О подписании Соглашения о сотрудничестве в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств-участников Содружества Независимых Государств

Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 мая 2009 года № 751

Действующий

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Одобрить прилагаемый проект Соглашения о сотрудничестве в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств-участников Содружества Независимых Государств.
      2. Подписать Соглашение о сотрудничестве в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств-участников Содружества Независимых Государств.
      3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Одобрен        
постановлением Правительства
Республики Казахстан 
от 21 мая 2009 года № 751

проект

Соглашение
о сотрудничестве в области расследования
авиационных происшествий с государственными воздушными судами
государств-участников Содружества Независимых Государств

      Правительства государств-участников Содружества Независимых Государств, именуемые в дальнейшем Сторонами,
      принимая во внимание важность объективного установления причин авиационных происшествий с государственными воздушными судами,
      в целях обеспечения единого подхода к организации расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами одного из государств Сторон на территории государства другой Стороны,
      согласились о нижеследующем:

Статья 1

      Для целей настоящего Соглашения используются следующие определения:
      авиационное происшествие - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и/или утрате этого воздушного судна;
      государственная авиация - авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы государств Сторон;
      государственное воздушное судно - воздушное судно государственной авиации;
      расследование авиационного происшествия - процесс, включающий выявление, сбор и изучение информации о фактах, условиях и обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому событию, проведение исследований, экспертиз и экспериментов, обобщение и анализ полученных данных, подготовку по результатам проведенных работ заключения о причинах авиационного происшествия и рекомендаций по результатам расследования авиационного происшествия;
      рекомендации по результатам расследования авиационного происшествия - предложения, сделанные на основе информации, полученной при расследовании, и направленные на предотвращение авиационных происшествий;
      уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации государства Стороны — орган, осуществляющий расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами, их классификацию и учет, а также государственный межведомственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации государства Стороны в части, касающейся безопасности полетов.

Статья 2

      Стороны сотрудничают в области обеспечения безопасности полетов государственной авиации и проводят расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государства одной Стороны на территории государства другой Стороны в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств-участников Содружества Независимых Государств, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения (прилагаются).

Статья 3

      Целями расследования авиационного происшествия являются установление причин авиационного происшествия и разработка рекомендаций по результатам расследования авиационного происшествия.
      Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия.
      Любое судебное или административное разбирательство, направленное на установление чьей-либо вины или ответственности, проводится отдельно от расследования авиационного происшествия на основании соответствующих соглашений государств Сторон и их национального законодательства.

Статья 4

      Стороны осуществляют скоординированную деятельность при проведении научных разработок, проектировании, изготовлении, приобретении и внедрении технических средств и комплексных систем расследования авиационных происшествий, в том числе путем разработки совместных программ по совершенствованию методов расследования авиационных происшествий.

Статья 5

      Подготовка и переподготовка специалистов в области расследования авиационных происшествий и обеспечения безопасности полетов государственных воздушных судов осуществляются по согласованным методикам и программам на основе соглашений между Сторонами.

Статья 6

      Стороны самостоятельно несут расходы, которые будут возникать в ходе выполнения ими настоящего Соглашения, если в каждом конкретном случае не будет согласован иной порядок.

Статья 7

      Стороны в ходе реализации настоящего Соглашения обеспечивают режим защиты информации, в отношении которой передающая Сторона обусловила необходимость соблюдения конфиденциальности. Передача такой информации осуществляется на основании соответствующих соглашений и национального законодательства государств Сторон.

Статья 8

      Обязательства каждой из Сторон по настоящему Соглашению не затрагивают ее обязательств по другим международным договорам, участником которых является государство этой Стороны.

Статья 9

      Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
      Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием соответствующего уведомления.

Статья 10

      Для реализации положений настоящего Соглашения Стороны определяют уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации государства Стороны, о чем информируют депозитарий одновременно с уведомлением о выполнении внутригосударственных процедур.
      В случае изменения наименования или функций уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации государства Стороны соответствующая Сторона информирует об этом депозитарий.

Статья 11

      По согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются соответствующим протоколом.
      Спорные вопросы между Сторонами, возникающие при применении и толковании настоящего Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон.

Статья 12

      Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок.
      Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив депозитарию письменное уведомление о таком своем намерении не позднее чем за шесть месяцев до даты выхода и урегулировав обязательства, возникшие за время действия настоящего Соглашения.

Статья 13

      Настоящее Соглашение открыто для присоединения любого не подписавшего его государства-участника Содружества Независимых Государств путем передачи депозитарию документа о присоединении.
      Для присоединяющегося государства Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием документа о присоединении.

      Совершено в городе _________ «_____» _________ 200__ года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.

      За Правительство                         За Правительство
      Азербайджанской Республики               Республики Молдова

      За Правительство                         За Правительство
      Республики Армения                       Российской Федерации

      За Правительство                         За Правительство
      Республики Беларусь                      Республики Таджикистан

      За Правительство                         За Правительство
      Грузии                                   Туркменистана

      За Правительство                         За Правительство
      Республики Казахстан                     Республики Узбекистан

      За Правительство                         За Правительство
      Кыргызской Республики                    Украины

Приложение            
к Соглашению о сотрудничестве  
в области расследования авиационных
происшествий с государственными 
воздушными судами государств-  
участников Содружества     
Независимых Государств     

Правила
расследования авиационных происшествий
с государственными воздушными судами
государств-участников Содружества Независимых Государств

      Настоящие Правила направлены на обеспечение единого подхода к организации расследования авиационных происшествий и распространяются на авиационные происшествия с государственными воздушными судами государства одной Стороны на территории государства другой Стороны.
      Разъяснения по применению положений настоящих Правил дают уполномоченные органы безопасности полетов государственной авиации государств Сторон.

I. Общие положения

      Настоящие Правила включают в себя определения и классификацию авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств Сторон, устанавливают порядок проведения расследования и степень участия уполномоченных представителей и их советников в расследовании авиационных происшествий с государственными воздушными судами государства одной Стороны на территории государства другой Стороны.
      Каждое авиационное происшествие с государственными воздушными судами государства одной Стороны на территории государства другой Стороны подлежит обязательному расследованию.
      Расследование включает в себя выявление, сбор и анализ информации о фактах, условиях и обстоятельствах, относящихся к расследуемому авиационному происшествию, проведение необходимых исследований и экспертиз, установление причин авиационного происшествия.

II. Классификация и определения

      1. Авиационные события подразделяются на:
      а) авиационные происшествия;
      б) авиационные инциденты;
      в) чрезвычайные происшествия;
      г) наземные происшествия.
      2. Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на:
      а) катастрофы;
      б) аварии.
      3. Авиационные инциденты в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются на:
      а) авиационные инциденты;
      б) серьезные авиационные инциденты.
      В целях обеспечения единого подхода к организации расследования авиационных происшествий применяются следующие термины и их определения:
      «авиационное событие» - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, в ходе которого возникла (возникала) особая ситуация.
      Особая ситуация - ситуация, возникшая в процессе летной эксплуатации воздушного судна в результате проявления (воздействия) опасных факторов.
      Опасный фактор - потенциальная причина (фактор), проявление которой привело (приводит или может привести) к возникновению и/или развитию особой ситуации;
      «авиационное происшествие» - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и/или утрате этого воздушного судна.
      Воздушное судно считается утраченным, когда:
      произошло полное разрушение воздушного судна;
      местонахождение воздушного судна (его обломков) не установлено и его официальные поиски прекращены;
      эвакуация воздушного судна с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных им повреждений;
      восстановление воздушного судна невозможно или экономически нецелесообразно;
      «авиационный инцидент» - событие, связанное с летной эксплуатацией государственного воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости государственного воздушного судна и/или жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;
      «авария» - авиационное происшествие без человеческих жертв;
      «катастрофа» - авиационное происшествие, повлекшее телесное повреждение со смертельным исходом какого-либо лица или пропажу без вести пассажиров или членов экипажа воздушного судна.
      Телесное повреждение со смертельным исходом - только в целях единообразия статистических данных телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как телесное повреждение со смертельным исходом;
      «серьезный авиационный инцидент» - авиационный инцидент, связанный с возникновением условий, характеризующихся значительным повышением вероятности авиационного происшествия, для предотвращения которого требуется выполнение экипажем и/или органами организации воздушного движения, обслуживания воздушного движения сложных и/или экстренных действий, не применяемых в условиях нормального полета воздушного судна.
      Для серьезных авиационных инцидентов характерны следующие признаки:
      выход воздушного судна за пределы условий летной эксплуатации;
      возникновение вредных воздействий (дыма, паров, едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и т.п.) на экипаж или пассажиров воздушного судна;
      значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик воздушного судна;
      значительное снижение работоспособности членов экипажа воздушного судна;
      значительное повышение психофизиологической нагрузки на экипаж воздушного судна;
      возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате пожара, разрушения или рассоединения элементов управления, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т.п.;
      «летная эксплуатация воздушного судна» - процесс эксплуатации воздушного судна, охватывающий период от начала проведения летным составом предполетного осмотра воздушного судна и до момента, когда все лица, находившиеся на борту воздушного судна с целью полета, покинули воздушное судно;
      «наземное происшествие» - событие, связанное с обслуживанием, хранением или транспортировкой воздушного судна, при котором произошла его утрата;
      «причины (факторы) авиационного происшествия» - действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию;
      «чрезвычайное происшествие» - не относящееся к авиационному происшествию событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, при котором наступило одно из следующих последствий:
      утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на его борту, во время боевого вылета в результате террористического акта, угона или попытки угона воздушного судна;
      гибель людей, находившихся на борту воздушного судна, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома;
      утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на земле (палубе корабля), в результате авиационного происшествия с другим воздушным судном;
      утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на нем, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения;
      «Сторона места события» - Сторона, на территории государства которой имело место авиационное происшествие;
      «Сторона регистрации воздушного судна» - Сторона, в реестре которой зарегистрировано государственное воздушное судно;
      «Сторона - эксплуатант воздушного судна» - Сторона, на территории государства которой находится основное место деятельности организации, эксплуатирующей государственное воздушное судно, или, если организация, эксплуатирующая государственное воздушное судно, не имеет такого места деятельности, - постоянное место пребывания данной организации;
      «заинтересованные государства» - Сторона места события; Сторона регистрации воздушного судна; Сторона - эксплуатант воздушного судна; государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за окончательную сборку воздушного судна; государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за конструкцию типа воздушного судна; а также государства, граждане которых погибли или получили телесные повреждения при авиационном происшествии;
      «председатель комиссии по расследованию» - лицо, которому в силу наличия у него соответствующей квалификации поручены организация и проведение расследования;
      «уполномоченный представитель» - лицо, которому поручено руководителем уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации государства Стороны участие в расследовании авиационного происшествия, проводимом другой Стороной;
      «советник уполномоченного представителя» - лицо, имеющее соответствующую квалификацию и оказывающее помощь уполномоченному представителю в проведении расследования авиационного происшествия;
      «органы обслуживания воздушного движения» - органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, осуществляющие обслуживание воздушного движения (управление полетами) либо иную деятельность по использованию воздушного пространства.

III. Расследование авиационных происшествий

Организация расследования

      4. Расследование авиационных происшествий с государственными воздушными судами организует уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации государства Стороны места события.
      5. Сторона места события вправе передать право расследования Стороне регистрации воздушного судна или другому заинтересованному государству-участнику настоящего Соглашения.
      В этом случае расследование организуется уполномоченным органом безопасности полетов государственной авиации государства Стороны, которому переданы права на расследование.
      6. Расследование авиационных происшествий с государственными воздушными судами проводится комиссией, образованной уполномоченным органом безопасности полетов государственной авиации государства Стороны, проводящим расследование, в соответствии с международными договорами, участником которых является соответствующее государство, настоящими Правилами и национальным законодательством заинтересованных государств.
      7. Заинтересованные государства могут назначать своих уполномоченных представителей и советников уполномоченных представителей для участия в расследовании авиационного происшествия.
      Уведомление о составе уполномоченных представителей направляется по дипломатическим каналам.
      8. Уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации государства Стороны, проводящий расследование, включает уполномоченных представителей и советников уполномоченных представителей заинтересованных государств в состав рабочих органов комиссии по расследованию авиационного происшествия.
      9. Степень участия уполномоченных представителей и советников уполномоченных представителей заинтересованных государств в расследовании авиационного происшествия определяется уполномоченным органом безопасности полетов государственной авиации государства Стороны, проводящим расследование, и дает им право по согласованию с председателем комиссии и под его контролем:
      посещать место авиационного происшествия;
      осматривать воздушное судно или части разрушенного воздушного судна, а также средства и объекты обеспечения полетов воздушных судов;
      получать информацию, содержащую показания свидетелей, и предлагать тематику их опроса;
      иметь доступ ко всем относящимся к авиационному происшествию вещественным доказательствам;
      получать относящиеся к авиационному происшествию документы;
      участвовать в мероприятиях по расследованию за пределами места авиационного происшествия, таких как осмотр и исследования агрегатов, технические консультации, испытания и моделирование в целях расследования авиационного происшествия;
      принимать участие в совещаниях, связанных с формулированием выводов, причин и рекомендаций по авиационному происшествию.
      10. Лица, участвующие в расследовании авиационного происшествия, должны иметь соответствующую квалификацию, не должны быть причастными к организации, выполнению, обеспечению или обслуживанию полета, по которому проводится расследование, а также не могут представлять интересы страховых компаний, имеющих финансовые обязательства перед юридическими или физическими лицами, причастными к авиационному происшествию.
      11. Доставку лиц, привлекаемых к расследованию, на территорию государства Стороны места события и обратно организует руководитель уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации государства Стороны, направляющей этих представителей.
      Перевозку членов комиссии и лиц, привлекаемых к расследованию, к месту авиационного происшествия и обратно организует руководитель уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации государства Стороны места события.
      12. Органы исполнительной власти, организации, дипломатические представительства и консульские учреждения государств Сторон оказывают содействие работе комиссии.

Оповещение об авиационном происшествии

      13. В случае авиационного происшествия органы обслуживания воздушного движения, осуществляющие непосредственное руководство (управление) полетом воздушного судна, действуют в соответствии с национальным законодательством государства Стороны места события.
      14. Уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации государства Стороны места события незамедлительно информирует об авиационном происшествии уполномоченные органы безопасности полетов государственной авиации государства Стороны регистрации, Стороны - эксплуатанта воздушного судна, а при необходимости, другие заинтересованные государства.

Действия должностных лиц при авиационном происшествии

      15. Организация поиска воздушного судна, спасание его пассажиров и членов экипажа, оказание им помощи осуществляется в соответствии с национальным законодательством государства Стороны места события.
      16. Руководители соответствующих организаций заинтересованных государств обязаны по получении информации об авиационном происшествии принять меры по обеспечению сохранности документации, относящейся к разработке, испытаниям, производству, ремонту и эксплуатации этого воздушного судна и обеспечению его полета.
      17. Решение о прекращении поисков не возвратившегося из полета государственного воздушного судна принимает руководитель уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации государства Стороны места события по согласованию с руководителем органа исполнительной власти или организации государства Стороны - эксплуатанта воздушного судна.
      18. Решение о целесообразности эвакуации государственного воздушного судна принимают руководители органов исполнительной власти  и организаций государства Стороны регистрации воздушного судна по согласованию с председателем комиссии.

IV. Порядок предания гласности информации
об авиационном происшествии

      19. Порядок предания гласности информации о факте авиационного происшествия определяется национальным законодательством государств сторон.
      20. Информация, полученная в ходе расследования авиационного происшествия и содержащая любые заявления и свидетельства лиц, любую переписку, имеющую отношение к авиационному происшествию, другие сведения об авиационном происшествии могут быть преданы гласности только по согласованию с правоохранительными органами, осуществляющими следствие.
      21. Вновь установленную информацию относительно обстоятельств авиационного происшествия участники расследования докладывают председателю комиссии. С согласия председателя комиссии они могут использовать эту информацию для принятия мер, направленных на повышение безопасности полетов. Чтобы не повредить процессу расследования, указанная информация ни при каких обстоятельствах не может представляться или обсуждаться с лицами, не входящими в состав комиссии, или со специалистами, не привлекаемыми для проведения расследования авиационного происшествия.