В соответствии с подпунктом 50) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые сертификационные требования к организациям по обеспечению горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 20 июня 2011 года № 676
Сертификационные требования
к организациям по обеспечению горюче-смазочными материалами
гражданских воздушных судов
1. Общие положения
1. Настоящие сертификационные требования к организациям по обеспечению горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов (далее - сертификационные требования) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" и определяют сертификационные требования к организациям по обеспечению горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов.
2. Организация по обеспечению горюче-смазочных материалов (далее - ООГСМ) осуществляет свою деятельность как самостоятельное юридическое лицо или в составе организации гражданской авиации.
3. ООГСМ осуществляет следующие работы:
1) прием горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей (далее - ГСМ) на склад аэропорта;
2) хранение ГСМ;
3) подготовку и выдачу ГСМ на заправку;
4) заправку ГСМ в гражданские воздушные суда.
ООГСМ осуществляет как весь комплекс указанных работ, так и их часть. В случае осуществления ООГСМ части указанных работ, то ООГСМ привлекает организации, имеющие сертификат по обеспечению горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов (далее - сертификат).
4. Деятельность ООГСМ включает в себя:
1) организацию проведения контроля качества ГСМ на соответствующих этапах обеспечения горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов, в целях выявления изменений показателей качества ГСМ в процессе их поставки и подготовки к применению, а также в целях оценки пригодности ГСМ к заправке в воздушные суда;
2) обеспечение выполнения экологических норм, норм охраны труда и пожарной безопасности при обеспечении горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов;
3) осуществление взаимодействия со службами аэропорта, эксплуатантами, организациями технического обслуживания и ремонта авиационной техники, а также с другими организациями.
5. Для осуществления лабораторного контроля качества ООГСМ создает в своей структуре лабораторию ГСМ или привлекает организации, имеющие сертификат и лабораторию ГСМ в своей структуре.
Лаборатория ГСМ имеет аттестат аккредитации лаборатории, выданный органом по аккредитации.
6. Если договора на поставку ГСМ заключены эксплуатантом (авиакомпанией) самостоятельно, специалисты ООГСМ удостоверяют, что поставляемые ГСМ соответствуют требованиям стандартов и технических условий, допущены к применению в установленном порядке и внесены в соответствующие разделы руководств по летной эксплуатации и техническому обслуживанию соответствующих типов воздушных судов.
2. Требования к организационной структуре организации
по обеспечению горюче-смазочными материалами
гражданских воздушных судов
7. Структура ООГСМ обеспечивает решение следующих основных задач:
1) обеспечение ГСМ гражданских воздушных судов;
2) поддержание деятельности ООГСМ на уровне требований, установленных настоящими сертификационными требованиями;
3) техническое обслуживание сооружений, технологического оборудования и технических средств;
4) укомплектование оборудованием, запасными частями, расходными материалами.
8. Организационная структура ООГСМ состоит из следующих уровней управления:
1) руководства;
2) руководства производственными подразделениями;
3) руководства производственными участками, сменами, бригадами, группами.
У ООГСМ с малыми объемами работ некоторые уровни управления могут быть объединены.
9. Руководящий персонал ООГСМ обеспечивает:
1) организацию обеспечения горюче-смазочными материалами гражданских воздушных судов;
2) организацию и проведение контроля качества ГСМ.
10. ООГСМ разрабатывает и утверждает положения для всех структурных подразделений ООГСМ. В указанных положениях отражаются функции каждого подразделения и его руководителя, которые в совокупности охватывают полный комплекс функций, реализуемых ООГСМ в целом.
11. На весь руководящий и инженерно-технический персонал разрабатываются и утверждаются первым руководителем ООГСМ должностные инструкции.
3. Требования к информационной и документационной базе
организации по обеспечению горюче-смазочными материалами
12. ООГСМ обеспечивает наличие в своем распоряжении комплект документации, включающий:
1) Закон Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации";
2) акты, регулирующие деятельность ООГСМ;
3) стандарты и технические условия по видам ГСМ, используемые в своей деятельности;
4) документы общего и распорядительного характера, должностные и технологические инструкции (карты), регламент технического обслуживания;
5) технологию работы;
6) руководство по обеспечению качества горюче-смазочных материалов.
13. ООГСМ обеспечивает содержание и ведение документации на все виды оборудования, для обеспечения ГСМ гражданских воздушных судов.
14. ООГСМ осуществляет учет:
1) проводимых работ по обеспечению ГСМ гражданских воздушных судов;
2) количества и качества поступающих, хранящихся и выдаваемых на заправку ГСМ;
3) наработки и технического состояния конкретных экземпляров технологического оборудования, установки на оборудование и снятия с него комплектующих и других изделий, фиксирование произведенных ремонтов, периодического технического обслуживания и разовых осмотров.
Учет осуществляется в журналах, формы которых установлены Правилами хранения, подготовки к выдаче на заправку и проведения контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в организациях гражданской авиации Республики Казахстан, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.
15. ООГСМ разрабатывает и утверждает руководителем ООГСМ технологию работы, регулирующую процесс обеспечения ГСМ воздушных судов (далее - технология работы).
16. Технология работы включает в себя следующие разделы:
1) общие положения;
2) организация выполнения технологических процессов.
17.Раздел организация выполнения технологических процессов включает:
1) порядок приема ГСМ;
2) порядок хранения ГСМ;
3) порядок перекачки ГСМ:
4) порядок подготовки ГСМ и выдачи их на заправку;
5) порядок заправки ГСМ в воздушное судно;
6) порядок организации контроля качества;
7) требования к персоналу.
18. Организация контроля качества включает следующие работы:
1) отбор проб ГСМ;
2) лабораторный контроль качества;
3) аэродромный контроль качества;
4) организация технического обслуживания оборудования;
5) организация работы в аварийной и внештатной ситуации.
19. Технология работы разрабатывается с учетом следующих особенностей:
1) объема работ выполняемых ООГСМ;
2) количества и ассортимента ГСМ, используемых эксплуатантами;
3) количества и типов воздушных судов, для заправки которых ООГСМ осуществляет свою деятельность;
4) количества, состава и состояния технологического оборудования и технических средств используемых ООГСМ.
20. В соответствии с задачами, предусмотренными в каждом разделе технологии работы, ООГСМ разрабатывает и утверждает технологические инструкции (карты), детализирующие процесс обеспечения ГСМ гражданских воздушных судов (далее - технологические инструкции (карты).
В технологических инструкциях (картах) определяются объем и последовательность выполняемых работ, квалификация и численность персонала, методики безопасной работы, перечень технологического оборудования, технических средств и приборов, а также, при необходимости, промежуточные нормативы, определяющие степень сохранности и уровень подготовленности ГСМ к применению.
21. ООГСМ разрабатывает и утверждает регламент технического обслуживания технологического оборудования и технических средств, используемых ООГСМ (далее - регламент).
Регламент разрабатывается на основании паспортов и инструкций изготовителей по эксплуатации конкретного типа оборудования.
22. ООГСМ внедряет систему качества, которая отражается в руководстве по обеспечению качества горюче-смазочных материалов.
Руководство по обеспечению качества горюче-смазочных материалов утверждается первым руководителем ООГСМ.
4. Требования к технической оснащенности организации по
обеспечению горюче-смазочными материалами
23. В зависимости от выполняемых работ ООГСМ имеет исправные технологические оборудование, средства и объекты, обеспечивающие прием, хранение, перекачку, очистку, контроль качества, подготовку и выдачу на заправку, заправку и слив ГСМ из систем воздушных судов, а также комплекс зданий, сооружений, помещений и инженерных систем.
Указанные объекты находятся в постоянном пользовании ООГСМ на период осуществления деятельности.
24. Количество и объемы резервуаров ООГСМ обеспечивают заправку воздушных судов и повседневные нужды ООГСМ на срок не менее десяти календарных дней.
25. Новое и модернизированное технологическое оборудование, средства и объекты, вводимые ООГСМ в эксплуатацию, должны соответствовать требованиям и нормам, предъявляемым к ним законодательством Республики Казахстан.
26. ООГСМ осуществляет периодические формы обслуживания технологического оборудования, средств и объектов, а также их обслуживание перед каждым приемом ГСМ, наполнением средств заправки, в начале каждой смены по параметрам, установленным технологией работы ООГСМ.
27. Результаты технического обслуживания технологического оборудования, средств и объектов фиксируются в соответствующих журналах, актах, графиках зачистки емкостей.
5. Требования к горюче-смазочных материалам, используемых при
обеспечении гражданских воздушных судов
28. ООГСМ при обеспечении гражданских воздушных судов использует ГСМ, отвечающие следующим требованиям:
1) допущенные к применению и внесенные в документы по летной эксплуатации воздушного судна каждого типа;
2) имеющие паспорта (сертификаты) качества изготовителя (поставщика);
3) имеющие сертификаты соответствия (для ГСМ, подлежащих сертификации в соответствии с законодательством Республики Казахстан).
29. Использование ГСМ, не допущенных к применению и не внесенных в документы по летной эксплуатации воздушного судна каждого типа, осуществляется по согласованию с производителями и конструкторами воздушных судов.
6. Требования к приему, хранению, подготовке и выдаче на
заправку горюче-смазочных материалов, заправке горюче-смазочных
материалов
30. До поступления ГСМ ООГСМ осуществляется комплекс мероприятий по оценке состояния и исправности технологического оборудования, средств и объектов, обеспечивающих прием, оценку качества и чистоты остатков ГСМ в трубопроводах и резервуарах, предназначенных для приема, а также мероприятия по исключению возможности смешения поступающих ГСМ с некондиционными ГСМ, находящимися в резервуарах склада.
31. Для исключения смешения ГСМ, поступивших по трубопроводу, в железнодорожных или автомобильных цистернах ООГСМ обеспечивает выделение под слив каждого вида ГСМ отдельных стояков, трубопроводных коммуникаций, насосов, резервуаров.
Для ГСМ, поступающих в заводской упаковке, выделяются раздельные места хранения для различных видов (марок) ГСМ.
32. При приеме ГСМ на склад ООГСМ проводит операции, направленные на исключение возможности попадания в процесс подготовки и выдачи на заправку вида (марки) ГСМ, не оговоренного договором (контрактом) с эксплуатантом.
Указанные операции включают идентификацию партии ГСМ по ассортименту, количеству и качеству путем проведения оценки сопроводительной документации (паспорта качества и сертификата соответствия), отбора проб и проведения анализов.
33. Подтверждение качества поступившей партии ГСМ и возможности ее вовлечения в процесс подготовки к выдаче на заправку производится после приема партии ГСМ в резервуары склада ГСМ, а также после каждого долива ГСМ другой партии путем проведения приемного контроля.
34. Поступившие ГСМ хранятся в резервуарах и тарных хранилищах в течение срока и в объеме, необходимом для бесперебойного обеспечения потребностей эксплуатантов в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
При хранении ГСМ исключается возможность изменения их качества за счет испарения легких фракций, загрязнения или смешения с другими видами (марками) ГСМ, нарушения герметичности заводской тары.
35. При хранении ГСМ обеспечивается:
1) выделение отдельных групп резервуаров под каждый вид ГСМ с обвязкой отдельной трубопроводной коммуникацией;
2) отделение резервуаров с некондиционным ГСМ от общей системы трубопроводов;
3) регулярное проведение технического обслуживания технологического оборудования, средств и объектов;
4) раздельное хранение видов (марок) ГСМ в герметичной таре и регулярным осмотром ее состояния;
5) соблюдение гарантийных сроков хранения;
6) удаление свободной воды и загрязнений из резервуаров;
7) осуществление контроля уровня чистоты ГСМ.
Сохранность качества ГСМ при хранении подтверждается регулярным контролем его качества в объеме складского контроля.
При удовлетворительных результатах складского контроля ГСМ подлежат дальнейшему хранению или выдаче на заправку.
36. Подготовка к выдаче на заправку ГСМ включает:
1) отстаивание, очистку от механических примесей и воды;
2) при необходимости добавление противоводокристаллизационной жидкости в ГСМ;
3) межскладские и внутрискладские перекачки;
4) аэродромный контроль качества.
37. ГСМ в неповрежденной упаковке изготовителя не нуждаются в специальных предварительных операциях по подготовке к заправке.
До истечения срока хранения, при выполнении условий хранения, установленных стандартами или техническими условиями, ГСМ в сохранившей герметичность таре передаются для заправки гражданских воздушных судов.
38. После поступления ГСМ в резервуары обеспечивается его отстаивание в течение срока, который определяется его маркой и высотой взлива в резервуаре. Сроки отстаивания ГСМ в резервуарах, определяются уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.
До тех пор, пока не истекло требуемое время отстаивания и не получены удовлетворительные результаты проверок уровня чистоты, ГСМ не подлежит выдаче из резервуара.
В процессе выдачи ГСМ на заправку ООГСМ осуществляет аэродромный контроль качества ГСМ.
39. Заправка ГСМ в воздушные суда осуществляется из средств заправки.
Заправка воздушных судов производится ГСМ, имеющими паспорта качества, выданные лабораторией ГСМ или организацией, осуществляющей контроль качества ГСМ, заправляемых в гражданские воздушные суда, и из средств заправки, имеющие контрольные талоны.
7. Требования к лаборатории горюче-смазочных материалов
40. Лаборатория ГСМ выполняет следующие виды работ:
1) проведение контроля качества ГСМ, противоводокристаллизационных, гидравлических, противообледенительных жидкостей на соответствующих этапах обеспечения воздушных судов в целях выявления изменений значений показателей качества ГСМ в процессе их поставки и подготовки к применению, а также в целях оценки пригодности ГСМ к заправке в воздушные суда;
2) проведение анализа качества работавших в авиационных системах ГСМ в целях оценки возможности их дальнейшего использования;
3) проведение анализа качества ГСМ, отобранных в связи с расследованием авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами.
Лаборатория ГСМ выполняет весь комплекс указанных работ так и его часть. В случае осуществления лабораторией ГСМ части указанных работ, ООГСМ привлекает организации, имеющие сертификат и лабораторию ГСМ в своей структуре, имеющую аттестат аккредитации.
41. Лабораторию ГСМ возглавляет руководитель, обеспечивающий выполнение работ по проведению контроля и анализа качества ГСМ и подчиняющийся руководителю ООГСМ.
42. Лаборатория ГСМ обеспечивает выполнение требований и норм охраны труда и пожарной безопасности при осуществлении контроля и анализа качества ГСМ в лаборатории ГСМ.
43. ООГСМ разрабатывает и утверждает:
1) положение о лаборатории ГСМ;
2) руководство по обеспечению качества ГСМ;
3) технологию отбора проб;
4) должностные инструкции руководителя и сотрудников лаборатории ГСМ;
5) контрольную документацию для фиксирования результатов отбора и анализов проб.
44. В лаборатории ГСМ учитываются и хранятся следующие документы:
1) паспорта (сертификаты) качества изготовителей (поставщиков) ГСМ;
2) сертификаты соответствия изготовителей (поставщиков) ГСМ;
3) паспорта качества, выдаваемые лабораторией ГСМ;
4) анализы показателей качества, выдаваемые лабораторией ГСМ;
5) акты отбора проб;
6) журналы учета проверки качества ГСМ.
45. Результаты проведения контроля и анализа качества ГСМ отражаются в паспортах качества и анализах показателей качества, выдаваемых лабораторией ГСМ, и в журналах учета проверки качества ГСМ.
46. Лаборатория ГСМ размещается в отдельно стоящем здании или здании, сблокированным с производственным зданием ООГСМ.
47. Лаборатория ГСМ оснащается:
1) приточно-вытяжной вентиляцией, системами внутреннего водопровода и канализацией, электроэнергией и средствами связи;
2) расходными материалами и веществами, необходимыми для выполнения химических анализов и получения достоверных результатов испытаний;
3) средствами измерения и испытательным оборудованием для проведения работ в заявленной сфере деятельности, отвечающими требованиям стандартов и технических условий на методы испытаний и обеспечивающими требуемые метрологические характеристики.
Контроль и анализ качества ГСМ проводится в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, испытательным оборудованием, аккредитованным органом по подтверждению соответствия.
48. Штатная численность лаборатории ГСМ обеспечивает выполнение необходимого объема работ с учетом сменности, действующего расписания полетов и объема работ.
49. Лаборатория ГСМ осуществляет следующие виды контроля качества ГСМ:
1) входной контроль, который осуществляется при приеме на склад партии ГСМ путем проверки поступающих транспортных средств, количества ГСМ и сопроводительной документации. Для ГСМ осуществляется проверка уровня чистоты;
2) приемный контроль, который проводится для ГСМ для проверки марки и качества ГСМ в резервуаре в целях исключения возможности вовлечения в процесс подготовки к выдаче на заправку некондиционных ГСМ. Приемный контроль проводится после окончания приема ГСМ в резервуары и каждого долива резервуара ГСМ другой партии;
3) складской контроль, который проводится для определения уровня изменения параметров качества хранящихся ГСМ и подтверждения возможности дальнейшего хранения или применения ГСМ;
4) аэродромный контроль, который проводится при подготовке к выдаче и заправке ГСМ в воздушные суда. При аэродромном контроле подтверждается качество выдаваемой на заправку марки ГСМ путем оценки требуемого уровня чистоты ГСМ и паспорта качества, выданного лабораторией ГСМ.
При удовлетворительном результате аэродромного контроля на средство заправки оформляется контрольный талон.
50. При положительных результатах входного и приемного контроля на каждый резервуар, из которого осуществляется выдача ГСМ на заправку, лаборатория ГСМ оформляет паспорт качества, удостоверяющий, что ГСМ соответствует установленным требованиям и пригоден к выдаче на заправку в гражданские воздушные суда.
51. Основаниями для оформления паспорта качества являются:
1) допуск ГСМ к применению в авиационной технике;
2) наличие сопроводительной документации (акты отбора проб, паспорта качества завода-изготовителя, сертификаты соответствия);
3) положительные результаты испытаний проб ГСМ;
4) отсутствие нехарактерных примесей и нехарактерного поведения ГСМ в ходе отбора проб и проведения анализов.
Паспорт качества подписывается техником-лаборантом, выполняющим анализы, утверждается руководителем лаборатории ГСМ и скрепляется печатью ООГСМ.
8. Требования к сотрудникам организации обеспечения
горюче-смазочными материалами
52. ООГСМ состоит из квалифицированных сотрудников, аттестованных и допущенных к работам, связанным с обеспечением безопасности полетов конкретных типов воздушных судов, с учетом объема выполняемых ООГСМ работ.
53. При проведении сертификации ООГСМ обеспечивает аттестацию следующих сотрудников, непосредственно связанных с обеспечением безопасности полетов:
1) лица, ответственного за организацию приема, хранения, подготовки ГСМ к заправке воздушных судов (заместитель руководителя ООГСМ, ведущий инженер или иное лицо, занимающее указанную должность);
2) лица, ответственного за организацию работы заправочной бригады (руководитель заправочной бригады, руководитель смены или иное лицо, занимающее указанную должность);
3) лица, ответственного за эксплуатацию технологического оборудования фильтрации авиатоплива, дозирования противоводокристаллизационной жидкости и выдачу ГСМ в средства заправки;
4) специалистов лабораторий ГСМ.