Об утверждении Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года № 1707

Действующий

      В соответствии со статьей 35 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость.
      2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2012 года и подлежит официальному опубликованию.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждены          
постановлением Правительства 
Республики Казахстан     
от 30 декабря 2011 года № 1707

Правила
возврата превышения налога на добавленную стоимость

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 35 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (далее – Закон) и устанавливают порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость (далее – НДС).

2. Порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость

      2. Возврат превышения НДС производится на основании:
      1) налогового заявления о возврате превышения НДС (далее – заявление о возврате НДС) по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, совершенным до 1 января 2009 года, либо декларации по НДС за налоговый период, в которой указано требование о возврате превышения НДС (далее – требование о возврате НДС), по превышению, образовавшемуся после 1 января 2009 года, с учетом положений пункта 2 статьи 272 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс);
      2) документов, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) или Налоговым кодексом для целей подтверждения оборотов, облагаемых по нулевой ставке;
      3) акта налоговой проверки, подтверждающего достоверность суммы превышения НДС, предъявленной к возврату, либо заключения налогового органа к акту налоговой проверки (далее – заключение к акту) в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 635 Налогового кодекса.
      Положения подпункта 1) настоящего пункта о возврате превышения НДС на основании заявления о возврате НДС, а также положения подпунктов 2), 3) настоящего пункта не распространяются при осуществлении возврата превышения НДС налогоплательщикам, имеющим право на упрощенный порядок возврата превышения НДС.
      3. При возврате превышения НДС, образовавшегося в связи с приобретением товаров, работ, услуг, по вводимым в эксплуатацию основным средствам, инвестициям в недвижимость, приобретенным биологическим активам рассматриваются:
      документы, подтверждающие ввод объектов основных средств в эксплуатацию, – документы, определяемые в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
      В целях настоящего пункта применяются следующие понятия:
      инвестиции в недвижимость – недвижимость (земля или здание, либо часть здания, либо и то и другое), находящаяся во владении (собственника или арендатора по договору финансовой аренды) с целью получения арендных платежей или прироста стоимости капитала, или того и другого, но не для:
      1) использования в производстве или поставке товаров, оказание услуг, в административных целях; или
      2) продажи в ходе обычной хозяйственной деятельности;
      биологический актив – живущее животное или растение.
      4. Налоговый орган после получения требования о возврате НДС и (или) заявления о возврате НДС назначает тематическую налоговую проверку по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату.
      5. После назначения тематической проверки, указанной в пункте 4 настоящих Правил, налоговый орган формирует следующие аналитические отчеты по проверяемому налогоплательщику с применением информационной системы:
      1) по заявлению о возврате НДС – аналитический отчет по поставщикам;
      2) по требованию о возврате НДС – аналитический отчет по поставщикам и покупателям.
      При проведении проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, возвращенных из бюджета лицам, применившим упрощенный порядок возврата превышения НДС, налоговый орган формирует аналитический отчет по поставщикам и покупателям.
      При установлении нарушений у поставщиков и (или) покупателей проводится обязательная встречная налоговая проверка или направляется запрос в орган налоговой службы, осуществляющий налоговый контроль по крупным налогоплательщикам, подлежащим мониторингу.
      В случае если на момент проведения встречной проверки поставщик прекратил деятельность в связи с ликвидацией и в отношении такого поставщика проведена ликвидационная налоговая проверка, подтверждение суммы НДС, отнесенного в зачет, производится на основании реестра счетов-фактур по реализованным товарам, выполненным работам и оказанным услугам.
      В случае если на момент проведения встречной проверки поставщик прекратил деятельность в связи с ликвидацией и в отношении такого поставщика ликвидационная налоговая проверка не проведена, то сумма НДС, указанная в счете-фактуре, выписанном таким поставщиком, не подлежит возврату из бюджета.
      В случае если на момент проведения встречной проверки поставщик, выписавший счета-фактуры до 1 января 2009 года, прекратил деятельность в связи с ликвидацией, но на дату реализации, указанную в счете-фактуре, являлся плательщиком НДС, то сумма НДС, указанная в счете-фактуре, выписанном таким поставщиком, не подлежит возврату из бюджета.
      В случае невозможности проведения встречной проверки поставщика в связи с прекращением деятельности по причине банкротства, подтверждение суммы НДС, отнесенного в зачет по счетам-фактурам, выписанным таким поставщиком в период до возбуждения конкурсного производства, производится на основании реестра счетов-фактур по реализованным товарам, выполненным работам и оказанным услугам.
      Суммы НДС, указанные в счетах-фактурах, выписанных таким поставщиком в период после возбуждения конкурсного производства, не подлежат возврату из бюджета.
      В случае невозможности проведения встречной проверки поставщика, прекратившего деятельность по причине банкротства, выписавшего счета-фактуры до 1 января 2009 года, то сумма НДС, указанная в счете-фактуре, выписанном таким поставщиком, не подлежит возврату из бюджета.
      В случае если до начала налоговой проверки установлено, что у налогоплательщика отсутствует сумма превышения НДС, предъявленная к возврату, налоговым органом в течение десяти рабочих дней направляется налогоплательщику письменный отказ в рассмотрении заявления о возврате НДС либо требования о возврате НДС.
      Положения настоящего пункта применяются также при проведении проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, возвращенного из бюджета налогоплательщику, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата.
      6. Порядок проведения тематических проверок на основании требования о возврате НДС по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, определен статьей 635 Налогового кодекса.
      7. Порядок взаимоотношений с бюджетом по превышению суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного НДС, сложившемуся до 1 января 2009 года, определен статьей 25 Закона.
      8. В целях соблюдения сроков возврата превышения НДС налоговый орган в течение пятнадцати рабочих дней со дня начала проведения налоговой проверки определяет перечень поставщиков, подлежащих встречной проверке, и направляет запросы о проведении встречных проверок таких поставщиков, а также запросы по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, на основании налоговой отчетности, представляемой поставщиками – крупными налогоплательщиками, подлежащими мониторингу.
      Налоговый орган, получивший запрос о проведении встречной проверки, проводит такую проверку в срок не более десяти рабочих дней со дня получения запроса.
      В случае если поставщиком проверяемого налогоплательщика до завершения тематической проверки достоверности предъявленных к возврату сумм превышения НДС устранены нарушения, выявленные при проведении встречной проверки по ранее направленному запросу, то налоговый орган на основании информации налогового органа, на регистрационном учете которого состоит поставщик, в рамках проводимой тематической проверки повторно направляет запрос о проведении встречной проверки.
      9. Для подтверждения факта потребления организациями, осуществляющими деятельность на территориях специальных экономических зон (далее – СЭЗ), товаров, ввезенных на территории СЭЗ в целях осуществления деятельности, отвечающей целям создания СЭЗ, а также факта потребления в процессе строительства объектов инфраструктуры, административного и жилого комплексов организациями, осуществляющими деятельность на территории СЭЗ «Астана – новый город», товаров, ввезенных на территорию СЭЗ «Астана – новый город», налоговым органом направляется запрос в налоговый орган, находящийся на территории таких СЭЗ.
      10. Не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки:
      1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком, удостоверенные электронной цифровой подписью, и (или) если поставщиком проверяемого налогоплательщика не устранены нарушения, выявленные при проведении встречных проверок по ранее направленным запросам;
      2) не подтверждена достоверность сумм НДС по крупному налогоплательщику, подлежащему мониторингу, на основании полученных ответов органа налоговой службы по ранее направленным запросам.
      11. В акте налоговой проверки в обязательном порядке отражается информация о причинах невозврата.
      При наличии на дату завершения налоговой проверки неустраненных нарушений, установленных у поставщиков, налоговый орган прилагает к акту налоговой проверки реестр направленных в территориальные налоговые органы запросов на проведение встречных проверок и (или) письменных запросов на устранение выявленных нарушений по форме согласно приложению к настоящим Правилам.
      12. В случае если по результатам налоговой проверки подтверждена сумма НДС больше, чем заявлена к возврату, по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, совершенным до 1 января 2009 года, налогоплательщик может представить заявление о возврате НДС за заявленный налоговый период (налоговые периоды) в пределах разницы сумм НДС между подтвержденной актом налоговой проверки и заявленной к возврату.
      В данном случае налоговый орган без проведения налоговой проверки производит возврат на основании заявления и акта налоговой проверки, указанной в части первой настоящего пункта.
      13. В случае если после окончания налоговой проверки по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, совершенным до 1 января 2009 года, представлено заявление о возврате НДС за проверенный период по причине предоставления грузовой таможенной декларации, поступления валютной выручки, проводится налоговая проверка без формирования аналитического отчета по поставщикам.
      В остальных случаях если после окончания налоговой проверки по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, совершенным до 1 января 2009 года, представлено заявление о возврате НДС за проверенный период, в том числе по причине предоставления дополнительной формы налоговой отчетности, формируется аналитический отчет по поставщикам и проводится налоговая проверка.
      14. Возврат превышения НДС осуществляется налоговыми органами в пределах суммы НДС, подтвержденного актом налоговой проверки (в том числе по полученным ответам на проведение встречных проверок для подтверждения взаиморасчетов с поставщиком, удостоверенным электронной цифровой подписью, по факту устранения поставщиком проверяемого налогоплательщика выявленных при проведении встречной проверки нарушений, по подтвержденной сумме НДС по подлежащему мониторингу крупному налогоплательщику на основании полученных ответов органа налоговой службы по ранее направленным запросам), либо заключением к акту, а также указанного в заявлении о возврате НДС либо в требовании о возврате НДС.
      15. В течение пяти рабочих дней со дня подписания акта налоговой проверки либо заключения к акту плательщик НДС представляет в налоговый орган налоговое заявление на проведение зачета и возврата налогов, других обязательных платежей, пеней и штрафов (далее – налоговое заявление на зачет).
      16. Зачет (возврат) превышения НДС производится на основании налогового заявления на зачет, указанного в пункте 15 настоящих Правил.
      По требованию налогоплательщика составляется акт сверки.
      17. В течение одного рабочего дня после подписания акта налоговой проверки либо заключения к акту формируется список плательщиков НДС, по которым необходимо составить документ об отсутствии (наличии) налоговой задолженности налогоплательщика.
      18. В случае если у плательщика НДС имеется налоговая задолженность и при представлении налогового заявления на зачет сумма налоговой задолженности, указанная в налоговом заявлении на зачет, не совпадает с данными документа об отсутствии задолженности, то возврат (зачет) НДС производится на основании документа об отсутствии задолженности.
      19. Возврат превышения НДС производится по месту нахождения плательщика НДС на его банковский счет при отсутствии налоговой задолженности.
      В случае если плательщиком НДС является юридическое лицо, возврат превышения НДС производится при отсутствии у его структурных подразделений налоговой задолженности.

3. Особенности при применении упрощенного порядка
возврата превышения налога на добавленную стоимость

      20. При упрощенном порядке возврата превышения НДС налоговый орган в течение одного рабочего дня со дня представления требования о возврате НДС проверяет отсутствие или наличие у плательщика НДС неисполненного налогового обязательства по представлению налоговой отчетности с момента последней налоговой проверки или последнего возврата превышения НДС, а также правильность отражения исчисленных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет на его лицевом счете.
      В случае если плательщик НДС состоит на регистрационном учете в других налоговых органах, налоговый орган, в который поступило требование о возврате НДС, направляет также в эти налоговые органы запрос по вопросам, указанным в части первой настоящего пункта.
      В случае наличия у плательщика НДС структурных подразделений запрос по вопросам, указанным в части первой настоящего пункта, направляется в налоговые органы, в которых зарегистрированы структурные подразделения плательщика НДС.
      21. Запрос, указанный в частях второй и третьей пункта 20 настоящих Правил, подлежит исполнению в течение пяти рабочих дней со дня получения такого запроса.
      22. При установлении факта нарушений на основании полученных ответов налогоплательщику направляется письмо об отсутствии права на применение им упрощенного порядка возврата превышения НДС.
      Одновременно налогоплательщик уведомляется о праве применения им порядка возврата превышения НДС, предусмотренного статьями 272 и  273 Налогового кодекса.
      23. В течение пяти рабочих дней после получения письма, указанного в пункте 22 настоящих Правил, налогоплательщик письменно уведомляет налоговый орган о принятом решении – об отказе или согласии применения порядка возврата НДС, предусмотренного статьями 272 и 273 Налогового кодекса.
      Отсутствие ответа от налогоплательщика является фактом отказа от возврата НДС, предусмотренного статьями 272 и 273 Налогового кодекса.
      24. При отсутствии нарушений на основании полученных ответов в течение одного рабочего дня с даты, установленной Налоговым кодексом для уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, формируется список плательщиков НДС, по которым необходимо составить документ об отсутствии (наличии) налоговой задолженности налогоплательщика.
      25. Не позднее одного рабочего дня со дня формирования документа об отсутствии задолженности и на основании налогового заявления на зачет налоговым органом составляется распоряжение на возврат превышения НДС.
      Налоговое заявление на зачет представляется плательщиком НДС в налоговый орган в течение одного рабочего дня с даты, установленной Налоговым кодексом для уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Приложение                       
к Правилам возврата превышения   
налога на добавленную стоимость  

Реестр
направленных в территориальные налоговые органы запросов
на проведение встречных проверок и (или) письменных запросов
на устранение выявленных нарушений


п/п

Наименование
поставщика

Идентифика-
ционный
номер
(ИИН/БИН)

Регистрацион-
ный номер
налогоплатель-
щика (РНН) (при
его наличии)

Сумма
НДС
(тенге)

Номер
запроса
и (или)
письма

Дата
запроса
и (или)
письма

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8