Примечание РЦПИ!
В соответствии с Законом РК от 29.09.2014 г. № 239-V ЗРК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления см. приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 332.
В соответствии с подпунктом 51) статьи 13 и с пунктом 6 статьи 107 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) сертификационные требования по организации досмотра службой авиационной безопасности аэропорта;
2) требования к техническим средствам, применяемым при досмотре.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 18 июля 2011 года № 829
Сертификационные требования по организации досмотра
службой авиационной безопасности аэропорта
1. Общие положения
1. Настоящие сертификационные требования по организации досмотра службой авиационной безопасности аэропорта (далее - сертификационные требования) разработаны в соответствии подпунктом 51) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее - Закон) и устанавливают сертификационные требования по организации досмотра к службам авиационной безопасности аэропортов.
2. Термины и определения, используемые в настоящих сертификационных требованиях:
1) технические средства, применяемые при досмотре - специальные устройства, предназначенные для использования самостоятельно или как часть какой-либо системы при осуществлении досмотра пассажиров, ручной клади, груза, багажа, почты, бортовых запасов, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала;
2) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;
3) заявитель - эксплуатант аэропорта, обратившийся в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации для получения сертификата по организации досмотра службой авиационной безопасности аэропорта.
2. Сертификационные требования по организации досмотра
службой авиационной безопасности аэропорта
3. Сертификационные требования, которым должна соответствовать служба авиационной безопасности аэропорта (далее - САБ аэропорта) для получения сертификата по организации досмотра САБ аэропорта:
1) положение о САБ аэропорта, разработанное в соответствии с Типовым положением о службе авиационной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года № 1483 ДСП;
2) наличие структуры и штатного расписания САБ аэропорта;
3) инструкция (программа) аэропорта по авиационной безопасности утвержденная первым руководителем аэропорта;
4) технические средства, применяемые при досмотре;
5) программа подготовки и переподготовки по авиационной безопасности САБ аэропорта, разработанная в соответствии с Программой переподготовки специалистов служб авиационной безопасности, должностных лиц уполномоченного органа в сфере гражданской авиации по вопросам авиационной безопасности и безопасности полетов, утвержденной приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 26 августа 2010 года № 385;
6) программа внутреннего контроля качества мер авиационной безопасности, разработанная в соответствии с правилами проведения контроля качества за соблюдением авиационной безопасности, утверждаемых Правительством Республики Казахстан;
7) служебные и бытовые помещения САБ аэропорта;
8) контрольно-пропускные пункты (далее - КПП), оборудованные средствами связи, освещением, турникетами, системой тревожной сигнализации, стационарными техническими средствами досмотра;
9) инструкция по перевозке на борту воздушного судна оружия, боеприпасов в соответствии с Инструкцией (программой) по авиационной безопасности гражданской авиации, утверждаемой Правительством Республики Казахстан;
10) инструкция по действиям персонала САБ в случае отключения электроэнергии или поломки оборудования для досмотра, утвержденная первым руководителем аэропорта;
11) пункты предполетного досмотра, оборудованные стационарными металлоискателями, рентгено-телевизионными установками, портативными металлоискателями;
12) помещение (комната) для проведения личного (индивидуального) досмотра;
13) помещение (комната) для приема (выдачи), проверки и оформления оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, которое располагается вблизи пунктов предполетного досмотра в местах, удобных для обслуживания пассажиров;
14) помещение для временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных к воздушной перевозке опасных предметов и веществ;
15) зоны между пунктами предполетного досмотра пассажиров и воздушными суднами, доступ к которым строго контролируется;
16) в зонах регистрации пассажиров вывешиваются плакаты со специальной информацией по авиационной безопасности, в которых указываются:
перечень опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте;
правила перевозки на воздушных судах оружия, боеприпасов, специальных средств, радио-, фото- и видеоаппаратуры, электронно-вычислительной и телевизионной техники, а также допустимые нормы провоза ручной клади;
17) пункты досмотра огораживаются для исключения контактов пассажиров, прошедших досмотр, с пассажирами, не прошедшими досмотр, или провожающими;
18) технология предполетного досмотра пассажиров, ручной клади, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала, утвержденная первым руководителем аэропорта, которая включает:
укомплектованность персонала каждого пункта досмотра (численность персонала на пункте предполетного досмотра пассажиров должна быть не менее 4 специалистов), осуществление регулярной ротации на рабочих местах в течение смены;
порядок досмотра личных вещей пассажира (обязательный досмотр с использованием технических средств верхней одежды, головных уборов, обуви, ремней пассажиров, компьютерной и бытовой техники с имитацией работоспособности);
порядок досмотра жидкостей, аэрозолей и гелей;
порядок действий при обнаружении подозрительных предметов при использовании технических средств применяемых при досмотре или ручном досмотре вещей;
требования в отношении выборочных проверок (не менее 10 % подвергаются выборочному ручному досмотру);
порядок взаимодействия с органами внутренних дел;
процедуры досмотра пассажиров, следующих через зал официальных делегаций;
порядок досмотра пассажиров, следующих транзитом или трансфертными рейсами;
порядок оформления карт досмотра пассажиров в соответствии с Инструкцией (программой) по авиационной безопасности гражданской авиации, утверждаемой Правительством Республики Казахстан;
правила оформления, хранения, возврата владельцу и уничтожения конфискованных на пункте досмотра предметов;
порядок проведения досмотра в период повышенной угрозы нарушения мер авиационной безопасности;
порядок проведения досмотра пассажиров с медицинскими проблемами (пассажиры с кардиостимуляторами, инвалиды с загипсованными конечностями);
19) технология досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов, утвержденная первым руководителем аэропорта, которая включает:
требование полного досмотра всех предметов, помещаемых на борт воздушного судна;
порядок действий при обнаружении подозрительных предметов на рентгеновском оборудовании или физическом досмотре багажа, груза, почты;
правила, касающиеся перевозимого в грузовом отсеке трансфертного багажа;
порядок установления принадлежности багажа пассажирам;
порядок оформления и движения карт досмотра багажа, груза и бортового питания (бортовых запасов);
порядок маркировки номерными стикерами, грузов, прошедших досмотр;
порядок доставки контейнеров с бортовым питанием и товарами для беспошлинной торговли прошедших процедуры досмотра на борт воздушного судна;
правила оформления, хранения, возврата владельцу и уничтожения конфискованных на пункте досмотра предметов;
20) инструкция по досмотру товаров, поступающих в магазины беспошлинной торговли, находящихся в стерильной зоне аэропорта, утверждаемая первым руководителем аэропорта;
21) досмотр багажа, груза, почты и бортовых запасов производится на пунктах досмотра, оборудованных средствами связи, тревожной сигнализацией, аварийным освещением и электроснабжением, стационарными техническими средствами досмотра, рентгено-телевизионными установками, а также системой видеонаблюдения и видеозаписи, информация на которых сохраняется в течение 15 календарных дней.
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 18 июля 2011 года № 829
Требования к техническим средствам, применяемым при досмотре
1. Общие положения
1. Настоящие требования к техническим средствам, применяемым при досмотре, разработаны в соответствии со статьей 107 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» (далее – Закон) и устанавливают требования к техническим средствам, применяемым при досмотре (далее – требования).
Настоящие требования распространяются на технические средства, применяемые при досмотре САБ аэропорта.
2. Термины и определения, используемые в настоящих требованиях:
1) технические средства, применяемые при досмотре – специальные устройства, предназначенные для использования самостоятельно или как часть какой-либо системы при осуществлении досмотра пассажиров, ручной клади, груза, багажа, почты, бортовых запасов, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала;
2) рентгено-телевизионная установка – техническое устройство, предназначенное для визуальной идентификации металлических предметов;
3) стационарный металлоискатель – техническое устройство, предназначенное для определения на теле человека металлических предметов;
4) портативный (ручной, переносный) металлоискатель – техническое устройство, предназначенное для определения конкретного места расположения на теле человека металлического предмета;
5) оборудование для обнаружения взрывчатых веществ (детекторы паров взрывчатых веществ) – техническое устройство, предназначенное для обнаружения паров или микрочастиц взрывчатых веществ.
2. Требования к техническим средствам,
применяемым при досмотре
3. Стационарные металлоискатели должны:
1) позволять обнаруживать на теле человека и в его одежде металлические предметы, запрещенные к перевозке на воздушном транспорте, при этом вероятность ложного срабатывания на металлические предметы личного пользования общей массой не более 100 грамм;
2) иметь автоматическую световую и звуковую сигнализацию наличия запрещенного металлического предмета, исключать несанкционированное изменение установленных обнаружительных параметров, его электронная схема изделия должна автоматически возвращаться в исходное положение через 3 секунды после выключения сигнала тревоги (окончание сигнала тревоги должно означать готовность устройства к работе), время выхода на рабочий режим не должно превышать 30 секунд после включения в сеть;
3) обеспечивать нормальную работу совместно с рентгено-телевизионной установкой в условиях электромагнитной обстановки современных аэропортов, в составе группы аналогичных устройств в количестве от 2 до 4 штук, установленных в одну линию на расстоянии от 3-х до 8 метров друг от друга, работу в плане при расстоянии между блоками датчиков 1 метр;
4) соответствовать всем требованиям при работе в круглосуточном режиме, наработка на отказ - не менее 6000 часов, время регламентных работ - менее 5 % от времени эксплуатации, гарантийный срок эксплуатации - не менее 1 года с момента ввода в эксплуатацию, средний срок службы - не менее 6 лет, гарантийный срок хранения - не менее 1 года с момента выпуска изделия;
5) позволять производить диагностику и ремонт на месте эксплуатации, комплектоваться документацией, достаточной для поддержания его нормальной и безопасной эксплуатации, исправного состояния, и ремонта, состоящей из Руководства по эксплуатации и полного технического описания изделия с методами диагностики;
6) иметь проем арки не менее 2 метров в высоту и 0,76 метров в ширину, визуальную и регулируемую звуковую сигнализацию, а так же возможность изменять уровень чувствительности в зависимости от меняющихся обстоятельств.
4. Портативные (ручные) и переносные металлоискатели должны:
1) обеспечивать обнаружение металлических предметов (стальная пластинка размером 100х100х1 миллиметров) на расстоянии 0,12—0,15 метров при скорости перемещения устройства 0,2—0,5 метров в секунду, иметь звуковую сигнализацию наличия металлического предмета, обеспечивать нормальную работу в условиях электромагнитной обстановки современных аэропортов;
2) иметь гарантийный срок эксплуатации не менее 1 года с момента ввода в эксплуатацию, средний срок службы - не менее 3 лет, гарантийный срок хранения - не менее 1 года с момента выпуска изделия;
3) позволять производить диагностику и ремонт на месте эксплуатации;
4) при работе от автономного источника питания изделие сохранять обнаружительные характеристики при 60 % разряде (по напряжению) источников питания, обеспечивать длительность непрерывной работы изделия от автономного источника питания не менее 10 часов.
5. Рентгено-телевизионная установка должна:
1) распознавать огнестрельное оружие металлическое и неметаллическое, его детали, боеприпасы всех калибров, гранаты и другие виды оружия осколочного/разрывного действия, ножи, дубинки, мечи, взрывчатые вещества военного и коммерческого назначения, детонаторы и часовые механизмы, электрические и электронные изделия, источники электроэнергии;
2) иметь следующие характеристики генератора рентгеновского излучения и качества изображения в эксплуатационном режиме:
проникающая способность - 27 миллиметров по стали;
разрешающая способность - 0,1 миллиметров;
анодное напряжение: номинальное - 160 киловатт, рабочее - 140 киловатт;
ток трубки - 0,7 миллиампер;
охлаждение трубки в герметичной масляной ванне с принудительной вентиляцией;
3) иметь следующие характеристики генератора рентгеновского излучения и качества изображения в максимальном режиме, при использовании опции «Высокая проникающая способность»:
проникающая способность: 35 миллиметров;
разрешающая способность: 0,1 миллиметров;
анодное напряжение: номинальное - 160 киловатт, рабочее - 140 киловатт;
ток трубки - 0,7 миллиампер;
типовой уровень утечки излучения не превышает 0,1 микрорентген в час;
4) скорость конвейера рентгено-телевизионной установки должна быть не менее 0,15 метров в секунду;
5) иметь гарантийный срок эксплуатации не менее 1 года с момента ввода в эксплуатацию, средний срок службы - не менее 6 лет, гарантийный срок хранения - не менее 1 года с момента выпуска изделия;
6) позволять производить диагностику и ремонт на месте эксплуатации;
7) иметь световую сигнализацию включения рентгеновского излучения, иметь блокировки, обеспечивающие выключение рентгеновского излучения при нарушении целостности защитных экранов и прекращение подачи электрического тока в случае превышения эксплуатационных нагрузок и неисправности;
8) иметь уровень рентгеновского излучения в рентгено-телевизионной установке не позволяющий нарушить целостность кинофотоматериалов, электронных носителей при десятикратном пропускании их через рабочую зону рентгено-телевизионной установке;
9) иметь уровень мощности дозы рентгеновского излучения на расстоянии 5 сантиметров от внешних панелей рентгеновского оборудования не более 0,03 рентгена в секунду, уровень шума работающего рентгеновского оборудования не более 60 децибел;
10) конструкция рентгеновского оборудования должна обеспечивать защиту от воздействия рентгеновского излучения.
6. Оборудование для обнаружения взрывчатых веществ (детекторы паров взрывчатых веществ) должно:
1) иметь чувствительность по обнаружению взрывчатых веществ, для работы с которыми предназначено изделие, которое должна быть не хуже 1x10-14 грамм на кубический сантиметр, но при этом, время цикла анализа паров взрывчатых веществ - не более 60 секунд, время отклика изделия на наличие паров взрывчатых веществ - не более 5 секунд, время готовности к следующему циклу отбора - не более 30 секунд, время выхода на рабочий режим не должно превышать 35 минут после включения;
2) работать как от сетевого блока питания, так и от автономного источника (батарея, аккумулятор) напряжением 9-12 вольт;
3) иметь звуковую и световую систему сигнализации, работающую независимо от оператора, при этом уровень звукового сигнала тревоги должен быть хорошо различим на фоне шумов современных аэропортов, индикатор разряда автономного источника питания, срабатывающий при 70 % разряде (по напряжению) источников питания;
4) иметь гарантийный срок эксплуатации не менее 1 года с момента ввода в эксплуатацию, средний срок службы - не менее 6 лет, гарантийный срок хранения - не менее 1 года с момента выпуска изделия;
5) позволять производить диагностику и ремонт на месте эксплуатации;
6) иметь систему предохранения, прекращающую подачу электрического тока в случае превышения эксплуатационных нагрузок и неисправности, средства контроля работоспособности в процессе его эксплуатации;
7) соответствовать всем требованиям при работе в круглосуточном режиме, наработка на отказ - не менее 6000 часов, время регламентных работ - менее 5 % от времени эксплуатации, гарантийный срок эксплуатации - не менее 1 года с момента ввода в эксплуатацию, средний срок службы - не менее 6 лет, гарантийный срок хранения - не менее 1 года с момента выпуска изделия.
7. Все технические средства, применяемые при досмотре должны отвечать следующим требованиям безопасности:
1) включать в себя контур защитного заземления, исключающий поражение электрическим током;
2) обеспечивать электробезопасность;
3) применяемые в изделиях материалы должны быть безопасны для здоровья человека.