Об утверждении Правил проведения оценки эффективности деятельности исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, местных исполнительных органов районов (городов областного значения)

Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 июня 2010 года № 573

Действующий

      В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954 "О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила оценки эффективности деятельности исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, местных исполнительных органов районов (городов областного значения) (далее - исполнительные органы).
      2. Государственным органам, ответственным за оценку эффективности деятельности исполнительных органов по соответствующим направлениям, в трехмесячный срок разработать и утвердить методики проведения оценки, включающие подготовку соответствующих заключений.
      3. Уполномоченному органу по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы в трехмесячный срок по согласованию с аппаратом акима области, города республиканского значения, столицы разработать и утвердить формат заключения о результатах общей оценки эффективности деятельности исполнительных органов.
      4. Аппаратам акимов областей, города республиканского значения, столицы:
      до 1 декабря 2010 года утвердить график проведения ежегодной оценки эффективности деятельности исполнительных органов;
      внесение изменений и дополнений в график осуществлять не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения ежегодной оценки эффективности деятельности исполнительных органов.
      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждены       
постановлением Правительства
Республики Казахстан 
от 14 июня 2010 года № 573

Правила
проведения оценки эффективности деятельности исполнительных
органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города
республиканского значения, столицы, местных исполнительных
органов районов (городов областного значения)

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила проведения оценки эффективности деятельности исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, местных исполнительных органов районов (городов областного значения) (далее - Правила) разработаны в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954 "О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы" (далее - Система).
      2. Правила устанавливают основные положения, принципы, направления, критерии, определяют систему органов и порядок проведения ежегодной оценки эффективности деятельности исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, местных исполнительных органов районов (городов областного значения) (далее - исполнительные органы).
      3. Предметом оценки эффективности деятельности исполнительных органов является степень реализации возложенных задач и функций исполнительного органа.
      4. Целью оценки эффективности деятельности исполнительного органа являются определение степени влияния деятельности исполнительного органа на параметры развития отрасли/сферы/региона и оценка системы организации деятельности исполнительного органа.
      5. Источниками информации для оценки эффективности деятельности исполнительных органов являются:
      1) отчеты исполнительных органов о проведенной деятельности за отчетный период;
      2) официальные статистические данные;
      3) результаты контроля аппарата акима области, города республиканского значения, столицы исполнения актов и поручений акима, его заместителей и акимата области, города республиканского значения, столицы;
      4) результаты контроля и надзора, проведенных соответствующими государственными органами;
      5) заключения независимых экспертов;
      6) результаты анкетирования и социологических опросов;
      7) информация неправительственных организаций (общественных объединений).
      6. Оценка эффективности деятельности исполнительных органов проводится государственными органами, уполномоченными на проведение оценки по направлениям деятельности государственных органов, определенными пунктом 12 настоящих Правил.
      7. Оценка эффективности деятельности исполнительных органов осуществляется ежегодно по итогам отчетного (календарного) года согласно графику.
      8. График проведения оценки включает:
      перечень исполнительных органов, подлежащих оценке, в разбивке по месяцам (кварталам) года проведения оценки;
      сроки представления государственными органами, уполномоченными на проведение оценки эффективности деятельности исполнительных органов по соответствующим направлениям, своих заключений в уполномоченный орган по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы;
      сроки представления уполномоченным органом по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы заключения о результатах общей оценки эффективности деятельности исполнительных органов в аппарат акима области, города республиканского значения, столицы;
      сроки внесения аппаратом акима области, города республиканского значения, столицы экспертного заключения, сформированного на основе заключения уполномоченного органа по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы о результатах общей оценки эффективности деятельности исполнительных органов, акиму соответствующей области, города республиканского значения, столицы.
      9. График проведения оценки разрабатывается и утверждается акиматом области, города республиканского значения, столицы.

2. Принципы оценки эффективности деятельности
исполнительных органов

      10. Принципами оценки эффективности деятельности исполнительных органов являются:
      1) принцип объективности - проведение оценки эффективности деятельности исполнительных органов строго в соответствии с законодательством Республики Казахстан, исключение конфликта интересов;
      2) принцип достоверности - подтверждение результатов оценки эффективности деятельности исполнительных органов соответствующими документами;
      3) принцип прозрачности - ясность изложения результатов оценки эффективности деятельности исполнительных органов;
      4) принцип гласности - обязательная публикация результатов оценки эффективности деятельности исполнительных органов в средствах массовой информации с учетом обеспечения режима секретности и защиты служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.

3. Государственные органы, уполномоченные на проведение оценки
деятельности исполнительных органов

      11. Государственными органами, уполномоченными на проведение оценки по направлениям деятельности государственных органов, определенными пунктом 12 настоящих Правил, являются:
      1) аппарат акима области, города республиканского значения, столицы;
      2) уполномоченный орган по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы;
      3) уполномоченный орган по исполнению бюджета области, города республиканского значения, столицы.

4. Направления, критерии, показатели эффективности деятельности
исполнительных органов

      12. Оценка эффективности деятельности исполнительных органов осуществляется по следующим направлениям их деятельности:
      1) достижение стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе;
      2) исполнение актов и поручений акима, его заместителей и акимата области, города республиканского значения, столицы;
      3) реализация бюджетных программ при исполнении бюджета в отношении исполнительных органов, финансируемых из бюджета района (города областного значения).
      13. Каждому направлению деятельности, указанных в пункте 12 настоящих Правил, соответствуют свои критерии эффективности.
      14. Каждому критерию эффективности соответствуют показатели эффективности, которые определяются государственными органами, уполномоченными на проведение оценки по направлениям деятельности исполнительных органов, в соответствующих методиках.
      15. Показатели эффективности должны соответствовать следующим требованиям:
      объективность: показатели не должны приводить к искажению деятельности исполнительного органа, когда формальное выполнение функции ведет к улучшению отчетности и ухудшению реального положения дел;
      достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в случае необходимости;
      прозрачность: необходимо избегать излишне сложных показателей, определение показателя должно обеспечивать однозначность его интерпретации как оценивающим, так и оцениваемым государственным органом;
      экономичность: получение необходимых данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на существующих системах сбора информации;
      сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач, а также с показателями, используемыми в международной практике;
      полнота: показатели должны характеризовать всю деятельность исполнительного органа, не должны приводить к искажениям значимости отдельных функций.
      16. В качестве показателей эффективности возможно использование показателей, применяемых в различных международных сопоставлениях.

4.1. Оценка достижения стратегических целей и задач в
курируемых отрасли/сфере/регионе

      17. Оценка достижения стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе осуществляется в целях определения степени достижения результативности и эффективности деятельности исполнительных органов по развитию курируемых отрасли/сферы/региона.
      18. Оценка достижения стратегических целей и задач в курируемой отрасли/сфере деятельности исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы осуществляется на основе стратегических целей и задач по развитию курируемой отрасли/сферы, установленных в стратегическом плане исполнительного органа.
      19. Оценка достижения стратегических целей и задач в курируемом регионе осуществляется на основе стратегических целей и задач по развитию районов (городов областного значения), установленных в программе развития районов (городов областного значения).
      20. Критериями оценки достижения стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе являются:
      1) правильность выбора стратегических целей и задач, целевых индикаторов и показателей результатов, ясность и четкость их изложения.
      В рамках данного критерия оцениваются четкость и правильность изложенных стратегических целей и задач, правильность выбора целевых индикаторов и показателей результатов, соответствие целей стратегического плана, программы развития территории вышестоящим документам, целевых индикаторов стратегического плана, программы развития территории индикаторам (по курируемым сфере/отрасли/регионе), установленным в вышестоящих документах, целей и задач стратегического плана, программы развития территории установленным функциям исполнительного органа;
      2) достижение прямых результатов.
      В рамках данного критерия оцениваются степень достижения прямых результатов, уровень выполнения запланированных мероприятий, степень влияния невыполненных мероприятий на дальнейшую реализацию стратегического плана, программы развития территорий, прогресс в динамике достигнутых результатов по сравнению с предыдущим периодом;
      3) достижение стратегических целей и задач по развитию курируемых отрасли/сферы/региона.
      В рамках данного критерия оцениваются степень достижения целевых индикаторов и показателей результатов (промежуточных и конечных), степень их соответствия целям и задачам стратегического плана, программы развития территорий, степень решения задач и проблем, на решение которых направлены стратегический план и программа развития территорий;
      4) доступность обществу (информационная обеспеченность) хода реализации стратегического плана, программы развития территорий.
      В рамках данного критерия оцениваются полнота и качество размещаемой информации, частота и своевременность обновления информации о реализации стратегического плана, программы развития территорий;
      5) полнота реализации государственных функций.
      В рамках данного критерия оценивается степень охвата деятельностью (за отчетный год) всех государственных функций, возложенных на исполнительный орган по развитию курируемых отрасли/сферы/региона. Степень полноты оценивается исходя из наличия соответствующих мероприятий, механизмов и качества реализации государственных функций.
      21. Оценка достижения стратегических целей и задач в курируемой отрасли/сфере деятельности исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, в курируемом регионе местных исполнительных органов районов (городов областного значения) осуществляется уполномоченным органом по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы, за исключением оценки достижения стратегических целей и задач в курируемой отрасли/сфере деятельности данного государственного органа.
      22. Оценка достижения стратегических целей и задач в курируемой отрасли/сфере деятельности уполномоченного органа по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы осуществляется аппаратом акима области, города республиканского значения, столицы.
      23. Разработка методики по оценке достижения стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе и ее методологическое сопровождение осуществляется уполномоченным органом по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы.

4.2. Оценка качества исполнения актов и поручений акима,
его заместителей и акимата области, города республиканского
значения, столицы

      24. Оценка качества исполнения актов и поручений акима, его заместителей и акимата области, города республиканского значения, столицы (далее - оценка качества исполнения актов и поручений) исполнительными органами осуществляется в целях определения уровня результативности и эффективности их исполнения.
      25. Критериями оценки качества исполнения исполнительными органами актов и поручений являются:
      1) полнота исполнения, которая предусматривает полноценную реализацию актов и поручений в установленные сроки и отражает степень соответствия проведенных мероприятий задачам, поставленным перед конечным исполнителем в поручении или акте. Степень полноты оценивается на основе экспертного заключения аппарата акима области, города республиканского значения, столицы;
      2) своевременность исполнения, которая предусматривает исполнение мероприятий в установленные сроки и отсутствие продления срока исполнения два и более раза по инициативе исполнительного органа, исполнителя.
      26. Оценка качества исполнения актов и поручений акима и акимата области, города республиканского значения, столицы исполнительными органами осуществляется аппаратом акима области, города республиканского значения, столицы.
      27. Разработка методики оценки качества исполнения актов и поручений акима и акимата области, города республиканского значения, столицы исполнительными органами и ее методологическое сопровождение осуществляется аппаратом акима области, города республиканского значения, столицы.

4.3. Оценка реализации бюджетных программ при исполнении бюджета

      28. Оценка реализации бюджетных программ при исполнении районного бюджета (бюджета города областного значения), за исключением целевых трансфертов, выделенных из республиканского бюджета осуществляется с целью определения достижения показателей прямого и конечного результатов, а также показателей эффективности, при их наличии, предусмотренных в бюджетных программах.
      29. Критериями оценки реализации бюджетных программ при исполнении бюджета являются:
      1) показатель прямого и конечного результата.
      При оценке достижения прямого результата проводится анализ своевременности использования бюджетных средств и выполнения мероприятий бюджетных программ в течение финансового года, а также проводится сравнительный анализ показателей результатов с предыдущими результатами двух финансовых годов. При проведении оценки достижения показателей прямого результата также используются материалы контроля соответствующих государственных органов, проведенных на предмет соответствия деятельности объекта контроля требованиям бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, достоверности, обоснованности и своевременности составления и представления финансовой отчетности и эффективности достижения исполнительными органами прямых и конечных результатов в ходе реализации бюджетных программ.
      Показатели конечного результата предусматривают уровень (степень) влияния достигнутого прямого результата на достижение цели бюджетной программы и отрасли (сферы), курируемой исполнительным органом;
      2) показатель эффективности.
      Данный показатель отражает достижение наилучшего прямого результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств или достижение прямого результата с использованием меньшего объема бюджетных средств.
      В рамках оценки данного показателя определяются степень освоения бюджетных средств, уровень экономии бюджетных средств (объем экономии бюджетных средств к общему объему расходов), сопоставляется объем фактических расходов на единицу товаров (работ, услуг) с планируемым, определяется уровень отклонения фактически произведенных затрат от запланированных.
      30. Оценка реализации бюджетных программ при исполнении бюджета осуществляется уполномоченным органом по исполнению бюджета области, города республиканского значения, столицы, за исключением оценки реализации бюджетных программ при исполнении бюджета данного государственного органа.
      31. Оценка реализации бюджетных программ при исполнении бюджета уполномоченного органа по исполнению бюджета области, города республиканского значения, столицы осуществляется аппаратом акима области, города республиканского значения, столицы.
      32. Разработка методики оценки реализации бюджетных программ при исполнении бюджета и ее методологическое сопровождение осуществляется уполномоченным органом по исполнению бюджета области, города республиканского значения, столицы.

5. Порядок проведения оценки эффективности деятельности
исполнительных органов

      33. Государственные органы, уполномоченные осуществлять оценку эффективности деятельности исполнительных органов по соответствующему направлению, представляют соответствующие заключения в уполномоченный орган по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы согласно графику проведения оценки.
      34. Заключение о результатах оценки эффективности деятельности исполнительного органа по соответствующим направлениям должно включать следующие компоненты:
      1) аналитический отчет по оценке деятельности исполнительного органа по соответствующему направлению;
      2) выводы и рекомендации по улучшению деятельности исполнительного органа по соответствующему направлению.
      35. Уполномоченный орган по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы в месячный срок со дня получения заключений о результатах оценки, проведенной государственными органами, уполномоченными на оценку эффективности деятельности исполнительных органов по соответствующему направлению, представляет в аппарат акима области, города республиканского значения, столицы заключение о результатах общей оценки эффективности деятельности исполнительных органов.
      36. Заключение о результатах общей оценки эффективности деятельности исполнительных органов должно включать следующие компоненты:
      1) выводы о результативности и эффективности деятельности каждого исполнительного органа за отчетный период, в том числе о степени влияния деятельности исполнительного органа на социально-экономическое и общественно-политическое развитие региона;
      2) выводы об организации деятельности по реализации поставленных целей и задач перед исполнительным органом;
      3) рекомендации по улучшению деятельности исполнительного органа.
      37. Аппарат акима области, города республиканского значения, столицы на основе заключения уполномоченного органа по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы о результатах общей оценки эффективности деятельности исполнительных органов формирует экспертное заключение и вносит акиму области, города республиканского значения, столицы.
      Экспертное заключение о результатах оценки эффективности деятельности исполнительного органа вносится акиму области, города республиканского значения, столицы в двухнедельный срок со дня получения заключения уполномоченного органа по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы о результатах общей оценки эффективности деятельности данного исполнительного органа.
      38. Экспертное заключение о результатах оценки эффективности деятельности исполнительного органа должно также содержать оценку к заключению уполномоченного органа по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы и рекомендации по повышению эффективности деятельности исполнительного органа, в отношении которого проводилась оценка эффективности деятельности.
      39. Результаты оценки эффективности деятельности каждого исполнительного органа с выводами и рекомендациями направляются руководителям исполнительных органов в целях организации работы по повышению эффективности деятельности.
      40. Результаты оценки эффективности деятельности каждого исполнительного органа публикуются в средствах массовой информации с учетом обеспечения режима секретности и защиты служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.