Об утверждении технического регламента "Требования к безопасности смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 июня 2010 года № 563

Действующий

      В целях реализации Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемый технический регламент «Требования к безопасности смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств».
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении шести месяцев со дня его первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Кaзaхстан                       К. Масимов

Утвержден         
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 12 июня 2010 года № 563

Технический регламент
«Требования к безопасности смазок и специальных жидкостей для
автомобильных транспортных средств»

1. Область применения

      1. Настоящий технический регламент «Требования к безопасности смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств» (далее - Технический регламент) распространяется на смазки и специальные жидкости для автомобильных транспортных средств.
      Перечень смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств приведен в приложении 1 к настоящему Техническому регламенту, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан (далее - ТН ВЭД РК).
      2. Технический регламент не устанавливает требования к безопасности смазок и специальных жидкостей для морских, железнодорожных и воздушных транспортных средств.
      3. Основными опасными факторами (рисками), которых следует избегать в процессах жизненного цикла смазок и специальных жидкостей для транспортных средств, являются:
      1) попадание в состав смазок и специальных жидкостей механических примесей и частиц абразивных материалов;
      2) повышенная или пониженная температура окружающей среды и поверхностей оборудования;
      3) неосторожное обращение, неправильная установка при транспортировании, чрезмерная нагрузка на упаковку смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств;
      4) опасные эксплуатационные процессы, при которых выделяется избыточное количество тепла, что может явиться причиной возникновения пожара;
      5) попадание в глаза, желудочно-кишечный тракт, слизистую оболочку и на кожу человека;
      6) наличие присадок ухудшающих эксплуатационные характеристики смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств.
      4. Критериями и методами идентификации для целей применения Технического регламента являются:
      информация на этикетке смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств;
      внешний вид (цвет, консистенция), в соответствии с нормативными документами по стандартизации на каждый вид смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств;
      требования к характеристикам смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств приведены в приложении 2 к настоящему Техническому регламенту;
      информация о наличии и количестве присадок в составе смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств.

2. Термины и определения

      5. В Техническом регламенте наряду с установленными Законами Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О безопасности химической продукции», от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте», используется следующие термины и определения:
      автомобильное транспортное средство - единица подвижного состава автомобильного транспорта, включающая автобусы, микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили, автомобильные прицепы, полуприцепы к седельным тягачам, а также специализированные автомобили (предназначенные для перевозки определенных видов грузов) и специальные автомобили (предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ);
      моторные масла - смесь на масляной основе, в которой содержится ряд присадок, улучшающих свойства масла;
      смазка - средство для уменьшения трения и износа между двумя поверхностями, скользящими одна по другой (моторные, трансмиссионные масла и масла для гидромеханических передач);
      специальные жидкости - совокупность жидкостей, применяемая в гидравлических системах, системах охлаждения и очистки двигателей, аккумуляторах автомобильных транспортных средств.

3. Условия обращения смазок и специальных жидкостей для
автомобильных транспортных средств на территории
Республики Казахстан

      6. Смазки и специальные жидкости для автомобильных транспортных средств, соответствие которых Техническому регламенту не подтверждено, не должны маркироваться знаком соответствия и не допускаться к обращению на рынке.
      7. По запросу потребителя ему должна предоставляться дополнительная информация о смазках и специальных жидкостях для автомобильных транспортных средств, мерах защиты от воздействия их опасных свойств на жизнь и здоровье человека, окружающую среду.
      8. Предупредительная и идентифицирующая маркировка смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств наносится в виде текста, символов.
      9. При поставке смазок и специальных жидкостей, предусматривается сопровождение смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств информацией на государственном и русском языках, включающей название страны изготовителя и наименование изготовителя, допустимый срок эксплуатации, способ применения, меры предосторожности для снижения риска опасности, условия хранения и классификацию по следующим параметрам:
      по химическому составу основы (минеральное, полусинтетическое, синтетическое масло);
      по вязкости;
      по набору присадок и качеству;
      по допускам производителей автомобилей.

4. Требования к безопасности смазок и специальных жидкостей для
автомобильных транспортных средств

      10. По своим характеристикам смазки и специальные жидкости должны соответствовать требованиям, установленным в приложении 2 к настоящему Техническому регламенту.
      11. Для улучшения эксплуатационных показателей смазок и специальных жидкостей допускается добавление производителем присадок, не оказывающих негативное воздействие на двигатели внутреннего сгорания автомобильных транспортных средств.
      12. В смазках и специальных жидкостях не допускается содержание металлов (медь, свинец, железо, алюминий).
      13. Не допускается содержание механических примесей в смазках без присадок. Доля механических примесей в смазках с присадками должна быть не более 0,2 %.
      14. Внешний вид смазок и специальных жидкостей определяется визуально. Смазки должны быть однородными и без комков.
      15. Не допускается смешивание смазок для автомобильных транспортных средств любым видом топлива.

5. Требования к территории, производственным помещениям и
организации рабочих мест, предназначенных для проведения работ
со смазками и специальными жидкостями для автомобильных
транспортных средств и их хранения

      16. Территория и производственные помещения (здания, сооружения и т.п.), предназначенные для проведения работ со смазками и специальными жидкостями и их хранения, оборудуются системами автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями Технического регламента «Требования по оборудованию зданий, помещений и сооружений системами автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2008 года № 796.
      17. В помещениях, где проводятся работы со смазками и специальными жидкостями, стены покрываются на высоту не менее 2 м от пола несгораемыми материалами, позволяющими производить их очистку от загрязнений. Двери с обеих сторон обиваются негорючим и легкомоющимся материалом.
      18. Пол помещения выполняется из материала, непроницаемого для смазок и специальных жидкостей. В полу предусматриваются сточные каналы для отвода пролитых смазок и специальных жидкостей в специальные емкости, из которых они в дальнейшем должны утилизироваться.
      19. Помещения, где применяются смазки и специальные жидкости, следует оборудовать механической местной приточно-вытяжной вентиляцией, которая должна быть автономной от общеобменной вентиляции других производственных помещений.
      20. Вентиляционное оборудование должно быть во взрывобезопасном исполнении.
      21. Кроме общеобменной приточно-вытяжной вентиляции в помещениях необходимо оборудовать местный отсос паров и аэрозолей от ванн, различных машин и других источников, выделения вредных веществ в воздух, путем установки зонтов и устройства бортовых отсосов.
      22. Система вентиляции должна надежно обеспечивать отсутствие в воздухе помещений вредных веществ выше их предельно допустимых концентраций.
      23. Помещения для расфасовки и перезатаривания смазок и специальных жидкостей, кроме общеобменной приточно-вытяжной вентиляции, рекомендуется оборудовать дополнительно аварийной вентиляцией, которая должна включаться снаружи помещения.
      24. Искусственное освещение рабочих мест при работе со смазками и специальными жидкостями должно соответствовать безопасным условиям труда.
      25. На рабочих местах хранить запас смазок и специальных жидкостей разрешается только в количестве, необходимом для проведения технологического процесса в течение смены, в специально отведенных местах, без доступа к ним посторонних лиц.
      26. В помещениях, где применяются горючие и взрывоопасные смазки и специальные жидкости, хранить тару запрещается.

6. Требования к безопасности при упаковке, маркировке,
транспортировании, приемке, хранении и утилизации смазок и
специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств

      27. Упаковка, маркировка, этикетирование смазок и специальных жидкостей производится согласно Техническому регламенту «Требования к упаковке, маркировке, этикетированию и правильному их нанесению», утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 марта 2008 года № 277.
      28. Сформированные пакеты со смазками и специальными жидкостями должны сохранять целостность при воздействии инерционных нагрузок с ускорением 3g.
      29. На каждой единице транспортной тары содержащей смазки и специальные жидкости наносится надпись, содержащая:
      1) наименование смазки и специальной жидкости, марку (допускается для пластичных смазок указывать их сокращенные наименования);
      2) товарный знак предприятия-изготовителя;
      3) массу брутто и массу нетто;
      4) дату - месяц и год изготовления смазок и специальных жидкостей;
      5) номер партии;
      6) наименование нормативного документа, в соответствии с которым произведена продукция.
      Если на транспортной таре содержащей смазки и специальные жидкости не может быть сделана указанная надпись, то к таре прикрепляют ярлык или наклеивают этикетку с указанной надписью, а на самой таре делают штампом или трафаретом несмываемую водой и нефтепродуктами надпись, содержащую наименование смазки и специальной жидкости и дату изготовления.
      30. Наносимая транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.
      31. Смазки и специальные жидкости, упакованные в хрупкую, легкопробиваемую тару, изготовленную из стекла, фарфора и полимерных материалов, следует перевозить в специальной транспортной таре (деревянных ящиках, корзинах, упаковках и т.п.), с заполнением свободных мест инертными к смазкам и специальным жидкостям прокладочными материалами.
      32. Каждое тарное место должно иметь ярлык с наименованием смазки и специальной жидкости и соответствующую предупредительную надпись согласно маркировке тары и условиям хранения смазок и специальных жидкостей.
      33. Запрещается перевозка смазок и специальных жидкостей вместе с продовольствием, вещевым имуществом или людьми.
      34. При хранении смазок и специальных жидкостей должны быть соблюдены требования пожарной безопасности. Пожарная безопасность помещений для хранения отработанных смазок должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе необходимыми организационно-техническими мероприятиями.
      35. Хранить смазки и специальные жидкости допускается только в исправной, маркированной и опломбированной таре, резервуаре. При обнаружении негерметичности тары принимаются меры по устранению дефекта или перезатариванию жидкости. Запрещается отправлять смазки и специальные жидкости в неопломбированной таре.
      36. В помещениях, предназначенных для хранения тары, проведение работ со смазками и специальными жидкостями запрещается.
      37. Во избежание коррозии и смывания маркировки следует исключить возможность попадания воды на поверхность бочек и барабанов.
      38. Бочки и барабаны со смазками и специальными жидкостями располагают на стеллажах или полках, на значительном расстоянии от влажных поверхностей, вызывающих коррозию металлической тары. Запрещается устанавливать бочки на поверхность, содержащую коррозионный клинкер.
      39. Бочки и барабаны следует регулярно осматривать с целью выявления коррозии, течи в швах и уплотнениях и проверки состояния маркировки.
      40. Необходимо избегать чрезмерного местного перегрева от паровых труб и печей, так как это может вызвать термодеструкцию или испарение продуктов, содержащих растворитель.
      41. Резервуары для хранения смазок и специальных жидкостей рекомендуется располагать в помещениях, однако они могут находиться и на открытых площадках, при условии их защиты от дождя, снега и экстремальных температур.
      42. Для сохранения качества и цвета светлых или окрашенных масел их необходимо хранить в резервуарах из нержавеющей стали или с внутренним покрытием из эпоксидной смолы.
      43. Резервуары устанавливают с уклоном 1/10 по направлению к дренажному вентилю, что уменьшает вероятность диспергирования загрязненного масла. Некоторые сорта смазок и специальных жидкостей при попадании в них большого количества воды могут частично или полностью превратиться в эмульсию.
      44. Отработанные смазки и специальные жидкости должны собираться раздельно, в зависимости от назначения. Смешивание отработанных смазок и специальных жидкостей не допускается.

8. Подтверждение соответствия смазок и специальных жидкостей
для автомобильных транспортных средств

      45. Подтверждение соответствия смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств требованиям закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании», Технического регламента «Процедуры подтверждения соответствия», утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 февраля 2008 года № 90 и Технического регламента, осуществляется в форме обязательного подтверждения соответствия.
      Перечень смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, приводится в приложении 1 к настоящему Техническому регламенту.
      46. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования. Схемы сертификации смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, приведены в приложении 3 к настоящему Техническому регламенту.

9. Переходный период

      47. Технический регламент вводится в действие по истечении шести месяцев со дня его первого официального опубликования.

Приложение 1           
к Техническому регламенту     
«Требования к безопасности смазок и
специальных жидкостей для    
автомобильных транспортных средств»

                                 Перечень
                  смазок и специальных жидкостей для
                    автомобильных транспортных средств

Код ТН ВЭД РК

Наименование смазок и
специальных жидкостей

2710198100

Моторные масла, компрессорные смазочные,
масло турбинное, смазочные масла

2710198700

Масла для шестерен и масло для редукторов

3819000000

Жидкость тормозная

2707400000

Нафталин масла

2707910000

Масла креозотовые

2707991100

Неочищенные легкие масла 90 об %
которых или более перегоняются при
температуре до 2000С

2707993000

Осеренные легкие масла
масла смазочные
масла прочие

2710197100

Для специфических процессов переработки

2710197500

для химических превращений в процессах

2710198300

Жидкости для гидравлических целей

2710198500

Светлые масла, вазелиновое масло

2710199100

Составы для обработки металлов, масла для
смазывания форм, антикоррозионные масла

2710199300

Электрические изоляционные масла

2710199900

Прочие смазочные масла и прочие масла

271210

Вазелин нефтяной

2712101000

сырой

2712109000

прочий

271220

Парафин с содержанием масел не менее
0,75 мас %

3820 00 000 0

Антифризы и жидкости
антиобледенительные готовые

8512 40 000

стеклоочистители, антиобледенители и
противозапотеватели

Приложение 2            
к Техническому регламенту     
«Требования к безопасности смазок и
специальных жидкостей для    
автомобильных транспортных средств»

    Требования к характеристикам смазок и специальных жидкостей
               для автомобильных транспортных средств

Моторные масла

Характеристики
моторных масел для
бензиновых двигателей

Единица
измерения

Нормы в отношении марок моторных масел
для бензиновых двигателей

М-8-В1

М-8-Г1

М-12-Г1

М-63/10-Г1

М-63/12-Г1

Вязкость
кинематическая,
при +100 оС

мм2

8

8

12

10

12

Индекс вязкости,
не менее


90

100

95

125

115

Температура застывания,
не выше

оС

-25

-30

-20

-32

-30

Щелочное число мг,
не менее

КОН/1 г

4,0

8,5

8,5

10,5

7,5

Зольность сульфатная,
не более

%

0,95

1,3

1,3

1,65

1,2

Характеристики
моторных масел для
дизельных двигателей

Единица
измерения

Нормы в отношении марок моторных масел
для дизельных двигателей

М-10-B2

М-8-Г2к

М-10-Г2к

М-8-DM

М-10-D м

Вязкость
кинематическая,
при +100oС

мм2

10,5-11,5

7,5-8,5

10,5-11,5

8-8,5

Не менее
11,4

Индекс вязкости,
не менее


85

90

95

102

90

Температура
застывания, не выше

oС

-15

-30

-18

-30

-15

Щелочное число мг,
не менее

КОН/1 г

3,5

6,0

6,0

8,5

8,2

Зольность сульфатная,
не более

%

1,3

1,15

1,15

1,5

1,5

Характеристики
моторных масел

Единица
измерения

Нормы в отношении
марок универсальных
моторных масел

М-8-В

М-63/10-В

Вязкость кинематическая,
при +100oС

мм2/c

7,5-8,5

9,5-10,5

Индекс вязкости, не
менее


93

120

Температура застывания,
не выше

oС

-25

-30

Щелочное число мг,
не менее

КОН/1 г

4,2

5,0

Зольность сульфатная, не
более

%

1,3

1,3

Трансмиссионные масла

Характеристики
трансмиссионных
масел

Нормы в отношении марок трансмиссионных масел

Единица
измерения

ТМ-2-18

ТМ-3-9

ТМ-3-18

ТМ-3-18

ТМ-4-18

ТМ-5-18

Вязкость
кинематическая,
при +1000С

мм2

15

Не менее
10

15

15

Не менее
14

Не менее
17,5

индекс вязкости,
не менее


-

90

90

-

85

100

Массовая доля,
не более:

%


Механических
примесей


0,03

0,02

0,01

0,03

0,01

Отсут-
ствуют

Воды


Следы

Температура
застывания


-18

-40

-25

-20

-25

-25

Масла для гидромеханических передач

Характеристики
масел для
гидромеханических
передач

Нормы в отношении марок масел для
гидромеханических передач

Единица
измерения

А
-

МГТ
-

Р
(М22В)

1

2

3

4

5

Вязкость кинематическая,
при +50 оС

мм2

20-30

-

12-14

+100 оС


-

6-7

-

-20 оС


2100

-

1300

Индекс вязкости,
не менее


-

175

-

Температура застывания,
не выше

оС

-40

-55

-45

Массовая доля
механических примесей,
не более:

%

0,01

0,01

0,01






Воды

следы

Отсутствуют

Отсутствуют

Отсутствуют

Зольность, не более

%

0,6

0,6

0,6

Тормозные жидкости (производства стран дальнего зарубежья)

Характеристики
тормозных
жидкостей

Единица
измерения

Нормы в отношении марок
тормозных жидкостей

SAE J 1703

ДОТ-3

ДОТ-4

ДОТ-5,
ДОТ-5.1

Температура
кипения «сухой»
жидкости, не ниже

оС

205

230

260

205

Температура
кипения
«увлажненной»
жидкости, не ниже

оС

140

155

180

140

Вязкость
кинематическая,
при +100 оС

мм2

1,5

Тормозные жидкости (российского производства)

Характеристики
тормозных
жидкостей

Единица
измерения

Нормы в отношении марок тормозных
жидкостей

БСК

«Нева»

«Томь»

«Роса»

ГТЖ-22М

1

2

3

4

5

6

7

Вязкость
кинематическая,

мм2


при -40 оС, не более


Не
регламен-
тируется

1500

1500

1700

1600

при 50 оС, не более


9

5

5

5

-

при 100 оС, не более


5,5

2

2

2

1,9

Температура кипения,
не ниже

оС


«сухой» жидкости


115

190

205

260

190

«увлажненной»
жидкости


Не
регламен-
тируется

140

160

160

Не регла-
ментиру-
ется

Увеличение
объема резины

%

5-10

2-8

2-8

2-8

-

Амортизационные жидкости

Характеристики
амортизационных
жидкостей

Единица
измерения

Нормы в отношении марок
амортизационных жидкостей

МГП-10

АЖ-12т

МГП-12

Плотность при 20 оС

кг/м3

930

-

920

Кинематическая вязкость,
при температуре, оС

мм2




-40


-

6500

-

-20


1000

-

800

50


10

12

12

100


3,6

3,6

3,9

Температура застывания,
не выше

оС

-40

-52

-43

Низкозамерзающие охлаждающие жидкости (антифризы)

Характерис-
тики
охлаждающих
жидкостей

Единица
измере-
ния

«Тосол»

«Лена»

ОЖ-25

А

А-40

А-65

А

А-40

А-65

ПГ

Цвет


Голубой *

Зеленый, допускается
опалесценция

Желто-
зеленый

Температура
начала
кристали-
зации,
не выше

оС

-

-40

-65

-

-40

-65

-25

Плотность
при 20 оС

кг/м3

1140

1065-1085

1085-1100

1120-1150

1075-1085

1085-1100

1040-1055

Щелочность,
не менее

см3

10

* Допускается окрашивание «Тосол» А-65 в красный цвет.

Приложение 3           
к Техническому регламенту     
«Требования к безопасности смазок и
специальных жидкостей для    
автомобильных транспортных средств»

                              Схемы
 подтверждения соответствия смазок и специальных жидкостей
            для автомобильных транспортных средств

Номер
схемы

Способы
подтверждения
соответствия

Проверка
производства

Инспекционный
контроль

Срок
действия
сертификата

Примечание

1

2

3

4

5

6

1

Испытания типа



6 мес.

Маркировка
не производится

2

Испытания типа

Анализ
состояния
производства

Испытания
образцов,
взятых у
продавца.
Анализ
состояния
производства

12 мес.

Маркируется
вся
выпускаемая
продукция
данного типа

3

Испытания типа

Анализ
состояния
производ-
ства

Испытания
образцов,
взятых у
изготовителя.
Анализ
состояния
производства

12 мес.

Маркируется
вся
выпускаемая
продукция
данного типа

4

Испытания типа

Анализ
состояния
производ-
ства

Испытания
образцов,
взятых у
продавца.
Испытания
образцов,
взятых у
изготовителя.
Анализ
состояния
производства

18 мес.

Маркируется
вся
выпускаемая
продукция
данного типа

5

Испытания типа

Сертифика-
ция системы
менеджмента
качества

Испытания
образцов,*
взятых у
продавца.
Испытания
образцов,
взятых у
изготовителя.
Контроль
производства
(системы
менеджмента
качества)**

36 мес.

Маркируется
вся
выпускаемая
продукция
данного типа

6

Испытания типа

Сертифика-
ция системы
менеджмента
качества

Контроль
системы
менеджмента
качества**

36 мес.

Маркировка
не производится

7

Испытания
партии




Устанавли-
вается, но
не более
срока
годности
продукции

Маркировка
не производится

8

Испытания
каждого
изделия



Устанавли-
вается, но
не более
срока
годности
продукции

Маркируется
каждое изделие

Примечания:
      * - необходимость и объем испытаний определяет орган по подтверждению соответствия продукции по результатам контроля за сертифицированной системой менеджмента качества (производством);
      ** - осуществляет орган, выдавший сертификат на систему менеджмента качества.