Об утверждении Правил отнесения контракта на недропользование, предусматривающего разработку месторождения твердых видов полезных ископаемых, за исключением общераспространенных, к категории низкорентабельных

Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 апреля 2009 года № 492. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2012 года № 1379

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 31.10.2012 № 1379 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      В соответствии со статьей 18 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ :
      1. Утвердить прилагаемые Правила отнесения контракта на недропользование, предусматривающего разработку месторождения твердых
видов полезных ископаемых, за исключением общераспространенных, к категории низкорентабельных.
      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
       Республики Кaзахстан                       К. Масимов

Утверждены        
постановлением Правительства
Республики Казахстан    
от 8 апреля 2009 года № 492

Правила
отнесения контракта на недропользование, предусматривающего
разработку месторождения твердых видов полезных ископаемых, за
исключением общераспространенных, к категории низкорентабельных

1. Порядок подачи и рассмотрения заявлений об отнесении
контракта на недропользование, предусматривающего разработку
месторождения твердых видов полезных ископаемых, за исключением
общераспространенных, к категории низкорентабельных

      1. Для отнесения контракта на недропользование к категории низкорентабельных недропользователь, осуществляющий деятельность по контракту на недропользование, предусматривающему разработку месторождения твердых видов полезных ископаемых, за исключением общераспространенных, в том числе контракту, заключенному до 1 января 2009 года, соответствующему критериям, определенным главой 2 настоящих Правил, обращается в уполномоченный орган по государственному планированию (далее - уполномоченный орган) с заявлением.
      2. Заявление об отнесении контракта на недропользование к категории низкорентабельных на текущий незавершенный календарный год подается в срок не позднее 1 ноября такого календарного года по форме, согласно приложению к настоящим Правилам. К заявлению должны быть приложены следующие документы:
      1) оригинал или нотариально засвидетельствованная копия финансовой отчетности за предыдущий финансовый год, подписанная первым руководителем или лицом, его замещающим, а также главным бухгалтером (бухгалтером);
      2) оригинал или нотариально засвидетельствованная копия аудиторского отчета за предыдущий финансовый год юридических лиц, для которых законодательными актами Республики Казахстан установлено обязательное проведение аудита. В случае, если заявка подается до 1 июня текущего года, то представляются оригинал или нотариально засвидетельствованная копия аудиторского отчета за финансовый год, предшествующий предыдущему финансовому году;
      3) оригинал или нотариально засвидетельствованная копия финансовой отчетности юридического лица-недропользователя за истекший период текущего финансового года по состоянию не ранее чем за 90 дней, предшествующих дате подачи заявления;
      4) отчет об исполнении бюджета за предыдущий календарный год, заверенный руководителем юридического лица-недропользователя или лицом, его замещающим;
      5) расчет бюджета на текущий календарный год, заверенный руководителем юридического лица-недропользователя или лицом, его замещающим;
      6) отчет об исполнении бюджета за текущий календарный год по состоянию не ранее чем за 90 дней, предшествующих дате подачи заявления, заверенный руководителем юридического лица-недропользователя или лицом, его замещающим;
      7) налоговая отчетность (декларации по корпоративному подоходному налогу (далее - КНП) по контракту и налогу на сверхприбыль (далее - НСП) по контракту за предыдущий налоговый период;
      8) расчет авансовых платежей по КПН (если недропользователь является плательщиком авансовых платежей) и расчет запланированного на текущий отчетный год размера КПН;
      9) расчет налоговых обязательств по КПН, а также расчет чистого дохода, рентабельности продаж по контракту за текущий налоговый период с детальной привязкой данных расчетов к бюджету юридического лица-недропользователя за этот же период;
      10) обоснование средней цены на минеральное сырье, использованной для расчетов показателей рентабельности по контракту;
      11) сведения о численности сотрудников, составе их семей, средней заработной плате сотрудников, наличии и размере прочих денежных и неденежных выплат, дополнительных льгот, местах проживания сотрудников и прочие сведения, касающиеся социального аспекта разработки месторождения;
      12) прочие документы, по мнению недропользователя относящиеся к заявлению.
      3. Заявление об отнесении контракта на недропользование к категории низкорентабельных в предстоящем календарном году, подается по форме согласно приложению к настоящим Правилам не ранее 30 сентября текущего календарного года, но не позднее 31 декабря текущего календарного года, к которому должны быть приложены помимо документов, указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7), 8), 9), 10), 11) и 12) пункта 2 настоящих Правил, следующие документы:
      1) расчет бюджета на предстоящий календарный год, заверенный руководителем юридического лица-недропользователя или лицом, его замещающим;
      2) расчет налоговых обязательств компании по КПН по контракту, а также расчет чистого дохода, рентабельности продаж по контракту за предстоящий календарный год с детальной привязкой данных расчетов к бюджету юридического лица-недропользователя за этот же отчетный период.
      При этом сведения, указанные в подпунктах 3), 6) пункта 2 настоящих Правил, предоставляются за 9 истекших месяцев текущего календарного года.
      4. Уполномоченный орган вправе отказать в принятии заявлении или вернуть его без рассмотрения в случае предоставления неполных или недостоверных сведений.
      При необходимости, уполномоченный орган вправе запросить у заявителя другие документы и расчеты, обосновывающие сведения, содержащиеся в заявлении.
      5. После поступления заявления уполномоченный орган в срок не позднее 5 рабочих дней направляет копии заявления и прилагаемых к нему документов на рассмотрение нижеперечисленным государственным органам для подготовки заключений по вопросам:
      1) в Министерство финансов Республики Казахстан - для проверки предоставленных недропользователем расчетов и выработке предложений по конкретным размерам индивидуальной ставки налога на добычу полезных ископаемых;
      2) в Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан - по обоснованности прогнозной цены на минеральное сырье за соответствующий календарный год, используемой заявителем для расчета уровня рентабельности и выработке предложений по конкретным размерам индивидуальной ставки налога на добычу полезных ископаемых;
      3) в Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан - по вопросам обоснованности планируемых объемов добычи минерального сырья и объема операций по недропользованию с учетом утвержденных в установленном законодательством порядке рабочих программ (годовых программ работ) и/или проектных решений и обязательств по контракту на недропользование и выработке предложений по конкретным размерам индивидуальной ставки налога на добычу полезных ископаемых;
      4) в Министерство экономики и бюджетного планирования - по выработке предложений по конкретным размерам индивидуальной ставки налога на добычу полезных ископаемых;
      5) иным государственным органам - по вопросам, поставленным уполномоченным органом.
      Заключения соответствующих государственных органов должны быть представлены в уполномоченный орган в срок не позднее 30 дней с момента получения копии заявления от уполномоченного органа.
      6. В срок не позднее 5 дней с даты получения всех заключений государственных органов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, уполномоченный орган вносит заявление с приложением заключений государственных органов на рассмотрение комиссии по выработке предложений по отнесению контракта на недропользование к категории низкорентабельного, а также месторождений (групп месторождений, части  месторождения) к категории высоковязкого, обводненного, малодебитного или выработанного, за исключением общераспространенных полезных ископаемых (далее - комиссия).
      В срок не позднее 10 дней комиссия должна рассмотреть заявление и заключения государственных органов и выработать предложение:
      об отнесении или отказе в отнесении контракта на недропользование к категории низкорентабельных;
      о размере ставки налога на добычу полезных ископаемых по низкорентабельному контракту (в случае выработки предложения об отнесении контракта к категории низкорентабельных);
      7. В случае выработки комиссией предложения об отнесении контракта на недропользование к категории низкорентабельных, уполномоченный орган в течение 10 дней разрабатывает и в установленном порядке вносит в Правительство Республики Казахстан проект постановления Правительства Республики Казахстан о включении контракта на недропользование в перечень контрактов на недропользование, отнесенных к категории низкорентабельных, с установлением ставки налога на добычу полезных ископаемых, подлежащей применению недропользователем в течение налогового года.
      8. Ставка налога на добычу полезных ископаемых устанавливается на календарный год. В случае если ставка налога на добычу полезных ископаемых устанавливается в течение указанного года, то налог на добычу полезных ископаемых, начисленный и уплаченный с начала календарного года по обязательствам этого года, пересчитывается по ставке, установленной в соответствии с настоящими Правилами.
      9. Решение об отказе в отнесении контракта на недропользование к категории низкорентабельных принимается уполномоченным органом с учетом предложений, выработанных комиссией, и доводится до сведения недропользователя в течение 10 дней с указанием причин отказа.
      10. Основанием для отказа в отнесении контракта на недропользование к категории низкорентабельных являются:
      несоответствие представленного расчета налоговых обязательств по КПН, а также расчета чистого дохода, рентабельности продаж по контракту на соответствующий календарный год налоговому законодательству, в том числе главе 2 настоящих Правил;
      применение недропользователем необоснованной прогнозной цены на минеральное сырье за соответствующий календарный год, используемой заявителем для расчета уровня рентабельности;
      существенное (более 10 %) и необоснованное расхождение планируемых объемов добычи минерального сырья и объема операций по недропользованию с утвержденными в установленном законодательством порядке рабочими программами (годовыми программами работ) и/или проектными решениями и обязательствами по контракту на недропользование.

2. Критерии отнесения контракта на недропользование,
предусматривающего разработку месторождения твердых видов
полезных ископаемых, за исключением общераспространенных,
к категории низкорентабельных

      11. Контракт на недропользование относится к низкорентабельному в случае, если планируемый уровень рентабельности по контракту по итогам предстоящего календарного года или текущего незавершенного календарного года, по расчетам, производимым недропользователем самостоятельно в порядке, установленном настоящим пунктом, равен или менее 0 %.
      Расчет планируемого уровня рентабельности по контракту на недропользование, предусматривающего разработку месторождения твердых видов полезных ископаемых, за исключением общераспространенных, за календарный год производится на основании прогнозных данных недропользователя, включая цены на полезные ископаемые (минеральное сырье) за соответствующий период, и на основании объемов добычи, подтвержденных компетентным органом.
      Планируемый уровень рентабельности по контракту определяется по следующей формуле:

      РПк = ЧДк/СГДк * 100 %,

      где:
      РПк - рентабельность продаж по контракту;
      ЧДк - чистый доход по контракту, исчисленный в соответствии с настоящей статьей и методикой недропользователя, утвержденной в соответствии с условиями статьи 310 Налогового кодекса;
      СГДк - совокупный годовой доход по контракту, исчисленный в соответствии с методикой недропользователя, утвержденной в соответствии с условиями статьи 310 Налогового кодекса.
      Размер чистого дохода по контракту за налоговый период определяется недропользователем по следующей формуле:

ЧДк = НДк - КПНк,

      где:
      КПНк - корпоративный подоходный налог по контракту, исчисленный в соответствии с методикой недропользователя, утвержденной в соответствии с условиями статьи 310 Налогового кодекса;
      НДк - налогооблагаемый доход по контракту, исчисленный в соответствии с условиями статьи 310 Налогового кодекса, уменьшенный на сумму доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 Налогового кодекса.
      При определении налогооблагаемого дохода сумма вычетов за налоговый период не должна превышать сумму вычетов за предыдущий налоговый период, за исключением сумм вычетов за счет дополнительных налоговых обязательств, либо увеличения сумм вычетов за счет расходов, увеличение которых связано с повышением тарифов на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии. В случае отклонения планируемого объема добычи минерального сырья в текущем незавершенном календарном году более чем на 10 % от уровня предыдущего года, сумма вычетов должна быть скорректирована на разницу в добываемых объемах.
      Понижающая ставка налога на добычу полезных ископаемых устанавливается по шкале в зависимости от роста/снижения цены на добываемые минеральное сырье, полезные ископаемые.
      При этом минимальная ставка налога на добычу полезных ископаемых должна быть установлена в размере, который обеспечивает уплату в бюджет недропользователем суммы налога на добычу полезных ископаемых, равной в абсолютном значении сумме роялти, исчисленному по ставке и налогооблагаемой базе, установленным условиями контракта на недропользование в редакции, действовавшей по состоянию на 31 декабря 2008 года, исходя из объема плановой добычи и по ценам текущего календарного года, на который устанавливается индивидуальная ставка налога на добычу полезных ископаемых.
      Расчет минимальной ставки налога на добычу полезных ископаемых осуществляется в следующем порядке:
      1) исходя из планируемого объема добычи на соответствующий календарный год определяется сумма роялти, которая бы подлежала уплате недропользователем в бюджет в соответствующем календарном году, согласно условиям контракта на недропользование (объект обложения, ставка роялти, налогооблагаемая база на соответствующий календарный год), действовавшего по состоянию на 31 декабря 2008 года;
      2) исчисленная в соответствии с подпунктом 1) сумма роялти составляет в абсолютном значении сумму налога на добычу полезных ископаемых, подлежащую уплате недропользователем в бюджет, если рентабельность по контракту, исчисленная в соответствии с настоящим пунктом, менее 0 %;
      3) минимальная ставка налога на добычу полезных ископаемых, устанавливаемая для недропользователя по контракту, отнесенному к категории низкорентабельных, определяется как отношение суммы налога на добычу полезных ископаемых, исчисленной в соответствии с подпунктом 1) настоящих правил к налогооблагаемой базе по налогу на добычу полезных ископаемых по соответствующему виду полезного ископаемого (соответствующим видам полезных ископаемых), исчисленной в порядке, установленном Налоговым кодексом.
      Максимальная ставка налога на добычу полезных ископаемых должна соответствовать ставке налога на добычу полезных ископаемых, установленной на соответствующий вид полезного ископаемого (минерального сырья) Налоговым кодексом.
      Промежуток роста (снижения) между ставками налога на добычу полезных ископаемых должен обеспечивать уровень рентабельности контракта 0 %.
      Шкала ставки налога на добычу полезных ископаемых устанавливается в зависимости от роста цен на соответствующий вид полезного ископаемого (минерального сырья). При этом, промежуток (шаг) ставок должен составлять 1/5 разницы ставки налога на добычу полезных ископаемых, установленной по Налоговому кодексу, и минимальной ставки налога на добычу полезных ископаемых.
      Минимальный и максимальный размер ставок налога на добычу полезных ископаемых, а также их промежуток (шаг) устанавливается индивидуально для каждого контракта на недропользование.
      В течение календарного года недропользователь производит уплату налога на добычу полезных ископаемых, применяя одну из ставок, установленных шкалой в зависимости от фактического уровня цен на соответствующий вид полезного ископаемого (минерального сырья).
      Цены на полезные ископаемые, по которым имеются официальные котировки цен, зафиксированные на Лондонской бирже металлов, определяемые в порядке установленном статьей 338 Налогового кодекса, устанавливаются исходя из средней биржевой цены на такие полезные ископаемые за налоговый период.
      По другим видам полезных ископаемых, содержащихся в облагаемых объемах погашенных запасов минерального сырья, цены определяются в порядке, установленном статьей 341 Налогового кодекса.
      Для контрактов на недропользование, предусматривающих одновременную добычу нескольких видов полезных ископаемых, понижающая ставка налога на добычу полезных ископаемых устанавливается по шкале в зависимости от роста (снижения) усредненной средневзвешенной цены на добываемые или реализуемые полезные ископаемые.
      Недропользователь, передающий добытое минеральное сырье, прошедшее первичную переработку (обогащение), для последующей переработки другому юридическому лицу (без перехода права собственности) и (или) структурному или иному технологическому подразделению в рамках одного юридического лица, планируемый уровень рентабельности по контракту определяет по формуле, установленной постановлением Правительства Республики Казахстан по установлению ставок налога на добычу полезных ископаемых.
      12. Налогоплательщик, применявший ставку налога на добычу полезного ископаемого, установленную в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, в срок не позднее 20-го числа 2-го месяца, следующего за 4-м кварталом соответствующего налогового года, производит расчет показателей рентабельности на основании фактических данных с применением соответствующей ставки, установленной главой 45 Налогового кодекса для соответствующего вида полезного ископаемого.
      В случае, если по результатам произведенного расчета по контракту будут превышены значения рентабельности, установленные пунктом 11 настоящих Правил, налогоплательщик производит перерасчет налоговых обязательств по налогу на добычу полезных ископаемых на основании общеустановленных ставок за весь налоговый год и отражает полученные значения в дополнительной декларации по налогу на добычу полезных ископаемых. Сумма налога на добычу полезных ископаемых, отраженная в данной декларации, является налоговым обязательством 4-го квартала налогового года и подлежит уплате в общеустановленном порядке.

Приложение             
к Правилам отнесения контракта на 
недропользование, предусматривающего
разработку месторождения твердых видов
полезных ископаемых, за исключением 
общераспространенных, к категории  
низкорентабельных         

ЗАЯВЛЕНИЕ
об отнесении контракта на недропользование, предусматривающего
разработку месторождения твердых видов полезных ископаемых, за
исключением общераспространенных, к категории низкорентабельных

      1. Полное наименование недропользователя (юридического лица)
либо Ф.И.О. (физического лица):
__________________________________________________________________ .

      2. Местонахождение (почтовый адрес):________________________ .

      3. Регистрационный номер налогоплательщика__________________ .

      4. Контракт на недропользование, в рамках которого
осуществляется добыча полезных ископаемых и предполагается применение
порядка отнесения контракта на недропользование, предусматривающего
разработку месторождения твердых видов полезных ископаемых, за
исключением общераспространенных, к категории низкорентабельных:

      4.1. Полное наименование контракта, стороны контракта, дата
заключения контракта:
__________________________________________________________________;

      4.2. Дата и номер регистрации контракта в компетентном
органе:___________________________________________________________;

      4.3. Наименование контракта (месторождения):________________;

      4.4. Расположение контрактной территории (месторождения)
________________________;

      4.5. Вид добываемого полезного ископаемого _________________;

      5. Основание для подачи заявления___________________________;

      6. Контактное лицо (Ф.И.О, должность, телефон):_____________
__________________________________________________________________;

Приложения:
_____________________
_____________________
_____________________

Ф.И.О. руководителя, должность _____________________
                                                МП

Дата подачи заявки: "_____" _____________ 20__г .