В соответствии с пунктом 8 статьи 46 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила выделения целевых трансфертов на развитие.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 29 января 2011 года № 40
Правила
выделения целевых трансфертов на развитие
1. Общие положения
1. Настоящие Правила выделения целевых трансфертов на развитие (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 8 статьи 46 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года и определяют порядок выделения целевых трансфертов на развитие, передаваемых из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты.
2. Целевыми трансфертами на развитие являются трансферты, передаваемые вышестоящими бюджетами в нижестоящие в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете, для реализации местных бюджетных программ развития.
2. Порядок выделения целевых трансфертов на развитие
3. При выделении целевых трансфертов на развитие нижестоящим бюджетам достижение прямых и конечных результатов, определенных в соглашениях о результатах по целевым трансфертам на развитие (далее - Соглашение), учитывается в случае выделения целевых трансфертов на развитие на эти цели в предыдущий финансовый год. При недостижении ожидаемых результатов целевой трансферт на развитие в очередном финансовом году не предоставляется на следующий финансовый год планового периода.
Оценка достижения прямого результата местных бюджетных инвестиционных проектов (далее - МБИП), реализуемых в рамках целевых трансфертов на развитие при планировании бюджетных средств на очередной финансовый год, осуществляется путем соотношения фактически достигнутых показателей с плановыми на основании итоговых отчетов о достижении показателей результатов, определенных в Соглашении, и аналитического отчета о реализации целевых трансфертов, выделенных из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам за предыдущий финансовый год, предшествующий текущему финансовому году планового периода.
Оценка достижения прямого результата определяется соответствующим центральным государственным органом или исполнительным органом, финансируемым из областного бюджета в разрезе МБИП при представлении бюджетной заявки соответствующим местным исполнительным органом области (города республиканского значения, столицы) или местным исполнительным органом района (города областного значения).
Оценка достижения конечного результата МБИП проводится соответствующим центральным государственным органом или исполнительным органом, финансируемым из областного бюджета на следующий финансовый год после ввода объекта в эксплуатацию.
4. В целях определения МБИП администраторы местных бюджетных программ разрабатывают и формируют перечень МБИП в порядке, установленном Правилами рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиционных проектов, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 апреля 2009 года № 545 (далее - Правила рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки бюджетных инвестиционных проектов) и направляют в соответствующий местный уполномоченный орган по государственному планированию.
5. Местный уполномоченный орган по государственному планированию:
1) рассматривает перечень МБИП администраторов местных бюджетных программ;
2) на основании экономической экспертизы готовит экономическое заключение и составляет перечень МБИП.
При составлении перечня МБИП соответствующий местный уполномоченный орган по государственному планированию совместно с администраторами местных бюджетных программ определяет источники финансирования МБИП.
За счет целевых трансфертов на развитие из вышестоящего бюджета реализуются МБИП соответствующие Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года, Прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны, Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы, Государственной программе развития образования, Государственной программе развития здравоохранения, стратегическим направлениям и социально-экономическому развитию отраслей, стратегическим планам государственных органов, отраслевым программам и программам развития территорий.
Целевые трансферты на развитие выделяются на реализацию следующих МБИП, направленных на строительство и реконструкцию:
1) специализированных учреждений образования регионального значения, общеобразовательных школ с предполагаемой мощностью более 300 мест взамен аварийных и подлежащих сносу и решающих проблему 3-4-х сменного обучения в селах и городах, профессиональных лицеев мощностью более 300 мест, дошкольных организаций образования мощностью 280 и более мест;
2) объектов здравоохранения регионального значения; строительство (за счет целевых трансфертов) приоритетных объектов здравоохранения местного значения в соответствии с методикой определения потребности в объектах здравоохранения и формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов;
3) региональных медико-социальных учреждений: психоневрологических медико-социальных учреждений, детских психоневрологических медико-социальных учреждений, реабилитационных центров для инвалидов, центров реабилитации и адаптации детей-инвалидов;
4) газопроводов-отводов высокого давления от магистральных газопроводов и подводящих межпоселковых газопроводов высокого давления со строительством автоматизированных станций распределения газа;
5) проектирование, строительство и (или) приобретение арендного (коммунального) жилья по Государственной (отраслевой) программе, реконструкцию сетей водо-, тепло-, электроснабжения и водоотведения;
6) автомобильных дорог областного и районного значения и улиц городов Астаны и Алматы;
7) групповых водопроводов, являющихся безальтернативными источниками питьевого водоснабжения, внутрипоселковых водопроводных сетей в сельских населенных пунктах, а также на их проектирование;
8) водопроводных систем городов и сельских населенных пунктов;
9) объектов культуры, спорта, благоустройства, охраны окружающей среды, жилищного строительства, инженерно-коммуникационной инфраструктуры областного, республиканского значения и городов Астаны и Алматы.
6. Местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) для определения сумм целевых трансфертов на развитие не позднее 15 марта текущего финансового года представляет в соответствующий центральный государственный орган или исполнительный орган, финансируемый из областного бюджета заявку с указанием перечня МБИП и сумму расходов по ним, технико-экономическое обоснование по МБИП, требующим технико-экономическое обоснование, экономическое заключение соответствующего местного уполномоченного органа по государственному планированию и отраслевое заключение соответствующего местного исполнительного органа, финансируемого за счет областного (города республиканского значения, столицы) бюджета, или за счет бюджета района (города областного значения).
7. Соответствующий центральный государственный орган или исполнительный орган, финансируемый из областного бюджета включает в перечень МБИП, отвечающие требованиям, установленным Правилами рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки бюджетных инвестиционных проектов с учетом:
1) приоритетности развития соответствующей отрасли на основании стратегических и программных документов;
2) местонахождения и плотности населения региона;
3) уровня заболеваемости и смертности населения в регионе (для строительства объектов здравоохранения);
4) решения проблемы объектов, находящихся в аварийном состоянии;
5) состояния объектов здравоохранения (отсутствие достаточного набора помещений, несоответствие фактической мощности организации плановой) (для строительства объектов здравоохранения);
6) приведения действующей сети в соответствие с утвержденным нормативом сети организаций здравоохранения и образования (для строительства объектов здравоохранения и образования);
7) планируемых объемов гарантированных государством специальных социальных услуг;
8) численности инвалидов, структуры инвалидности по видам нозологии (заболеваний), степени тяжести инвалидности по регионам;
9) прогнозируемой численности престарелых и инвалидов, в том числе по отдельным заболеваниям;
10) сокращения дефицита мест в объектах социального обслуживания;
11) наличия функционирующих сетей организаций соответствующей отрасли (мощность, фактическая нагрузка и их техническое состояние) не зависимо от форм собственности;
12) развития (создания) инфраструктуры для внедрения современных форм социального обслуживания;
13) состояния объектов питьевого водоснабжения (для строительства и реконструкции объектов водоснабжения в сельских населенных пунктах) для создания условий по устойчивому водообеспечению и эффективному уровню водопользования;
14) наличия решения соответствующего акимата об отводе земельных участков для реализации МБИП;
15) наличия средств в местных бюджетах на реализацию МБИП;
16) достижения прямых и конечных результатов, определенных в соглашениях о результатах по целевым трансфертам на развитие, выделенным в предыдущий финансовый год;
17) оценки предполагаемого эффекта от реализации МБИП на смежные отрасли (сферы) экономики;
18) протяженности автомобильных дорог областного и районного значения.
В приоритетном порядке отбираются МБИП, начатые (продолжающиеся) и не завершенные в предыдущий финансовый год по объективным причинам, определенным центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
Объемы финансирования из местного бюджета МБИП, на реализацию которых выделяются средства из республиканского бюджета в виде целевых трансфертов на развитие, на плановый период определяются в размере не менее 10 % по каждому новому местному инвестиционному проекту по всем отраслям, за исключением местного бюджета города Астаны, для которого объемы финансирования МБИП определяются в размере не менее 3 %.
Перечень МБИП и объемы их финансирования за счет целевых трансфертов из областного бюджета на плановый период определяются решением соответствующей бюджетной комиссии области доводятся до местных исполнительных органов районов (города областного значения) не позднее 15 марта текущего финансового года, предстоящего к планируемому финансовому году.
8. Соответствующий центральный государственный орган или исполнительный орган, финансируемый из областного бюджета направляет перечень МБИП, предлагаемых к финансированию за счет целевых трансфертов на развитие, с соответствующими документами в составе стратегического плана в соответствующий уполномоченный орган по государственному планированию.
9. Уполномоченный орган по государственному планированию в течение двадцати пяти рабочих дней рассматривает представленные администраторами республиканских бюджетных программ перечни МБИП на соответствие:
Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года;
реализации прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны;
государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы;
государственной программе развития образования;
государственной программе развития здравоохранения;
программам развития территорий;
стратегическим направлениям и социально-экономическому развитию отраслей;
стратегическим планам государственных органов;
отраслевым программам.
10. Уполномоченный орган по государственному планированию по итогам рассмотрения МБИП готовит экономическое заключение, в котором содержатся рекомендации о целесообразности включения данного МБИП в проект бюджета и направляет соответствующему центральному государственному органу или соответствующему исполнительному органу, финансируемым из областного бюджета.
11. Соответствующий центральный государственный орган или соответствующий исполнительный орган, финансируемый из областного бюджета, в установленном Правилами рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки бюджетных инвестиционных проектов порядке, направляет перечень МБИП, отобранных в составе стратегического плана и бюджетной заявки в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию или местный уполномоченный орган по бюджетному планированию области.
12. Уполномоченный орган по бюджетному планированию на основании экономического заключения уполномоченного органа по государственному планированию рассматривает заявки администраторов бюджетных программ на предоставление целевых трансфертов на развитие нижестоящим бюджетам на:
предмет их финансовой обеспеченности;
наличие подтверждающих документов, предусмотренных бюджетным законодательством Республики Казахстан;
по строительству и реконструкции объектов, по которым имеются типовые проекты, на соответствие их стоимости, разрабатываемой и утверждаемой уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства.
13. По итогам рассмотрения уполномоченный орган по бюджетному планированию вносит заключение по МБИП на рассмотрение соответствующей бюджетной комиссии.
При этом соблюдаются требования, установленные Правилами рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки бюджетных инвестиционных проектов, в части подготовки заключения по МБИП на рассмотрение соответствующей бюджетной комиссии.
14. В случае одобрения перечня МБИП соответствующей бюджетной комиссией, уполномоченный орган по бюджетному планированию на основании представленных перечней МБИП определяет общую сумму целевых трансфертов на развитие по каждой отрасли в разрезе регионов для включения в проект республиканского или областного бюджета на соответствующий плановый период.
15. После утверждения республиканского бюджета или областного бюджета на соответствующий плановый период Парламентом Республики Казахстан или соответствующим маслихатом, уполномоченный орган по бюджетному планированию доводит объемы целевых трансфертов на развитие, предусмотренных в республиканском бюджете или областном бюджете на соответствующий плановый период в течение пяти рабочих дней до местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) или районов (города областного значения).
16. При разработке проекта постановления Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа о реализации Закона Республики Казахстан о республиканском бюджете или решения о местном бюджете уполномоченный орган по бюджетному планированию на соответствующий предстоящий плановый период предусматривает суммы целевых трансфертов на развитие по каждому администратору бюджетных программ в разрезе регионов.
17. Расходы по местным бюджетным программам развития определяются в местных бюджетах с учетом объемов передаваемых целевых трансфертов на развитие. Целевые трансферты на развитие выделяются нижестоящим бюджетам одной суммой без пообъектного ее распределения и между МБИП распределяются местными исполнительными органами с учетом расходов, предусмотренных в местных бюджетах, на эти цели.