Об утверждении Правил разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля отраслевых программ

Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2010 года № 218

Обновленный

      Сноска. Заголовок в редакции постановления Правительства РК от 23.11.2012 № 1478.

      В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 "О Системе государственного планирования в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля отраслевых программ.
      Сноска. Пункт 1 в редакции постановления Правительства РК от 23.11.2012 № 1478.
      2. Признать утратившими силу:
      1) постановление Правительства Республики Казахстан от 26 февраля 2004 года № 231 "О Правилах разработки и реализации отраслевых (секторальных) и региональных программ в Республике Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2004 г., № 10, ст. 122);
      2) пункт 4 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2006 года № 982 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2006 г., № 37, ст. 414).
      3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждены       
постановлением Правительства
Республики Казахстан 
от 18 марта 2010 года № 218

Правила
разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и
контроля отраслевых программ

      Сноска. Заголовок в редакции постановления Правительства РК от 23.11.2012 № 1478.

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля отраслевых программ разработаны в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 "О Системе государственного планирования в Республике Казахстан" и определяют порядок разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля отраслевых программ.
      Сноска. Пункт 1 в редакции постановления Правительства РК от 23.11.2012 № 1478.
      2. Отраслевая программа - документ, определяющий комплекс взаимосвязанных организационных, нормотворческих, экономических, социальных, финансовых и других мер, направленных на решение важных задач отраслевого значения.
      3. Отраслевые программы разрабатываются центральными исполнительными органами (далее - государственные органы) на среднесрочный и долгосрочный период в реализацию стратегических и программных документов Республики Казахстан, стратегических планов государственных органов в целях развития определенной отрасли (сектора), решения важных задач отраслевого значения, а также межведомственной координации действий государственных органов и организаций негосударственного сектора.
      4. Отраслевые программы разрабатываются только в том случае, если решение изложенных в них проблем невозможно осуществить в рамках действующих стратегических и программных документов, стратегических планов государственных органов.
      5. Отраслевые программы утверждаются Правительством Республики Казахстан.
      6. По срокам реализации отраслевые программы подразделяются на:
      среднесрочные (от года до 5 лет);
      долгосрочные (свыше 5 лет).
      7. Методологическое сопровождение по разработке и проведению мониторинга отраслевых программ осуществляется уполномоченным органом по государственному планированию.

2. Основные требования к отраслевым программам

      8. Отраслевая программа должна соответствовать следующим требованиям:
      ориентироваться на реализацию стратегических и программных документов, стратегических планов государственных органов;
      ориентироваться на удовлетворение потребностей целевой группы благополучателей;
      содержать систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям целей, задач, целевых индикаторов и мер, обеспечивающих достижение целей, поставленных в стратегических и программных документах, стратегических планах государственных органов;
      обеспечивать адресность мер, четкое определение сроков и последовательность их реализации, строгую ориентацию деятельности исполнителей на достижение программных целей;
      обеспечивать сбалансированность финансовых, трудовых и технических ресурсов и источников их обеспечения.
      9. Не допускается разработка отраслевой программы:
      направленной на решение внутриведомственных вопросов государственных органов;
      дублирующей цели и задачи действующих стратегических и программных документов, стратегических планов государственных органов и отраслевых программ, а также мероприятия по реализации этих документов.

3. Структура отраслевой программы

      10. Структура отраслевой программы содержит следующие разделы:
      паспорт (основные параметры);
      введение;
      анализ текущей ситуации;
      цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации программы;
      этапы реализации программы;
      необходимые ресурсы;
      план мероприятий по реализации программы.
      11. В разделе "Паспорт" излагаются основные параметры отраслевой программы, включающие в себя:
      наименование;
      основание для разработки;
      указание государственного органа, ответственного за разработку и реализацию отраслевой программы;
      цели;
      задачи;
      сроки (этапы) реализации;
      целевые индикаторы;
      источники и объемы финансирования.
      12. В разделе "Введение" излагается обоснование необходимости предлагаемой отраслевой программы.
      13. В разделе "Анализ текущей ситуации" излагаются:
      оценка текущей ситуации состояния отрасли (сектора), а также влияния данной отрасли (сектора) на социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны;
      анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для данной отрасли (сектора);
      основные проблемы, тенденции и предпосылки развития соответствующей отрасли (сектора);
      анализ действующей политики государственного регулирования развития отрасли (сектора), включая характеристику существующей нормативной правовой базы, действующей практики и результатов реализации мероприятий по обеспечению развития отрасли (сектора);
      обзор позитивного зарубежного опыта по решению имеющихся проблем, который может быть адаптирован к условиям Республики Казахстан, а также результатов проведенных маркетинговых исследований, в случае необходимости.
      14. В разделе "Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации программы" указываются:
      цель программы, формируемая из стратегической цели вышестоящего документа Системы государственного планирования, которая представляет собой видение состояния отрасли (сектора) к концу планового периода и является качественным ориентиром ее развития в данном направлении;
      целевые индикаторы, устанавливаемые по каждой цели, которые представляют собой показатели, позволяющие определить степень достижения цели программы, качественная сторона которых отражает сущность изменений, происходящих в результате реализации программы, а количественная - его измеримые абсолютные или относительные величины;
      задачи программы, которые представляют собой пути достижения цели, определяемые исходя из необходимости решения проблем, обозначенных в разделе "Анализ текущей ситуации";
      показатели результатов, устанавливаемые по каждой задаче, как количественно и качественно измеримые значения, характеризующие степень решения задачи программы с указанием конкретного периода (среднесрочного или долгосрочного), в котором предполагается достигнуть планируемое значение;
      государственные и иные органы, ответственные за достижение целей, целевых индикаторов, задач, показателей результатов.
      15. Цели и задачи отраслевой программы должны быть четкими, конкретными, контролируемыми и проверяемыми, отражать достижение определенного конкретного изменения в отрасли (секторе).
      16. В разделе "Этапы реализации программы" излагаются временные периоды реализации программы, решения задач, выполнения мероприятий и достижения ожидаемых промежуточных результатов.
      17. В разделе "Необходимые ресурсы" излагается описание финансово-экономических, материально-технических, трудовых и других ресурсов, которые будут задействованы на реализацию программы, а также источников финансирования.
      Отраслевые программы должны содержать сведения о предполагаемых объемах финансирования по мероприятиям, срокам их реализации. Бюджетное финансирование отраслевых программ предусматривается в соответствии со стратегическими планами соответствующих государственных органов.
      18. Для достижения поставленных целей отраслевой программы разрабатывается План мероприятий по ее реализации. План мероприятий является составной частью отраслевой программы и представляет собой комплекс организационных, экономических, научно-технических и других мероприятий, направленных на достижение целей и задач отраслевой программы, согласованных с направлениями реализации отраслевой программы, с указанием необходимых ресурсов, ответственных исполнителей, форм завершения и сроков (месяц или квартал и год) исполнения.

4. Порядок разработки отраслевых программ

      19. Отраслевая программа разрабатывается государственным органом, ответственным за ее разработку, и согласовывается с уполномоченным органом по государственному планированию.
      20. В случае, когда разработка отраслевой программы требует взаимодействия нескольких государственных органов, отраслевая программа разрабатывается совместно с заинтересованными государственными органами и в последующем согласовывается с ними.
      21. Разработка отраслевой программы осуществляется при необходимости с привлечением научно-исследовательских организаций, ученых, специалистов различных областей знаний.

4-1. Реализация отраслевых программ

      Сноска. Правила дополнены главой 4-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 23.11.2012 № 1478.

      21-1. Реализацией является процесс достижения заданных целей, целевых индикаторов, задач, показателей результатов (промежуточных и конечных) отраслевой программы.
      21-2. При реализации отраслевой программы должны быть обеспечены:
      1) согласованность в межведомственном взаимодействии;
      2) ориентация на достижение заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов;
      3) сбалансированность финансовых, трудовых и других ресурсов.
      21-3. Ответственность за результативность и эффективность реализации отраслевой программы на соответствующий период возлагается на Правительство Республики Казахстан, государственный орган-разработчик и государственные органы-соисполнители.

5. Мониторинг отраслевых программ

      Сноска. Заголовок главы 5 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 23.11.2012 № 1478.

      22. Мониторингом является сбор, систематизация, анализ и обобщение отчетов и другой информации о ходе реализации отраслевых программ.
      23. Целью мониторинга отраслевых программ является улучшение хода их реализации для обеспечения надлежащего и своевременного достижения ожидаемых результатов.
      24. Мониторинг отраслевых программ обеспечивает:
      регулярность получения информации о текущем состоянии реализации отраслевых программ;
      согласованность действий государственных органов в реализации отраслевых программ;
      своевременную актуализацию отраслевых программ с учетом меняющихся условий.
      25. Мониторинг отраслевой программы проводится государственным органом, ответственным за ее разработку, государственным органом - соисполнителем, участвующим в реализации данной программы, а также уполномоченным органом по государственному планированию.
      26. Мониторинг отраслевых программ проводится один раз в год по итогам года.
      Сноска. Пункт 26 в редакции постановления Правительства РК от 23.11.2012 № 1478.
      27. Мониторинг отраслевых программ проводится на основе отчета о реализации, составляемого государственным органом, ответственным за ее разработку, и государственным органом-соисполнителем, участвующим в реализации данной программы.
      Сноска. Пункт 27 в редакции постановления Правительства РК от 23.11.2012 № 1478.
      28. Отчет о реализации должен содержать в себе:
      1) реквизиты документа:
      наименование, номер, дата документа;
      государственный орган-разработчик и соисполнители;
      сроки реализации, в том числе поэтапные;
      2) запланированные и фактически достигнутые целевые индикаторы и показатели результатов задач, а также причины их недостижения;
      3) информацию о выполненных и невыполненных запланированных мероприятиях и причинах их невыполнения, влиянии невыполненных мероприятий на социально-экономическую, общественно-политическую ситуацию в регионе, стране;
      4) информацию об освоении выделенных финансовых средств с разбивкой по источникам финансирования (с указанием объемов и причин неиспользования);
      5) анализ взаимодействия различных сторон, участвующих в реализации документа;
      6) анализ внешнего воздействия среды на ход реализации документа;
      7) информацию о степени решения проблем и задач, на решение которых направлен документ, влияния реализации документа на социально-экономическое развитие страны (данная информация должна быть включена в отчет в год проведения оценки документа);
      8) информацию об уровне удовлетворенности благополучателей, в том числе уровне фактического объема предоставленных государственных услуг от запланированных (данная информация должна быть включена в отчет в год проведения оценки документа);
      9) сведения о проведенных контрольных мероприятиях, включая мероприятия по результатам государственного финансового контроля;
      10) выводы и предложения, в том числе предложения по корректировке документа, объемам и источникам финансирования, об изменении действующего законодательства и другие.
      Сноска. Пункт 28 в редакции постановления Правительства РК от 23.11.2012 № 1478.
      28-1. Отчет о реализации отраслевой программы в год проведения оценки включает информацию, указанную в пункте 28 настоящих Правил, за весь период оценки.
      Сноска. Глава 5 дополнена пунктом 28-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 23.11.2012 № 1478.
      29. Отчет о реализации составляется по форме и в порядке, определяемых уполномоченным органом по государственному планированию.
      Сноска. Пункт 29 в редакции постановления Правительства РК от 23.11.2012 № 1478.
      30. На основе отчета о реализации подготавливается заключение по мониторингу.
      В год проведения оценки отраслевых программ заключение по мониторингу не формируется.
      Сноска. Пункт 30 в редакции постановления Правительства РК от 23.11.2012 № 1478.
      31. Заключение по мониторингу должно содержать:
      1) реквизиты (наименование, номер, дата акта, которым утверждалась отраслевая программа, государственный орган, ответственный за разработку, государственные органы–соисполнители, сроки реализации, в том числе по этапам);
      2) конкретные результаты, достигнутые за отчетный период, в том числе фактически достигнутые целевые индикаторы и показатели результатов с промежуточными значениями на отчетный период (в случае недостижения промежуточных или конечных значений указать причины недостижения);
      3) количество запланированных на отчетный период мероприятий, перечень мероприятий, выполненных и невыполненных (с указанием причин);
      4) анализ факторов, повлиявших на ход реализации отраслевой программы;
      5) информацию о выделенных и неосвоенных на отчетный период бюджетных и иных финансовых средствах на выполнение мероприятий в разбивке по источникам финансирования;
      6) сведения о проведенных контрольных мероприятиях;
      7) информацию о внесенных ответственным государственным органом-исполнителем изменениях и дополнениях в отраслевую программу;
      8) информацию о внесении изменений и дополнений в отраслевую программу по результатам предыдущей оценки;
      9) выводы и предложения.
      Сноска. Пункт 31 в редакции постановления Правительства РК от 23.11.2012 № 1478.
      32. Для проведения мониторинга отраслевой программы:
      1) государственный орган–соисполнитель, участвующий в реализации данной программы, в пределах своей компетенции представляет информацию о реализации в государственный орган, ответственный за разработку отраслевой программы, до 15 февраля года, следующего за отчетным годом;
      2) государственный орган, ответственный за разработку отраслевой программы, на основании информации о реализации, представляемой государственными органами-соисполнителями, формирует отчет о реализации отраслевой программы и в срок до 10 марта года, следующего за отчетным годом, представляет его в уполномоченный орган по государственному планированию, а также размещает за подписью первого руководителя на веб-портале (за исключением информации секретного характера и для служебного пользования).
      Сноска. Пункт 32 в редакции постановления Правительства РК от 23.11.2012 № 1478.
      33. Уполномоченный орган по государственному планированию по итогам проведенного мониторинга на основании отчетов о реализации отраслевых программ формирует по каждой из них заключения и представляет их вместе с отчетами о реализации в Правительство Республики Казахстан до 25 марта года, следующего за отчетным годом.
      Сноска. Пункт 33 в редакции постановления Правительства РК от 23.11.2012 № 1478.
      34. По результатам мониторинга отраслевой программы может осуществляться их корректировка.
      Сноска. Пункт 34 в редакции постановления Правительства РК от 23.11.2012 № 1478.
      35. Ответственность за недостоверность и неполноту результатов проведенного мониторинга отраслевых программ возлагается на государственный орган, ответственный за разработку отраслевой программы и на государственные органы, участвующие в реализации данной программы.

6. Оценка отраслевых программ

      Сноска. Правила дополнены главой 6 в соответствии с постановлением Правительства РК от 23.11.2012 № 1478.

      36. Оценка отраслевых программ осуществляется по истечении каждых трех лет их реализации (промежуточная) и по итогам планового периода (окончательная), за исключением оценки, проводимой Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета, проводимой в рамках контрольных мероприятий в соответствии с его планом работы.
      Оценка реализации отраслевой программы проводится уполномоченным органом по государственному планированию.
      37. Оценка реализации отраслевой программы проводится на основании: отчета о реализации за весь период оценки, составляемого в соответствии с пунктами 28, 28-1 и 29 настоящих Правил, статистической информации; контрольных проверок; также может использоваться оценка неправительственных организаций, научных институтов, международных экспертов и других.
      38. На основе документов, указанных в пункте 37 настоящих Правил, подготавливается заключение.
      39. Заключение должно содержать в себе:
      1) реквизиты (наименование, номер, дата акта, которым утверждалась отраслевая программ, государственный орган, ответственный за разработку, государственные органы–соисполнители, сроки реализации, в том числе по этапам);
      2) конкретные результаты, достигнутые за отчетный период, в том числе фактически достигнутые целевые индикаторы и показатели результатов с промежуточными значениями на отчетный период (в случае недостижения промежуточных или конечных значений, указать причины недостижения);
      3) количество запланированных на отчетный период мероприятий, перечень мероприятий, выполненных и невыполненных (с указанием причин);
      4) анализ факторов, повлиявших на ход отраслевой программы;
      5) информацию о выделенных и неосвоенных на отчетный период бюджетных и иных финансовых средствах на выполнение мероприятий в разбивке по источникам финансирования;
      6) сведения о проведенных контрольных мероприятиях;
      7) информацию о внесенных ответственным государственным органом-исполнителем изменениях и дополнениях в отраслевую программу;
      8) информацию о внесении изменений и дополнений в отраслевую программу по результатам предыдущей оценки;
      9) выводы о результативности и эффективности хода реализации документа;
      10) выводы об уровне организации реализации документа;
      11) выводы о степени влияния реализации документа на социально-экономическое развитие страны;
      12) рекомендации в зависимости от результатов оценки: о корректировке документа; по улучшению деятельности государственного органа; по объемам и источникам финансирования; об изменении действующего законодательства и другие.
      40. Уполномоченный орган по государственному планированию формирует заключения по оценке каждой отраслевой программы и представляет их вместе с отчетами о реализации за весь отчетный период в Правительство Республики Казахстан не позднее 25 марта года, следующего за отчетным периодом.
      41. Достоверность и полноту результатов проведенной оценки отраслевой программы обеспечивают государственные органы-соисполнители, разработчики отраслевой программы и соответствующие уполномоченные государственные органы.

7. Контроль отраслевых программ

      Сноска. Правила дополнены главой 7 в соответствии с постановлением Правительства РК от 23.11.2012 № 1478.

      42. Контроль за реализацией отраслевых программ осуществляется государственным органом, ответственным за ее разработку, и государственным органом–соисполнителем, участвующим в реализации данной программы на основе результатов мониторинга, оценки и проведенных контрольных мероприятий по реализации отраслевой программы.