Об утверждении Программы развития и защиты конкуренции в Республике Казахстан на 2007-2009 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2006 года N 1308

Действующий

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ :

      1. Утвердить прилагаемую Программу развития и защиты конкуренции в Республике Казахстан на 2007-2009 годы (далее - Программа).

      2. Центральным исполнительным органам Республики Казахстан и иным организациям обеспечить своевременное исполнение мероприятий, предусмотренных Программой и ежегодно, к 30 июня и 30 декабря представлять в Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан информацию по их исполнению.

      3. Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан ежегодно, к 10 июля и 10 января представлять в Правительство Республики Казахстан и Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан сводную информацию о ходе выполнения Программы.

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Масимова К.К.

      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

       Исполняющий обязанности
      Премьер-Министра
      Республики Казахстан

Утверждена         
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 29 декабря 2006 год N 1308

  Программа
развития и защиты конкуренции
в Республике Казахстан на 2007-2009 годы

Содержание

1.  Паспорт Программы
2.  Введение
3.  Анализ современного состояния и проблемы развития
   конкуренции в Казахстане
4.  Цель и задачи Программы
5.  Основные направления и механизм реализации Программы
5.1.  Предотвращение монополистического поведения
     субъектов и антиконкурентных действий
     государственных органов
5.2.  Создание конкурентной среды во всех отраслях экономики
5.3.  Проведение институциональных преобразований
     антимонопольного органа Республики Казахстан,
     приведение действующего антимонопольного
     законодательства в соответствие с международными
     стандартами конкурентного права
5.4.  Укрепление общественной системы защиты
     свободы предпринимательства и прав потребителей,
     повышение конкурентной культуры,
     развитие международного сотрудничества
5.5.  Развитие и повышение эффективности кадрового
     потенциала антимонопольного органа
5.6.  Обеспечение прозрачности и открытого принципа работы
     антимонопольного органа
6.  Необходимые ресурсы и источники финансирования
7.  Ожидаемые результаты от реализации Программы
8.  План мероприятий по реализации Программы

  1. Паспорт Программы

Наименование       Программа развития и защиты конкуренции
Программы          в Республике Казахстан на 2007-2009 годы

Основание          1.  Послание  Президента Республики
для                Казахстан народу Казахстана
разработки         от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения        
Программы          Казахстана в число 50-ти наиболее
                   конкурентоспособных стран мира"
                   2. Программа Правительства Республики
                   Казахстан на 2006-2008 годы,
                   утвержденная  Указом  Президента
                   Республики Казахстан от 30 марта 2006 года N 80
                   3.  Постановление  Правительства Республики
                   Казахстан от 31 марта 2006 года N 222 "О
                   Сетевом графике исполнения
                   Общенационального плана мероприятий
                   по реализации Послания Президента
                   Республики Казахстан народу Казахстана от
                   1 марта 2006 года

Разработчик        Министерство индустрии и торговли
Программы          Республики Казахстан

Цель               Развитие свободной конкуренции путем создания
Программы          благоприятных условий, направленных на
                   эффективное функционирование рынка товаров
                   (работ, услуг)

Задачи             Создание конкурентной среды во всех отраслях
Программы          экономики; предотвращение монополистического
                   поведения субъектов и антиконкурентных
                   действий государственных органов; проведение
                   институциональных преобразований
                   антимонопольного органа Республики Казахстан,
                   приведение действующего антимонопольного
                   законодательства в соответствие с
                   международными стандартами конкурентного
                   права; укрепление общественной системы защиты
                   свободы предпринимательства и прав потребителей,
                   повышение конкурентной культуры; развитие и
                   повышение эффективности кадрового потенциала
                   антимонопольного органа; обеспечение прозрачности
                   и открытого принципа работы антимонопольного органа

Сроки              2007-2009 годы
реализации
Программы

Необходимые        117 млн. тенге за счет средств республиканского
ресурсы            бюджета 2007 года
и источники
финансирования
Программы

Ожидаемые          В результате реализации программы: будут
результаты         разработаны и приняты ряд законодательных
от реализации      актов Республики Казахстан; будут приняты
Программы          меры по систематизации и передаче
                   несвойственных функций антимонопольного
                   органа;
                   будет реформировано антимонопольное
                   законодательство с целью создания
                   привлекательных и прозрачных условий для
                   вхождения в сектора экономики новых компаний;
                   будет выработан комплекс мер по интенсификации
                   внутренней конкуренции;
                   произойдет развитие конкурентной среды и
                   предотвращение монополизации рынка;
                   повысится качество услуг антимонопольного органа;
                   повысят квалификацию около 150
                   специалистов антимонопольного органа.

  2. Введение

      Основанием для разработки Программы развития и защиты конкуренции в Республике Казахстан на 2007-2009 годы (далее - Программа) является Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года " Стратегия  вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира",  Программа  Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 30 марта 2006 года N 80,  План  мероприятий по реализации Сетевого графика исполнения мероприятий Общенационального плана по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира" и Программы Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы (пункт 94), а также протокол совещания у Премьер-Министра Республики Казахстан Ахметова Д.К. от 25 апреля 2006 года N 8 "Об итогах социально-экономического развития Республики Казахстан за первый квартал 2006 года" (пункт 1.5.3).
      Эффективная рыночная конкуренция рассматривается в современной экономической доктрине и политических концепциях государственного развития большинства стран мира как основа успешно развивающейся экономики. Защита конкуренции и пресечение антиконкурентных действий находятся в центре государственной экономической политики и получают надлежащее правовое оформление.
      Рыночная конкуренция, как внутренняя, так и глобальная, является важным фактором достижения эффективности рынков и, следовательно, производительности труда. В таких условиях эффективно развиваются компании, производящие товары (работы, услуги), пользующиеся спросом на рынке. Для обеспечения выгодной среды для обмена товаров, должны существовать минимальные преграды со стороны государства.
      С момента приобретения независимости и перехода на рыночные отношения политика Республики Казахстан в сфере конкуренции играет одну из главных ролей в реформировании системы государственного регулирования, поскольку система государственного управления диктует качество экономических и социальных норм и обуславливает применение законов, в том числе защищающих конкуренцию.
      В Казахстане с первых шагов независимости государственная поддержка и защита добросовестной конкуренции были отнесены к приоритетным направлениям рыночной трансформации экономики.
       Конституцией  Республики Казахстан предусмотрено, что каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается.
      Система антимонопольного регулирования совершенствуется параллельно с развитием и преобразованием экономики. Улучшаются законодательная и институциональная основы антимонопольной политики, повышаются знания и подготовленность сотрудников антимонопольного органа.
      Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью создания привлекательных и прозрачных условий для развития свободной конкуренции на товарных рынках, усиления роли антимонопольного органа в государственном регулировании экономики страны, повышения эффективности его деятельности, разъяснения общественности его роли и полномочий, а также совершенствования законодательной базы.

  3. Анализ современного состояния и
проблемы развития конкуренции в Казахстане

      В настоящее время эффективная конкуренция на рынках развивается в большинстве отраслей не сама по себе, а благодаря целенаправленной государственной политике. Эффективное проведение конкурентной политики предполагает разработку специального законодательства в этой области, совершенствование институциональных структур и правоприменительной практики.
      Политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование экономических процессов вошли в число приоритетных направлений экономического развития Казахстана. Защита и пропаганда конкуренции невозможны, если общество недостаточно осведомлено о ее преимуществах и тех выгодах, которые в ней заключаются.
      В последние годы факты концентрации экономической власти и формирование крупных вертикально интегрированных структур, а также согласованных действий компаний на рынке, недобросовестной конкуренции и извлечение монопольных выгод стали носить устойчивый характер. Это обусловлено, как нарастанием конкурентной борьбы, так и отсутствием у субъектов рыночных отношений знаний в этой сфере.
      Пропаганда конкуренции и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил - важнейшие элементы антимонопольной политики, основная цель которых обеспечить равные правовые возможности на конкурентном поле всем субъектам рынка.
      Если государство ставит перед собой цель стать полноценным партнером в мировой экономике, необходимо, в первую очередь, развивать конкурентоспособность национальной продукции. Без современной антимонопольной системы данную задачу решить практически невозможно.
      Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. в последних выступлениях поставлена задача по вхождению Казахстана в число пятидесяти конкурентоспособных стран мира. Одним из приоритетов в данной деятельности отмечено развитие конкуренции, как основного двигателя рыночной экономики; поставлены задачи по совершенствованию антимонопольного законодательства, которое должно отвечать требованиям международного конкурентного права.
      Для развития внутренней конкуренции республики, необходимы не только усиление антимонопольного законодательства и инструментов его применения, но и сильный антимонопольный орган.
      В настоящее время в республике таким органом является Комитет по защите конкуренции в структуре Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан, задачей которого является развитие конкуренции на товарных рынках республики посредством:
      пресечения недобросовестной конкуренции;
      контроля за антиконкурентными действиями;
      контроля за недопущением злоупотребления доминирующим (монопольным) положением на товарном рынке;
      контроля за недопущением установления монополистом монопольно высоких или низких цен;
      контроля за экономической концентрацией.
      Антимонопольный орган создан по поручению Главы государства в конце 2004 года в результате разделения функции по тарифному регулированию естественной монополии от функции по защите конкуренции. Вновь, как и при первоначальном создании антимонопольных органов республики, функция по защите конкуренции институционально стала независимой от тарифного регулирования естественной монополии, что соответствует международным стандартам. Данное разделение и независимость антимонопольного органа от тарифного регулирования характерно для большинства развитых стран мира. Более того, одной из основных функций антимонопольных органов зарубежных стран является контроль за деятельностью тарифного и отраслевого регуляторов с целью недопущения последними своими действиями ограничения конкуренции и утверждения монополистам необоснованного тарифа.
      Так, за 9 месяцев 2006 года антимонопольным органом проведено 36 анализов товарных рынков, по результатам которых выявлены экономические, организационные и административные ограничения, неразвитость рыночной инфраструктуры, экологические ограничения.
      По результатам проведенных анализов вносятся соответствующие изменения и дополнения в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке (далее - Реестр), в республиканском разделе которого по состоянию на 1 октября 2006 года состоит 61 субъект рынка, в том числе:
      топливно-энергетический комплекс - 12; сельское хозяйство и промышленность - 3; транспорт и связь - 26; государственные предприятия - 13; государственное учреждение - 1 и иные отрасли - 6.
      В местных разделах Реестра находится 821 субъект рынка, в том числе:
      топливно-энергетический комплекс - 235; сельское хозяйство и промышленность - 140; транспорт и связь - 106; государственные предприятия - 171; иные отрасли - 169.
      Антиконкурентные действия, осуществляемые компаниями и государственными органами, оказывают негативное влияние на экономическое развитие, приводя к нарушению функционирования рыночных механизмов.
      В целях предупреждения и пересечения подобных действий некоторые государства осуществляют правовое регулирование на базе специально принятых законов в рамках антимонопольной политики.
       Закон  Республики Казахстан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" (далее - Закон) вводит особый запрет на акты, действия и соглашения государственных органов, приводящие к недопущению или устранению конкуренции. Указанный запрет распространяется на все без исключения государственные органы Республики Казахстан, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы и организации, кроме органов представительной власти.
      Действия и решения указанных органов запрещены законом и являются антиконкурентными действиями государственных органов, если они ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов или создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, и одновременно имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
      Закон также запрещает участие государственных органов в соглашениях или скоординированных действиях между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение или устранение конкуренции. В Законе имеется конкретное указание на соглашения, которые могут влиять на цены, приводить к разделу рынков, или ограничению доступа на рынок, или устранению с него конкурентов, но список не является исчерпывающим.
      Запрещение государственным органам принимать акты и совершать действия, направленные на ограничение конкуренции, включено в антимонопольное законодательство практически всех развитых стран.
      Имеют место случаи, когда отраслевые государственные органы с целью развития регулируемых отраслей, не прогнозируют возможное ограничение конкуренции издаваемыми ими актами, тем самым, ограничивая конкуренцию в развиваемых отраслях.
      Вместе с тем, традиционным и широко используемым средством защиты национальной промышленности от иностранной конкуренции со стороны государственных органов являются импортные тарифы, что приводит к искажению условий конкуренции на рынке. Наряду с таможенно-тарифными мерами используются нетарифные меры защиты, связанные с выдачей государственными органами всевозможных разрешений заинтересованным компаниям, что создает условия неравной конкуренции.
      Одним из способов нетарифной защиты являются импортные квоты - количественное ограничение импорта. При введении квот государство выдает ограниченное число лицензий, разрешающих ввоз, и запрещает нелицензированный импорт. В настоящее время правила Всемирной Торговой Организации (далее - ВТО) запрещают применение импортных квот, за исключением особо оговоренных случаев.
      Негативными последствиями применения импортных квот являются: ограничение импорта, возникновение товарного дефицита, и, как следствие, повышение цен на рынке, особенно когда конкурирующая отечественная отрасль не способна самостоятельно удовлетворить имеющийся спрос.
      В последние годы широкое применение получили такие нетарифные способы защиты рынка, как антидемпинговые и компенсационные меры. Согласно результатам экономического анализа, проведенного зарубежными экспертами, антидемпинговые и компенсационные меры, даже в случае реально существующих демпинга и субсидий, приводят к экономическим потерям не только в экспортирующих странах, но и стране, вводящей эти меры.
      Протекционистская политика в Республике Казахстан является частью внешнеторговой политики и реализуется соответствующими государственными органами. Антимонопольный орган не имеет возможности вмешиваться в проведение этой политики, и поэтому она часто отражает интересы лишь определенной части общества и нарушает условия нормальной конкуренции на внутреннем и международном рынках.
      Другой группой действий государственных органов, нарушающих конкуренцию, являются внутренние действия, не связанные напрямую с иностранной конкуренцией. Они могут реализовываться в форме бюджетных субсидий, мер промышленной или научно-технической политики, поддержки отдельных отраслей, регионов, производств, создания льготных, или наоборот, дискриминационных условий деятельности для отдельных предприятий. Внутренние действия, также как и внешние, имеют общий и селективный характер.
      В отличие от внешних мер, регулируемых правилами ВТО, внутренние ограничительные меры остаются прерогативой государства.
      В большинстве стран мира правительства прибегают к поддержке определенных отраслей экономики, в первую очередь, сельского хозяйства. Часто пользуются правительственной поддержкой оборонный комплекс, научно-технические разработки. Законодательство многих стран вполне обоснованно допускает государственную поддержку защиты окружающей среды, исследовательских разработок, развития новых отраслей экономики, реструктуризацию кризисных отраслей.
      Имеют место случаи, когда государственные органы неоправданно ограничивают конкуренцию на внутреннем рынке. Меры общего характера предпринимаются здесь главным образом в рамках промышленной или научно-технической политики, когда сами правительства выбирают отрасли или производства, достойные государственной поддержки, и оказывают им всяческое содействие.
      Более опасными для конкуренции являются внутренние действия государственных органов, носящие селективный характер. Органы государственной власти могут наносить серьезный ущерб конкуренции, создавая для определенных предприятий различные барьеры доступа на рынок, дискриминационные или, наоборот, льготные условия деятельности компаний, предоставляя необоснованные эксклюзивные права или поддерживая неэффективные предприятия.
      В соответствии с действующим антимонопольным законодательством, запрещенными действиями субъектов, занимающих доминирующее (монопольное) положение на рынке, являются:
      антиконкурентные соглашения (согласованные действия) - любые договорные отношения сторон, направленные на ограничение или устранение конкуренции, получение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности;
      установление (поддержание) согласованных цен либо других условий приобретения или реализации товаров;
      искажение итогов торгов в результате повышения, снижения или поддержания цен либо иных соглашений между участниками торгов;
      раздел товарных рынков по территориальному признаку, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов или покупателей либо по другим признакам;
      необоснованного ограничения производства либо реализации товаров, включая квотирование;
      необоснованного отказа от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями;
      ограничения доступа на товарный рынок или устранения с него других субъектов рынка в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;
      применения дискриминирующих условий к равнозначным договорам с другими субъектами;
      заключения договоров при условии принятия контрагентами дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих договоров (необоснованных требований передачи финансовых средств и иного имущества, имущественных прав и других).
      Кроме того, запрещаются и признаются недействительными действия субъекта рынка, занимающего доминирующее (монопольное) положение, ограничивающие доступ на соответствующий товарный рынок либо ограничивающие, устраняющие конкуренцию и (или) ущемляющие законные интересы потребителей (злоупотребление доминирующим (монопольным) положением), в том числе такие действия, как:
      установление монопольно высоких (низких) цен;
      применение разных цен либо разных условий к равнозначным соглашениям с субъектами без объективно оправданных на то причин;
      установление ограничений на перепродажу купленных у него товаров по территориальному признаку, кругу покупателей, условиям покупки, а также количеству, цене;
      обусловливание либо навязывание заключения соглашения путем принятия субъектом рынка дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих соглашений;
      необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или реализации соответствующего товара;
      обусловливание поставки товаров принятием ограничений при покупке товаров, произведенных либо реализуемых конкурентами;
      необоснованное сокращение объемов производства или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности их производства или поставки;
      нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
      В целях предотвращения возможного злоупотребления субъектами рынка своим доминирующим положением или ограничения конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, выражающийся в предварительном получении согласия антимонопольного органа на осуществление следующих сделок:
      1) создание субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35 процентов;
      2) реорганизация (слияние, присоединение, преобразование) субъекта рынка, занимающего доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке;
      3) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться 25 и более процентами указанных акций, если до приобретения такое лицо не распоряжалось акциями данного субъекта рынка или распоряжалось менее чем 25 процентами голосующих акций в уставном капитале указанного субъекта рынка;
      4) получение в собственность, владение и пользование субъектом рынка основных производственных средств или нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего или передающего имущества;
      5) приобретение субъектом рынка прав в результате одной или нескольких сделок (на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения) или иным способом прав, позволяющих определять условия ведения субъектом рынка его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа;
      6) участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) 2 и более субъектов.
      При этом, экономическая концентрация, совершенная без разрешения антимонопольного органа может быть признана судом недействительной по иску антимонопольного органа. В соответствии с Законом антимонопольный орган в целях выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующих товарных рынках, а также изучения состояния товарного рынка, уровня конкуренции на нем и разработки мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности обязан проводить анализ товарных рынков. Также, он ежегодно не позднее 1 июня обязан направлять Правительству Республики Казахстан годовой отчет о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и мерах, принимаемых по ограничению монополистической деятельности.
      Согласно новой редакции Закона доминирующим (монопольным) признается положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет тридцать пять и более процентов.
      Также доминирующим (монопольным) признается положение каждого из нескольких субъектов рынка, если:
      1) совокупная доля не более чем трех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет пятьдесят и более процентов;
      2) совокупная доля не более чем четырех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет семьдесят и более процентов.
      Однако не может быть признано доминирующим (монопольным) положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке не превышает пятнадцати процентов.
      Свод данных анализа деятельности субъектов ведется вручную с помощью обычных пользовательских пакетов. Накопление и хранение данных происходит на бумажных носителях с последующей передачей в архив. Для ретроспективного анализа динамики изменения тарифов приходится повторно запрашивать информацию. Большой объем бумажной работы ограничивает возможность антимонопольного органа всесторонне рассмотреть представленные материалы и, самое главное, оценить возможность влияния принятых решений на состояние самого субъекта и его потребителей.
      Кроме того, согласно действующему антимонопольному законодательству субъекты рынка обязаны представлять ежемесячно в антимонопольный орган отчет о финансово-хозяйственной деятельности, ежемесячно - сведения о продаже и передаче в управление акций (долей, паев) предприятия и информацию по монопольным видам продукции: объемы производства, отпускные цены и доходность производства.
      Данная информация также представляется на бумажных носителях, с последующей передачей в архив. Также следует отметить, что согласно Закону антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией субъектов рынка и их объединений, приобретением акций (долей, паев).
      В настоящее время все еще остается ряд нерешенных вопросов в области развития конкуренции, ввиду наличия как институциональных, так и системных проблем в антимонопольной политике.
      Институциональная слабость антимонопольного органа приводит к концентрации деятельности этого органа на второстепенных вопросах контроля за ценами, не позволяя сосредоточиться на основных вопросах создания конкурентной среды посредством ликвидации или реорганизации существующих монополий и их монопольной власти. Так, сегодня антимонопольный орган вместо активизации своей деятельности на исполнении своей надзорной функций, работы над недопущением и пресечением ограничения конкуренции, вынужден рассматривать индивидуальные жалобы потребителей.
      Кроме того, существует ряд организационных и юридических проблем, которые снижают способность антимонопольного органа эффективно контролировать соблюдение требований антимонопольного законодательства и защищать и пропагандировать конкуренцию, как в отношении реформы государственного регулирования, так и в экономике в целом. Главной из организационных проблем является слишком широкий спектр функций антимонопольного органа. Миссия антимонопольного органа должна сместиться от широко определенной ответственности за создание и регулирование рыночной деятельности в сторону четкой сосредоточенности на создании и защите конкуренции.
      Согласно Закону к полномочиям антимонопольного органа отнесено осуществление мониторинга ценообразования субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, и введение фиксированных цен субъектам рынка, допустившим нарушения Закона.
      Кроме того, принимаются нормативные правовые акты, поручающие антимонопольному органу, в целях стабилизации цен на важнейшие продовольственные товары, нефтепродукты и многое другое вести мониторинга цен, анализировать изменения цен на важнейшие продовольственные товары. Подобные функции государства не потеряли своей важности, но они должны осуществляться другими органами.
      Задачи антимонопольного органа в настоящий момент слишком широки и разнообразны по своей природе: никакой отдельный орган не в состоянии уделять достаточное внимание контролю, обеспечению соблюдения законодательства, информационно-образовательной работе с населением и разработке политики по каждому из этих направлений работы. Различные задачи требуют различных видов анализа и различных источников информации, требуют сотрудничества с различными группами государственных органов, фирм, граждан.
      Вместе с тем, исходя из мирового опыта, антимонопольный орган должен быть независимым органом в высшей иерархии органов исполнительной власти. Как показывает проведенный анализ, в большинстве стран антимонопольные органы являются самостоятельными, независимыми коллегиальными органами, председатель и заместители которых обладают статусом независимости ни от одного государственного органа, и назначаются на определенный срок.
      Республика Казахстан активно сотрудничает с международными организациями и зарубежными ведомствами в области антимонопольной политики, борьбы с недобросовестной конкуренцией.
      Международная деятельность направлена на содействие интеграции экономики Казахстана в мировое экономическое пространство; участие в процессе формирования концепции общего европейского экономического пространства; защиту казахстанских интересов посредством участия в профильных международных организациях и внедрение в практику передового зарубежного опыта, повышение квалификации специалистов антимонопольных органов Казахстана.
      В настоящий момент антимонопольный орган Республики Казахстан является активным членом переговоров в рамках создания Единого Экономического Пространства (далее - ЕЭП), идея создания которого получила официальное закрепление в озвученном 23 февраля 2003 года совместном заявлении Президентов России, Казахстана, Украины и Белоруссии: Стороны учредили совместную Группу высокого уровня и утвердили ее мандат. Итогом ее работы стало  Соглашение  о формировании ЕЭП, которое было подписано 19 сентября 2003 года в г. Ялта.
      Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. В данных рамках антимонопольный орган ответственен за разработку, согласование и вступление в силу Соглашения об основных принципах осуществления конкурентной политики в государствах-участниках Соглашения о формировании ЕЭП и Соглашения о единых правилах в области конкуренции.
      Проекты данных соглашений являются фундаментальной основой для дальнейшего сотрудничества в продвижении единой конкурентной политики.
      Также антимонопольный орган Казахстана является активным участником Евразийского экономического сообщества.
      Без дееспособного специального механизма международного сотрудничества эффективная конкурентная политика становится невозможной, поскольку значительное отрицательное влияние на внутреннюю конкуренцию могут иметь именно те действия, которые осуществляются за пределами соответствующих стран транснациональными компаниями и их объединениями.
      Именно таким механизмом и стал многосторонний  Договор  о проведении согласованной антимонопольной политики, подписанный 24 декабря 1993 года в г. Ашхабаде. В рамках данного Договора образован Межгосударственный совет по антимонопольной политике (МСАП) стран - участниц СНГ, основными задачами которого является координация общей деятельности сторон по созданию правовых основ предупреждения ограничений и прекращения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на территории стран СНГ, содействие в разработке и усовершенствовании национального законодательства по вопросам конкуренции и содействие сторонам в обмене нормативно-правовой, методической и другой информацией в области антимонопольной политики и конкуренции.
      Участие Казахстана в работе международных организаций, которые занимаются вопросами развития конкуренции, имеет важное значение, поскольку без усиления роли конкурентной политики, как средства регулирования экономических отношений не только внутри отдельных стран, но и на межгосударственном уровне, не представляются возможными повышение эффективности экономики, успешное развитие международной торговли и улучшение общего экономического благосостояния потребителей товаров и услуг.
      Глобализация экономических связей, происходящая в результате стремительного развития международной торговли, иностранного инвестирования, крупных транснациональных слияний и расширения деятельности транснациональных корпораций (далее - ТНК) неизбежно приводит к тому, что и конкуренция предприятий приобретает все более международный характер, во многом обусловленный степенью рыночной концентрации.
      Усиление международной конкуренции играет для национальных рынков двоякую роль. С одной стороны, открытие национальных рынков для иностранных компаний, среди которых значительное место принадлежит ТНК, заставляет компании рационализировать свою структуру и производство, совершенствовать управленческие стратегии и планирование, активнее использовать передовые технологии. Открытие доступа в национальную экономику для иностранных компаний в целом улучшает условия конкуренции (или создает потенциальные условия для конкуренции) на этих рынках, что оказывает благоприятное воздействие на экономику: расширяет круг продавцов, увеличивается ассортимент, в результате конкуренции снижаются цены. Деятельность ТНК на национальных рынках часто положительно влияет на конкуренцию и экономику. Стремясь занять свое место на рынке, местные компании повышают конкурентоспособность своей продукции в отраслях, где имеются конкурентные преимущества.
      Сегодня, компетентность в сфере конкурентного законодательства требует серьезного знания традиционных экономических теорий о конкуренции, монополии, монопольной конкуренции и олигополии, равно как и понимание более новых теорий информации, теорий игр конкурентных рынков. Эти теории служат исходным пунктом для анализа соответствующей политики в данной области.
      Важно также отметить, что частые реорганизации антимонопольного органа приводят к утечке кадров и дефициту квалифицированных специалистов.
      Образование и профессиональная подготовка сотрудников антимонопольного органа должна соответствовать уровню мировых стандартов.
      Действующим законодательством о частном предпринимательстве право запрашивать и получать необходимую информацию, в том числе составляющую коммерческую тайну, как от субъекта частного предпринимательства, так и от государственных органов, обладающих этой информацией, имеют только правоохранительные органы.
      Вместе с тем, практика показывает, что в связи с экономическим развитием практически во всех отраслях нарушения в области антимонопольного законодательства имеют существенное воздействие на экономическое развитие государства, кроме того, ущерб, причиненный такими нарушениями другим субъектам рынка порой достигает огромных размеров.
      Пресечение данных правонарушений невозможно без информационного содействия других государственных органов.
      Информация, имеющаяся в распоряжении других государственных органов, включая государственный орган по статистике, министерства, налоговые и правоохранительные органы, не всегда предоставляется в антимонопольный орган. При этом, данная информация необходима антимонопольному органу для проведения расследований и анализов товарных рынков. Получение и передача информации о конкретном субъекте рынка всеми государственными органами осложняется отсутствием четких правовых норм в отношении конфиденциальности деловой информации. Многие государственные органы и их должностные лица несут определенную законами Республики Казахстан ответственность, согласно общему требованию о компенсации убытков, нанесенных незаконным разглашением конфиденциальной информации (коммерческой тайны), и конкретных правовых норм в отношении того, что является достаточной защитой такой информации, положение закона об ответственности за разглашение препятствуют обмену информацией. Эта проблема существует давно и должна быть решена принятием необходимых изменений в соответствующие законодательные акты Республики Казахстан.
      Приоритет также должен быть отдан повышению доступности письменных решений антимонопольного органа и стремлению добиться, чтобы официальные извещения и информация содержали не только данные о самом факте конкретных действий или принятого решения, но и четкое разъяснение причин, стоящих за ними. Это позволит общественности сформировать правильное понимание подхода антимонопольного органа к трактовке и применению  Закона  Республики Казахстан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности".
      Более того, прозрачность требуется для того, чтобы уверить общественность и деловое сообщество в качестве анализа, проводимого антимонопольным органом и адекватности мотивов его деятельности. В противном случае, решения могут казаться случайными, или намеки о ненадлежащих мотивах конкретных действий антимонопольного органа могут выглядеть достоверными, создавая атмосферу неуверенности и недоверия, что не способствует привлечению инвестиций и увеличению экономического роста.
      Несмотря на то, что информационно-образовательная работа с населением и защита конкуренции обычно рассматриваются как раздельные функции, они тесно связаны, и эффективная защита и пропаганда конкуренции невозможна там, где нет всеобщего понимания, целей и выгод конкуренции. Хотя деятельность антимонопольного органа Казахстана довольно часто освещается в прессе, это освещение имеет тенденцию быть кратким и часто ограничивается просто сообщением о предпринятом действии или принятом решении.
      Низкие объемы пользования Интернетом по республике означают, что способность WEB-сайта служить источником информации для широкой общественности ограничена. Антимонопольный орган публикует собственный журнал "Бюллетень Монополиста". В настоящее время вышел его первый номер, который содержит статьи и аналитические материалы по вопросам антимонопольного законодательства и конкурентной политики Республики Казахстан. Однако, недостаток финансовых средств серьезно ограничивает тираж издания, и бюллетень сегодня распространяется, главным образом, по структурным и территориальным подразделениям антимонопольного органа и другим государственным органам.
      Прозрачность деятельности антимонопольного органа обеспечит ее эффективность. При этом необходимо учитывать, что сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению в соответствии с антимонопольным законодательством. В связи с чем, антимонопольный орган соблюдает конфиденциальность коммерческих секретов компаний.
      По данным докладов Всемирного экономического форума, из более, чем 100 стран мира, которые периодически ранжируются по показателям конкурентоспособности, традиционно лидируют за последние 10-ти летия США, Япония, Германия, Швейцария, а в последнее время на передовые позиции вышли также Скандинавские страны и новые индустриальные страны Азии. Казахстан в этом рейтинге отстает от вышеуказанных стран.
      Вместе с тем, в Казахстане проводятся исследования, целью которых является оценка факторов, влияющих на конкурентоспособность, воздействие национальной бизнес-среды на глобальную конкурентоспособность страны.
      Конкурентоспособность страны в Глобальном отчете о конкурентоспособности оценивается двумя индексами:
      индекс конкурентоспособности роста;
      индекс конкурентоспособности бизнеса.
      Индекс конкурентоспособности роста используется для оценки возможностей экономики достичь устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Этот индекс оценивает влияние макроэкономических факторов, которые в соответствии с экономической теорией и опытом политиков и экономистов большинства стран признаются критически важными для роста экономики.
      Индекс конкурентоспособности бизнеса фокусируется на микроэкономических факторах, определяющих текущий уровень производительности национальной экономики, тем самым, дополняя макроэкономический, отражающий перспективу индекс конкурентоспособности роста.
      Стабильные политические, юридические и общественные институты, эффективная макроэкономическая политика создают потенциал для производительности экономики и национального процветания, но реальное богатство страны создается на микроуровне - способности компаний производить товары и услуги, используя наиболее эффективные методы.

  4. Цель и задачи Программы

      Целью настоящей Программы является развитие свободной конкуренции путем создания благоприятных условий, направленных на эффективное функционирование рынка товаров (работ, услуг).
      Задачами Программы являются:
      создание конкурентной среды во всех отраслях экономики, предотвращение монополистического поведения субъектов и антиконкурентных действий государственных органов;
      проведение институциональных преобразований антимонопольного органа Республики Казахстан;
      приведение действующего антимонопольного законодательства в соответствие с международными стандартами конкурентного права;
      укрепление общественной системы защиты свободы предпринимательства и прав потребителей, повышение конкурентной культуры;
      развитие и повышение эффективности кадрового потенциала антимонопольного органа;
      обеспечение прозрачности и открытого принципа работы антимонопольного органа.

  5. Основные направления и механизм реализации Программы

  5.1. Предотвращение монополистического поведения субъектов и
антиконкурентных действий государственных органов

      В целях реализации Программы и четкого понимания значения конкуренции необходимо рассмотреть вопрос о включении в полномочия государственных органов на законодательном уровне отдельных функций по развитию и защите конкуренции.
      Необходимо обеспечить доступ антимонопольного органа к информации о государственной помощи и координацию его действий с другими органами власти, связанными с предоставлением помощи.
      Ввиду того, что защитные меры являются в настоящее время общепринятым инструментом торговой политики, антимонопольный орган может выстроить систему гарантий конкуренции внутри действующего законодательства, чтобы участвовать в принимаемых решениях по вопросу защитных мер.
      Для обеспечения справедливого, открытого характера внешнеэкономической политики антимонопольный орган должен участвовать не только в ее формировании, но и реализации. При рассмотрении вопросов о введении мер защиты внутреннего рынка от импорта, должно учитываться мнение антимонопольного органа.
      Для обеспечения справедливого характера внешнеэкономической политики необходимо участие антимонопольного органа в подготовке решений о введении защитных мер.
      Главной задачей антимонопольного органа в этой работе является формирование таких условий введения защитных мер, которые обеспечивали бы баланс интересов производителей и потребителей, не допуская ухудшения условий конкуренции на внутреннем рынке. Защитные меры должны действовать лишь на период адаптации национальных производителей к условиям иностранной конкуренции и не должны превращаться в орудие лоббизма и являться базой для формирования льготных условий хозяйствования для отдельных предприятий.
      Необходимость участия антимонопольного органа в подготовке решений о введении защитных мер также обусловлена защитой интересов потребителей. В случае введения защитных мер потребители несут потери в результате повышения цен и ограничения ассортимента.

  5.2. Создание конкурентной среды во всех отраслях экономики

      Основой определения развития конкуренции на товарных рынках и выявления монополистов является анализ товарного рынка.
      В настоящий момент существует необходимость проведения исследований товарных рынков республики с целью оценки состояния конкурентной среды на них, в том числе степени развитости конкуренции; оценки развития товарных рынков и определение маркетинговой стратегии повышения конкурентоспособности, а также наличие или отсутствие барьеров "входа" и "выхода" на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости.
      Исходя из этого, основными задачами проводимого антимонопольным органом анализа товарных рынков являются:
      1) исследования товарных рынков республики с целью оценки состояния конкурентной среды на них, в том числе степени развитости конкуренции, а также оценки развития товарных рынков и определение маркетинговой стратегии повышения конкурентоспособности;
      2) разработка индикаторов, характеризующих состояние конкурентной среды в различных отраслях экономики;
      3) определение концентрации товарных рынков, определение барьеров развития конкуренции на них;
      4) разработка инструментариев, направленных на защиту конкуренции в различных отраслях экономики.
      В соответствии с данными задачами антимонопольный орган должен обладать большим объемом информации, включающей в себя информацию об учредителях субъектов, доминирующих на рынке, с указанием в количественном и процентном отношении их акций (долей, паев); о последующих изменениях акционеров (дольщиков, пайщиков) с указанием их акций (долей, паев) в количественном и процентном отношении; данные о произошедших реорганизациях, ликвидациях субъектов рынка; сведения об отчуждении имущества с указанием перечня и процента от балансовой стоимости основных производственных средств; сведения о нахождении во временном пользовании (аренде), в доверительном управлении.
      В целях совершенствования системы антимонопольного регулирования экономики антимонопольному органу необходимо создание и ведение единой электронной базы субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке.
      Информационная база будет относиться к республиканскому уровню, при этом планируется охватить антимонопольный орган, его территориальные подразделения и предприятия, занимающие доминирующее положение на рынке.
      В целом, создание информационной базы данных для мониторинга деятельности субъектов, доминирующих на рынке, позволит обеспечить оперативность контроля и обоснованность регулирования тарифной политики, что должно обеспечить уменьшение эксплуатационных затрат предприятий и это, в свою очередь, будет способствовать повышению доходов населения за счет уменьшения затрат государства и за счет уменьшения суммы предоставления льготных услуг.
      С целью охвата широкого ряда факторов разработан новый всесторонний индекс конкурентоспособности, позволяющий измерить и смоделировать многие критические факторы. Данный индекс построен вокруг девяти составляющих, каждая из которых имеет существенное значение в росте производительности и конкурентоспособности страны:
      институты;
      инфраструктура;
      макроэкономика;
      здравоохранение и начальное образование;
      высшее образование и обучение;
      эффективность рынка;
      технологии;
      система бизнеса;
      инновации.
      Определение индексов конкурентоспособности должно стать одной из главных функций, а улучшение позиций Казахстана в мировой табели о рангах, составляемой ежегодно Всемирным экономическим форумом в рамках реализации задачи, поставленной Главой государства, - главной задачей деятельности государственных органов.

  5.3. Проведение институциональных преобразований
антимонопольного органа Республики Казахстан,
приведение действующего антимонопольного законодательства в
соответствие с международными стандартами конкурентного права

      Действующее антимонопольное законодательство не содержит надежных санкций и не в состоянии предоставить антимонопольному органу достаточных полномочий в расследовании. Отсутствие у антимонопольного органа возможности отказаться от рассмотрения дела по собственному усмотрению, расплывчатые формулировки некоторых нормативных правовых актов дают в сочетании невыполнимо огромные объемы работы, заполненные делами, которые не оказывают воздействие на условия конкуренции в целом.
      Антимонопольный орган расходует большие средства на разрешение индивидуальных споров между предпринимателями и органами государственной власти, между монополистами и их потребителями, на действия, которые не могут повысить уровень конкуренции и которые могли бы выполняться с большей эффективностью и результативностью другими ведомствами. Если данные организационные и юридические проблемы не будут решены, антимонопольному органу будет трудно повысить эффективность реагирования в случаях, создающих серьезные проблемы ограничения конкуренции, и решать задачи по обеспечению соблюдения требований законодательства, возникающие в отраслях экономики, выведенных из-под государственного регулирования.
      Требование о независимости антимонопольного органа обосновывается тем фактом, что антимонопольный орган должен контролировать как центральные, так и местные государственные органы, если они нарушают антимонопольное законодательство. В случае, если антимонопольный орган находится в подчинении какого-либо из вышеназванных органов, применение мер антимонопольного реагирования становится избирательным, что в свою очередь, искажает основные задачи антимонопольного органа.
      Требует проработки вопрос о закреплении на законодательном уровне права антимонопольного органа наравне с правоохранительными органами на получение информации у государственных органов, с ужесточением ответственности должностных лиц государственных органов за непредставление либо за представление антимонопольному органу ложной информации.
      Необходимо продолжить структурное укрепление антимонопольного органа (институциональная мера), посредством усиления статуса и независимости от государственных органов, объективного увеличения штатной численности, усиления материальной базы.
      Кроме того, необходим процесс перераспределения полномочий антимонопольного органа, при котором функции тарифного регулирования будут выведены одному или нескольким органам государственной власти.
      Вместе с этим, антимонопольному органу должны быть переданы дополнительные функции, несвойственные другим государственным органам, а также функции по согласованию с антимонопольным органом решений государственных органов, направленных на введение защитных мер тарифного и нетарифного регулирования.

  5.4. Укрепление общественной системы защиты свободы
предпринимательства и прав потребителей, повышение
конкурентной культуры, развитие международного сотрудничества

      Поскольку процессы открытия казахстанских рынков, либерализации торговли, снятия или послабления вмешательства правительства в экономику страны сопровождаются повышением риска появления отрицательных последствий от деятельности международных компаний на внутреннем рынке, возможных злоупотреблений и искажений конкуренции, обуславливается необходимость активизации конкурентной политики, укрепления законодательства, развития двух- и многостороннего сотрудничества в сфере защиты конкуренции.
      В связи с чем, Казахстану необходимо сотрудничество с такими международными организациями, как Европейский Союз (ЕС), Конференция ООН по вопросам торговли и развития (ЮНКТАД), Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

  5.5. Развитие и повышение эффективности
кадрового потенциала антимонопольного органа

      Для развития кадрового потенциала антимонопольного органа необходимо активное обучение его сотрудников, прохождение курсов повышения квалификации по антимонопольному праву. Для обмена опытом с антимонопольными ведомствами ближнего и дальнего зарубежья необходимо проводить всевозможные семинары, тренинги по вопросам антимонопольной политики.
      Для подготовки трудовых ресурсов, квалификация которых адекватна реальным экономическим потребностям страны, очень важно рассмотреть вопрос о введении в казахстанских вузах предмета "Антимонопольное регулирование и конкурентная политика" для того, чтобы в антимонопольный орган приходили специалисты с высоким уровнем подготовки. В качестве основных государственных мер, направленных на развитие кадров, занятых в сфере антимонопольного регулирования и конкурентной политики, предполагается:
      1) организация систематического обучения в вузах по специальностям, соответствующим потребностям осуществления в Казахстане конкурентной политики;
      2) повышение квалификации менеджмента, а также проведение обучения в интерактивном режиме с использованием современных методических приемов и современных технических средств, с использованием потенциала институтов развития;
      3) построение системы подготовки кадров, включающей в себя как вузовское и послевузовское обучение, в том числе и за рубежом, так и кратковременные курсы, семинары, круглые столы для повышения квалификации уже действующих специалистов;
      4) обеспечение привлечения и удержания высокопрофессионального кадрового состава и развития его потенциала.

  5.6. Обеспечение прозрачности и открытого принципа
работы антимонопольного органа

      Первоочередными приоритетами должны стать подготовка и распространение информационных материалов, предназначенных для широкого читателя и для делового сообщества, с объяснением конкуренции и положений антимонопольного законодательства. Лучшее понимание выгод конкуренции и положений антимонопольных законов позволит гражданам и деловому сообществу стать активными партнерами антимонопольного органа в стимулировании и защите конкуренции и выявлении нарушений.
      В настоящее время необходимо рассмотреть вопрос создания собственного WEB-сайта антимонопольного органа, который бы содержал тексты актуальных законов и подзаконных актов, информацию о его деятельности по каждому из направлений своей работы.
      Собственный WEB-сайт послужит источником информации о деятельности антимонопольного органа для широкой общественности.
      Материалы, публикуемые на сайте, должны будут содержать доступные широкой общественности объяснения целей и выгод конкуренции, простое изложение содержания антимонопольного законодательства, а также разъяснения порядка работы и требований антимонопольного органа.
      Полезным нововведением послужит опубликование на Интернет - сайте подборки анализов отдельных товарных рынков, проводимых антимонопольным органом, что даст возможность для защиты и пропаганды конкуренции.
      Свое отражение в средствах массовой информации (далее - СМИ) и WEB-сайте антимонопольного органа должны найти:
      результаты проводимых антимонопольным органом проверок;
      периодические отчеты об итогах деятельности антимонопольного органа;
      разъяснения населению преимуществ конкуренции;
      пресс-релизы и выступления сотрудников;
      разъяснения нормативных правовых актов, касающихся вопросов антимонопольного законодательства и конкурентной политики;
      информация о деятельности территориальных подразделений антимонопольного органа.
      Регулярное освещение данной информации в СМИ, WEB-сайте позволит другим государственным органам, отечественным и зарубежным компаниям, потребителям товаров и услуг лучше понять подходы антимонопольного органа к конкретным вопросам правоприменения и привести свои действия в соответствие с ними.
      Таким образом, преимущества прозрачного и открытого принципа работы заключаются в следующем:
      повышается внимание, доверие и поддержка со стороны общества и бизнеса;
      сокращается количество нарушений антимонопольного законодательства;
      обеспечивается привлечение квалифицированных кадров;
      снижается возможность для совершения коррупционных правонарушений;
      повышается качество услуг антимонопольного органа.

  6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

      Финансовое обеспечение программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета.
      Для реализации мер, указанных в настоящей программе, из республиканского бюджета в 2007 году будет выделено 117 млн. тенге.

  7. Ожидаемые результаты от реализации Программы

      В результате реализации Программы будут:
      разработаны и приняты ряд законодательных актов Республики Казахстан;
      приняты меры по систематизации и передаче несвойственных функций антимонопольного органа;
      реформировано антимонопольное законодательство с целью создания привлекательных и прозрачных условий для вхождения в сектора экономики новых компаний;
      выработан комплекс мер по интенсификации внутренней конкуренции;
      произойдет развитие конкурентной среды и предотвращение монополизации рынка;
      повысится качество услуг антимонопольного органа;
      повысят квалификацию около 150 специалистов антимонопольного органа. 

  8. План мероприятий по реализации Программы

N

Наименование мероприятия

Форма завер-
шения

Ответ-
ствен-
ный за
исполне-
ние

Срок
испол-
нения

Предпо-
лагаемые
расходы
(тыс.
тенге)

Источ-
ники
финан-
сирова-
ния

1

2

3

4

5

6

7

1

Проведение
сравнитель-
ного анализа
законодатель-
ства по защи-
те конкурен-
ции развитых
стран и
Казахстана

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ

10
июля
2007
года

Не
требуется

 

2

Проработка
вопроса о
создании и
ведении еди-
ной электрон-
ной базы
субъектов
рынка, зани-
мающих доми-
нирующее
(монопольное)
положение на
определенном
товарном
рынке

Внесение
предложе-
ния на
рассмотре-
ние РБК

МИТ

10
июля
2007
года

Не
требуется

 

3

Проведение
анализа товар-
ных рынков
с целью выяв-
ления барье-
ров входа и
выхода на
рынок и
степени
концентрации

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ

10
июля
2007
года

117 млн.
тенге

Средства
респу-
бликан-
ского
бюджета
2007
года

4

Внесение на
рассмотрение
Межведомствен-
ной комиссии
по вопросам
законопроект-
ной деятель-
ности при
Правительстве
Республики
Казахстан
предложения о
разработке
Закона
Республики
Казахстан "О
внесении
изменений и
дополнений в
некоторые
законодатель-
ные акты
Республики
Казахстан в
части обмена
функциями
между государ-
ственными
органами и
антимонополь-
ным органом,
а также
наделения
антимонополь-
ного органа
другими
функциями"

Решение
МВК

МИТ

2008-
2009
годы

Не
требуется

 

5

Внесение на
рассмотрение
Межведомствен-
ной комиссии
по вопросам
законопроект-
ной деятель-
ности при
Правительстве
Республики
Казахстан
предложения о
разработке
закона "О
внесении изме-
нений в Кодекс
Республики
Казахстан об
административ-
ных правона-
рушениях" в
части порядка
начисления
пени за неис-
полнение в
срок протокола
об администра-
тивном
правонарушении

Решение
МВК

МИТ

2008-
2009
годы

Не
требуется

 

6

Разработка
порядка взаи-
модействия с
государствен-
ными органами
по вопросам
конкурентной
политики с
учетом системы
мониторинга
товарных, в
том числе
финансовых
рынков с целью
поддержки
честной
конкуренции

Совместный
приказ

МИТ
(созыв),
АС, МФ,
МЭМР,
МТК,
АБЭКП
(по
согла-
сованию)

10
января
2008
года

Не
требуется

 

7

Разработка с
учетом
вступления в
ВТО Плана
мероприятий
по поэтапному
приведению
антимонополь-
ного законо-
дательства в
соответствие
с требованиями
ВТО

Приказ

МИТ

2007-
2009
годы

Не
требуется

 

8

Внесение на
рассмотрение
Рабочей группы
по проведению
административ-
ной реформы
предложений
об институцио-
нальных пре-
образованиях
антимонополь-
ного органа

Аналити-
ческая
записка

МИТ, МЭБП

март
2007
год

Не
требуется

 

9

Внесение на
рассмотрение
Межведомствен-
ной комиссии
по вопросам
законопроект-
ной деятель-
ности при
Правительстве
Республики
Казахстан
предложения о
разработке
проекта Закона
Республики
Казахстан "Об
Антимонополь-
ном органе" и
включение его
в перспектив-
ный план зако-
нопроектных
работ на 2008
год

Решение
МВК

МИТ
(созыв),
МЮ, МЭБП

2008
год

Не
требуется

 

10

Проработка
вопроса
создания WEB
-сайта антимо-
нопольного
органа

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ

10
июля
2007
года

Не
требуется

 

11

Повышение
квалификации
работников
антимонополь-
ного органа

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ

10
июля
2007
года

Не
требуется

 

12

Внесение на
рассмотрение
Межведомствен-
ной комиссии
по вопросам
законопроект-
ной деятель-
ности при
Правительстве
Республики
Казахстан
предложения о
разработке
проекта Закона
Республики
Казахстан,
объединяющего
законы (консо-
лидированный
закон) "О
конкуренции и
ограничении
монополисти-
ческой дея-
тельности" и
"О недобросо-
вестной кон-
куренции" и
включении его
в перспек-
тивный план
законопроект-
ных работ на
2008 год

Решение
МВК

МИТ
(созыв),
МЮ

2008
год

Не
требуется

 

13

Определение
первоочередных
отраслей эко-
номики, в
которых не
развита конку-
ренция, в це-
лях выработки
мер по повы-
шению конку-
ренции

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

 

2008-
2009
годы,
к 10
января
и к 10
июля

Не
требуется

 

 

ИТОГО:

 

 

 

117
млн.
тенге

Респу-
бликан-
ский
бюджет

Примечание: расшифровка аббревиатур:
АС    - Агентство Республики Казахстан по статистике
АБЭКП - Агентство Республики Казахстан по борьбе
        с экономической и коррупционной преступностью
        (финансовая полиция)
МИТ   - Министерство индустрии и торговли Республики
        Казахстан
МФ    - Министерство финансов Республики Казахстан
МЭБП  - Министерство экономики и бюджетного планирования
        Республики Казахстан
МЭМР  - Министерство энергетики и минеральных ресурсов
        Республики Казахстан
МТК   - Министерство транспорта и коммуникаций
        Республики Казахстан
МЮ    - Министерство юстиции Республики Казахстан