В целях реализации Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый технический регламент «Требования к безопасности смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств».
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении шести месяцев со дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Кaзaхстан К. Масимов
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 12 июня 2010 года № 563
Технический регламент
«Требования к безопасности смазок и специальных жидкостей для
автомобильных транспортных средств»
1. Область применения
1. Настоящий технический регламент «Требования к безопасности смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств» (далее - Технический регламент) распространяется на смазки и специальные жидкости для автомобильных транспортных средств.
Перечень смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств приведен в приложении 1 к настоящему Техническому регламенту, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан (далее - ТН ВЭД РК).
2. Технический регламент не устанавливает требования к безопасности смазок и специальных жидкостей для морских, железнодорожных и воздушных транспортных средств.
3. Основными опасными факторами (рисками), которых следует избегать в процессах жизненного цикла смазок и специальных жидкостей для транспортных средств, являются:
1) попадание в состав смазок и специальных жидкостей механических примесей и частиц абразивных материалов;
2) повышенная или пониженная температура окружающей среды и поверхностей оборудования;
3) неосторожное обращение, неправильная установка при транспортировании, чрезмерная нагрузка на упаковку смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств;
4) опасные эксплуатационные процессы, при которых выделяется избыточное количество тепла, что может явиться причиной возникновения пожара;
5) попадание в глаза, желудочно-кишечный тракт, слизистую оболочку и на кожу человека;
6) наличие присадок ухудшающих эксплуатационные характеристики смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств.
4. Критериями и методами идентификации для целей применения Технического регламента являются:
информация на этикетке смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств;
внешний вид (цвет, консистенция), в соответствии с нормативными документами по стандартизации на каждый вид смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств;
требования к характеристикам смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств приведены в приложении 2 к настоящему Техническому регламенту;
информация о наличии и количестве присадок в составе смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств.
2. Термины и определения
5. В Техническом регламенте наряду с установленными Законами Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О безопасности химической продукции», от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте», используется следующие термины и определения:
автомобильное транспортное средство - единица подвижного состава автомобильного транспорта, включающая автобусы, микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили, автомобильные прицепы, полуприцепы к седельным тягачам, а также специализированные автомобили (предназначенные для перевозки определенных видов грузов) и специальные автомобили (предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ);
моторные масла - смесь на масляной основе, в которой содержится ряд присадок, улучшающих свойства масла;
смазка - средство для уменьшения трения и износа между двумя поверхностями, скользящими одна по другой (моторные, трансмиссионные масла и масла для гидромеханических передач);
специальные жидкости - совокупность жидкостей, применяемая в гидравлических системах, системах охлаждения и очистки двигателей, аккумуляторах автомобильных транспортных средств.
3. Условия обращения смазок и специальных жидкостей для
автомобильных транспортных средств на территории
Республики Казахстан
6. Смазки и специальные жидкости для автомобильных транспортных средств, соответствие которых Техническому регламенту не подтверждено, не должны маркироваться знаком соответствия и не допускаться к обращению на рынке.
7. По запросу потребителя ему должна предоставляться дополнительная информация о смазках и специальных жидкостях для автомобильных транспортных средств, мерах защиты от воздействия их опасных свойств на жизнь и здоровье человека, окружающую среду.
8. Предупредительная и идентифицирующая маркировка смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств наносится в виде текста, символов.
9. При поставке смазок и специальных жидкостей, предусматривается сопровождение смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств информацией на государственном и русском языках, включающей название страны изготовителя и наименование изготовителя, допустимый срок эксплуатации, способ применения, меры предосторожности для снижения риска опасности, условия хранения и классификацию по следующим параметрам:
по химическому составу основы (минеральное, полусинтетическое, синтетическое масло);
по вязкости;
по набору присадок и качеству;
по допускам производителей автомобилей.
4. Требования к безопасности смазок и специальных жидкостей для
автомобильных транспортных средств
10. По своим характеристикам смазки и специальные жидкости должны соответствовать требованиям, установленным в приложении 2 к настоящему Техническому регламенту.
11. Для улучшения эксплуатационных показателей смазок и специальных жидкостей допускается добавление производителем присадок, не оказывающих негативное воздействие на двигатели внутреннего сгорания автомобильных транспортных средств.
12. В смазках и специальных жидкостях не допускается содержание металлов (медь, свинец, железо, алюминий).
13. Не допускается содержание механических примесей в смазках без присадок. Доля механических примесей в смазках с присадками должна быть не более 0,2 %.
14. Внешний вид смазок и специальных жидкостей определяется визуально. Смазки должны быть однородными и без комков.
15. Не допускается смешивание смазок для автомобильных транспортных средств любым видом топлива.
5. Требования к территории, производственным помещениям и
организации рабочих мест, предназначенных для проведения работ
со смазками и специальными жидкостями для автомобильных
транспортных средств и их хранения
16. Территория и производственные помещения (здания, сооружения и т.п.), предназначенные для проведения работ со смазками и специальными жидкостями и их хранения, оборудуются системами автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями Технического регламента «Требования по оборудованию зданий, помещений и сооружений системами автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2008 года № 796.
17. В помещениях, где проводятся работы со смазками и специальными жидкостями, стены покрываются на высоту не менее 2 м от пола несгораемыми материалами, позволяющими производить их очистку от загрязнений. Двери с обеих сторон обиваются негорючим и легкомоющимся материалом.
18. Пол помещения выполняется из материала, непроницаемого для смазок и специальных жидкостей. В полу предусматриваются сточные каналы для отвода пролитых смазок и специальных жидкостей в специальные емкости, из которых они в дальнейшем должны утилизироваться.
19. Помещения, где применяются смазки и специальные жидкости, следует оборудовать механической местной приточно-вытяжной вентиляцией, которая должна быть автономной от общеобменной вентиляции других производственных помещений.
20. Вентиляционное оборудование должно быть во взрывобезопасном исполнении.
21. Кроме общеобменной приточно-вытяжной вентиляции в помещениях необходимо оборудовать местный отсос паров и аэрозолей от ванн, различных машин и других источников, выделения вредных веществ в воздух, путем установки зонтов и устройства бортовых отсосов.
22. Система вентиляции должна надежно обеспечивать отсутствие в воздухе помещений вредных веществ выше их предельно допустимых концентраций.
23. Помещения для расфасовки и перезатаривания смазок и специальных жидкостей, кроме общеобменной приточно-вытяжной вентиляции, рекомендуется оборудовать дополнительно аварийной вентиляцией, которая должна включаться снаружи помещения.
24. Искусственное освещение рабочих мест при работе со смазками и специальными жидкостями должно соответствовать безопасным условиям труда.
25. На рабочих местах хранить запас смазок и специальных жидкостей разрешается только в количестве, необходимом для проведения технологического процесса в течение смены, в специально отведенных местах, без доступа к ним посторонних лиц.
26. В помещениях, где применяются горючие и взрывоопасные смазки и специальные жидкости, хранить тару запрещается.
6. Требования к безопасности при упаковке, маркировке,
транспортировании, приемке, хранении и утилизации смазок и
специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств
27. Упаковка, маркировка, этикетирование смазок и специальных жидкостей производится согласно Техническому регламенту «Требования к упаковке, маркировке, этикетированию и правильному их нанесению», утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 марта 2008 года № 277.
28. Сформированные пакеты со смазками и специальными жидкостями должны сохранять целостность при воздействии инерционных нагрузок с ускорением 3g.
29. На каждой единице транспортной тары содержащей смазки и специальные жидкости наносится надпись, содержащая:
1) наименование смазки и специальной жидкости, марку (допускается для пластичных смазок указывать их сокращенные наименования);
2) товарный знак предприятия-изготовителя;
3) массу брутто и массу нетто;
4) дату - месяц и год изготовления смазок и специальных жидкостей;
5) номер партии;
6) наименование нормативного документа, в соответствии с которым произведена продукция.
Если на транспортной таре содержащей смазки и специальные жидкости не может быть сделана указанная надпись, то к таре прикрепляют ярлык или наклеивают этикетку с указанной надписью, а на самой таре делают штампом или трафаретом несмываемую водой и нефтепродуктами надпись, содержащую наименование смазки и специальной жидкости и дату изготовления.
30. Наносимая транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.
31. Смазки и специальные жидкости, упакованные в хрупкую, легкопробиваемую тару, изготовленную из стекла, фарфора и полимерных материалов, следует перевозить в специальной транспортной таре (деревянных ящиках, корзинах, упаковках и т.п.), с заполнением свободных мест инертными к смазкам и специальным жидкостям прокладочными материалами.
32. Каждое тарное место должно иметь ярлык с наименованием смазки и специальной жидкости и соответствующую предупредительную надпись согласно маркировке тары и условиям хранения смазок и специальных жидкостей.
33. Запрещается перевозка смазок и специальных жидкостей вместе с продовольствием, вещевым имуществом или людьми.
34. При хранении смазок и специальных жидкостей должны быть соблюдены требования пожарной безопасности. Пожарная безопасность помещений для хранения отработанных смазок должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе необходимыми организационно-техническими мероприятиями.
35. Хранить смазки и специальные жидкости допускается только в исправной, маркированной и опломбированной таре, резервуаре. При обнаружении негерметичности тары принимаются меры по устранению дефекта или перезатариванию жидкости. Запрещается отправлять смазки и специальные жидкости в неопломбированной таре.
36. В помещениях, предназначенных для хранения тары, проведение работ со смазками и специальными жидкостями запрещается.
37. Во избежание коррозии и смывания маркировки следует исключить возможность попадания воды на поверхность бочек и барабанов.
38. Бочки и барабаны со смазками и специальными жидкостями располагают на стеллажах или полках, на значительном расстоянии от влажных поверхностей, вызывающих коррозию металлической тары. Запрещается устанавливать бочки на поверхность, содержащую коррозионный клинкер.
39. Бочки и барабаны следует регулярно осматривать с целью выявления коррозии, течи в швах и уплотнениях и проверки состояния маркировки.
40. Необходимо избегать чрезмерного местного перегрева от паровых труб и печей, так как это может вызвать термодеструкцию или испарение продуктов, содержащих растворитель.
41. Резервуары для хранения смазок и специальных жидкостей рекомендуется располагать в помещениях, однако они могут находиться и на открытых площадках, при условии их защиты от дождя, снега и экстремальных температур.
42. Для сохранения качества и цвета светлых или окрашенных масел их необходимо хранить в резервуарах из нержавеющей стали или с внутренним покрытием из эпоксидной смолы.
43. Резервуары устанавливают с уклоном 1/10 по направлению к дренажному вентилю, что уменьшает вероятность диспергирования загрязненного масла. Некоторые сорта смазок и специальных жидкостей при попадании в них большого количества воды могут частично или полностью превратиться в эмульсию.
44. Отработанные смазки и специальные жидкости должны собираться раздельно, в зависимости от назначения. Смешивание отработанных смазок и специальных жидкостей не допускается.
8. Подтверждение соответствия смазок и специальных жидкостей
для автомобильных транспортных средств
45. Подтверждение соответствия смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств требованиям закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании», Технического регламента «Процедуры подтверждения соответствия», утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 февраля 2008 года № 90 и Технического регламента, осуществляется в форме обязательного подтверждения соответствия.
Перечень смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, приводится в приложении 1 к настоящему Техническому регламенту.
46. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования. Схемы сертификации смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, приведены в приложении 3 к настоящему Техническому регламенту.
9. Переходный период
47. Технический регламент вводится в действие по истечении шести месяцев со дня его первого официального опубликования.
Приложение 1
к Техническому регламенту
«Требования к безопасности смазок и
специальных жидкостей для
автомобильных транспортных средств»
Перечень
смазок и специальных жидкостей для
автомобильных транспортных средств
Код ТН ВЭД РК |
Наименование смазок и |
2710198100 |
Моторные масла, компрессорные смазочные, |
2710198700 |
Масла для шестерен и масло для редукторов |
3819000000 |
Жидкость тормозная |
2707400000 |
Нафталин масла |
2707910000 |
Масла креозотовые |
2707991100 |
Неочищенные легкие масла 90 об % |
2707993000 |
Осеренные легкие масла |
2710197100 |
Для специфических процессов переработки |
2710197500 |
для химических превращений в процессах |
2710198300 |
Жидкости для гидравлических целей |
2710198500 |
Светлые масла, вазелиновое масло |
2710199100 |
Составы для обработки металлов, масла для |
2710199300 |
Электрические изоляционные масла |
2710199900 |
Прочие смазочные масла и прочие масла |
271210 |
Вазелин нефтяной |
2712101000 |
сырой |
2712109000 |
прочий |
271220 |
Парафин с содержанием масел не менее |
3820 00 000 0 |
Антифризы и жидкости |
8512 40 000 |
стеклоочистители, антиобледенители и |
Приложение 2
к Техническому регламенту
«Требования к безопасности смазок и
специальных жидкостей для
автомобильных транспортных средств»
Требования к характеристикам смазок и специальных жидкостей
для автомобильных транспортных средств
Моторные масла
Характеристики |
Единица |
Нормы в отношении марок моторных масел |
||||
М-8-В1 |
М-8-Г1 |
М-12-Г1 |
М-63/10-Г1 |
М-63/12-Г1 |
||
Вязкость |
мм2/с |
8 |
8 |
12 |
10 |
12 |
Индекс вязкости, |
90 |
100 |
95 |
125 |
115 |
|
Температура застывания, |
оС |
-25 |
-30 |
-20 |
-32 |
-30 |
Щелочное число мг, |
КОН/1 г |
4,0 |
8,5 |
8,5 |
10,5 |
7,5 |
Зольность сульфатная, |
% |
0,95 |
1,3 |
1,3 |
1,65 |
1,2 |
Характеристики |
Единица |
Нормы в отношении марок моторных масел |
||||
М-10-B2 |
М-8-Г2к |
М-10-Г2к |
М-8-DM |
М-10-D м |
||
Вязкость |
мм2/с |
10,5-11,5 |
7,5-8,5 |
10,5-11,5 |
8-8,5 |
Не менее |
Индекс вязкости, |
85 |
90 |
95 |
102 |
90 |
|
Температура |
oС |
-15 |
-30 |
-18 |
-30 |
-15 |
Щелочное число мг, |
КОН/1 г |
3,5 |
6,0 |
6,0 |
8,5 |
8,2 |
Зольность сульфатная, |
% |
1,3 |
1,15 |
1,15 |
1,5 |
1,5 |
Характеристики |
Единица |
Нормы в отношении |
|
М-8-В |
М-63/10-В |
||
Вязкость кинематическая, |
мм2/c |
7,5-8,5 |
9,5-10,5 |
Индекс вязкости, не |
93 |
120 |
|
Температура застывания, |
oС |
-25 |
-30 |
Щелочное число мг, |
КОН/1 г |
4,2 |
5,0 |
Зольность сульфатная, не |
% |
1,3 |
1,3 |
Трансмиссионные масла
Характеристики |
Нормы в отношении марок трансмиссионных масел |
||||||
Единица |
ТМ-2-18 |
ТМ-3-9 |
ТМ-3-18 |
ТМ-3-18 |
ТМ-4-18 |
ТМ-5-18 |
|
Вязкость |
мм2/с |
15 |
Не менее |
15 |
15 |
Не менее |
Не менее |
индекс вязкости, |
- |
90 |
90 |
- |
85 |
100 |
|
Массовая доля, |
% |
||||||
Механических |
0,03 |
0,02 |
0,01 |
0,03 |
0,01 |
Отсут- |
|
Воды |
Следы |
||||||
Температура |
-18 |
-40 |
-25 |
-20 |
-25 |
-25 |
Масла для гидромеханических передач
Характеристики |
Нормы в отношении марок масел для |
|||
Единица |
А |
МГТ |
Р |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вязкость кинематическая, |
мм2/с |
20-30 |
- |
12-14 |
+100 оС |
- |
6-7 |
- |
|
-20 оС |
2100 |
- |
1300 |
|
Индекс вязкости, |
- |
175 |
- |
|
Температура застывания, |
оС |
-40 |
-55 |
-45 |
Массовая доля |
% |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Воды |
следы |
Отсутствуют |
Отсутствуют |
Отсутствуют |
Зольность, не более |
% |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
Тормозные жидкости (производства стран дальнего зарубежья)
Характеристики |
Единица |
Нормы в отношении марок |
SAE J 1703 |
||
ДОТ-3 |
ДОТ-4 |
ДОТ-5, |
|||
Температура |
оС |
205 |
230 |
260 |
205 |
Температура |
оС |
140 |
155 |
180 |
140 |
Вязкость |
мм2/с |
1,5 |
Тормозные жидкости (российского производства)
Характеристики |
Единица |
Нормы в отношении марок тормозных |
||||
БСК |
«Нева» |
«Томь» |
«Роса» |
ГТЖ-22М |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Вязкость |
мм2/с |
|||||
при -40 оС, не более |
Не |
1500 |
1500 |
1700 |
1600 |
|
при 50 оС, не более |
9 |
5 |
5 |
5 |
- |
|
при 100 оС, не более |
5,5 |
2 |
2 |
2 |
1,9 |
|
Температура кипения, |
оС |
|||||
«сухой» жидкости |
115 |
190 |
205 |
260 |
190 |
|
«увлажненной» |
Не |
140 |
160 |
160 |
Не регла- |
|
Увеличение |
% |
5-10 |
2-8 |
2-8 |
2-8 |
- |
Амортизационные жидкости
Характеристики |
Единица |
Нормы в отношении марок |
||
МГП-10 |
АЖ-12т |
МГП-12 |
||
Плотность при 20 оС |
кг/м3 |
930 |
- |
920 |
Кинематическая вязкость, |
мм2/с |
|||
-40 |
- |
6500 |
- |
|
-20 |
1000 |
- |
800 |
|
50 |
10 |
12 |
12 |
|
100 |
3,6 |
3,6 |
3,9 |
|
Температура застывания, |
оС |
-40 |
-52 |
-43 |
Низкозамерзающие охлаждающие жидкости (антифризы)
Характерис- |
Единица |
«Тосол» |
«Лена» |
ОЖ-25 |
||||
А |
А-40 |
А-65 |
А |
А-40 |
А-65 |
ПГ |
||
Цвет |
Голубой * |
Зеленый, допускается |
Желто- |
|||||
Температура |
оС |
- |
-40 |
-65 |
- |
-40 |
-65 |
-25 |
Плотность |
кг/м3 |
1140 |
1065-1085 |
1085-1100 |
1120-1150 |
1075-1085 |
1085-1100 |
1040-1055 |
Щелочность, |
см3 |
10 |
* Допускается окрашивание «Тосол» А-65 в красный цвет.
Приложение 3
к Техническому регламенту
«Требования к безопасности смазок и
специальных жидкостей для
автомобильных транспортных средств»
Схемы
подтверждения соответствия смазок и специальных жидкостей
для автомобильных транспортных средств
Номер |
Способы |
Проверка |
Инспекционный |
Срок |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Испытания типа |
6 мес. |
Маркировка |
||
2 |
Испытания типа |
Анализ |
Испытания |
12 мес. |
Маркируется |
3 |
Испытания типа |
Анализ |
Испытания |
12 мес. |
Маркируется |
4 |
Испытания типа |
Анализ |
Испытания |
18 мес. |
Маркируется |
5 |
Испытания типа |
Сертифика- |
Испытания |
36 мес. |
Маркируется |
6 |
Испытания типа |
Сертифика- |
Контроль |
36 мес. |
Маркировка |
7 |
Испытания |
Устанавли- |
Маркировка |
||
8 |
Испытания |
Устанавли- |
Маркируется |
Примечания:
* - необходимость и объем испытаний определяет орган по подтверждению соответствия продукции по результатам контроля за сертифицированной системой менеджмента качества (производством);
** - осуществляет орган, выдавший сертификат на систему менеджмента качества.