Примечание РЦПИ!
В соответствии с Законом РК от 29.09.2014 г. № 239-V ЗРК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления см. приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 325.
В соответствии с подпунктом 38) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила аварийно-спасательного обеспечения полетов в аэропортах Республики Казахстан.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 7 апреля 2011 года № 404
Правила
аварийно-спасательного обеспечения полетов в аэропортах
Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Настоящие Правила аварийно-спасательного обеспечения полетов в аэропортах Республики Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации".
2. Правила определяют порядок аварийно-спасательного обеспечения полетов, в том числе организацию и проведение аварийно-спасательных работ в аэропортах Республики Казахстан, которые включают в себя:
1) организацию дежурства аварийно-спасательных сил и средств;
2) организацию и выполнение аварийно-спасательных работ на территории аэропорта (аэродрома, приаэродромной территории);
3) обеспечение координированных действий подразделений служб аэропорта для осуществления аварийно-спасательных работ, а также их совместных действий с другими соответствующими службами по проведению этих работ;
4) организацию технического оснащения аварийно-спасательных расчетов (групп) средствами и снаряжением;
5) подготовку специалистов для выполнения аварийно-спасательных работ.
3. Термины и определения, используемые в настоящих Правилах:
1) аварийно-спасательные работы - комплекс мероприятий, направленных на своевременное оказание помощи терпящим бедствие или потерпевшим;
2) территория аэропорта - земельный или водный участок, в пределах которых осуществляются аварийно-спасательные работы силами и средствами аэропорта.
4. Аварийно-спасательное обеспечение полета направлено на организацию и выполнение аварийно-спасательных работ на территории аэропорта.
5. Аварийно-спасательные работы проводятся в случаях, когда авиационное происшествие произошло на территории аэропорта и нет необходимости в поиске воздушного судна и людей, потерпевших бедствие, которые включают в себя:
1) спасение пассажиров и экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие на территории аэропорта;
2) оказание первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в медицинские учреждения;
3) тушение пожара на воздушном судне.
6. Аварийно-спасательное обеспечение организуется службой поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов аэропорта.
7. С целью усиления аварийно-спасательных сил и средств аэропорта формируются аварийно-спасательные команды (далее - АСК).
8. Для организации аварийно-спасательных работ на территории аэропорта разрабатывается инструкция по организации и проведению аварийно-спасательных работ в аэропорту, которая согласовывается с взаимодействующими организациями гражданской авиации, расположенных в районе аэропорта и утверждается руководителем аэропорта.
9. Аварийно-спасательные работы осуществляются по плану взаимодействия совместно с подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, скорой медицинской помощью территориальных органов здравоохранения, воинскими частями и правоохранительными органами.
2. Порядок организации и выполнения аварийно-спасательных работ
10. Аварийно-спасательные работы на территории аэропорта организуются руководителем аэропорта.
Непосредственное руководство проведением аварийно-спасательных работ возлагается на заместителя руководителя аэропорта или другое лицо, назначаемое приказом руководителя аэропорта.
11. Аварийно-спасательные работы проводятся:
1) при получении сообщения о предстоящей посадке воздушного судна, терпящего бедствие;
2) при авиационном событии;
3) по требованию государственных органов и организаций в соответствии с планом взаимодействия;
4) по указанию руководителя аэропорта.
12. АСК состоит из штатных и внештатных формирований (расчетов). Из состава сил и средств противопожарной службы и службы поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - СПАСОП) организации гражданской авиации формируют штатные пожарно-спасательные расчеты.
В каждой смене аэропорта формируются внештатные аварийно-спасательные подразделения (далее - расчеты) из работников медицинской, аэродромной, инженерно-авиационной служб (далее - ИАС), службы организации перевозок, спецтранспорта, линейного отдела полиции.
В аэропортах, где взлет и заход на посадку воздушных судов производится над морем (крупным водоемом), организуются водные спасательные станции, укомплектованные катерами и необходимым количеством надувных плавательных средств.
13. Пожарно-спасательный расчет включает в себя пожарных спасателей из состава противопожарной службы и оснащается:
1) пожарными автомобилями;
2) инструментом для вскрытия фюзеляжа;
3) теплоотражательными костюмами;
4) газодымозащитными приборами;
5) ножами для перерезания привязных ремней пассажирских кресел;
6) шанцевым инструментом согласно ведомости комплектации пожарных автомобилей.
Оснащение пожарно-спасательных расчетов изменяется и дополняется в зависимости от местных условий и поступления новых аварийно-спасательных средств.
Численность личного состава расчета определяется нормативами численности АСК аэропорта исходя из класса аэропорта, количество пожарных автомобилей определяется категорией уровня требуемой пожарной защиты аэродрома.
14. Медицинский расчет формируется за счет дежурной смены медицинской службы аэропорта и предназначен для оказания первой медицинской помощи пострадавшим непосредственно на месте авиационного происшествия, сортирования пострадавших и подготовки их к эвакуации в медицинские учреждения.
Численный состав медицинского расчета определяется классом аэропорта и может пополняться силами медицинских работников, свободных от смен, санитарных дружин и взаимодействующих медицинских и лечебных учреждений с таким расчетом, чтобы на каждого медицинского работника приходилось не более 10 пострадавших.
15. Медицинский расчет оснащается:
1) санитарной машиной, обеспечивающей доставку расчета в нормативное время к месту авиационного происшествия и укомплектованной: носилками (2 шт.); кислородным ингалятором; портативным аппаратом для искусственной вентиляции легких; брезентовым полотном 10x2 метров, фонарем электрическим;
2) автоприцепом-фургоном со средствами доставки;
3) чемоданами-укладками в необходимом количестве: 1 чемодан на 10 пострадавших, из расчета, что 80-90 % пассажиров на воздушном судне пострадает.
16. Расчет ИАС предназначен для:
1) обеспечения открытия основных и аварийных выходов из воздушного судна, потерпевшего бедствие и, при необходимости, проделывания совместно с пожарно-спасательным расчетом дополнительных выходов;
2) вентиляции салона воздушного судна;
3) оказания помощи при эвакуации пострадавших из воздушного судна и с места авиационного происшествия;
4) эвакуации воздушного судна с места авиационного происшествия.
Расчет ИАС оснащается аварийно-техническим оборудованием.
17. Расчет службы организации перевозок предназначен для приема, учета и перевозки пассажиров с места авиационного происшествия, а также для выгрузки грузов и багажа из воздушного судна и оснащается техническими средствами, обеспечивающими выполнение этих задач.
18. Расчет аэродромной службы предназначен для оказания помощи экипажу воздушного судна, пожарным и спасателям в тушении и ликвидации пожара и эвакуации пострадавших с места авиационного происшествия, а также для эвакуации совместно с расчетом ИАС воздушного судна с места авиационного происшествия и приведения в рабочее состояние летного поля аэродрома.
Расчет оснащается необходимыми техническими средствами, обеспечивающими выполнение перечисленных выше задач.
19. Расчет службы специализированного транспорта предназначен для обеспечения расчетов АСК автотранспортными средствами согласно табелю с целью своевременной доставки расчетов к месту авиационного происшествия или пункту сбора.
20. Старшими расчетов АСК назначаются соответствующие начальники смен, которые подчиняются начальнику СПАСОП аэропорта, а при аварийно-спасательных работах - непосредственно руководителю работ.
21. Старшим расчетов АСК необходимо:
1) знать район аэродрома и рабочую схему района;
2) знать личный состав своего расчета и проводить с ним занятия и тренировки по проведению поисковых и аварийно-спасательных работ;
3) изучать с работниками расчетов компоновочные схемы воздушных судов (иметь схемы и плакаты), места расположения аварийно-спасательного оборудования и способы приведения его в рабочее состояние, основные и аварийные выходы, места вскрытия обшивки фюзеляжа;
4) принимать меры к оснащению расчета средствами и снаряжением, необходимыми для проведения аварийно-спасательных работ;
5) при заступлении на дежурство проверять наличие работников расчета, а также наличие и исправность аварийно-спасательного оборудования и снаряжения. О готовности расчета доложить в производственно-диспетчерскую службу организации гражданской авиации (далее - ПДС) и руководителю аварийно-спасательных работ;
6) обеспечивать своевременное прибытие расчета с аварийно-спасательной техникой и снаряжением к месту авиационного происшествия или месту сбора;
7) осуществлять личное руководство действиями своего расчета на месте авиационного происшествия.
22. Для сбора расчетов применяются сигналы оповещений "Тревога" и "Готовность".
Сигнал "Тревога" подается в случаях, когда авиационное событие произошло внезапно или до ожидаемой посадки воздушного судна, терпящего бедствие, на данном аэродроме остается менее 30 минут.
Сигнал "Готовность" подается в случае, когда до ожидаемой посадки воздушного судна, терпящего бедствие, на данном аэродроме остается 30 минут и более.
23. По сигналу "Тревога" все расчеты АСК со своим снаряжением прибывают к месту авиационного происшествия или квадрат, указанный при оповещении, в нормативное время и приступают к выполнению аварийно-спасательных работ.
24. По сигналу "Готовность" все расчеты АСК со своим снаряжением следуют к месту сбора и ждут команды руководителя аварийно-спасательных работ на дальнейшие действия.
25. Принятие решения о подаче сигналов оповещения "Тревога" или "Готовность" осуществляется:
1) диспетчером, осуществляющим непосредственное управление воздушным движением в районе аэродрома;
2) руководителем полетов;
3) руководителем аэропорта;
4) руководителем СПАСОП аэропорта.
26. Объявление сигналов "Тревога" или "Готовность" осуществляется службой движения по циркулярной связи или с применением специальной аппаратуры оповещения типа "Горн" или других типов систем оповещения одновременно всем расчетам АСК согласно установленной схеме оповещения.
Время оповещения расчетов не должно превышать 25 секунд. В каждом аэропорту предусматривается дублирующая система оповещения.
При оповещении указывается:
1) тип и номер воздушного судна, терпящего бедствие;
2) характер происшествия;
3) номер квадрата, в котором произошло авиационное происшествие (по координатной сетке схемы территории аэродрома и прилегающей местности);
4) количество пассажиров на борту воздушного судна;
5) наличие, характер и степень опасности грузов на борту воздушного судна.
По мере получения дополнительных данных и информации они сообщаются расчетами АСК при движении к месту сбора по радио.
27. Подтверждение о получения сигналов "Тревога" или "Готовность" руководители штатных и нештатных расчетов АСК докладывают руководителю аварийно-спасательных работ через ПДС.
По мере поступления подтверждений о готовности аварийно-спасательных сил и средств руководитель аварийно-спасательных работ докладывает руководителю аэропорта о готовности аварийно-спасательных сил и средств к работе.
28. Вызов взаимодействующих сил и средств осуществляется по указанию руководителя аварийно-спасательных работ.
Нормативное время прибытия расчетов АСК с момента объявления сигнала "Тревога" указано в приложении к настоящим Правилам.
29. Руководителю аварийно-спасательных работ после получения сигнала "Тревога" или "Готовность" необходимо:
1) установить связь с диспетчером управления воздушным движением (руководителем полетов) и уточнить обстановку;
2) прибыть на место авиационного происшествия за время не более 5 минут (при удалении его в пределах 1000 м от торца взлетно-посадочной полосы по курсу взлета и посадки);
3) оценить обстановку, проанализировать достаточность аварийно-спасательных сил и средств. При необходимости дать указание о вызове взаимодействующих сил и средств;
4) осуществляя непосредственное управление действиями расчетов АСК и привлекаемых дополнительных сил и средств и координацию их действий, обеспечить эффективность и организованность при проведении аварийно-спасательных работ;
5) организовать оцепление места происшествия и хронометраж проводимых работ;
6) докладывать о ходе аварийно-спасательных работ и необходимой помощи руководителю аэропорта.
30. На месте авиационного происшествия АСК, если позволяют условия, руководитель аварийно-спасательных работ устанавливает радио или проводную связь (по самолетно-переговорному устройству) с экипажем воздушного судна, потерпевшего бедствие, с целью координации действий спасателей и экипажа.
Во всех случаях для спасения пассажиров и экипажа в первую очередь используется весь комплекс бортового аварийно-спасательного оборудования: трапы, канаты, желоба и другое аварийно-спасательное оборудование.
31. Действия пожарно-спасательного расчета и спасателей на месте авиационного происшествия включают:
1) подготовку взлетно-посадочной полосы путем покрытия ее слоем пены в случае, если ожидается посадка воздушного судна с убранным или неисправным шасси. Решение о покрытии взлетно-посадочной полосы пеной принимает руководитель аварийно-спасательных работ, исходя из наличия запаса времени и необходимого оборудования;
2) тушение пожара на воздушном судне с одновременным охлаждением фюзеляжа с целью снижения температуры в салонах;
3) открытие аварийных выходов и, при необходимости, вскрытие обшивки фюзеляжа;
4) проникновение внутрь фюзеляжа, высвобождение людей и эвакуация их из воздушного судна через выходы, проемы, проломы.
32. Действия расчета ИАС по эвакуации пассажиров из аварийного воздушного судна включают:
1) открытие основных и аварийных выходов, а в случае их заклинивания вскрытие фюзеляжа в отмеченных местах с помощью соответствующих технических средств (дисковых пил, топоров и другое снаряжение);
2) проникновение на борт воздушного судна и установку наземных или бортовых аварийных трапов и других средств эвакуации;
3) оказание помощи пассажирам и членам экипажа в покидании воздушного судна и эвакуации людей, неспособных к самостоятельному передвижению.
33. При тушении пожара и эвакуации людей из аварийного воздушного судна должны соблюдаться меры безопасности:
1) при вскрытии фюзеляжа и выносе пострадавших из воздушного судна должны соблюдаться меры предосторожности, исключающие травмирование личного состава АСК и нанесение дополнительных травм пострадавшим;
2) при тушении пожара и эвакуации личный состав расчетов АСК должен использовать защитное снаряжение (теплозащитные костюмы, дыхательные аппараты);
3) в процессе эвакуации людей из воздушного судна личный состав пожарно-спасательных расчетов обеспечивает контроль за остаточными очагами пожара, предотвращая его распространение;
4) после окончания эвакуации пассажиров и членов экипажа пожарно-спасательные расчеты, дотушивая остаточные очаги пожара, должны проверить скрытые места в пассажирских салонах и кабине экипажа, кухне, туалетах, багажных помещениях и гардеробах, чтобы убедиться в отсутствии людей на борту воздушного судна;
5) пассажиры и члены экипажа, получившие травмы, должны эвакуироваться в безопасное место (не ближе 100 м от горящего воздушного судна в наветренную сторону). Безопасное место эвакуации определяет руководитель аварийно-спасательных работ совместно со старшим медицинского расчета;
6) если имеются сведения о количестве пассажиров и составе экипажа, необходимо сопоставить их с количеством эвакуированных из воздушного судна. При наличии расхождений необходимо продолжить поиск до обнаружения всех пострадавших;
7) пожарно-спасательный и медицинский расчеты должны находиться на месте происшествия до полного окончания аварийно-спасательных работ.
34. Старший медицинского расчета после получения сигнала "Тревога" или "Готовность" осуществляет:
1) после уточнения обстановки через руководителя аварийно-спасательных работ вызывает взаимодействующие силы и средства органов здравоохранения;
2) организует погрузку чемоданов-укладок;
3) забирает упаковку с наркотическими препаратами (если она хранится отдельно), ключи от фургона и эвакуационный план;
4) выезжает на место происшествия;
5) совместно с руководителем аварийно-спасательных работ выбирает место для пункта сбора пострадавших (не ближе 100 м от воздушного судна) и выставляет опознавательные знаки;
6) при необходимости, через руководителя аварийно-спасательных работ организует пункты временного сосредоточения пострадавших в помещениях аэропорта;
7) организует работу медицинского расчета по оказанию медицинской помощи пострадавшим, принимая непосредственное участие в этой работе;
8) возглавляет эвакотранспортную сортировку пострадавших;
9) принимает меры по защите пострадавших от неблагоприятного воздействия внешних условий;
10) определяет место сбора останков погибших пассажиров и членов экипажа;
11) поддерживает постоянную связь с руководителем аварийно-спасательных работ и информирует его о ходе работ.
35. Прибрежные аэропорты для проведения аварийно-спасательных работ на воде имеют:
1) водные спасательные станции с необходимым количеством катеров на аэродромах, где взлет и заход на посадку производятся над водной поверхностью;
2) средства спасения на воде (плоты, жилеты, спасательные круги, ручные прожекторы и мегафоны).
Личный состав водной спасательной станции проходит специальное обучение о способах спасения и оказания первой помощи терпящим бедствие на воде.
36. Для проведения аварийно-спасательных работ под водой должны привлекаться водолазные команды (по договору).
37. При поиске и спасении терпящих бедствие на воде следует иметь ввиду, что они могут быть отнесены от места происшествия течением или ветром.
38. В целях определения места затонувшего воздушного судна и его частей место должно быть обозначено буями.
3. Порядок подготовки специалистов, участвующих в
аварийно-спасательном обеспечении полетов в аэропортах
39. Подготовка специалистов участвующих в аварийно-спасательном обеспечении полетов в аэропортах осуществляется по программам, утвержденным уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.
40. В соответствии с программами СПАСОП аэропорта разрабатывает тематические планы на предстоящий учебный год с учетом технической оснащенности АСК, в которых определяется порядок и последовательность обучения личного состава АСК.
41. Для проведения теоретических занятий и практических тренировок и в целях повышения их эффективности и максимального приближения к реальным условиям в каждом аэропорту создается учебно-техническая база (оборудованный класс, полигон, дымокамера, списанное воздушное судно и другое).
42. Руководитель СПАСОП аэропорта составляет графики проведения и организовывает учения и тренировки, разрабатывает планы их проведения, проводит разборы, в процессе которых анализирует действия личного состава и дает им оценку.
Учения проводятся не реже 1 раза в год.
Тренировки проводятся:
1) с пожарно-спасательным и медицинским расчетами 1 раз в месяц;
2) с остальными (внештатными) расчетами АСК - ежеквартально;
3) с АСК (в каждой смене) - 2 раза в год.
Приложение
К Правилам аварийно-спасательного
обеспечения полетов в аэропортах
Республики Казахстан
№ |
Наименование Расчета АСК |
Нормативное время прибытия, мин |
|
В пределах расстояния |
К точке, удаленной от |
||
1 |
Пожарно-спасательный |
3 |
5 |
2 |
Медицинский |
6 |
8 |
3 |
Остальные расчеты АСК |
10 |
10 |
* - при расположении точки внутри ограждения аэродром