О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 16 мая 2011 года № 519 "О национальных научных советах"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2019 года № 607.

Действующий

      В соответствии с подпунктом 6) статьи 3 Закона Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года "О науке" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 16 мая 2011 года № 519 "О национальных научных советах" (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 38, ст. 468) следующее изменение:

      Положение о национальных научных советах, утвержденное указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Мамин

  Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 19 августа 2019 года № 607
  Утверждено
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 16 мая 2011 года № 519

Положение
о национальных научных советах

1. Общие положения

      1. Настоящее Положение о национальных научных советах (далее – Положение) разработано в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года "О науке" и определяет правовые и организационные основы деятельности национальных научных советов (далее – советы).

      2. Советы являются коллегиальными органами по направлениям развития научной и (или) научно-технической деятельности.

      3. Советы создаются по направлениям науки в соответствии с государственными приоритетами социально-экономического развития Республики Казахстан.

      4. Рабочим органом советов является Национальный центр государственной научно-технической экспертизы (далее – центр экспертизы), который организует работу советов.

      2. Составы советов

      5. Составы советов утверждаются сроком на 3 (три) года и должны состоять из нечетного числа членов в количестве не более 25 (двадцать пять) человек.

      Не менее двух третей состава совета в области национальной безопасности и обороны должны иметь допуск к сведениям, содержащим государственные секреты.

      6. Составы советов формируются уполномоченным органом в области науки из числа компетентных казахстанских и зарубежных ученых, представителей государственных органов, национальных управляющих холдингов, национальных институтов развития, национальных холдингов, национальных компаний, субъектов частного предпринимательства и утверждаются Правительством Республики Казахстан.

      Для формирования состава совета организации представляют в уполномоченный орган в области науки резюме кандидата в произвольной форме с указанием сведений, подтверждающих соответствие кандидата требованиям настоящего Положения.

      Ответственность за достоверность информации в резюме несут организации, рекомендующие кандидата.

      Списки кандидатов в составы советов публикуются на интернет-ресурсах уполномоченного органа в области науки и центра экспертизы.

      Уполномоченный орган в области науки при формировании совета обеспечивает представительство членами совета основных отраслей, относящихся к направлению совета.

      Область квалификации каждого кандидата, рекомендованного в состав совета, должна соответствовать направлению совета.

      7. Казахстанские ученые, избираемые в составы советов, должны быть гражданами Республики Казахстан, имеющими степень доктора философии (PhD), доктора по профилю, доктора или кандидата наук, являющимися или являвшимися работниками аккредитованных субъектов научной и (или) научно-технической деятельности в течение 3 (три) лет до даты формирования состава совета или занимающимися научной и (или) научно-технической деятельностью в зарубежных научных организациях или высших учебных заведениях, и иметь:

      1) стаж научно-исследовательской и (или) научно-педагогической работы по направлению совета не менее 10 (десять) лет;

      2) индекс Хирша не менее 3 (три) согласно международным базам Web of Science и (или) Scopus на дату представления кандидатуры;

      3) не менее 2 (два) статей в течение последних 5 (пять) лет до даты представления кандидатуры в изданиях, входящих в 1 (один), 2 (два) и 3 (три) квартили базы Web of Science и (или) имеющих процентиль по Cite Score в базе Scopus не менее 35 (тридцать пять).

      На казахстанских ученых в области гуманитарных, общественных, политических и социальных наук требование о наличии индекса Хирша не распространяется. Вместо требования, установленного подпунктом 3) пункта 7, в отношении казахстанских ученых в области гуманитарных, общественных, политических и социальных наук учитывается наличие не менее 3 (три) публикаций на дату представления кандидатуры в течение последних 5 (пять) лет в изданиях, индексируемых в международных базах Web of Science и (или) Scopus.

      Требование о наличии индекса Хирша и статей в изданиях, индексируемых в международных базах Web of Science и (или) Scopus, не распространяется на казахстанских ученых в области национальной безопасности и обороны, рекомендуемых к включению в соответствующий совет.

      8. Отбор казахстанских ученых в составы советов производится из кандидатов, соответствующих требованиям пункта 7 настоящего Положения, на основе ранжированного списка по количеству цитирований их публикаций за последние 5 (пять) лет, согласно международным базам Web of Science и (или) Scopus, без учета самоцитирований, составленных уполномоченным органом в области науки.

      В составы советов отбираются ученые, имеющие наибольшее количество цитирований, согласно ранжированному списку. В случае наличия у казахстанских ученых цитирований согласно двум указанным международным базам, при составлении ранжированного списка учитывается наибольшее количество цитирований.

      При отборе казахстанских ученых в области гуманитарных, общественных, политических и социальных наук в составы советов включаются ученые, имеющие наибольшее количество публикаций в изданиях, индексируемых в международных базах Scopus и (или) Web of Science на дату представления кандидата в состав совета.

      В случае наличия индекса Хирша у ученых в области гуманитарных, общественных, политических и социальных наук, они имеют преимущество в качестве кандидата в состав совета перед учеными, не имеющими индекса Хирша, независимо от количества публикаций. Ученые с большим индексом Хирша имеют преимущество перед учеными с меньшим индексом Хирша.

      9. Не более 20% (двадцать процентов) от состава каждого совета, но не менее одного члена формируется из числа зарубежных ученых, владеющих английским языком и имеющих индекс Хирша не менее 10 (десять), согласно международным базам Web of Science и (или) Scopus, рекомендованных научными организациями, высшими учебными заведениями, научными общественными объединениями или автономной организацией образования.

      Зарубежными учеными считаются граждане иностранных государств, имеющие академическую степень доктора философии (PhD), доктора по профилю или ученую степень, занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью в аккредитованных субъектах научной и (или) научно-технической деятельности и (или) в автономной организации образования в Республике Казахстан, или в зарубежных научно-исследовательских организациях или высших учебных заведениях.

      Требование о включении в состав совета зарубежных ученых не распространяется на совет в области национальной безопасности и обороны.

      10. Не менее 50% (пятьдесят процентов) от состава каждого совета, за исключением советов в области национальной безопасности и обороны, гуманитарных и естественных наук, формируется из работников, имеющих стаж работы не менее 5 (пять) лет в отрасли, соответствующей направлению совета:

      1) государственных органов, рекомендованных соответствующими государственными органами;

      2) национальных управляющих холдингов, национальных институтов развития, национальных холдингов, национальных компаний, рекомендованных соответствующими организациями;

      3) субъектов частного предпринимательства и их объединений, рекомендованных Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен".

      11. В состав каждого совета не входят:

      1) руководители аккредитованных субъектов научной и/или научно-технической деятельности и их заместители;

      2) более одного работника из одной организации для каждого совета, для которого данная организация является основным местом работы.

      12. На первом заседании нового состава совета открытым голосованием, простым большинством голосов членов совета, участвующих в заседании совета, при наличии кворума, согласно пункту 29 настоящего Положения, избираются председатель совета и заместитель председателя совета.

      Председатель совета избирается из не менее чем 2 (два) кандидатур, являющихся казахстанскими учеными в составе совета, выдвигаемых советом.

      Заместитель председателя совета избирается из не менее чем 2 (два) кандидатур членов совета, выдвигаемых советом.

      Срок полномочий председателя совета и заместителя председателя совета составляет 1 (один) год с даты их избрания. По истечении одного года председатель совета и заместитель председателя совета избираются вновь. Действующий председатель совета и заместитель председателя совета могут быть переизбраны не более одного раза.

      13. Председатель совета руководит его деятельностью, планирует работу и представляет совет при взаимодействии с государственными органами, другими организациями и лицами по вопросам деятельности совета.

      14. В случае отсутствия председателя его функции выполняет заместитель.

      15. Для каждого совета центр экспертизы из числа своих работников определяет секретаря совета, ответственного за организацию заседаний и оформление протоколов. Секретарь совета не является членом совета и не имеет права голоса при принятии решений советом.

      16. Члены советов могут участвовать в конкурсе на грантовое или программно-целевое финансирование научных и (или) научно-технических проектов и программ, грантовое финансирование проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, в качестве научного руководителя или исполнителя проекта (программы), но не участвуют в процедуре оценивания и голосования по проектам (программам) со своим участием или с участием аффилированных лиц.

      Аффилированными лицами члена совета являются:

      1) близкие родственники – родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, супруг или супруга, свойственники;

      2) сотрудники организаций, с которыми член совета состоит в трудовых или иных отношениях, предполагающих получение от них финансовых или иных ресурсов, и (или) рекомендован от них в качестве кандидата в состав совета;

      3) соавторы статей и обзоров, опубликованных членом совета в течение последних 3 (три) лет;

      4) руководитель или исполнители проекта, защитившие диссертацию под руководством члена совета, или научный руководитель (консультант) члена совета.

      17. Основаниями для исключения членов из состава совета являются:

      1) заявление члена совета о намерении выйти из состава совета;

      2) пропуск членом совета в течение одного года 3 (три) и более заседаний совета без уважительной причины;

      3) разглашение членом совета содержания объектов экспертизы и (или) его использование в собственных интересах;

      4) необоснованное уклонение члена совета от принятия решений;

      5) наличие в действиях членов совета фактов нарушения научной этики (плагиат, фальсификация, фабрикация данных, ложное соавторство, присвоение чужих результатов из заявок, дублирование полностью или частично объектов экспертизы);

      6) наступление обстоятельств, указанных в пункте 11 настоящего Положения, а также нарушение установленного срока уведомления центра экспертизы о наступлении соответствующих обстоятельств;

      7) нарушение положений, предусмотренных пунктами 49, 50 и 51 настоящего Положения;

      8) другие обстоятельства, препятствующие дальнейшей деятельности члена в составе совета.

      В случае исключения члена совета из состава совета по основаниям, указанным в подпунктах 2), 3), 4), 5), 7) пункта 17 настоящего Положения, его кандидатура не может быть повторно рекомендована для включения в состав вновь формируемого последующего совета.

      В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 11 настоящего Положения, член совета не позднее чем в течение 5 (пять) рабочих дней направляет письменное уведомление в центр экспертизы.

      Мониторинг наступления обстоятельств, указанных в подпунктах 2), 3), 4), 5), 6), 7) пункта 17 настоящего Положения, осуществляется центром экспертизы.

      Центр экспертизы не позднее чем в течение 10 (десять) рабочих дней с даты установления соответствующих обстоятельств направляет письменное уведомление в уполномоченный орган в области науки.

      Уполномоченный орган в области науки в установленном порядке производит замену члена совета, в отношении которого установлены соответствующие обстоятельства, на кандидата, соответствующего требованиям настоящего Положения, с учетом области квалификации исключаемого члена совета и организации, рекомендовавшей его кандидатуру.

      3. Задачи, функции и права советов

      18. Основными задачами советов являются:

      1) формирование специализированных научных направлений в соответствии с приоритетами, определенными Высшей научно-технической комиссией при Правительстве Республики Казахстан (далее – ВНТК);

      2) определение форм и объемов финансирования, выделяемых для проведения научных исследований;

      3) определение объемов грантового финансирования коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;

      4) оценка научной новизны, научно-технического уровня, перспективности, степени разработанности предлагаемых научных, научно-технических проектов и программ, экономической обоснованности запрашиваемого объема финансирования;

      5) оценка потребностей Республики Казахстан в новых научных направлениях;

      6) осуществление конкурсного отбора научных, научно-технических проектов и программ по фундаментальным и прикладным исследованиям, предлагаемым на финансирование из государственного бюджета;

      7) мониторинг хода реализации проводимых научных исследований, в том числе с выездом на место;

      8) участие в отборе конкурсных заявок в рамках грантового финансирования коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности.

      19. Основными функциями советов являются:

      1) разработка рекомендаций по определению объема грантового финансирования, содержащих наименование направления, обоснование выбора направления, объемы для реализации выбранного направления, экономический и социальный эффекты;

      2) разработка рекомендаций по определению объемов грантового финансирования коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;

      3) определение объема программно-целевого финансирования и разработка рекомендаций для ВНТК по целевым научным, научно-техническим программам, поданным на программно-целевое финансирование уполномоченным органом в области науки или отраслевыми уполномоченными органами, содержащих стратегию и (или) программу развития направления, тематику проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для решения стратегических задач, ключевой результат научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ресурсы для реализации стратегической задачи, прогноз экономических и социальных эффектов;

      4) разработка рекомендаций для ВНТК по проектам коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, поданным на грантовое финансирование уполномоченным органом в области науки или отраслевыми уполномоченными органами;

      5) принятие решения о грантовом и программно-целевом финансировании (прекращении финансирования), в том числе по итогам мониторинга хода реализации и результативности научно-технических проектов и программ за счет государственного бюджета;

      6) принятие промежуточных и итоговых отчетов о научной и (или) научно-технической деятельности по выполняемым научным исследованиям по соответствующим направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности;

      7) осуществление мониторинга хода реализации проводимых научных исследований, в том числе с выездом на место, а также исполнения принятых ими решений в соответствии с положением о мониторинге хода реализации и результативности научных, научно-технических проектов и программ, утверждаемым уполномоченным органом в области науки (далее – мониторинг научных исследований);

      8) принятие решения о передаче проекта или программы другому исполнителю на основании мотивированного обращения субъекта, передающего проект или программу, в случаях ликвидации/реорганизации юридического лица или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, перехода научного руководителя на новое место работы и в других установленных законодательством случаях, с приложением официальных писем согласования передачи от научного руководителя проекта или программы и субъекта, принимающего проект или программу;

      9) принятие решения о замене научного руководителя, внесении изменений в сводный расчет по грантовому или программно-целевому финансированию, календарный план к заключенным договорам по проектам и программам на основании обращения уполномоченного органа в области науки или отраслевых уполномоченных органов с приложением мотивированного обращения организации-исполнителя, без изменений целей, задач, мероприятий, ожидаемых конечных результатов, указанных в заявке;

      10) принятие решения о замене грантополучателя, частного партнера, руководителя проектов по коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, а также изменение срока реализации проекта и (или) суммы гранта на основании обращения уполномоченного органа в области науки с приложением мотивированного обращения организации-исполнителя.

      20. При осуществлении своей деятельности советы имеют право:

      1) осуществлять свою деятельность во взаимодействии с отраслевыми уполномоченными органами, научными организациями и высшими учебными заведениями Республики Казахстан и иными лицами;

      2) получать от государственных органов информационно-аналитические и справочные данные для осуществления своей деятельности;

      3) вносить в уполномоченный орган в области науки, отраслевые уполномоченные органы, национальные и отраслевые академии наук предложения по научно-техническому развитию, включая подготовку кадров, финансовое обеспечение и развитие материально-технической базы науки;

      4) разрабатывать и вносить в установленном порядке предложения по изменению и совершенствованию нормативных правовых актов по вопросам развития научно-технического потенциала;

      5) приглашать на заседания научных руководителей и исполнителей научных, научно-технических проектов или программ, а также проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности для дачи дополнительных пояснений;

      6) разрешать смену исполнителя работ по договору на грантовое или программно-целевое финансирование (при наличии ходатайства научного руководителя проекта или программы и руководителя организации-исполнителя в уполномоченный орган в области науки или отраслевой уполномоченный орган) в случаях ликвидации/реорганизации юридического лица или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также перехода научного руководителя проекта на новое место работы;

      7) в случае изменения места работы научного руководителя, разрешать продолжение его работы в качестве научного руководителя по договору на грантовое или программно-целевое финансирование (при наличии ходатайства научного руководителя и руководителя организации-исполнителя в уполномоченный орган в области науки или отраслевой уполномоченный орган);

      8) создавать по согласованию с уполномоченным органом в области науки специализированные секции с привлечением экспертов и специалистов по конкретной отрасли науки для получения консультаций и разъяснений в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного рассмотрения представленных в совет материалов;

      9) разрешать корректировку календарного плана работ и сводного расчета по грантовому и программно-целевому финансированию без изменения целей, задач, мероприятий, ожидаемых конечных результатов, указанных в заявке по грантовому и программно-целевому финансированию. Основанием для корректировки являются случаи сокращения объема финансирования, а также образования экономии между статьями расходов без изменения общей суммы сводного расчета при наличии обоснования и ходатайства исполнителя проектов и (или) программ;

      10) в случае установления превышения заявителем объема запрашиваемого финансирования из бюджетных средств обоснованной потребности на сумму, превышающую 25% (двадцать пять процентов) от запрашиваемой суммы из бюджетных средств, указанной в заявке, принимать решение об отказе в финансировании проекта или программы;

      11) передавать объекты экспертизы на рассмотрение другим советам в случае, если советом принято решение о несоответствии объекта экспертизы направлению совета, при наличии согласия со стороны совета, которому передается объект экспертизы.

      21. Оценка научной новизны, научно-технического уровня и перспективности предлагаемых научных, научно-технических проектов и программ, согласно подпункту 4) пункта 18 настоящего Положения, производится советами на основании заключения государственной научно-технической экспертизы (далее – ГНТЭ) с учетом соответствия приоритетам социально-экономического и научно-технического развития Республики Казахстан.

      22. Оценка обоснованности запрашиваемого объема финансирования производится советами на основе заключения ГНТЭ в соответствии с пунктами 37, 38, 39 настоящего Положения.

      4. Организация деятельности советов

      23. Основной формой деятельности советов, обеспечивающих гласность и объективность принимаемых ими решений, является открытое заседание советов.

      24. Заседания советов проводятся путем непосредственного созыва членов советов либо проведения интернет-конференции в режиме реального времени.

      В случае невозможности личного присутствия на заседании, член совета участвует на заседании совета в режиме реального времени путем использования интернет-ресурсов с представлением секретарю совета оценочного листа с выставленными баллами для оформления протокола.

      Для принятия решения о победителях конкурса и определения объема грантового финансирования коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности на заседаниях советов по приглашению совета могут присутствовать грантозаявители для презентации заявляемых проектов.

      25. Заседания советов проводятся согласно плану работы и графику заседаний советов, но не менее 2 (два) раз в год.

      26. Ежегодно на первом заседании советы утверждают годовой план работы и график заседаний советов по согласованию с уполномоченным органом в области науки.

      Изменения в годовой план работы и график заседаний советов могут вноситься по согласованию с уполномоченным органом в области науки, но не более 2 (два) раз в год.

      27. Повестка дня заседания советов формируется центром экспертизы и вместе с материалами, относящимися к вопросам повестки дня, направляется членам советов не позднее, чем за 7 (семь) календарных дней, в случае срочности – за 3 (три) календарных дня до начала заседания.

      Созыв заседания совета и обеспечение кворума осуществляются центром экспертизы путем официального письменного уведомления каждого из его членов по электронной почте.

      28. Заседания советов по всем рассматриваемым вопросам проводятся в срок не более 30 (тридцать) календарных дней.

      29. Заседание совета является правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от числа членов совета, включая председателя совета и (или) заместителя председателя совета, в том числе участвовавших на заседании в режиме реального времени путем использования интернет-ресурсов.

      В случае рассмотрения вопросов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты, заседание совета является правомочным, если на заседании присутствовало не менее двух третей от числа членов совета, имеющих допуск к государственным секретам. В данном случае заседания советов проводятся только путем непосредственного созыва членов советов.

      30. В необходимых случаях, при отсутствии полных сведений по вопросам повестки дня, советы запрашивают в центре экспертизы дополнительные пояснения, обоснования и информацию. Центр экспертизы направляет ответ в срок не более 2 (два) рабочих дней.

      31. Вопросы на заседаниях советов по конкурсному отбору научных, научно-технических проектов и программ рассматриваются в порядке, установленном Правилами базового, грантового и программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2011 года № 575 и Правилами организации и проведения государственной научно-технической экспертизы, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 августа 2011 года № 891.

      Проекты коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности рассматриваются советом согласно Правилам финансирования проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 718 "Об утверждении Правил финансирования проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 декабря 2015 года № 12775), и Правилам организации и проведения экспертизы проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 720 "Об утверждении Правил организации и проведения экспертизы проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 февраля 2016 года № 12974).

      32. Протоколы заседаний советов оформляются и подписываются всеми членами советов, участвовавшими на заседании, в срок не более 7 (семь) рабочих дней со дня завершения проведения заседания и должны содержать:

      1) полное наименование и состав советов;

      2) даты начала и окончания проведения заседания;

      3) сведения о лицах, участвовавших на заседании;

      4) повестку дня заседания;

      5) все обсуждения по вопросам повестки дня заседания;

      6) вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним с отражением результата голосования по каждому вопросу повестки дня заседания советов;

      7) принятые решения и их обоснования с приложением заключения и ранжированного списка объектов экспертизы, согласно пункту 37 настоящего Положения, и решения об объеме финансирования объектов экспертизы согласно пункту 39 настоящего Положения;

      8) иные сведения по решению советов.

      При наличии у членов советов особого мнения по вынесенному на голосование вопросу секретари советов вносят в протокол соответствующую запись.

      33. Заседания советов проходят в режиме онлайн-трансляции на интернет-ресурсе центра экспертизы и подлежат видеозаписи. Видеозапись заседания совета хранится в 2 (два) экземплярах, первый из которых по завершении заседания совета передается в уполномоченный орган в области науки, а второй – в центр экспертизы. Протоколы, аудио- и видеозаписи заседаний советов хранятся в центре экспертизы в установленном порядке.

      34. Информация о членах советов, годовом плане работы и графике работы советов размещается на интернет-ресурсах уполномоченного органа в области науки и центра экспертизы.

      35. По результатам работы за год советы проводят онлайн-конференцию и представляют письменный отчет в произвольной форме с приложением презентации о деятельности, который публикуется на интернет-ресурсе центра экспертизы.

      5. Решения советов

      36. Советы принимают решения исключительно о грантовом и программно-целевом финансировании (прекращении финансирования) за счет средств республиканского бюджета:

      1) проектов и программ научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

      2) других программ в части научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

      3) проектов межгосударственных научно-технических программ, реализуемых с участием научных учреждений, организаций и предприятий Республики Казахстан;

      4) инновационных проектов;

      5) проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности.

      37. Решения советов по объектам, указанным в подпунктах 1), 2), 3), 4) пункта 36 (далее – объекты) настоящего Положения, принимаются членами советов индивидуально на основании заключения ГНТЭ, включающего оценку обоснованности запрашиваемого объема финансирования, путем выставления баллов совета по каждому критерию оценки для каждой заявки в оценочный лист на бумажном носителе и (или) через информационную систему центра экспертизы:

      1) согласно приложению 1 к настоящему Положению – для проектов, подаваемых на грантовое финансирование научных исследований;

      2) согласно приложению 2 к настоящему Положению – для программ, подаваемых на программно-целевое финансирование.

      На основании баллов, выставленных членами советов, определяются средний балл по каждому критерию и общий балл совета по каждой заявке как результат сложения средних баллов по каждому критерию, отражающий итоговое мнение совета.

      Заявки по приоритетному направлению науки в области национальной безопасности и обороны, набравшие общий балл совета менее 10 (десять) баллов, далее не расматриваются.

      Заключение совета по каждой заявке оформляется:

      1) согласно приложению 3 к настоящему Положению – для проектов, подаваемых на грантовое финансирование научных исследований;

      2) согласно приложению 4 к настоящему Положению – для программ, подаваемых на программно-целевое финансирование.

      38. Решение совета по каждому объекту принимается на основе итогового балла, полученного путем суммирования балла оценки по результатам ГНТЭ и общего балла согласно заключению совета. Один из вариантов суммы финансирования, установленных в результате ГНТЭ, определяется в качестве объема финансирования объекта с соответствующим обоснованием, если его в процессе оценки указали большинство членов совета, участвующих в заседании совета.

      Объекты оформляются в виде ранжированного списка на основании итогового балла с расположением объектов в порядке убывания от большего значения итогового балла к меньшему. Одобренными к финансированию считаются объекты с наивысшими баллами, суммарный объем финансирования которых не превышает общего объема финансирования на данное направление, предусмотренного решением ВНТК на соответствующие годы.

      Последний из объектов, одобренных к финансированию, образует линию порога – значение итогового балла. Объекты, набравшие баллы ниже линии порога, подлежат отклонению.

      39. Решения советов об объеме финансирования каждого объекта оформляются приложением к протоколу, согласно приложению 5 к настоящему Положению, с указанием наименования объекта, общего объема финансирования и по суммам финансирования по годам, обоснованием уменьшения объемов финансирования в сравнении с суммой, запрашиваемой заявителем в заявке (в случае уменьшения объемов финансирования).

      При уменьшении объемов финансирования научных, научно-технических проектов и программ совет руководствуется заключением ГНТЭ и не может уменьшать сумму финансирования более чем на 25% (двадцать пять процентов) от суммы, запрашиваемой заявителем в заявке.

      В случае установления превышения заявителем объема запрашиваемого финансирования из бюджетных средств обоснованной потребности на сумму, превышающую 25% (двадцать пять процентов) от запрашиваемой суммы из бюджетных средств, указанной в заявке, советом принимается решение об отклонении объекта, и объект не включается в ранжированный список.

      40. Решения советов по объектам, указанным в подпункте 5) пункта 36 настоящего Положения, принимаются членами советов индивидуально на основании сводного заключения экспертизы проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности путем выставления баллов по каждому критерию оценки для каждой заявки в оценочный лист в бумажном виде и (или) через информационную систему центра экспертизы согласно приложению 6 к настоящему Положению.

      На основании баллов, выставленных членами советов, определяются средний балл по каждому критерию и общий балл по каждой заявке, как результат сложения средних баллов по каждому критерию, отражающий итоговое мнение совета и итогового балла сводного заключения экспертизы. Заключение совета по каждой заявке оформляется согласно приложению 7 к настоящему Положению.

      При уменьшении объемов финансирования проектов коммерциализации совет руководствуется сводным заключением и не может уменьшать сумму финансирования более чем на 25% (двадцать пять процентов) от суммы, запрашиваемой заявителем в заявке.

      Если советом принято решение об уменьшении суммы финансирования проектов коммерциализации более чем на 25% (двадцать пять процентов) от суммы, запрашиваемой заявителем в заявке, проект подлежит отклонению и не включается в ранжированный список.

      Решение по каждому проекту коммерциализации принимается советами на основе ранжированного суммарного балла, полученного путем суммирования баллов сводного заключения экспертизы (технологической и экономической (маркетинговой)) по проекту и среднего балла совета, и рекомендации совета к финансированию в полном объеме или с сокращением финансирования.

      41. Решения совета о принятии промежуточных и заключительных отчетов в рамках программно-целевого финансирования принимаются с учетом заключения ГНТЭ и актов мониторинга (при наличии) открытым голосованием простым большинством голосов членов совета, участвующих в заседании совета.

      Решения совета о принятии отчетов в рамках грантового финансирования принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов совета, участвующих в заседании совета, с учетом:

      1) акта мониторинга (при наличии) – для промежуточных отчетов;

      2) заключения ГНТЭ и актов мониторинга (при наличии) – для заключительных отчетов.

      42. Решения совета по вопросам, не связанным с распределением финансирования, принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов совета, участвующих в заседании совета. Указанные решения советов оформляются протоколом, подписываемым председателем совета.

      43. Принятые советами решения в виде выписки из протокола передаются центром экспертизы в уполномоченный орган в области науки и юридическому лицу, ответственному за выполнение государственного задания по представлению грантов на коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности, и при необходимости в отраслевой уполномоченный орган в срок не позднее 5 (пять) рабочих дней со дня принятия решения.

      44. Решения советов подлежат обязательному исполнению уполномоченным органом в области науки и отраслевыми уполномоченными органами.

      45. Советы осуществляют мониторинг исполнения принятых ими решений.

      46. Сведения об объемах средств, выделенных на каждый одобренный объект, подлежат опубликованию на интернет-ресурсе уполномоченного органа или отраслевого уполномоченного органа, объявившего конкурс, и центра экспертизы.

      47. Все принятые советами решения размещаются на интернет-ресурсах уполномоченного органа в области науки или отраслевого уполномоченного органа, а также центра экспертизы в срок не позднее десяти рабочих дней со дня принятия решения.

      Решения о грантовом финансировании выносятся национальным научным советом и утверждаются уполномоченным органом или отраслевым уполномоченным органом, объявившим конкурс.

      6. Вознаграждение членам советов

      48. Обеспечение деятельности советов, включая вознаграждение за проведение экспертизы конкретного проекта, программы (отчета по ним), мониторинга выполнения научных работ, а также командировочные расходы казахстанских и зарубежных ученых, производится центром экспертизы из средств республиканского бюджета.

      7. Ответственность членов советов

      49. Члены советов информируют советы об известном им конфликте интересов при рассмотрении конкретных вопросов повестки дня и несут ответственность за объективность и обоснованность принимаемых советами решений по каждому установленному критерию оценки.

      50. Члены советов:

      1) надлежащим образом исполняют свои обязанности и принимают все необходимые меры для своевременного и качественного рассмотрения представленных материалов;

      2) представляют аргументированные обоснования относительно принятого решения;

      3) требуют представления им полной и достоверной информации, не допускают сокрытия и фальсификации данных, относящихся к решению вопросов, находящихся в их компетенции;

      4) реагируют на факты нарушения научной этики при осуществлении деятельности, в том числе путем информирования центра экспертизы о ставших им известными фактах;

      5) при принятии решений свободны от влияния общественного мнения, приверженности одной из сторон или третьих лиц;

      6) принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

      7) в процессе деятельности не употребляют грубые, оскорбительные выражения, обвинения, наносящие ущерб чести и достоинству других членов совета, заявителей, экспертов;

      8) не совершают иных действий (бездействия), влекущих нарушение прав интеллектуальной собственности или наносящих иной ущерб научно-исследовательской деятельности других лиц;

      9) при рассмотрении научных и научно-технических проектов и программ, содержащих сведения, составляющие государственные секреты, обеспечивают требования законодательства по защите государственных секретов;

      10) несут в установленном законодательством порядке ответственность за непредоставление объективных сведений или представление недостоверных сведений, послуживших основанием для их включения в состав советов на основании настоящего Положения;

      11) строго соблюдают законодательство Республики Казахстан о противодействии коррупции и информируют центр экспертизы о фактах в деятельности советов, имеющих признаки коррупционных правонарушений;

      12) обеспечивают конфиденциальность информации, содержащейся в рассматриваемых объектах экспертизы, и не используют эту информацию в иных целях, кроме реализации функций совета.

      51. Члены советов отказываются от рассмотрения и принятия решения конкретного научного проекта и (или) программы и выходят из зала заседания либо в случае присутствия члена совета в заседании в режиме реального времени отключается, в случаях:

      1) наличия личной или финансовой заинтересованности в результате одобрения или отклонения объекта;

      2) наличия совместных публикаций с автором проекта, включая соавторство за последние три года, непосредственного участия при подготовке заявки, планирования совместных публикаций по результатам исследования и применения этих результатов;

      3) непосредственного руководства над исполнителем научного проекта и (или) программы, нахождения в его подчинении или оказания ему консультационных услуг в течение последних трех лет;

      4) работы в той же организации, что и исполнитель научного проекта и (или) программы;

      5) наличия случаев аффилированности согласно пункту 16 настоящего Положения.

  Приложение 1
к Положению о национальных
научных советах
  Форма

      Оценочный лист заявки по грантовому финансированию научных исследований
________________________________________________________________________
                              (ИРН и наименование объекта)
1. Содержание научного проекта
Максимальный итоговый балл – 15 баллов.

Наименование критериев оценки

Баллы*

Оценка члена совета, баллов

1.

Актуальность исследований для повышения уровня научно-исследовательских работ и методологических подходов, используемых для решения поставленных задач

До 3 баллов, где:
высокая – 3 балла
низкая – 0 баллов


2.

Степень влияния результатов исследований на научно-технический потенциал и конкурентоспособность научных организаций и их коллективов, ученых

До 3 баллов, где:
высокая – 3 балла
низкая – 0 баллов


3.

Степень разработанности проекта, то есть наличие задела у исполнителей для выполнения исследований в соответствии с заявляемыми параметрами

До 3 баллов, где:
высокая – 3 балла
низкая – 0 баллов


4.

Практическая значимость результатов исследований, то есть степень их готовности для коммерциализации или применения в ином качестве для решения актуальных задач социально-экономического и научно-технического развития Республики Казахстан

До 3 баллов, где:
высокая – 3 балла
низкая – 0 баллов


5.

Дублирование проекта с ранее профинансированными исследованиями из государственного бюджета по цели и задачам, ожидаемым результатам и составу исполнителей (при проведении схожих исследований)

До 3 баллов, где:
низкая – 3 балла
высокая – 0 балл


Общий балл (сумма баллов по критериям оценки)



      Член Национального научного совета ________________________________________
                                                      (наименование ННС)
                                                ____________________________
                                                            (Ф.И.О. члена ННС)
      * – Баллы определяются экспертами индивидуально, исходя из их профессионального
суждения, на основе заявки, заключения ГНТЭ и других материалов, представленных
центром экспертизы в соответствии с Правилами государственной научно-технической
экспертизы
      2. Объем финансирования научного проекта

Показатель

Объем финансирования проекта, тыс. тенге

Запрашиваемая заявителем сумма

Мнения экспертов ГНТЭ, подтвержденные оценкой обоснованности цен

Позиция члена ННС (указать один из вариантов ГНТЭ)

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

1.

Всего (на весь период реализации проекта)






1.1.

20___ год (1-й год)






1.2.

20___ год (2-й год)






1.3.

20___ год (3-й год)






      Член Национального научного совета _________________________________________
                                                      (наименование ННС)
                                                      ___________________________
                                                            (Ф.И.О. члена ННС)

  Приложение 2
к Положению о национальных
научных советах
  Форма

      Оценочный лист заявки по программно-целевому финансированию
      _________________________________________________________________
                              (ИРН и наименование объекта)
      1. Содержание научно, научно-технической программы
      Максимальный итоговый балл – 15 баллов.

Наименование критериев оценки

Баллы*

Оценка члена совета, баллов

1.

Актуальность решаемых в результате исследований задач для целей социально-экономического развития в масштабах Республики Казахстан, указанных в государственных стратегических и программных документах

До 3 баллов, где:
высокая – 3 балла
низкая – 0 баллов


2.

Степень влияния результатов исследований на соответствующую отрасль экономики, сферу общественных отношений и (или) отрасль науки

До 3 баллов, где:
высокая – 3 балла
низкая – 0 баллов


3.

Степень разработанности проекта / программы, то есть наличие задела у исполнителей для выполнения исследований в соответствии с заявляемыми параметрами

До 3 баллов, где:
высокая – 3 балла
низкая – 0 баллов


4.

Практическая значимость результатов исследований, то есть степень их готовности для коммерциализации или применения в ином качестве для решения актуальных задач социально-экономического и научно-технического развития Республики Казахстан

До 3 баллов, где:
высокая – 3 балла
низкая – 0 баллов


5.

Дублирование программы с ранее профинансированными исследованиями из государственного бюджета по цели и задачам, ожидаемым результатам и составу исполнителей (при проведении схожих исследований)

До 3 баллов, где:
низкая – 3 балла
высокая – 0 балл


Общий балл (сумма баллов по критериям оценки)



      Член Национального научного совета _________________________________________
                                                      (наименование ННС)
                                                      _________________________
                                                            (Ф.И.О. члена ННС)
      * – Баллы определяются экспертами индивидуально, исходя из их профессионального
суждения, на основе заявки, заключения ГНТЭ и других материалов, представленных
центром экспертизы в соответствии с Правилами государственной научно-технической
экспертизы
      2. Объем финансирования научно, научно-технической программы

Показатель

Объем финансирования программы, тыс. тенге

Запрашиваемая заявителем сумма

Мнения экспертов ГНТЭ, подтвержденные оценкой обоснованности цен

Мнение члена ННС (указать один из вариантов экспертов ГНТЭ)

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

1.

Всего (на весь период реализации программы)






1.1.

20___ год (1-й год)






1.2.

20___ год (2-й год)






1.3.

20___ год (3-й год)






      Член Национального научного совета _________________________________________
                                                      (наименование ННС)
                                                      ___________________________
                                                            (Ф.И.О. члена ННС)

  Приложение 3
к Положению о национальных
научных советах
  Форма

      Национальный научный совет "______________________________________________"
                                    (наименование Национального научного совета)
                  Заключение №__________ от "_____" _______________ года
                              на заявку по грантовому финансированию
_______________________________________________________________________________
                                          (ИРН и наименование объекта)
      1. Содержание научного проекта
      Максимальный итоговый балл – 15 баллов (19 баллов для прикладных научных
      исследований).

Наименование критерие воценки

Средний балл*

1.

Актуальность исследований для повышения уровня научно-исследовательских работ и методологических подходов, используемых для решения поставленных задач


2.

Степень влияния результатов исследований на научно-технический потенциал и конкурентоспособность научных организаций и их коллективов, ученых


3.

Степень разработанности проекта, то есть наличие задела у исполнителей для выполнения исследований в соответствии с заявляемыми параметрами


4.

Практическая значимость результатов исследований, то есть степень их готовности для коммерциализации или применения в ином качестве для решения актуальных задач социально-экономического и научно-технического развития Республики Казахстан


5.

Дублирование проекта с ранее профинансированными исследованиями из государственного бюджета по цели и задачам, ожидаемым результатам и составу исполнителей (при проведении схожих исследований)


Общий балл по результатам оценки членами Национального научного совета


      * – Средний балл по каждому критерию определяется как среднее значение баллов по соответствующему критерию, выставленных каждым из членов совета

      Дополнительный критерий:

1

Наличие софинансирования со стороны частного сектора или других потребителей научных результатов проекта (только для прикладных научных исследований)

Из расчета 1 балл за каждые 5% софинансирования от общей стоимости проекта, но в совокупности не более 4 баллов


Итоговый балл



      2. Объем финансирования научного проекта

Показатель

Объем финансирования проекта, тыс. тенге

Запрашиваемая заявителем сумма

Решение ННС

Обоснование

1.

Всего (20___ - 20___ гг.)




1.1.

20___ год (1-й год)




1.2.

20___ год (2-й год)




1.3.

20___ год (3-й год)




      Председатель Национального научного совета
      ________________________________________________________________
                              (наименование ННС)
                                          ________________________________
                                                (Ф.И.О. председателя)
      "Подлинность приложения и соблюдение установленных процедур при принятии
      решений подтверждаю".
      Секретарь Национального научного совета
      _____________________________________________
                        (наименование ННС)
                                                ______________________________**
                                                            (Ф.И.О. секретаря)
      ** – Каждая страница подлежит парафированию секретарем Национального научного
      совета

  Приложение 4
к Положению о национальных
научных советах
  Форма

      Национальный научный совет "______________________________________________"
                                    (наименование Национального научного совета)
                        Заключение №__________ от "_____" _______________ года
                              на заявку по программно-целевому финансированию
________________________________________________________________________________
                                          (ИРН и наименование объекта)
      1. Содержание научно, научно-технической программы
      Максимальный итоговый балл – 15 баллов (19 баллов для прикладных научных
      исследований).

Наименование критериев оценки

Средний балл*

1.

Актуальность решаемых в результате исследований задач для целей социально-экономического развития в масштабах Республики Казахстан, указанных в государственных стратегических и программных документах


2.

Степень влияния результатов исследований на соответствующую отрасль экономики, сферу общественных отношений и (или) отрасль науки


3.

Степень разработанности проекта / программы, то есть наличие задела у исполнителей для выполнения исследований в соответствии с заявляемыми параметрами


4.

Практическая значимость результатов исследований, то есть степень их готовности для коммерциализации или в ином качестве для решения актуальных задач социально-экономического и научно-технического развития Республики Казахстан


5.

Дублирование программы с ранее профинансированными исследованиями из государственного бюджета по цели и задачам, ожидаемым результатам и составу исполнителей (при проведении схожих исследований)


Общий балл по результатам оценки членами Национального научного совета


      *– Средний балл по каждому критерию определяется как среднее значение баллов по соответствующему критерию, выставленных каждым из членов совета

      Дополнительный критерий:

1.

Наличие софинансирования со стороны частного сектора или других потребителей научных результатов программы (только для прикладных научных исследований)

Из расчета 1 балл за каждые 5% софинансирования от общей стоимости проекта, но в совокупности не более 4 баллов


Итоговый балл



      2. Объем финансирования программы

№№

Показатель

Объем финансирования программы, тыс. тенге

Запрашиваемая заявителем сумма

Рекомендуемая сумма ННС

Обоснование

1.

Всего (20___ - 20___ гг.)




1.1.

20___ год (1-й год)




1.2.

20___ год (2-й год)




1.3.

20___ год (3-й год)




      Председатель Национального научного совета
      ___________________________________________
                        (наименование ННС)
                                                ________________________________
                                                      (Ф.И.О. председателя)
      "Подлинность приложения и соблюдение установленных процедур при принятии решений подтверждаю".
      Секретарь Национального научного совета
      ______________________________________
                  (наименование ННС)
                                                ______________________________**
                                                            (Ф.И.О. секретаря)
      ** – Каждая страница подлежит парафированию секретарем Национального научного совета

  Приложение 5
к Положению о национальных
научных советах
  Форма

      Приложение №_________
                        к протоколу заседания Национального научного совета
                  __________________________________________________________
                                          (наименование ННС)
                                    Объем финансирования объектов,
представленных на конкурс ______________________________________________
                        (наименование конкурса и органа, объявившего его)

ИРН объекта*

Заявитель

Объем финансирования, тыс. тенге

Заявленный, всего

Поддержанный ННС, всего

В том числе по годам, тыс. тенге

Первый год

Обоснование (постатейно, с указанием сокращенных расходов)

Второй год

Обоснование (постатейно, с указанием сокращенных расходов)

Третий год

Обоснование (постатейно, с указанием сокращенных расходов)

1.











2.











3.











Итого









      Председатель Национального научного совета                   ___________________
                                                            (Ф.И.О. председателя)
      "Подлинность приложения и соблюдение установленных процедур при принятии решений подтверждаю"
      Секретарь совета                               _______________________________**
                                                            (Ф.И.О. секретаря)
      * – Индивидуальный регистрационный номер объекта ГНТЭ, присваиваемый при его подаче заявителем на грантовое или программно-целевое
      финансирование за счет средств бюджета через информационную систему организатора
      ** – Каждая страница подлежит парафированию секретарем Национального научного совета

  Приложение 6
к Положению о национальных
научных советах
  Форма

      Оценочный лист заявки по грантовому финансированию проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности
_______________________________________________________________________________
                                    (Наименование объекта)
      Максимальный итоговый балл – 30 баллов.

Наименование критериев оценки

Баллы

Оценка члена ННС

1.

Соответствие результата научной и (или) научно-технической деятельности цели заявляемого проекта

До 5 баллов, где:
высокая - 5 баллов
низкая - 0 баллов


2.

Оценка качества ранее проведенной заявителем научной работы по предлагаемому проекту

До 5 баллов, где:
высокая - 5 баллов
низкая - 0 баллов


3.

Запланировано ли в рамках реализации проекта заключение сделок по передаче прав на объекты интеллектуальной собственности

До 5 баллов, где:
- за каждую 1 сделку по 1 баллу;
- отсутствие – 0 баллов.


4.

Экономическая эффективность

До 5 баллов, где:
высокая - 5 баллов
низкая - 0 баллов


5.

Уровень софинансирования

До 5 баллов, где соотношение софинансирования к запрашиваемой сумме гранта:
- 100% и выше – 5 баллов;
- от 51 до 99% - 4 балла;
- от 31 до 50% - 3 балла;
- от 21 до 30% - 2 балла;
- от 11 до 20% - 1 балл;
- 10% – 0 баллов.


6.

География предполагаемого рынка сбыта продукции/услуг в рамках реализации проекта

До 5 баллов, где:
- запланирован вывод продукта/услуг на зарубежные рынки – 5 баллов;
- запланирован вывод продукта/услуг на рынок 1 зарубежной страны – 4 балла;
- рассчитан на весь Казахстан – 3 балла;
- рассчитан на определенный регион Казахстана – 2 балла;
- рынок не определен – 0 баллов


Общий балл (сумма баллов по критериям оценки)



      Член Национального научного совета ________________________________________
                                                (наименование ННС)
                                                      __________________________
                                                            (Ф.И.О. члена ННС)

  Приложение 7
к Положению о национальных
научных советах
  Форма

      Национальный научный совет "______________________________________________"
                                    (наименование Национального научного совета)
                  Заключение №__________ от "_____" _______________ года
      на заявку по грантовому финансированию проектов коммерциализации научной и
                              (или) научно-технической деятельности
      _________________________________________________________________________
                                          (Наименование объекта)
      Максимальный итоговый балл – 102 балла.

Наименование критериев оценки

Общий балл

1.

Соответствие результата научной и (или) научно-технической деятельности цели заявляемого проекта


2.

Оценка качества ранее проведенной заявителем научной работы по предлагаемому проекту


3.

Запланировано ли в рамках реализации проекта заключение сделок по передаче прав на объекты интеллектуальной собственности


4.

Экономическая эффективность


5.

Уровень софинансирования


6.

География предполагаемого рынка сбыта продукции/услуг в рамках реализации проекта


Общий балл по результатам оценки членами Национального научного совета


      Объем финансирования проекта коммерциализации научной и (или) научно-технической деятельности

№№

Показатель

Объем финансирования проекта, тыс. тенге

Запрашиваемая заявителем сумма

Решение ННС

Обоснование

1.

Всего (20___ - 20___ гг.)




1.1.

20___ год (1-й год)




1.2.

20___ год (2-й год)




1.3.

20___ год (3-й год)




      Председатель Национального научного совета
      ______________________________________________________________
                              (наименование ННС)
                                                ________________________________
                                                      (Ф.И.О. председателя)
      "Подлинность приложения и соблюдение установленных процедур при принятии решений подтверждаю".
      Секретарь Национального научного совета
      ________________________________________________________________
                                    (наименование ННС)
                                                ______________________________**
                                                      (Ф.И.О. секретаря)
      ** – Каждая страница подлежит парафированию секретарем Национального научного совета