В целях выработки основных направлений государственной политики по поддержке и развитию конкурентоспособности молодежи Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ :
1. Одобрить прилагаемую Концепцию поддержки и развития конкурентоспособности молодежи на 2008-2015 годы (далее - Концепция).
2. Рекомендовать центральным и местным исполнительным органам руководствоваться настоящей Концепцией при разработке государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 20 июня 2007 года N 516
Концепция поддержки и развития конкурентоспособности молодежи (далее - Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи государственной политики в сфере молодежной политики, занятости и образования молодежи, жилищных проблем и механизмов их реализации.
Концепция развивает основные принципы государственной политики, определенные
Конституцией
Республики Казахстан, законами Республики Казахстан от 26 июня 1998 года "
О национальной безопасности Республики Казахстан
", от 7 июня 1999 года "
Об образовании
", от 23 января 2001 года "
О занятости населения
", от 7 июля 2004 года "
О государственной молодежной политике в Республике Казахстан
",
посланиями
Президента страны народу Казахстана 1997 года "Казахстан - 2030 Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев", Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "
Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее
конкурентоспособных стран мира",
Стратегическим планом
развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года N 735,
Стратегией индустриально-инновационного развития
Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года N 1096,
Государственной программой
развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года N 1459,
Программой занятости населения
Республики Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 января 2005 года N 68.
Концепция определяет занятость молодежи в качестве общенационального приоритета, закладывает направления для реализации государственной молодежной политики Республики Казахстан на длительный период и является основой для кадровой и социальной политики государства.
Структура настоящей Концепции включает:
анализ ситуации на молодежном рынке труда республики;
цель и основные задачи Концепции;
финансовое обеспечение Концепции;
механизм реализации Концепции;
ожидаемые результаты.
Анализ ситуации на молодежном рынке труда республики
Для реализации молодежной политики осуществляется постоянная работа по улучшению условий вхождения молодых людей в общество, в систему экономических взаимоотношений, защите их прав и законных интересов, предоставлению помощи и социальных услуг молодежи.
Реализация государственной молодежной политики в сфере труда и занятости нашла отражение и в Законе Республики Казахстан "О занятости населения", согласно которому молодежь в возрасте до 21 года, наряду с прочими, определена как целевая группа, обеспечиваемая государством мерами по содействию занятости.
В рамках Программы занятости населения Республики Казахстан на 2005-2007 годы местные исполнительные органы оказывают молодежи содействие в подборе работы и трудоустройстве. Молодежь трудоспособного возраста, зарегистрированная в качестве безработных в органах занятости, с их согласия может быть направлена на общественные работы или пройти профессиональную подготовку и переподготовку. При этом, молодежь в возрасте до 21 года, воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет имеют право участвовать в общественных работах или пройти профессиональную подготовку и переподготовку в приоритетном порядке.
Динамика изменения занятости населения свидетельствует о снижении уровня безработицы среди молодежи. Так, уровень молодежной безработицы снизился с 19,1 % в 2001 году до 12,1 % - в 2006 году.
Заметно сократилась доля безработной молодежи в общей численности безработных - с 30,8 % в 2001 году до 27 % - в 2006 году.
Вместе с тем, из-за низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда, обусловленной недостатком профессиональных знаний, отсутствием квалификации и трудовых навыков, уровень молодежной безработицы продолжает оставаться высоким. В 2006 году безработица среди молодежи была в 1,6 раза выше, чем в среднем по республике. В региональном разрезе за аналогичный период высокий уровень безработицы наблюдается среди молодежи в Атырауской - 14,7 %, Костанайской - 14,6 % и Жамбылской - 14,2 % областях, городе Алматы - 20,9 %.
Уровень молодежной безработицы выше у городского населения: в 2006 году он составил 14,1 %, против 10,3 % - среди сельского населения. По половому признаку уровень молодежной безработицы выше у женщин - 14,7 % (у мужчин - 10,0 %). Наивысший уровень молодежной безработицы у городского населения женского пола в возрасте 20-24 лет (16,7 %), самый низкий уровень сложился у сельского населения мужского пола - 7,9 %.
При этом, рынок образовательных услуг оказался еще не готов оперативно реагировать на изменение спроса, что не позволяет решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и предложения на локальных рынках труда.
Обучение слабо привязано к требованиям работодателей, не обеспечивает подготовку кадров, конкурентоспособных на рынке труда. За годы реформ большинство организаций практически свернуло внутрипроизводственную подготовку и повышение квалификации рабочих.
В республике отсутствует служба, координирующая работу по профессиональной ориентации, оказанию помощи молодежи в профессиональном самоопределении с учетом потребностей экономики страны. Среди молодежи низок престиж рабочих профессий.
В целом, система подготовки профессиональных кадров в республике отстает от принятых в мире современных стандартов, в связи с чем, отечественная рабочая сила не конкурентоспособна в собственной стране по сравнению с привлекаемой извне иностранной.
Существующая система подготовки специалистов по государственному образовательному заказу (особенно с высшим образованием) способствует росту числа "дипломированных" безработных. Так, если в 2004 году их удельный вес составлял 15,7 %, то в 2005 году возрос до 17,5 %.
Напряженность на рынке труда усиливают выпускники школ, других организаций образования, нетрудоустроенные после учебы, молодежь, не закончившая учебу по различным причинам, воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 23 лет.
Безработная молодежь в возрасте 16-19 лет, включающая в основном молодых людей, уже окончивших школу и не обучающихся в учебных заведениях, не имеет достаточного объема практического опыта работы и уровня теоретических знаний, чтобы быть востребованными на рынке труда. В силу этих обстоятельств именно данной группе молодежи труднее всех трудоустроиться. В свою очередь, низкий уровень безработицы среди сельской молодежи мужского пола объясняется тем, что они находят себя в основном, как было указано выше, в сфере самозанятости и в большинстве случаев на неквалифицированной работе, требующей физических усилий.
Характерная черта сегодняшнего рынка труда - стихийная миграция сельских жителей (особенно молодежи) в города. При этом недоступность жилья и отсутствие регистрации (прописки) не способствуют обеспечению сельской молодежи работой в городах.
Практика показывает, что внутренние мигранты имеют весьма низкие адаптационные возможности. Кроме того, их перемещение происходит стихийно, вне каких-либо государственных и отраслевых программ, а также без учета и регистрации в органах юстиции.
Международный опыт и наметившиеся миграционные тенденции позволяют предположить, что переселение людей из сел в города имеет поступательный характер и будет происходить по мере дальнейшего промышленного развития страны.
Одновременно процесс переселения сельских жителей в города сопровождается ростом числа безработной молодежи вследствие отсутствия профессионального образования, стажа и каких-либо трудовых навыков. Данные негативные явления усугубляются отсутствием жилья у данной категории граждан.
Осуществляемые в стране политические, экономические и социальные реформы, обусловленные серьезными изменениями на рынке труда, в сфере профессионально-квалификационной структуры человеческих ресурсов, технического и профессионального образования, занятости населения, вызывают потребность в реформировании системы подготовки рабочих кадров и специалистов, на что не раз обращал внимание Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев.
Дальнейшее наращивание производственного и экономического потенциала, инновационное развитие Казахстана возможны только на новой технологической основе. Поэтому подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие, создание условий и принятие мер по адаптации молодежной рабочей силы, впервые входящей на рынок труда, для нашей страны, являются одними из приоритетных задач сегодняшнего дня.
Таким образом, существующие проблемы молодежи требуют концептуального решения на государственном уровне.
Цель и основные задачи Концепции
Целью Концепции является выработка основных направлений государственной политики по поддержке и развитию конкурентоспособности молодежи путем создания условий для получения молодежью отечественного профессионального образования, соответствующего международным стандартам, и решения вопросов занятости и жилищных проблем.
Основными задачами Концепции являются:
1. Получение молодежью отечественного профессионального образования в соответствии с международными стандартами.
2. Повышение уровня занятости и трудоустройства молодежи.
3. Создание условий для повышения адаптационных возможностей внутренних мигрантов, определение механизма регулирования внутренних миграционных процессов и социализации маргинальной молодежи и выработка форм и методов их адаптации в городских условиях.
4. Обеспечение доступности жилья, разработка механизма решения жилищных проблем молодежи.
Финансовое обеспечение Концепции
В ходе решения проблем молодежи и обеспечения ее конкурентоспособности государство будет последовательно наращивать финансовую поддержку до необходимой потребности. Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов, обеспечивающих новые принципы и систему занятости молодежи, должны стать:
введение нормативного бюджетного финансирования профессионального обучения с учетом обеспечения государственных стандартов профессионального образования и необходимых условий учебно-производственного процесса;
создание системы государственного кредитования для развития молодежного предпринимательства;
создание системы государственной поддержки молодежных организаций (организация в которой более 50 % работников в возрасте до 29 лет);
стимулирование предпринимателей к многоканальному финансированию организаций профессионального образования, к внутрипроизводственному (внутрифирменному) обучению учащихся организаций профессионального образования;
создание на базе организаций образования (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных центров;
государственная поддержка профильного учебного производства на базе предприятий;
реинвестирование прибыли социально-предпринимательских корпораций для реализации социальных, экономических или культурных проектов молодежи и молодежных организаций (коммерческих и не коммерческих), того региона, в котором осуществляет свою деятельность социально-предпринимательская корпорация.
Получение молодежью отечественного профессионального образования в соответствии с международными стандартами будет осуществляться путем:
повышения престижа профессионального образования и формирования позитивного отношения молодежи к получению рабочих профессий (специальностей);
модернизации профессиональных школ, лицеев и колледжей и укрепления их материально-технической и учебно-производственной инфраструктуры;
разработки Государственной программы развития технического и профессионального образования на 2008-2010 годы;
профессионального обучения рабочим профессиям за счет средств государственного бюджета и средств работодателей, а также разработки механизма формирования заказа на подготовку и переподготовку национальных кадров технического и обслуживающего труда за счет средств отчислений в размере 1 % от общего объема инвестиций, предусмотренных модельным контрактом инвестиционной деятельности недропользователей в Республике Казахстан;
целевого выделения средств из государственного бюджета на строительство и восстановление в городах и районных центрах профессиональных школ и колледжей, общежитий для размещения учащихся профессиональных школ и колледжей из отдаленных районов сельской местности;
совершенствования профориентационной политики, направленной на популяризацию рабочих профессий (специальностей), через средства массовой информации;
включения в учебные планы формирования навыков, связанных с новыми технологиями и потребностями рынка;
организации учебного процесса и производственной практики с использованием современного оборудования и новых технологий;
приведения в соответствие перечня специальностей в организациях профессионального образования профессиям, востребованным на рынке труда;
принятия мер по внедрению международных стандартов подготовки, переподготовки и аттестации организаций профессионального образования;
совершенствования государственных общеобязательных стандартов образования с учетом конъюнктуры рынка труда, обновления содержания профессионального образования в соответствии с достижениями научно-технического прогресса;
совершенствования системы оплаты труда преподавателей организаций профессионального образования, в том числе мастеров производственного обучения путем увеличения им заработной платы в рамках единой системы оплаты труда;
разработки механизма привлечения квалифицированных специалистов производства для работы в учебных заведениях профессионального образования;
перехода на стипендиальную систему поддержки учащихся организаций профессионального образования в рамках нормативного бюджетного финансирования;
проработки вопроса по учету преддипломной практики выпускных курсов и стажировок учащихся организаций профессионального образования в зачет общего трудового стажа и ее оплате;
разработки механизма по внедрению практики трехсторонних договоров (работодатель, работник, орган по трудоустройству) для взаимного страхования рисков работодателя и работника.
В целях обеспечения условий в сфере труда и занятости молодежи представляется целесообразным проработать следующие вопросы:
проведение мониторинга законодательства о занятости и предпринимательской деятельности с целью совершенствования;
создание эффективных механизмов по продвижению выпускников организаций профессионального образования на рынке труда (проработка вопроса бронирования "первого" рабочего места для выпускников организаций профессионального образования на основе договора);
модернизация учебных программ базового профессионального образования;
создание и функционирование республиканского и региональных социальных служб для молодежи по профессиональной ориентации, обучению и трудоустройству безработной молодежи и адаптации маргинальной молодежи и трудовых мигрантов;
совершенствование законодательства о занятости населения в части установления квоты рабочих мест для молодежи, в том числе в организациях, привлекающих иностранную рабочую силу;
принятие дополнительных мер по выведению из депрессивного состояния проблемных сельских населенных пунктов, реанимация в них производства с целью закрепления молодежи на селе путем:
- выделения земельных участков из государственного земельного фонда, обеспечения беспроцентными товарными кредитами и техникой на лизинговой основе;
- развития надомных и промысловых производств в сельской местности, содействия возрождению традиционных народных промыслов через предоставление микрокредитов, выделение пустующих производственных площадей и неиспользуемого оборудования;
- расширения сети микрокредитных организаций на селе и увеличения объемов инвестиций, в том числе бюджетных на открытие собственного дела, включая микрокредитование несельскохозяйственных видов деятельности;
содействия предпринимательской деятельности молодежи программно-целевыми методами через внедрение модельных социальных проектов;
развития внутрипроизводственного (внутрифирменного) обучения, привлечения безработной и учащейся молодежи к работам на ремонтно-строительных и восстановительных работах.
Создание условий для повышения адаптационных возможностей внутренних мигрантов, определение механизма регулирования внутренних миграционных процессов и социализации маргинальной молодежи и выработка форм и методов их адаптации в городских условиях будут реализовываться через:
совершенствование государственной миграционной политики в части внутренней трудовой миграции сельской молодежи, восстановление частичного государственного распределения выпускников ВУЗов в депрессивные сельскохозяйственные районы с предоставлением социальных гарантий и льгот;
открытие бизнес-инкубаторов в сельской местности;
повышение распространения для выпускников организаций профессионального образования молодежной практики;
прогнозирование потребности в рабочих кадрах;
разработку схем и модельных проектов по развитию центров логистики, объектов сельской туристической инфраструктуры, создание условий для развития в сельской местности рынка услуг;
разработку мероприятий по рациональному размещению трудовых ресурсов на межрегиональном уровне;
проведение анализа и мониторинга территориального и качественного развития кредитных товариществ в соотношении с классификацией потенциала сельских населенных пунктов с целью разработки схем и модельных проектов по переселению молодежи из депрессивных сел и районов.
Обеспечение доступности жилья, разработка механизма решения жилищных проблем молодежи будут решаться путем:
реализации лучших молодежных жилищных проектов, направленных на комплексное решение жилищных проблем молодежи с учетом цены за один квадратный метр жилья, возможности решения жилищных вопросов участников (молодежи) проекта (доля проекта в строящемся жилье), возможности предоставления в ипотеку под низкий процент;
правового обеспечения льготного выделения земельных участков под строительство жилья.
Конкретная реализация основных положений Концепции обеспечит реализацию государственных гарантий в сфере молодежной политики, в сфере занятости и профессиональной подготовки, жилищных проблем, формирование социально ориентированной модели поддержки и развития конкурентоспособности молодежи, встроенной в общий контекст устойчивого и стабильного развития Казахстана.
Концепция обеспечит опережающее формирование компетентных и конкурентоспособных трудовых ресурсов на рынке труда, владеющих современными производственными технологиями.
В целом реализация Концепции будет способствовать повышению:
устойчивой занятости молодежи;
доступности жилья для молодежи;
профессиональной компетенции значительной части молодежи из числа выпускников организаций профессионального образования;
социальной ответственности бизнеса;
социального партнерства между государством, бизнесом и работающей молодежью.