В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 "О Системе государственного планирования в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки концепции, доктрины.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 14 апреля 2010 года № 305
Правила разработки концепции, доктрины 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки концепции, доктрины (далее - Правила) разработаны в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 "О Системе государственного планирования в Республике Казахстан" и определяют порядок разработки концепции, доктрины.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) концепция - документ, отражающий видение развития определенной сферы, отрасли (отраслей), обоснование соответствующей государственной политики и включающий основные принципы и подходы по ее реализации;
2) доктрина - документ, определяющий систему воззрений, совокупность политических принципов по определенному вопросу.
3. Концепция и доктрина разрабатывается по поручению Президента Республики Казахстан.
4. Государственный орган, ответственный за разработку концепции, доктрины, определяется Президентом Республики Казахстан. Разработка концепции, доктрины может осуществляться несколькими государственными органами.
5. Концепция, доктрина на стадии разработки должны быть согласованы со всеми заинтересованными государственными органами в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.
6. Разработка концепции, доктрины осуществляется с привлечением научно-исследовательских организаций, ученых, экспертов, специалистов различных областей знаний.
7. Концепция, доктрина на стадии разработки подлежат размещению на государственном и русском языках в средствах массовой информации и в интернет-ресурсах государственным органом, ответственным за разработку, с учетом обеспечения режима секретности и защиты служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.
2. Порядок разработки концепции
2.1. Требования к разработке концепции
8. Концепция должна соответствовать следующим требованиям:
1) исходить из актуальных проблем и ориентироваться на решение конкретных задач общенационального и межотраслевого характера в экономической, социальной, политической, правовой и иных сферах;
2) основываться на анализе социологической, статистической, экспертной и иной информации, отражать видение уровня развития определенной сферы, отрасли (отраслей) к концу планового периода, обоснование соответствующей государственной политики, основные принципы и общие подходы достижения планируемого уровня развития определенной сферы, отрасли (отраслей);
3) содержать обзор позитивного опыта мировой практики по решению аналогичных задач, который может быть применен в Республике Казахстан;
4) определять цели, задачи, общие подходы, инструменты реализации, ожидаемые результаты.
9. Не допускается разработка концепции, положения, цели и задачи которой дублируются с положениями, целями и задачами действующих концепций, стратегических и программных документов, стратегических планов государственных органов или иных нормативных правовых актов.
2.2. Структура концепции
10. Концепция содержит анализ текущей ситуации, тенденции и видение развития сферы, отрасли (отраслей); раскрывает основные принципы и общие подходы развития сферы, отрасли (отраслей); предусматривает перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация концепции.
В концепции выделяются ключевые проблемы, приводится обоснование необходимости данной концепции, определяются цели, задачи, период исполнения и ожидаемые результаты от реализации концепции.
Цели концепции формируются и исходят из необходимости решения ключевых проблем, отражают видение развития сферы, отрасли (отраслей) и должны быть направлены на положительный результат.
Задачи определяют пути достижения установленной цели.
Период реализации концепции характеризует ориентировочные сроки достижения ее целей и задач.
Ожидаемые результаты характеризуют положительные изменения, которые должны быть достигнуты в результате реализации концепции, а также определяют индикаторы, на качественное изменение которых должны оказать влияние.
Ожидаемые результаты должны быть контролируемыми и проверяемыми, измеримыми качественно и количественно, выражаться в абсолютных и/или относительных величинах.
При необходимости уточнения терминов и определений, использованных в концепции, может быть предусмотрен подраздел, разъясняющий их смысл.
При наличии в концепции приводится обзор позитивного опыта мировой практики по решению аналогичных вопросов, которые могут быть адаптированы к условиям Республики Казахстан.
Концепция отражает общие подходы, основные принципы и механизмы развития сферы, отрасли (отраслей).
Подходы определяют наиболее эффективные способы и методы решения установленных задач.
Инструментами реализации выступают государственные и отраслевые программы, программы развития территорий, стратегические планы государственных органов, законы, посредством которых предполагается реализация концепции.
В концепции приводится перечень как действующих, так и планируемых к разработке стратегических и программных документов, стратегических планов государственных органов и законов Республики Казахстан, посредством которых предполагается достижение цели и решение задачи концепции, с указанием ориентировочных сроков их исполнения. При этом должно быть указано, посредством какого документа будет обеспечено решение каждой задачи, достижение каждого ожидаемого результата концепции.
Сноска. Пункт 10 в редакции постановления Правительства РК от 20.12.2013 № 1354.
11. Исключен постановлением Правительства РК от 20.12.2013 № 1354.
12. Исключен постановлением Правительства РК от 20.12.2013 № 1354.
13. Исключен постановлением Правительства РК от 20.12.2013 № 1354.
3. Порядок разработки доктрины
3.1. Требования к разработке доктрины
14. Доктрина разрабатывается в целях выработки общенациональных подходов, общих взглядов, стратегического курса государственной политики в области безопасности, внешней и внутренней политики, а также по общественно значимым вопросам развития страны.
Доктрина определяет цели, основополагающие принципы и формы проведения государственной политики и реализуется посредством концепций, стратегических или программных документов, стратегических планов государственных органов и законов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан.
3.2. Структура доктрины
15. Структура доктрины содержит следующие разделы:
1) введение;
2) анализ текущей ситуации;
3) основные положения;
4) заключение.
16. В разделе "Введение" указываются обоснование и необходимость разработки доктрины, раскрывается сущность доктрины.
При необходимости уточнения терминов и определений, используемых в доктрине, может быть предусмотрен подраздел, разъясняющий их смысл.
17. В разделе "Анализ текущей ситуации" отражается анализ установившихся системы взглядов, принципов и направлений действующей государственной политики в определенных сферах.
18. В разделе "Основные положения" определяются цели, принципы, направления способы и формы проведения государственной политики, а также приводится обоснование их выбора.
Цели доктрины должны отражать конечное желаемое состояние дел в определенном вопросе.
Принципы доктрины устанавливают основы и правила реализации предлагаемого курса государственной политики.
Направления государственной политики определяют курс, ориентир, выбор государственной политики.
Способы и формы проведения, государственной политики определяют предполагаемые (возможные) пути достижения поставленной цели.
19. В разделе "Заключение" содержатся общие выводы с указанием ожидаемых положительных изменений в развитии страны и общества в результате реализации доктрины.