В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года и в целях совершенствования межбюджетных отношений Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую методику расчетов трансфертов общего характера.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 16 июля 2007 года № 599 "О методике расчетов трансфертов общего характера" (САПП Республики Казахстан, 2007 г., № 24, ст. 281).
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 2 февраля 2010 года № 54
Методика расчетов
трансфертов общего характера
1. Основные положения
1. Настоящая методика расчетов трансфертов общего характера (далее - методика) разработана в соответствии со статьей 45 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (далее - Бюджетный кодекс) и применяется при определении объемов трансфертов общего характера на трехлетний период и при их изменении через каждые три года.
2. Определение объемов трансфертов общего характера
2. Объемы трансфертов общего характера определяются как разница между прогнозными объемами доходов (за минусом трансфертов) и затрат соответствующего местного бюджета согласно Бюджетному кодексу и рассчитываются согласно следующей формуле:
ТОХi = ПОДi - ПОЗi,
где ТОХi - объемы трансфертов общего характера i-й области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения);
ПОДi - прогнозные объемы доходов i-й области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения);
ПОЗi, - прогнозные объемы затрат i-й области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения).
При превышении прогнозного объема доходов над прогнозным объемом затрат местного бюджета (ТОХi > 0) устанавливаются бюджетные изъятия из местного бюджета в вышестоящий бюджет.
При превышении прогнозного объема затрат над прогнозным объемом доходов местного бюджета (ТОХi < 0) устанавливаются бюджетные субвенции в местный бюджет из вышестоящего бюджета.
3. Определение прогнозных объемов доходов местных бюджетов
3. Прогнозные объемы доходов местных бюджетов рассчитываются в соответствии с методикой прогнозирования поступлений бюджета, утверждаемой центральным уполномоченным органом по государственному планированию, и на основе:
1) распределения поступлений между уровнями бюджетов;
2) нормативных правовых актов Республики Казахстан, регламентирующих порядок и условия зачисления в бюджет поступлений в местные бюджеты, в том числе положений, вводимых в планируемом периоде и предусматривающих сокращение или увеличение поступлений местных бюджетов.
4. Определение прогнозных объемов затрат местных бюджетов
4. Прогнозные объемы затрат местных бюджетов рассчитываются как сумма прогнозных объемов затрат по текущим бюджетным программам и по бюджетным программам развития с учетом установленных Бюджетным кодексом направлений расходов по функциональному признаку.
При этом прогнозные объемы затрат по текущим бюджетным программам, которые направлены на обеспечение деятельности администраторов бюджетных программ по выполнению функций государственного управления и обязательств государства в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, имеющих постоянный характер, а также на достижение цели, решение конкретных задач и мероприятий стратегических и программных документов, состоят из:
затрат на оплату труда, оплата коммунальных услуг, приобретение продуктов и лекарственных средств, выплата пособий и других затрат (далее - текущие затраты);
затрат на укрепление материально-технической базы, капитальный ремонт и других затрат (далее - затраты капитального характера).
4.1. Расчет прогнозных объемов текущих затрат местных бюджетов
5. Прогнозные объемы текущих затрат местных бюджетов, рассчитанные с помощью данной методики, используются только для определения размеров трансфертов общего характера.
6. Для расчета текущих затрат определяется прогнозный объем текущих затрат в целом по местным бюджетам.
7. При определении прогнозного объема текущих затрат местных бюджетов учитываются:
1) совокупный объем текущих затрат с учетом увеличения текущих затрат на индекс потребительских цен в планируемом периоде в соответствии с прогнозом социально-экономического развития и бюджетных параметров республики или регионов (за исключением заработной платы);
2) положения законов Республики Казахстан, предусматривающие увеличение или сокращение расходов местных бюджетов и вводимые в действие в планируемом периоде;
3) положения указов Президента Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан, предусматривающие увеличение или сокращение расходов местных бюджетов, в том числе совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы, и вводимые в действие в планируемом периоде;
4) затраты постоянного характера, ранее финансировавшиеся за счет целевых текущих трансфертов.
8. При определении прогнозного объема текущих затрат местных бюджетов районов (городов областного значения), также учитываются:
1) положения решений областных представительных и исполнительных органов, предусматривающие увеличение или сокращение расходов районных (городов областного значения) бюджетов, и вводимых в действие в планируемом периоде;
2) затраты постоянного характера, ранее финансировавшиеся за счет целевых текущих трансфертов.
9. Из суммарного прогнозного объема текущих затрат местных бюджетов исключаются средства на выплату экологических надбавок, оказание материальной помощи и на дополнительные отпуска работникам государственных учреждений и казенных предприятий, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и добавляются абсолютными суммами после расчета прогнозных объемов текущих затрат по местным бюджетам областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения).
10. За расчетную базу прогнозирования объема текущих затрат местных бюджетов принимаются объемы текущих затрат в соответствии с уточненным планом года, предшествующего планируемому периоду.
11. Расчет прогнозного объема текущих затрат бюджетов областей (города республиканского значения, столицы) или районов (городов областного значения) производится в разрезе функциональных подгрупп осуществляемых государственных функций с учетом показателей и коэффициентов согласно приложению к настоящей методике.
12. Расчет текущих затрат отдельной области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения) по отдельной функциональной подгруппе производится по следующей формуле:
Пji.Кlij.....Кnij
РЗij = Зj * n---------------,
е Пji.Кlij....Кnij
i=1
где РЗji - расчетные текущие затраты i-й области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения) по j-й функциональной подгруппе;
Зj - суммарный прогнозный объем текущих затрат по местным бюджетам всех областей (города республиканского значения, столицы) или районов (городов областного значения) по j-й функциональной подгруппе;
Пji - количество потребителей государственных услуг i-й области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения) по j-й функциональной подгруппе;
Кlij,...,Кnij - коэффициенты, учитывающие объективные факторы, которые обусловливают отличия в стоимости предоставления государственных услуг в i-й области (городе республиканского значения, столице) или районе (городе областного значения) по j-й функциональной подгруппе от среднереспубликанского или среднеобластного уровня.
13. При расчете прогнозного объема текущих затрат применяются следующие коэффициенты, отражающие объективные факторы, которые обусловливают различия в стоимости предоставления государственных услуг:
а) коэффициент урбанизации:
Насiгор
Кiурб = 1 + -------,
Насi
где Насiгор - численность городского населения i-й области или района по данным Агентства Республики Казахстан по статистике;
Насi - численность населения в i-й области (городе республиканского значения, столице) или районе (городе областного значения) по данным Агентства Республики Казахстан по статистике.
Коэффициент урбанизации учитывает более высокий относительно среднереспубликанского уровень затрат, связанных с предоставлением государственных услуг в городской местности по отдельным функциональным подгруппам;
б) коэффициент дисперсности расселения:
Насiмелк
Кiдисп = 1 + --------,
Насi
где Насiмелк - численность населения i-й области или района, проживающего в населенных пунктах с численностью населения менее 500 человек по данным Агентства Республики Казахстан по статистике;
Насi - общая численность населения в i-й области или районе по данным Агентства Республики Казахстан по статистике.
Коэффициент дисперсности расселения учитывает более высокий по сравнению со среднереспубликанским уровень затрат, обусловленный необходимостью обеспечения определенным набором государственных услуг населению независимо от размеров населенного пункта, в том числе учитывая дополнительные транспортные и иные расходы;
в) коэффициент масштаба:
___
Нас - Насi
Кiмасштаба = 1 + a -----------,
Насi
где а - вес, с которым учитывается отклонение численности населения областей (города республиканского значения, столицы) от среднереспубликанского уровня или района (города областного значения) от среднеобластного уровня;
___
Нас - средняя численность населения одного региона по Республике Казахстан или области;
Насi - численность населения в i-й области (городе республиканского значения, столицы) или районе (городе областного значения) по данным Агентства Республики Казахстан по статистике.
Коэффициент масштаба учитывает эффект масштаба, отражающий снижение объема затрат на предоставление государственных услуг в расчете на одного потребителя с ростом численности потребителей;
г) коэффициент возрастной структуры населения:
Насiгруппа
Кiвозрстр = 1 + ---------,
Насi
где Насiгруппа - численность населения i-й области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения) по определенной возрастной группе по данным Агентства Республики Казахстан по статистике;
Насi - численность населения в i-й области (городе республиканского значения, столице) или районе (городе областного значения) по данным Агентства Республики Казахстан по статистике.
Коэффициент возрастной структуры населения учитывает повышенный спрос, предъявляемый отдельными категориями населения на государственные услуги, связанные со здравоохранением и образованием;
д) коэффициент учета надбавок за работу в сельской местности:
Насiсельск
Кiнадбj = 1 + 25% . ------------. бj,
Насi
где Насiсельск - численность сельского населения i-й области или района по данным Агентства Республики Казахстан по статистике;
бj - доля заработной платы в общем объеме текущих затрат по j-й функциональной подгруппе (в сумме по всем регионам);
Коэффициент учета надбавок за работу в сельской местности учитывает потребность в дополнительных расходах на заработную плату в сельской местности по отдельным функциональным подгруппам;
е) коэффициент плотности:
_
р
Кiплотн = 1 + в -----,
рi
__
где р - плотность населения в среднем по Республике Казахстан или по соответствующей области;
рi - плотность населения в i-й области (городе республиканского значения, столицы) или районе (городе областного значения);
в - вес, с которым учитывается отклонение плотности населения областей (города республиканского значения, столицы) от среднереспубликанского уровня или районов (городов областного значения) от среднеобластного уровня.
Коэффициент плотности учитывает увеличение затрат местных бюджетов в связи с уменьшением плотности населения региона;
ж) коэффициент содержания дорог:
Ni
Кiдорог = -----,
_
N
где Ni - норматив содержания дорог местного значения i-й области (города республиканского значения, столицы), установленный Правительством Республики Казахстан;
_
N - норматив содержания дорог в среднем по республике;
з) коэффициент учета бедности (на основе доли лиц с доходами ниже прожиточного минимума):
bi
Кiбедн = 1 + -----,
100
где bi - доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения в i-й области (городе республиканского значения, столицы) или районе (городе областного значения).
Коэффициент учета бедности учитывает увеличение затрат местных бюджетов на выплату социальной помощи в связи с ростом доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума;
и) коэффициент учета продолжительности отопительного сезона:
-
di _ d
Кiотопл = 1 + ү -------,
-
d
где di - период отопительного сезона в i-й области (городе республиканского значения, столице) или районе (городе областного значения);
-
d - период отопительного сезона в среднем по Республике Казахстан;
ү - доля затрат на отопление в общем объеме текущих затрат местных бюджетов.
Коэффициент учета продолжительности отопительного сезона учитывает зависимость затрат местных бюджетов на отопление от продолжительности отопительного сезона в Республике Казахстан.
14. При расчете текущих затрат:
для городов Алматы и Астана, учитывая их особый статус, применяются повышающие коэффициенты, величина которых устанавливается решением Республиканской бюджетной комиссии;
для городов областного значения, при необходимости применяются повышающие коэффициенты, величина которых устанавливается решением бюджетной комиссии области, но не более 1,2.
4.2. Расчет прогнозных объемов затрат капитального характера
местных бюджетов
15. Общий прогнозный объем средств, предусматриваемых для финансирования затрат капитального характера, определяется с разбивкой по годам в соответствии с процентным отношением к общему объему финансирования текущих затрат области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения).
Расчет прогнозного объема средств, предусматриваемых для финансирования затрат капитального характера, отдельно по каждой области (городу республиканского значения, столице) или району (городу областного значения) производится по следующей формуле:
КЗi = k * РЗi,
где КЗi - расчетные затраты капитального характера i-й области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения);
РЗi - расчетные текущие затраты i-й области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения);
k - величина процентного отношения затрат капитального характера к общему объему текущих затрат.
16. Величина коэффициента k устанавливается:
для определения объемов трансфертов общего характера между республиканским бюджетом и бюджетами областей, города республиканского значения, столицы - решением Республиканской бюджетной комиссии;
для определения объемов трансфертов общего характера между областным бюджетом и бюджетами районов (городов областного значения) - решением бюджетной комиссии области.
4.3. Расчет прогнозных объемов затрат по бюджетным программам
развития местных бюджетов
17. При расчете объема затрат по бюджетным программам развития местных бюджетов учитываются расчетные текущие затраты, прирост численности населения и валовой региональный продукт.
Расчет затрат отдельной области (города республиканского значения, столицы) по бюджетным программам развития производится по следующей формуле:
РЗi ^ Нi ВРПi
ЗБПРi = r * РЗ * (----- + ----- + -----),
РЗ ^ Н ВРП
где ЗБПРi - расчетные затраты по бюджетным программам развития i-й области (города республиканского значения, столицы);
РЗi - расчетные текущие затраты i-й области (города республиканского значения, столицы);
РЗ - общие расчетные текущие затраты всех областей (города республиканского значения, столицы);
^Нi- прогноз прироста численности населения i-й области (города республиканского значения, столицы); в случае отрицательного прогноза прироста численности населения принимается равным 0;
^Н - сумма положительных значений прогнозов прироста численности населения областей (города республиканского значения, столицы);
ВРПi - прогноз валового регионального продукта i-й области (города республиканского значения, столицы);
ВРП - сумма прогнозов валового регионального продукта областей (города республиканского значения, столицы).
Расчет затрат отдельного района (города областного значения) по бюджетным программам развития производится по следующей формуле:
PЗi ^Нi ПДi
ЗБПРi = r * PЗ * (--- + --- + ---),
PЗ ^Н ПД
где ЗБПРi - расчетные затраты по бюджетным программам развития i-гo района (города областного значения);
РЗi - расчетные текущие затраты i-гo района (города областного значения);
РЗ - общие расчетные текущие затраты всех районов (городов областного значения);
^Нi - прогноз прироста численности населения i-гo района (города областного значения); в случае отрицательного прогноза прироста численности населения принимается равным 0;
^Н - сумма положительных значений прогнозов прироста численности населения районов (городов областного значения);
ПДi - прогноз доходов бюджета i-гo района (города областного значения);
ПД - сумма прогнозов доходов бюджетов районов (городов областного значения).
18. Величина коэффициента r устанавливается:
для определения объемов трансфертов общего характера между республиканским бюджетом и бюджетами областей (города республиканского значения, столицы) - решением Республиканской бюджетной комиссии;
для определения объемов трансфертов общего характера между областным бюджетом и бюджетами районов (городов областного значения) - решением бюджетной комиссии области.
5. Заключительные положения
19. Расчеты определения объемов трансфертов общего характера в установленные сроки вносятся на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии (бюджетным комиссиям областей) центральным уполномоченным органом (местными уполномоченными органами) по государственному планированию для определения прогнозных показателей местных бюджетов на предстоящий трехлетний период.
20. После рассмотрения на Республиканской бюджетной комиссии (бюджетной комиссии области) объемы трансфертов общего характера по годам в разрезе областей, города республиканского значения, столицы (районов, городов областного значения) устанавливаются в соответствующем законе (решении маслихата) об объемах трансфертов общего характера на предстоящий трехлетний период.
Законом Республики Казахстан (решением маслихата) об объемах трансфертов общего характера на предстоящий трехлетний период также могут устанавливаться минимальные объемы средств, которые местным исполнительным органам областей (города республиканского значения, столицы) и районов (городов областного значения) необходимо предусмотреть в расходах местных бюджетов по социально значимым сферам - образование, здравоохранение, социальная помощь.
Приложение
к методике
Перечень функциональных подгрупп, осуществляемых
государственных функций, показатели и коэффициенты к ним
Наименование функциональных подгрупп |
Показатели | Коэффициенты |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
1. Государственные услуги общего характера | ||
Представительные, |
Численность |
дисперсности расселения; |
Финансовая |
дисперсности расселения; |
|
Планирование и |
дисперсности расселения; |
|
2. Оборона | ||
Военные нужды |
Лица мужского |
дисперсности расселения; |
Организация |
Численность |
урбанизации; |
3. Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность |
||
Правоохранительная |
Численность |
урбанизации; |
4. Образование | ||
Дошкольное |
Численность |
урбанизации; |
Начальное, основное |
Численность |
дисперсности расселения; |
Техническое и |
Лица от 14 до |
урбанизации; |
Переподготовка и |
Численность |
урбанизации; |
Прочие услуги в |
Численность |
плотности; |
5. Здравоохранение | ||
Больницы широкого |
Численность |
возрастной структуры |
Охрана здоровья |
плотности; |
|
Специализированная |
масштаба; |
|
Поликлиники |
урбанизации; |
|
Другие виды |
плотности; |
|
Прочие услуги в |
плотности; |
|
6. Социальная помощь и социальное обеспечение | ||
Социальное |
Численность |
дисперсности расселения; |
Социальная помощь |
Численность |
дисперсности расселения; |
Прочие услуги в |
дисперсности расселения; |
|
7. Жилищно-коммунальное хозяйство | ||
Жилищное хозяйство |
Численность |
урбанизации; |
Коммунальное |
урбанизации; |
|
Благоустройство |
урбанизации; |
|
8. Культура, спорт, туризм и информационное пространство | ||
Деятельность в |
Численность |
урбанизации; |
Спорт |
урбанизации; |
|
Информационное |
урбанизации; |
|
Туризм |
Туризм, |
учета продолжительности |
Прочие услуги по |
Численность |
урбанизации; |
10. Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения |
||
Сельское хозяйство |
Среднесписочная |
учета продолжительности |
Водное хозяйство |
Водопотребление |
учета продолжительности |
Лесное хозяйство |
Лесной фонд |
учета продолжительности |
Охрана окружающей |
Выбросы в |
учета продолжительности |
Земельные отношения |
Численность |
учета продолжительности |
11. Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность |
||
Архитектурная, |
Численность |
плотности; |
12. Транспорт и коммуникации | ||
Автомобильный |
Протяженность |
урбанизации; |
Прочие услуги в |
Пассажирооборот |
урбанизации; |
13. Прочие | ||
Регулирование |
Численность |
учета продолжительности |
Поддержка |
учета продолжительности |
|
Регулирование |
учета продолжительности |
|
Прочее |
учета продолжительности |