Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 29 июня 2012 года № 873
Типовой комплексный план по усилению
воспитательного компонента процесса обучения
во всех организациях образования
1. Паспорт
Наименование |
Типовой комплексный план по |
Основание |
Указ Президента Республики Казахстан |
Разработчик |
Министерство образования и науки |
Цель |
Усиление воспитательного компонента |
Задачи |
Формирование патриотического |
Сроки реализации |
2013 - 2015 годы |
Источники и объемы |
Объем финансирования из |
К 2015 году: |
|
Индикаторы эффективности |
доля школьников, студентов колледжей |
2. Введение
На сегодняшний день в нашей стране выстроена целостная система воспитания, ориентированная на современные потребности общества и государства.
Требования, предъявляемые к воспитанию подрастающего поколения, отражены в Послании Президента страны народу Казахстана 1997 года «Казахстан – 2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», в Законе Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», в Законе Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан», в Законе Республики Казахстан от 7 июля 2004 года «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан».
Были приняты «Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан», Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 года № 1677 «Об утверждении Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 - 2016 годы».
Наработан большой образовательный и пропагандистский ресурс, посредством которого организована воспитательная работа. Этот ресурс формируется из системы образовательных и воспитательных программ, а также внеучебных мероприятий.
Ресурсы системы образования и науки вовлечены в эту работу следующим образом.
Дошкольное воспитание
Дошкольное воспитание и обучение являются первым уровнем системы непрерывного образования в формировании и развитии личности ребенка.
Число дошкольных организаций в 2011 году составляло 8096, из них 2748 детских садов, 5348 – мини-центров. Охват детей от 3-х до 6-ти лет дошкольным воспитанием и обучением составляет 65,4 % или 587 800 детей.
В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения в дошкольных организациях реализуются республиканские программы «Балбөбек», «Қарлығаш», «Қайнар»; в 2009 году разработаны и утверждены программы воспитания и обучения детей раннего возраста «Алғашқы қадам» (1-3 года), «Зерек бала» (3-5 лет), «Біз мектепке барамыз» (5-6 лет); «Балапан», разработан учебно-методический комплекс к данным программам (методические рекомендации и дидактический материал для частных, семейных детских садов и консультационных пунктов для родителей).
Для обеспечения качественного предоставления образовательных услуг дошкольного уровня совместно с ЮНЕСКО разработан стандарт нового поколения, который включает 5 образовательных областей: коммуникацию, познание, здоровье, творчество и социум.
В целом дошкольное воспитание выстроено достаточно эффективно для выполнения поставленных задач.
Среднее образование
В республике функционируют 7465 дневных государственных общеобразовательных школ с общим контингентом 2 479 000 детей. Ведется работа по кадровому обеспечению воспитательного процесса. Введены штатные единицы заместителей директоров по воспитательной работе школ, педагогов-организаторов, старших вожатых, социальных педагогов, педагогов-психологов, освобожденных классных воспитателей, педагогов дополнительного образования, методистов.
В целях реализации задач воспитательной системы организаций образования ведется работа по развитию сети внешкольных организаций дополнительного образования.
Наиболее доступной формой дополнительного образования является организация работы 24 000 секций при школах, свыше 450 дворовых клубов, в том числе 276 размещаются на базе школ.
В 1609 патриотических клубах занимаются более 60 000 детей и подростков. В инфраструктуру системы дополнительного образования детей входят 344 музыкальных и художественных школы искусств, 58 туристических, технических и натуралистических станций, 175 дворцов и центров творчества.
Органами образования принимаются меры по укреплению и развитию физкультурно-спортивного движения общеобразовательных школ. В настоящее время 71 % имеют спортивные залы, 56 % обеспечены спортивным оборудованием и инвентарем. Работа по укреплению материально-технической базы продолжается.
В 84,3 % общеобразовательных школах внедрен третий час физического воспитания, а в 3534 или 45,8 % - раздельное обучение мальчиков и девочек.
В общеобразовательных школах республики функционируют более 21 тысячи спортивных секций, в которых занимаются спортом свыше 455 тысяч школьников или 18 % от общего количества учащихся.
Важную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения играют детские и молодежные общественные движения и организации, творческие союзы, основной целью деятельности которых является оказание содействия в самоопределении и становлении личности. Функционирует свыше 1434 детских общественных организаций и объединений, где занято более 800 000 школьников (32,3 % охвата школьников).
6 июля 2011 года по инициативе Главы государства создано Республиканское общественное объединение «Единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан». В настоящее время в ее рядах более 700 000 детей.
Забота о детях, всемерная защита их интересов являются важнейшим принципом нашего государства.
Кроме того, вопросы обеспечения социальных и правовых гарантий качества жизни детей нашли отражение в новой Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы и Плане мероприятий по ее реализации.
Тем не менее, в системе среднего образования имеется ряд вопросов, требующих новых подходов к организации воспитательной работы. Так, на сегодняшний день отсутствует единая программа воспитательной работы в системе среднего образования. Внеучебные мероприятия не интегрированы в образовательный процесс и не направлены на закрепление полученных знаний.
Особую тревогу вызывает достаточно высокий уровень делинкветного и аутодеструктивного поведения среди детей и подростков.
По данным Агентства статистики Республики Казахстан количество совершивших суицид молодых людей в Казахстане в 2009 году составило 1424 человека (31 человек на 100 тысяч населения), 2010 году 3800 (113 человек на 100 тысяч населения) в возрасте до 29 лет.
Сегодня очевидно, что распространение наркомании несет в себе угрозу жизни молодого поколения, что, в конечном счете, негативно влияет на здоровье всего населения.
Одними из факторов, способствующих повышению уровня преступности среди детей и подростков, являются снижение платежеспособности родителей и коммерциализация всех видов досуга.
Проблема личной безопасности школьников на сегодняшний день приобретает актуальный характер.
Техническое и профессиональное образование
В республике функционируют 896 учебных заведений технического и профессионального образования (далее - ТиПО), в которых обучаются 600,7 тысяч молодых людей.
Практикуются такие формы воспитательной работы, как тренинги, конкурсы, викторины, олимпиады, конференции, творческие вечера, спортивные соревнования и др.
В учебных заведениях ТиПО ведется работа по выявлению детей «группы риска», оказывается психологическая помощь обучающимся, работает психологическая служба.
В целях популяризации среди молодежи производственных профессий ежегодно проводятся республиканские конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии», исполнителей обучающихся музыкальных колледжей для выявления наиболее одаренных исполнителей, их творческого роста и пропаганды музыкального искусства Казахстана, повышения профессиональной подготовки обучающихся ТиПО в музыкальном направлении.
Также одними из основных направлений воспитательной работы являются:
1) всестороннее воспитание молодежи, содействие ее гражданскому и нравственному развитию;
2) содействие профессиональной ориентации и трудоустройству молодых граждан путем организации вторичной занятости в свободное от учебы (основной работы) время;
3) поддержка предпринимательской инициативы;
4) развитие общественно значимых молодежных инициатив молодежных и детских общественных объединений.
Вопросы воспитательной работы рассматриваются на заседаниях педагогических и попечительских советов. Функционируют 550 органов ученического самоуправления. Создано общественное объединение «Республиканская молодежная ассоциация организаций технического и профессионального образования «Кәсіп kz».
Анализ воспитательной работы учебных заведений ТиПО показывает, что в современных условиях проблемы воспитания подрастающего поколения резко обострились. С одной стороны студенческую молодежь отличает рост самостоятельности, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу, повышенная заинтересованность в получении качественного образования и профессиональной подготовки. С другой стороны имеются проблемы, связанные с переходным возрастом, стрессовыми ситуациями, воспитанием в неполной семье, нехваткой времени у родителей на воспитание, психологическими конфликтами в молодежной среде и неблагополучных семьях. Часть обучающихся попадает в категорию лиц с девиантным поведением. Также проблемы воспитательной работы в колледжах и профлицеях обусловлены сложными процессами изменения менталитета, образа жизни, социально-экономическими факторами.
В организации воспитательной работы существуют такие проблемы как нехватка социальных педагогов, психологов, недостаточное количество спортивных секций, клубов, кружков, тренажерных залов, культурно-массовых, спортивно-оздоровительных мероприятий, отсутствие системного мониторинга. Анализ анкетных данных показывает необходимость пристальной индивидуальной работы со студенческой молодежью в адаптационный период.
Высшее образование
В 146 вузах страны обучаются свыше 629 000 человек. Статистически удельный вес молодежи в возрасте от 16 до 23 составляет примерно 2 127 289 человек. Из них 50 % юношей, 50 % девушек. Процентное соотношение девушек, обучающихся в бакалавриате и магистратуре, больше, чем юношей. Среди обучающихся студентов 51 % молодые люди из сельской местности, в магистратуре их доля составляет 42 % и 20 % в докторантуре. Очень низкий процент среди обучающихся студентов-сирот (1 % студентов).
Всего в вузах функционируют 533 спортивные секции, средний охват в которых составляет около 10 % студентов. Укреплена инфраструктура сферы быта студентов. Во всех вузах имеются бытовые, прачечные и душевые комнаты, а также столовые, буфеты, читальные залы, спортивные залы и спортивные комплексы. В 7 вузах имеются бассейны.
Вузами проводится широкая информационная работа. Активная работа проводится по освещению мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана, Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, а также нововведений в сфере образования, особенно в интернет пространстве.
Создаются вузовские центры воспитательной и досуговой деятельности, возрождаются студенческая самодеятельность и патриотическая работа среди студентов. Ведущая роль в управлении воспитательной деятельностью в вузах принадлежит ученому совету, утверждающему руководителей, обеспечивающих организацию и содержание воспитания. Руководство воспитательной работой осуществляется проректором по воспитательной работе. Повседневное осуществление воспитательной работы возложено на кураторов академических групп. Содержание работы и функции всех перечисленных субъектов управления процессом воспитания определяются в вузовских положениях.
В экспериментальном режиме 4-мя национальными вузами (КазНУ им. аль-Фараби, КазНАУ, КазНПУ им. Абая, ЕНУ им. Л.Гумилева) разработаны стратегии развития вузов, а также планы по их реализации. В рамках данных документов предусмотрены мероприятия по воспитательной работе, и определены индикаторы и показатели реализации.
Воспитательная работа – процесс, требующий постоянного совершенствования. Ослабление воспитательной роли социального института семьи, недостаточная сформированность навыков здорового образа жизни, негативное влияние средств массовой информации на формирование личности, недостаточное владение педагогами современными воспитательными технологиями, ограниченность сети детских и молодежных объединений по интересам (клубов, кружков, секций и т.д.) и недостаточный охват их деятельностью приводят к таким в негативным последствиям, как не снижающееся число правонарушений и суицидов, раннее вовлечение в табакокурение и алкоголизм. Кроме того, основной целевой аудиторией различных деструктивных религиозных течений является молодежь.
В большинстве случаев не всегда наблюдаются преемственность и согласованность воспитательных моментов в период детство-отрочество-юность, когда молодой человек переходит из одного учреждения в другое, так как каждое образовательное учреждение выстраивает свою воспитательную систему в соответствии со своим профилем и направленностью деятельности.
3. Цели и задачи типового комплексного плана по усилению
воспитательного компонента процесса обучения во всех
организациях образования
Вышеперечисленные проблемы, которые на сегодняшний день существуют в организации воспитательной работы в системе образования, требуют системного подхода.
Необходимо пересмотреть содержание, формы, методы и средства воспитания для усиления воспитательной работы в организациях всех уровней.
В связи с этим, актуальной является разработка типового комплексного плана по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования, определяющего целостное видение дальнейшего совершенствования воспитательной работы.
План включает комплекс ценностных и идеологических установок Стратегии развития Казахстана «Казахстан – 2030» и Доктрины национального единства Казахстана, прежде всего факторов воспитания молодого поколения в духе взаимного уважения, патриотизма, сохранения и укрепления традиций, духовных и нравственных ценностей и мировоззренческих устоев, нацеленных на сплоченность государства, общества и семьи.
План разработан с учетом возрастных особенностей и требований современных методов и форм воспитательной работы и состоит из следующих направлений:
1) научно-исследовательское и методическое обеспечение воспитательного процесса;
2) формирование патриотизма, норм морали и нравственности, межэтнического и общественного согласия, законопослушания, а также физическое и духовное развитие подрастающего поколения;
3) совершенствование (повышение квалификации) кадрового потенциала воспитательной системы;
4) информационно-пропагандистская работа.
В рамках плана предусмотрены проведение мониторинга эффективности реализации программ воспитания по всем уровням образования, анализа учебно-воспитательных комплексов и программ с целью усиления воспитательного компонента, а также изучение и обобщение передового мирового опыта.
Особое внимание уделено разработке методик обновления системы воспитания с учетом общечеловеческих ценностей, исторического опыта Казахстана, новаторских педагогических подходов.
Научно-методическое обеспечение предполагает разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению воспитательных мероприятий, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом возрастных особенностей; развитие и совершенствование форм и методов воспитания; обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования; регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; проведение экспертизы воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств и сознания у школьников и студентов колледжей и вузов.
При разработке инновационных методов воспитания планируется активно использовать опыт автономной организации образования «Назарбаев Университет» и автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».
Кроме того, будут организованы исследования в сфере патриотического воспитания и использования их результатов в практической деятельности; разработаны методические рекомендации по проблемам формирования и развития личности гражданина; предусмотрено обогащение содержания патриотического воспитания посредством включения в него культурно-исторического духовно-нравственного, идеологического и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук.
Формирование патриотизма, норм морали и нравственности, межэтнического и общественного согласия, законопослушания, а также физическое и духовное развитие подрастающего поколения предполагается осуществлять через активное привлечение известных людей страны для формирования в сознании молодого поколения образа успешного казахстанца, как примера для подражания. А также будет обеспечено активное вовлечение семьи в воспитательный процесс.
Особый акцент при разработке Плана сделан на воспитании уважения к культуре и традициям казахского народа, государственному языку, как фактору национального единства, обеспечивающему равенство всех граждан и гарантии участия в общественно-политической жизни страны, личную конкурентоспособность.
В рамках подготовки и совершенствования кадрового потенциала воспитательной системы будут разработаны программы и учебные планы по повышению квалификации и переподготовке работников организаций дополнительного образования детей и молодежи. В целях повышения ответственности лиц, занимающихся воспитательной работой, предлагается разработать систему повышения мотивации и профессионального уровня педагогических кадров.
Будет усилена пропагандистская работа через средства массовой информации, в том числе Интернет. Так, например, предусмотрено увеличение количества детских изданий отечественного производства (газеты, книги, журналы), молодежных и детских телепередач разной направленности.
Мероприятия Типового комплексного плана нацелены на вовлечение и участие самой молодежи, всех ее возрастных групп в процесс воспитательной работы.
В рамках проведения мероприятий Типового комплексного плана предусмотрен формат привлечения общественности, в том числе родительской, и институтов гражданского общества.
4. Ожидаемые результаты
По итогам реализации Типового комплексного плана ожидается создание эффективной воспитательной системы для обеспечения свободного досуга детей и учащейся молодежи, реализации их творческих способностей, формирования казахстанского патриотизма, гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, профессионального самоопределения.
Будут развиты новые формы и технологии воспитательной работы, предусматривающие взаимодействие триады для вовлечения родителей в процесс сотворчества, соавторства с педагогами и детьми в осуществлении образовательного и воспитательного процессов.
Значительно снизится число правонарушений среди несовершеннолетних.
Повсеместно получит распространение инновационный опыт воспитательных систем ведущих-организаций образования.
Будут обеспечены подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров к реализации воспитательных задач.
В целом будет достигнуто обеспечение непрерывности и преемственности воспитания на всех уровнях системы образования.
Типовой комплексный план
по усилению воспитательного компонента
процесса обучения во всех организациях образования
Сноска. Типовой комплексный план с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 02.07.2013 № 674.
№ |
Мероприятия |
Испол- |
Сроки |
Финансирование |
Форма |
|||||
Объем |
Источ- |
Объем |
Ис- |
Объем |
Источ- |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
1. Научно-исследовательское и методическое обеспечение |
||||||||||
Цель: обновление методической литературы с учетом новаторских педагогических |
||||||||||
1. |
Изучение и |
МОН |
2013 |
Не требуется |
Методи- |
|||||
2. |
Мониторинг |
МОН |
2013- |
12,322 |
РБ |
13,151 |
РБ |
14,038 |
РБ |
Методи- |
3. |
Разработка |
МОН |
2013 |
0,995 |
РБ |
- |
- |
- |
- |
Учебно- |
4. |
Разработка и |
аки- |
2013- |
В пределах средств местного бюджета |
Инфор- |
|||||
Итого по годам |
13,317 |
13,151 |
14,038 |
2. Формирование патриотизма, норм морали и нравственности, межэтнической Индикаторы: доля школьников, студентов колледжей и вузов, считающих себя патриотами |
||||||||||
2.1. Формирование патриотического сознания |
||||||||||
Цель: формирование патриотического сознания |
||||||||||
5. |
Создание |
МОН |
2014 |
- |
- |
5,483 |
РБ |
- |
- |
Методи- |
6. |
Производство |
МКИ, |
2013- |
В рамках 021 бюджетной программы |
Фильмы |
|||||
7. |
Форми- |
Управ- |
2013- |
Не требуется |
Инфор- |
2.2. Духовно-нравственное развитие |
||||||||||
Цель: воспитание целостной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; |
||||||||||
8. |
Развитие и |
МОН, |
2013- |
180,0 |
РБ |
180, |
РБ |
180, |
РБ |
Информация |
9. |
Издание |
МКИ |
2014- |
2,297 |
- |
РБ |
РБ |
Сборник |
||
10. |
Разработка |
МОН |
2013 |
447,752 |
РБ |
447,752 |
РБ |
447,752 |
РБ |
Пособия |
11. |
Распростра- |
АОО |
2013- |
Не требуется |
Информация |
|||||
12. |
Проведение |
ВУЗы |
2013- |
За счет средств вузов |
Информация |
2.3. Воспитание межэтнической толерантности и общественного согласия |
||||||||||
Цель: воспитание в духе дружбы, терпимости и взаимопонимания, использование научных и |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
13. |
Проведение |
МОН, |
2014 |
- |
- |
1,858 |
РБ |
- |
- |
Аналити- |
14. |
Включение |
ВУЗы, |
2013- |
За счет средств вузов |
Информация |
|||||
15. |
Проведение |
МОН, |
2013- |
В рамках 055 республиканской бюджетной |
Рекомен- |
2.4. Правовое воспитание |
|||||
Цель: совершенствование правовой культуры и правосознания и привитие осознанного |
|||||
16. |
Исключена постановлением Правительства РК от 02.07.2013 № 674. |
||||
17. |
Формиро- |
Управ- |
2013- |
Не требуется |
Инфор- |
18. |
Изучение |
ВУЗы |
2013- |
Не требуется |
Инфор- |
19. |
Взаимо- |
акиматы |
2013- |
Не требуется |
Инфор- |
20. |
Рассмот- |
МОН, МКИ |
2013- |
Не требуется |
Внесение |
2.5. Формирование здорового образа жизни |
||||||||||
Цель: воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у |
||||||||||
21. |
Исследо- |
акиматы |
2013- |
В рамках бюджетной программы 001 «Услуги |
Информация |
|||||
22. |
Разработка |
МОН |
2013- |
90,864 |
РБ |
90,864 |
РБ |
90,864 |
РБ |
Пособие |
23. |
Обеспе- |
акиматы |
2013- |
В рамках бюджетной программы 003 |
Информация |
|||||
24. |
Органи- |
акиматы |
2013- |
За счет средств спонсоров |
Информация |
|||||
25. |
Расширение |
акиматы |
2013- |
В рамках бюджетной программы 003 |
Информация |
|||||
26. |
Укрепление |
акиматы |
2013- |
В рамках бюджетной программы 006 |
Информация |
|||||
Итого по |
720,913 |
725,957 |
718,616 |
2.6. Поддержка инициатив молодежи |
|||||
Цели: оказание помощи молодым людям в приобретении умений и навыков, развитии |
|||||
27. |
Разработка |
акиматы |
2013- |
Не требуется |
Информация |
28. |
Улучшение |
акиматы |
2013- |
Не требуется |
Информация |
29. |
Развитие |
МОН, |
2013- |
Не требуется |
Информация |
3. Совершенствование (повышение квалификации) кадрового потенциала воспитательной системы |
|||||
Цель: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических |
|||||
30. |
Обобщение |
МОН, |
2013- |
Не требуется |
Информация |
4. Информационно-пропагандистская работа |
||||||||||
Цель: целенаправленное комплексное использование средств и методов информационного |
||||||||||
31. |
Подготовка |
МКИ |
2014- |
В рамках 021 бюджетной программы |
Теле- и |
|||||
32. |
Проведение |
МОН, |
2013- |
Не требуется |
Инфор- |
|||||
33. |
Организация |
МОН |
2013- |
1,395 |
РБ |
1,395 |
РБ |
1,395 |
РБ |
Информа- |
34. |
Создание |
МКИ |
2013- |
В рамках бюджетной программы 021 |
Фильмы |
|||||
Итого по |
1,395 |
1,395 |
1,395 |
|||||||
Всего по |
735,625 |
740,503 |
734,049 |
|||||||
Итого |
2 210 177 000 |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
ПРК |
- |
Правительство Республики Казахстан |
МОН |
- |
Министерство образования и науки Республики |
МКИ |
- |
Министерство культуры и информации Республики |
АДР |
- |
Агентство Республики Казахстан по делам религий |
АДСФК |
- |
Агентство Республики Казахстан по делам спорта и |
АОО «Назарбаев |
- |
автономная организация образования «Назарбаев |
АОО «НИШ» |
- |
автономная организация образования «Назарбаев |
НЭС АНК |
- |
научно-экспертный совет Ассамблеи народа |
ВУЗ |
- |
высшее учебное заведение |
КазНУ им. |
- |
Казахский национальный университет имени |
КазНАУ |
- |
Казахский национальный аграрный университет |
КазНПУ им. Абая |
- |
Казахский национальный педагогический университет |
ЕНУ им. Гумилева |
- |
Евразийский национальный университет имени |