В соответствии с подпунктом 15) статьи 10, пунктом 4 статьи 34 Закона Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года "О государственной службе Республики Казахстан" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
Б. Сагинтаев |
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2018 года № 125 |
Правила подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих
1. Настоящие Правила подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 15) статьи 10, пунктом 4 статьи 34 Закона Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года "О государственной службе Республики Казахстан" (далее – Закон) и определяют порядок подготовки по программам послевузовского образования, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих по программам дополнительного образования в организациях образования, предусмотренным настоящими Правилами.
Глава 1. Подготовка и переподготовка государственных служащих
2. Подготовка государственных служащих осуществляется на основе государственного образовательного заказа по направлению государственного органа в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан (далее – Академия государственного управления) и Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан (далее – Академия правосудия).
Срок обучения по программам послевузовского образования и порядок поступления на обучение определяются Правилами приема на обучение, утвержденными соответствующими организациями образования.
В случае направления государственным органом государственного служащего на обучение в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования, ему предоставляется отпуск без сохранения заработной платы и за ним сохраняется место работы (должность).
Государственным служащим, успешно завершившим обучение, выдается документ, подтверждающий полное освоение профессиональной образовательной программы послевузовского образования.
3. Переподготовка лиц, впервые поступивших на административную государственную службу корпуса "Б" либо назначенных впервые на руководящую административную должность корпуса "Б", осуществляется в Академии государственного управления и ее филиалах (далее – филиалы).
4. В Академии государственного управления проходят переподготовку государственные служащие корпуса "Б" групп категорий "А", "В", категорий С-1, С-2, С-3, С-4, С-5, С-О-1, С-О-2, D-1, D-2, D-3, D-O-1, D-O-2, Е-1, Е-2, за исключением государственных служащих категорий С-1, С-2, С-3, С-4, С-5, государственных органов, расположенных в городе Алматы, для которых допускается прохождение переподготовки в филиале Академии государственного управления.
В филиалах Академии государственного управления проходят переподготовку государственные служащие корпуса "Б" категорий С-О-3, С-О-4, С-О-5, С-О-6, C-R-1, C-R-2, C-R-3, C-R-4, C-R-5, D-4, D-5, D-O-3, D-О-4, D-О-5, D-О-6, E-3, E-4, E-5, E-R-1, E-R-2, E-R-3, E-R-4, E-R-5, E-G-1, E-G-2, E-G-3, E-G-4.
Сноска. Пункт 4 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 29.12.2018 № 930 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).5. Государственные служащие направляются на переподготовку не позднее шести месяцев со дня назначения на должность.
6. Государственные служащие, впервые поступившие на административную государственную службу корпуса "Б", проходят переподготовку в очной и/или комбинированной (очно–дистанционной) формах.
7. Государственные служащие, впервые назначенные на руководящую административную государственную должность корпуса "Б", проходят переподготовку в очной форме. От переподготовки освобождаются лица, которые имеют не менее 1 (одного) года опыта работы на руководящих должностях в предыдущих сферах деятельности в квазигосударственном секторе и/или на гражданской службе.
8. Продолжительность сроков переподготовки составляет не менее120 академических часов.
9. Государственным служащим, успешно завершившим переподготовку, выдается документ, подтверждающий завершение курсов переподготовки.
В документе, подтверждающем завершение курсов переподготовки, указываются сведения о государственном служащем, прошедшем переподготовку (фамилия, имя, отчество при наличии), наименование учебного заведения, в котором проходил переподготовку государственный служащий, название курса переподготовки, количество академических часов и период курсов переподготовки, должность, фамилия, имя, отчество при наличии, подпись уполномоченного лица учебного заведения, номер удостоверения о переподготовке, город, в котором проходила переподготовка, и печать учебного заведения.
10. Если государственный служащий проходит переподготовку с отрывом от производства, то на этот период за ним сохраняется заработная плата.
Глава 2. Повышение квалификации государственных служащих
11. Повышение квалификации политических государственных служащих и административных государственных служащих корпуса "А" осуществляется в Академии государственного управления.
12. Административные государственные служащие корпуса "А" проходят повышение квалификации не реже одного раза в три года.
Повышение квалификации проводится по направлению, соответствующему функциональным обязанностям государственного служащего.
13. Повышение квалификации политических государственных служащих и административных государственных служащих корпуса "А" может осуществляться по учебным программам Академии государственного управления и ее филиалов с приглашением иностранных преподавателей.
14. В Академии государственного управления проходят повышение квалификации служащие корпуса "Б" групп категорий А, В, категорий С-1, С-2, С-3, С-4, С-5, С-О-1, С-О-2, D-1, D-2, D-3, D-О-1, D-O-2, Е-1, Е-2.
В филиалах Академии государственного управления проходят повышение квалификации служащие корпуса "Б" категорий С-О-3, С-О-4, С-О-5, С-О-6, C-R-1, C-R-2, C-R-3, C-R-4, C-R-5, D-4, D-5, D-О-3, D-O-4, D-O-5, D-O-6, E-3, E-4, E-5, E-R-1, E-R-2, E-R-3, E-R-4, E-R-5, E-G-1, E-G-2, E-G-3, E-G-4.
Сотрудники судебной системы также могут проходить повышение квалификации в Академии правосудия.
15. Служащие корпуса "Б" проходят повышение квалификации:
1) не реже одного раза в три года;
2) в случае получения оценки "неудовлетворительно" по итогам года в течение трех месяцев по результатам оценки деятельности служащих.
Повышение квалификации в случаях, предусмотренных подпунктом 1) настоящего пункта, проводится по направлению, соответствующему функциональным обязанностям и нацеленному на развитие компетенций государственного служащего.
Повышение квалификации в случаях, предусмотренных подпунктом 2) настоящего пункта, проводится по направлению, по которому деятельность государственного служащего признана неудовлетворительной.
16. Продолжительность повышения квалификации составляет от 8 до 80 академических часов, за исключением повышения квалификации в иностранных и международных организациях образования.
17. Административные государственные служащие, прошедшие курсы переподготовки, направляются на семинары по повышению квалификации не позднее трех лет со дня завершения курсов переподготовки.
18. Повышение квалификации государственных служащих может осуществляться по учебным программам Академии государственного управления с привлечением иностранных преподавателей.
19. Государственным служащим, успешно завершившим повышение квалификации, выдается документ, подтверждающий завершение повышения квалификации.
В документе, подтверждающем завершение повышения квалификации, указываются сведения о государственном служащем, прошедшем повышение квалификации (фамилия, имя, отчество при наличии), наименование учебного заведения, в котором проходил повышение квалификации государственный служащий, направление повышения квалификации, количество академических часов и период повышения квалификации, должность, фамилия, имя, отчество при наличии, подпись уполномоченного лица учебного заведения, номер сертификата, город, в котором проходило повышение квалификации, и печать учебного заведения.
20. В случаях выделения средств и технической помощи международными организациями, правительствами иностранных государств или иными организациями, либо иных средств, не запрещенных действующим законодательством Республики Казахстан, государственный орган направляет на повышение квалификации государственного служащего, функциональные обязанности которого соответствуют тематике повышения квалификации.
21. Если государственный служащий проходит повышение квалификации с отрывом от производства, то на этот период за ним сохраняется заработная плата.
Глава 3. Координация деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных служащих
22. В целях выработки предложений по совершенствованию организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации при уполномоченном органе по делам государственной службы образуется координационный совет. Положение и состав координационного совета утверждаются уполномоченным органом по делам государственной службы.
23. Службы управления персоналом (кадровые службы) центральных государственных органов, их ведомств и территориальных подразделений не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют посредством интегрированной информационной системы "е-кызмет" или иных информационных систем в уполномоченный орган по делам государственной службы отчет о государственных служащих, прошедших переподготовку и повышение квалификации, по форме, установленной уполномоченным органом по делам государственной службы.
Службы управления персоналом (кадровые службы) местных исполнительных и представительных органов не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют посредством интегрированной информационной системы "е-кызмет" или иных информационных систем в территориальные подразделения уполномоченного органа по делам государственной службы отчет о государственных служащих, прошедших переподготовку и повышение квалификации, по форме, установленной уполномоченным органом по делам государственной службы.
Глава 4. Порядок осуществления отработки государственных служащих, завершивших обучение в рамках государственного заказа, в государственном органе и на государственной службе
24. Государственный служащий после завершения обучения по программам послевузовского образования осуществляет трудовую деятельность на государственной службе не менее трех лет, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан, при этом не менее одного года непосредственно после завершения обучения он осуществляет трудовую деятельность в государственном органе, направившем его на обучение.
25. Обязательство государственного служащего, предусмотренное пунктом 24 Правил, прекращается досрочно без возмещения бюджетных средств, выделенных на его обучение и связанных с обучением затрат, в случаях:
1) смерти государственного служащего, подтверждаемой соответствующими документами;
2) прекращения государственной службы на основании подпункта 3) пункта 1 статьи 61 Закона Республики Казахстан "О государственной службе Республики Казахстан".
26. Государственный служащий после завершения обучения по программам послевузовского образования возвращается на государственную службу для отработки не позже 30 (тридцать) календарных дней со дня выдачи документа, подтверждающего его завершение.
27. Отсчет срока отработки в государственном органе, направившем государственного служащего на обучение в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования, начинается с момента издания акта государственного органа о выходе на работу государственного служащего, за которым сохранялось место работы.
28. В случае реорганизации государственного органа, направившего государственного служащего на обучение, отработка осуществляется в реорганизованном государственном органе.
При реорганизации государственного органа руководством вновь образованного государственного органа предлагается государственная должность административным государственным служащим реорганизованного государственного органа в соответствии с их квалификацией.
Государственным органом, которому переданы функции, полномочия и (или) штатные единицы другого государственного органа, в том числе ликвидированного (упраздненного) или реорганизованного государственного органа, предлагаются государственные должности административным государственным служащим, выполнявшим переданные функции, полномочия и (или) занимавшим данные штатные единицы, в соответствии с их квалификацией.
Изменение структуры управления, переименование должностей, сокращение штата государственного органа без фактического сокращения численности и (или) существенного изменения условий труда не являются основаниями для прекращения государственной службы административным государственным служащим.
В случае отсутствия равнозначной должности, с согласия государственного служащего ему может быть предложена нижестоящая государственная должность, предусмотренная штатным расписанием государственного органа.
29. В случае упразднения (ликвидации) государственного органа, направившего государственного служащего на обучение, государственный служащий после завершения обучения три года осуществляет трудовую деятельность на государственной службе.
30. Условия об отработке на государственной службе и в государственном органе после завершения обучения в Академии правосудия, иные обязательства государственного служащего отражаются в соответствующем договоре на обучение, предусмотренном Правилами приема на обучение в Академию правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан.
Условия об отработке на государственной службе и в государственном органе после завершения обучения в Академии государственного управления, иные обязательства государственного служащего, в том числе обязательство государственного служащего, обучающегося по программе докторантуры, по защите докторской диссертации на диссертационном совете в течение трех лет после завершения обучения, отражаются в соответствующем договоре на обучение, предусмотренном Правилами приема на обучение в Академию государственного управления при Президенте Республики Казахстан.
Неисполнение вышеуказанных обязательств влечет возмещение государственным служащим государству бюджетных средств, выделенных на его обучение и связанных с обучением затрат, пропорционально неисполненным обязательствам.
Глава 5. Иные вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих
31. Уполномоченный орган по делам государственной службы планирует расходы на проведение подготовки, переподготовки и повышения квалификации в Академии государственного управления согласно требованиям бюджетного законодательства Республики Казахстан.
32. Местные исполнительные органы планируют расходы на проведение переподготовки и повышения квалификации согласно требованиям бюджетного законодательства Республики Казахстан.
33. Администраторы бюджетных программ планируют расходы на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.
Повышение квалификации осуществляется в соответствии с требованиями государственных органов, за исключением повышения квалификации в иностранных и международных организациях образования.
В случае создания единой службы управления персоналом (кадровой службы), администратором бюджетной программы по переподготовке и повышению квалификации будет являться государственный орган, в структуре которого она состоит.