Об утверждении Правил, определяющих критерии отнесения плотин к декларируемым, и Правил разработки декларации безопасности плотины

Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 марта 2015 года № 115

Действующий

      Примечание РЦПИ.

      В соответствии с Законом РК от 29.09.2014 г. № 239-V ЗРК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления см. приказ Министра финансов Республики Казахстан от 2 декабря 2015 года № 19-2/1054.


      В соответствии с подпунктом 19-1) статьи 36 Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые:
      1) Правила, определяющие критерии отнесения плотин к декларируемым;
      2) Правила разработки декларации безопасности плотины.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                    К. МАСИМОВ

Утверждены         
постановлением Правительства
Республики Казахстан  
от 10 марта 2015 года № 115

Правила,
определяющие критерии отнесения плотин к декларируемым

      1. Настоящие Правила, определяющие критерии отнесения плотин к декларируемым (далее – Правила), разработаны в соответствии с подпунктом 19-1) статьи 36 Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года и распространяются на организации независимо от форм собственности, эксплуатирующие плотины (далее – организации), подлежащие обязательному декларированию в области безопасности плотин.
      2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:
      плотина – подпорное гидротехническое сооружение на водотоке для подъема уровня воды и (или) создания водохранилища;
      класс плотины – регламентируемая действующими нормами проектирования качественно-количественная характеристика, определяющая степень социально-экономической значимости и ответственности гидротехнического сооружения и назначаемая с учетом последствий его аварии и/или нарушений эксплуатации;
      гидродинамическая авария – авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации;
      напорный фронт – совокупность водоподпорных сооружений, воспринимающих напор (давления воды).
      3. Плотины в зависимости от их высоты, типа грунтов основания, объема, социально-экономической ответственности и последствий возможных гидродинамических аварий подразделяют на 4 класса:
      I класс – плотины чрезвычайно высокой опасности;
      II класс – плотины высокой опасности;
      III класс – плотины средней опасности;
      IV класс – плотины низкой опасности.
      4. Основным критерием отнесения плотин к декларируемым является их класс, определяемый в соответствии с приложением к настоящим Правилам.
      5. Декларированию подлежат плотины I, II, III класса независимо от форм их собственности.
      6. Декларированию также подлежат плотины IV класса, представляющие повышенную опасность при чрезвычайных ситуациях в соответствии с заключением проектной организации.
      7. Класс плотин устанавливается проектной организацией при подготовке проектной документации и может быть изменен на стадиях строительства, капитального ремонта, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановления и консервации при наличии обоснованных изменений параметров плотины и (или) условий ее эксплуатации.
      8. Класс основных сооружений, входящих в состав напорного фронта плотины, должен устанавливаться по сооружению, отнесенному к более высокому классу.
      9. В случае изменения условий, определяющих класс плотины, он должен быть приведен в соответствие с изменившимися условиями с обязательным указанием в декларации.

Приложение           
к Правилам, определяющим критерии
отнесения плотин к декларируемым

             Класс плотин в зависимости от их высоты и типа
                            грунтов основания

Сооружения

Тип грунтов

Высота сооружений, м, при их классе

I

II

III

IV

1. Плотины из грунтовых материалов

А

более 80

от 50 до 80

от 20 до 50

менее 20

Б

более 65

от 35 до 65

от 15 до 35

менее 15

В

более 50

от 25 до 50

от 15 до 25

менее 15

2. Плотины бетонные, железо-
бетонные

А

более 100

от 60 до 100

от 25 до 60

менее 25

Б

более 50

от 25 до 50

от 10 до 25

менее 10

В

более 25

от 20 до 25

от 10 до 20

менее 10

Примечания.
Грунты: А – скальные; Б – песчаные, крупнообломочные и глинистые в твердом и полутвердом состоянии;
В – глинистые водонасыщенные в пластичном состоянии.

           Класс зависимости от их социально-экономической
               ответственности и условий эксплуатации 

Объекты гидротехнического строительства

Класс сооружений

1. Подпорные сооружения гидроузлов при объеме водохранилища, млн. м3:


свыше 1 000

I

от 200 до 1 000

II

от 50 до 200

III

50 и менее

IV

2. Подвешенная площадь орошения к плотине, тыс. га:


свыше 300

I

от 100 до 300

II

от 50 до 100

III

50 и менее

IV

3. Водозаборные сооружения, осуществляющие водозабор из водохранилища созданной плотины, при суммарном годовом объеме водоподачи, млн. м3:


свыше 200

I

от 100 до 200

II

от 20 до 100

III

менее 20

IV

       Класс плотин в зависимости от последствий возможных
                    гидродинамических аварий

Класс гидротехни-
ческих сооружений

Число постоянно проживающих людей, которые могут пострадать от аварии гидротехнических сооружений, чел.

Число людей, условия жизнедеятельности которых могут быть нарушены при аварии гидротехнических сооружений, чел.

Размер возможного материального ущерба без  учета убытков владельца гидротехнических сооружений, млн. МЗП

Характеристика территории распространения чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии гидротехнических сооружений

I

более 3 000

более 20 000

более 50

В пределах территории двух и более областей Республики Казахстан

II

от 500 до 3 000

от 2 000 до 20 000

от 10 до 50

В пределах территории одной области Республики Казахстан (двух и более районов)

III

до 500

до 2 000

от 1 до 10

В пределах территории одного района

IV



менее 1

В пределах территории одного района

Примечание. Возможные ущербы от аварии гидротехнических сооружений определяются на момент разработки проекта.
МЗП – минимальная заработная плата по законодательству Республики Казахстан, действующему на момент разработки проекта.

Утверждены         
постановлением Правительства
Республики Казахстан  
от 10 марта 2015 года № 115

Правила разработки декларации безопасности плотины

      1. Настоящие Правила разработки декларации безопасности плотины (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 19-1) статьи 36 Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года и распространяются на организации всех форм собственности (далее – организации), эксплуатирующие плотины, и направлены на разработку декларации безопасности плотин (далее – декларация).
      2. Декларация подлежит экспертизе в организации, аттестованной уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда (далее – уполномоченный орган) на право проведения работ в области безопасности плотин, за счет средств организации-заявителя.
      Перечень организаций, аттестованных на право проведения работ в области безопасности плотин (далее – аттестованная организация), размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа.
      3. Декларация подлежит регистрации в уполномоченном органе для присвоения регистрационного шифра.
      Срок регистрации декларации уполномоченным органом составляет не более тридцати календарных дней со дня подачи пакета документов.
      4. Разработка декларации безопасности плотины осуществляется организацией, эксплуатирующей плотину самостоятельно, либо за счет ее средств сторонней аттестованной организацией.
      5. В случае разработки декларации аттестованной организацией экспертное заключение выдается другой аттестованной организацией.
      6. Декларация содержит:
      1) титульный лист;
      2) общую информацию, включающую данные о плотине и природных условиях района их расположения, меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектом, правилами эксплуатации и предписаниями уполномоченных государственных органов (например, по вопросам эксплуатации установленных на плотине грузоподъемных механизмов пожарной сигнализации), основные сведения об эксплуатирующей организации;
      3) в качестве приложения к декларации – паспорт плотины с комплектом общих чертежей: план водохранилища, генеральный план гидроузла, планы и разрезы по сооружениям напорного фронта, ограждающим и защитным дамбам, ситуационный план с результатами расчетов зон затопления, границ зон вредного воздействия на окружающую среду;
      4) обоснование технических решений по пропуску паводков заданной обеспеченности через плотину в строительный и эксплуатационный периоды;
      5) анализ и оценку безопасности плотин, включая определение возможных источников опасности и его готовности к недопущению и (или) снижению последствий чрезвычайных ситуаций с учетом особенностей обеспечения безопасности плотины в зависимости от назначения, класса капитальности, особенностей конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности;
      6) установленные допустимые значения показателей безопасности плотины на основе расчета на прочность, устойчивость, водонепроницаемость и долговечность;
      7) данные натурных наблюдений в период постановки плотины под напор;
      8) результаты натурных наблюдений за техническим состоянием сооружений в период эксплуатации с определением критериев безопасности для отдельных конструктивных элементов и уровня безопасности сооружения в целом, а также предложения по уточнению предельно допустимых показателей безопасности;
      9) данные о произошедших авариях на плотине и мерах по их устранению;
      10) данные о системе охраны объектов и обеспечении их безопасности;
      11) план мероприятий эксплуатирующей организации по обеспечению безопасной эксплуатации плотины;
      12) информирование населения, уполномоченного органа, органов в сфере гражданской защиты, местных исполнительных органов о возможных и возникших на плотине аварийных ситуациях;
      13) оценку декларантом уровня безопасности отдельных узлов и плотины в целом, а также достаточности перечня необходимых мероприятий по обеспечению безопасности;
      14) акт приемки в эксплуатацию законченного строительством или реконструкцией, капитальным ремонтом, восстановлением плотины, в соответствии с действующим законодательством.
      7. Руководитель организации, эксплуатирующей плотину (заказчик проекта), обеспечивает проведение экспертизы безопасности плотины разработанной декларации в аттестованной организации.
      8. При получении положительного экспертного заключения декларация вносится на утверждение руководителю организации, эксплуатирующей плотину (заказчику проекта).
      9. При получении отрицательного экспертного заключения декларация возвращается в организацию для устранения замечаний и представляется на повторную экспертизу.
      10. В случае изменения условий (внутри плотины и за его пределами), влияющих на обеспечение безопасности плотины, включая случаи реконструкции, капитального ремонта, восстановления и (или) консервации плотины, декларация подлежит изменению.
      При внесении изменений в декларацию она подлежит повторной  экспертизе и регистрации в срок не позднее трех месяцев после внесения изменения.
      11. Декларация разрабатывается не реже одного раза в пять лет, а также независимо от срока подлежит корректировке в следующих случаях:
      1) при возникновении опасности снижения уровня надежности сооружения, ухудшении условий предотвращения чрезвычайных ситуаций;
      2) после реконструкции, капитального ремонта, восстановления и (или) консервации плотин – до приемки соответствующих строительно-монтажных работ;
      3) перед вводом объекта в эксплуатацию;
      4) после первых двух лет эксплуатации;
      5) при изменении нормативных правовых актов, правил и норм в области безопасности гидротехнических сооружений;
      6) после аварийных ситуаций;
      7) при выводе из эксплуатации;
      8) при изменении условий, определяющих класс плотины.
      12. Декларация безопасности для строящихся плотин разрабатывается до установленного срока сдачи сооружения во временную и (или) постоянную эксплуатацию.
      13. Декларация разрабатывается и оформляется в двух экземплярах на государственном и русском языках, на бумажном и электронном носителях и утверждается первым руководителем организации.
      14. Для регистрации в уполномоченном органе декларация представляется в составе проекта и (или) отдельным документом.
      15. Перечень плотин и организаций, зарегистрировавших декларации, размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа.