В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан от 5 июля 2004 года "О связи" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления операторами связи сбора и хранения служебной информации об абонентах.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 30 марта 2010 года № 246
Правила
осуществления операторами связи сбора и хранения
служебной информации об абонентах
1. Общие положения
1. Настоящие Правила осуществления операторами связи сбора и хранения служебной информации об абонентах (далее - Правила) разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан "О связи", "Об информатизации", "О национальной безопасности Республики Казахстан", "Об оперативно-розыскной деятельности" и определяют порядок осуществления операторами связи Республики Казахстан сбора и хранения служебной информации об абонентах.
2. В настоящих Правилах применяются следующие понятия:
1) служебная информация об абонентах (далее - СИА) - сведения об абонентах (телефонные номера, идентификационные коды, адреса электронной почты, почтовый адрес, индивидуальный идентификационный номер для физических лиц и реквизиты (бизнес-идентификационный номер, данные свидетельства о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость) для юридических лиц), биллинговые сведения и сведения о предоставляемых абонентам услугах, адреса абонентов в сети передачи данных и адреса обращения к интернет-ресурсам в сети передачи данных, идентификаторы интернет-ресурса, протоколы сети передачи данных;
2) сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для телекоммуникаций или почтовой связи;
3) оператор связи - физическое или юридическое лицо, получившее лицензию на предоставление услуг связи в порядке, установленном законодательным актом Республики Казахстан о лицензировании;
4) абонент - физическое или юридическое лицо, с которым заключен договор на оказание услуг связи с выделением для этих целей абонентской линии, абонентского номера и (или) идентификационного кода;
5) абонентский номер - номер, выделяемый в пользование абоненту при заключении договора, с помощью которого устанавливается соединение с другим абонентским оборудованием и позволяющий идентифицировать абонента в сети.
3. Требования настоящих Правил распространяются на операторов связи, осуществляющих деятельность по оказанию услуг связи, за исключением почтовой связи (далее - Оператор).
4. Служебная информация об абоненте включает в себя:
1) информацию об абоненте - сведения, сообщаемые о себе, и подтверждаемые документально, физическим или юридическим лицом;
2) информацию о предоставленных абоненту услугах связи - сведения полученные Оператором в процессе предоставления абоненту услуги связи, в том числе используемые в процессе тарификации и выставления счетов для оплаты.
2. Порядок сбора и хранения служебной информации об абоненте
5. Оператор обеспечивает сбор и хранение служебной информации об абонентах в течение двух лет, по истечении которых информация уничтожается. Оператор несет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан, за нарушение обязанности по сбору и хранению служебной информации об абонентах.
6. Оператор осуществляет постоянный сбор служебной информации о предоставленных абоненту услугах со средств телекоммуникаций (средств связи) в порядке, определяемом настоящими правилами, и обеспечивает ее хранение в системе Оператора (далее - Система).
7. При модернизации (замене) используемых средств Системы в целях улучшения ее характеристик (при увеличении количества видов оказываемых услуг связи, количества абонентов, возрастании объемов хранимой информации, расширении функциональности Системы) потеря или изменение уже хранящейся информации не допускается.
8. Оператор получает служебную информацию из имеющихся информационных систем, баз данных и технических средств связи.
9. Функционально Система состоит из логических модулей, выполняющих функции сбора, хранения, управления и средств защиты. Протокол взаимодействия модулей Системы согласовывается Оператором с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на сетях связи.
10. Служебная информация об абоненте накапливается в Системе на оборудовании хранения информации.
Система обеспечивает:
1) хранение информации об абонентах и информации об оказанных абоненту услугах:
для юридических лиц - бизнес-идентификационный номер, свидетельство о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость, адрес для доставки счетов;
для физических лиц - фамилия, имя и отчество, местожительства, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность, индивидуальный идентификационный номер, адреса электронной почты, почтовый адрес;
номера контактных телефонов; адрес установки абонентского оборудования; дату заключения и прекращения действия договора; перечень услуг связи, доступных абоненту; абонентский номер;
биллинговые сведения - информацию по личному счету абонента, информацию о пополнении счета, адреса абонентов в сети передачи данных;
адреса абонентов в сети передачи данных и адреса обращения к интернет-ресурсам в сети передачи данных, идентификаторы интернет-ресурса, протоколы сети передачи данных по каждой предоставляемой услуге доступа в сеть Интернет включая: дату и время регистрации абонента в сети с учетом временных поясов; динамический или статический IP-адрес, выделенный для данной сессии; точку выхода в сеть; номер телефона, с которого был осуществлен выход в сеть; объем переданной и принятой информации в течение данной сессии; период времени, в течение которого предоставлялась каждая из услуг; использованный пользователем вид связи, адреса переданного или полученного электронного сообщения, адреса электронной почты почтового сообщения, идентификатор Интернет-ресурса, дата и время начала и окончания изменений данных на Интернет-ресурсе с учетом временных поясов, а также IP-адрес, с которого происходило изменение;
2) единый формат хранения;
3) привязку данных ко времени;
4) неизменность данных;
5) полноту и достоверность хранимых данных;
6) возможность интеграции со средствами оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций;
7) автоматизированный доступ, обеспечивающий прием различных видов запросов о пользователях услуг связи и оказанных им услугах связи, выдача информации и системных отчетов по заданным параметрам;
8) защиту от несанкционированного доступа к данным Системы с помощью программных и технических средств авторизации.