В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Бюджетного кодекса Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Сноска. Преамбула - в редакции постановления Правительства РК от 10.02.2023 № 113 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемые Правила разработки проекта республиканского бюджета.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
Б. Сагинтаев |
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 августа 2017 года № 502 |
Правила разработки проекта республиканского бюджета
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки проекта республиканского бюджета (далее – Правила) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и определяют порядок разработки проекта республиканского бюджета.
Сноска. Пункт 1 – в редакции постановления Правительства РК от 08.04.2022 № 201.2. Процесс разработки проекта республиканского бюджета включает в себя следующие этапы:
1) разработка проекта прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан и его одобрение Правительством Республики Казахстан;
2) определение лимитов расходов администраторов республиканских бюджетных программ;
3) разработка проектов планов развития государственных органов или проектов изменений и дополнений в планы развития государственных органов, проектов бюджетных программ центральных государственных органов, проектов бюджетных программ администраторов республиканских бюджетных программ, не разрабатывающих планы развития государственных органов, бюджетных заявок администраторов республиканских бюджетных программ и их рассмотрение Республиканской бюджетной комиссией;
4) разработка проекта закона о республиканском бюджете.
Сноска. Пункт 2 - в редакции постановления Правительства РК от 31.03.2021 № 192 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 08.04.2022 № 201. Глава 2. Разработка проекта прогноза социально-экономического
развития Республики Казахстан
3. Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан разрабатывается центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
4. Порядок и сроки разработки прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан определяются центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
Глава 3. Определение лимитов расходов администраторов республиканских бюджетных программ
Сноска. Заголовок главы 3 - в редакции постановления Правительства РК от 31.03.2021 № 192 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
5. Лимиты расходов администраторов республиканских бюджетных программ определяются центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
Лимиты расходов администраторов республиканских бюджетных программ, разрабатывающих планы развития государственных органов, определяются на основе национальных проектов, проектов планов развития государственных органов или проектов изменений и дополнений в планы развития государственных органов с учетом предложений Республиканской бюджетной комиссии к заключениям центрального уполномоченного органа по государственному планированию, оценки реализации планов развития государственных органов и бюджетных программ, оценки социально-экономического эффекта бюджетных расходов за предыдущий год.
Лимиты расходов администраторов республиканских бюджетных программ, не разрабатывающих планы развития государственных органов, определяются на основе национальных проектов, полномочий, определенных в положении о государственном органе, оценки реализации бюджетных программ, оценки социально-экономического эффекта бюджетных расходов за предыдущий год.
Сноска. Пункт 5 – в редакции постановления Правительства РК от 08.04.2022 № 201.6. Порядок определения лимитов расходов администраторов бюджетных программ определяется центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
Сноска. Пункт 6 - в редакции постановления Правительства РК от 31.03.2021 № 192 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 4. Разработка проектов планов развития государственных органов или проектов изменений и дополнений в планы развития государственных органов, проектов бюджетных программ центральных государственных органов, проектов бюджетных программ администраторов республиканских бюджетных программ, не разрабатывающих планы развития государственных органов, бюджетных заявок администраторов республиканских бюджетных программ
Сноска. Заголовок главы 4 – в редакции постановления Правительства РК от 08.04.2022 № 201.
7. Для планирования расходов бюджета администраторы республиканских бюджетных программ, разрабатывающие планы развития государственных органов, представляют:
1) в срок до 15 марта текущего финансового года в центральный уполномоченный орган по государственному планированию проекты планов развития государственных органов или проекты изменений и дополнений в планы развития государственных органов, проекты бюджетных программ, одобренные ведомственной бюджетной комиссией;
расчет финансовой потребности для достижения целей и целевых индикаторов проектов планов развития государственных органов;
2) в срок до 15 мая текущего финансового года в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию проекты планов развития государственных органов или проекты изменений и дополнений в планы развития государственных органов, имеющие положительные предложения Республиканской бюджетной комиссии, бюджетные заявки в полном объеме и проекты бюджетных программ.
Администраторы республиканских бюджетных программ, не разрабатывающие планы развития государственных органов, в срок до 15 мая текущего финансового года представляют в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию бюджетные заявки в полном объеме и проекты бюджетных программ.
В случае проведения оценки результатов, к документам, указанным в настоящем пункте, прилагаются результаты оценки.
Сноска. Пункт 7 – в редакции постановления Правительства РК от 08.04.2022 № 201.8. При рассмотрении бюджетных заявок администраторов республиканских бюджетных программ на соответствующий плановый период в порядке, определяемом центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, учитываются:
1) результаты исполнения республиканского бюджета за истекший финансовый год путем анализа исполнения бюджетных программ в истекшем финансовом году и сопоставления их с суммами бюджетных программ, представленными в бюджетной заявке на следующий плановый период, причины, повлекшие неосвоение бюджетных средств по каждой бюджетной программе;
2) прогнозная консолидированная финансовая отчетность по республиканскому бюджету;
3) отчеты о реализации планов развития государственных органов за отчетный финансовый год, представленные администраторами республиканских бюджетных программ, и результаты оценки эффективности достижения целей планов развития государственных органов и показателей бюджетных программ;
4) выводы и рекомендации, данные Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан к отчету Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета за истекший финансовый год в части рассмотрения заявленных администраторами республиканских бюджетных программ расходов на предмет их обоснованности;
5) по государственным инвестиционным проектам – наличие документации в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан, а также результаты мониторинга и оценки с учетом долгосрочных показателей экономической и социальной отдачи от реализации бюджетных инвестиций;
6) по бюджетным кредитам – выполнение условий кредитного договора и использование бюджетного кредита по целевому назначению;
7) по целевым трансфертам на развитие – анализ достижения прямых и конечных результатов местных бюджетных инвестиций, предусмотренных в проектах бюджетных программ по целевым трансфертам на развитие.
Сноска. Пункт 8 – в редакции постановления Правительства РК от 08.04.2022 № 201; с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 13.02.2023 № 121 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).9. План развития государственного органа разрабатывается каждые три года на пятилетний период на основе вышестоящих документов Системы государственного планирования, прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 9 – в редакции постановления Правительства РК от 08.04.2022 № 201.10. Расходы республиканского бюджета подразделяются на базовые расходы и расходы на новые инициативы.
Базовыми расходами являются расходы постоянного характера, капитальные расходы, а также расходы на начатые (продолжающиеся) бюджетные инвестиции и выполнение принятых государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства, в том числе государственных концессионных обязательств.
Расходами постоянного характера являются расходы, связанные с выполнением государственных функций, полномочий и оказанием государственных услуг, а также с выплатами трансфертов и другими обязательствами государства.
К расходам на новые инициативы относятся расходы, направленные на:
1) реализацию новых направлений общенациональных приоритетов в соответствии с документами Системы государственного планирования, в последующем финансируемых по новым бюджетным программам;
2) увеличение базовых расходов, не связанное с изменением макроэкономических и социальных показателей и предусматривающее дополнительные направления расходования бюджетных средств (расширение объема выполняемых государственных функций, полномочий и оказываемых государственных услуг) в рамках существующих бюджетных программ.
Сноска. Пункт 10 – в редакции постановления Правительства РК от 08.04.2022 № 201.11. Объемы расходов республиканского бюджета на базовые расходы и новые инициативы распределяются между администраторами республиканских бюджетных программ Республиканской бюджетной комиссией на основании предложений центрального уполномоченного органа по государственному планированию.
Базовые расходы определяются на основе утвержденных объемов расходов второго и третьего годов текущего планового периода с добавлением прогнозных объемов на третий год очередного планового периода, рассчитанных на основе существующей структуры расходов и прогнозных макроэкономических показателей.
Расходы на новые инициативы подлежат распределению между администраторами республиканских бюджетных программ с учетом приоритетов развития страны, обозначенных в документах Системы государственного планирования, результатов бюджетного мониторинга отчетного финансового года, отчетов о реализации плана развития государственного органа за отчетный финансовый год, оценки результатов.
Сноска. Пункт 11 – в редакции постановления Правительства РК от 08.04.2022 № 201.12. Планирование расходов на новые инициативы администратора бюджетных программ по увеличению базовых расходов осуществляется за счет перераспределения средств базовых расходов этого администратора бюджетных программ, утвержденных в законе о республиканском бюджете в предыдущий плановый период.
Сноска. Пункт 12 - в редакции постановления Правительства РК от 31.03.2021 № 192 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).13. Если по отдельным бюджетным программам сумма расходов второго и третьего годов предыдущего планового периода не меняется по сравнению с суммой, утвержденной по данным программам в законе о республиканском бюджете, то расчеты по видам расходов по данным программам (подпрограммам) не составляются.
Расчеты по видам расходов по данным программам составляются только на третий год.
Если по отдельным бюджетным программам сумма расходов второго и (или) третьего годов предыдущего планового периода меняется по сравнению с суммой, утвержденной по данным программам в законе о республиканском бюджете, то расчеты по видам расходов составляются и представляются по данным программам (подпрограммам) в разрезе годов планируемого планового периода.
14. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию с учетом результатов оценки эффективности достижения целей планов развития государственных органов и показателей бюджетных программ рассматривает:
1) проекты планов развития государственных органов или проекты изменений и дополнений в планы развития государственных органов на предмет их соответствия вышестоящим документам Системы государственного планирования, обеспечения достижения целей и целевых индикаторов вышестоящих документов Системы государственного планирования, степени достижимости целевых индикаторов, влияния на социально-экономическое развитие страны;
2) проекты бюджетных программ администраторов республиканских бюджетных программ, разрабатывающих планы развития государственных органов, на предмет правильности выбора показателей результатов, наличия взаимоувязки показателей результатов бюджетных программ с целевыми индикаторами плана развития государственного органа, степени достижимости показателей результатов.
Центральный уполномоченный орган по государственному планированию по результатам рассмотрения проектов планов развития государственных органов или проектов изменений и дополнений в планы развития государственных органов, проектов бюджетных программ формирует заключения согласно форме, утвержденной уполномоченным органом по государственному планированию, и направляет не позднее 15 апреля текущего финансового года центральному уполномоченному органу по бюджетному планированию для вынесения на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии и администраторам бюджетных программ.
Проекты планов развития государственных органов или проекты изменений и дополнений в планы развития государственных органов дорабатываются администраторами республиканских бюджетных программ с учетом предложений Республиканской бюджетной комиссии и вносятся в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию согласно пункту 7 настоящих Правил.
Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию с учетом результатов анализа исполнения бюджета за отчетный финансовый год, а также результатов оценки эффективности достижения целей планов развития государственных органов и показателей бюджетных программ рассматривает:
1) бюджетные заявки администраторов бюджетных программ на предмет их соответствия бюджетному и иному законодательству Республики Казахстан, прогнозу социально-экономического развития, действующим натуральным нормам и проектам бюджетных программ, при этом при рассмотрении бюджетных заявок также используется база данных цен на товары, работы, услуги, установленная законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, в качестве ориентира при расчете по видам расходов по каждой бюджетной программе;
2) показатели проектов бюджетных программ администраторов бюджетных программ, разрабатывающих планы развития государственных органов, на предмет их взаимосвязи с целями и целевыми индикаторами плана развития государственного органа;
3) показатели проектов бюджетных программ администраторов бюджетных программ, не разрабатывающих планы развития государственных органов, на предмет их соответствия функциям, полномочиям, направлениям деятельности администратора бюджетных программ.
Сноска. Пункт 14 – в редакции постановления Правительства РК от 08.04.2022 № 201.15. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию по итогам рассмотрения проектов планов развития государственных органов или проектов изменений и дополнений в планы развития государственных органов, бюджетных заявок, проектов бюджетных программ администраторов республиканских бюджетных программ формирует заключения по бюджетным заявкам и проектам бюджетных программ.
Заключения центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию по проектам бюджетных программ формируются с учетом заключений центрального уполномоченного органа по государственному планированию и предложений Республиканской бюджетной комиссии по проектам планов развития государственных органов или проектам изменений и дополнений в планы развития государственных органов.
Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию вносит на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии заключения по бюджетным заявкам и проектам бюджетных программ.
Бюджетная заявка Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан направляется для рассмотрения в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию, который готовит заключение на нее и включает в проект республиканского бюджета без внесения изменений.
Разногласия между администраторами бюджетных программ и центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию рассматриваются Республиканской бюджетной комиссией.
Расходы на реализацию национальных проектов включаются в проект бюджета с учетом приоритетности мероприятий национальных проектов и соблюдением принципов бюджетной системы.
Республиканская бюджетная комиссия рассматривает материалы, указанные в пункте 14 и настоящем пункте Правил, и вырабатывает по ним предложения.
Сноска. Пункт 15 – в редакции постановления Правительства РК от 08.04.2022 № 201; с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 13.02.2023 № 121 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).16. Республиканская бюджетная комиссия рассматривает подготовленные центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию к рассмотрению материалы в соответствии с планом-графиком, составляемым рабочим органом Республиканской бюджетной комиссии и согласуемым с председателем Республиканской бюджетной комиссии. Согласованный с председателем Республиканской бюджетной комиссии план-график доводится до администраторов республиканских бюджетных программ и Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 16 - в редакции постановления Правительства РК от 13.02.2023 № 121 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).17. Aдминистраторы республиканских бюджетных программ в соответствии с предложениями Республиканской бюджетной комиссии в срок до 1 августа текущего финансового года представляют в:
1) центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию доработанные проекты бюджетных программ и бюджетные заявки;
2) центральный уполномоченный орган по государственному планированию доработанные проекты планов развития государственных органов или проекты изменений и дополнений в планы развития государственных органов, проекты бюджетных программ администраторов республиканских бюджетных программ, разрабатывающих планы развития государственных органов.
Aдминистраторы бюджетных программ, не разрабатывающие планы развития государственных органов, в соответствии с предложениями Республиканской бюджетной комиссии в срок до 1 августа текущего финансового года представляют в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию доработанные проекты бюджетных программ и бюджетные заявки.
Сноска. Пункт 17 – в редакции постановления Правительства РК от 08.04.2022 № 201.Глава 5. Разработка проекта закона о республиканском бюджете
18. Республиканский бюджет ежегодно разрабатывается на плановый период центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию с учетом прогноза социально-экономического развития.
Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию составляет проект республиканского бюджета и вносит его на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии.
19. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию не позднее 15 августа текущего финансового года представляет проект закона о республиканском бюджете на рассмотрение в Правительство Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 19 – в редакции постановления Правительства РК от 08.04.2022 № 201.20. Проект закона о республиканском бюджете разрабатывается в соответствии со структурой бюджета, предусмотренной статьей 13 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, с учетом требований, предусмотренных статьей 71 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.
21. Проект закона о республиканском бюджете вносится Правительством Республики Казахстан в Парламент Республики Казахстан не позднее 1 сентября текущего финансового года.
Правительство Республики Казахстан одновременно с проектом закона о республиканском бюджете представляет следующие документы и материалы:
1) прогноз социально-экономического развития республики;
2) аналитический отчет о бюджетных рисках и долгосрочной устойчивости государственных финансов;
3) данные о состоянии государственного и гарантированного государством долга по видам долга за два отчетных финансовых года и на 1 июля текущего финансового года;
4) данные о привлеченных государственных и гарантированных государством займах по видам и формам за два отчетных финансовых года и на 1 июля текущего финансового года;
5) прогнозную консолидированную финансовую отчетность по республиканскому бюджету;
6) пояснительную записку, отражающую направления приоритетного бюджетного финансирования для обеспечения мер по достижению общенациональных приоритетов страны, раскрывающую решения, заложенные в проекте республиканского бюджета, а также информацию, раскрывающую расходы администратора бюджетных программ до бюджетных программ /подпрограмм, по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
В пояснительную записку также включается информация об учете рекомендаций Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан, внесенных в рамках предварительной оценки проекта республиканского бюджета.
К пояснительной записке прилагается перечень бюджетных инвестиций, в том числе направленных на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в разрезе документов Системы государственного планирования.
7) документы администраторов бюджетных программ за подписью первого руководителя администратора бюджетных программ, включающие:
проекты планов развития государственных органов или проекты изменений и дополнений в планы развития центральных государственных органов;
проекты бюджетных программ администраторов бюджетных программ;
оценку экономического эффекта от заявляемых расходов на бюджетные инвестиционные проекты, формирование и (или) увеличение уставных капиталов юридических лиц, бюджетные субсидии;
пояснительную записку администратора бюджетных программ, информацию администратора бюджетных программ по проекту республиканского бюджета, по формам согласно приложениям 2 и 3 к настоящим Правилам.
Пояснительная записка содержит:
краткое описание текущей ситуации, имеющихся проблем;
описание путей улучшения ситуации и решения проблем, достижения целей и планируемых целевых индикаторов, определенных в проекте плана развития государственного органа;
описание целей и планируемых конечных результатов бюджетных программ;
направления расходования бюджетных средств в разрезе бюджетных программ и подпрограмм, описание прямых результатов бюджетных программ;
описание исполнения бюджетных программ и достигнутых показателей результатов за два отчетных финансовых года, а также сведения (причины, последствия) об отклонении объема планируемых бюджетных средств на плановый период от объема бюджетных средств, утвержденных в законе о республиканском бюджете в предыдущий плановый период;
сведения о показателях результатов деятельности за два отчетных финансовых года субъектов квазигосударственного сектора, которым в проекте республиканского бюджета предусмотрены бюджетные средства на увеличение их уставных капиталов и (или) предоставление бюджетных кредитов;
информацию о начатых (продолжающихся) бюджетных инвестиционных проектах, включенных в проект бюджета на плановый период, с указанием расходов, выделенных и использованных за счет средств республиканского бюджета в предыдущие финансовые годы;
информацию об использовании целевых трансфертов на развитие, выделенных из республиканского бюджета, за два отчетных финансовых года в разрезе нижестоящих бюджетов с указанием наименования местных бюджетных инвестиций и расходов.
Сноска. Пункт 21 – в редакции постановления Правительства РК от 08.04.2022 № 201; с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 10.02.2023 № 113 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 13.02.2023 № 121 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Приложение 1 к Правилам разработки проекта республиканского бюджета |
|
Форма |
Сноска. Правила дополнены приложением 1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 08.04.2022 № 201.
Информация, раскрывающая расходы администратора бюджетных программ до бюджетных программ /подпрограмм
тысяч тенге
Программа | Подпрограмма | Наименование | Проект республиканского бюджета | |||
плановый период | плановый период | плановый период | ||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Итого | ||||||
Приложение 2 к Правилам разработки проекта республиканского бюджета |
|
Форма |
Сноска. Правила дополнены приложением 2 в соответствии с постановлением Правительства РК от 08.04.2022 № 201.
Пояснительная записка администратора бюджетных программ
1. На расходы администратора бюджетных программ по (количество) бюджетным программам, (количество) подпрограммам предусмотрено (общая сумма), в том числе по годам: *
плановый период – _____ тысяч тенге;
плановый период – _____ тысяч тенге;
плановый период – _____ тысяч тенге.
2. В рамках бюджета, ориентированного на результат, деятельность администратора бюджетных программ будет реализовываться по (количество) направлениям плана развития государственного органа: **
1) …;
2) …;
3) ….
3. Информация по направлению плана развития государственного органа, в том числе всего расходов по годам:
плановый период – _____ тысяч тенге;
плановый период – _____ тысяч тенге;
плановый период – _____ тысяч тенге.
1) Расходы по бюджетной программе/подпрограмме предусмотрены (общая сумма), в том числе по годам:
плановый период – _____ тысяч тенге;
плановый период – _____ тысяч тенге;
плановый период – _____ тысяч тенге;
а) цель бюджетной программы/подпрограммы;
б) направления расходов бюджетной программы/подпрограммы;
в) эффект (результат) от реализации бюджетной программы/подпрограммы;
2) …;
3) ….
Пояснительная записка, содержит информацию в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса.
Справочно:
* администратору бюджетных программ по каждой бюджетной программе и подпрограмме необходимо дать описание достигнутых показателей результатов за отчетный финансовый год и описание текущей ситуации, имеющихся проблем;
** заполняются администраторами бюджетных программ, которые разрабатывают планы развития государственного органа.
Кроме того, при разработке пояснительной записки необходимо придерживаться следующих параметров: размер шрифта 14 (Times New Roman) через 1 межстрочный интервал, отступ 1,25 сантиметра, поля не менее: левое – 2,5 сантиметра; правое – 1,5 сантиметра; верхнее – 2,5 сантиметра; нижнее – 2,5 сантиметра. Наименование бюджетной программы выделить жирным шрифтом и курсивом, а подпрограммы – курсивом.
Приложение 3 к Правилам разработки проекта республиканского бюджета |
|
Форма |
Сноска. Правила дополнены приложением 3 в соответствии с постановлением Правительства РК от 08.04.2022 № 201.
Информация администратора бюджетных программ по проекту республиканского бюджета
тысяч тенге
Программа | Подпрограмма | Наименование | Исполнение за два отчетных финансовых года | План на текущий год | Проект республиканского бюджета | ||||
отчетный период | отчетный период | плановый период | плановый период | плановый период | |||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Итого | |||||||||