В соответствии с пунктом 4 статьи 201 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила ведения реестра государственного имущества.
2. Настоящее постановление вводится в действие с 10 марта 2013 года и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 11 апреля 2012 года № 442
Правила ведения реестра государственного имущества
1. Общие положения
1. Настоящие Правила ведения реестра государственного имущества (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 201 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» (далее - Закон) и определяют порядок ведения реестра государственного имущества (далее – реестр).
2. Учет государственного имущества в реестре предназначен для осуществления регистрационных и информационных целей и не имеет правоустанавливающего или правоудостоверяющего значения.
3. Данные реестра принадлежат государству.
4. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) районный уполномоченный орган - исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, уполномоченный на распоряжение районным коммунальным имуществом;
2) приказ – действие, регистрируемое в реестре и направленное на изменение данных по объектам учета;
3) областной уполномоченный орган – исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, уполномоченный на распоряжение областным коммунальным имуществом;
4) исполнитель – работник уполномоченного органа по управлению государственным имуществом (по республиканской собственности) или областного (районного) уполномоченного органа (по коммунальной собственности), осуществляющий исполнение приказов в реестре;
5) веб-портал реестра – интернет-ресурс, размещенный в сети Интернет по адресу www.gosreestr.kz, предоставляющий единую точку доступа к данным реестра;
6) регистратор - уполномоченное лицо организации или государственного юридического лица, наделенное правом регистрации приказов в реестре;
7) организации – акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью с участием государства в уставном капитале;
8) электронная цифровая подпись (далее – ЭЦП) – набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания.
2. Порядок ведения реестра.
Организация учета государственного имущества в реестре
5. По видам государственного имущества в реестре осуществляется раздельный учет республиканского и коммунального имущества, а по уровням местного государственного управления - раздельный учет областного и районного коммунального имущества.
6. Объектами учета реестра (далее – объекты учета) являются:
1) государственные юридические лица и имущество, закрепленное за ними;
2) земельные участки, находящиеся в землепользовании;
3) принадлежащие государству акции акционерных обществ и доли участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью;
4) объекты национального культурного достояния, принадлежащие государству;
5) объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие государству;
6) государственный материальный резерв.
7. Объекты учета подразделяются на закрепляемые и незакрепляемые за государственными юридическими лицами.
К незакрепляемым объектам учета относятся: земельные участки, находящиеся в землепользовании, принадлежащие государству акции акционерных обществ и доли участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью, объекты национального культурного достояния, принадлежащие государству, и государственный материальный резерв.
К закрепляемым объектам учета относится государственное имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами – долгосрочные активы, включающие в себя основные средства, инвестиционную недвижимость, биологические активы, нематериальные активы, незавершенное строительство и долгосрочные активы, предназначенные для продажи.
8. Единый централизованный учет государственного имущества в реестре осуществляет уполномоченный орган по государственному имуществу.
Учет в реестре закрепляемых объектов учета организуют:
1) по республиканскому имуществу - уполномоченный орган по управлению государственным имуществом;
2) по областному коммунальному имуществу - областной уполномоченный орган;
3) по районному коммунальному имуществу - районный уполномоченный орган.
9. Государственные органы, представляющие сведения об объектах учета в реестр, организуют доступ к ведомственным информационным системам для интеграции с реестром по объектам учета, в частности:
1) государственный орган, осуществляющий регулирование в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет – в отношении государственных юридических лиц, их филиалов и представительств;
2) государственный орган, осуществляющий реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере государственной регистрации и государственного технического обследования недвижимого имущества – в отношении объектов недвижимости, зарегистрированных за государственными юридическими лицами, их филиалами и представительствами;
3) государственный орган, осуществляющий регулирование в области земельных отношений – в отношении земельных участков, находящихся в землепользовании;
4) уполномоченный орган по управлению государственным имуществом – в отношении отнесенных к республиканскому имуществу акций акционерных обществ и долей участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью и объектов недвижимости, находящихся за рубежом;
5) областной уполномоченный орган – в отношении акций акционерных обществ и долей участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью, отнесенных к областному коммунальному имуществу;
6) районный уполномоченный орган – в отношении акций акционерных обществ и долей участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью, отнесенных к районному коммунальному имуществу;
7) государственный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области культуры – в отношении объектов национального культурного достояния, принадлежащих государству;
8) государственный орган, осуществляющий государственную политику в области защиты прав интеллектуальной собственности – в отношении объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих государству;
9) государственный орган, осуществляющий исполнительные и контрольные функции, а также руководство системой государственного резерва – в отношении государственного материального резерва.
10. Уполномоченный орган по управлению государственным имуществом в пределах своей компетенции:
1) координирует и организует работу по обеспечению единого учета государственного имущества в реестре;
2) ведет реестр и представляет информацию пользователям реестра в порядке, установленном настоящими Правилами;
3) формирует состав дополнительных сведений дополнительного подраздела реестра;
4) принимает решения по организационным вопросам, связанным с поддержкой функционирования реестра.
Структура данных реестра
11. Реестр состоит из двух подразделов: основного и дополнительного.
12. Основной подраздел содержит:
поименный перечень государственных юридических лиц, их филиалов и представительств, а также организаций;
сведения о государственном органе, осуществляющем права субъекта права собственности в отношении имущества государственных юридических лиц и права распоряжения принадлежащими государству акциями и/или долями участия организации;
сведения об уполномоченном органе соответствующей отрасли или об исполнительном органе, финансируемом из местного бюджета, осуществляющем управление организацией и/или государственным юридическим лицом.
13. В дополнительном подразделе реестра по объекту учета указываются следующие сведения:
1) описание объекта учета, с указанием его индивидуальных характеристик, позволяющих отличить его от других объектов;
2) сведения о принадлежности или закреплении объекта учета за определенным государственным юридическим лицом, юридическим лицом с участием государства или негосударственным лицом в соответствии с договором;
3) балансовая стоимость объекта учета;
4) сведения о наличии обременений объекта учета правами третьих лиц и вид обременений;
5) реквизиты лиц, ответственных за содержание либо сохранность объекта учета;
6) основания возникновения и прекращения прав на объект учета, а в случаях обязательной регистрации прав на государственное имущество, предусмотренной законами Республики Казахстан, - сведения о государственной регистрации объекта учета и (или) прав на него.
14. В дополнительном подразделе содержатся различные динамические показатели, необходимые для решения государственных задач:
1) сведения о государственном имуществе, закрепленном за государственными юридическими лицами, их филиалами и представительствами;
2) сведения о незакрепляемых объектах учета;
3) стратегии развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство, а также планы развития государственных предприятий, контролируемых государством акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, в том числе национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство, и отчеты об их исполнении;
4) сведения о субъектах квазигосударственного сектора.
Изменение данных реестра
15. Регистрации в реестре подлежат следующие приказы:
1) включение в реестр данных об объекте учета;
2) актуализация данных об объекте учета;
3) исключение из реестра объекта учета.
16. Государственные органы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, обеспечивают представление сведений об объектах учета из ведомственных информационных систем согласно формам, объему и периодичности передачи данных в реестр, устанавливаемым Правительством Республики Казахстан, для регистрации в Реестре приказов, указанных в пункте 18 настоящих Правил.
17. Актуализация сведений реестра осуществляется единым оператором в сфере учета государственного имущества (далее – Единый оператор) путем обновления, дополнения, изменения и иных действий, позволяющих отразить в реестре объективную и адекватную информацию об объектах учета.
18. Включение, актуализация и исключение из реестра имущества, закрепленного за государственными юридическими лицами, а также сделки с ними производятся посредством ввода (регистрации) и исполнения приказов в реестре в течение пяти рабочих дней с даты отражения изменения в системе бухгалтерского учета государственного юридического лица в следующем порядке:
1) регистратор через веб-портал реестра регистрирует и сохраняет приказ, подписанный ЭЦП регистратора, следующим образом:
заполняет данные по имуществу с указанием в приказе основания для его регистрации;
прикрепляет к нему сканированный в электронном формате «Acrobat Reader» документ, на основании которого имущество закреплено (приобретено) за государственным юридическим лицом или на основании которого совершена сделка, документ о согласовании сделки с уполномоченным органом по управлению государственным имуществом или с областным (районным) уполномоченным органом, с уполномоченным органом соответствующей отрасли;
2) исполнитель в течение трех рабочих дней проверяет сохраненный регистратором в реестре приказ и исполняет его, либо отказывает в исполнении с указанием причины отказа;
3) после исполнения приказа в реестре формируется отчет об исполнении приказа в электронном формате.
19. Отчет об исполнении или отказе исполнения приказа подлежит распечатке регистратором из веб-портала реестра и хранению вместе с документами, на основании которых была произведена или не произведена регистрация приказа.
20. Исполнитель приостанавливает исполнение приказа в реестре в случае несоответствия сохраненного регистратором приказа требованиям подпункта 1) пункта 18 настоящих Правил.
21. В случае неустранения регистратором выявленных несоответствий, приказ снимается исполнителем с исполнения в реестре в течение трех рабочих дней с момента приостановления приказа.
22. При исключении объекта учета из реестра в связи с прекращением прав государства на него, наблюдение за этим объектом прекращается. Передача объекта учета реестра из управления одного государственного органа другому, а также передача во владение и (или) пользование государственным и негосударственным юридическим лицам и физическим лицам не являются основаниями для исключения объекта учета из реестра.
Данные об объектах учета, исключенных из реестра, переносятся в архив базы данных реестра.
23. Государственные юридические лица по единой методике и формату данных, установленных уполномоченным органом по управлению государственным имуществом, обеспечивают ввод результатов проведенной инвентаризации имущества, закрепленного на балансе государственных юридических лиц, в реестр.
24. Выявленные расхождения в данных реестра и бухгалтерского учета государственных юридических лиц по результатам проведенной инвентаризации устраняются государственными юридическими лицами в реестре в порядке, установленном пунктом 18 настоящих Правил, в течение двух месяцев после завершения календарного года.
Доступ к реестру
25. Ведение реестра осуществляется с помощью средств электронных систем сбора, обработки и хранения информации на базе специализированных программно-технических комплексов, позволяющих оптимизировать управление реестром и администрировать доступ к информации, обеспечивающих надежность и сохранность данных.
26. Доступ к данным реестра обеспечивается Единым оператором через веб-портал реестра.
27. По уровню доступа к веб-порталу реестра пользователи подразделяются на следующие категории:
1) физические лица;
2) государственные юридические лица;
3) уполномоченные органы соответствующей отрасли;
4) уполномоченный орган по управлению государственным имуществом;
5) уполномоченный орган по государственному планированию;
6) областной уполномоченный орган;
7) районный уполномоченный орган;
8) исполнительные органы, финансируемые из местного бюджета, наделенные полномочиями на осуществление прав владения и пользования государственным пакетом акций акционерных обществ и долями участия в товариществах с ограниченной ответственностью и на управление коммунальными юридическими лицами.
28. Для предоставления доступа к данным реестра:
1) пользователи, указанные в подпунктах 2), 3), 4), 5), 6), 7) и 8) пункта 27 настоящих Правил, должны обладать ЭЦП, выданной национальным удостоверяющим центром;
2) уполномоченный орган соответствующей отрасли, уполномоченный орган по управлению государственным имуществом и областной (районный) уполномоченный орган ежегодно направляют Единому оператору актуализированные списки своих работников для предоставления им доступа к реестру.
29. Для физических лиц на веб-портале реестра доступны следующие функции:
1) просмотр перечней организаций, а также государственных юридических лиц и недвижимого имущества, закрепленного за ними;
2) ознакомление с правовой и справочной информацией по реестру;
3) просмотр информации о государственном имуществе, включенной в график выставления на торги объектов государственной собственности, в том числе отчетов по оценке рыночной стоимости имущества в электронном формате «Acrobat Reader», а также информационных сообщений о предстоящих торгах по приватизации государственного имущества, публикуемых в печатных средствах массовой информации;
4) просмотр арендаторами, доверительными управляющими государственного имущества информации по заключенным с ними договорам аренды и доверительного управления, в частности, по условиям договора, начислениям по такому договору, пене и перечисленным платежам в бюджет.
30. Для государственных юридических лиц в реестре доступны следующие функции в отношении данного государственного юридического лица:
1) регистрация приказов на:
изменение контактных данных;
проведение сделки с имуществом;
2) просмотр статуса зарегистрированного приказа:
время и дата регистрации приказа;
время и дата исполнения зарегистрированного приказа;
результат исполнения приказа.
31. Для уполномоченного органа соответствующей отрасли в реестре доступны следующие функции:
1) просмотр перечней организаций и государственных юридических лиц, управление которыми осуществляется уполномоченным органом соответствующей отрасли, и информации по ним, включенной в дополнительный подраздел реестра;
2) просмотр сохраненных и исполненных в реестре приказов по имуществу государственных юридических лиц, управление которыми осуществляется уполномоченным органом соответствующей отрасли;
3) формирование отчетности по организациям и государственным юридическим лицам, управление которыми осуществляется уполномоченным органом соответствующей отрасли.
32. Для уполномоченного органа по государственному планированию в реестре доступны следующие функции:
1) просмотр перечней организаций и государственных юридических лиц, отнесенных к коммунальному и республиканскому имуществу, и сведений по ним;
2) формирование аналитической и статистической отчетности по республиканскому и коммунальному имуществу.
33. Для уполномоченного органа по управлению государственным имуществом в реестре доступны следующие функции:
1) просмотр перечней организаций и государственных юридических лиц, находящихся в республиканской собственности;
2) внесение изменений и дополнений в дополнительный подраздел реестра по организациям и государственным юридическим лицам, отнесенным к республиканской собственности;
3) исполнение приказов на проведение сделок с имуществом государственных юридических лиц, отнесенным к республиканской собственности;
4) формирование аналитической и статистической отчетности по государственному имуществу, находящемуся в республиканской собственности.
34. Для областного уполномоченного органа в реестре доступны следующие функции:
1) просмотр перечней организаций и государственных юридических лиц, отнесенных к областному коммунальному имуществу;
2) внесение изменений и дополнений в дополнительный подраздел реестра по организациям и государственным юридическим лицам, отнесенным к областному коммунальному имуществу;
3) исполнение приказов на проведение сделок с имуществом государственных юридических лиц, отнесенных к областному коммунальному имуществу;
4) формирование аналитической и статистической отчетности по областному коммунальному имуществу.
35. Для районного уполномоченного органа в реестре доступны следующие функции:
1) просмотр перечней организаций и государственных юридических лиц, отнесенных к районному коммунальному имуществу;
2) внесение изменений и дополнений в дополнительный подраздел реестра по организациям и государственным юридическим лицам, отнесенным к районному коммунальному имуществу;
3) исполнение приказов на проведение сделок с имуществом государственных юридических лиц, отнесенных к районному коммунальному имуществу;
4) формирование аналитической и статистической отчетности по государственному имуществу, отнесенному к районному коммунальному имуществу.
36. Для исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, наделенных полномочиями на осуществление прав владения и пользования государственными пакетами акций акционерных обществ и долями участия в товариществах с ограниченной ответственностью и на управление коммунальными юридическими лицами, в реестре доступны следующие функции:
1) просмотр перечней организаций и государственных юридических лиц, управление которыми осуществляется исполнительными органами, финансируемыми из местного бюджета, и информации по ним, включенной в дополнительный подраздел реестра;
2) просмотр сохраненных и исполненных в реестре приказов по имуществу государственных юридических лиц, управление которыми осуществляется исполнительными органами, финансируемыми из местного бюджета;
3) формирование отчетности по организациям и государственным юридическим лицам, управление которыми осуществляется исполнительными органами, финансируемыми из местного бюджета.
37. Доступ к реестру обеспечивается в круглосуточном режиме.
38. Единый оператор не позднее пяти рабочих дней уведомляет уполномоченный орган по управлению государственным имуществом о планируемых технических перерывах в работе реестра с размещением такой информации на веб-портале реестра.
39. Уполномоченные органы соответствующих отраслей и местные исполнительные органы по письменному запросу Единого оператора безвозмездно представляют запрашиваемые данные для актуализации и уточнения показателей основного и дополнительного подразделов реестра.
40. Финансирование работ по обеспечению учета республиканской собственности осуществляется уполномоченным органом по управлению государственным имуществом за счет средств республиканского бюджета.
41. Финансирование работ, связанных с обеспечением учета коммунальной собственности, поддержанием и предоставлением доступа к реестру осуществляется местными исполнительными органами за счет средств местных бюджетов.