В соответствии с подпунктом 4-2) статьи 16 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила реализации расширенных обязательств производителей (импортеров).
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
К. МАСИМОВ |
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 28 |
Правила реализации расширенных обязательств
производителей (импортеров)
1. Общие положения
1. Настоящие Правила реализации расширенных обязательств производителей (импортеров) (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 4-2) статьи 16 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года (далее – Кодекс) и определяют порядок реализации расширенных обязательств производителями (импортерами).
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) расширенные обязательства производителей (импортеров) – обязательства физических и юридических лиц, осуществляющих производство на территории Республики Казахстан и (или) ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), по обеспечению сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки;
2) перечень – перечень продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды;
3) продукция (товары) – продукция (товары), включенная (включенные) в перечень;
4) упаковка продукции (товаров) – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции (товара) от повреждений, порчи и потерь;
5) сырье и материалы – любое полезное ископаемое, компонент, деталь или иной товар, используемые для получения готовой продукции посредством технологического процесса;
6) производители – физические и юридические лица, осуществляющие производство на территории Республики Казахстан продукции (товаров);
7) импортеры – физические и юридические лица, осуществляющие ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров);
8) оператор расширенных обязательств производителей (импортеров) (далее – оператор) – определяемое Правительством Республики Казахстан юридическое лицо, осуществляющее организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки;
9) плата за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов (далее – плата) – плата оператору, осуществляемая производителем (импортером) за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки;
10) договор об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки (далее – договор) – договор, заключаемый между оператором и производителем (импортером), на основании типового договора об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки;
11) специализированные организации – индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие один или несколько видов деятельности по сбору, транспортировке, переработке, обезвреживанию, использованию, утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), и ее (их) упаковки;
12) документ о полноте платы – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи, подтверждающий оплату платы в полном объеме, в целях исполнения расширенных обязательств производителями (импортерами).
Иные понятия и определения, использованные в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Требования по расширенным обязательствам производителей, (импортеров) не распространяются на производителей (импортеров), указанных в пункте 2 статьи 285-1 Кодекса.
4. Производители (импортеры) обеспечивают сбор, транспортировку, переработку, обезвреживание, использование и (или) утилизацию отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей, импортеров, и ее (их) упаковки, одним из следующих способов:
1) применение собственной системы сбора, переработки и утилизации отходов (далее – собственная система сбора), требования к которой определяются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Требование по применению собственной системы сбора не распространяется на производителей и импортеров автомобильных транспортных средств;
2) заключение с оператором договора и внесение на банковский счет оператора денег в виде платы.
5. Плата производится производителями, импортерами, заключившими договор с оператором.
6. Плата исчисляется на основании методики расчета платы, утверждаемой уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Плата оплачивается в национальной валюте Республики Казахстан производителями и импортерами на банковский счет оператора. Информация о банковском счете размещается на интернет-ресурсе оператора.
7. Плата не уплачивается в отношении продукции (товаров), произведенных на территории Республики Казахстан и ввезенных на территорию Республики Казахстан, в том числе помещенной под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, до даты вступления в силу настоящих Правил.
8. Расширенные обязательства производителей (импортеров) считаются исполненными:
1) для производителей, импортеров, заключивших договор с оператором, – с момента внесения платы;
2) для производителей (импортеров), применяющих собственную систему сбора, – со дня представления оператору документов и подтверждения оператором выполнения сбора, переработки и (или) утилизации отходов, образовавшихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров).
2. Порядок исполнения обязательств по организации сбора,
транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и
(или) утилизации отходов, образующихся после утраты
потребительских свойств продукции (товаров), на которую
(которые) распространяются расширенные обязательства
производителей (импортеров), и ее (их) упаковки
1. Порядок заключения договора об организации транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов
9. В целях организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и их упаковки, заключается договор между оператором и производителями (импортерами).
10. Форма типового договора об организации сбора, вывоза, обезвреживания, переработки и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и их упаковки, утверждается оператором.
11. Договор заключается с возможностью его пролонгации. В договоре указываются выполнения мероприятий по сбору, транспортировке, переработке, обезвреживанию, использованию и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и их упаковки.
2. Порядок внесения на банковский счет оператора денег в виде платы
12. После заключения договора, реализация расширенных обязательств импортерами, за исключением импортеров сырья и материалов, используемых при производстве автотранспортных средств, осуществляющими ввоз на территорию Республики Казахстан продукции(товаров) согласно перечню включает следующие этапы:
1) для получения информации по сумме, подлежащей к внесению платы, подается заявка посредством интернет-ресурса или на бумажном носителе.
В случае отсутствия необходимости внесения платы, оператор информирует об этом заявителя;
2) оператором рассчитывается плата на основании методики расчета платы, утвержденной уполномоченным органом в области охраны окружающей среды;
3) внесение платы импортером;
4) в течение трех рабочих дней с момента внесения платы на расчетный счет оператором предоставляется документ о полноте платы.
13. К заявке на получение информации по сумме, подлежащей к внесению платы, импортеры, за исключением импортеров автотранспортных средств и импортеров сырья и материалов, используемых при производстве автотранспортных средств, прилагают копии следующих документов:
1) счет-фактура (инвойс);
2) упаковочный лист;
3) транспортные накладные;
4) паспорта продукции (выданные заводом-изготовителем, при наличии).
14. Для продукции (товаров) ввезенной на территорию Республики Казахстан с территории государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением автотранспортных средств, сырья и материалов, используемых при производстве автотранспортных средств, дополнительными документами, необходимыми для расчета платы и подтверждающими ввоз, являются:
1) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс);
2) талон о прохождении государственного контроля, выдаваемый территориальными подразделениями Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан;
3) международная товарно-транспортная накладная (далее – "CMR"), подтверждающая международную перевозку, и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства – члена Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан.
15. Для продукции (товаров) ввезенной на территорию Республики Казахстан с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, за исключением автотранспортных средств, сырья и материалов, используемых при производстве автотранспортных средств, дополнительными документами, необходимыми для расчета платы и подтверждающими ввоз, являются:
1) товарная накладная;
2) таможенная декларация, оформленная в соответствии с таможенным законодательством государств – членов Евразийского экономического союза и национальным законодательством в сфере таможенного дела.
16. Плата производится импортерами и производителями на основании заключенного договора.
17. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления производителями, импортерами платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов осуществляет оператор.
18. Плата производителями (импортерами), заключившими договор с оператором, за исключением производителей (импортеров) автотранспортных средств, в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил осуществляется в следующие сроки:
1) производители осуществляют плату ежеквартально, не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за отчетным кварталом, при наличии производства за указанный период;
2) импортеры осуществляют плату за продукцию (товары), ввезенную из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, – до помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления";
3) импортеры осуществляют плату за продукцию (товары), ввезенную с территории государств – членов Евразийского экономического союза, – до реализации такой продукции (товаров).
19. Проверка правильности исчисления суммы платы осуществляется оператором в течение двадцати рабочих дней со дня получения информации.
3. Особенности исполнения расширенных обязательств производителями (импортерами) автотранспортных средств
20. Плата вносится в отношении автотранспортных средств производителями (импортерами) до первичной регистрации автотранспортного средства в соответствии с законодательством о дорожном движении Республики Казахстан.
Примечание ИЗПИ!
Абзац второй пункта 20 действует до 01.03.2021 в соответствии с постановлением Правительства РК от 31.01.2020 № 25.В отношении автотранспортных средств, ввезенных гражданами Республики Казахстан из государств-членов Евразийского экономического союза в Республику Казахстан до 1 февраля 2020 года, плата вносится до 1 марта 2021 года.
В случае реализации автотранспортных средств производителями (импортерами) до их первичной регистрации, плата производится до реализации таких автотранспортных средств.
Сноска. Пункт 20 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 31.01.2020 № 25 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования и действует до 01.03.2021).21. Документом, подтверждающим исполнение расширенных обязательств производителями (импортерами), является документ о полноте платы с указанием идентификационного номера (Vehicle Identification Number) (далее – VIN код), выдаваемый оператором производителям (импортерам) автотранспортных средств после внесения платы на расчетный счет.
22. Первичная регистрация автотранспортного средства осуществляется уполномоченным органом по обеспечению безопасности дорожного движения при наличии документа, подтверждающего исполнение расширенных обязательств производителями (импортерами).
Примечание ИЗПИ!
Абзац второй пункта 22 действует до 01.03.2021 в соответствии с постановлением Правительства РК от 31.01.2020 № 25.Документ, подтверждающий исполнение расширенных обязательств производителями (импортерами) при первичной регистрации автотранспортных средств, ввезенных гражданами Республики Казахстан из государств-членов Евразийского экономического союза в Республику Казахстан до 1 февраля 2020 года, представляется в уполномоченный орган по обеспечению безопасности дорожного движения до 1 марта 2021 года.
Сноска. Пункт 22 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 31.01.2020 № 25 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования и действует до 01.03.2021).23. Со дня внесения платы расширенные обязательства производителей (импортеров) автотранспортных средств считаются исполненными, а обязательства по обеспечению сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств таких транспортных средств, переходят на оператора.
24. Документами, подтверждающими дату производства или ввоза автотранспортных средств, указанных в пункте 7 настоящих Правил, для постановки на государственный регистрационный учет без осуществления платы, являются:
1) для произведенных в Республике Казахстан – любой из перечисленных ниже документов:
таможенная декларация при выпуске со свободного склада;
паспорт транспортного средства, подтверждающий производство продукции;
2) для ввезенных в Республику Казахстан из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, – таможенная декларация на товары;
3) для ввезенных в Республику Казахстан с территории государств – членов Евразийского экономического союза – "Талон о прохождении государственного контроля", выдаваемый территориальными подразделениями Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (допускается копия указанного талона без заверения) в соответствии с налоговым законодательством, с приложением одного из следующих документов:
приемо-сдаточный акт, подтверждающий передачу от экспортера страны – члена Евразийского экономического союза импортеру в Республике Казахстан, с указанием идентификационного номера (VIN кода) передаваемых автотранспортных средств;
транспортная накладная с указанием идентификационного номера (VIN кода) ввозимых автомобилей;
международная товарно-транспортная накладная "CMR", подтверждающая международную перевозку, с указанием идентификационного номера (VIN кода) ввозимых автотранспортных средств.
25. Плата за продукцию (товар), используемую в качестве сырья и материалов для производства автотранспортных средств, уплачивается производителем автотранспортных средств в виде платы за конечный товар.
3. Порядок взаимодействия оператора со специализированными организациями
26. Оператор заключает договор со специализированными организациями в целях реализации расширенных обязательств производителей (импортеров).
27. Специализированные организации для получения компенсации затрат за раздельный сбор и переработку предоставляют оператору не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, следующие документы:
1) заявление на получение компенсации в произвольной форме;
2) опись товарно-транспортных накладных на передачу отходов продукции (товаров) и их упаковки для дальнейшего обезвреживания и (или) утилизации на территории Республики Казахстан отдельно по каждому виду отходов с указанием дат и номеров товарно-транспортных накладных, грузополучателей и количества переданных по ним отходов (тонн, единиц);
3) копии товарно-транспортных накладных на передачу отходов продукции (товаров) и их упаковки для дальнейшего обезвреживания и (или) утилизации на территории Республики Казахстан;
4) данные учета сбора (переработки) юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) отходов продукции (товаров) и их упаковки из отходов потребления;
5) расчет суммы средств, выделяемых на компенсацию расходов по раздельному сбору и переработке отходов, по форме, установленной оператором;
6) компенсация расходов по раздельному сбору и переработке отходов производится в случае передачи указанных отходов для обезвреживания и (или) утилизации на собственных производственных мощностях по обезвреживанию и утилизации на территории Республики Казахстан;
7) документы, подтверждающие затраты, связанные с раздельным сбором и переработкой отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), и их упаковки.
28. Полнота документов, указанных в пункте 27 настоящих Правил, проверяется оператором в течение 5 рабочих дней со дня их предоставления. В случае предоставления не полного пакета документов, оператор отказывает в компенсации.
29. Отчетным периодом в целях получения компенсации специализированными организациями от оператора является один квартал.
30. Компенсации подлежат только прямые затраты, связанные с раздельным сбором и переработкой отходов, которые основываются на:
1) первичных учетных документах в соответствии с Законом Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности";
2) данных по затратам в разрезе видов отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и их упаковки, при условии передачи указанных отходов для обезвреживания и (или) утилизации на территории Республики Казахстан, на сумму превышения таких прямых затрат соответствующих доходов, полученных от реализации переработанных, использованных и утилизированных отходов.
31. Прямые затраты и соответствующие доходы, представляются в финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
32. Компенсация специализированным организациям расходов (за исключением затрат по амортизации) по раздельному сбору и переработке отходов не производится в отношении отходов:
1) уплачиваемых специализированными организациями, за счет тарифов по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в населенных пунктах;
2) которые в дальнейшем не были обезврежены и утилизированы на территории Республики Казахстан на собственных производственных мощностях по утилизации отходов.
33. Оператор направляет деньги, поступившие на его банковский счет, на цели, предусмотренные статьей 285-2 Кодекса.
4. Порядок взаимодействия оператора с уполномоченными органами, местными исполнительными органами районов, городов областного и республиканского значения, столицы в области коммунального хозяйства
34. Органы государственных доходов Республики Казахстан на ежеквартальной основе по запросу уполномоченного органа в области охраны окружающей среды направляют сведения о ввезенной на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства импортеров, и ее (их) упаковки.
35. Сведения, направляемые органами государственных доходов в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, содержат следующую информацию:
1) наименование производителя или импортера, бизнес-идентификационный номер/индивидуальный идентификационный номер;
2) фактический и юридический адрес, контактные данные (телефон, адрес электронной почты);
3) наименование и код продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей, импортеров;
4) дата ввоза на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей, импортеров;
5) наименование и код упаковки продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей, импортеров;
6) вес нетто и брутто продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей, импортеров;
7) сумма и дата произведенной платы.
36. В целях реализации расширенных обязательств производителя (импортера) оператор получает в уполномоченном органе в области охраны окружающей среды сведения, указанные в пункте 35 настоящих Правил, в течение 30 календарных дней с момента получения информации уполномоченным органом в области охраны окружающей среды от органов государственных доходов Республики Казахстан.
37. При выявлении деяний, содержащих признаки административных правонарушений, производство по которым отнесено в соответствии с законодательством Республики Казахстан к компетенции уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, оператор передает имеющиеся по таким правонарушениям материалы в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.
38. Оператор ежегодно до 1 мая каждого года, следующего за отчетным, представляет отчет уполномоченному органу в области охраны окружающей среды о ходе реализации расширенных обязательств производителей, импортеров.
39. Отчет, предоставляемый в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды оператором, включает:
1) общие сведения о производителе, импортере (полное и сокращенное наименование юридического лица/фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, бизнес-идентификационный номер/индивидуальный идентификационный номер, фактический и юридический адрес, номера телефонов и адрес электронной почты (при наличии);
2) данные о выпущенных (ввезенных) в обращение для внутреннего потребления на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки;
3) сведения об объеме подлежащих утилизации отходов (в разрезе каждого компонента в составе отходов) и показатель фактически выполненного объема;
4) сведения о проведенной работе по сбору, транспортировке, переработке, обезвреживанию, использованию и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки;
5) сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы от использования продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки.
40. Местные исполнительные органы районов, городов областного и республиканского значения, столицы в области коммунального хозяйства совместно с оператором определяют размер и порядок распределения тарифов между субъектами, осуществляющими операции по сбору, вывозу, обезвреживанию, переработке и утилизации отходов.
41. В случае необходимости изменения размера и порядка распределения тарифа между субъектами, осуществляющими операции по сбору, транспортировке, переработке, обезвреживанию, использованию и (или) утилизации отходов, местными исполнительными органами районов, городов областного и республиканского значения, столицы в области коммунального хозяйства создается рабочая группа, в состав которой входит оператор.
42. Рабочая группа в месячный срок представляет на утверждение местным представительным органам районов, городов областного и республиканского значения измененный размер тарифа на сбор, вывоз, обезвреживание, переработку и утилизацию отходов.
43. Производитель, за исключением производителей автотранспортных средств, не позднее 1 марта каждого года, следующего за отчетным, представляет уполномоченному органу в области охраны окружающей среды информацию о количестве выпущенных в обращение на территории Республики Казахстан за предыдущий календарный год продукции (товаров), в том числе упаковки такой продукции (товаров).
44. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды передает информацию, указанную в пункте 43 настоящих Правил, оператору, не позднее 1 апреля каждого года, следующего за отчетным.