Об утверждении Программы "Нұрлы көш" на 2009-2011 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 декабря 2008 года № 1126

Обновленный

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемую Программу "Нұрлы көш" на 2009-2011 годы (далее - Программа).
      2. Центральным и местным исполнительным органам, а также заинтересованным организациям, ответственным за исполнение Программы:
      1) принять меры по реализации Программы;
      2) представлять информацию о ходе реализации Программы в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан два раза в год, к 15 января и 15 июля по итогам полугодия.
      3. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан представлять сводную информацию о ходе реализации Программы в Правительство Республики Казахстан ежегодно к 30 января по итогам года.
      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Шукеева У.Е.
      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждена         
постановлением Правительства
Республики Казахстан    
от 2 декабря 2008 года № 1126

Программа
"Нұрлы көш" на 2009-2011 годы

г. Астана, 2008 год

Содержание

      1. Паспорт Программы
      2. Введение
      3. Анализ современного состояния миграционных процессов в
         Республике Казахстан
      4. Цель и задачи Программы
      5. Основные направления и механизм реализации Программы
      5.1. Участники Программы
      5.2. Зоны расселения участников Программы
      5.3. Стимулирование расселения участников Программы
      5.3.1. Расселение
      5.3.2. Социальная поддержка
      5.3.3. Обеспечение жильем
      5.4. Обеспечение занятости участников Программы
      5.5. Организация переселения и адаптации участников Программы
      5.5.1. Информационно-разъяснительная работа
      5.5.2. Организация переселения и первичной адаптации
      5.6. Управление реализацией Программы
      5.7. Нормативное правовое обеспечение Программы
      6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
      7. Ожидаемые результаты
      8. План мероприятий по реализации Программы
         "Нұрлы көш" на 2009-2011 годы

1. Паспорт Программы

       Сноска. Раздел 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 21.04.2009 № 561 .

Наименование      Программа "Нұрлы көш" на 2009-2011 годы
Программы         (далее - Программа)

Основание для     Программа разработана в соответствии с Концепцией
разработки        миграционной политики Республики Казахстан на
                  2007-2015 годы, утвержденной Указом Президента
                  Республики Казахстан от 28 августа 2007 года
                  № 399; Стратегией территориального развития
                  Республики Казахстан до 2015 года, утвержденной
                  Указом Президента Республики Казахстан от 28
                  августа 2006 года № 167 и Государственной
                   программой развития сельских территорий на
                  2004-2010 годы, утвержденной Указом Президента
                  Республики Казахстан от 10 июля 2003 года № 1149

Разработчик       Министерство труда и социальной защиты населения
                  Республики Казахстан

Цель              Рациональное расселение и содействие в
                  обустройстве: этническим иммигрантам; бывшим
                  гражданам Казахстана, прибывшим для осуществления
                  трудовой деятельности на территории Республики
                  Казахстан; гражданам Казахстана, проживающим в
                  неблагополучных районах страны

Задачи            Для достижения цели Программы предусматривается
                  решить следующие задачи:
                  стимулирование расселения участников Программы
                  в соответствии с потребностями экономики в
                  трудовых ресурсах и для реализации прорывных
                  проектов;
                  разработка и реализация новых механизмов
                  социальной поддержки участников Программы;
                  обеспечение участников Программы жильем путем
                  кредитования жилищного строительства и покупки
                  жилья;
                  обеспечение устойчивой занятости участников
                  Программы;
                  совершенствование нормативной правовой базы
                  регулирования миграционных процессов

Сроки             2009-2011 годы
реализации

Объемы и          Финансирование Программы будет осуществляться за
источники         счет и в пределах средств республиканского и
финансирования    местных бюджетов, а также иных источников, не
                  запрещенных законодательством Республики
                  Казахстан.
                  Всего на реализацию Программы в 2009-2011 годах
                  потребуется 197 795,6 млн. тенге, из них
                  дополнительно 118 073,7 млн. тенге:
                  из республиканского бюджета:
                        в 2009 году - 17 421,5 млн. тенге;
                        в 2010 году - 85 397,3 млн. тенге, в том
                  числе дополнительно 53 338,1 млн. тенге;
                        в 2011 году - 76 737,7 млн. тенге, в том
                  числе дополнительно 54 580,1 млн. тенге;
                  из местных бюджетов:
                        в 2009 году - 25,8 млн. тенге;
                        в 2010 году - 5 208,9 млн. тенге, в том
                  числе дополнительно 5 208,9 млн. тенге;
                        в 2011 году - 4 946,6 млн. тенге, в том
                  числе дополнительно 4 946,6 млн. тенге;
                  из других источников:
                        в 2009 году - 7 207,2* млн. тенге;
                        в 2010 году - 850,6 млн. тенге.
                  * - 6 356,6 млн. тенге за счет социально-
                  предпринимательских корпораций "Сарыарқа",
                  "Ертіс" и "Оңтүстік", перечисленных в 2008 году
                  в их уставный капитал на реализацию пилотных
                  проектов в рамках Государственной программы
                  жилищного строительства в Республике Казахстан
                  на 2008-2010 годы.
                  Расходы на реализацию Программы в 2010-2011 годах
                  будут уточняться в законе о республиканском
                  бюджете на соответствующие финансовые периоды

Ожидаемые         Реализация Программы позволит:
результаты        упорядочить процессы этнической, внутренней и
                  внешней миграции и подчинить их интересам
                  социально-экономического развития регионов;
                  повысить качество жизни значительной части
                  этнических и внутренних мигрантов;
                  стимулировать к возвращению
                  высококвалифицированных специалистов, ранее
                  выехавших из Казахстана;
                  предупредить возникновение социальных рисков,
                  связанных с трудностями адаптации и интеграции
                  мигрантов, безработицей и стихийной миграцией;
                  обеспечить дальнейшее развитие процессов
                  национальной консолидации, укрепление
                  социальной стабильности и согласия, улучшение
                  демографической ситуации

2. Введение

      Активным участником мировых миграционных процессов за годы независимости стала и Республика Казахстан.
      Начиная с 1991 года, Республика Казахстан приняла более 706 тыс. этнических казахов.
      С первых лет независимости регулирование миграционных процессов относится к одному из важных направлений государственной политики.
      В 2007 году принята Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 годы (Указ Президента Республики Казахстан от 28 августа 2007 года № 399).
      Правовую основу Программы составляют Конституция Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года "О миграции населения", Указы Президента Республики Казахстан от 28 августа 2007 года № 399 "О Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 годы", от 28 августа 2006 года № 167 "О Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года" (далее - Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года) и от 10 июля 2003 года № 1149 "О Государственной программе развития сельских территорий на 2004-2010 годы".

3. Анализ современного состояния миграционных процессов в
Республике Казахстан

      В настоящее время в миграционной ситуации прослеживаются следующие тенденции.
      В рамках стран СНГ основные миграционные потоки населения связаны с Россией, Украиной и странами Средней Азии, среди стран дальнего зарубежья - с Германией.
      Со странами СНГ (за исключением Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины) сальдо миграции положительное. Сокращается и миграционная убыль: с Российской Федерацией с 1999 года по 2007 год - в 3 раза, Белоруссией - в 6 раз, Украиной - в 7 раз.
      Однако, в 2007 году:
      положительное сальдо миграции (11 тыс. чел.) в сравнении с предыдущим годом сократилось более чем в три раза;
      увеличилась эмиграция - из Казахстана выбыло 42,4 тыс. чел., что на 20 % больше, чем в 2006 году. При этом основная часть (71 %) эмигрантов - лица трудоспособного возраста;
      уменьшилась иммиграция - в Казахстан прибыли 53,4 тыс. чел., что на 20,0 % меньше уровня предыдущего года. Основные страны исхода: Узбекистан (47 % мигрантов), Россия (более 20 %) и Китай (11 %).
      Начиная с 1993 года, переселение этнических иммигрантов регулируется установлением квоты иммиграции. Квота иммиграции оралманов в последние годы (2005-2008 годы) составляла 15 тыс. семей ежегодно. С 2009 года, в соответствии с поручением Главы государства, квота иммиграции оралманов будет увеличена до 20 тыс. семей в год.
      Более половины прибывающих оралманов - лица трудоспособного возраста (54 %), на долю детей до 18 лет приходится 41 % и пенсионеров - около 5 %.
      По уровню образования: 33,1 тыс. чел. (9,2 %) имеют высшее образование, более 5,2 тыс. чел. (1,4 %) - незаконченное высшее образование. Каждый пятый - среднее специальное образование, 233,7 тыс. чел. (65 %) - общее среднее образование и около 14 тыс. чел. (3,9 %) - не имеют образования.
      Государство оказывает оралманам необходимую социальную помощь и поддержку. В настоящее время с учетом единовременного пособия, средств для приобретения жилья, возмещения расходов по проезду и провозу имущества, каждой семье, в среднем состоящей из 5 человек, выделяется 833 тыс. тенге.
      В стране функционируют 14 центров временного размещения оралманов (далее - центры). С 2008 года начали свою работу центры адаптации и интеграции оралманов в городах Караганда, Шымкент и селе Аксукент Южно-Казахстанской области. Начато строительство типового центра адаптации в городе Актау.
      Реализуемые в центрах программы адаптации предусматривают консультирование по правовым вопросам, обучение государственному языку и по желанию - русскому языку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
      Всем оралманам обеспечена доступность медицинского обслуживания, образования и социального обеспечения; они отнесены к одной из целевых групп, в отношении которых применяются меры содействия занятости. Более 66 % оралманов трудоспособного возраста заняты в различных сферах производства, каждый четвертый занят в сельском хозяйстве.
      Для оказания помощи оралманам при областных акиматах созданы Советы оралманов, которые занимаются изучением и решением вопросов оралманов в новых условиях проживания.
      Создана и совершенствуется информационная база данных "Оралман", которая в дальнейшем будет интегрирована в создаваемую единую информационную систему социальной сферы, что позволит оперативно оказывать этническим иммигрантам полный перечень социальных услуг.
      В настоящее время в республике осуществляются проекты по решению жилищных вопросов этнических иммигрантов. Так, в городе Шымкенте Южно-Казахстанской области реализуется проект по переселению из Республики Узбекистан около 2-х тыс. семей этнических иммигрантов. Для организации их компактного проживания на основе привлечения к строительству самих переселенцев и использованию местных строительных материалов ведется строительство 2 тыс. коттеджей. В городе Алматы реализуется проект "Байбесик" по возведению 185 домов; в Сарыаркинском районе г. Астаны разработан проект строительства микрорайона "Нурбесик".
      В условиях дефицита квалифицированных кадров на местных рынках труда привлечение иностранной рабочей силы стало необходимым условием обеспечения потребностей экономики Казахстана. В 2007 году на казахстанских предприятиях и в организациях использовался труд 58,8 тыс. иностранных специалистов из 104 стран.
      В целях защиты внутреннего рынка труда Правительство Республики Казахстан устанавливает и контролирует соблюдение квоты на ввоз иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории республики, проводит политику последующей замены иностранных специалистов местными кадрами.
      В 2008 году на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории республики установлена квота в размере 1,6 процента к экономически активному населению республики.
      В целях приоритетного привлечения высококвалифицированных специалистов с июня 2008 года введены в действие новые Правила определения квоты, условий и порядка выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, которыми внедрена бальная оценка квалификационных характеристик иностранных работников, установлены критерии по основным компонентам (образование, стаж работы, спрос на специальность (профессию) на рынке труда.
      В последнее время активизировался процесс внутренней миграции.
      В межобластной и внутриобластной миграции в 1991-2007 годах участвовали более 4,7 млн. чел. Отрицательное сальдо миграции по итогам 2006-2007 годов имеет место во всех областях республики, за исключением Карагандинской и Мангистауской областей и гг. Астана и Алматы.
      К настоящему времени численность внутренних мигрантов стабилизировалась на уровне 300,0 тыс. чел. в год. Основная часть внутренних мигрантов - сельское население.
      Несмотря на предпринимаемые меры и определенные позитивные сдвиги, в регулировании миграционных процессов сохраняется целый ряд серьезных проблем.
      Снижается положительное сальдо миграции. Серьезную озабоченность вызывают миграционные потери, особенно квалифицированных специалистов. Так, за последние 3 года отрицательное сальдо миграции по лицам, имеющим высшее образование, составило 4,7 тыс. человек.
      Иностранными инвесторами не в полной мере выполняются особые условия по профессиональной подготовке местного персонала и замене ими иностранных специалистов.
      Стихийное перемещение внутренних мигрантов создает социальное напряжение, усугубляет несбалансированность внутреннего рынка труда.
      Расселение этнических иммигрантов по регионам происходит без учета территориального размещения производительных сил, имеет место вторичная миграция. Значительная часть оралманов проживают сегодня в трудоизбыточных регионах - в Южно-Казахстанской, Мангистауской, Алматинской и Жамбылской областях, тогда как северные регионы сталкиваются с дефицитом квалифицированных трудовых ресурсов.
      Система социальной поддержки оралманов требует дальнейшего совершенствования. Основная часть социальных выплат направляется на жилищную поддержку и переезд семей, включенных в квоту иммиграции. Не соответствует требованиям сегодняшнего дня механизм жилищного обустройства, вследствие чего около половины семей оралманов не имеют жилья.
      Отсутствует комплексный подход и координация действий органов государственного управления, занятых решением миграционных вопросов.
      По данным местных исполнительных органов третья часть этнических иммигрантов трудоспособного возраста не занята трудовой деятельностью.
      Низка эффективность имиджевой и информационно-пропагандистской работы среди представителей казахской диаспоры в зарубежных странах.
      Оралманы испытывают затруднения в получении профессионального образования, устройстве детей в дошкольные учреждения.
      Все это и предопределило разработку настоящей Программы.
      В определении основных направлений Программы использовался международный опыт регулирования этнической миграции (Израиль, Германия) в части организации приема, расселения и адаптации мигрантов; использования миграционных процессов в интересах социально-экономического развития регионов.

4. Цель и задачи Программы

      Целью Программы является рациональное расселение и содействие в обустройстве и интеграции этническим иммигрантам, бывшим гражданам Казахстана, прибывшим для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, гражданам Казахстана, проживающим в неблагополучных районах страны в интересах демографического и социально-экономического развития регионов и реализации потенциала участников Программы.
      Основными задачами Программы являются:
      стимулирование расселения участников Программы в соответствии с потребностями экономики в трудовых ресурсах и реализации прорывных проектов;
      разработка и реализация новых механизмов, предусматривающих комплексное решение вопросов социальной поддержки участников Программы;
      обеспечение участников Программы жильем путем кредитования жилищного строительства и покупки жилья;
      обеспечение устойчивой занятости участников Программы;
      совершенствование нормативной правовой базы управления миграционными процессами.

5. Основные направления и механизм реализации Программы

5.1. Участники Программы

      Участниками Программы являются:
      1) этнические иммигранты;
      2) бывшие граждане Казахстана, прибывшие для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан;
      3) граждане Республики Казахстан, проживающие в неблагополучных районах страны.

5.2. Зоны расселения участников Программы

      В соответствии со Стратегией территориального развития Республики Казахстан до 2015 года основными макрозонами расселения участников Программы будут являться Северная, Южная и Центральная оси территориального развития. Внутри макрозон расселение участников Программы будет осуществляться:
      а) вокруг городов - лидеров и опорных городов национального и регионального уровней. Предполагается сформировать сеть малых городов-спутников с присущими им экономической специализацией и развитыми локальными рынками труда. По расчетам, для реализации 45 прорывных проектов в городах - лидерах и опорных городах потребуется не менее 390 тыс. работников;
      б) в приграничных населенных пунктах для:
      стабилизации численности населения;
      повышения административной значимости крупных приграничных районов и предупреждения демографического давления (стихийная внешняя миграция) со стороны трудоизбыточных регионов соседних государств;
      в) в сельских населенных пунктах с высоким и средним потенциалом.
      Потенциальная емкость таких населенных пунктов по Северной оси территориального развития составляет - 342,2 тыс. чел., Южной - 898,6 тыс. и Центральной - 77,7 тыс. чел.

5.3. Стимулирование расселения участников Программы

5.3.1. Расселение

      Решение об участии, выборе места проживания и рода деятельности в зонах расселения будет приниматься на добровольной основе.
      При этом определение численности участников Программы и их распределение по зонам развития будет осуществляться в соответствии со стратегическими планами социально-экономического развития регионов с учетом территориального размещения производительных сил и потребностей экономики в трудовых ресурсах.
      Участие в Программе будет определяться для:
      этнических иммигрантов - в рамках ежегодной квоты иммиграции оралманов;
      бывших граждан Казахстана, прибывших для осуществления трудовой деятельности - в рамках ежегодной квоты на привлечение иностранной рабочей силы для трудовой деятельности на территории Республики Казахстан;
      граждан Казахстана, проживающих в неблагополучных территориях страны - на основе квоты для переселения внутренних мигрантов.

5.3.2. Социальная поддержка

      Участники Программы и члены их семей получат право на социальную поддержку, дифференцированную по категориям участников Программы и зонам расселения.
      Социальная поддержка включает для:
      1) этнических иммигрантов:
      приоритетное включение в квоту иммиграции оралманов, имеющих соответствующее образование, квалификацию и опыт работы в том или ином секторе экономики;
      бесплатное предоставление адаптационных услуг (за счет средств республиканского бюджета);
      выплату единовременного пособия, возмещение расходов по проезду и провозу имущества (за счет средств республиканского бюджета) дифференцированного по осям расселения.
      Для определения размеров единовременного пособия будут установлены поправочные коэффициенты (для макрозон Северной оси - 2,0; Центральной - 1,0; Южной - 1,7);
      2) граждан Казахстана, проживающих в неблагополучных районах страны:
      профессиональную подготовку и переподготовку (за счет средств местных бюджетов);
      3) бывших граждан Казахстана:
      предоставление права на постоянное проживание и приобретение гражданства Республики Казахстан.
      Для всех участников Программы предусматриваются равные условия по обеспечению жильем.

5.3.3. Обеспечение жильем

       Сноска. Подраздел 5.3.3. с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 21.04.2009 № 561 .

      Предполагается, что все участники Программы будут обеспечены жильем. При этом жилищный фонд будет складываться за счет восстановления, строительства и покупки жилья, в городах Астана и Алматы за счет аренды жилья.
      Восстановление ветхого жилья, находящегося в коммунальной собственности местных исполнительных органов, будет частично осуществляться за счет единовременных пособий, выделяемых из республиканского бюджета; строительство и покупка жилья - за счет средств бюджетного кредита, предоставляемого из республиканского бюджета местным исполнительным органам. При этом Акционерное общество "Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана" (далее - АО "ЖССБК") выступает в качестве финансового агента по предоставлению кредитов участникам Программы; аренда жилья будет оплачиваться на основе софинансирования - участниками Программы, из средств местного бюджета и работодателями.
      За период 2009-2011 годы предусматривается обеспечить жильем 23,2 тыс. семей - участников Программы.
      Особое значение отводится строительству компактных поселений. Планируется строительство 11 компактных поселений с числом проживающих не менее трехсот семей в каждом.
      При этом будет использован опыт строительства типовых поселений (микрорайоны "Асар" г. Шымкент, "Байбесик" г. Алматы) с непосредственным участием оралманов. Преимущества такого типа строительства заключаются в обеспечении низкой себестоимости строительно-монтажных работ и занятости оралманов.
      Для организации строительства жилья местным исполнительным органам на основании заявок на участие в Программе и определения участников Программы будет предоставляться бюджетный кредит из республиканского бюджета под 1 % годовых.
      Местные исполнительные органы заключают договор поручения на выполнение агентских услуг по предоставлению займов участникам Программы под 4 % годовых (в том числе 3 % - возмещение операционных расходов) с АО "ЖССБК" и перечисляют банку сумму бюджетного кредита.
      Одновременно местными исполнительными органами полномочия заказчика строительства жилья возлагаются на Социально-предпринимательские корпорации (далее - СПК).
      АО "ЖССБК", участник Программы и СПК заключают договор, в соответствии с которым:
      участник Программы вносит первоначальный взнос в банк (5 % от суммы займа) в качестве жилищных строительных сбережений и принимает на себя обязательства в течение 5,5 лет (срок предоставления займа) по погашению вознаграждения по займу и накоплению в АО "ЖССБК" необходимой суммы для получения займа на покупку жилья;
      АО "ЖССБК" - перечисляет сумму займа, предоставленного участнику Программы, на счет заказчика (СПК);
      СПК, привлекая застройщика, обеспечивает строительство жилья.
      В случае расселения участников программы в зонах расселения в количестве менее 300 семей и строительства жилья без участия СПК, местные исполнительные органы будут самостоятельно осуществлять реализацию Программы путем привлечения компаний - застройщиков.
      Участник Программы после накопления в АО "ЖССБК" необходимой суммы для получения займа на покупку жилья, получает от банка жилищный займ сроком на десять лет под 4,5 % годовых под залог жилья. Полученный жилищный займ используется для покупки (строительства) жилья и погашения бюджетного кредита.
      В последующие годы (не более 10 лет) участник Программы погашает жилищный займ банка. При кредитовании строительства или приобретении жилья участниками договора должны быть обеспечены следующие условия:
      подтверждение участниками Программы целевого использования займа перед местными исполнительными органами;
      проведение местными исполнительными органами постоянного мониторинга по выполнению обязательств по договору займа участниками Программы;
      проведение АО "ЖССБК" учета, администрирования и мониторинга займов, предоставленных участникам Программы.
      Местные исполнительные органы предусматривают средства и обеспечивают строительство объектов магистральной инфраструктуры, разработку технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации по строящимся объектам Программы и осуществляют отвод земельных участков для строительства жилья и инженерно-коммуникационной инфраструктуры.
      В рамках настоящей Программы в 2009 году будут реализованы пилотные проекты в селе Красный Яр города Кокшетау Акмолинской области, городе Курчатов Восточно-Казахстанской области и микрорайоне "Асар" города Шымкент Южно-Казахстанской области, которыми предусматривается обеспечение жильем 1051 семей из числа участников Программы за счет средств СПК "Сарыарқа", "Ертіс" и "Оңтүстік", перечисленных в 2008 году в их уставный капитал.
      Для жилищного обустройства, как в условиях компактного, так и при общем проживании, потребуется соответствующая социальная и инженерно-коммуникационная структура.
      В рамках строительства детских садов, Программы "100 школ и 100 больниц" по республике в целом будет построено 23 детских садов, 9 школ. Для обеспечения условий компактного проживания будет проложено 334 км. дорог, введено в строй 385,1 км. водопроводных линий, 7 водозаборных станций, 299,1 км. электрических сетей и 2 котельни.
      Местные исполнительные органы, а также работодатели могут устанавливать дополнительные меры социальной поддержки для участников Программы и членов их семей.
      Участники Программы обязаны постоянно проживать в местах первичного расселения не менее трех лет. В случае выезда из зоны расселения ранее установленного срока участники Программы должны возвратить в полном объеме полученные компенсационные средства.

5.4. Обеспечение занятости участников Программы

      С учетом стратегических программ и планов территориального размещения производительных сил для участников Программы предусматривается занятость в различных сферах - промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на гражданской службе (образование, здравоохранение, управление, социальное обслуживание). При этом будут использованы различные формы занятости: наемный труд, участие в малом и среднем бизнесе.
      Участники Программы должны обладать соответствующим уровнем образования, квалификации и опытом работы в том или ином секторе экономики, а при необходимости быть готовыми к обучению и переобучению, организуемому местным исполнительным органом. В том случае, когда участники Программы намереваются открыть свое дело, они должны иметь соответствующий опыт и навыки, обладать определенными средствами для занятия бизнесом. Для стимулирования развития малого и среднего предпринимательства СПК будут предоставлять кредиты и оказывать иное содействие.
      По расчетам в целом по стране в ходе реализации Программы будет обеспечена занятость 150 тыс. человек, из них две трети будут заняты в реальном секторе экономики - в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве.
      В макрозонах, отнесенных к Северной оси территориального развития преобладающей сферой занятости планируется сельскохозяйственное производство в связи с реализацией в данном регионе проектов, связанных с продовольственной безопасностью.
      В районах Центральной оси расселения планируется обеспечить занятость в сельскохозяйственном производстве, а также в строительстве.
      В районах Южной оси расселения подавляющая часть участников Программы будет обеспечена рабочими местами на предприятиях нефтегазового и горно-металлургического комплекса.

5.5. Организация переселения и адаптации участников Программы

5.5.1. Информационно-разъяснительная работа

      В целях подготовки переселения и ускорения адаптации участников Программы в зонах расселения Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) с участием заинтересованных государственных органов будут разработаны ориентационные справочные материалы.
      Ориентационные справочные материалы призваны ознакомить потенциальных участников Программы с условиями социально-экономического развития Казахстана, внутренней и внешней политикой, успехами и достижениями республики, уровнем жизни населения. Они должны содержать информацию о целях и задачах Программы, об условиях переезда, правах и обязанностях участников Программы, состоянии и структуре спроса на рабочую силу на региональных рынках труда, о возможностях решения жилищного вопроса.
      Информационная разъяснительная работа будет проводиться:
      за рубежом дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Казахстан, международными организациями (распространение информационных материалов, встречи, беседы, организация культурного обмена и так далее);
      внутри страны - государственными центральными и местными исполнительными органами (информирование на основе широкого использования средств массовой информации, консультирование, встречи).
      Предполагается также широкое освещение хода и результатов реализации Программы с использованием СМИ.

5.5.2. Организация переселения и первичной адаптации

      Организация работы по переселению участников Программы, проживающих за рубежом, а также проживающих на территории неблагополучных районов страны, будет осуществляться уполномоченным органом, при непосредственном участии сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Казахстан и местных исполнительных органов.
      В связи с этим предполагается возложить на:
      1) уполномоченный орган:
      определение порядка переселения, перечня и объема предоставляемых участникам Программы адаптационных услуг;
      организацию работы по выдаче заключения об участии в Программе;
      организацию взаимодействия и координацию деятельности центральных и местных исполнительных органов;
      вовлечение в подготовку и реализацию Программы, представителей бизнеса и иных общественных объединений;
      контроль за организацией переселения и предоставлением услуг по первичной адаптации;
      контроль за реализацией региональных программ содействия переезду и расселению участников Программы;
      2) дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан:
      проведение информационно-разъяснительной работы, консультирование потенциильных участников Программы по вопросам переселения;
      учет лиц, обратившихся с заявлением об участии в Программе (прием заявлений и иных документов, необходимых для получения статуса участника Программы, их регистрация и пересылка в уполномоченный орган);
      подготовку необходимых документов для переселения участников Программы при положительном заключении уполномоченного органа;
      содействие участникам Программы в оформлении визы (при необходимости);
      определение сроков переселения;
      регистрацию и вручение участникам Программы удостоверений установленного образца;
      3) местные исполнительные органы - разработку и реализацию региональных программ содействия переезду и расселению участников Программы, в которых будут предусмотрены:
      потребность в рабочей силе на рынках труда зон расселения;
      количество участников;
      условия приема и обустройства переселенцев в зонах расселения, предоставления им жилья;
      реализация мероприятий по созданию (развитию) социальной, инженерной и коммуникационной инфраструктуры;
      источники финансирования;
      оказание адаптационных услуг;
      информационно-разъяснительная работа.
      Местными исполнительными органами будет проводиться:
      учет лиц, обратившихся с заявлением об участии в Программе и согласии добровольно мигрировать в зоны расселения;
      прием заявлений и других документов, необходимых для получения статуса участника Программы, их регистрация и передача в территориальные подразделения уполномоченного органа;
      оформление необходимых для переселения и получения статуса участника Программы документов при положительном заключении территориального подразделения уполномоченного органа;
      регистрация и вручение участнику Программы удостоверения установленного образца;
      определение сроков переселения;
      обеспечение участников Программы мерами социальной поддержки;
      организация первичного расселения.

5.6. Управление реализацией Программы

      Координатором Программы является уполномоченный орган.
      Исполнителями Программы являются центральные и местные исполнительные органы, а также заинтересованные организации.
      В целях повышения эффективности управления Программой формируется единый централизованный информационный банк данных. В нем будет аккумулирована информация об участниках Программы и членах их семей на каждой стадии переселения (подача заявления, пересечение государственной границы, прибытие на территорию зон расселения, трудоустройство, получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретение гражданства), а также о предоставлении им социальной поддержки.
      Для мониторинга хода реализации Программы будет создана Межведомственная комиссия, утверждаемая Правительством Республики Казахстан.

5.7. Нормативное правовое обеспечение Программы

      Новые подходы к регулированию миграционных процессов и оказанию социальной поддержки потребуют соответствующего нормативного правового обеспечения.
      Будут внесены изменения в Закон Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года "О миграции населения".
      Для законодательного закрепления определения численности участников Программы будут внесены изменения и дополнения в порядок формирования квоты иммиграции оралманов; квоты на привлечение иностранной рабочей силы.
      В Закон Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года "О гражданстве Республики Казахстан" и постановление Правительства Республики Казахстан от 28 января 2000 года № 136 "Отдельные вопросы правового регулирования пребывания иностранцев в Республике Казахстан" будут внесены изменения, связанные с упрощением процедуры въезда и получения гражданства этническими иммигрантами, а также бывшими гражданами Казахстана, прибывшими для осуществления трудовой деятельности в рамках ежегодной квоты на привлечение иностранной рабочей силы.
      Новый порядок жилищного обустройства и оказания социальной поддержки мигрантам потребует внесения соответствующих дополнений и изменений в законодательство Республики Казахстан, регулирующее жилищную, таможенную, социальную и миграционную сферы.
      Реализация положений Программы с участием дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Казахстан, уполномоченного органа и его территориальных органов, а также местных исполнительных органов по организации работы потребуют институциональных изменений в системе управления миграционными процессами.

6. Необходимые ресурсы и источники финансирования

       Сноска. Раздел 6 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 21.04.2009 № 561 .

      Финансирование Программы будет осуществляться за счет и в пределах средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
      Всего на реализацию Программы в 2009-2011 годах потребуется 197 795,6 млн. тенге, из них дополнительно 118 073,3 млн. тенге:
из республиканского бюджета:
      в 2009 году - 17 421,5 млн. тенге;
      в 2010 году - 85 397,3 млн. тенге, в том числе дополнительно 53 338,1 млн. тенге;
      в 2011 году - 76 737,7 млн. тенге, в том числе дополнительно 54 580,1 млн. тенге;
из местных бюджетов:
      в 2009 году - 25,8 млн. тенге;
      в 2010 году - 5 208,9 млн. тенге, в том числе дополнительно 5 208,9 млн. тенге;
      в 2011 году - 4 946,6 млн. тенге, в том числе дополнительно 4 946,6 млн. тенге;
из других источников:
      в 2009 году - 7 207,2* млн. тенге;
      * - 6 356,6 млн. тенге за счет социально-предпринимательских корпораций "Сарыарқа", "Ертіс" и "Оңтүстік", перечисленных в 2008 году в их уставный капитал на реализацию пилотных проектов в рамках Государственной программы жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008-2010 годы.
      в 2010 году - 850,6 млн. тенге.
      Расходы на реализацию Программы в 2010-2011 годах будут уточняться в законе о республиканском бюджете на соответствующие финансовые периоды.
      Целевое расходование средств республиканского бюджета на реализацию Программы обеспечивается путем осуществления государственного финансового контроля.

7. Ожидаемые результаты

      Реализация Программы:
      позволит упорядочить процессы этнической, внутренней и внешней миграции и подчинить их интересам социально-экономического развития регионов;
      приведет к повышению качества жизни значительной части этнических иммигрантов и внутренних мигрантов;
      будет стимулировать возвращение в страну граждан различных национальностей, выехавших из Казахстана;
      предупредит возможное возникновение социальных рисков, связанных с трудностями адаптации и интеграции мигрантов, безработицей и стихийной миграцией;
      обеспечит дальнейшее развитие процессов национальной консолидации, укрепление социальной стабильности и согласия, улучшение демографической ситуации.

        8. План мероприятий по реализации Программы
                 "Нұрлы көш" на 2009-2011 годы

       Сноска. Раздел 8 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 21.04.2009 № 561 .


п/ п

Мероприятие

Форма завершения

Ответ-
ственные
за
исполнение

Срок
испол-
нения

Предпо-
лагаемые
расходы,
(млн.
тенге)

Источники
финанси-
рования

1

2

3

4

5

6

7

Правовое обеспечение реализации Программы

1.

Разработать
проект Закона
Республики
Казахстан «О
внесении
изменений и
дополнений в
некоторые
законодательные
акты Республики
Казахстан по
вопросам
регулирования
миграционных
процессов»

Проект Закона
Республики
Казахстан

МТСЗН
(созыв),
МВД,
МЭБП, МСХ

III
квартал
2009
года

Не тре-
буются

-

2.

Внести
изменения и
дополнения в
постановления
Правительства
Республики
Казахстан:
от 28 января
2000 года № 136
«Отдельные
вопросы правово-
го регулирования
пребывания
иностранцев в
Республике
Казахстан»;
от 19 июня 2001
года № 836 «О
мерах по реали-
зации Закона
Республики
Казахстан от 23
января 2001 года
«О занятости
населения»»;
от 29 сентября
2007 года № 858
«Об утверждении
Правил включения
в квоту иммигра-
ции оралманов»

Проект
постановления
Правительства
Республики
Казахстан

МТСЗН
(созыв),
МВД

III
квартал
2009 года

Не тре-
буются

-

3.

Внести предложе-
ния по увеличе-
нию численности
работников
загранучреждений
Министерства
иностранных дел,
Комитета по
миграции Минис-
терства труда и
социальной
защиты населения
и его террито-
риальных органов

Предложения в
Правительство
Республики
Казахстан

МТСЗН
(созыв),
МИД, МЭБП

I
квартал
2009
года

Не тре-
буются

-

4.

Внести
предложения по
разработке
нормативных
правовых актов,
необходимых для
реализации
Программы

Предложения в
Правительство
Республики
Казахстан

МТСЗН
(созыв),
МИД, МВД,
МЭБП, МФ,
МСХ

I
квартал
2009
года

Не тре-
буются

-

5.

Разработать
Правила реализа-
ции жилья в
рамках Программы

Проект
постановления
Правительства
Республики

МТСЗН
(созыв),
МФ, МЮ,
МИТ,
МЭБП, АО
«ФНБ
«Самрук-
Казына»

Март
2009
года

Не тре-
буются

-

Организационные мероприятия по реализации Программы

6.

Создать
Межведомственную
комиссию по
осуществлению
мониторинга за
реализацией
Программы

Проект
постановления
Правительства
Республики
Казахстан

МТСЗН
(созыв),
МЭБП,
заинтере-
сованные
государ-
ственные
органы

I
квартал
2009
года

Не тре-
буются

-

7.

Разработать
региональные
программы
содействия пере-
езду и расселе-
нию участников
Программы

Решения
местных
исполнитель-
ных органов

акимы
областей

Январь
2009
года

Не тре-
буются

-

8.

Определить:
1) категории зон
расселения, их
потенциалоем-
кость, обеспе-
ченность трудо-
выми ресурсами,
соответствующей
инфраструктурой;
2) время (этап-
ность) переселе-
ния участников
проекта (в
соответствии с
принятыми
государственными
и региональными
программами)

Информация в
Правительство
Республики
Казахстан

МТСЗН
(созыв),
акимы
областей

Январь
2009
года

Не тре-
буются

-

9.

Разработать
методические
рекомендации по
взаимодействию
центральных и
местных исполни-
тельных органов
по реализации
Программы

Методические
рекомендации

МТСЗН

Март
2009
года

Не тре-
буются

-

10.

Организовать
обучение специа-
листов государ-
ственных органов,
занимающихся
реализацией
Программы

Семинары

МТСЗН

Январь-
март
2009
года

2009 г. -
0,9

Республи-
канский
бюджет

11.

Организовать
взаимодействие с
организациями
казахских диас-
пор зарубежных
стран по вопро-
сам реализации
Программы

Встречи,
семинары

МИД,
МТСЗН

Пос-
тоянно

Не тре-
буются

-

12.

Оказание кон-
сульской помощи
для участников
Программы,
проживающих за
рубежом

Консульская
помощь

МИД

Пос-
тоянно

Не тре-
буются

-

13.

Создание единой
автоматизирован-
ной информацион-
ной системы,
обеспечивающей
учет участников
Программы

Автоматизиро-
ванная
информацион-
ная система

МТСЗН

2009 год

2009 г. -
10,0

Республи-
канский
бюджет

14.

Разработать
формы отчетов
государственных
органов о реали-
зации Программы

Приказ МТСЗН

МТСЗН

Февраль
2009
года

Не тре-
буются

-

15.

Предоставить
участникам Про-
граммы льготные
ипотечные креди-
ты на жилищное
обустройство
через систему
жилищных
строительных
сбережений

Информация в
МТСЗН

акимы
областей,
МИТ

Январь
2011-
2012
годы

2010 г. -
36 413,7*
2011 г. -
39 156,5*

Республи-
канский
бюджет

16.

Оказание
социальной
помощи оралманам

Информация в
Правительство
Республики
Казахстан

МТСЗН

Январь
2010-
2012
годы

2009 г. -
17 408,5
2010 г. -
13 551,5
2011 г. -
14 574,4

Республи-
канский
бюджет

17.

Развитие
социальной
инфраструктуры в
зонах расселения
участников
Программы

Информация в
Правительство
Республики
Казахстан

МТСЗН
(созыв),
МЭБП,
МОН,
акимы
областей

Январь
2010-
2012
годы

2009 г. -
130,0
2010 г. -
11 860,3*
2011 г. -
1 517,9*

Республи-
канский
бюджет

18.

Развитие
инженерно-
коммуникационной
инфраструктуры в
зонах расселения
участников
Программы

Информация в
МТСЗН

акимы
областей,
МИТ

Январь
2011-
2012
годы

2010 г. -
5603,1*
2011 г. -
4 544,3*

Республи-
канский
бюджет

2010 г. -
5 208,9*
2011 г. -
4 946,6*

Местный
бюджет

18-1.

Реализация
пилотных
проектов в селе
Красный Яр
города Кокшетау
Акмолинской
области, в
городе Курчатов
Восточно-
Казахстанской
области,
микрорайоне
«Асар» города
Шымкент Южно-
Казахстанской
области:

Информация в
Правительство
Республики
Казахстан

МТСЗН
(созыв),
акимы
Акмолин-
ской
области,
ВКО, СПК
«Сарыарқа»,
«Ертіс»,
«Оңтүстік»
(по сог-
ласованию)

Январь
2010
год



- строительство
жилья;

Информация в
МТСЗН

акимы
Акмолин-
ской
области,
ВКО, ЮКО,
СПК
«Сарыарқа»,
«Ертіс»,
«Оңтүстік»
(по сог-
ласованию)

Декабрь
2009
год

2009 г.-
5 084,7

СПК
«Сарыар-
қа»,
«Ертіс»,
«Оңтүс-
тік» (по
согласо-
ванию)

- развитие
инженерно-
коммуникационной
инфраструктуры

Информация в
МТСЗН

акимы
Акмолин-
ской
области,
ВКО, ЮКО,
СПК
«Сарыарқа»,
«Ертіс»,
«Оңтүстік»
(по сог-
ласованию)

Декабрь
2009
год

2009 г.-
1 271,9

СПК
«Сарыар-
қа»,
«Ертіс»,
«Оңтүс-
тік» (по
согласо-
ванию)

19.
 
 

Реализация пи-
лотного проекта
«Асар» в
г. Шымкенте:

Информация в
Правительство
Республики
Казахстан

МТСЗН

Январь
2010-
2012
годы



строительство
жилья

Информация в
МТСЗН

аким ЮКО,
МИТ

Январь,
июль
2010-
2012
годы

2010 г. -
3 569,9*
2011 г. -
3 569,9*

Республи-
канский
бюджет

строительство
учреждений
образований

Информация в
МТСЗН

МОН

Январь,
июль
2010-
2012
годы

2010 г. -
1 212,7
2011 г. -
270,0

Республи-
канский
бюджет

строительство
учреждений
здравоохранения

Информация в
МТСЗН

МЗ

Январь,
июль
2010-
2012
годы

2010 г. -
5,1
2011 г. -
58,7

Республи-
канский
бюджет

развитие
инженерно-
коммуникационной
инфраструктуры

Информация в
МТСЗН

акимы
ЮКО,
МИТ

Январь,
июль
2010-
2012
годы

2010 г. -
2 534,7*
2011 г. -
2 534,7*

Республи-
канский
бюджет

строительство
опорного пункта
охраны порядка и
отделения связи

Информация в
МТСЗН

аким ЮКО

Январь
2010 года

2009 г. -
25,8

Местный
бюджет

развитие
тепличного
хозяйства

Информация в
МТСЗН

аким ЮКО,
СПК
"Оңтүстік"
(по сог-
ласова-
нию)

Январь
2010 года

2009 г. -
850,6
2010 г. -
850,6

АО «ФНБ
«Самрук
Казына»

20.

Содействие в
реализации
бизнес-проектов,
направленных на
обеспечение за-
нятости участни-
ков Программы

Информация в
МТСЗН

акимы
областей,
СПК

Январь,
июль
2010-
2012
годы

2010 г. -
10 509,0*
2011 г. -
10 509,0*

Республи-
канский
бюджет

Информационное сопровождение

21.

Подготовить
ориентационные
справочные
материалы в
целях проведения
информационно-
разъяснительной
работы среди
потенциальных
участников
Программы

Материалы,
публикации в
СМИ, буклеты,
брошюры

МТСЗН
(созыв),
МИД

пос-
тоянно

2009 г. -
2,0
2010 г. -
2,1
2011 г. -
2,3

Республи-
канский
бюджет

22.

Проведение
социологических
исследований по
изучению общест-
венного мнения в
отношении реали-
зации Программы

Социологи-
ческие
исследования

МТСЗН

2010 год

2010 г. -
5,2

Республи-
канский
бюджет

Всего средств республиканского  197 795,6 млн. тенге, в том числе
и местных бюджетов:             дополнительно 118 073,7* млн. тенге
В том числе:                    в 2009 году - 17 421,5;
республиканский бюджет:         в 2010 году - 85 397,3 в том числе
                                дополнительно 53 338,1*;
                                в 2011 году - 76 737,7 в том числе
                                дополнительно 54 580,1*
местный бюджет:                 в 2009 году - 25,8;
                                в 2010 году - 5 208,9 в том числе
                                дополнительно 5 208,9*;
                                в 2011 году - 4 946,6 в том числе
                                дополнительно 4 946,6*
из других источников (АО "ФНБ   в 2009 году - 7 207,2**;
"Самрук-Казына", СПК):          в 2010 году - 850,6

* Расходы на реализацию Программы в 2010-2011 годах будут уточняться в законе о республиканском бюджете на соответствующие финансовые периоды.
** 6 356,6 млн. тенге за счет социально-предпринимательских корпораций "Сарыарқа", "Ертіс" и "Оңтүстік", перечисленных в 2008 году в их уставный капитал на реализацию пилотных проектов в рамках Государственной программы жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008-2010 годы.

Примечание: расшифровка аббревиатур:

МТСЗН           - Министерство труда и социальной защиты населения
                  Республики Казахстан
МЭБП            - Министерство экономики и бюджетного планирования
                  Республики Казахстан
МИД             - Министерство иностранных дел Республики Казахстан
МВД             - Министерство внутренних дел Республики Казахстан
МОН             - Министерство образования и науки Республики
                  Казахстан
МФ              - Министерство финансов Республики Казахстан
МИТ             - Министерство индустрии и торговли Республики
                  Казахстан
МСХ             - Министерство сельского хозяйства Республики
                  Казахстан
МЗ              - Министерство здравоохранения Республики Казахстан
АО "ФНБ         - акционерное общество "Фонд национального
"Самрук-Казына"   благосостояния "Самрук-Казына"
СПК             - социально-предпринимательская корпорация
СМИ             - средства массовой информации