В соответствии с подпунктом 7) статьи 16 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила реализации проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 30 июня 2012 года № 897
Правила
реализации проектных механизмов в сфере регулирования
выбросов и поглощений парниковых газов
1. Общие положения
1. Настоящие Правила реализации проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов (далее - Правила) определяют порядок реализации в Республике Казахстан проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) базовый сценарий – возможный вариант реализации деятельности, который наилучшим образом представляет условия, с наибольшей вероятностью получающие развитие при отсутствии проекта по парниковым газам;
2) проектный механизм - последовательный процесс разработки и реализации проектов, направленных на сокращение выбросов и/или увеличение поглощений парниковых газов в соответствии с порядком и критериями, установленными Киотским протоколом к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и (или) экологическим законодательством Республики Казахстан;
3) проектные углеродные единицы – единицы внутреннего сокращения выбросов, единицы сокращения выбросов, единицы сертифицированного сокращения выбросов;
4) участники проектного механизма – оператор и инвестор проекта по сокращению выбросов парниковых газов от их источников либо по увеличению их поглощения;
5) период выпуска углеродных единиц по проекту – срок, в течение которого производится или может производиться выпуск проектных углеродных единиц на основе периодической оценки и утверждения результатов проекта по одному из механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов;
6) базовый уровень поглощения парниковых газов - выраженная в тоннах эквивалента двуокиси углерода величина поглощения парниковых газов за определенный период при существующих условиях эксплуатации без реализации проекта, направленного на увеличение поглощения парниковых газов;
7) базовый уровень выбросов парниковых газов - выраженная в тоннах эквивалента двуокиси углерода величина выбросов парниковых газов, произведенных объектом выбросов этих газов за определенный период при условии использования существующих на данном объекте технологий, оборудования и при других наиболее вероятных условиях, которые могут иметь место без реализации проекта, направленного на сокращение выбросов парниковых газов;
8) договор о реализации проекта по сокращению выбросов парниковых газов либо увеличению их поглощения – договор, по которому сторона, реализующая проект (оператор проекта), получает целевое финансирование, а сторона, финансирующая проект (инвестор проекта), получает право на получение проектных углеродных единиц в результате реализации проектного механизма;
9) увеличение поглощения парниковых газов – расчетное увеличение поглощения парниковых газов по отношению к базовому сценарию;
10) сокращение выбросов парниковых газов – расчетное снижение выбросов парниковых газов по отношению к базовому сценарию;
11) трэк I – способ осуществления проектов по механизму совместного осуществления, который позволяет самой стране при условии соответствия требованиям, установленным Киотским протоколом к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, верифицировать данные проекты и вводить в обращение соответствующее количество единиц сокращения выбросов;
12) трэк II – способ осуществления проектов по механизму совместного осуществления, в рамках которого данные проекты проходят процедуру верификации под надзором уполномоченного международного органа.
3. Реализация деятельности в Республике Казахстан на основе проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов осуществляется их участниками на добровольной основе и не является основанием для ее финансирования из государственного бюджета.
2. Процедуры и условия реализации проектных механизмов
4. Проектные механизмы в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов разделяются в Республике Казахстан на следующие виды:
1) механизм внутреннего сокращения выбросов;
2) механизм совместного осуществления;
3) механизм чистого развития.
5. Проектный механизм внутреннего сокращения выбросов парниковых газов реализуется его участниками на основе положений статьи 94-10 Экологического кодекса Республики Казахстан.
6. Проекты по механизмам совместного осуществления реализуются на территории республики только после прохождения Республикой Казахстан процедур по определению установленного количества, предусмотренного в рамках Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, и представления соответствующих данных в международный регистрационный журнал операций.
7. Проектные механизмы совместного осуществления, чистого развития реализуются на основе положений статей 6, 12 Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.
8. Проекты по механизму чистого развития могут осуществляться участниками из Республики Казахстан на территории других государств, ратифицировавших Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и не входящих в приложение I.
9. Проекты по механизмам совместного осуществления по трэку I осуществляются на территории Республики Казахстан в соответствии с процедурами, установленными законодательством Республики Казахстан. Для проектов по механизму совместного осуществления по трэку II и механизму чистого развития процедуры определены в рамках Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.
10. Для реализации на территории Республики Казахстан проектов по механизму совместного осуществления по трэку I является обязательным выполнение следующих условий:
1) создание национальной системы для оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов;
2) проведение инвентаризации и подготовка государственного кадастра источников выбросов и поглощений парниковых газов, что позволяет оценивать на постоянной основе состояние дел с выбросами и поглощениями парниковых газов по стране;
3) представление в секретариат Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата ежегодного доклада о государственном кадастре источников выбросов и поглощений парниковых газов, а также информации об установленном количестве для Республики Казахстан, корректно рассчитанных прибавлениях к нему и вычетов из него.
11. При принятии решений о реализации проектов на условиях проектных механизмов, указанных в подпунктах 2) и 3) пункта 4 настоящих Правил, уполномоченным органом в области охраны окружающей среды производится их предварительный отбор на соответствие определенным международным критериям, установленным в рамках Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.
3. Области применения проектных механизмов
12. Проектные механизмы не могут осуществляться на установках и производственных объектах, подпадающих под требования по квотированию выбросов парниковых газов и включенных в национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов.
13. В целях исключения двойного учета сокращений выбросов парниковых газов по каждой отдельной установке не может осуществляться одновременно более одного проектного механизма, направленного на снижение выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов.
14. Решение о признании возможности реализации проекта на условиях одного из проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов принимается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды при условии соответствия проекта установленным международным требованиям и критериям.
4. Проектная документация по проектным механизмам
15. Реализация проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов осуществляется на основе проектной документации и плана мониторинга, подготовку которых осуществляет заявитель проекта.
16. Если это предусмотрено порядком реализации проектного механизма, в целях предварительного отбора проектов на соответствие требованиям по отдельным видам проектных механизмов требуется предварительная подача краткого описания проекта (проектной идеи).
17. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды назначает подведомственную организацию, ответственную за организацию учета и рассмотрения отчетов по проектным механизмам.
18. Форма проектной документации для проектов по механизму совместного осуществления по трэку I утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Форма проектной документации для проектов по механизмам чистого развития и совместного осуществления по трэку II определяется в соответствии с требованиями, установленными в рамках Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.
19. В случаях, предусмотренных настоящими Правилами по соответствующему виду проектного механизма, проводится валидация проектной документации и плана мониторинга независимой аккредитованной организацией.
20. Проектная документация и план мониторинга по проектам механизма совместного осуществления по трэку I утверждаются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
5. Мониторинг, отчетность и верификация по проектным механизмам
21. Мониторинг сокращения выбросов либо увеличения поглощения парниковых газов относительно определенного в проектном предложении базового уровня осуществляется на основе плана мониторинга проекта.
22. При подаче отчетности по результатам реализации проекта в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды заявитель проекта обязан представлять информацию о любых существенных отклонениях от утвержденного плана мониторинга в соответствии с требованиями настоящих Правил по соответствующему проектному механизму.
23. Для проведения мониторинга по проектным механизмам чистого развития и совместного осуществления используются методики, определенные для применения в рамках Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.
24. Для расчетов базовых уровней и фактических выбросов и поглощений парниковых газов в результате реализации проектов по проектным механизмам используются следующие коэффициенты выбросов парниковых газов и иные коэффициенты:
1) применяемые для аналогичных проектов по механизмам совместного осуществления и чистого развития;
2) утвержденные уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
25. Требования по отчетности по результатам реализации проектов по механизмам чистого развития и совместного осуществления по трэку II определяются в рамках Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.
26. Требования по периоду выпуска углеродных единиц по проекту, оформлению и периодичности предоставления отчетов по результатам реализации проектов по механизму совместного осуществления по трэку I устанавливаются настоящими Правилами по соответствующему проектному механизму.
27. Период выпуска углеродных единиц по проекту и периодичность представления отчетов по проектным механизмам в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов устанавливаются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в зависимости от вида проектного механизма и типа проекта.
28. Заявленные в периодических отчетах результаты по сокращению выбросов парниковых газов либо увеличению их поглощения в случае проектов, реализуемых на территории Республики Казахстан, подлежат независимой верификации.
29. Верификация по проектам по механизмам совместного осуществления по трэку I осуществляется независимыми организациями, аккредитованными уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
30. Отчеты о реализации на территории Республики Казахстан проектов по механизму совместного осуществления по трэку I представляются на утверждение уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
6. Выпуск и передача проектных углеродных единиц
31. Выпуск проектных углеродных единиц производится на основе периодической оценки результатов реализации проекта, осуществляемой в пределах установленного для него периода выпуска углеродных единиц по проекту.
32. Оператор государственного реестра углеродных единиц Республики Казахстан вводит в обращение проектные углеродные единицы по механизму совместного осуществления.
33. По результатам реализации проектов по механизму совместного осуществления вводятся единицы сокращения выбросов.
34. Основанием для введения в обращение проектных углеродных единиц оператором государственного реестра углеродных единиц Республики Казахстан являются решение об утверждении отчета о реализации проекта уполномоченным органом в области охраны окружающей среды либо получение соответствующего запроса из международного регистрационного журнала операций.
35. Введение в обращение единиц сокращения выбросов по запросу, полученному из международного регистрационного журнала операций, производится в случае реализации проекта совместного осуществления по трэку II.
36. Введение в обращение проектных углеродных единиц производится посредством их размещения на счету инвестора либо оператора проекта в государственном реестре углеродных единиц Республики Казахстан в объеме сокращения выбросов парниковых газов или увеличения поглощения согласно отчету о реализации проекта, утвержденному уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
37. Передача проектных углеродных единиц инвестору проекта, не являющемуся резидентом Республики Казахстан, может производиться без открытия им счета в государственном реестре углеродных единиц Республики Казахстан.