Примечание РЦПИ.
В соответствии с Законом РК от 29.09.2014 г. № 239-V ЗРК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления см. приказ Министра по инвестициям и развитию РК от 30 апреля 2015 года № 547.
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года "Об автомобильном транспорте" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила технической эксплуатации автотранспортных средств.
2. Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и Министерству внутренних дел Республики Казахстан принять необходимые меры для реализации настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 28 февраля 2008 года N 203
Правила
технической эксплуатации автотранспортных средств
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила технической эксплуатации автотранспортных средств (далее - Правила) устанавливают порядок проведения комплекса мероприятий, технических воздействий (диагностирование, техническое обслуживание, ремонт), направленных на организацию и обеспечение безопасной эксплуатации автотранспортных средств.
2. Положения Правил распространяются на физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию автотранспортных средств на территории Республики Казахстан.
3. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) исправное состояние - техническое состояние, соответствующее всем требованиям нормативных актов и конструкторской документации, предъявляемым к конструкции, параметрам, функциональному назначению и свойствам агрегатов, узлов и деталей автотранспортных средств;
2) надежность - техническое состояние агрегатов, узлов и деталей автотранспортного средства, обеспечивающее выполнение заданных функций, сохранение эксплуатационных показателей в установленных пределах, при заданных режимах работы и условиях эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения;
3) неисправное состояние - техническое состояние, несоответствующее хотя бы одному из требований нормативных актов, и конструкторской документации, предъявляемых к конструкции, параметрам, функциональному назначению и свойствам агрегатов, узлов и деталей автотранспортных средств;
4) обязательные работы технического обслуживания (далее - обязательные работы) - комплекс операций, выполнение которых направлено на обеспечение безопасности дорожного движения и снижение вредного воздействия автотранспортных средств на окружающую среду;
5) полная масса автотранспортного средства - масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью), укомплектованного (запасным колесом и инструментом) автотранспортного средства с максимально разрешенным количеством пассажиров или груза, установленным предприятием-изготовителем;
6) рекомендуемые работы технического обслуживания (далее - рекомендуемые работы) - комплекс операций технического обслуживания, выполнение которых в основном направлено на уменьшение износа деталей, темпа изменения параметров технического состояния агрегатов, узлов и деталей в сторону ухудшения, обеспечение экономичности автотранспортных средств, предупреждения возникновения отказов и неисправностей;
7) техническое состояние - совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативной и конструкторской документацией параметров агрегатов, узлов и деталей автотранспортного средства, определяющих возможность выполнения ими своих функций или применения их по назначению;
8) техническое обслуживание (далее - ТО) - комплекс операций (технических воздействий), направленных на поддержание автотранспортных средств в исправном состоянии, обеспечение безопасности движения, защиту окружающей среды в процессе их эксплуатации и хранения;
9) техническая эксплуатация автотранспортных средств - комплекс мероприятий, технического воздействия (диагностирование, техническое обслуживание, ремонт), направленных на организацию и обеспечение безопасной эксплуатации автотранспортных средств.
4. Обеспечение надежности автотранспортных средств, их безопасного движения на дорогах с минимальным отрицательным воздействием на окружающую среду достигается реализацией планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта (далее - Система).
Система представляет собой совокупность нормативной документации, исполнителей и средств технического обслуживания и ремонта, необходимых для обеспечения исправного состояния автотранспортных средств в процессе их эксплуатации и хранения.
5. Нормативная документация по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств устанавливает принципы, определения, рекомендации, технологию, нормативы и методы их корректирования с учетом условий эксплуатации и состоит из настоящих Правил, национальных стандартов и иных нормативных актов, в том числе конструкторской документации и руководства по эксплуатации конкретной марки (модели) автотранспортного средства.
Сноска. Пункт 5 в редакции постановления Правительства РК от 23.07.2013 № 735.
6. Средства технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, размещаемые на автотранспортных предприятиях, специализированных предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, включают здания и сооружения, технологическое оборудование и оснастку.
7. В случае выявления нарушений положений настоящих Правил в части не соответствия технической эксплуатации автотранспортных средств установленным требованиям сотрудники государственного органа, уполномоченного проводить транспортный контроль, принимают меры в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
8. Комплекс технического воздействия в процессе реализации Системы включает в себя работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, направленных на:
1) подготовку автотранспортного средства к вводу в эксплуатацию, временному снятию с эксплуатации и хранению;
2) поддержание необходимого уровня надежности и обеспечение исправного состояния автотранспортных средств в процессе их эксплуатации и хранения.
9. Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств подразделяются на следующие виды:
1) предпродажное техническое обслуживание (далее - Топр);
2) техническое обслуживание в период обкатки (далее - ТОоб);
3) ежедневное техническое обслуживание (далее - ЕО);
4) периодическое техническое обслуживание (далее - ТОп);
5) техническое обслуживание перед консервацией (далее - ТОк);
6) ремонт (далее - Р).
10. Весь объем операций ТО делится на две группы:
1) операции, входящие в перечень обязательных работ. Эта группа операций является обязательной для выполнения всеми владельцами автотранспортных средств, независимо от форм собственности;
2) рекомендуемые операции, выполняемые по усмотрению владельцев автотранспортных средств.
11. В зависимости от производственной программы, работы по диагностированию и ТО автотранспортных средств выполняются на поточных линиях или тупиковых постах, а Р - на универсальных и специализированных постах.
12. В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт подразделяется на текущий ремонт (далее - ТР) и капитальный ремонт (далее - КР).
Глава 2. Диагностирование технического состояния
автотранспортных средств
2.1 Диагностирование технического состояния автотранспортных
средств, агрегатов, узлов и деталей
13. Диагностирование является составной частью технологического процесса технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств и направлено на определение параметров технического состояния автотранспортных средств, их агрегатов, узлов и деталей без разборки.
14. Диагностирование заключается в прогнозировании времени возможного возникновения отказов и неисправного состояния, выявлении имеющихся отказов и неисправностей, а также определении остаточного ресурса и безотказного срока службы агрегата, узла или детали путем сопоставления фактических значений параметров с предельно допустимыми.
2.2 Виды диагностирования автотранспортных средств
15. Диагностирование по назначению, периодичности, объему выполняемых работ, месту в технологическом процессе подразделяется на экспресс-диагностирование (общее) (далее - Д-1) и поэлементное диагностирование (углубленное) (далее - Д-2).
16. Д-1 выполняется по потребности перед производством ТО и ТР или в период его выполнения для обеспечения оперативного либо заключительного контроля выполненных работ непосредственно на постах ТО. Оно предназначено для определения параметров технического состояния агрегатов, узлов и деталей, влияющих на безопасность дорожного движения, их экологическую безопасность. По результатам Д-1 уточняются объемы регулировочных и ремонтных работ.
17. Д-2 выполняется на специализированных постах (линиях) периодически перед выполнением ТО-1 и ТО-2 с целью выявления отказов и неисправностей автотранспортных средств, их агрегатов, узлов и деталей, устранение которых требует выполнения ремонтных работ. По результатам Д-2 устанавливаются объемы регулировочных и ремонтных работ, необходимых для поддержания автотранспортных средств в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения и экологическую безопасность, а также определяется ресурс исправной работы автотранспортных средств.
2.3 Предрейсовый (предсменный) технический осмотр
автотранспортных средств
18. Предрейсовый (предсменный) технический осмотр автотранспортных средств, используемых при выполнении автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов, осуществляется перевозчиками самостоятельно на постах ТО (при наличии производственно-технической базы) либо на станциях технического обслуживания, ежедневно, перед выпуском их на линию (отправлением в рейс).
19. Предрейсовый (предсменный) технический осмотр автотранспортных средств, осуществляемый перевозчиком самостоятельно на постах ТО, выполняется при проведении работ по ЕО автотранспортных средств.
20. Перечень операций предрейсового (предсменного) технического осмотра автотранспортных средств, используемых при выполнении автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов, соответствует приложению 1.
21. По результатам предрейсового (предсменного) технического осмотра лицо, ответственное за выпуск на линию технически исправных автотранспортных средств у перевозчика, проставляет отметку о прохождении осмотра в путевом листе либо бортовом журнале автотранспортного средства.
22. Не допускается выпуск на линию (отправление в рейс) автотранспортных средств, не прошедших предрейсовый (предсменный) технический осмотр и находящихся в неисправном состоянии.
Глава 3. Техническое обслуживание
автотранспортных средств
3.1 Предпродажное техническое обслуживание
автотранспортных средств
23. ТОпр выполняется перед реализацией автотранспортных средств с целью обеспечения полной работоспособности при вводе их в эксплуатацию.
24. ТОпр бывших в эксплуатации автотранспортных средств, реализуемых через торговую сеть, выполняется торговой организацией на станциях технического обслуживания или собственными силами при наличии производственных помещений и необходимого оборудования.
25. Перечень работ при выполнении ТОпр включает в себя:
1) полный объем работ по ЕО;
2) операции по снятию с консервации, проверка комплектности и исправного состояния автотранспортного средства.
Кроме того, перечень операций ТОпр уточняется и корректируется по сервисной книжке на конкретную марку (модель) автотранспортного средства.
3.2 Техническое обслуживание автотранспортных средств
в период обкатки
26. Период обкатки новых автотранспортных средств характеризуется интенсивной приработкой деталей, узлов, механизмов, ослаблением крепежных соединений и нарушением технологических зазоров.
27. Выполнение работ по ТОоб направлено на создание благоприятных условий приработки агрегатов, узлов и деталей автотранспортного средства с минимальным износом, обеспечения контроля и подтяжки ослабленных креплений и соединений.
28. Период обкатки определяется предприятием-изготовителем для конкретной марки (модели) автотранспортного средства и в зависимости от конструкции и условий эксплуатации может составлять от 1 до 5 тыс. км.
29. К основным работам, которые выполняют в конце периода обкатки автотранспортного средства, относятся:
1) замена масла в двигателе и масляного фильтра;
2) проверка герметичности систем смазки, питания и охлаждения;
3) проверка креплений агрегатов и узлов трансмиссии;
4) регулировочные работы по газораспределительному механизму и системе питания;
5) контрольно-диагностические работы по механизмам управления и тормозной системе;
6) проверка двигателя на токсичность и дымность отработавших газов.
Полный перечень операций ТОоб на конкретную марку (модель) автотранспортного средства устанавливается предприятием-изготовителем и приводится в руководстве по эксплуатации (сервисной книжке).
3.3 Ежедневное техническое обслуживание
автотранспортных средств
30. ЕО выполняется ежедневно перед началом работ с целью контроля технического состояния автотранспортного средства и подготовки его к эксплуатации.
31. Операции ЕО автотранспортного средства предусматривают:
1) выполнение работ по поддержанию надлежащего внешнего вида;
2) проверку технического состояния;
3) проверку уровня эксплуатационных жидкостей;
4) санитарную обработку.
Полный перечень работ по ЕО автотранспортного средства приводится в приложении 1.
32. Проверка технического состояния осуществляется ежедневно на специальном посту или на месте постоянной стоянки (хранения) автотранспортного средства ответственным техническим работником (механиком-контролером) и (или) водителем перед выездом.
33. При работе автотранспортного средства в отрыве от постоянного места дислокации предприятия, контрольные операции ЕО выполняются водителем ежедневно. Контрольные операции также выполняются при смене водителей в течение дня.
34. Уборочно-моечные работы выполняются на специализированных постах, оснащенных необходимым моечным оборудованием и исключающих возможность загрязнения окружающей среды продуктами износа агрегатов, узлов и деталей автотранспортных средств, эксплуатационными материалами и техническими жидкостями. Уборочно-моечные работы также выполняются перед заездом автотранспортного средства на посты диагностирования, технического обслуживания и ремонта.
35. Обработка кузовов автотранспортных средств дезинфицирующими растворами осуществляется в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, предъявляемыми к перевозке конкретного вида груза, а также санитарно- эпидемиологическими нормами и правилами.
36. Салоны автобусов, используемых при осуществлении регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа, включая сиденья, поручни, оконные стекла и полы, в обязательном порядке должны подвергаться ежедневной влажной уборке с использованием моющих и дезинфицирующих средств перед выездом на линию.
3.4 Периодическое техническое обслуживание
автотранспортных средств
37. ТОп по объему работ, периодичности их выполнения и трудоемкости условно подразделяется на три ступени: операции первого технического обслуживания (далее - ТО-1), второго технического обслуживания (далее - ТО-2) и сезонного технического обслуживания (далее - СО).
38. Основные операции, охватывающие ступени ТОп, входят в перечень обязательных работ и перечислены в приложении 2.
Основные операции могут выполняться в соответствии с руководством по эксплуатации или сервисной книжкой к автотранспортному средству и корректироваться с учетом данных приложения 2.
39. В случае, если предприятием-изготовителем автотранспортного средства не установлены нормы интервалов пробега и перечень операций ТОп или они являются не полными, руководствуются приложеними 2, 3.
40. Классификация условий эксплуатации автотранспортных средств, характеризующихся типом дорожного покрытия и рельефом местности, подразделяется в соответствии с приложением 4.
41. СО проводится два раза в год (весной и осенью) с выполнением работ по подготовке автотранспортного средства к работе в весенне-летний и осенне-зимний периоды.
42. Общий объем работ, выполняемых при СО, включает в себя обязательные работы ТО-2 и непосредственно операции СО (приложение 2).
43. В осенний период выполняются дополнительные работы СО, связанные с обеспечением запуска двигателя при низких температурах, герметичности и обогрева пассажирского салона (кабины) автотранспортного средства.
44. К основным работам СО относятся:
1) проверка герметичности систем питания, смазки и охлаждения двигателя;
2) проверка системы зажигания (состояния высоковольтных проводов, распределителя и свечей зажигания);
3) контроль и приведение в соответствие с условиями эксплуатации уровня плотности электролита и проведение контрольно-тренировочного цикла аккумуляторной батареи;
4) замена масла в двигателе и охлаждающей жидкости (по необходимости).
45. Работы СО выполняются на специализированных постах, оснащенных необходимым оборудованием, исключающих возможность загрязнения окружающей среды продуктами износа агрегатов, узлов и деталей автотранспортных средств, эксплуатационными материалами и техническими жидкостями.
3.5 Техническое обслуживание перед консервацией и хранение
автотранспортных средств
46. Автотранспортные средства, используемые при автомобильных перевозках пассажиров, багажа и грузов хранятся в межсменное время, а также перед постановкой на посты ТО и Р в закрытых помещениях, под навесом или на открытых площадках (безгаражное хранение).
47. Автобусы, используемые при регулярных автомобильных перевозках пассажиров и багажа и такси в межсменное время, а также автотранспортные средства, характер работы которых требует постоянной готовности, хранятся в закрытых отапливаемых помещениях.
48. Специализированные автотранспортные средства, предназначенные и используемые при автомобильных перевозках опасных грузов, хранятся отдельно от других автотранспортных средств на специально отведенных для них площадках.
49. Расстановка автотранспортных средств на местах хранения должна осуществляться таким образом, чтобы расстояние между автотранспортными средствами и элементами зданий и сооружений соответствовало установленным требованиям и обеспечивало их свободный выезд. В зоне хранения не допускается проведение ремонтных работ и технического обслуживания автотранспортных средств, а также хранение обтирочных и эксплуатационных материалов.
50. При постановке на длительное (более трех месяцев) хранение автотранспортные средства подвергаются консервации.
51. Перед консервацией выполняются уборочно-моечные работы и, в случае необходимости, работы по ТО и ТР для приведения автотранспортных средств в исправное состояние.
52. Под консервацией понимаются операции по подготовке автотранспортных средств к длительному хранению в специально подготовленных условиях и отведенных для этих целей площадках, обеспечивающих их сохранность в течение длительного периода времени и возможность приведения в транспортное состояние в кратчайший срок.
53. При проведении работ по ТОк автотранспортных средств, устанавливаемых на хранение на срок до шести месяцев, необходимо выполнить следующие операции:
1) залить в систему охлаждения низкозамерзающую жидкость (при постановке на хранение в осенне-зимний период времени);
2) ослабить натяжение ремней привода вентилятора, генератора и компрессора;
3) выкрутить свечи зажигания и залить в цилиндры двигателя по 50-70 см 3 масла, затем провернуть коленчатый вал на 5-6 оборотов и вновь завернуть свечи зажигания;
4) залить в цилиндры компрессора по 20 см 3 масла;
5) проверить и довести плотность электролита до необходимого уровня, соответствующего температуре хранения, и полностью зарядить аккумуляторную батарею. Отсоединить провод, соединяющий минусовую клемму аккумуляторной батареи с кузовом (массой);
6) плотно закрыть промасленной бумагой входной патрубок воздушного фильтра системы питания и отверстие выходной трубы глушителя;
7) смазать узлы трения ручного тормоза;
8) установить автомобиль на подставки, обеспечив отрыв колес от поверхности земли;
9) плотно закрыть двери, окна кабины и кузова и вентиляционные люки.
54. При постановке автотранспортных средств на хранение сроком более шести месяцев в перечень операций ТОк вносятся следующие изменения и дополнения:
1) слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения (для грузовых автомобилей и автобусов) и промыть систему чистой водой, сливные краны оставить в открытом положении;
2) слить топливо из топливного бака;
3) снять с автотранспортного средства аккумуляторную батарею для хранения ее на складе;
4) закрыть шины светонепроницаемым материалом или обработать защитным раствором (при хранении на открытых площадках);
5) покрыть наружную поверхность кузова легковых автомобилей и автобусов и кабины грузовых автомобилей восковой пастой, а хромированные или полированные поверхности декоративных деталей слоем консервирующей смазки.
При хранении автотранспортных средств на открытой площадке, для обеспечения сохранности резинотехнических, пластмассовых изделий и лакокрасочных покрытий, автотранспортное средство защищают от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков (накрывают тентом, устанавливают временный навес).
Глава 4. Ремонт автотранспортных средств
4.1 Текущий ремонт автотранспортных средств
55. ТР автотранспортных средств, их агрегатов и узлов выполняется по результатам диагностирования, планово либо при возникновении отказа (неисправности) и предназначен для обеспечения или восстановления исправного состояния автотранспортных средств.
56. ТР включает в себя замену отдельных агрегатов, узлов и деталей кроме базовых (двигатель с картером сцепления в сборе, коробка передач, раздаточная коробка, гидромеханическая коробка передач, задний мост, средний мост, передняя ось (мост), рулевое управление, кабина грузового и кузов легкового автомобиля, кузов автобуса, рама, подъемное оборудование платформы автомобиля-самосвала), достигших предельно допустимых параметров износа, и выполняются, как правило, одновременно с ТОп.
57. ТР в зависимости от объема, места и времени выполнения подразделяется на:
1) заявочный текущий ремонт (далее - ТРз);
2) сопутствующий текущий ремонт (далее - ТРс);
3) планово-предупредительный текущий ремонт (далее - ППТР).
58. ТРз выполняется по потребности при достижении агрегатом, узлом или деталью предельно допустимых параметров износа или появления внезапного отказа или неисправности.
59. ТРс включает в себя операции малой трудоемкости, технологически связанные и выполняемые при производстве работ по ТОп.
60. В целях обеспечения качества выполняемых работ в установленном объеме, а также повышения производительности труда объем сопутствующего текущего ремонта при проведении ТОп рекомендуется ограничивать. Суммарная трудоемкость операций сопутствующего текущего ремонта не должна превышать 20 % от трудоемкости соответствующего вида ТОп.
61. ППТР выполняется принудительно через обоснованный для конкретной марки (модели) автотранспортного средства в заданных условиях эксплуатации интервал пробега или временной период.
62. К ППТР относятся работы, направленные на предупреждение отказов и неисправностей, влияющих на безопасность дорожного движения, экологическую безопасность, а также наиболее часто возникающих при эксплуатации автотранспортных средств в определенных условиях.
4.2 Капитальный ремонт автотранспортных средств
63. КР используемых при автомобильных перевозках пассажиров, багажа и грузов автотранспортных средств, их агрегатов и узлов также выполняется силами и средствами автотранспортных предприятий на постах ТО, а также в специально предназначенных и оборудованных для этих целей производственных помещениях (агрегатном, сварочном, медницком, обойном, малярном, кузнечном, вулканизационном цехах, цехах по ремонту топливной аппаратуры и электрооборудования) либо на станциях технического обслуживания.
64. КР предусматривает восстановление параметров технического состояния агрегатов и узлов автотранспортных средств для обеспечения их пробега до последующего капитального ремонта либо списания не менее 80 % от норм пробега для новых автотранспортных средств.
65. КР автотранспортных средств, агрегатов и узлов выполняется по потребности в соответствии с результатами диагностирования и (или) установленными предприятием-изготовителем нормами межремонтного пробега.
66. К КР дополнительно относятся работы, связанные с заменой кузова для автобусов и легковых автомобилей, рамы для грузовых автомобилей или одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов, указанных в пункте 56, в любом сочетании.
Глава 5. Особенности технического обслуживания и ремонта
автотранспортных средств, работающих на сжиженном нефтяном и
сжатом природном газе
67. При проведении технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, работающих на сжиженном нефтяном и сжатом природном газе (далее - газобаллонные автотранспортные средства), может быть организован как совмещенный технологический процесс ТО и ТР газовых и бензиновых (дизельных) систем питания, так и самостоятельный технологический процесс ТО и ТР для газовой аппаратуры. Работы осуществляются на специализированном участке. При этом, в первом случае специализированный участок включает два самостоятельных поста, на которых работы выполняются отдельно для бензиновой (дизельной) и газовой систем питания. Во втором, работы по ТО и ТР газовой системы питания выполняются на специализированном участке, а бензиновой (дизельной) системы питания на общих постах и линиях.
68. При организации ТО и ТР газобаллонных автотранспортных средств предусматриваются посты проверки герметичности газовой аппаратуры, располагаемые на открытой площадке. Постановка газобаллонных автотранспортных средств на посты ТО и ТР, а также на хранение, допускается только после проведения проверки исправности газовой аппаратуры. При этом газ из системы питания должен быть выработан и дальнейшая работа двигателя в зоне ТО, ТР и хранения должна осуществляться с использованием бензиновой (дизельной) системы питания.
69. После завершения работ по ТО и ТР газобаллонных автотранспортных средств проводится проверка герметичности газовой аппаратуры. Проверке на герметичность подвергаются все соединения газопроводов высокого давления, горловины газовых баллонов, расходные и магистральные вентили (в закрытом и полностью открытом положениях).
70. Хранение газобаллонных автотранспортных средств осуществляется на открытых площадках, оборудованных противопожарной сигнализацией и противопожарными постами из расчета один пост на каждые 200 квадратных метров площади стоянки. Допускается оборудование площадки для хранения газобаллонных автотранспортных средств системой обогрева, конструкция которой исключает возможность нагрева установленных на них газовых баллонов.
Приложение 1
к Правилам технической эксплуатации
автотранспортных средств
Перечень операций предрейсового (предсменного)
технического осмотра и ЕО автотранспортных средств
Наименование операций |
Примечание |
1 |
2 |
Автотранспортное средство (кабина, кузов) |
|
1. Осмотреть автотранспортное средство (прицеп, |
При обнаружении У самосвалов |
Дополнительные работы по автобусам |
|
8. Проверить состояние пола, подножек, |
|
Уборочно-моечные работы |
|
12. Произвести уборку кабины (кузова) и |
При перевозке |
14. Протереть зеркала заднего вида, фары, |
|
Двигатель (включая системы смазки и охлаждения) |
|
15. Проверить уровень масла в картере |
|
Заправочные работы |
|
18. Заправить автотранспортное средство |
|
Система питания |
|
20. Проверить герметичность и крепление всех |
У дизельных |
Электрооборудование |
|
27. Проверить действие приборов освещения, |
|
Сцепление и коробка переключения передач |
|
29. Проверить уровень жидкости в гидроприводе |
|
Рулевое управление |
|
32. Проверить состояние привода рулевого |
|
Тормозная система |
|
34. Проверить свободный ход педали тормоза |
Визуальный |
Рама, подвеска, колеса |
|
39. Проверить крепление и состояние колес |
У автобусов |
Приложение 2
к Правилам технической эксплуатации
автотранспортных средств
Перечень обязательных работ по ТОп автотранспортных средств
Наименование работ |
ТО-1 |
ТО-2 |
СО |
1 |
2 |
3 |
4 |
Выполнить работы, предусмотренные ЕО |
|||
Автотранспортное средство (кузов, кабина, платформа) |
|||
1. Проверить состояние и крепление каркаса пола, |
+ |
||
2. Проверить состояние окраски кузова и кабины |
+ |
||
3. Проверить состояние и крепление опор |
+ |
||
4. Проверить крепление и герметичность системы |
+ |
||
Двигатель |
|||
5. Проверить натяжение приводных ремней |
+ |
||
6. Очистить систему вентиляции картера двигателя |
+ |
||
Система питания |
|||
7. Снять карбюратор и топливный насос, промыть |
+ |
||
8. Проверить состояние узлов системы питания, |
+ |
||
9. Проверить крепление и герметичность |
+ |
||
10. Проверить и при необходимости отрегулировать |
+ |
||
11. Проверить уровень топлива в поплавковой |
+ |
||
12. Снять топливный насос высокого давления |
+ |
||
13. Промыть топливный бак и продуть трубопроводы |
+ |
||
14. Проверить работу дизельного двигателя, |
+ |
||
Специфические работы по системе питания автотранспортных |
|||
15. Снять и очистить фильтрующий элемент |
+ |
||
16. Смазать резьбовые части штоков |
+ |
||
17. Снять и промыть воздушный фильтр смесителя |
+ |
||
18. Снять с карбюратора пламегаситель, промыть |
+ |
||
19. Проверить герметичность всей газовой |
+ |
||
20. Проверить состояние и крепление газового |
+ |
||
21. Проверить давление в первой и второй |
+ |
||
22. Проверить установку угла опережения |
+ |
||
23. Проверить работу двигателя на газе при |
+ |
||
Электрооборудование |
|||
24. Проверить действие звукового сигнала, ламп и |
+ |
||
25. Проверить действие стеклоочистителя и |
+ |
||
26. Проверить установку, крепление и действие |
+ |
||
27. Очистить от грязи поверхность и клеммы |
+ |
||
28. Зачистить контакты прерывателя- |
+ |
||
29. Снять прерыватель-распределитель зажигания, |
Один раз в год |
||
30. Проверить крепление стартера, генератора, |
+ |
||
31. Снять генератор, стартер, очистить, продуть, |
Один раз в год |
||
32. Очистить наконечники изоляторов свечей и |
Осенью |
||
33. Проверить работу свечей и катушки зажигания |
+ |
||
34. Проверить и при необходимости привести в |
+ |
||
35. Снять аккумуляторную батарею для подзарядки |
Осенью |
||
Сцепление |
|||
36. Проверить герметичность системы гидропривода |
+ |
||
37. Проверить действие оттяжной пружины и |
+ |
||
Коробка переключения передач |
|||
38. Проверить крепление и герметичность |
+ |
||
Гидромеханическая коробка переключения передач |
|||
39. Проверить крепление наконечников |
+ |
||
40. Проверить правильность регулировки |
+ |
||
41. Проверить давление масла в системе |
+ |
||
42. Проверить исправность датчиков температуры |
+ |
||
Карданная передача |
|||
43. Проверить состояние подвесного подшипника, |
+ |
||
44. Проверить люфт в шарнирах и шлицевых |
+ |
||
Задний (средний) мост |
|||
45. Проверить герметичность соединений и |
+ |
||
46. Проверить и при необходимости закрепить |
+ |
||
Рулевое управление и передний мост |
|||
47. Проверить герметичность картера рулевого |
+ |
||
48. Проверить крепление рулевой колонки и |
+ |
||
49. Проверить затяжку гаек клиньев карданного |
+ |
||
50. Проверить затяжку гайки сошки руля |
+ |
||
51. Проверить люфт рулевого колеса, состояние и |
+ |
||
52. Проверить функционирование гидроусилителя |
+ |
||
53. Проверить состояние цапф поворотных кулаков |
+ |
||
54. Отрегулировать затяжку подшипников |
+ |
||
55. Проверить состояние шарниров равных |
+ |
||
56. Проверить состояние шаровых опор и |
+ |
||
57. Проверить крепление и правильность |
+ |
||
58. Проверить углы установки передних колес |
+ |
||
59. Проверить герметичность и крепление |
+ |
||
60. Долить или заменить (по необходимости) |
+ |
||
Тормозная система |
|||
61. Проверить состояние и действие кранов |
Осенью |
||
62. Проверить крепление узлов тормозной системы, |
+ |
||
63. Проверить состояние и герметичность |
+ |
||
64. Проверить работу компрессора и давление |
+ |
||
65. Проверить состояние и работу усилителя |
+ |
||
66. Проверить состояние тормозных барабанов, |
+ |
||
67. Проверить шплинтовку штоков тормозных |
+ |
||
68. Проверить свободный ход педали тормоза |
+ |
||
69. Проверить и при необходимости привести |
В соответствии с |
||
70. Проверить и при необходимости привести в |
То же |
||
71. Проверить эффективность работы и |
+ |
||
72. Проверить состояние и работу привода |
+ |
||
73. Проверить работу регулятора тормозных сил |
+ |
||
74. Проверить и при необходимости долить |
+ |
||
75. Заменить тормозную жидкость |
Один раз в два |
||
76. Заменить рабочую жидкость в предохранителе |
+ |
||
77. Заменить гибкие тормозные шланги |
Один раз в два |
||
Рама, подвеска, колеса |
|||
78. Проверить правильность расположения |
+ |
||
79. Проверить крепление хомутов, стремянок и |
+ |
||
80. Проверить герметичность и крепление |
+ |
||
81. Проверить крепление стабилизатора поперечной |
+ |
||
82. Отрегулировать зазор в подшипниках ступиц |
+ |
||
83. Проверить состояние и крепление колес, |
+ |
||
84. Проверить глубину рисунка протектора шин |
+ |
||
85. Удалить посторонние предметы, застрявшие в |
+ |
||
Смазочные и очистительные работы |
|||
86. Прочистить сапуны в картерах агрегатов |
+ |
||
87. Снять и промыть фильтры насоса |
+ |
||
88. Промыть фильтрующие элементы влагоотделителя |
+ |
||
89. Слить конденсат из баллонов пневматического |
Осенью |
Примечание.
Знак (+) в соответствующей графе указывает на принадлежность операции данному виду обслуживания
Приложение 3
к Правилам технической эксплуатации
автотранспортных средств
Периодичность ТО-1 и ТО-2 автотранспортных средств (тыс. км)
Тип автотранспортных средств |
ТО-1 |
ТО-2 |
Легковые |
5,0 |
20,0 |
Автобусы |
5,0 |
20,0 |
Грузовые автомобили и автобусы, созданные на |
4,0 |
16,0 |
Примечание.
Если периодичность ТОп отличается от периодичности, рекомендованной предприятием-изготовителем, необходимо руководствоваться документацией предприятия-изготовителя.
Приложение 4
к Правилам технической эксплуатации
автотранспортных средств
Классификация условий эксплуатации автотранспортных средств
Кате- |
Условия движения |
||
За пределами |
В населенных |
В населенных |
|
I |
Д 1 - Р 1 , Р 2 , Р 3 |
- |
- |
II |
Д 1 - Р 4 |
Д 1 - Р 1 , Р 2 , |
- |
Д 2 - Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 |
Д 2 - Р 1 |
||
Д 3 - Р 1 , Р 2 , Р 3 |
|||
III |
Д 1 - Р 5 |
Д 1 - Р 5 |
Д 1 - Р 1 , Р 2 , Р 3 , |
Д 2 - Р 5 |
Д 2 - Р 2 , Р 3 , |
Д 2 - Р 1 , Р 2 , Р 3 , |
|
Д 3 - Р 4 , Р 5 |
Д 3 - Р 1 , Р 2 , |
Д 3 - Р 1 , Р 2 , Р 3 |
|
Д 4 - Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 |
Д 4 - Р 1 , Р 2 , |
Д 4 - Р 1 |
|
IV |
Д 5 - Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 |
Д 5 - Р 1 , Р 2 , |
Д 2 - Р 5 |
Д 3 - Р 4 , Р 5 |
|||
Д 4 - Р 2 , Р 3 , Р 4 , |
|||
Д 5 - Р 1 , Р 2 , Р 3 , |
|||
V |
Д 6 - Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 |
Дорожные покрытия:
Д1 - цементобетон, асфальтобетон, брусчатка;
Д2 - битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанный битумом);
Д3 - щебень (гравий) без обработки;
Д4 - булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами (зимники);
Д5 - грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;
Д6 - естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):
Р1 - равнинный (до 200 м);
Р2 - слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);
Р3 - холмистый (свыше 300 до 1000 м);
Р4 - гористый (свыше 1000 до 2000 м);
Р5 - горный (свыше 2000 м).