Об утверждении Правил сертификации и выдачи сертификата типа

Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 июня 2011 года № 678

Действующий

      В соответствии с подпунктом 10) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила сертификации и выдачи сертификата типа.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждены        
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 20 июня 2011 года № 678

Правила сертификации и выдачи сертификата типа

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила сертификации и выдачи сертификата типа (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 10) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" и Приложения 8 к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 года).
      2. Правила определяют порядок сертификации и выдачи сертификата типа.
      3. Термины и определения, используемые в настоящих Правилах:
      1) держатель сертификата типа - заявитель (разработчик), получивший от уполномоченного органа в сфере гражданской авиации сертификат типа на образец воздушного судна;
      2) эксплуатант - физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области;
      3) изготовитель - юридическое лицо, осуществляющее производство воздушного судна;
      4) заявка - письменное обращение заявителя в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации для получения сертификата типа на образец воздушного судна;
      5) заявитель - юридическое лицо, обратившееся в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации для получения сертификата типа;
      6) заводские испытания - доведение образца воздушного судна, его характеристик и эксплуатационной документации до соответствия требованиям сертификационного базиса;
      7) разработчик - юридическое лицо, осуществляющее разработку воздушного судна;
      8) сертификат типа - документ, подтверждающий соответствие нормам летной годности конструкции типа гражданского воздушного судна;
      9) сертификационные требования - требования, установленные нормативными правовыми актами в сфере сертификации гражданской авиации;
      10) сертификационные испытания - испытания образца воздушного судна, включающие наземные, летные и стендовые испытания;
      11) эксплуатационная документация - документация, регламентирующая летную и техническую эксплуатацию воздушного судна и компонента, включая техническое обслуживание, и содержащая эксплуатационные ограничения, процедуры и рекомендации;
      12) эксплуатационные испытания - испытания образца воздушного судна в процессе его эксплуатации на земле и в воздухе в различных климатических условиях.
      4. Уполномоченный орган в сфере гражданской авиации взаимодействует с уполномоченными органами гражданской авиации договаривающихся государств в области нормирования летной годности и процедур сертификации воздушного судна в соответствии с международными стандартами в рамках соглашений (договоров), заключенных с государствами-учредителями.
      5. Настоящие Правила не отменяют действие документов, выданных в установленном порядке и удостоверяющих летную годность воздушных судов, которые были допущены к эксплуатации в гражданской авиации государств-учредителей до введения в действие настоящих Правил.
      6. Гражданские воздушные суда, созданные на авиационных предприятиях в Республике Казахстан, после прохождения заводских, сертификационных и эксплуатационных испытаний на соответствие действующим нормам летной годности перед их серийным производством подлежат сертификации уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.
      7. В процессе серийного производства держатель Сертификата типа организовывает хранение комплектов рабочей конструкторской документации и обеспечивает авторский контроль серийного производства, сохранения стабильности свойств материалов, технологических процессов, постоянства характеристик деталей и узлов для серийно изготавливаемых экземпляров сертифицированного образца.
      8. До начала проведения заводских испытаний образца воздушного судна разработчик и изготовитель оформляют формуляр, паспорт или эквивалентный им документ, удостоверяющие соответствие данного экземпляра рабочей конструкторской документации. Сертификационные испытания воздушного судна начинаются только при наличии указанных документов.
      9. Заводские испытания образца воздушного судна проводятся по готовности экземпляра воздушного судна, его компонентов и систем к проведению испытаний.
      10. Заявитель направляет в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации уведомление, отчеты о метрологическом обеспечении и техническую документацию о готовности образца воздушного судна к проведению заводских испытаний.
      11. Заводские испытания проводятся в целях:
      1) доведения конструкции образца воздушного судна, его характеристик и эксплуатационной документации до соответствия нормам летной годности в ожидаемых условиях эксплуатации;
      2) установления типовой конструкции особо ответственных функциональных систем воздушного судна (планер, шасси, система управления, аэродинамические характеристики, тормозная, гидравлическая и другие системы), влияющих на летную годность;
      3) определения условий предъявления воздушного судна на сертификационные контрольные испытания.
      12. Программа заводских испытаний, включая лабораторные, стендовые, наземные, летные и специальные испытания, разрабатывается и утверждается заявителем и в течение 15 календарных дней, с момента ее подачи, согласуется с организацией, находящейся в ведении уполномоченного органа в сфере гражданской авиации.
      13. По результатам заводских испытаний образца воздушного судна организация, находящаяся в ведении уполномоченного органа в сфере гражданской авиации, в течение 15 (пятнадцати) календарных дней, оформляет заключение, которое содержит оценку:
      1) выполнения процедур, установленных настоящими Правилами и относящихся к этапу заводских испытаний;
      2) полноты и качества представленных заявителем материалов проверок, испытаний и доказательных документов;
      3) объема и номенклатуры проверок, необходимых для подтверждения соответствия воздушного судна нормам летной годности.
      14. В случае выявления в процессе сертификационных испытаний отдельных несоответствий воздушного судна нормам летной годности уполномоченный орган в сфере гражданской авиации в течение пяти календарных дней уведомляет об этом заявителя. Заявитель устраняет эти несоответствия до завершения контрольных испытаний воздушного судна.
      15. Если установлено, что при выявленных несоответствиях и недостатках образца воздушного судна дальнейшее проведение заводских испытаний связано с риском, уполномоченный орган в сфере гражданской авиации принимает решение о приостановке испытаний. Заводские испытания возобновляются после устранения заявителем выявленных несоответствий и представления подтверждающих документов.
      16. По окончании заводских испытаний организация, находящаяся в ведении уполномоченного органа в сфере гражданской авиации, утверждает акт контрольных испытаний о соответствии образца воздушного судна нормам летной годности и согласовывает с уполномоченным органом в сфере гражданской авиации. Срок согласования не превышает 10 (десяти) календарных дней, с момента подачи акта.
      Срок проведения сертификационных испытаний определяется разработчиком.
      17. По завершению сертификационных испытаний заявитель направляет в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации следующие документы:
      1) таблицу соответствия образца воздушного судна нормам летной годности, скорректированную по результатам заводских испытаний, утвержденную заявителем и согласованную с организацией, находящейся в ведении уполномоченного органа в сфере гражданской авиации;
      2) комплект эксплуатационной документации, уточненный по результатам сертификационных контрольных испытаний;
      3) уведомление о том, что контрольный и текущие комплекты рабочей конструкторской документации образца воздушного судна (указываются номера комплектов) откорректированы по результатам сертификационных работ, отражают типовую конструкцию образца воздушного судна, пригодны для серийного производства образца воздушного судна данного типа, утверждены и хранятся у заявителя и изготовителя.
      18. Эксплуатант вводит какие-либо изменения в конструкцию и эксплуатационную документацию только по согласованию этих изменений с держателем Сертификата типа.
      19. На воздушные суда распространяются требования к охране окружающей среды, установленные Приложением 16 к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 года.)
      20. Требования к охране окружающей среды включаются в сертификационные нормы воздушного судна в качестве самостоятельных разделов.
      21. Соответствие образца воздушного судна требованиям к охране окружающей среды удостоверяется Сертификатом типа воздушного судна по шуму на местности.

2. Порядок сертификации

      22. Для проведения сертификационных работ и выдачи Сертификата типа заявитель подает в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации заявку с предоставлением следующих документов:
      1) копия сертификата организации - производителя образца воздушного судна;
      2) руководство по летной эксплуатации;
      3) регламент (программа) технического обслуживания;
      4) формуляры;
      5) чертежи (эскизы) основных силовых узлов, в том числе узлов крепления крыла, оперения, двигателя, шасси, с указанием основных размеров и марки материала;
      6) схемы топливной и тормозной систем, электрооборудования, системы управления;
      7) фотографии образца (спереди, сбоку, сзади);
      8) результаты заводских испытаний образца воздушного судна;
      9) техническую документацию с кратким описанием схем, систем, основных характеристик, ожидаемых условий эксплуатации и ограничений, в диапазоне которых будет сертифицирован образец, а также перечень глав, разделов и пунктов норм летной годности, распространяемых на данный образец, специальных технических условий, касающихся его летной годности и требований к охране окружающей среды;
      10) копию заключения к сертификационному обследованию, выданного Заявителю организацией, находящейся в ведении уполномоченного органа в сфере гражданской авиации.

3. Выдача сертификата типа

      23. Уполномоченный орган в сфере гражданской авиации на основании положительных актов заводских, сертификационных и эксплуатационных испытаний, устанавливающих соответствие типовой конструкции образца нормам летной годности, в течение 15 (пятнадцати) календарных дней выдает Сертификат типа.
      24. Сертификат типа выдается по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам. К Сертификату типа прилагается карта данных согласно приложению 2 к настоящим Правилам, которая содержит информацию о типовой конструкции образца, эксплуатационных ограничениях и других условиях, касающихся летной годности образца. Сертификат типа выдается на неограниченный срок.
      25. В случае снятия с эксплуатации образца воздушного судна решением уполномоченного органа в сфере гражданской авиации Сертификат типа на данный образец аннулируется.
      26. Сертификат типа, который выдан иностранным государством, признается уполномоченным органом Республики Казахстан при условии, что требования, в соответствии с которыми он выдан или ему придана сила, отвечают стандартам, установленным Республикой Казахстан.

4. Приостановление действия сертификата типа

      27. Уполномоченный орган в сфере гражданской авиации приостанавливает действие Сертификата типа в случае выявления недостатков, угрожающих безопасности полетов.
      В случае приостановления действия Сертификата типа уполномоченный орган в сфере гражданской авиации указывает причину приостановления и устанавливает срок, на который приостанавливается действие Сертификата типа.
      28. В случае приостановления действия Сертификата типа уполномоченный орган в сфере гражданской авиации незамедлительно информирует о принятом решении разработчика и эксплуатантов, эксплуатирующих данный тип воздушного судна, а также службу аэронавигационной информации.
      29. Возобновление действия Сертификата типа осуществляется уполномоченным органом в сфере гражданской авиации только после устранения разработчиком выявленных недостатков и проведения сертификационных испытаний, подтверждающих соответствие образца воздушного судна требованиям норм летной годности.

Приложение 1    
к Правилам сертификации и
выдачи сертификата типа

Форма

                                 Герб
_____________________________________________________________________
                   Наименование уполномоченного органа

                         СЕРТИФИКАТ ТИПА
                              № _______

      Настоящий сертификат выдан ____________________________________
                         (наименование организации/юридического лица)
      Удостоверяется, что типовая конструкция _______________________
                           (наименование образца авиационной техники)
соответствует нормам летной годности гражданских воздушных судов.
      Основные эксплуатационные ограничения и характеристики типа
содержатся в карте данных, которая является неотъемлемой частью
настоящего сертификата.

      МП                      Руководитель уполномоченного органа
                              _________________   __________________
                                  (подпись)            (Ф.И.О.)

      Дата выдачи: "___" _________ 20__ г.

Приложение 2    
к Правилам сертификации и
выдачи сертификата типа

Форма

                          Карта данных

                         Общие сведения

1. Тип воздушного судна _____________________________________________
2. Модель воздушного судна __________________________________________
3. Изготовитель _____________________________________________________
4. Место изготовления _______________________________________________
5. Особенности изготовления _________________________________________
6. Минимальный состав экипажа _______________________________________
7. Максимальное число пассажиров ____________________________________
8. Максимальное количество багажа ___________________________________
9. Максимальное количество груза ____________________________________

                     Геометрические данные

1. Размах крыла, м __________________________________________________
2. Площадь крыла, кв. м _____________________________________________
3. САХ, м ___________________________________________________________
4. Сужение крыла ____________________________________________________
5. Угол установки крыла, град. ______________________________________
6. Угол поперечного V крыла, град. __________________________________
7. Тип профиля крыла и относительная толщина, % _____________________
8. Площадь элеронов, кв. м ______ размах элеронов, м ________________
9. Площадь закрылков, кв. м _______ размах закрылков, м _____________
10. Размах горизонтального оперения, м ______________________________
11. Площадь горизонтального оперения, кв. м _________________________
12. Плечо горизонтального оперения, м _______________________________
13. Угол установки стабилизатора, град. _____________________________
14. Площадь руля высоты, кв. м ______________________________________
15. Угол отклонения руля высоты, град.: вверх _______ вниз __________
16. Площадь вертикального оперения, кв. м ___________________________
17. Плечо вертикального оперения, м _________________________________
18. Площадь руля направления, кв. м _________________________________
19. Углы отклонения руля направления, град.: влево ______ вправо ____
20. Длина фюзеляжа, м _______________________________________________
21. Ширина / высота фюзеляжа по кабине пилота, м ____________________
22. Колея / база шасси, м ___________________________________________
23. Размер колес, мм: основного ______ носового (хвостового) ________

                         Весовые данные

1. Вес пустого воздушного судна, кг _________________________________
2. Центровка пустого, % САХ _________________________________________
3. Максимальный взлетный вес, кг ____________________________________
4. Посадочный вес, кг _______________________________________________
5. Диапазон полетных центровок, % САХ _______________________________
6. Заправка топлива, кг _____________________________________________
7. Заправка масла ___________________________________________________
8. Полезная нагрузка, кг ____________________________________________

                        Силовая установка

1. Тип и модель двигателя ___________________________________________
2. Максимальная мощность, л.с. ______________________________________
3. Обороты двигателя, об/мин ________________________________________
4. Диаметр воздушного винта, м ______________________________________
5. Угол установки лопастей, град. ___________________________________
6. Статическая тяга винта, кг _______________________________________
7. Особенности силовой установки (наличие редуктора, доработки
двигателя и т.д.) ___________________________________________________

                      Летные характеристики

1. Длина разбега в штиль, м _________________________________________
2. Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч _______________
3. Крейсерская скорость, км/ч _______________________________________
4. Скороподъемность у земли, м/с ____________________________________
5. Скорость сваливания, км/ч ________________________________________
6. Скорость отрыва при взлете, км/час _______________________________
7. Скорость посадочная, км/час ______________________________________