В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 Указа Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 "О дальнейших мерах по стабилизации экономики" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2020 года № 127 "Об определении специального порядка государственных закупок" следующие изменения и дополнения:
в специальном порядке государственных закупок, утвержденным вышеуказанным постановлением:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящий специальный порядок государственных закупок (далее – порядок) разработан в соответствии с подпунктом 4) пункта 1 Указа Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 "О дальнейших мерах по стабилизации экономики" и определяет специальный порядок осуществления государственных закупок на период кризисных ситуаций.
Иные отношения, не урегулированные настоящим Порядком, регулируются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.";
пункты 3, 4, 5, 6 и 7 изложить в следующей редакции:
"3. Государственные закупки с применением специального порядка осуществляются в период кризисных ситуаций в случаях:
1) приобретения товаров, работ, услуг, в том числе товаров, услуг государственного материального резерва, определенных Межведомственной комиссией по вопросам государственных закупок, созданной распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан (далее – Комиссия);
2) приобретения товаров, работ, услуг у потенциальных поставщиков, определенных Комиссией, в том числе в рамках реализации бюджетных инвестиционных проектов;
3) приобретения товаров у отечественных товаропроизводителей на основе сведений, представленных уполномоченным органом в сфере развития местного содержания.
4. Планирование государственных закупок с применением специального порядка осуществляется в соответствии с законодательством о государственных закупках, за исключением государственных закупок, предусмотренных разделом 3 настоящего порядка.
При этом, требования законодательства о государственных закупках, предусматривающие ограничения по количеству внесений изменений в годовой план государственных закупок, не распространяются на закупки, предусмотренные настоящим порядком.
5. Государственные закупки с применением специального порядка осуществляются одним из следующих способов:
1) запроса ценовых предложений;
2) из одного источника;
3) конкурса.
Заказчик определяет способ осуществления государственных закупок в соответствии с настоящим порядком.
При этом, в случае, предусмотренном подпунктом 3) части первой настоящего пункта, заказчик вправе самостоятельно принять решение об осуществлении государственных закупок способом конкурса в соответствии с настоящим порядком либо в соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года "О государственных закупках" (далее – Закон).
6. Комиссия определяет перечень потенциальных поставщиков – отечественных товаропроизводителей и (или) товаров, производимых ими, на основе сведений уполномоченного органа в сфере развития местного содержания для осуществления государственных закупок способом запроса ценовых предложений.
7. Комиссия, в том числе по предложениям государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, центральных государственных и местных исполнительных органов, определяет следующее:
1) критерии к товарам, работам, услугам и (или) перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются способом из одного источника;
2) критерии к потенциальным поставщикам и (или) потенциальных поставщиков, у которых заказчики будут приобретать товары, работы, услуги способом из одного источника, в том числе в рамках реализации бюджетных инвестиционных проектов.
При этом, определение потенциальных поставщиков по государственным закупкам в рамках реализации бюджетных инвестиционных проектов, сумма которых превышает семьсот пятидесяти тысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, осуществляется Комиссией по согласованию с Президентом и Премьер-Министром Республики Казахстан;
3) критерии к работам и услугам и (или) перечень работ и услуг, по которым государственные закупки осуществляются способом конкурса.";
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках в случае наличия у него ограничений, предусмотренных статьей 6 Закона.";
раздел 1 "Общее положение" дополнить пунктами 9-1 и 9-2 следующего содержания:
"9-1. В случаях уклонения потенциальных поставщиков, определенных победителями, от заключения договора о государственных закупках или неисполнения либо не надлежащего исполнения поставщиком договорных обязательств, возникших вследствие введения чрезвычайного положения, заказчик не принимает меры по включению таких потенциальных поставщиков или поставщиков в реестр недобросовестных участников закупок и применению к ним штрафных санкций.
В случаях неисполнения либо ненадлежащего исполнения договорных обязательств, возникших вследствие введения чрезвычайного положения, заказчик по истечении трех рабочих дней со дня уведомления поставщика об указанных фактах вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор о государственных закупках.
Оплата по договорам о государственных закупках осуществляется в срок, не превышающий пяти рабочих дней включительно, со дня исполнения обязательств по данному договору о государственных закупках.
По отношениям, возникшим или возникающим в соответствии с действующим законодательством о государственных закупках, заказчики в установленном законодательством порядке принимают меры, вытекающие из настоящего пункта.
9-2. Требования статьи 47 Закона не распространяются на государственные закупки товаров, работ, услуг, приобретаемые в соответствии с настоящим порядком, за исключением подачи жалобы в рамках электронного государственного аудита в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле.
При этом, действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, единого оператора в сфере государственных закупок могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.";
пункты 10 и 11 изложить в следующей редакции:
"10. Государственные закупки товаров осуществляются способом запроса ценовых предложений среди потенциальных поставщиков, предусмотренных пунктом 6 настоящего порядка.
11. Заказчик не позднее трех рабочих дней до окончания срока представления ценовых предложений размещает на веб-портале на казахском и русском языках следующие сведения о проводимых государственных закупках:
1) количество товара, являющегося предметом проводимых государственных закупок, с указанием выделенных сумм;
2) краткое описание закупаемого товара;
3) место поставки товара;
4) требуемые сроки поставки товара;
5) сроки начала и окончания представления потенциальными поставщиками ценовых предложений;
6) проект договора о государственных закупках с указанием технической спецификации.";
пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. Представление потенциальным поставщиком ценового предложения является формой выражения его согласия осуществить поставку товара с соблюдением условий, предусмотренных в проекте договора о государственных закупках, в том числе связанных с поставкой товара в административно-территориальную единицу заказчика, находящегося в зоне карантина, а также ограничений, связанных с введением режима чрезвычайного положения.";
пункты 26 и 27 изложить в следующей редакции:
"26. Заключение и исполнение договора о государственных закупках способом запроса ценовых предложений осуществляются в порядке и сроки, установленные законодательством о государственных закупках.
При этом, требование по внесению обеспечений заявки, исполнения договора о государственных закупках и аванса не распространяется на государственные закупки способом запроса ценовых предложений.
При исполнении договора о государственных закупках способом запроса ценовых предложений поставка товаров иностранного производства не допускается.
27. Государственные закупки способом из одного источника осуществляются в случаях:
1) приобретения товаров, работ, услуг, определенных Комиссией;
2) приобретения товаров, работ, услуг у потенциальных поставщиков, определенных Комиссией, в том числе в рамках реализации бюджетных инвестиционных проектов;
3) приобретения товаров, услуг государственного материального резерва, определенных Комиссией.";
пункт 29 изложить в следующей редакции:
"29. Государственные закупки способом из одного источника осуществляются с учетом форматно-логического контроля, установленного на веб-портале.
В случае осуществления государственных закупок в рамках реализации бюджетных инвестиционных проектов, сумма которых превышает семьсот пятидесяти тысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, на веб-портале государственных закупок устанавливается требование к потенциальным поставщикам о соответствии финансовой устойчивости в порядке, определенном Правилами осуществления государственных закупок.";
пункт 33 изложить в следующей редакции:
"33. В случае, если потенциальный поставщик не подписал (не удостоверил электронной цифровой подписью) проект договора о государственных закупках в течение срока, установленного пунктом 32 настоящего порядка, заказчик вправе направить проект договора о государственных закупках другому потенциальному поставщику.";
пункт 35 изложить в следующей редакции:
"35. Исполнение договора о государственных закупках способом из одного источника осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
При этом, требование по внесению обеспечения исполнения договора о государственных закупках и аванса не распространяется на государственные закупки способом из одного источника.";
дополнить разделом 4 следующего содержания:
"4. Осуществление государственных закупок способом конкурса
37. Государственные закупки способом конкурса осуществляются в случае приобретения работ и услуг, включенных в перечень работ, услуг, определенных Комиссией.
38. Квалификационные требования к потенциальным поставщикам устанавливаются в соответствии с законодательством о государственных закупках, за исключением подпункта 5) пункта 1 статьи 9 Закона.
При этом, квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика предъявляется к потенциальным поставщикам в случаях, если выделенная сумма конкурса (лота) превышает двадцати тысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, в порядке, определенном Правилами осуществления государственных закупок.
39. Признание потенциального поставщика не соответствующим квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации осуществляются в соответствии с требованиями действующего законодательства о государственных закупках.
Конкурсная комиссия вправе отклонить потенциального поставщика, в случае, если его юридический (фактический) адрес зарегистрирован в административно-территориальной единице, находящейся в зоне карантина, либо такой потенциальный поставщик находится в зоне ограничения, связанного с введением чрезвычайного положения, за исключением случая, когда сам заказчик находится в той же административно-территориальной единице.
В случае, если заказчик зарегистрирован в административно-территориальной единице, находящейся в зоне карантина, либо ограничения, связанного с введением чрезвычайного положения, конкурсная комиссия вправе отклонить потенциального поставщика, юридический (фактический) адрес которого зарегистрирован в административно-территориальной единице, не относящейся к зоне карантина, либо ограничения, связанного с введением чрезвычайного положения.
При этом, в случаях, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, заказчик вправе допустить потенциального поставщика при наличии в составе заявке на участие в конкурсе документов, подтверждающих наличие ресурсов, достаточных для исполнения обязательств по договору о государственных закупках, в зоне карантина, либо ограничения, связанного с введением чрезвычайного положения.
В случаях отклонения потенциального поставщика по основаниям, предусмотренным абзацами вторым и третьим настоящего пункта, заявка такого потенциального поставщика на участие в конкурсе считается не поданной.
Требования абзацев второго, третьего и четвертого настоящего пункта распространяются как на отношения, предусмотренные настоящим порядком, так и возникшие либо возникающие в соответствии с действующим законодательством о государственных закупках.
40. Рассмотрение заявок на участие в конкурсе, оценка и сопоставление конкурсных ценовых предложений участников конкурса, а также определение победителя конкурса осуществляются по каждому лоту, предусмотренному в конкурсной документации.
В государственных закупках способом конкурса участвуют потенциальные поставщики, определенные по итогам рассмотрения заявок на участие в конкурсе соответствующими квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации.
41. Конкурсная документация разрабатывается в соответствии с требованиями, установленными законодательством о государственных закупках.
При этом, процедуры предварительного обсуждения проекта конкурсной документации и предварительного допуска, установленные Законом, не применяются при осуществлении государственных закупок способом конкурса, предусмотренного настоящим порядком.
42. Конкурсная документация утверждается первым руководителем заказчика либо лицом, исполняющим его обязанности, либо ответственным секретарем или иным, осуществляющим полномочия ответственного секретаря должностным лицом, определяемым Президентом Республики Казахстан.
Конкурсная документация, разработанная единым организатором государственных закупок, утверждается первым руководителем единого организатора государственных закупок либо лицом, исполняющим его обязанности.
Общее количество членов конкурсной комиссии составляет нечетное число, но не менее трех человек.
43. Организатор государственных закупок, единый организатор государственных закупок не позднее одного рабочего дня со дня утверждения конкурсной документации обязаны разместить на веб-портале государственных закупок текст объявления об осуществлении государственных закупок способом конкурса.
44. Срок окончательной даты представления потенциальными поставщиками заявок на участие в конкурсе должен быть не менее трех рабочих дней со дня размещения объявления на веб-портале государственных закупок об осуществлении государственных закупок способом конкурса, а также текста конкурсной документации.
В случае осуществления повторных государственных закупок способом конкурса, организатор государственных закупок не менее чем за один рабочий день до окончательной даты представления заявок на участие в конкурсе обязан разместить на веб-портале государственных закупок текст объявления об осуществлении повторных государственных закупок способом конкурса при условии неизменности конкурсной документации несостоявшегося конкурса, за исключением увеличения срока исполнения договора о государственных закупках в связи с проведением повторных государственных закупок.
В случаях осуществления повторных государственных закупок способом конкурса и внесения изменений и (или) дополнений в конкурсную документацию, государственные закупки проводятся в соответствии с частью первой настоящего пункта.
45. Заявка на участие в конкурсе подается в соответствии с требованиями действующего законодательства о государственных закупках.
При этом, требование о внесении обеспечения заявки не распространяется на закупки, если выделенная сумма конкурса (лота) превышает двадцати тысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Прием заявок потенциальных поставщиков осуществляется в период с 9-00 по 18-00 часов времени города Нур-Султана.
Заявка на участие в конкурсе потенциального поставщика подлежит автоматическому отклонению веб-порталом государственных закупок в случаях:
1) если потенциальным поставщиком ранее представлена заявка на участие в данном конкурсе;
2) если заявка на участие в конкурсе поступила на веб-портал государственных закупок после истечения окончательного срока приема заявок на участие в данном конкурсе;
3) если конкурсное ценовое предложение превышает сумму, выделенную для приобретения данных товаров, работ, услуг;
4) предусмотренных подпунктами 1), 3), 4), 5), 6) и 8) пункта 1 статьи 6 Закона;
5) если сумма заключенных договоров о государственных закупках в текущем году в два раза превышает доходы (оборотные средства) потенциального поставщика за последние три года, предшествующие предыдущему году, согласно данным информационных систем органов государственных доходов.
Потенциальным поставщикам, подавшим заявку на участие в конкурсе, по истечении одного рабочего дня со дня размещения протокола об итогах государственных закупок способом конкурса обеспечивается доступ на просмотр заявок на участие в данном конкурсе других потенциальных поставщиков.
Представление потенциальным поставщиком заявки на участие в конкурсе является формой выражения его согласия на выполнение работ и оказание услуг в соответствии с требованиями и условиями конкурсной документации, в том числе связанных с выполнением работ и оказанием услуг в административно-территориальной единице заказчика, находящегося в зоне карантина, а также ограничений, связанных с введением режима чрезвычайного положения.
46. Рассмотрение заявок на участие в конкурсе осуществляется конкурсной комиссией в целях определения потенциальных поставщиков, которые соответствуют квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации.
47. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе на предмет соответствия потенциальных поставщиков квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации оформляется протокол об итогах государственных закупок способом конкурса, который подписывается председателем и всеми членами конкурсной комиссии, а также секретарем конкурсной комиссии в день принятия решения о рассмотрении заявок на участие в конкурсе.
48. Конкурсная комиссия рассматривает заявку на участие в конкурсе как отвечающую требованиям конкурсной документации, если в ней имеются грамматические или арифметические ошибки, которые можно исправить, не затрагивая существа представленной заявки.
49. Потенциальный поставщик не может быть допущен к участию в конкурсе (признан участником конкурса), если:
1) он и (или) привлекаемый им субподрядчик (соисполнитель) определены не соответствующими квалификационным требованиям по основаниям, определенным Законом и Правилами осуществления государственных закупок;
2) он нарушил требования статьи 6 Закона;
3) его заявка на участие в конкурсе определена не соответствующей требованиям и условиям конкурсной документации по основаниям, определенным законодательством о государственных закупках, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим порядком.
50. В случае, если потенциальный поставщик не допущен к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным подпунктом 2) пункта 49 настоящего порядка, в протоколе об итогах государственных закупок способом конкурса указываются обоснования отклонения заявки на участие в конкурсе такого потенциального поставщика с указанием подтверждающих сведений и документов, послуживших основанием для отклонения заявки на участие в конкурсе.
51. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия в течение двух рабочих дней со дня истечения срока представления потенциальными поставщиками заявок на участие в конкурсе определяет потенциальных поставщиков, которые соответствуют квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации, и признает участниками конкурса.
В случае установления квалификационных требований в части наличия материальных и трудовых ресурсов, срок рассмотрения заявки составляет пять рабочих дней со дня истечения срока представления потенциальными поставщиками заявок на участие в конкурсе.
52. Конкурсная документация предусматривает критерий, влияющий на конкурсное ценовое предложение, в виде показателя уплаченных налогов.
Определение и размер условной скидки за наличие вышеуказанного критерия осуществляются в порядке, определенном Правилами осуществления государственных закупок.
53. Конкурсное ценовое предложение вскрывается веб-порталом государственных закупок автоматически по итогам рассмотрения заявки на участие в конкурсе на предмет соответствия квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации.
54. Веб-портал государственных закупок автоматически сопоставляет условные цены участников конкурса и определяет победителя конкурса на основе наименьшей условной цены.
Участник конкурса, занявший по итогам оценки и сопоставления конкурсных ценовых предложений второе место, определяется на основе цены, следующей после наименьшей условной цены.
Условия признания победителя (участника конкурса, занявшего по итогам оценки и сопоставления конкурсных ценовых предложений второе место) при равенстве условных цен определяются Правилами осуществления государственных закупок.
55. Протокол об итогах государственных закупок способом конкурса автоматически формируется и размещается веб-порталом государственных закупок с одновременным уведомлением по электронной почте всех членов конкурсной комиссии и потенциальных поставщиков, подавших заявки на участие в конкурсе.
56. Протокол об итогах государственных закупок способом конкурса должен содержать информацию:
1) о потенциальных поставщиках, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с подробным описанием причин их отклонения, в том числе с указанием сведений и документов, подтверждающих их несоответствие квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации;
2) иные сведения, определенные Правилами осуществления государственных закупок.
57. Государственные закупки способом конкурса признаются несостоявшимися по одному из следующих оснований:
1) отсутствие представленных заявок на участие в конкурсе;
2) представление менее двух заявок на участие в конкурсе;
3) если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;
4) если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик.
58. Если государственные закупки способом конкурса признаны несостоявшимися, заказчик принимает одно из следующих решений:
1) о повторном проведении государственных закупок способом конкурса;
2) об изменении конкурсной документации и повторном проведении государственных закупок способом конкурса;
3) об осуществлении государственных закупок способом из одного источника в случаях, предусмотренных пунктом 59 настоящего порядка.
59. Если государственные закупки способом конкурса признаны несостоявшимися, заказчик вправе осуществить государственные закупки способом из одного источника в случаях:
1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе (при этом потенциальный поставщик, которому направляется приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника, определяется заказчиком);
2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе (при этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе, а также цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика, указанное в заявке на участие в конкурсе).
Государственные закупки способом из одного источника по несостоявшимся конкурсам осуществляются с учетом форматно-логического контроля, установленного на веб-портале государственных закупок.
В случае, предусмотренном подпунктом 1), и отказа потенциального поставщика от заключения договора из одного источника, предусмотренном подпунктом 2) настоящего пункта, заказчик направляет приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника потенциальным поставщикам без предъявления требования по соответствию финансовой устойчивости.
60. Заключение и исполнение договора о государственных закупках способом конкурса осуществляются в порядке и сроки, установленные законодательством о государственных закупках.
При этом, требование по внесению обеспечения исполнения договора о государственных закупках, аванса, а также суммы в соответствии со статьей 26 Закона (при наличии) не распространяется на закупки, если выделенная сумма конкурса (лота) превышает двадцати тысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.".
2. Министерству финансов Республики Казахстан совместно с государственными органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики Казахстан (по согласованию), центральными государственными и местными исполнительными органами принять меры, вытекающие из настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |