Об утверждении Правил отнесения контракта на недропользование, предусматривающего разработку месторождения углеводородного сырья, к категории низкорентабельных, а также месторождения (группы месторождений, части месторождений) углеводородного сырья к категории высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных и Ставок налога на добычу полезных ископаемых для недропользователей, разрабатывающих обводненные, малодебитные, выработанные, высоковязкие месторождения углеводородного сырья

Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года № 1528

Действующий

      В соответствии со статьей 18 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс)" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые:
      1) Правила отнесения контракта на недропользование, предусматривающего разработку месторождения углеводородного сырья, к категории низкорентабельных, а также месторождения (группы месторождений, части месторождений) углеводородного сырья к категории высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных;
      2) Ставки налога на добычу полезных ископаемых для недропользователей, разрабатывающих обводненные, малодебитные, выработанные, высоковязкие месторождения углеводородного сырья.
      2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2011 года.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждены        
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 31 декабря 2010 года № 1528

Правила
отнесения контракта на недропользование, предусматривающего
разработку месторождения углеводородного сырья, к категории
низкорентабельных, а также месторождения (группы месторождений,
части месторождений) углеводородного сырья к категории
высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных

Порядок
отнесения контракта на недропользование,
предусматривающего разработку месторождения углеводородного
сырья, к категории низкорентабельных

1. Порядок подачи и рассмотрения заявлений об отнесении контракта на
недропользование, предусматривающего разработку месторождения
углеводородного сырья, к категории низкорентабельных

      1. Для отнесения контракта на недропользование к категории низкорентабельных недропользователь, осуществляющий деятельность по контракту на недропользование, предусматривающего разработку месторождения углеводородного сырья, в том числе по контракту, заключенному до 1 января 2009 года, соответствующему критериям, определенным подразделом 2 настоящего раздела, обращается в уполномоченный орган по бюджетному планированию (далее уполномоченный орган) с заявлением.
      2. Заявление об отнесении контракта на недропользование к категории низкорентабельных на текущий незавершенный календарный год подается в срок не позднее 1 декабря такого календарного года по форме согласно приложению к настоящим Правилам. К заявлению должны быть приложены следующие документы:
      1) оригинал или нотариально засвидетельствованная копия финансовой отчетности за предыдущий финансовый год, подписанная первым руководителем или лицом, его замещающим, а также главным бухгалтером (бухгалтером);
      2) оригинал или нотариально засвидетельствованная копия аудиторского отчета за предыдущий финансовый год юридических лиц, для которых законодательными актами Республики Казахстан установлено обязательное проведение аудита. В случае, если заявление подается до 1 июня текущего года, то представляются оригинал или нотариально засвидетельствованная копия аудиторского отчета за финансовый год, предшествующий предыдущему финансовому году;
      3) оригинал или нотариально засвидетельствованная копия финансовой отчетности юридического лица-недропользователя за истекший период текущего финансового года по состоянию не ранее чем за девяносто календарных дней, предшествующих дате подачи заявления;
      4) отчет об исполнении бюджета за предыдущий календарный год, заверенный руководителем юридического лица-недропользователя или лицом, его замещающим;
      5) расчет бюджета на текущий календарный год, заверенный руководителем юридического лица-недропользователя или лицом, его замещающим;
      6) отчет об исполнении бюджета за текущий календарный год по состоянию не ранее чем за девяносто календарных дней, предшествующих дате подачи заявления, заверенный руководителем юридического лица-недропользователя или лицом, его замещающим;
      7) налоговая отчетность (декларации по корпоративному подоходному налогу (далее - КПН) по контракту и налогу на сверхприбыль (далее - НСП) по контракту за предыдущий налоговый период и налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) по контракту за текущий и предыдущий календарный год);
      8) расчет авансовых платежей по КПН (если недропользователь является плательщиком авансовых платежей) и расчет запланированного на текущий отчетный год размера КПН;
      9) расчет налоговых обязательств по КПН, а также расчет чистого дохода, рентабельности продаж по контракту за текущий налоговый период с детальной привязкой данных расчетов к бюджету юридического лица - недропользователя, прогнозной цене на углеводородное сырье, и планируемым объемам добычи углеводородного сырья по контракту за этот же период;
      10) обоснование прогнозной цены на углеводородное сырье, использованной для расчетов показателей рентабельности по контракту;
      11) планируемый объем добычи углеводородного сырья по контракту, согласованный с компетентным органом.
      3. Заявление об отнесении контракта на недропользование к категории низкорентабельных в предстоящем календарном году подается по форме согласно приложению к настоящим Правилам не ранее 30 сентября текущего календарного года, но не позднее 31 декабря текущего календарного года, к которому должны быть приложены помимо документов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, следующие документы:
      1) расчет бюджета на предстоящий календарный год, заверенный руководителем юридического лица - недропользователя или лицом, его замещающим;
      2) расчет налоговых обязательств компании по КПН по контракту, а также расчет чистого дохода, рентабельности продаж по контракту за предстоящий календарный год с детальной привязкой данных расчетов к бюджету юридического лица - недропользователя, прогнозной цене на углеводородное сырье, и планируемым объемам добычи углеводородного сырья по контракту за этот же отчетный период.
      При этом сведения, указанные в подпунктах 3), 6) пункта 2 настоящих Правил, представляются за девять истекших месяцев текущего календарного года.
      4. Уполномоченный орган отказывает в принятии заявления или возвращает его без рассмотрения в случае представления неполных или недостоверных сведений.
      При необходимости уполномоченный орган может запросить у заявителя другие документы и расчеты, обосновывающие сведения, содержащиеся в заявлении.
      5. После поступления заявления уполномоченный орган в срок не позднее пяти рабочих дней направляет копии заявления и прилагаемых к нему документов на рассмотрение нижеперечисленным государственным органам для подготовки заключений по вопросам:
      1) в Министерство финансов Республики Казахстан - для подтверждения данных налоговой отчетности и выработке предложений по конкретным размерам индивидуальной ставки налога на добычу полезных ископаемых;
      2) в Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан - по обоснованности прогнозной цены на углеводородное сырье за соответствующий календарный год, используемой заявителем для расчета уровня рентабельности;
      3) в Министерство нефти и газа Республики Казахстан - по вопросам обоснованности планируемых объемов добычи углеводородного сырья и объема операций по недропользованию с учетом утвержденных в установленном законодательством порядке рабочих программ (годовых программ работ) и(или) проектных решений и обязательств по контракту на недропользование;
      4) иным государственным органам - по вопросам, поставленным уполномоченным органом.
      Заключения соответствующих государственных органов должны быть представлены в уполномоченный орган в срок не позднее тридцати календарных дней с момента получения копии заявления и прилагаемых к нему документов от уполномоченного органа. Уполномоченный орган в указанный срок производит расчет рентабельности по контракту на основе представленных заявителем данных и подготавливает предложения по конкретным размерам индивидуальной ставки налога на добычу полезных ископаемых.
      6. В срок не позднее пяти рабочих дней с даты получения всех заключений государственных органов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, уполномоченный орган вносит заявление с приложением заключений государственных органов на рассмотрение межведомственной комиссии по выработке предложений по отнесению контракта на недропользование к категории низкорентабельного, а также месторождений (группы месторождений, части месторождения) к категории высоковязкого, обводненного, малодебитного или выработанного, за исключением общераспространенных полезных ископаемых (далее - комиссия).
      В срок не позднее десяти рабочих дней комиссия должна рассмотреть заявление и заключения государственных органов и выработать предложение об отнесении или отказе в отнесении контракта на недропользование к категории низкорентабельных, о размере ставки налога на добычу полезных ископаемых по низкорентабельному контракту (в случае выработки предложения об отнесении контракта к категории низкорентабельных).
      7. В случае выработки комиссией предложения об отнесении контракта на недропользование к категории низкорентабельных, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней разрабатывает и в установленном порядке вносит в Правительство Республики Казахстан проект постановления Правительства Республики Казахстан о включении контракта на недропользование в перечень контрактов на недропользование, отнесенных к категории низкорентабельных с приложением ставок налога на добычу полезных ископаемых, устанавливаемых в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
      8. Ставка налога на добычу полезных ископаемых устанавливается на календарный год. В случае если ставка налога на добычу полезных ископаемых устанавливается в течение указанного года, то налог на добычу полезных ископаемых, начисленный и уплаченный с начала календарного года по обязательствам этого года, пересчитывается по ставке, установленной в соответствии с настоящими Правилами.
      9. Решение об отказе в отнесении контракта на недропользование к категории низкорентабельных принимается уполномоченным органом с учетом предложений, выработанных комиссией, и доводится до сведения недропользователя в течений десяти рабочих дней с указанием причин отказа.
      10. Основания для отказа в отнесении контракта на недропользование к категории низкорентабельных включают:
      несоответствие представленного расчета налоговых обязательств по КПН, а также расчета чистого дохода, рентабельности продаж по контракту на соответствующий календарный год налоговому законодательству, в том числе пункту 11 настоящих Правил;
      применение недропользователем необоснованной прогнозной цены на углеводородное сырье за соответствующий календарный год, используемой заявителем для расчета уровня рентабельности;
      несоответствие заявленных по контракту объемов добычи на соответствующий календарный год планируемым объемам добычи;
      существенное (свыше 10 %) и(или) необоснованное увеличение производственных затрат, затрат на реализацию и общеадминистративных затрат в расчете на тонну углеводородного сырья в сравнении с данными за предыдущий календарный год, если заявление подается на текущий календарный год, либо с данными по текущему календарному году исходя из прогнозных данных по году, рассчитанных на основе бюджета за указанный период с учетом вносимых корректировок, если заявление подается на предстоящий календарный год;
      фактический или планируемый уровень рентабельности по месторождению (группе месторождений, части месторождения) по итогам прошедшего календарного года или текущего незавершенного календарного года превышает 0 %.
      В случае устранения причин, по которым недропользователю было отказано в отнесении контракта на недропользование к категории низкорентабельного, он может направить повторно заявление в уполномоченный орган, в порядке установленном настоящей главой.

2. Критерии отнесения контракта на недропользование,
предусматривающего разработку месторождения углеводородного сырья, к категории низкорентабельных

      11. Контракт на недропользование, предусматривающий разработку месторождения углеводородного сырья, относится к низкорентабельному в случае, если планируемый уровень рентабельности по контракту по итогам предстоящего календарного года или текущего незавершенного календарного года, по расчетам, производимым недропользователем самостоятельно в порядке, установленном настоящим пунктом, равен или менее 0 %.
      Расчет планируемого уровня рентабельности по контракту на недропользование за календарный год производится на основании прогнозных данных недропользователя, включая цены на углеводородное сырье за соответствующий период, и на основании объемов добычи, подтвержденных компетентным органом.
      Планируемый уровень рентабельности по контракту определяется по следующей формуле:

      РПк = ЧДк X l00,
           СГДк

      где:
      РПК - рентабельность продаж по контракту в процентах;
      ЧДК - чистый доход по контракту, исчисленный в соответствии с настоящим пунктом и методикой ведения раздельного налогового учета недропользователя, утвержденной и представленной в налоговый орган в соответствии с условиями статьи 310 Налогового кодекса (далее - методика недропользователя);
      СГДК - совокупный годовой доход по контракту, исчисленный в соответствии с методикой недропользователя.
      Размер чистого дохода по контракту за налоговый период определяется недропользователем по следующей формуле:

ЧДК = НДК-КПНК,

      где:
      КПНК - корпоративный подоходный налог по контракту, исчисленный в соответствии с методикой недропользователя;
      НДК - налогооблагаемый доход по контракту, исчисленный в соответствии с методикой недропользователя, уменьшенный на сумму доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 Налогового кодекса.
      При определении налогооблагаемого дохода, сумма вычетов за налоговый период не должна превышать сумму вычетов за предыдущий налоговый период, за исключением сумм вычетов за счет дополнительных налоговых обязательств, либо увеличения сумм вычетов за счет расходов, увеличение которых связано с повышением тарифов на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии. В случае отклонения планируемого объема добычи углеводородного сырья в текущем незавершенном (предстоящем) календарном году более чем на 10 % от уровня предыдущего (текущего) календарного года, сумма вычетов для целей определения уровня рентабельности по контракту может быть скорректирована пропорционально изменению объемов добычи.
      12. Ставки налога на добычу полезных ископаемых для контракта, отнесенного к категории низкорентабельных, устанавливаются с целью достижения уровня рентабельности по контракту 0 % по шкале мировых цен за баррель нефти с шагом в 1 доллар США.
      Минимальная ставка налога на добычу полезных ископаемых по контракту, отнесенному к категории низкорентабельных, устанавливается в размере 5 % от общеустановленной ставки налога на добычу полезных ископаемых, действующей в соответствующем налоговом периоде. При этом ставки налога на добычу полезных ископаемых, устанавливаемые для контракта, отнесенного к категории низкорентабельных, в соответствии с настоящими Правилами, не должны превышать общеустановленных ставок налога на добычу полезных ископаемых, действующих в соответствующем налоговом периоде.
      В случае если ставки налога на добычу полезных ископаемых для контракта, отнесенного к категории низкорентабельного, на соответствующий календарный год устанавливаются в течение указанного года, то налог на добычу полезных ископаемых, уплаченный с начала календарного года, пересчитывается по ставкам, установленным в соответствии с настоящей главой, исходя из фактически сложившихся цен за истекшие налоговые периоды.
      Недропользователь самостоятельно применяет ставки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, на основе цены, определяемой в порядке, установленном статьей 334 Налогового кодекса.
      13. Налогоплательщик, применявший ставки налога на добычу полезных ископаемых, установленные в соответствии с настоящим пунктом, в срок не позднее 20-го февраля года, следующего за календарным годом, в котором применялись данные ставки налога на добычу полезных ископаемых, производит расчет показателей рентабельности за истекший год на основе фактических данных с применением ставок налога на добычу полезных ископаемых, установленных в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил.
      В случае, если уровень фактической рентабельности по контракту превысит значение 0 %, недропользователь производит перерасчет налоговых обязательств по налогу на добычу полезных ископаемых по ставке, рассчитываемой по следующей формуле:

      СНК = СГДК - ВК х 100 где:
                  НБК

      где:
      СНК - ставка НДПИ по контракту в процентах;
      СГДК - совокупный годовой доход по контракту, исчисленный в соответствии с методикой недропользователя;
      ВК - вычеты по контракту, не включая НДПИ, исчисленные в соответствии с методикой недропользователя;
      НБК - налоговая база НДПИ по контракту, исчисленная в соответствии с методикой недропользователя.
      При этом размер ставки НДПИ, рассчитанный в соответствии с настоящим пунктом, исчисляется с точностью до двух знаков после запятой с округлением к большему, и не должен выходить за рамки пороговых значений, указанных в пункте 12 настоящих Правил.
      Полученное значение ставки НДПИ применяется недропользователем для исчисления суммы НДПИ, подлежащей уплате за истекший календарный год. В случае, если сумма НДПИ, исчисленная за истекший календарный год в соответствии с настоящим пунктом, превысит сумму НДПИ, исчисленную за истекший календарный год по ставке, установленной в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, соответствующая сумма превышения отражается в дополнительной декларации по налогу на добычу полезных ископаемых. Сумма налога на добычу полезных ископаемых, указанная в данной декларации, является налоговым обязательством 4-го квартала истекшего календарного и подлежит уплате в общеустановленном порядке. В случае изменения показателей, использованных при расчете фактического уровня рентабельности по формуле, указанной в части третьей пункта 11 настоящих Правил, недропользователь самостоятельно производит перерасчет и исполнение налоговых обязательств в соответствии с настоящим пунктом в срок, не превышающий 45 календарных дней с момента отражения таких изменений в налоговом учете.

Порядок отнесения месторождения (группы месторождений, части
месторождений) углеводородного сырья к категории высоковязких,
обводненных, малодебитных или выработанных

1. Порядок подачи и рассмотрения заявлений об отнесении месторождения
(группы месторождений) углеводородного сырья к категории
высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных

      14. Недропользователь, осуществляющий разработку месторождения (группы месторождений, части месторождения) углеводородного сырья, может обратиться с заявлением в уполномоченный орган об отнесении данного месторождения (группы месторождений, части месторождения) к категории высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных при одновременном выполнении следующих условий:
      1) месторождение соответствует одному из критериев, указанных в  пункте 25настоящих правил;
      2) объем добычи углеводородного сырья по месторождению (группе месторождений, части месторождения) не превышает 3 (трех) миллионов тонн в год;
      3) фактический или планируемый уровень рентабельности по месторождению (группе месторождений, части месторождения) по итогам прошедшего календарного года или текущего незавершенного календарного года равен или менее 25 %.
      Для целей настоящего пункта расчет рентабельности по месторождению (группе месторождений, части месторождения) производится в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил на основе показателей по месторождению (группе месторождений, части месторождения).
      15. Заявление недропользователя об отнесении месторождения (группы месторождений, части месторождения) к категории высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных подается по форме согласно приложению к настоящим Правилам. К заявлению должны быть приложены следующие документы:
      1) отчет о соответствии достигнутых технологических показателей месторождения (группы месторождений, части месторождения) утвержденным проектным решениям;
      2) копии протокола государственной комиссии по запасам и горного отвода;
      3) отчет о выполнении контрактных (лицензионных) обязательств по состоянию на дату окончания последнего квартала, предшествующего дате подачи заявления;
      4) документы, указанные в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7), 8), 9), 10), 11) пункта 2 настоящих Правил.
      16. Уполномоченный орган отказывает в принятии заявления или возвращает заявление без рассмотрения в случае его подачи с нарушением требований настоящих Правил либо представления заявителем неполных или недостоверных сведений.
      При необходимости уполномоченный орган может запросить у заявителя другие документы и расчеты, обосновывающие сведения, содержащиеся в заявлении.
      17. После поступления заявления уполномоченный орган в срок не позднее пяти рабочих дней направляет копии заявления и прилагаемых к нему документов на рассмотрение в государственные органы, указанные в пункте 5, а также в Министерство нефти и газа Республики Казахстан для подготовки заключения о соответствии или несоответствии месторождения (группы месторождений, части месторождения) критериям высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных и соблюдении заявителем утвержденных проектных решений.
      Министерство нефти и газа Республики Казахстан представляет свое заключение в уполномоченный орган в срок не позднее тридцати календарных дней со дня получения заявления.
      18. В срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения заключений государственных органов, уполномоченный орган вносит заявление с приложением заключения на рассмотрение комиссии.
      19. В срок не позднее десяти рабочих дней комиссия рассматривает заявление и вырабатывает предложение об отнесении или отказе в отнесении месторождения (группы месторождений, части месторождения) к категории высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных.
      20. В случае вынесения комиссией предложения об отнесении месторождения (группы месторождений, части месторождения) к категории высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных, уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней разрабатывает и в установленном порядке вносит в Правительство Республики Казахстан проект постановления Правительства Республики Казахстан о включении месторождения (группы месторождений, части месторождения) в перечень высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных месторождений, в котором должны содержаться следующие сведения:
      наименование и координаты месторождения (группы месторождений, части месторождения) в соответствии с горным отводом;
      дата и регистрационный номер контракта на недропользование и лицензии (при наличии);
      один или несколько критериев, указанных в пункте 25 настоящих Правил, которому (которым) соответствует месторождение (группа месторождений, часть месторождения).
      В случае включения месторождения (группы месторождений, части месторождения) в перечень высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных месторождений, налог на добычу полезных ископаемых, уплаченный с начала календарного года, в котором было принято соответствующее решение Правительства Республики Казахстан, пересчитывается по ставкам, устанавливаемым Правительством Республики Казахстан для недропользователей, разрабатывающих высоковязкие, обводненные, малодебитные, выработанные месторождения (группу месторождений, часть месторождения) углеводородного сырья, исходя из фактически сложившихся цен за истекшие налоговые периоды, определяемых в порядке, установленном статьей 334 Налогового кодекса, путем подачи дополнительных деклараций.
      В случае, если месторождение (группа месторождений, часть месторождения) соответствует нескольким критериям, указанным в пункте 25 настоящих Правил, для которых установлены различные ставки налога на добычу полезных ископаемых, для целей исчисления и уплаты указанного налога применяется ставка с наименьшим значением.
      21. Налогоплательщик, применявший ставки налога на добычу полезных ископаемых в соответствии с частью второй пункта 20 настоящих Правил, в срок не позднее 20-го февраля года, следующего за истекшим календарным, годом, в котором применялись данные ставки налога на добычу полезных ископаемых, производит расчет фактической рентабельности по месторождению (группе месторождений, части месторождения) за истекший год на основе фактических данных по формуле, указанной в части третьей пункта 11 настоящих Правил, на основе показателей по месторождению (группе месторождений, части месторождения) с применением ставок налога на добычу полезных ископаемых, установленных Правительством Республики Казахстан для недропользователей, разрабатывающих высоковязкие, обводненные, малодебитные, выработанные месторождения (группу месторождений, часть месторождения) углеводородного сырья.
      В случае, если уровень фактической рентабельности по месторождению (группе месторождений, части месторождения), рассчитываемой по формуле, указанной в части третьей пункта 11 настоящих Правил, превысит значение 20 %, но не более 25 %, недропользователь производит перерасчет налоговых обязательств по налогу на добычу полезных ископаемых по ставке, установленной Правительством Республики Казахстан для недропользователей, разрабатывающих высоковязкие, обводненные, малодебитные, выработанные месторождения (группу месторождений, часть месторождения) углеводородного сырья, увеличенной на 5 % от базовой ставки НДПИ, установленной Налоговым кодексом Республики Казахстан на соответствующий год.
      В случае, если уровень фактической рентабельности по месторождению (группе месторождений, части месторождения), рассчитываемой по формуле, указанной в части третьей пункта 11 настоящих Правил, превысит значение 25 %, недропользователь производит перерасчет налоговых обязательств по налогу на добычу полезных ископаемых по ставке, рассчитываемой по следующей формуле:

      CНМ = СГДМ Х (0,75 - К) - ВМ X (1 - К) Х 100
                      НБМ Х (1 - К)

      где:
      СНМ - ставка НДПИ по месторождению (группе месторождений, части месторождения) в процентах;
      СГДМ - совокупный годовой доход по месторождению (группе месторождений, части месторождения), исчисленный в соответствии с методикой недропользователя;
      ВМ - вычеты по месторождению (группе месторождений, части месторождения), не включая налог на добычу полезных ископаемых, исчисленные в соответствии с методикой недропользователя;
      НБМ - налоговая база НДПИ по месторождению (группе месторождений, части месторождения), исчисленная в соответствии с методикой недропользователя;
      К - значение ставки корпоративного подоходного налога, установленной налоговым законодательством на соответствующий налоговый период, переведенное в десятичную дробь путем деления ставки в процентах на 100.
      При этом размер ставки НДПИ, рассчитанный в соответствии с настоящим пунктом, исчисляется с точностью до двух знаков после запятой с округлением к большему, и не должен выходить за рамки пороговых значений, указанных в пункте 12 настоящих Правил.
      Полученное значение ставки НДПИ применяется недропользователем для исчисления суммы НДПИ, подлежащей уплате за истекший календарный год. В случае, если сумма НДПИ, исчисленная за истекший календарный год в соответствии с настоящим пунктом, превысит сумму НДПИ, исчисленную за истекший календарный год по ставке, установленной Правительством Республики Казахстан для недропользователей, разрабатывающих высоковязкие, обводненные, малодебитные, выработанные месторождения (группу месторождений, часть месторождения) углеводородного сырья, соответствующая сумма превышения отражается в дополнительной декларации по налогу на добычу полезных ископаемых. Сумма налога на добычу полезных ископаемых, указанная в данной декларации, является налоговым обязательством 4-го квартала истекшего календарного года и подлежит уплате в общеустановленном порядке. В случае изменения показателей, использованных при расчете фактического уровня рентабельности по формуле, указанной в части третьей пункта 11 настоящих Правил, производится перерасчет налоговых обязательств в соответствии с настоящим пунктом.
      22. Решение об отказе в отнесении месторождения (группы месторождений, части месторождения) к категории высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных, принимается уполномоченным органом с учетом предложений, выработанных комиссией, и доводится до сведения недропользователя в течение десяти рабочих дней с указанием причин отказа.
      23. Основания для отказа в отнесения месторождения (группы месторождений, части месторождения) к категории высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных включают:
      несоответствие представленного расчета налоговых обязательств по КПН, а также расчета чистого дохода, рентабельности продаж по контракту на соответствующий календарный год законодательству, в том числе пункту 11 настоящих Правил;
      применение недропользователем необоснованной прогнозной цены на углеводородное сырье за соответствующий календарный год, используемой заявителем для расчета уровня рентабельности;
      несоответствие заявленных объемов добычи планируемым объемам добычи на соответствующий календарный год;
      фактический или планируемый уровень рентабельности по месторождению (группе месторождений, части месторождения) по итогам прошедшего календарного года или текущего незавершенного календарного года превышает 25 %;
      несоответствие месторождения (группы месторождений, части месторождения) ни одному из заявленных критериев, указанных в пункте 25 и подпункте 2) настоящих Правил;
      заявленный критерий (критерии) достигнут в результате нарушения заявителем утвержденных проектных решений (документов).
      24. Изменение параметров месторождения (группы месторождений, части месторождения), указанных в заявлении, произошедшие после принятия решения об отнесении месторождения (группы месторождений, части месторождения) к категории высоковязкого, обводненного, малодебитного или выработанного, в результате принятия мер, направленных на увеличение отдачи месторождения (группы месторождений, части месторождения) в соответствии с утвержденными в установленном законодательством порядке проектными решениями (документами), не являются основанием для пересмотра ранее принятого решения.
      В случае увеличения первоначальных утвержденных запасов по месторождению, включенному в перечень высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных по критерию выработанности, комиссия пересматривает ранее принятое решение, если в результате такого увеличения месторождение (группа месторождений, часть месторождения) не соответствует указанному критерию, при условии, что изменение критерия не связано с принятием недропользователем мер, направленных на увеличение отдачи месторождения (группы месторождений, части месторождения).
      Министерство нефти и газа Республики Казахстан ежегодно представляет по месторождениям (группе месторождений, части месторождения), включенным в перечень высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных месторождений, данные об извлекаемых запасах в уполномоченный орган по бюджетному планированию по состоянию на 1 января текущего календарного года.
      Недропользователь может обратиться в уполномоченный орган с заявлением по изменению критерия (критериев), которому (которым) соответствует месторождение (группа месторождений, часть месторождения), указанного (указанных) в перечне высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных месторождений, в порядке, установленном настоящей главой.

2. Критерии отнесения месторождения (группы месторождений, части
месторождения) углеводородного сырья к категории высоковязких,
обводненных, малодебитных или выработанных

      25. Месторождение (группа месторождений, часть месторождения) может быть отнесено к категории высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных при условии, что на месторождении (группе месторождений, части месторождения) в ходе разработки в соответствии с утвержденными проектными решениями достигнут один из показателей по выработанности, обводненности, малодебитности либо месторождение (группа месторождений, часть месторождения) характеризуется высокой вязкостью нефти, которые соответствуют следующим значениям:
      1) выработанность месторождения (каждого месторождения в отдельности по группе месторождений, части месторождения) углеводородного сырья составляет 80 и более процентов от утвержденных в установленном порядке извлекаемых запасов.
      Степень выработанности месторождения (группы месторождений, части месторождения) рассчитывается по следующей формуле:

      

      Св - степень выработанности запасов нефти, выраженная в процентах от утвержденных извлекаемых запасов нефти;
      Qн - накопленная добыча нефти на месторождении (части месторождения) в целом в тоннах;
      Qи - утвержденные извлекаемые запасы нефти в тоннах;
      2) обводненность продукции месторождения (каждого месторождения в отдельности по группе месторождений, части месторождения) углеводородного сырья составляет 90 и более процентов.
      Обводненность месторождения (части месторождения) рассчитывается по следующей формуле:

      

      где:
      Ом - процент обводненности месторождения (части месторождения);
      QB - объем добытой воды за период не менее девяносто календарных дней, предшествующих дате подаче заявления;
      Qж - объем добытой жидкости за период не менее девяносто календарных дней, предшествующих дате подаче заявления;
      3) вязкость нефти месторождения (каждого месторождения в отдельности по группе месторождений, части месторождения) в пластовых условиях составляет 200 мПа х сек и более;
      4) средний дебит скважин месторождения (каждого месторождения в отдельности по группе месторождений, части месторождения) составляет менее трех тонн в сутки.
      Среднесуточный дебит нефти одной скважины по месторождению (части месторождения) рассчитывается по следующей формуле:

      

      где:
      qH - среднесуточный дебит нефти одной скважины по месторождению (части месторождения);
      QH - объем среднесуточной добычи нефти по месторождению (части месторождения) в тоннах за период не менее девяносто календарных дней, предшествующих дате подаче заявления;
      N - среднее количество действующего добывающего фонда скважин месторождения (части месторождения) за соответствующий период.

Приложение               
к Правилам отнесения контракта      
на недропользование, предусматривающего 
разработку месторождения углеводородного 
сырья, к категории низкорентабельных,  
а также месторождения (группы месторождений,
части месторождений) углеводородного сырья
к категории высоковязких, обводненных,  
малодебитных или выработанных     

ЗАЯВЛЕНИЕ
об отнесении контракта на недропользование, предусматривающего
разработку месторождения углеводородного сырья, к категории
низкорентабельных (месторождения (группы месторождений, части
месторождений) углеводородного сырья к категории высоковязких,
обводненных, малодебитных или выработанных)

      1. Полное наименование недропользователя (юридического либо физического лица) ___________________________________________________
      2. Местонахождение (почтовый адрес) ___________________________
      3. Регистрационный номер налогоплательщика ____________________
      4. Контракт на недропользование, в рамках которого осуществляется добыча углеводородного сырья и предполагается применение порядка отнесения контракта, (месторождения, группы месторождений, части месторождения) к категории низкорентабельных, высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных:
      4.1. Полное наименование контракта, стороны контракта, дата заключения контракта _______________________________________________;
      4.2. Дата и номер регистрации контракта в компетентном органе:
____________________________________________________________________
      4.3. Наименование контракта (месторождения, группы месторождений, части месторождения): ________________________________
      4.4. Расположение контрактной территории (месторождения, группы месторождений, части месторождения) _________________________________
      4.5. Вид добываемого полезного ископаемого ___________________;
      5. Основание для подачи заявления (в выбранных строках проставить знак "X"):
      низкая рентабельность
      высокая вязкость
      обводненность
      малый дебит
      выработанность
      6. Контактное лицо (Ф.И.О, должность, телефон) ____________
      ___________________________________________________________

      Приложения:
      ____________________
      ____________________
      ____________________

      Ф.И.О. руководителя, должность ____________________________
                                             МП
      Дата подачи заявки "___" ___________ 20___ г.

Утверждены       
постановлением Правительства
Республики Казахстан    
от 31 декабря 2010 года № 1528

                        Ставки налога
       на добычу полезных ископаемых для обводненных,
   малодебитных, выработанных, высоковязких месторождений
        (групп месторождений, частей месторождений)
                   углеводородного сырья

      1. Ставки налога на добычу полезных ископаемых на сырую нефть для высоковязких месторождений:


п/п

Объем годовой добычи

Ставки, в % при
вязкости от 200 до
300 мПа х сек

Ставки, в %
при вязкости от
300 мПа х сек и
выше

1

2

3

4

1.

до 250 000 тонн
включительно

1,5

0,25

2.

до 500 000 тонн
включительно

2,1

0,35

3.

до 1 000 000 тонн
включительно

2,4

0,4

4.

до 2 000 000 тонн
включительно

2,7

0,45

5.

до 3 000 000 тонн
включительно

3,0

0,5

6.

до 4 000 000 тонн
включительно

3,3

0,55

7.

до 5 000 000 тонн
включительно

3,6

0,6

8.

до 7 000 000 тонн
включительно

3,9

0,65

9.

до 10 000 000 тонн
включительно

4,5

0,75

10.

свыше 10 000 000 тонн

5,4

0,9

      2. Ставки налога на добычу полезных ископаемых на сырую нефть для обводненных месторождений:


п/п

Объем годовой добычи

Ставки, в % при
обводненности от
90 до 95 %

Ставки, в %
при обводненности
от 95 % и выше

1

2

3

4

1.

до 250 000 тонн
включительно

1,5

0,25

2.

до 500 000 тонн
включительно

2,1

0,35

3.

до 1 000 000 тонн
включительно

2,4

0,4

4.

до 2 000 000 тонн
включительно

2,7

0,45

5.

до 3 000 000 тонн
включительно

3

0,5

6.

до 4 000 000 тонн
включительно

3,3

0,55

7.

до 5 000 000 тонн
включительно

3,6

0,6

8.

до 7 000 000 тонн
включительно

3,9

0,65

9.

до 10 000 000 тонн
включительно

4,5

0,75

10.

свыше 10 000 000 тонн

5,4

0,9

      3. Ставки налога на добычу полезных ископаемых на сырую нефть для выработанных месторождений:


п/п

Объем годовой добычи

Ставки, в % при
выработанности
от 80 до 95 %

Ставки, в % при
выработанности от
95 % и выше

1

2

4

5

1.

до 250 000 тонн
включительно

1,5

0,25

2.

до 500 000 тонн
включительно

2,1

0,35

3.

до 1 000 000 тонн
включительно

2,4

0,4

4.

до 2 000 000 тонн
включительно

2,7

0,45

5.

до 3 000 000 тонн

3

0,5

6.

до 4 000 000 тонн
включительно

3,3

0,55

7.

до 5 000 000 тонн
включительно

3,6

0,6

8.

до 7 000 000 тонн
включительно

3,9

0,65

9.

до 10 000 000 тонн
включительно

4,5

0,75

10.

свыше 10 000 000 тонн

5,4

0,9

      4. Ставки налога на добычу полезных ископаемых на сырую нефть для малодебитных месторождений:


п/п

Объем годовой
добычи

Ставки,в % при
дебитах скважин
от 2 т до 3 т. в
сутки

Ставки, в %
при дебитах
скважин от
1 т до 2 т.
в сутки

Ставки, в % при
дебитах скважин
менее 1 т в
сутки

1

2

3

4

5

1.

до 250 000 тонн
включительно

2,5

1,5

0,25

2..

до 500 000 тонн
включительно

3,5

2,1

0,35

3.

до 1 000 000 тонн
включительно

4

2,4

0,4

4.

до 2 000 000 тонн
включительно

4,5

2,7

0,45

5.

до 3 000 000 тонн
включительно

5

3

0,5

6.

до 4 000 000 тонн
включительно

5,5

3,3

0,55

7.

до 5 000 000 тонн
включительно

6

3,6

0,6

8.

до 7 000 000 тонн
включительно

6,5

3,9

0,65

9.

до 10 000 000 тонн
включительно

7,5

4,5

0,75

10.

свыше 10 000 000
тонн

9

5,4

0,9