Об утверждении программы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением "Балапан" на 2010 - 2014 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2010 года № 488

Обновленный

      В целях реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» и Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемую Программу по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 - 2014 годы.
      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждена        
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 28 мая 2010 года № 488

Программа
по обеспечению детей дошкольным воспитанием
и обучением «Балапан» на 2010 - 2014 годы

1. Паспорт
программы «Балапан»

Наименование    Программа по обеспечению детей дошкольным
                воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 - 2014
                годы

Основания       Послание Президента Республики Казахстан народу
для разработки  Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие
                - новый экономический подъем - новые возможности
                Казахстана»
                Стратегический план развития Республики Казахстан до
                2020 года, утвержденный Указом Президента Республики
                Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922

Основной        Министерство образования и науки Республики Казахстан
разработчик

Основные        Министерство образования и науки Республики Казахстан
исполнители     Акимы областей, городов Астаны и Алматы
                Министерство экономического развития и торговли
                Республики Казахстан
                Министерство финансов Республики Казахстан
                Министерство здравоохранения Республики Казахстан
                Агентство Республики Казахстан по делам
                строительства и жилищно-коммунального хозяйства
                Министерство труда и социальной защиты населения
                Республики Казахстан

Цель программы  Удовлетворение потребности населения в качественных
                услугах организаций дошкольного воспитания и
                обучения

Задачи          Обеспечить до 2015 года 70 % детей дошкольного
программы       возраста дошкольным воспитанием и обучением;
                обеспечить до 2015 года полный охват детей
                5-6-летнего возраста предшкольной подготовкой в
                организациях образования;
                увеличить вариативную сеть дошкольных организаций с
                учетом демографической ситуации в республике и
                образовательных потребностей населения;
                создать необходимые финансово-экономические условия
                для решения проблем дефицита дошкольных организаций;
                осуществлять полное обеспечение дошкольных
                организаций квалифицированными кадрами и постоянное
                повышение их квалификации

Сроки и этапы   2010 - 2014 годы
реализации      I этап - 2010 г.
программы       II этап - 2011 г.
                III этап - 2012 г.
                IV этап - 2013 г.
                V этап - 2014 г.

Целевые         - количество мест, дополнительно открытых в системе
индикаторы      дошкольного образования - 300 628 мест;
                - охват детей дошкольного возраста дошкольным
                образованием - 70 %;
                - средний показатель наполняемости групп - 25 детей;
                - охват 5-6-летних детей предшкольной подготовкой -
                100 %;
                - доля педагогических работников с первой и высшей
                квалификационными категориями - 25 %.

Объемы и        Объем финансирования мероприятий по реализации
источники       Программы в 2010 - 2014 годах составляет
финансирования  216 283,5 млн. тенге, в том числе:
                за счет республиканского бюджета в сумме
                213 040,0 млн. тенге;
                за счет местных бюджетов в сумме 3 243,5 млн.
                тенге.

2. Введение

      Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 - 2014 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» и в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922.
      До обретения независимости Казахстан обладал самой лучшей в Центральной Азии системой дошкольного образования, которая охватывала приблизительно 70 % детей до 7 лет.
      В 1991 году существовали 8743 детских садов, более половины (4868) которых были приватизированы в период «оптимизации», часть зданий детских садов была заброшена, претерпела разрушение. В целом, до 2000-го года количество детских садов в республике уменьшилось до 1144.
      За годы независимости республики стала вновь возрождаться система дошкольного образования: растет число детских садов, создаются новые виды организаций для детей дошкольного возраста.
      За период с 2007 по 2009 годы открыто 2557 дошкольных организаций на 142,1 тысяч мест, в том числе 612 детских садов на 75 тысяч мест.
      Сегодня в республике 4972 дошкольные организации, из них 2003 детских сада. Охват детей дошкольным воспитанием и обучением составляет 373 160 человек или 38,7 % от числа детей дошкольного возраста.
      Вместе с тем, в очереди на получение мест в дошкольных организациях остаются более 260 тысяч детей, в том числе 147 084 тысяч от 3 до 6 лет.
      Демографические процессы в стране - один из определяющих факторов роста очереди на получение мест в дошкольных организациях республики; с 2008 года число ожидающих места в детских садах выросло на 20,8 тыс. детей.
      Анализ рождаемости детей в Казахстане за последние 20 лет показывает: с 1990 по 1999 годы произошло снижение рождаемости, а с 2000 до 2010 года - рост рождаемости, в среднем на 13 тыс. человек, что обусловит в последующем увеличение очередности на места в дошкольных организациях на 5 - 7 % в год.
      Программа обеспечит принятие кардинальных мер по снижению уровня дефицита дошкольных организаций в стране, повышению качества дошкольных образовательных услуг.

3. Анализ текущей ситуации в системе дошкольного
воспитания и обучения

      Современные общественно-политические и социально-экономические условия в Казахстане способствуют устойчивому развитию системы обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.
      Совершенствуется законодательная база, регулирующая социальную поддержку граждан, семьи. Приняты нормы, обеспечивающие полноценное развитие дошкольного детства.
      В целях повышения качества содержания дошкольного воспитания и обучения в 2008 году разработан и утвержден Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения.
      С целью реализации познавательных областей Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения в образовательном процессе используются более 300 наименований литературы, прошедшей экспертизу и допущенной к обучению детей.
      Разработаны и апробированы программы группового и индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и другими особенностями развития.
      Для детей, не посещающих детский сад, разработан образовательный курс «Язык детской игры», направленный на обеспечение развития детей дошкольного возраста в домашних условиях. Созданы и утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2009 года № 27 Типовые правила деятельности дошкольных организаций, Типовые правила организации консультационных пунктов для родителей в целях поддержки домашнего воспитания, Типовые правила организации деятельности семейного детского сада, комплексов «Школа - детский сад», кабинетов коррекции и инклюзивного образования для детей дошкольного возраста.
      В современных условиях развитие системы дошкольного образования в значительной степени обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров.
      В дошкольных организациях республики в настоящее время работает  29,8 тыс. человек, в том числе молодых педагогических работников - 8,3 тыс. (27,9 %).
      Образовательный уровень педагогических работников детских садов за последние годы имеет тенденцию к улучшению: 54,4 % имеют высшее образование, 3,6 % - незаконченное высшее, 40,7 % - среднее специальное, 1,3 % - общее среднее.
      Средний возраст педагогических работников - 35-40 лет.
      В 25 высших учебных заведениях и 31 учебном заведении технического и профессионального образования (далее - ТиПО) осуществляется подготовка кадров по специальности «Дошкольное воспитание и обучение».
      Растет количество выпускников ТиПО по специальности «Дошкольное воспитание и обучение». Так, в 2006 году подготовлено 349, в 2007 году - 528, в 2008 году - 705, в 2009 году - 750 специалистов. Ожидаемый выпуск учебных заведений ТиПО в 2010 - 2014 г.г. - 5884 человека.
      Выпуск вузов в 2008 - 2009 году составил 742, в 2009 - 2010 учебном году ожидается 717 выпускников.
      Все воспитанники дошкольных организаций в соответствии с законодательством обеспечены медицинским обслуживанием. В дошкольных организациях предусмотрены 1,5 ставки медицинской сестры и 0,5 ставки диетической сестры на 8 - 9 групп и более. В организациях, выполняющих задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей и имеющих кабинеты физиотерапии, предусматриваются по одной штатной единице должности врача.
      Ожидаемый выпуск медицинских сестер в медицинских колледжах в 2010 - 2014 годы 720 человек, что удовлетворит потребность в кадрах для медицинского обслуживания дошкольников в 2010 - 2014 годах.
      Кроме того, медицинское обслуживание детей дошкольного возраста в мини-центрах, группах кратковременного пребывания будет осуществляться в территориальных организациях первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).
      Право детей Казахстана на дошкольное воспитание и обучение обеспечивается различными типами и видами дошкольных организаций, таких как:
      детские сады;
      специальные организации для детей с особыми образовательными потребностями;
      дошкольные учебно-воспитательные центры;
      центры развития;
      группы кратковременного пребывания (вечернего, выходного, праздничного) и другие.
      Наблюдается тенденция повышения охвата детей дошкольным воспитанием и обучением: за последние 4 года данный показатель вырос с 27,6 % до 38,7 %.
      Государством предпринимаются меры по поддержке частных поставщиков услуг в сфере дошкольного образования. В Кызылординской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской областях имеется практика размещения государственного образовательного заказа в частных дошкольных организациях.
      По данным местных исполнительных органов по состоянию на 1 января 2010 года из 6770 населенных пунктов страны 4691, или 69 %, не имеют дошкольных организаций. Данный факт объясняется отсутствием или недостаточностью детского населения для открытия организаций образования.
      С 2006 года стали создаваться мини-центры как один из типов дошкольных организаций, и сегодня в 2969 мини-центрах воспитываются 75 872 ребенка.
      Меры, принятые в конце 2009 года по снижению дефицита дошкольных организаций, позволили повысить показатель охвата детей с 37 до 38,7 %: в республике дополнительно введено 404 дошкольные организации на 17 155 мест, в том числе, 318 мини-центров при школах на 7834 места.
      Более 271 тысячи пяти-шестилетних детей охвачены предшкольной подготовкой. На базе 6430 общеобразовательных школ организовано 10754 предшкольных класса, в них обучается 168,7 тыс. детей. В 1271 детском саду организованы 3480 предшкольных групп для 102,6 тыс. детей.
      Обеспечивается создание дошкольных организаций на государственном языке, а в местах компактного проживания национальных групп - и на их родных языках.
      В 940 (46,9 %) дошкольных организациях образовательный процесс осуществляется на казахском, в 260 (13 %) - на русском, в 801 (40 %) - на русском и казахском, в 2 (0,1 %) - на узбекском языках.
      В соответствии с Типовыми правилами деятельности дошкольных организаций в детский сад принимаются дети с 3 лет.
      Мировая практика показывает, что наиболее благоприятным для подготовки к обучению в школе возрастом является период развития ребенка с 3 до 6 лет. Так, во Франции дошкольное образование не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад. Аналогичная ситуация в Германии, Канаде, Венгрии, Англии. В Дании структура дошкольного воспитания и обучения схожа с казахстанской: ясли - для детей от полугода до 3 лет, детские сады - от 3 до 6-7 лет.
      В дошкольных организациях Казахстана 89,7 % - дети 3-6 лет, в возрасте от 2 до 3 лет - 10,3 % от числа всех воспитанников.
      В детских садах 9 областей республики функционируют ясельные группы, в которых воспитываются дети в возрасте до 2 лет. С 2007 по 2009 годы число детей ясельного возраста снизилось с 1305 до 942.
      Вместе с тем, существует проблема недостаточности дошкольных организаций в стране. Потребность в организованном дошкольном воспитании и обучении испытывается во всех регионах более чем 260 тысячами детей от 1 до 6 лет. С 2007 года очередь возросла на 40 % (от 185 до 260 тыс. чел.). Группы в детских садах, особенно в городских, переполнены: на 100 мест, в среднем по республике, приходится 111 человек.
      В очереди на получение мест в ДО число детей от 3 до 6 лет составляет 147084, или 56,4 % от общей численности детей в очереди.
      Основным приоритетом развития системы ДО является создание условий для охвата детей 3-6 лет организованным воспитанием и обучением, качественной подготовкой детей к учебной деятельности.
      В ходе реализации Программы возможно возникновение рисков, связанных с демографическими процессами, которые будут препятствовать достижению цели.
      При положительной динамике демографических процессов число населенных пунктов, в которых возникнет или возрастет потребность в дошкольных организациях, увеличится.
      Для снижения уровня риска, при ежегодных уточнениях показателей роста охвата детей и финансирования открытия дошкольных организаций, необходимо активизировать указанные в Программе механизмы размещения государственного образовательного заказа в дошкольных организациях и государственно-частного партнерства.      

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели
результатов реализации Программы

4.1. Цель Программы

      Удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного воспитания и обучения.

4.2. Задачи Программы

      Для достижения цели программы необходимо решение следующих задач:
      - обеспечить до 2015 года 70 % детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением;
      - обеспечить до 2015 года полный охват детей 5-6-летнего возраста предшкольной подготовкой в организациях образования;
      - увеличить вариативную сеть дошкольных организаций с учетом демографической ситуации в республике и образовательных потребностей населения;
      - создать необходимые финансово-экономические условия для решения проблем дефицита дошкольных организаций;
      - осуществлять полное обеспечение дошкольных организаций квалифицированными кадрами и постоянное повышение их квалификации.

4.3. Целевые индикаторы

      Достижение цели Программы будет определяться посредством сопоставления и соизмерения промежуточных результатов с показателями по следующим индикаторам:
      количество мест, дополнительно открываемых в системе дошкольного образования;
      охват детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением;
      средний показатель наполняемости групп;
      охват предшкольной подготовкой детей 5-6 лет;
      доля педагогических работников с высшей и первой квалификационными категориями.

4.4. Показатели результатов реализации Программы

      Сноска. Раздел 4.4 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 27.04.2012 № 537.

      В 2010 году будут введены 89 723 места в дошкольных организациях, в том числе:
      34104 места в мини-центрах;
      55619 мест в восстановленных, переданных и выкупленных ранее приватизированных детских садов в коммунальную собственность в установленном законодательством порядке;
      в 2011 - 2014 гг. будет введено 210 905 мест, в том числе: 2011 г. - 84657; 2012 г. - 58441; 2013 г. - 38447; 2014 г. - 29360.
      Будут обеспечены организованным дошкольным воспитанием и обучением к 2015 году - 70 % от общего числа детей от 3 до 6 (7) лет, в том числе: 2010 г. - 48 %, 2011 г. - 55,6 %, 2012 г. - 60,8 %, 2013 г. - 65 %, 2014 г. -70 %.
      Будет снижен показатель средней наполняемости групп в дошкольных организациях до: в 2010 г. - 29 чел.; 2011 г. - 28 чел.; 2012 г. - 27 чел; 2013 г. - 26 чел.; 2014 г. - 25 чел.
      Будут обеспечены предшкольной подготовкой к 2015 году все дети 5-6-летнего возраста, в том числе: 2010 г. - 88 %, 2011 г. - 92 %, 2012 г. - 95 %, 2013 г. - 97 %, 2014 г. - 100 %.
      Доля педагогических работников дошкольных организаций высшей и первой категорий возрастет до:
      2010 г. - 23 %; 2011 г. - 24 %; 2012 г. - 24,5 %; 2013 г. - 24,8 %; 2014 г. - 25 % от общего числа педагогических работников.
      В вузах и организациях профессионального и технического образования будут подготовлены, пройдут курсы переподготовки и трудоустроены до 2015 года более 18 тысяч педагогических работников дошкольного образования.
      Будет развиваться сеть консультационных пунктов для родителей, будут разработаны и внедрены в практику домашнего воспитания программы подготовки гувернеров-нянь.
      В каждом населенном пункте будет, как минимум, одна дошкольная организация или созданы условия для осуществления иных форм дошкольного воспитания.

5. Этапы реализации Программы

      Реализация Программы осуществляется в следующие этапы и, соответственно, будут решаться задачи:
      1-й этап - 2010 год - достижение 48 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;
      2-й этап - 2011 год - 55,6 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;
      3-й этап - 2012 год - 60,8 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;
      4-й этап - 2013 год - 65 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;
      5-й этап - 2014 год - 70 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением.
      Проблему обеспечения детей дошкольного возраста организованным воспитанием и обучением необходимо решать путем:
      1) строительства детских дошкольных организаций на паритетных условиях за счет средств республиканского и местного бюджетов и привлечения частных инвестиций;
      2) открытия мини-центров, передаче и выкупа ранее приватизированных детских садов в установленном законодательством порядке, стимулирования открытия частных детских садов путем размещения дополнительного государственного образовательного заказа в дошкольных организациях образования независимо от формы собственности;
      3) использования нежилых помещений на нижних этажах строящихся жилых комплексов для открытия малокомплектных дошкольных организаций;
      4) переподготовки педагогических кадров для дошкольных организаций образования в рамках Дорожной карты;
      5) предоставления возможностей для получения всеми детьми 5-6-летнего возраста предшкольной подготовки.
      В течение всего периода реализации Программы местными исполнительными органами будут созданы и открыты дошкольные организации в рамках государственно-частного партнерства и региональных программ развития территорий.
      Также акиматы должны принять все необходимые меры по высвобождению зданий бывших детских садов, занятых подведомственными центральным и местным исполнительным органам учреждениями, для открытия в них дошкольных организаций.
      Один из эффективных путей решения проблем дефицита дошкольных организаций - размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях независимо от форм собственности.
      Из средств республиканского бюджета будет профинансировано размещение государственного образовательного заказа в частных дошкольных организациях образования. Будет сохранен принцип возмещения расходов на питание детей за счет родительской платы.
      Государственные организации дошкольного образования включаются в перечень поставщиков услуг по дошкольному воспитанию и обучению для размещения в них государственного образовательного заказа при соблюдении норм и правил деятельности дошкольных организаций, утвержденных нормативно-правовыми актами.
      Местным исполнительным органом создается комиссия по размещению государственного образовательного заказа в частных дошкольных организациях (далее - Комиссия), утверждается положение о деятельности Комиссии (далее - Положение).
      Список частных дошкольных организаций формируется Комиссией на конкурсной основе в соответствии с положением. Частные организации дошкольного воспитания и обучения, претендующие на государственный образовательный заказ, для участия в конкурсе представляют необходимые документы, перечень которых определяется Положением.
      В случае превышения предложений со стороны частных дошкольных организаций над количеством мест по государственному образовательному заказу поставщики услуг определяются Комиссией на конкурсной основе по дополнительным критериям, определенным в Положении.
      Комиссия в течение 3-х рабочих дней выносит рекомендации по перечню дошкольных организаций для размещения государственного образовательного заказа.
      Комиссия представляет в местный исполнительный орган протокол с указанием максимально возможного количества мест для размещения государственного образовательного заказа.
      Комплектование контингента детей по государственному образовательному заказу осуществляют отделы образования городов (районов) в соответствии со списком очередности с соблюдением объективности и прозрачности.
      Отношения между местным исполнительным органом и дошкольной организацией оформляются договором.
      Порядок проведения конкурса на размещение государственного образовательного заказа в частных дошкольных организациях определяется дополнительными рекомендациями уполномоченного органа.
      Государственный образовательный заказ финансируется методом подушевого финансирования.
      Размер государственного образовательного заказа в расчете на одного ребенка и размер максимальной родительской платы для детей, получающих услуги по государственному образовательному заказу, устанавливаются ежегодно решением акима области.
      При подушевом финансировании государственного образовательного заказа заказчик оплачивает стоимость услуг на дошкольное воспитание и обучение за фактическое пребывание детей. При этом сохраняются места за детьми, отсутствующими в течение месяца по уважительным причинам (болезнь ребенка, лечение и оздоровление ребенка в медицинских, санаторно-курортных и иных организациях, предоставление одному из родителей трудового отпуска и оздоровление ребенка в летний период сроком до 2-х месяцев).
      В случае финансирования государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение из республиканского бюджета целевыми текущими трансфертами Министерством образования и науки Республики Казахстан с акимами областей, городов Астаны и Алматы заключаются соглашения. В соглашениях указывается график ввода объектов и мест с указанием их количества и график финансирования. Перечисление средств осуществляется в соответствии с планами финансирования по платежам.
      Отчетность акимата по целевому и эффективному использованию бюджетных средств представляется администратору бюджетной программы по установленной форме и в установленные сроки.
      В целом, реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит дополнительно к 297288 детям в 2003 детских садах и 75872 - в 2969 мини-центрах привлечь к дошкольному воспитанию и обучению 300 628 детей.

Количество вводимых мест за счет размещения государственного
образовательного заказа и строительства дошкольных организаций
в 2010 - 2014 годах

Наиме-
нование
обла-
стей,
городов

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

итого

всего

кол-
во
вво-
димых
мест
по
гос-
зака-
зу

кол-во
вводи-
мых
мест
за
счет
строи-
тель-
ства

кол-
во
вво-
димых
мест
по
гос-
зака-
зу

кол-
во
вво-
димых
мест
за
счет
стро-
ит-
ель-
ства

кол-во
вводи-
мых
мест
по
госза-
казу

кол-
во
вво-
димых
мест
за
счет
стро-
ит-
ель-
ства

кол-
во
вво-
димых
мест
по
гос-
за-
казу

кол-
во
вво-
димых
мест
за
счет
стро-
ит-
ель-
ства

кол-
во
вво-
димых
мест
по
гос-
за-
казу

кол-
во
вво-
димых
мест
за
счет
стро-
ит-
ель-
ства

кол-
во
вво-
димых
мест
по
гос-
за-
казу

кол-
во
вво-
димых
мест
за
счет
стро-
ит-
ель-
ства

кол-
во
мест

Акмо-
линская

3785

0

3550

460

1580


2180


1710


12805

460

13265

Актю-
бинская

3779

0

3175

320

2320


2695


2100


14069

320

14389

Алма-
тинская

12340

0

9900

640

11115


2270


1250


36875

640

37515

Атырау-
ская

5425

0

2615

560

4050


1070


1300


14460

560

15020

Восточ-
но-Каз-
ахстан-
ская

5865

0

3710

420

2355


3115


2310


17355

420

17775

Жамбыл-
ская

6355

0

3115

1880

2365

840

2010


2085


15930

2720

18650

Запад-
но-Каз-
ахстан-
ская

3064

0

1905

600

3885


3542


2240


14636

600

15236

Кара-
гандин-
ская

4303

0

8095

640

3145


0


0


15543

640

16183

Коста-
найская

837

0

2875

0

2070


1715


1530


9027

0

9027

Кызыл-
ордин-
ская

2415

0

281

1440

2100

320

0


0


4795

1760

6555

Мангис-
тауская

5981

0

2705

280

3205


2870


2370


17131

280

17411

Павло-
дарская

8156

0

2750

560

520


120


110


11656

560

12216

Северо-
Казах-
стан-
ская

5968

0

2722

880

280


0


0


8970

880

9850

Южно-
Казах-
стан-
ская

9035

0

10260

65660

7071


7600

2160

7315

960

41281

9680

50961

г.
Алматы

4140

0

1750

640

1180

2400

2220


840

1560

10130

4600

14730

г.
Астана

8275

0

9370

0

5400

2240

3200

1680

0

1680

26245

5600

31845

Всего

89723

0

68777

15880

52641

5800

34607

3840

25160

4200

270908

29720

300628

      Всего к 2015 году дошкольным воспитанием и обучением будет обеспечено 673 788 детей.

6. Необходимые ресурсы

      На реализацию Программы будут использованы бюджетные средства, а также будет использован механизм государственно-частного партнерства.

Финансовые затраты, связанные с реализацией Программы в 2010 - 2014 годы:

годы

Государственный
бюджет (млн.т.)

Республиканский
бюджет (млн.т.)

Местный бюджет
(млн.т.)

ВСЕГО

216 283,5

213 040,0

3243,5

2010

21 523,0

19 678,0

1 845,0

2011*

58 346,7

57 558,7

788,0

2012*

41 234,7

41 095,2

139,5

2013*

44 835,6

44 588,6

247,0

2014*

50 343,5

50 119,5

224,0

*ежегодные объемы финансирования данной программы будут определяться
при формировании бюджета на соответствующий финансовый год, исходя из
возможностей доходной части республиканского бюджета.

      В рамках указанных средств будет введено дополнительно на размещение государственного образовательного заказа 270 908 мест в дошкольных организациях образования на сумму 135 792,2 млн. тенге за счет средств республиканского бюджета.
      Для введенных дополнительных мест необходимо осуществить переподготовку 6 945 педагогических работников дошкольных организаций на сумму 1 009,1 млн. тенге за счет средств республиканского бюджета.
      В целях ликвидации дефицита мест в дошкольных организациях образования необходимо строительство детских садов.
      Проанализировав данные по регионам, следует отметить, что наибольший дефицит мест, с учетом дополнительно вводимых мест, сохранится в следующих регионах: Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, г. Алматы и г. Астана.
      В указанных регионах предлагается построить всего 82 детских сада на 18 360 мест на общую сумму 40,7 млрд. тенге:
      из средств республиканского бюджета 39,3 млн. тенге
      с софинансированием из местных бюджетов в размере 1,4 млрд. тенге.
      Ежегодный объем финансирования строительства не превышает лимита 2010 года.
      Объемы финансирования Программы в 2011 - 2014 годы будут ежегодно уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.

7. План реализации Программы «Балапан»


п/п

Наименование
мероприятий

Форма
заверше-
ния

Ответ-
ственные
исполни-
тели

Форма
отчет-
ности

Сроки
исполне-
ния

Предпола-
гаемые
расходы
(млн.
тенге)

Источник
финанси-
рования

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Заключение
соглашений о
размещении
дополнительного
государственного
образовательного
заказа между
акиматами
областей, гг.
Астаны, Алматы и
МОН РК

Соглаше-
ния

МОН,
акимы
областей,
гг.
Астаны,
Алматы

Информа-
ция МОН в
Правитель-
ство

Июль
2010 г.,
январь
2011 г.

Не
требуются


2

Заключение
договоров о
выполнении
государственного
образовательного
заказа между
местными
исполнительными
органами и
дошкольными
организациями

Договоры,
информа-
ция в МОН

Акимы
областей,
г.г.
Астаны,
Алматы,
МОН

Информация
МОН в
Правитель-
ство

Июль
2010 г.,
январь
2011 г.

Не
требуются


3

Обеспечение ввода
дополнительных
мест в дошкольных
организациях
образования за
счет размещения
государственного
образовательного
заказа, в том
числе:

Информа-
ция в МОН

Акимы
областей,
г.г.
Астаны,
Алматы,
МОН

Информация
МОН в
Правитель-
ство

Ежегодно,
5 июля и
5 января



в 2010 году -
89 723;

2010 г.

8 549,5

РБ

в 2011 году -
68 777;

2011 г.

12 133,6

РБ

в 2012 году
- 52 641;

2012 г.

9 286,9

РБ

в 2013 году -
34 607;

2013 г.

6 105,4

РБ

в 2014 году -
25 160

2014 г.

4 438,7

РБ

4

Строительство
объектов
дошкольного
образования,
в том числе:

Информа-
ция в МОН

МОН, МФ,
акимы
областей,
г.г.
Астаны,
Алматы

Информация
МОН в
Правитель-
ство




в 2010 году начало
строительства 39
объектов на
10 940 мест;

2010 г.

10 661,6
1 845,0

РБ
МБ

в 2011-2014 годах
- 121 объект на
29 300 мест,
в том числе:




2011 г. - 56
объектов на 15 460
мест

2011 г.

36 535,4
788,0

РБ
МБ

2012 г. - 32
объекта на 5 800
мест

2012 г.

10 923,0
139,5

РБ
МБ

2013 г. - 14
объектов на 3 840
мест

2013 г.

8 513,2
247,0

РБ
МБ

2014 г. - 19
объектов на 4 200
мест

2014 г.

9 605, 3
224,0

РБ
МБ

5

Передача и выкуп
ранее приватизи-
рованных объектов
путем возмещения
стоимости или
добровольной и
безвозмездной
передачи из
частной собствен-
ности в
государственную в
установленном
законодательством
порядке

Информа-
ция в МОН

Акимы
областей,
г.г.
Астаны,
Алматы,
МОН

Информация
МОН в
Правитель-
ство по
итогам
года

2010-2014
г.г.


МБ

6

Открытие мини-центров при школах

Информа-
ция в МОН

Акимы
областей,
г.г.
Астаны,
Алматы,
МОН

Информация
МОН в
Правитель-
ство по
итогам
года

2010-2014
г.г.


МБ

7

Открытие
дошкольных
организаций на 1-х
этажах жилых домов

Информа-
ция в МОН

Акимы
областей,
г.г.
Астаны,
Алматы,
МОН

Информация
МОН в
Правитель-
ство по
итогам
года

2010-2014
г.г.


МБ

8

Реализация
государственно-
частного партнерства в
регионах по
развитию сети
частных дошкольных
организаций

Информа-
ция в МОН

Акимы
областей,
г.г.
Астаны,
Алматы,
МОН

Информация
МОН в
Правитель-
ство по
итогам
года

2010-2014
г.г.



9

Высвобождение
отдельно стоящих
зданий
коммунальной
собственности,
находящихся в
аренде, передача
иных зданий и
помещений, для
открытия ДО, в
коммунальную
собственность в
установленном
законодательством
порядке

Информа-
ция в МОН

Акимы
областей,
г.г.
Астаны,
Алматы,
МОН

Информация
МОН в
Правитель-
ство по
итогам
года

2010-2014
г.г.


МБ

Высвобождение
государственными
юридическими
лицами занимаемых
ими зданий бывших
детских садов
для создания
дошкольных
организаций с
условием
предоставления
акиматами взамен
равноценных зданий
или помещений

Информа-
ция в МОН

Акимы
областей,
г.г.
Астаны,
Алматы,
ЦИО
МОН
МФ

Информация
МОН в
Правитель-
ство по
итогам
года

2010-2014
г.г.


МБ

10

Обеспечение
переподготовки
педагогических
работников для
дошкольных
организаций
образования,
в том числе:

Информа-
ция в МОН

Акимы
областей,
г.г.
Астаны,
Алматы,
МОН,
МТСЗН

Информация
МОН в
Правитель-
ство по
итогам
года




в 2010 году -
3 213;

2010 г.

466,8

РБ

в 2011 году -
2 341;

2011 г.

340,1

РБ

в 2012 году -
1 391.

2012 г.

202,1

РБ

11

Мониторинг
очередности в
дошкольные
оганизации
областей, г.г.
Астаны и Алматы

Информа-
ция в МОН

Акимы
областей,
г.г.
Астаны,
Алматы,
МОН

Информация
МОН в
Правитель-
ство по
итогам
года

Ежегодно,
25 июня,
25 декабря

Не
требуются


12

Информационное
сопровождение в
местных СМИ
мероприятий по
размещению
государственного
заказа в
дошкольных
организациях

Информа-
ция в МОН

Акиматы
областей,
г.г.
Астаны,
Алматы


Ежеквар-
тально,
25-число
последнего
месяца
квартала



13

Разработка и
издание
справочника
работника
дошкольной
организации

справоч-
ник

МОН,
РЦ
«Дошколь-
ное
детство»


2010 г.

Не
требуются


14

Создание
консультационных
пунктов для
родителей при
методических
объединениях
дошкольных
организаций

Перечень
консуль-
тационных
пунктов

Акиматы
областей,
г.г.
Астаны,
Алматы

Информация
в МОН

Ежегодно,
25 июня,
25 декабря


МБ

15

Разработка и
утверждение
программы
подготовки
гувернеров-нянь

Приказ
МОН

МОН,
РЦ
«Дошколь-
ное
детство»

Информация
МОН в
Правитель-
ство по
итогам
года

2011 г.

Не
требуются


Примечание: расшифровка аббревиатур:

МОН - Министерство образования и науки
МФ - Министерство финансов
МЭРТ - Министерство экономического развития и торговли
МТСЗН - Министерство труда и социальной защиты населения
ЦИО - центральные исполнительные органы
РБ - республиканский бюджет
МБ - местный бюджет
СМИ - средства массовой информации
РЦ - республиканский центр