Об утверждении Стратегии развития акционерного общества "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" на 2011 - 2020 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 января 2011 года № 52

Действующий

      В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 апреля 2010 года № 286 "Об утверждении Правил разработки, утверждения и оценки реализации стратегий развития и планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний с участием государства в уставном капитале, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемую стратегию развития акционерного общества "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" на 2011 - 2020 годы.
      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждена         
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 31 января 2011 года № 52

Стратегия развития
акционерного общества "Национальный управляющий холдинг
"КазАгро" на 2011 - 2020 годы

1. Анализ текущего состояния

Анализ внешней среды

Анализ текущего состояния агропромышленного комплекса Казахстана

       Общая площадь земель сельскохозяйственных угодий на 1 января 2010 года составляла 215,6 миллионов гектаров (далее - млн. га), из них под пашней находилось 24,1 млн. га (11,2 процентов (далее - %), сенокосами - 4,8 млн. га (2,2 %), пастбищами - 182,1 млн. га (84,4 %).
      Численность сельского населения на 1 января 2010 года составляла 7 миллионов 428,6 тысяч (далее - тыс.) человек, или 46,32 % от общей численности населения страны; число занятых в сельском хозяйстве на конец 2009 года составляло 3 миллиона (далее - млн.) 797,4 тыс. человек или около 52 % от общего сельского населения.
      Резко выражена горизонтальная и вертикальная зональность почвенного и растительного покрова. В лесостепной и степной зонах находится 10 % всех земель, в полупустынной и пустынной - около 60 %, в горных областях - около 5 %.
      Все земледельческие зоны страны характеризуются низким количеством годовых осадков - 150 - 320 миллиметров (далее - мм).
      Отсутствует выход к морю, что создает существенные сложности для доступа к внешним рынкам.
      Потребность населения по основной группе продуктов питания, в соответствии с национальными нормами, обеспечивается за счет отечественного производства.
      При национальной норме потребления населения по хлебу, хлебобулочным и макаронным изделиям (в пересчете на зерно) в размере 2,6 млн. тонн в год, в 2010 году собрано 13,5 млн. тонн зерна.
      Годовая потребность по нормам потребления в мясе и мясопродуктах составляет 757,3 тыс. тонн, в 2009 году произведено 896,3 тыс. тонн.
      По молоку и молочным продуктам - годовая норма потребления составляет 4,1 млн. тонн, за 2009 год произведено 5,3 млн. тонн.
      Годовая потребность в яйце и яйцепродуктах составляет 2,2 млрд. штук, за 2010 год произведено 3,3 млрд. штук.
      Существующие объемы производства овощебахчевых культур в настоящее время в два раза превышают национальные нормы потребления. Потребность составляет 1,6 млн. тонн, а объем производства в 2009 г. - 3,3 млн. тонн.
      При национальной годовой норме потребления картофеля в 1,4 млн. тоннах производство в 2009 г. составило 2,8 млн. тонн.
      Таким образом, по вышеуказанным основным видам продовольствия объемы производства значительно опережают объемы потребления.
      Ввиду природно-климатических особенностей страны потребности внутреннего рынка в белом сахаре, произведенном из отечественной сахарной свеклы, удовлетворяются только на 6 %, фруктах и ягодах - на 29,7 %, растительном масле - на 77,5 %, в ранних овощах - 4,2 % и недостающие объемы обеспечиваются за счет импорта.
      Северные регионы специализируются на выращивании зерновых культур и животноводстве. Южные регионы, где орошение имеет существенное значение, имеют большую диверсификацию возделываемых культур (зерновые, масличные, плодово-ягодные культуры, овощи, хлопок).
      В 2009 году производство валовой продукции сельского хозяйства на 1 гектар (далее - га) пашни составляло 67,2 тыс. тенге (455 долларов Соединенных Штатов Америки (далее - долл. США)), производство валовой добавленной стоимости продукции сельского хозяйства на 1 работника, занятого в сельском хозяйстве составляло 3000 долл. США.
      В 2009 году на аграрный сектор Казахстана приходилось 6,3 % валового внутреннего продукта страны. В 2009 году объем валовой продукции сельского хозяйства составил 1640,2 миллиарда (далее - млрд.) тенге и увеличился на 13,9 % к 2008 году, в том числе в растениеводстве - 936,9 млрд. тенге (23,1 %), в животноводстве - 703,3 млрд. тенге (12,8 %) согласно диаграмме 1.1. приложения 1.
      В 2009 году на государственную поддержку агропромышленного комплекса (далее - АПК) из республиканского бюджета выделено 97,0 млрд. тенге, в том числе субсидий - 41,8 млрд. тенге, кредитов - 15,7 млрд. тенге.
      Аграрный сектор демонстрирует устойчивый экономический рост, за последние 7 лет прирост физического объема в среднем к предыдущему году составлял 4,5 % ежегодно согласно диаграмме 1.2. приложения 1.
      Наблюдается положительная тенденция ежегодного увеличения производительности труда в сельском хозяйстве, подсчитанная в сопоставимых ценах 2004 года, в среднем с 2005 года по 2009 год она увеличивалась на 1 % ежегодно, в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросла на 9 %.
      Ежегодно увеличиваются инвестиции в основной капитал сельского хозяйства. Если в 2002 году вложение инвестиций составляло 17,3 млрд. тенге, то в 2007 году - 55,9 млрд. тенге или в 3,2 раза больше. В тоже время в результате мирового финансового кризиса в 2009 году инвестиции в основной капитал сельского хозяйства составили 78,75 млрд. тенге, произошло снижение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на 7,1 % по отношению к 2008 году.

Анализ развития сферы растениеводства

      В 2009 году вся посевная площадь сельскохозяйственных культур составила 21424,9 тыс. га, что на 7,2 % больше уровня 2008 года. В 2009 году общие посевы зерновых культур составили 17208,8 тыс. га, масличных - 1185,4 тыс. га, картофеля 172,2 тыс. га, овощей - 112,2 тыс. га согласно диаграмме 1.3. приложения 1.
      В 2009 году зерновые культуры с применением влагосберегающих технологий возделывались на площади 10,3 млн. га, что на 2,7 млн. га или на 34 % больше, чем в 2008 году.
      В структуре валового сбора сельскохозяйственных культур доминирующее положение занимают зерновые и зернобобовые культуры, при этом пшеница является монокультурой, согласно диаграммам 1.4, 1.5, 1.6. приложения 1.
      Объемы производства пшеницы превышают уровень национального потребления, а избыток экспортируется по сложившейся среднемировой цене, которая в последние 2 года показывает волатильность, неблагоприятную для казахстанских экспортеров.
      Ежегодно Казахстан в среднем реализует на экспорт 6-8 млн. тонн пшеницы, в том числе порядка 2 млн. тонн муки, что в пересчете на зерно составляет 2,8 млн. тонн. Основными направлениями экспорта казахстанского зерна остаются страны Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), Европейского Союза, Ближнего Востока и Северной Африки. Казахстанское зерно пользуется устойчивым спросом благодаря своему высокому качеству, процентное содержание клейковины в зерне третьего класса составляет 23 - 28 %.
      Отрасль развивается в условиях роста конкуренции со стороны России и Украины. Ситуация усугубляется, тем, что морские украинские и российские порты являются основными каналами экспорта казахстанского зерна в западном направлении.
      Удаленность от мировых рынков и отсутствие прямого доступа к морским портам выступают серьезным барьером на пути продвижения казахстанского зерна к рынкам сбыта, не решены в полной мере другие проблемы транспортно-логистического продвижения пшеницы на перспективные экспортные рынки Китая и Юго-Восточной Азии, высок требуемый уровень субсидирования перевозки пшеницы железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации для достижения конкурентоспособной цены одной тонны казахстанской пшеницы на экспорт в дальнее зарубежье через порты Российской Федерации.
      Низка урожайность основных сельскохозяйственных культур (центнер/гектар): в Казахстане в 2009 году составило - зерновые 12,6, картофель - 160,0, подсолнечник - 5,7. Для сравнения: в России в 2009 году - зерновые 23,2, подсолнечник - 11,5; в Канаде в 2007 году - пшеница 23,9; картофель - 313 согласно диаграмме 1.7. приложения 1.

Анализ развития сферы животноводства

      По состоянию на 1 января 2010 года в республике по сравнению с аналогичной датой прошлого года во всех категориях хозяйств увеличилось поголовье крупного рогатого скота на 103,6 тыс. голов или на 1,7 % и составило 6095,2 тыс. голов, соответственно овец и коз - на 599,3 тыс. голов, то есть на 3,6 % и составило 17369,7 тыс. голов, лошадей - на 68,2 тыс. голов, то есть на 4,9 % и составило 1438,7 тыс. голов, верблюдов - на 7,2 тыс. голов, то есть на 4,8 % и составило 155,5 тыс. голов, птицы - на 2537,1 тыс. голов, то есть на 8,4 % и составило 32686,5 тыс. голов согласно диаграмме 1.8. приложения 1.
      Удельный вес племенного поголовья составляет 6 - 12 % по разным видам животных, низок уровень генетического потенциала, слабая репродуктивная база для быстрого воспроизводства высокопродуктивного скота и птицы.
      Животноводство характеризуется рассредоточением поголовья в основном в личных подворьях. Около 80 % поголовья скота (в пересчете на условные головы крупного рогатого скота) размещено в хозяйствах населения, 5,2 % животных находится в сельхозпредприятиях и 12,8 % в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
      С 2003 года по 2009 год объемы производства продукции животноводства увеличивались в среднем по производству мяса - на 4,37 %, молока - на 3,4 %, яиц - на 6,47 % и шерсти - на 5,2 % согласно диаграмме 1.9 приложения 1.
      Объемы производства выросли за счет увеличения поголовья и незначительного роста продуктивности животных, что связано с преобладанием низкопродуктивного скота.
      Размещение поголовья скота и птицы не всегда соответствует природно-климатическим условиям регионов республики, а концентрация основной массы скота в хозяйствах населения сдерживает дальнейшее развитие животноводства и не позволяет использовать преимущества специализации регионов на разведении видов скота, соответствующих их условиям.
      Из-за неконкурентоспособности по себестоимости и ассортименту наблюдается тенденция увеличения объема импорта мяса птицы. Импорт мяса птицы превышает объем его производства в 1,37 раза, тогда как существующие мощности птицефабрик имеют возможность производить более 100 тыс. тонн мяса птицы в год.
      Почти 70 % территории страны находится в резко-континентальной климатической зоне, со значительными перепадами температур в дневное и ночное время, на данной территории вынужденное стойловое содержание в холодное время соответствующих видов скота достигает почти 6 месяцев года, что негативно влияет на затратность и конкурентоспособность сектора при международных сопоставлениях. Крайне низкая естественная природная водная обеспеченность обширных сельскохозяйственных угодий и пастбищ в южных и западных регионах страны вкупе с низким уровнем осадков (менее 400 мм в год) служат дополнительным барьером для развития животноводства.

Анализ развития сферы переработки сельхозпродукции и
обеспечения продовольственной безопасности

      В настоящее время потребность населения в основных продуктах питания по национальным нормам удовлетворяется за счет отечественного производства. Многократно превышает внутренние потребности производство продовольственного зерна, значительная часть которого экспортируется на мировые рынки. Удовлетворяется потребность в свежих овощных и бахчевых культурах в сезонный период, картофеле, питьевом молоке, яйце.
      В 2009 году произведено продукции отраслей переработки сельхозсырья на сумму 721,9 млрд. тенге, что на 1,2 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
      За январь - декабрь 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 8,5 % (с 5290 до 5740 тонн) отмечается рост производства мясных и мясорастительных консервов, на 3,5 % (с 9466 до 9795 тонн) молока и сгущенных сливок, на 30,6 % (с 34708 до 45342 тонн) маргарина, на 18 % (с 76834 до 90737 тонн) шоколада, на 12,4 % (с 183939 до 206720 тонн) масла растительного, на 11 % (с 20218 до 22440 тонн) кондитерских изделий, на 8,7 % (с 121622,3 до 132162,4 тыс. литров) соков и на 1,8 % (с 3405,9 до 3467,6 тыс. тонн) муки. На 1,3 % снизились объемы производства колбасных изделий, на 8,0 % прочих кисломолочных продуктов, на 10,3 % молока обработанного, на 11,2 % масла сливочного, на 12,3 % сыров и творога и на 15,4 % сухого молока, на 5,8 % круп, на 7,8 % фруктовых консервов, на 14,8 % обработанного риса, на 24,3 % сахара и на 44,2 % овощных консервов.
      Высока доля импортной продукции на рынках мясомолочных, масложировых продуктов и плодовоовощных консервов согласно диаграмме 1.10. приложения 1.
      Несмотря на обеспеченность страны сырьем, уровень переработки остается довольно низким. За последние 5 лет доля переработки сельскохозяйственной продукции в общем объеме производства по основным видам продуктов питания выглядит следующим образом: по мясу - 19 %, молоку - 28 %, плодоовощным культурам - 4,8 %.
      Основными причинами низкого уровня переработки сельхозсырья являются его низкое качество, непригодное к промышленной переработке, неразвитость инфраструктуры заготовки и доставки сырья, транспортировки, хранения и реализации сырья, а также недостаток оборотных средств на сезонный закуп сырья.
      Другими острыми проблемами недостаточной переработки сельхозпродукции в стране являются:
      устаревшее оборудование, не позволяющее выпускать конкурентоспособную по цене и качеству продукцию (износ оборудования порядка 60 %);
      монополизм торговых сетей (консигнация достигает 4-5 месяцев, что "замораживает" оборотные средства предприятий, отсутствие доступа на выгодные для размещения продукции торговые места).

Анализ ситуации в сфере технико-технологического обновления
агропромышленного комплекса

      На 1 января 2010 года в республике насчитывалось 159143 единиц (далее - ед.) гусеничных и колесных тракторов, 91725 ед. сеялок, 45503 ед. зерноуборочных комбайнов, 2408 ед. посевных комплексов, 336542 ед. почвообрабатывающей техники, 85761 ед. тракторных прицепов, 51026 ед. грузовых автомобилей, средний возраст парка сельхозтехники составляет 13 - 14 лет, при нормативном сроке эксплуатации 7-10 лет, 70 % имеющегося парка сельхозтехники - производства до 1991 года.
      В 2009 году приобретено 4233 ед. сельскохозяйственной техники, из них основных видов: тракторов - 950 ед., зерноуборочных комбайнов - 1150 ед., кормоуборочных комбайнов 11 ед., сеялок - 430 ед., посевных комплексов - 334 ед., жаток - 172 ед., прочей техники - 533 ед.
      В рамках программ лизинга и кредитования через акционерное общество "КазАгроФинанс" (далее - АО "КазАгроФинанс") субъектам АПК выдано кредитов на сумму 34,3 млрд. тенге, приобретено сельхозтехники - 1363 ед., в том числе тракторов - 375 ед., сеялок - 111 ед., комбайнов - 690 ед., спецтехники - 59 ед. и перерабатывающего оборудования - 8 ед.

Анализ ситуации экспорта сельскохозяйственной продукции

Экспорт зерна и муки

      Основной экспортной статьей сельского хозяйства является монокультура - зерно. Среднегодовой объем экспорта зерновых из Казахстана составляет около 5,5-6 млн. тонн, при этом экспортный потенциал зерна в Республике Казахстан составляет более 10 млн. тонн. По данным Министерства сельского хозяйства США за 2008 год, по объемам экспорта зерна Казахстан занял шестое место в мире, по экспорту муки Казахстан сохраняет первое место в мире уже третий год подряд.
      В 2009 году было экспортировано 3229 тыс. тонн пшеницы на 632,9 млн. долл. США, муки пшеничной и пшенично-ржаной - 2248,1 тыс. тонн. Итого экспортировано в зерновом эквиваленте 6394,9 тыс. тонн.
      На Казахстан в 2009 году приходилось 3 % объемов мирового экспорта зерна. В первую тройку лидеров экспортеров входили Соединенные Штаты Америки (далее - США) (26 %), Канада (15 %), Австралия (14 %) согласно диаграмме 1.11. приложения 1. Основными странами-импортерами пшеницы из стран СНГ являются Таджикистан (11,5 % от общего экспорта пшеницы), Кыргызстан (10 %), Азербайджан (7,9 %), из других стран мира - Иран (22,8 %), Турция (13,6 %), Афганистан (9,9 %).
      Доля Казахстана в общем мировом экспорте муки составляет на сегодня более 14 %. Основными импортерами казахстанской муки являются страны среднеазиатского региона и Афганистан, на их долю в 2008 - 2009 годах пришлось 98 % экспорта муки из Казахстана.
      В настоящее время идет процесс снижения сырьевой направленности экспорта зерновых, где с каждым годом увеличивается доля переработанной продукции. Так, если в 2003 году доля муки в общем объеме экспорта зерна составила 10,6 процента, то в 2009 году Казахстан почти половину зерновой продукции экспортировал в виде муки. За последние 3 года объем экспорта муки из страны вырос в 2 раза. Необходимо отметить, что в общем объеме экспорта продуктов переработки сельхозпродукции в Казахстане мука занимает около 80 % общего объема.

Экспорт мяса

      Абсолютными лидерами в производстве основных видов мяса в мире являются Китай, США и Бразилия. На эти три страны приходится 50 % мирового производства основных видов мяса. В производстве мяса Китая преобладает свинина, в США и Бразилии - говядина и курятина. По производству мяса среди стран СНГ, Казахстан уступает только России, занимающей 10-е место, и Украине - 28 место. Крупнейшими экспортерами говядины в мире являются Австралия, США, Бразилия, Аргентина и Канада. На эти страны приходится половина мирового экспорта говядины.
      В 2007 году объем мировой торговли говядиной составил 7517 тыс. тонн. Основными экспортерами на мировом рынке данной продукции являются Бразилия и Австралия с результатами 2,4 млн. тонн (28,8 %) и 1,5 млн. тонн (18,4 %) соответственно. Австралия и Новая Зеландия - крупнейшие экспортеры баранины (80 % доли поставок на мировом рынке). В 2009 году Казахстан экспортировал около 300 тонн мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо, в основном в Российскую Федерацию и Кыргызстан согласно диаграмме 1.12 приложения 1.

Экспорт хлопка

      По данным Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан:
      в 2008 году экспортировано казахстанского хлопка-волокна 93,2 тыс. тонн (экспортная выручка составила 128,0 млн. долл. США), что составляет около 70 % от общего объема производства хлопка-волокна в республике;
      в 2009 году - 69,0 тыс. тонн, что на 24,2 тыс. тонн или 26 % меньше уровня аналогичного периода 2008 года Экспортная цена 1 тонны хлопка-волокна составляла в среднем 1204,5 долл. США.
      Из ста стран, возделывающих хлопок, лишь пять производят его в крупных объемах, составляющих в совокупности около 71 % мирового производства. Лидирующие производители - Китай (25 % мирового объема), США (21 %), Индия (12 %), Пакистан (8 %), Узбекистан (5 %). Из других производителей хлопка надо отметить Египет, Турцию, Австралию, Бразилию и Туркменистан.

Анализ потребителей услуг холдинга

      Доступ к финансовым ресурсам является важнейшим компонентом устойчивости развития АПК. В настоящее время в дешевом финансировании различных форм нуждаются практически все субъекты аграрного производства. В сельском хозяйстве в 2009 году функционировало 175636 сельхозформирований, из них: государственные предприятия - 35 ед., негосударственные предприятия - 5408 ед., крестьянские (фермерские) хозяйства - 170193 ед. Количество хозяйств населения на конец 2009 года составляло 2248000 ед.
      На начало 2009 года 1792,9 тыс. человек самостоятельно занятого и 236,1 тыс. человек безработной части сельского населения по уровню доходов и имеющемуся хозяйственному опыту рассматриваются как приоритетные целевые социальные группы при реализации программы микрокредитования на селе.
      В настоящее время основными проблемами значительной части потребителей услуг дочерних организаций акционерного общества "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" (далее - холдинг), препятствующими их полноценному финансированию, являются высокие риски, связанные с низкой эффективностью осуществления сельскохозяйственной деятельности, недостаточным уровнем качества предлагаемого залогового имущества, мелкотоварностью сельхозпроизводства, влияющей на размер активов и объемов производства.

Анализ конкурентной среды холдинга

      Конкурентами дочерним организациям холдинга в оказании услуг субъектам АПК выступают банки второго уровня (далее - БВУ), лизинговые компании, микрокредитные организации (далее - МКО), институты развития и социально-предпринимательские корпорации.
      Ключевыми конкурентными преимуществами дочерних организаций холдинга по сравнению с другими участниками рынка являются более низкая стоимость кредитования и лизингового финансирования сельхозтоваропроизводителей и более длительные сроки финансирования, обусловленные возможностью привлечения государственных средств на поддержку АПК.

Анализ рынка кредитования

      БВУ в 2009 году выдано кредитов сельскому хозяйству в сумме 281,8 млрд. тенге из 7644 млрд. тенге ссудного портфеля банков.
      В последние годы динамика изменения доли кредитов сельскому хозяйству по отношению к совокупному кредитному портфелю банков показывает отрицательную тенденцию. По данным Национального Банка Республики Казахстан с 2003 по 2006 годы этот показатель сократился с 12 % до 4,4 %; в 2009 году сократился до 3,69 % от общей суммы выданных кредитов экономике.
      Более 95 % кредитов выдается юридическим лицам, представленным крупными и средними сельхозтоваропроизводителями (далее - СХТП), и лишь 4 % кредитов предоставляется крестьянским (фермерским) хозяйствам.
      Средняя ставка кредитования БВУ составляет 15-22 %, жесткие требования к залоговой базе являются невыполнимыми для большинства субъектов АПК.
      В структуре кредитного портфеля БВУ преобладают краткосрочные кредиты, что свидетельствует о низком уровне доверия к отрасли со стороны банковского сектора.
      Акционерное общество "Аграрная кредитная корпорация" (далее - АО "Аграрная кредитная корпорация") осуществляет кредитование СХТП через кредитные товарищества (далее - КТ) с процентной ставкой вознаграждения в среднем до 8 - 9 % годовых для конечных заемщиков (4 % - маржа АО "Аграрная кредитная корпорация", 4 - 5 % - КТ). Объединения СХТП кредитуются с процентной ставкой вознаграждения до 5 % годовых. Требования к залоговой базе заемщиков более щадящие, чем в БВУ и учитывают особенности ликвидности имеющегося у СХТП имущества. Всего в 2009 году АО "Аграрная кредитная корпорация" прокредитовано 153 КТ на сумму 11192,7 млн. тенге.
      Всего в сельской местности создано 161 КТ, в состав которых вошли 6,7 тыс. СХТП. Продолжается работа по стимулированию объединений мелких СХТП (далее - объединения) для ведения совместного производства. В 2009 году прокредитовано 27 объединений на сумму 737,6 млн. тенге. В состав объединений вошли 471 участник, из них 169 СХТП и 302 личных подворных хозяйства.
      Акционерное общество "Национальная компания "Продовольственная контрактная корпорация" (далее - АО "НК "Продкорпорация") осуществляет кредитование весенне-полевых и уборочных работ СХТП республики по ставке вознаграждения 8 % годовых, при сроке кредита до одного года. В 2009 году на кредитование субъектов АПК для проведения весенне-полевых и уборочных работ было предоставлено 52896,76 млн. тенге. На данные средства было прокредитовано 393 отечественных производителя сельскохозяйственной продукции. АО "НК "Продкорпорация" также осуществляет выдачу семенной ссуды и реализацию семян из государственных ресурсов семян для обеспечения посевных работ.

Анализ рынка лизинговых услуг

      По состоянию на конец 2009 года в республике функционировало порядка 46 лизинговых компаний, в 2008 году их количество составляло 48, из которых 12 являлись дочерними структурами БВУ. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике основными отраслями для лизинговых компаний в предоставлении своих услуг в первой половине 2009 году были транспорт и связь - 40 % от общей стоимости договоров, сельское хозяйство - 36 %, строительство - 12 %, промышленность - 9 %. В 2008 году на сельское хозяйство приходилось - 64 % от общей стоимости договоров, промышленность - 9 %, строительство - 8 %, транспорт и связь - 6 %.
      Ставка вознаграждения лизинговых компаний, аффилиированных с банками (таких как БТА Лизинг, Центр Лизинг, АТФ Лизинг, Темир Лизинг) в среднем составляла 14 - 24 % годовых, срок лизинга составляет до 5 лет, размер авансового взноса до передачи предмета лизинга лизингополучателю составляет 15 - 40 % от стоимости предмета лизинга.
      АО "КазАгроФинанс" осуществляет лизинговые услуги по ставке вознаграждения от 4 % годовых по бюджетным источникам финансирования и до 12,5 % по внебюджетным источникам финансирования, при сроке лизинга от 5 до 7 лет, размер авансового взноса составляет 15 - 20 % от стоимости предмета лизинга.

Анализ рынка микрокредитования

      В 2009 году по стране было зарегистрировано 1317 ед. МКО, из которых действовавшими являлись 1088 ед. (83 % от общего числа зарегистрированных), из них активные составили 549 МКО. По состоянию на 1 января 2010 года в сельской местности расположены 465 МКО (35 % от общего числа зарегистрированых), из которых действующие - 404 (87 %) МКО, активные - 147 (32 %).
      По итогам 2009 года общее количество выданных микрокредитов МКО составило более 197 тыс. займов на общую сумму 40,8 млрд. тенге, из них в сельской местности 7 тыс. займов на общую сумму 4,2 млрд. тенге.
      Средневзвешенные ставки вознаграждения МКО по выданным микрокредитам в 2009 году составили 31,5 % годовых - по краткосрочным и 22,3 % годовых - по долгосрочным микрокредитам; в сельской местности ставки вознаграждения составили: 17,9 % годовых - по краткосрочным и 13,9 % годовых - по долгосрочным микрокредитам.
      Финансирование МКО осуществляется через государственные институты развития - акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму" (далее - АО "Фонд развития предпринимательства "Даму") и акционерное общество "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" (далее - АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства").
      За период 2005 - 2009 годы АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" было выделено 17 млрд. тенге на развитие системы микрокредитования.
      АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" за период 2005 - 2009 годы, в рамках реализации программы по развитию системы микрокредитования на селе, было выделено 8,5 млрд. тенге, в том числе в 2009 году за счет бюджетных средств выдано займов 44 МКО на общую сумму 1 000 млн. тенге. Займы выдавались на тендерной основе по ставке вознаграждения 7,5 % годовых.
      АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" в 2009 году за счет погашенных средств по ранее выданным микрокредитам выдано 5 083 микрокредита на общую сумму 1 789,9 млн. тенге. Микрокредиты выдавались по ставке вознаграждения 9,5 % годовых, размером до 400 тыс. тенге.
      По программе микрокредитования сельского населения через АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" в 2009 году обеспечено занятостью порядка 5 тыс. человек.

Анализ рынка гарантирования зерновых расписок

      Зерновая расписка выдается хлебоприемным предприятием в подтверждение принятия зерна от владельца зерна на хранение и, являясь ордерной неэмиссионной ценной бумагой, может выступать в виде ликвидного залогового инструмента для привлечения финансирования в зерновую отрасль.
      Акционерное общество "КазАгроГарант" (далее - АО "КазАгроГарант") принимает участие в реализации государственной политики по стимулированию привлечения инвестиций в аграрный сектор путем развития системы гарантирования исполнения обязательств субъектов АПК.
      В настоящий момент АО "КазАгроГарант" является единственной организацией в республике по гарантированию исполнения обязательств по зерновым и хлопковым распискам. По состоянию на 1 января 2010 года участниками системы гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам являлись - 53 хлебоприемных предприятия (далее - ХПП), емкость хранения которых составляла порядка 4,4 млн. тонн зерна, участниками системы гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам являлись - 4 хлопкоперерабатывающих организации с общей мощностью переработки хлопка 180 тыс. тонн.
      Конкурентами АО "КазАгроГарант" являются страховые организации. Анализ условий страхования ХПП демонстрирует, что франшиза по договору страхования гражданской правовой ответственности (далее - ГПО) достигает в отдельных случаях 95 % от страховой суммы, при этом договор страхования должен заключаться по каждой зерновой расписке. При наступлении страхового случая держатель зерновой расписки - владелец зерна получит возмещение всего лишь на сумму равную лишь 5 % от страховой суммы и значит, теряется весь смысл страхования ГПО ХПП перед держателями зерновых расписок, и, следовательно, не достигается главная цель поддержки сельхозпроизводителей - защита их прав и законных интересов в полном объеме.

Анализ рынка информационно-маркетинговых услуг в
агропромышленном комплексе

      На сегодня в республике имеется около 100 фирм и компаний, функционирующих на рынке оказания информационно-маркетинговых и консалтинговых услуг. Однако все они имеют узкую направленность, недостаточно обеспечены информацией и не имеют разветвленной региональной сети.
      В настоящее время данный вид услуг в сфере аграрного сектора практически не развит вследствие непривлекательности рынка из-за низкой платежеспособности СХТП и малочисленности квалифицированных специалистов в этой сфере.
      Акционерное общество "Казагромаркетинг" (далее - АО "Казагромаркетинг") на сегодня является единственной специализированной компанией, осуществляющей комплекс услуг по информационно-маркетинговому и консультационному обслуживанию участников аграрного рынка на всей территории Республики Казахстан по различным направлениям развития аграрного сектора, в том числе предоставляющей гарантированный объем информационных услуг на безвозмездной основе.
      Развитие информационно-консультационного и маркетингового обеспечения субъектов аграрного рынка осуществляет АО "Казагромаркетинг", представленное 13 областными филиалами, 2 представительствами и 160 сельскими информационно-консультационными центрами (далее - СИКЦ).
      АО "Казагромаркетинг" посредством филиалов, представительств и СИКЦ осуществляет предоставление на безвозмездной основе пакета информационных услуг не менее 50 тыс. субъектам АПК, перечень которых ежегодно утверждается приказом Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
      АО "Казагромаркетинг" публикует ежемесячный бюллетень по заказам СХТП и государственных органов, проводит маркетинговые исследования рынков, оказывает консультационные услуги, проводит обучающие семинары, разрабатывает бизнес-планы.

Влияние глобальных факторов внешней среды

Правовые факторы

      Холдинг руководствуется в своей деятельности правовыми нормами Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года и Налогового кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года, Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003 года "Об акционерных обществах".
      Правовыми основами создания и деятельности холдинга являются следующие нормативные документы:
      1) Закон Республики Казахстан от 8 июля 2005 г. "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий";
      2) Закон Республики Казахстан от 19 января 2001 г. "О зерне";
      3) Закон Республики Казахстан от 5 июля 2000 г. "О финансовом лизинге";
      4) Закон Республики Казахстан от 28 марта 2003 г. "О кредитных товариществах";
      5) Закон Республики Казахстан от 21 июля 1999 г. "О сельской потребительской кооперации";
      6) Закон Республики Казахстан от 6 марта 2003 г. "О микрокредитных организациях";
      7) Указ Президента Республики Казахстан от 11 декабря 2006 года № 220 "О некоторых вопросах развития агропромышленного комплекса";
      8) Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 июля 2006 г. № 645 "О некоторых вопросах поддержки агропромышленного комплекса с участием специализированных организаций";
      9) Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2006 года № 1247 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 11 декабря 2006 года № 220".

Политические факторы

      Деятельность холдинга соответствует требованиям документов Системы государственного планирования в Республике Казахстан, определяющих направления и приоритеты государственной политики в сфере АПК.
      Холдинг руководствуется при осуществлении своей деятельности поставленными государством задачами по развитию АПК Республики Казахстан.
      В аграрную политику государства регулярно вносятся коррективы, которые холдингу также следует учитывать. При этом развитие как краткосрочных, так и долговременных явлений в этой сфере сопровождается постоянным анализом, мониторингом программных мероприятий и предпринимаемых мер со стороны Правительства Республики Казахстан, Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и иных государственных органов Республики Казахстан.

Хозяйственные факторы

      Холдингу необходимо учитывать возможные хозяйственные риски, которым подвергаются клиенты компаний холдинга. Постоянные изменения внешних и внутренних цен на сырье, материалы, комплектующие, энергоресурсы способны оказывать существенное влияние на успешность деятельности заемщиков компаний холдинга.
      Учитывая длительность сроков возврата государственных средств, инвестированных в реальный сектор экономики, также следует особо тщательно взвешивать и оценивать потенциальные изменения таких ключевых факторов хозяйственной деятельности субъектов агропромышленного комплекса как значительные изменения объемов производства и реализации продукции, стоимости материальных затрат и накладных издержек, цен на продукцию, доступности сырья и материалов, изменения рыночной конъюнктуры в целом.
      Существенным фактором, способным повлиять на эффективное функционирование отечественного АПК, может стать возрастание конкуренции на продовольственном рынке в результате предстоящего вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию и усиления ограничений по применению различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин.

Демографические факторы

      В связи с наблюдаемым ростом численности населения в мире вопросы развития сельского хозяйства приобретают все более высокую значимость. Исследователи, отмечая превышение демографического прироста населения относительно роста мирового производства продовольствия, указывают на появившиеся в начале 21 века негативные тенденции сужения возможностей дальнейшего наращивания производства сельхозпродукции, замедления выпуска продуктов питания, роста экологической нагрузки, связанных с сельским хозяйством.
      Вместе с тем, в развивающихся странах с повышением благосостояния планируется увеличение спроса на продукцию животноводства и растениеводства, продукцию сельхозпереработки.
      Таким образом, демографический рост населения планеты и увеличение глобальной потребности в продовольствии позволит холдингу успешно на долгосрочной основе реализовывать мероприятия по содействию наращиванию экспортного потенциала продукции АПК страны.
      Рост населения Казахстана идет медленными темпами, таким образом, в обозримой перспективе рост объемов сельхозпроизводства в стране будет обеспечиваться за счет вытеснения импортной продукции и наращивания объемов продукции, поставляемой на экспорт.
      В тоже время, урбанизация населения приведет к росту потребности в ранней плодоовощной продукции городским населением, необходимости строительства новых овощехранилищ и тепличных комплексов. Кроме того, фактор урбанизации и роста уровня благосостояния населения приведет к качественному изменению структуры потребления: в потребительской корзине будет увеличиваться доля полуфабрикатов и готовых продовольственных изделий.

Технологические факторы

      Ключевыми факторами, влияющими на технологическое развитие АПК являются эффективность производства и техническое перевооружение, скорость освоения производства новых видов продукции и привлечение новейших агротехнологий. Особое влияние данных факторов на технологическое развитие АПК обусловлено структурой, текущим состоянием и тенденциями роста казахстанской экономики, сложившимся положением в научно-технической сфере страны.
      Текущее состояние с внедрением новых технологий в АПК не соответствует необходимому уровню и не обеспечивает устойчивый рост продукции АПК, разработку и внедрение новых товаров, вывод их на более высокий уровень конкурентоспособности.
      Таким образом, требуется проведение полномасштабной технологической модернизации предприятий АПК, которая позволит заменить низкопроизводительное и трудоемкое оборудование более современным и эффективным.
      Отсутствие в настоящее время развитой научно-исследовательской базы в АПК, достаточной для обеспечения ускоренного технологического развития отрасли, и отсутствие отечественных мощностей по производству современного, отвечающего мировым стандартам оборудования делает процесс технической и технологической модернизации АПК Казахстана зависимым от привлечения импортных технологий.
      В связи с этим, повышение уровня технологичности отечественного сельскохозяйственного производства неизменно повлечет увеличение спроса сельхозтоваропроизводителей Республики Казахстан на услуги структур холдинга по приобретению высокотехнологичного и высокопроизводительного оборудования и техники.

Влияние изменения климата

      Изменения климата в мире наиболее сильно будут ощущаться именно в сельском хозяйстве. Многие регионы, включая и Казахстан, могут пострадать в будущем от резкого сокращения количества годовых и сезонных осадков. Засухи, наводнения, бури - все это будет влиять на урожай сельскохозяйственных культур и, несомненно, внесет свои коррективы в структуру посевных площадей. В последнее время, в западных регионах Казахстана из-за жары и суховеев списывается от 40 % до 50 % посевов сельскохозяйственных культур.
      Серьезные проблемы также связаны с влиянием климата на состояние водных ресурсов. Происходит обмеление крупных и мелких водоемов, снижаются возможности орошения на посевных площадях, увеличивается выкачивание грунтовых вод в зернопроизводящих районах.
      Возможные климатические изменения, влекущие ухудшение условий земледелия, способны повлечь как увеличение мировой потребности на продукцию растениеводства, так и повышение спроса на ирригационные системы и иное современное поливочное оборудование. Это дает возможность холдингу усилить свое влияние на наращивание производства и экспорта растениеводческой продукции и на обеспечение АПК необходимым оборудованием и производственной инфраструктурой.
      Риски изменения природно-климатических условий для холдинга существенны тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения показателей инвестиционных проектов, финансируемых группой компаний холдинга.

Анализ внутренней среды

      Операционная деятельность. Холдинг осуществляет реализацию государственной политики по стимулированию развития АПК Республики Казахстан путем обеспечения эффективного управления инвестиционными активами и развития корпоративной культуры дочерних акционерных обществ (далее - ДАО), осуществляющих деятельность в сфере АПК.
      ДАО реализуют мероприятия по поддержке АПК по направлениям деятельности, определенным законодательством Республики Казахстан. Сильной стороной деятельности ДАО является наличие наработанного опыта поддержки АПК в рамках конкретных направлений деятельности, а также наличие региональных сетей и сформированной инфраструктуры по оказанию финансовых и иных услуг субъектам АПК.
      Консолидация в группе компаний холдинга финансовых, производственных и инфраструктурных ресурсов позволяет достигать синергетического эффекта от оказания совместной и согласованной поддержки развития АПК.
      При этом следует отметить, что ДАО холдинга значительно различаются в своей операционной деятельности, профиль их деятельности неоднороден, существуют элементы дублирования в отдельных финансовых институтах холдинга. В связи с этим, необходимо провести реструктуризацию функций ДАО в соответствии с их основной специализацией.
      Также отсутствует единое информационное пространство между холдингом и ДАО, что снижает эффективность их взаимодействия.
      Для обеспечения дальнейшего качественного развития ДАО необходимо сконцентрировать их деятельность на достижении конкретных результатов поддержки АПК страны, в том числе определенных в стратегических и программных документах развития Республики Казахстан.
      В связи с отсутствием в настоящее время ряда четко структурированных бизнес - процессов деятельности ДАО и холдинга, требуется осуществить внедрение единых корпоративных стандартов бизнес - процессов в холдинге и ДАО, что позволит повысить операционную результативность деятельности группы компаний холдинга по поддержке развития АПК.
      Сильной стороной холдинга является государственная поддержка АПК, как финансовая, так и организационно-административная. Холдинг имеет возможность привлечения бюджетных ресурсов для финансирования потребностей АПК, что играет ключевую роль в деятельности группы компаний холдинга.
      Финансовое состояние. Анализ финансово-хозяйственной деятельности группы компаний показывает доходность активов и рентабельность капитала на уровне ниже среднерыночного, что обусловлено льготным характером финансирования субъектов АПК посредством предоставления "дешевых" кредитных ресурсов по ставкам, оговоренным нормативными актами Республики Казахстан.
      Учитывая, что национальная банковская система в настоящее время продолжает испытывать институциональные трудности и не может служить полноценным источником ресурсов для развития АПК страны, а инвестиционный капитал отечественных инвесторов весьма ограничен по своим объемам, группа компаний холдинга имеет возможность в среднесрочной перспективе расширить свое присутствие на рынке финансирования потребностей субъектов АПК и тем самым повысить результативность поддержки АПК.
      Корпоративное управление. Следуя общепринятым принципам корпоративного управления, в холдинге и ДАО внедрены институты независимых директоров, корпоративного секретаря, службы внутреннего аудита. В целях повышения корпоративной стоимости ДАО, а также усиления эффекта синергии, холдинг на постоянной основе проводит анализ их деятельности, возможность их расширения или же объединения.
      При этом следует отметить, что у холдинга и ДАО отсутствует рейтинг корпоративного управления, что снижает эффективность применения лучшей практики корпоративного управления в рамках группы компаний холдинга.
      Основной угрозой для осуществления группой компаний холдинга результативной поддержки субъектов АПК может являться общий низкий уровень состояния АПК:
      1) сильная изношенность материально-технической базы субъектов АПК, не позволяющая привлечь достаточное залоговое обеспечение;
      2) низкий уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры, повышающий издержки реализации финансируемых дочерними обществами инвестиционных проектов;
      3) сохранение неблагополучной эпизоотической обстановки в животноводстве, повышающее риски реализации проектов в сфере животноводства;
      4) неэффективное использование земельных, водных и финансовых ресурсов субъектами АПК, снижающее эффективность реализации финансируемых инвестиционных проектов;
      5) низкий уровень вовлеченности аграрного сектора Казахстана в мировую торговлю по товарной номенклатуре, снижающий возможности финансирования дочерними обществами перспективных сфер производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
      Представленный анализ проведен в целях определения стратегических направлений и целей развития, которые холдинг может достичь при эффективном использовании имеющихся возможностей для развития за счет своих сильных сторон, усиления выявленных слабых сторон и нейтрализации существующих угроз.

2. Миссия и видение

Миссия холдинга

      Миссией холдинга является реализация государственной политики по стимулированию индустриального развития АПК на принципах результативности, транспарентности и эффективного корпоративного управления структурами холдинга.

Видение холдинга

      Холдинг к 2020 году станет ведущей управляющей компанией в области реализации государственной политики по повышению эффективности отраслей АПК Республики Казахстан.
      Являясь финансовым оператором важнейших стратегических проектов развития сельского хозяйства, холдинг будет обеспечивать доступное, целевое и эффективное использование государственных и привлеченных ресурсов, осуществляя дальнейшее развитие производственной, информационной и сервисной инфраструктуры АПК.
      К 2020 году холдинг и все его дочерние структуры получат рейтинги корпоративного управления, что будет подтверждать высокую культуру корпоративного развития группы компаний холдинга на основе прозрачности деятельности и высоких критериев развития человеческого потенциала.

3. Стратегические направления деятельности, цели, задачи,
ключевые показатели деятельности, ожидаемые результаты

      Стратегическое направление 1. Стимулирование роста производительности труда в АПК через индустриализацию и диверсификацию.
      Цель 1. Содействие росту производительности труда за счет финансирования высокотехнологичных инвестиционных проектов и технологий производства и переработки сельхозсырья.
      Задачи:
      1) определение основных направлений инвестиций в АПК;
      2) формирование перечня высокотехнологичных инвестиционных проектов, предусматривающего внедрение современных технологий и способствующего росту производительности труда в АПК;
      3) определение потребностей СХТП в современных технологиях производства и переработки сырья;
      4) привлечение бюджетных и внебюджетных инвестиций для финансирования высокотехнологичных инвестиционных проектов и предприятий АПК по внедрению современных технологий производства и переработки сельхозсырья;
      5) участие в создании высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры;
      6) лизинг высокотехнологичной сельскохозяйственной техники, специальной техники и перерабатывающего оборудования.
      Ключевые показатели деятельности:
      1) производительность труда на предприятиях в рамках профинансированных холдингом проектов, тыс. долл. США на 1 работника;
      2) количество закупаемой холдингом сельхозтехники, ед.;
      3) доля закупленной сельхозтехники от общей потребности республики, в %.
      Ожидаемые результаты.
      В результате достижения целей стратегического направления 1 повысится уровень индустриализации и диверсификации агропромышленного сектора через реализацию инвестиционных проектов, предусматривающих внедрение современных технологий и способствующих росту производительности труда.
      Производительность труда на предприятиях профинансированных холдингом на одного работника к 2015 году достигнет 20 тыс. долл. США на одного работника и к 2020 году - 40 тыс. долл. США на одного работника.
      Доля закупленной холдингом сельхозтехники от общей потребности республики в течение десяти лет составит в среднем 0,98 %.
      Реализация инвестиционных проектов холдинга позволит создать новые системообразующие производства в сфере животноводства, растениеводства, переработки сельхозпродукции, расширить инфраструктуру, объемы и географию экспорта сельскохозяйственной продукции.
      Инвестиционные проекты холдинга окажут значительный мультипликативный эффект на развитие сопутствующих отраслей АПК.
      Стратегическое направление 2. Участие в обеспечении продовольственной безопасности страны посредством развития и регулирования внутреннего продовольственного рынка.
      Цель 1. Стабилизация внутренних агропродовольственных рынков.
      Задачи:
      1) формирование и эффективное управление государственными ресурсами зерна;
      2) формирование и финансирование перечня проектов субъектов АПК по созданию продовольственного пояса вокруг городов Астаны и Алматы;
      3) участие в развитии системы оптовой торговли сельскохозяйственной продукции и производства плодоовощных культур с применением капельного орошения;
      4) кредитование КТ и предприятий переработки сельхозсырья и производства продуктов питания;
      5) финансирование субъектов АПК по производству, закупу сельхозпродукции;
      6) стимулирование дальнейшего развития системы обязательного страхования;
      7) мониторинг и анализ агропродовольственных рынков;
      8) развитие и функционирование сети информационно-логистических центров на оптовых рынках Республики Казахстан;
      9) обеспечение эффективного функционирования хлебных баз, входящих в состав АО "НК "Продовольственная контрактная корпорация";
      10) осуществление закупа и реализации животноводческой продукции.
      Ключевые показатели деятельности:
      1) выполнение задания по формированию государственных ресурсов зерна на 100 %;
      2) обеспечение допустимого уровня волатильности цен на 1 кг хлеба пшеничного (формового) 1 сорта, тенге;
      3) доля переработки мяса, молока, плодов и овощей в % от общего объема их производства в республике.
      Ожидаемые результаты.
      В результате достижения целей стратегического направления 2 будет обеспечена продовольственная безопасность и мобилизационные нужды страны путем закупа зерна в государственные ресурсы у отечественных СХТП для обновления государственного резерва продовольственного зерна и регулирования внутреннего рынка зерна.
      Отечественные СХТП будут обеспечены доступными финансовыми средствами, что позволит создать новые объекты инфраструктуры производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
      Для эффективного развития продовольственного рынка на оптовых рынках областных центров и крупных городов будут функционировать 20 информационно-логистических центров.
      В результате реализации инвестиционных проектов, профинансированных холдингом в сфере переработки сельскохозяйственного сырья будет обеспечено увеличение объема произведенной продукции.
      Стратегическое направление 3. Содействие развитию и реализации экспортного потенциала АПК.
      Цель 1. Рост объемов экспорта сельхозпродукции.
      Задачи:
      1) финансирование, реализация экспортоориентированных проектов;
      2) расширение инфраструктуры для хранения и экспорта зерна;
      3) расширение географии экспорта сельхозпродукции и продуктов ее переработки;
      4) проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, бизнес-форумов, конференций на территории страны и за рубежом.
      Ключевые показатели деятельности:
      1) доля холдинга в экспорте аграрной отрасли, %;
      2) достижение объемов перевалки зерна через зерновые терминалы холдинга к 2015 г. - 1800 тыс. тонн, к 2020 г. - 3650 тыс. тонн.
      Ожидаемые результаты.
      В результате достижения целей стратегического направления 3 будет расширена география экспорта сельхозпродукции и продуктов ее переработки в страны Юго-Восточной Азии, Японии, Южной Кореи, Китая и другие.
      Доля холдинга в экспорте аграрной отрасли составит к 2015 году 4,8 %, а к 2020 году 5,9 %.
      Расширение инфраструктуры экспорта для хранения и экспорта зерна будет способствовать достижению объемов перевалки зерна через зерновые терминалы к 2015 году - 1800 тыс. тонн, а к 2020 году - 3650 тыс. тонн.
      Стратегическое направление 4. Повышение качества корпоративного управления и прозрачности деятельности холдинга.
      Цель 1. Повышение эффективности управления активами холдинга.
      Задачи:
      1) повышение эффективности собственного капитала и активов;
      2) совершенствование системы мониторинга профинансированных проектов;
      3) улучшение качества ссудного портфеля;
      4) повышение роли риск-менеджмента в деятельности группы компаний холдинга;
      5) управление долгом группы компаний холдинга через установление коэффициентов долговой нагрузки.
      Ключевые показатели деятельности:
      1) ROA, ROE;
      2) снижение доли сформированных резервов (провизии) по ссудному портфелю дочерних акционерных обществ холдинга, %.
      Цель 2. Развитие доступной финансовой, производственной и сервисной инфраструктуры АПК.
      Задачи:
      1) поддержка несельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности в сельской местности;
      2) стимулирование создания объединений сельхозтоваропроизводителей и сельского населения по ведению совместного производства, заготовке, сбыту, переработке, хранению, транспортировке сельхозпродукции, снабжению товарно-материальными ценностями;
      3) развитие и обеспечение устойчивости системы гарантирования исполнения обязательств по зерновым и хлопковым распискам, а также создание и развитие системы гарантирования исполнения обязательств субъектов АПК по займам, предоставляемых финансовыми институтами;
      4) развитие информационных технологий в АПК;
      5) формирование и функционирование базы данных инвестиционных проектов и ее аналитическое сопровождение;
      6) оказание информационно-маркетинговых услуг для развития агробизнеса;
      7) развитие институциональной инфраструктуры микрокредитования в сельской местности;
      6) участие в развитии хлопковой отрасли.
      Ключевой показатель деятельности: рост пользователей услуг группы компаний холдинга, %.
      Цель 3. Рост эффективности системы корпоративного управления.
      Задачи:
      1) оптимизация функций ДАО холдинга;
      2) оптимизация бизнес-процессов по предоставлению услуг агробизнесу;
      3) развитие человеческого потенциала в холдинге.
      Ключевые показатели деятельности:
      1) получение рейтинга корпоративного управления группы компаний холдинга до 2020 года;
      2) % работников, охваченных системой обучения в течение года (не менее 25 %);
      3) % удовлетворенности работников морально-психологическим климатом и системой оплаты труда (не менее 80 % работников).
      Цель 4. Обеспечение прозрачности деятельности группы компаний холдинга.
      Задачи:
      1) разработка и продвижение единого бренда холдинга и его дочерних акционерных обществ;
      2) включение в органы управления группы компаний холдинга представителей общественных организаций;
      3) активизация информационно-имиджевой деятельности холдинга и его дочерних акционерных обществ в СМИ.
      Ключевые показатели деятельности:
      1) создание единого бренда для холдинга и его дочерних акционерных обществ в 2011 - 2012 годах;
      2) ежегодный прирост количества упоминаний о деятельности холдинга и его дочерних акционерных обществ в СМИ на 5 %.
      Ожидаемые результаты.
      В результате достижения целей стратегического направления 4 будет расширена сеть КТ, получаемые кредитные средства обеспечат внедрение современных агротехнологий и высокопроизводительной сельскохозяйственной техники, способствующей росту производительности труда в сельском хозяйстве.
      Развитие инфраструктуры заготовки, сбыта, переработки, хранения, транспортировки сельскохозяйственной продукции, снабжения товарно-материальными ценностями позволит снизить затраты СХТП и сельского населения на производство продукции, обеспечит создание новых рабочих мест и повысит доходность сельской местности.
      Развитие сельской инфраструктуры, такой как, разведение и выращивание рыбопродуктов, организация туризма, гостиничного бизнеса и придорожного сервиса, расширение пунктов общественного питания, обеспечивает создание новых рабочих мест для сельского населения не занятого в сельскохозяйственном производстве, и способствует повышению доходности сельской местности.
      Развитие крупных и средних предприятий переработки сельскохозяйственного сырья и производства продуктов питания позволит обеспечить внутренний потребительский рынок конкурентоспособной, качественной отечественной продукцией и снизить импорт продовольствия.
      Реализация инвестиционных проектов позволит обеспечить вхождение Казахстана в ряд крупнейших экспортеров зерна, расширить экспорт высококачественной животноводческой продукции.
      Информационно-маркетинговая поддержка субъектов АПК обеспечит сельхозтоваропроизводителей актуальной и оперативной информацией, аналитическим обзором агропромышленного рынка страны.
      Развитие корпоративного управления в холдинге и ДАО позволит значительно повысить эффективность деятельности организаций, а также станет открытой моделью системы управления, готовой для применения в частных компаниях, действующих в АПК.
      Развитие риск-менеджмента в холдинге ДАО будет способствовать достижению прозрачности их деятельности, а также эффективному и прозрачному управлению ресурсами, что повысит привлекательность для внешних кредиторов.

Приложение 1    
к Стратегии развития  
акционерного общества
"Национальный управляющий
холдинг "КазАгро"   
на 2011 - 2020 годы  

Диаграмма 1.1

Диаграмма 1.2

Диаграмма 1.3

Диаграмма 1.4

Диаграмма 1.5                              Диаграмма 1.6

Диаграмма 1.7

Диаграмма 1.8

Диаграмма 1.9

Диаграмма 1.10

Диаграмма 1.11

Диаграмма 1.12

Приложение 2     
к Стратегии развития 
акционерного общества
"Национальный управляющий
холдинг "КазАгро"  
на 2011 - 2020 годы  

Расшифровка ключевых показателей деятельности (далее - КПД)
акционерного общества "Национальный управляющий холдинг
"КазАгро" по стратегическим направлениям деятельности на
2011 - 2020 годы

      Стратегическое направление 1. "Стимулирование роста производительности труда в АПК через индустриализацию и диверсификацию"
      Цель 1. Содействие росту производительности труда за счет финансирования высокотехнологичных инвестиционных проектов и технологий производства и переработки сельхозсырья

Наименование КПД

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

КПД-1.
Производительность
труда на
предприятиях,
профинансированных
холдингом, тыс.
долл. США на 1
работника

1,5

2,9

9

11

13

16

20

22

25

29

35

40

КПД 2.
Количество
закупаемой
холдингом
сельхозтехники, ед.

1363

1009

1535

1768

2070

2192

2223

2261

2378

2495

2613

2793

КПД 3.
Доля закупленной
сельхозтехники от
общей потребности
республики, %

0,67

0,44

0,67

0,77

0,90

0,95

0,97

0,98

1,04

1,09

1,14

1,22

      Стратегическое направление 2. "Участие в обеспечении продовольственной безопасности страны посредством развития и регулирования внутреннего продовольственного рынка"
      Цель 1. Стабилизация внутренних агропродовольственных рынков

Наименование КПД

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

КПД 1.
Выполнение задания по
формированию
государственных ресурсов
зерна на 100 %

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

КПД 2.
Обеспечение допустимого
уровня волатильности цен на
1 кг хлеба пшеничного
(формового) 1 сорта, тенге*

72

70

от
60
до
80

от
68
до
92

от 80
до
105

от 90
до
120

X

X

X

X

X

X

КПД 3.
Доля переработки мяса,
молока, плодов и овошей в %
от общего объема их
производства в республике:

0,27

0,28

0,43

0,55

0,76

0,96

1,12

1,32

1,49

1,65

1,8

1,88

мясо

0,12

0,12

0,13

0,19

0,33

0,46

0,6

0,77

0,92

1,08

1,23

1,31

молоко

0,15

0,15

0,3

0,35

0,39

0,43

0,43

0,43

0,43

0,43

0,43

0,43

плоды и овощи

0,01

0,01

0,01

0,02

0,04

0,07

0,09

0,12

0,14

0,14

0,14

0,14

      Примечание: * волатильность цены на хлеб рассчитывается как средневзвешенная величина на временном промежутке 5 лет в связи с сезонными колебаниями урожайности зерна, в 2015 году показатели будут пересчитаны

      Стратегическое направление 3. "Содействие развитию и реализации экспортного потенциала АПК"
      Цель 1. Рост объемов экспорта сельхозпродукции

Наименование КПД

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

КПД 1.
Доля холдинга в экспорте
аграрной отрасли, %

2,8

2,2

3,1

3,5

3,8

4,1

4,8

6,0

6,0

6,0

5,9

5,9

КПД 2.
Достижение объемов перевалки
зерна через зерновые
терминалы холдинга к 2015 г.
- 1800 тыс. тонн, к 2020 г.
- 3650 тыс. тонн

568,5

894,7

1020

1500

1550

1700

1800

2050

2400

3000

3450

3650

      Стратегическое направление 4. "Повышение качества корпоративного управления и прозрачности деятельности холдинга"
      Цель 1. Повышение эффективности управления активами холдинга

Наименование КПД

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

КПД 1.
ROA, %

-2,68

1,0

1,1

1,27

1,46

1,59

1,76

1,46

1,48

1,56

1,67

1,84

ROE, %

-6,31

2,84

2,72

2,82

2,9

2,81

2,92

2,29

2,23

2,23

2,31

2,48

КПД 2.
Снижение доли
сформированных резервов
(провизии) по ссудному
портфелю дочерних
акционерных обществ
холдинга, %

9

17,9

15,5

14,5

15,0

14,1

13,3

12,8

12,6

12,4

11,9

11,4

      Цель 2. Развитие доступной финансовой, производственной и сервисной инфраструктуры АПК

Наименование КПД

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

КПД 1.
Рост пользователей услуг
группы компаний
холдинга, %

100

100

101

101

100

101

100

101

100

100

100

101

      Цель 3. Рост эффективности системы корпоративного управления
      КПД 1. Получение рейтинга корпоративного управления группы компаний холдинга до 2020 года

Наименование компании

Плановая дата

1

АО «Аграрная кредитная корпорация»

2015

2

АО «КазАгроФинанс»

2015

3

АО НК «Продкорпорация»

2016

4

АО «Казагромаркетинг»»

2017

5

АО «КазАгроГарант»

2017

6

АО «Фонд финансовой поддержки сельского
хозяйства»

2018

7

АО «Мал өнiмдepi корпорациясы»

2019

8

холдинг

2020

      КПД 2. % работников, охваченных системой обучения в течение года (не менее 25 %)

Наименование КПД

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

% работников,
охваченных системой
обучения в течение года
не менее 25 %

36,8

73,6

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

      КПД 3. % удовлетворенности работников морально-психологическим климатом и системой оплаты труда (не менее 80 % работников)

Наименование КПД

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

% удовлетворенности
работников
морально-психологичес-
ким климатом и
системой оплаты труда
(не менее 80 %
работников)

80

80

80

82

84

86

88

90

92

94

96

98

      Цель 4. Обеспечение прозрачности деятельности группы компаний холдинга
      КПД 1. Создание единого бренда для холдинга и его дочерних акционерных обществ в 2011 - 2012 годах

Наименование компании

Плановая дата

1

АО «Аграрная кредитная корпорация»

2012

2

АО «КазАгроФинанс»

2012

3

АО НК «Продкорпорация»

2012

4

АО «Казагромаркетинг»»

2012

5

АО «КазАгроГарант»

2012

6

АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства»

2012

7

АО «Мал өнімдері корпорациясы»

2012

8

холдинг

2012

      КПД 2. Ежегодный прирост количества упоминаний о деятельности холдинга и его дочерних акционерных обществ в СМИ на 5 %

Наименование КПД

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Ежегодный прирост
количества упоминаний о
деятельности холдинга и его
дочерних акционерных
обществ в СМИ на 5 %.

100

50

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Приложение 3      
к Стратегии развития  
акционерного общества  
"Национальный управляющий
холдинг "КазАгро"  
на 2011 - 2020 годы 

                             Прогноз*
    объема финансирования для реализации Стратегии развития
     акционерного общества "Национальный управляющий холдинг
         "КазАгро" на 2011 - 2020 годы по стратегическим
                    направлениям деятельности

                                                               млн.
                                                               тенге

Наименование мероприятия

Годы

2009 факт

2010 оценка

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14


Всего по
направлениям,
в т.ч.:

209 811,5

177 371,2

203 821,9

205 050,6

193 068,6

245 094,8

234 728,1

236 809,4

229 023,4

224 790,4

224 857,7

225 488,1

Бюджетные
инвестиции

5 976,8

35 410,0

28 900,0

18 000,0

18 000,0

63 720,1

51 510,6

41 764,7

30 852,1

26 959,7

25 814,7

26 117,6

Бюджетное
кредитование


80 000,0

78 000,0

80 000,0

80 000,0

80 000,0

80 000,0

80 000,0

80 000,0

80 000,0

80 000,0

80 000,0

Внебюджетные
инвестиции, в
том числе:

203 834,7

61 961,2

96 921,9

107 050,6

95 068,6

101 374,7

103 217,5

115 044,7

118 171,3

117 830,7

119 043,0

119 370,5

средства
Национального
фонда**

141 590,0

28 942,7

40 394,3

45 240,0

10 475,9

14 768,9

13 337,6

12 933,2

12 805,8

10 609,3

9 913,8

8 923,7

собственные
средства

25 646,2

22 169,9

45 871,9

50 510,6

68 692,7

79 105,8

82 379,9

93611,5

95 865,5

96 721,4

97 629,2

97 946,8

привлечение
на внешних
рынках
капитала

20 979,0

6 778,5

3 057,0

5 300,0

7 300,0

7 300,0

7 300,0

8 300,0

9 300,0

10 300,0

11 300,0

12 300,0

привлечение
на внутренних
рынках
капитала

15 619,5

4 070,0

7 598,6

6 000,0

8 600,0

200,0

200,0

200,0

200,0

200,0

200,0

200,0

      Примечание:
      * цифровые показатели, приведенные в данной таблице, являются оценочными и могут быть изменены в соответствии с размерами фактического бюджетного внебюджетного финансирования
      ** средства Национального фонда указаны с учетом реинвестирования возвращенных кредитных ресурсов