребности в непрерывном обучении, как фактора повышения конкурентоспособности личности на рынке труда, а также создание механизмов получения и признания навыков и компетенций для продуктивной трудовой деятельности и для достижения соответствующего уровня образования.

Раздел 3. Международный опыт

      Термин "непрерывное образование" был впервые употреблен в 1968 году в материалах Генеральной конференции ЮНЕСКО.

      ЮНЕСКО совместно с Советом Европы было подготовлено методологическое исследование, где структура непрерывного образования была представлена следующим образом:

      образование на протяжении всей жизни;

      образование взрослых;

      непрерывное профессиональное образование.

      Они базируются на следующих принципах:

      обучение длиной в жизнь - обучение, продолжительность которого равна продолжительности жизни человека, что дает возможность постоянно возобновлять свое обучение, умения и навыки;

      обучение шириной в жизнь - охват обучением различных сторон жизнедеятельности человека, совершенствование не только его профессиональных навыков, но и других необходимых и интересных для него видов деятельности;

      самомотивация к обучению - сознательное стремление человека развиваться интеллектуально и повышать уровень своих знаний, что может оказать влияние на возможность занять конкурентоспособную позицию на рынке труда.

      В марте 2000 года на саммите европейских стран в Лиссабоне был принят Меморандум непрерывного образования Европейского Союза, главная идея которого состояла в том, что непрерывное образование становилось основополагающим принципом образовательной системы.

      Понятие "обучение в течение всей жизни" было определено в рамках Европейской стратегии занятости как всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции. Это определение использовано в качестве отправной точки. 

      С 2001 года высший орган Болонского процесса - Конференция министров включила вопросы обучения в течение всей жизни в повестку своих заседаний.

      В 2005 году были разработаны Рамки квалификаций Европейского пространства высшего образования и 2008 году Европейские рамки квалификаций для обучения в течение всей жизни.

      В 2009 году в Левенском Коммюнике было определено, что квалификация может быть получена с помощью гибких путей обучения, включая заочное обучение, а также обучение на рабочем месте. Тем самым определены пути получения образования разными способами.

      В 2011 году в Международной стандартной классификации образования (далее - МСКО) официально были даны определения понятиям формального, неформального и информального образования.

      Так, согласно МСКО, формальное образование - это институционализированное, целенаправленное, спланированное при участии государственных организаций и признанных государством частных организаций образование, что в целом составляет систему формального образования страны.

      Неформальное - это образование, которое институционализировано, целенаправлено и спланировано лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг.

      Информальное определяется как формы обучения, которые являются целенаправленными или тщательно спланированными, но не институционализированными. Соответственно, оно менее организовано и менее структурировано, чем формальное или неформальное образование.

      Институт непрерывного обучения ЮНЕСКО в технической записке "Обучение в течение всей жизни" делает акцент на все формы образования (формальное, неформальное и информальное) и обучение на всех этапах жизни - начиная с дошкольного возраста до ухода на пенсию.

      В 2015 году на Всемирном образовательном форуме "Образование 2030", в Инчхоне (Республика Корея) была сформулирована преобразовательная концепция образования. Инчхонская декларация призывает государства обеспечить инклюзивное и качественное образование на равноправной основе, а также предоставить каждому человеку возможность получать образование на протяжении всей жизни. Декларация стала основой образовательных задач в рамках Целей устойчивого развития, утвержденных ООН в сентябре 2015 года.

      Таким образом, обучение в течение всей жизни становится необходимым двигателем развития общества и экономики, а также благополучия граждан (Парижское коммюнике-2018).

      Во Франции подтверждение неформального и информального обучения является частью системы формального образования и подготовки, которая способствует поиску альтернативных путей для получения квалификации. В 2002 году был принят Закон "О социальной модернизации", который ввел понятие "валидация знаний, приобретенных посредством опыта" и создал нормативную и правовую базу неформального и информального образования.

      Такие страны как Бельгия, Дания, Эстония, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Румыния, Словения, Испания, Великобритания разработали свои стратегии и практики, позволяющие систематически идентифицировать и признавать результаты неформального обучения, рамки и правовые структуры, поддерживающие процедуры признания, и используют признание как инструмент поддержки обучения в течение всей жизни.

      В США еще в 1976 году был принят Закон о непрерывном образовании, реализация которой была осуществлена через 19 программ, охватывающих как образование взрослых, так и развитие нужд семьи, развитие личности. В настоящее время непрерывное образование - это взаимосвязь всех звеньев образования и основано на обеспечении доступности ко всем видам образования, гибкости и вариативности системы образования.

      В Финляндии право граждан на получение признания и подтверждение неформального обучения называется "ранее полученное обучение" и предусматривается законодательно. Также признание неформального обучения осуществляется при отсутствии официально утвержденной рамки квалификаций, так как там все квалификации традиционно основаны на компетенциях, определенных совместно с субъектами сферы труда. Требования к квалификациям устанавливаются Национальным советом по образованию. Соответственно окончательное решение о присвоении квалификации принимает Национальный комитет по квалификациям. При отрицательном решении для кандидата определяется набор модулей, которые необходимо освоить дополнительно.

      Австралия, Сингапур и Шотландия имеют наиболее развитую систему непрерывного образования, усовершенствованную национальную рамку квалификаций, которая охватывает все квалификации профессионального и высшего образования, и законодательную базу, регулирующую систему сертификации, и подтверждения квалификации.

      Передовой опыт внедрения накопительной системы обучения, предполагающий добавление новых знаний и навыков к уже имеющимся, учитываемых при подсчете кредитов для подтверждения результатов обучения и сертификации имеет Южная Корея. В связи с чем создан Национальный институт непрерывного образования.

      В России принята система независимой оценки и признания квалификации, которая считается важнейшей характеристикой результативности непрерывного образования. Для снижения социального напряжения и увеличения занятого человеческого капитала на государственном уровне ведется работа по увеличению мобильности граждан на рынке труда. Активно развивается социальная инклюзия лиц старшего возраста.

      Республика Таджикистан в 2017 году приняла Концепцию непрерывного образования на 2017-2023 годы, целями которой являются формирование активных граждан, способствование профессиональной и личностной самореализации в интересах повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения социального единства общества.

      Таким образом, международный опыт показывает, что с ростом потребности в постоянном получении или обновлении знаний вводятся методы и институты оценки и признания обучения, полученного как при формальном, так и неформальном и информальном обучении. Вовлеченность взрослого населения в непрерывное образование становится одним из индикаторов развития человеческого капитала. Соответственно роль организаций неформального образования постепенно уравнивается с организациями формального. Более того, международная практика свидетельствует о повышении качества трудовых ресурсов и приведении их в соответствие с требованиями рынка труда посредством внедрения системы сертификации и признания квалификации.

Раздел 4. Основные принципы и подходы

      Цель Концепции - создание системы непрерывного образования, обеспечивающей охват населения страны формальным, неформальным и информальным обучением для повышения его конкурентоспособности и базовых компетенций до уровня стран ОЭСР.

      Основными принципами Концепции являются:

      свободный выбор индивидуальной траектории обучения и получение навыков и компетенции через непрерывное образование;

      согласованность и дополняемость всех форм получения формального, неформального и информального образования в соответствии с потребностями личности;

      мобильность трудовых ресурсов - возможность смены профиля деятельности и параллельного получения профессионального образования по различным направлениям;

      взаимодействие между различными институтами - государством, организациями образования, бизнесом и гражданами по обеспечению системы обучения в течение всей жизни;

      равная ценность результатов обучения вне зависимости от вида образовательных программ в рамках формального, неформального и информального образования.

      Основные подходы:

      развитие системы непрерывного образования, включая механизмы признания результатов формального и неформального обучения;

      формирование модели сертификации, регламентирующей порядок признания квалификации, и навыка на основе опыта, образования, демонстрируемых знаний и навыков;

      обеспечение охвата населения неформальным образованием;

      повышение цифровых компетенций граждан;

      институционализация непрерывного образования.

Раздел 5. Тенденции и видение развития непрерывного образования

      Достижение целей Концепции и основных задач развития обучения в течение жизни будет обеспечено через реализацию основных тенденций.

      Первая тенденция направлена на развитие системы непрерывного образования, включая механизмы признания результатов формального и неформального обучения.

      В целях достижения востребованности специалистов на рынке труда образовательные программы подготовки будут ориентированы на результаты обучения и учитывать требования при наличии соответствующих профессиональных стандартов для реализации комплексной системы признания соответствия и присвоения квалификаций.

      Это позволит учитывать навыки и компетенции предыдущего уровня образования, исключить дублирование достижений аналогичных результатов обучения на последующих уровнях.

      Получат развитие механизмы признания знаний, навыков и компетенций, полученные через различные формы неформального образования, в том числе массовые открытые онлайн курсы.

      В этих целях будет создана модель обучения взрослого населения в течение всей жизни, которая будет основана на опыте кредитной (накопительной) системы обучения, предполагающая добавление новых профессиональных компетенций к уже имеющимся, а также приобретение навыков через неформальное образование.

      Модель будет гармонизирована с уровнями национальной рамки квалификации и предусматривает свободный выбор индивидуальной траектории обучения, направленный на формирование функциональной грамотности взрослых в различных сферах.

      В рамках модели будет внедрена накопительная система кредитного и некредитного обучения для признания и подтверждения достижений обучения и "Stackable degree" (наращиваемые степени), которая позволит населению проходить в удобном темпе сертификационные курсы.

      На всех уровнях и ступенях будет реализована возможность приобретения микроквалификаций, учета результатов нано-обучения ("Nanodegree"/"Наностепень"), что позволит в короткие сроки приобретать необходимые профессиональные навыки, строить свою индивидуальную траекторию обучения и устранять пробелы в знаниях, в том числе и в рамках инклюзивного образования. Микроквалификации и нано-обучение направлены на достижение соответствующего уровня Национальной рамки квалификации.

      Будет расширен спектр сертификационных курсов, предоставляемых высшими учебными заведениями в партнерстве с компаниями реального сектора, которые будут признаваться национальной квалификационной системой, в том числе принятых мировой практикой наностепенью, особенно в IT-секторе.

      Реализация непрерывного образования по вертикали позволит повышать квалификацию на любом этапе профессиональной деятельности, на базе любого образовательного уровня. Более того, это позволит при необходимости не только продолжать образование, но и сменить его профиль, воспользовавшись услугами системы переподготовки кадров, в том числе в форме неформального образования.

      Получат развитие корпоративные структуры повышения квалификации индустриальных компаний, такие как, корпоративные университеты и учебно-курсовые комбинаты предприятий, преимуществами которых являются высокая мобильность и оперативность в формировании компетенций у целевой группы.

      В результате будет увеличена доля населения, соответствующего второму уровню развития навыков читательской и математической грамотности по показателю PIAAC.

      Вторая тенденция предусматривает развитие системы сертификации и признания квалификации и навыков.

      Будет сформирована устойчивая и транспарентная национальная модель, регламентирующая порядок признания квалификации и навыков на основе опыта, образования, демонстрируемых знаний и навыков.

      Применяемый подход признания квалификации и навыков будет различаться для регулируемых и нерегулируемых профессий. По регулируемым профессиям основным гарантом качества и соответствия квалификации будет выступать государство в лице отраслевых государственных органов, а по нерегулируемым будет применяться рыночный механизм, в основу которого закладывается доверие со стороны работодателей отрасли.

      Будут регламентированы порядок работы центров сертификации, в том числе механизм соответствия актуальным требованиям рынка труда, обеспечения прозрачности и объективности при осуществлении признания квалификации и навыков.

      Применение профессиональных стандартов, отраслевых рамок квалификаций и национальной рамки квалификаций будет интегрировано с механизмами признания квалификаций и навыков для обеспечения полноценного функционирования национальной системы квалификаций.

      В результате будет создана система, которая позволит выявлять, обеспечивать соответствие уровня квалификации специалистов современным требованиям работодателей на рынке труда.

      Третья тенденция направлена на обеспечение охвата населения неформальным образованием.

      Будет проведена работа по формированию понимания у населения необходимости непрерывного образования с целью обеспечения конкурентоспособности страны, личной конкурентоспособности и востребованности на рынке труда.

      В этих целях будут внедрены подходы, направленные на повышение уровня осведомленности населения о преимуществах микроквалификации и нано-обучения для получения навыков и компетенций особенно для категории NEET молодежи.

      Будут разработаны механизмы, направленные на повышение мотивации у граждан на получение неформального образования, особенно социально-уязвимых граждан, в том числе молодежи, женщин, инвалидов и пожилых лиц.

      Также будут внедрены механизмы, направленные на повышение компетенции категории лиц, нуждающихся в обучении и трудоустройстве, особенно безработных, самозанятых и низкоквалифицированных наемных работников.

      В регионах будут приняты меры по расширению сети организаций, предоставляющих неформальное образование, в том числе для социально-уязвимых категории, сельской молодежи и категории NEET молодежи.

      Особое внимание будет уделено созданию безбарьерной среды обучения для всех, стимулированию и привлечению работодателей к процессу обучения своих сотрудников, поддержке в обучении социально-уязвимых граждан, в том числе молодежи, женщин, инвалидов и пожилых лиц.

      Также будут проработаны механизмы функционирования "серебряных университетов" на базе высших учебных заведений.

      Четвертая тенденция предполагает повышение цифровых компетенций граждан.

      Повышение цифровых компетенций граждан будет продолжено через систему подготовки, переподготовки кадров и получения микроквалификаций в сфере информационно-коммуникационных технологий.

      Будут внедрена система дуального обучения совместно с IT компаниями в рамках Атласа новых профессий и компетенций, проработаны механизмы развития сети организаций, предоставляющих цифровое образование.

      Пятая тенденция охватывает меры по институционализации образования в течение всей жизни.

      Для реализации комплексных мероприятий по внедрению Концепции на национальном уровне будет создана институциональная среда, которая предусматривает развитие институтов непрерывного образования при организациях образования, реализующих образовательные программы формального и неформального образования.

Раздел 6. Ожидаемые результаты

      Ожидаемым результатом реализации Концепции является достижение положительных изменений и целевых значений, определяемых на основе оценки качественных и количественных показателей развития непрерывного образования, указанных в приложении 1.

      Реализация Концепции будет проходить в несколько этапов:

      Первый этап (2021-2022 год) - формирование нормативной и правовой базы реализации обучения в течение всей жизни, а также создание модели обучения взрослого населения в течение всей жизни. Будет проведена работа по актуализации и пересмотру образовательных программ подготовки кадров.

      Второй этап (2023-2024 годы) - создание накопительной системы (банка) кредитов и результатов неформального для признания и подтверждения достижений обучения. Параллельно будет организована работа по созданию модели, которая будет регламентировать порядок признания квалификации и сертификации профессиональных навыков и компетенций.

      Третий этап (2025 год) - институционализация системы непрерывного образования, которая предполагает завершение развития институтов непрерывного образования.

      Мероприятия по реализации Концепции будут осуществлены согласно Плана действий по реализации Концепции обучения в течение всей жизни (непрерывного образования), указанных в приложении 2.


  Приложение 1
к Концепции обучения в течение всей жизни
(непрерывное образование)

Ожидаемые результаты


п/п

Целевые индикаторы

Ед. изм.

Источник
информации

2020
год
(факт)

2021
год (оценка)

Плановые значения

Ожидаемые результаты

2022
год

2023
год

2024 год

2025
год

1

Количество организаций, предоставляющих неформальное образование

ед.

административные данные МИО,
МОН,
МТСЗН

72

219

236

250

260

270

расширение альтернативных вариантов неформального образования

2

Доля населения в возрасте 16-65 лет, охваченного неформальным образованием

%

административные данные МИО, МОН, МТСЗН

0,2

3

4

5

6

7

охват населения неформальным образованием

3

Доля населения в возрасте 16-65 лет, имеющего доступ к повышению IT навыков

%

данные
МОН, МЦРИАП,
МИО,

0,1

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

повышение цифровых навыков населения


  Приложение 2
к Концепции обучения в течение
всей жизни
(непрерывное образование)

План действий
по реализации Концепции обучения в течение всей жизни (непрерывного образования)


п/п

Наименование

Единица измерения

Форма завершения

Сроки исполнения

Ответственные за исполнение

1

2

3

4

5

6

Целевой индикатор 1. Количество организаций, предоставляющих неформальное образование, ед.
(2021 г. - 219, 2022 г. - 236, 2023 г. - 250, 2024 г. - 260, 2025 г. - 270)

Ожидаемый результат 1. Расширение альтернативных вариантов неформального образования

Реформа 1. Развитие системы непрерывного образования, включая механизмы признания результатов формального и неформального обучения

1

Создание модели обучения взрослых в течение всей жизни

ед.

модель системы непрерывного образования

2022 год

МОН, МТСЗН,
НАО им. И. Алтынсарина

2

Разработка концепций проектов законов Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях" и "О внесений изменений и дополнений в некоторые законодательные акты

ед.

концепции проектов законов Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях" и "О внесений изменений и дополнений в некоторые законодательные акты

2021 - 2022 годы

МТСЗН, заинтересованные государственные органы, НПП РК "Атамекен" (по согласованию)

1

2

3

4

5

6


Республики Казахстан по некоторым вопросам профессиональных квалификаций"


Республики Казахстан по некоторым вопросам профессиональных квалификаций"



3

Разработка проектов законов Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях" и "О внесений изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по некоторым вопросам профессиональных квалификаций"

ед.

проект Закона

2022 - 2023 годы

МТСЗН, заинтересованные государственные органы, НПП РК "Атамекен" (по согласованию)

4

Развитие институтов непрерывного образования при организациях образования

ед.

решение Ученого Совета вуза

2022 год

МОН

5

Актуализация национальной рамки квалификации для обеспечения механизма признания формального и неформального образования

Ед.

протокол Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений

2023 год

МОН, МТСЗН

1

2

3

4

5

6

6

Создание условий по расширению сети организаций, предоставляющих неформальное образование, в том числе для социально-уязвимых категорий, сельской молодежи и категории NEET молодежи, а также для лиц, нуждающихся в обучении и трудоустройстве, особенно безработных, самозанятых и низкоквалифицированных наемных работников

Ед.

решения МИО

2023 год

МИО, заинтересованные государственные органы

7

Развитие корпоративных структур повышения квалификации индустриальных компаний (корпоративные университеты и учебно-курсовые комбинаты).

ед.

предложения

2023 год

МИО, заинтересованные государственные органы

Целевой индикатор 2. Доля населения в возрасте 16-65 лет, охваченного неформальным образованием, %
(2021 г. - 3, 2022 г. - 4, 2023 г. - 5, 2024 г. - 6, 2025 г. - 7)

Ожидаемый результат 3. Охват населения неформальным образованием

8

Внедрение подходов, направленных на повышение уровня

Ед.

Рекомендации

2022 год

МОН, МТСЗН, МИО, заинтересованные

1

2

3

4

5

6


осведомленности населения о преимуществах микроквалификации и нано-обучения для получения навыков и компетенций, особенно для категории NEET молодежи




государственные органы

9

Проработка механизмов, направленных на повышение мотивации у граждан на получение неформального образования, особенно, социально-уязвимых граждан, в том числе молодежи, женщин, инвалидов и пожилых лиц

ед.

решения МИО

2023 год

МИО, заинтересованные государственные органы

10

Актуализация образовательных программ подготовки кадров с учетом профессиональных стандартов

ед

обновленные образовательные программы

2022 год

МОН

11

Устранение барьеров
для категории лиц, нуждающихся в обучении и трудоустройстве, особенно безработных, самозанятых и

ед.

решения МИО

2023 год

МИО, заинтересованные государственные органы

1

2

3

4

5

6


низкоквалифицированных наемных работников в целях повышения уровня их компетенций





12

Проработка механизмов приобретения микроквалификаций и учета результатов нано-обучения ("Nanodegree"/"Наностепень)

ед.

методические рекомендации

2023 год

МОН, МТСЗН

13

Проработка механизмов повышения компетенции категории лиц, нуждающихся в обучении и трудоустройстве, особенно безработных, самозанятых и низкоквалифицированных наемных работников

ед.

рекомендации

2025 год

МИО, заинтересованные государственные органы

Целевой индикатор 3. Доля населения в возрасте 16-65 лет, имеющего доступ к повышению IT навыков, %
(2021 г. - 0,5, 2022 г. - 0,6, 2023 г. - 0,7, 2024 г. - 0,8, 2025 г. - 0,9)

Ожидаемый результат 3. Повышение цифровых навыков населения

14

Внедрение системы дуального обучения совместно с IT компаниями в рамках атласа новых профессий и компетенций
 

ед.

информация

2022 год

МОН, МЦРИАП

15

Проработка механизмов

ед.

предложения

2023 год

МОН, МЦРИАП, МИО

1

2

3

4

5

6


развития сети организаций, предоставляющих цифровое образование





16

Расширение спектра сертификационных курсов, предоставляемых высшими учебными заведениями в партнерстве с компаниями реального сектора, особенно в IT-секторе

ед.

образовательные программы курсов повышения квалификации и переподготовки кадров

2024 год

МОН


      Примечание: расшифровка аббревиатур:

"Атамекен"

-

Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен"

МОН

-

Министерство образования и науки Республики Казахстан

МТСЗН

-

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

МИО

-

местные исполнительные органы

НАО им. И. Алтынсарина

-

Национальная академия образования им. И. Алтынсарина

МЦРИАП

-

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан