Об утверждении Программы развития государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан на 2007-2009 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2006 года N 1191

Действующий

      В целях реализации пункта 26.3 Сетевого графика исполнения Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира" и Программы Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы, утвержденного  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2006 года N 222, Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Программу развития государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан на 2007-2009 годы (далее - Программа).

      2. Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан два раза в год по итогам полугодия, к 10 января и 10 июля представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.

      3. Контроль за исполнением Программы возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Масимова К.К.

      4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

       Премьер-Министр
   Республики Казахстан

Утверждена           
постановлением Правительства
Республики Казахстан    
от 12 декабря 2006 года N 1191

  Программа
развития государственной системы
обеспечения единства измерений
Республики Казахстан на 2007-2009 годы

  Содержание

1    Паспорт Программы
2    Введение
3    Анализ современного состояния проблемы
3.1  Создание государственной эталонной базы
3.2  Сопровождение и обслуживание государственных эталонов
3.3  Организация обучения и стажировок в ведущих метрологических
    институтах зарубежных стран
3.4  Создание государственного центра испытаний средств измерений
3.5  Создание поверочных лабораторий
3.6  Организация и проведение межлабораторных сличений
3.7  Аккредитация измерительных лабораторий в соответствии с
    международными требованиями и подготовка квалифицированного
    персонала
3.8  Проведение прикладных научных исследований в области
    метрологии 
3.9  Содержание Эталонного центра
4    Цель и задачи Программы
5    Основные направления и механизм реализации Программы
5.1  Развитие и обеспечение функционирования государственной
    эталонной базы
5.2  Повышение эффективности определения метрологических
    характеристик ввозимых и применяемых в республике средств
    измерений
5.3  Подтверждение технической компетентности измерительных
    лабораторий республики
5.4  Проведение прикладных научных исследований в области
    метрологии
5.5  Содержание Эталонного центра
6    Необходимые ресурсы и источники их финансирования
7    Ожидаемый результат от реализации Программы
8    План мероприятий по реализации Программы

  1. Паспорт Программы

Наименование           Программа развития государственной системы
                       обеспечения единства измерений Республики
                       Казахстан на 2007-2009 годы

Основание для          Пункт 26.3 Сетевого графика исполнения
разработки             Общенационального плана мероприятий по
Программы              реализации Послания Президента Республики
                       Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006
                       года "Стратегия вхождения Казахстана в число
                       пятидесяти наиболее конкурентоспособных
                       стран мира" и Программы Правительства
                       Республики Казахстан на 2006-2008 годы,
                       утвержденного  постановлением  Правительства
                       Республики Казахстан от 31 марта 2006 года
                       N 222;
                       Пункт 86 Среднесрочного плана
                       социально-экономического развития Республики
                       Казахстан на 2007-2009 годы (второй этап),
                       утвержденный  постановлением  Правительства
                       Республики Казахстан от 25 августа 2006 года
                       N 822;
                       Пункт 7.2 Плана мероприятий на 2006-2008
                       годы по реализации Стратегии
                       индустриально-инновационного развития
                       Республики Казахстан на 2003-2015 годы,
                       утвержденного  постановлением  Правительства
                       Республики Казахстан от 30 июня 2006 года
                       N 609

Основной               Министерство индустрии и торговли Республики
разработчик            Казахстан
Программы

Цель Программы         Защита прав и законных интересов граждан и
                       экономики Республики Казахстан от
                       последствий недостоверных результатов
                       измерений, а также устранение технических
                       барьеров в торговле путем обеспечения
                       признания результатов измерений на
                       международном уровне

Основные задачи        Развитие и обеспечение функционирования
Программы              государственной эталонной базы единиц
                       величин Республики Казахстан для
                       метрологического обеспечения перспективных
                       потребностей отраслей экономики;
                       повышение эффективности определения
                       метрологических характеристик ввозимых и
                       применяемых в республике средств измерений;
                       подтверждение технической компетентности
                       измерительных лабораторий республики;
                       проведение прикладных научных исследований в
                       области метрологии;
                       содержание Эталонного центра

Источник               Средства республиканского бюджета:
финансирования         на 2007 год - 1056,108 млн. тенге;
                       на 2008 год - 1056,786 млн. тенге;
                       на 2009 год - 1057,505 млн. тенге
                       Объемы финансирования из республиканского
                       бюджета будут уточняться в соответствии с
                       Законом о республиканском бюджете на
                       соответствующий финансовый год

Ожидаемые              Реализация Программы позволит:
результаты от          модернизировать 3 единицы и приобрести 9
реализации             единиц эталонов и эталонного оборудования;
Программы              сопровождать и обслуживать государственные
                       эталоны;
                       обучить специалистов в ведущих
                       метрологических институтах зарубежных стран;
                       создать и развивать государственный центр
                       испытаний средств измерений;
                       создать и развивать поверочные лаборатории и
                       организовать поверочные работы;
                       провести сличения результатов поверки и
                       калибровки средств измерений между
                       метрологическими службами юридических лиц;
                       гармонизировать систему аккредитации
                       Республики Казахстан с международными
                       требованиями;
                       разработать нормативно-методические документы
                       (методики выполнения измерений, поверки,
                       калибровки средств измерений, оценки
                       погрешности и неопределенности измерений,
                       достоверности ССД и РСД, рекомендации по
                       вопросам охраны окружающей среды,
                       безопасности труда, по разработке новых
                       энергосберегающих технологий, по
                       совершенствованию эталонов и эталонного
                       оборудования);
                       обеспечить бесперебойное и безаварийное
                       функционирование всего технологического
                       оборудования Эталонного центра

Срок реализации        2007-2009 годы
Программы

  2. Введение

      Программа развития государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан на 2007-2009 годы разработана в соответствии с пунктом 26.3 Сетевого графика исполнения Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира" и Программы Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы, утвержденного  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2006 года N 222, пунктом 86 Среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007-2009 годы (второй этап), утвержденным  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 25 августа 2006 года N 822, пунктом 7.2 Плана мероприятий на 2006-2008 годы по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденного  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2006 года N 609.
      Программа является продолжением ранее утвержденной  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 16 марта 2004 года N 321 Программы развития государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан на 2004-2006 годы.
      Настоящей Программой в обеспечение поставленных Главой Государства приоритетов и задач по вхождению Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, на основе анализа современных и перспективных потребностей науки, техники и промышленности республики в метрологическом обеспечении, в развитии высокоточной измерительной техники настоящей Программой предусматривается совершенствование и содержание национальной эталонной базы на современном уровне, отвечающей международным требованиям, создание поверочной и испытательной баз, организация межлабораторных сличений и аккредитация измерительных лабораторий в соответствии с международными требованиями и подготовка квалифицированного персонала, проведение прикладных научных исследований в области метрологии и содержание Эталонного центра.

  3. Анализ современного состояния проблемы

  3.1 Создание государственной эталонной базы

      В соответствии со  статьей 10  Закона Республики Казахстан от 7 июня 2000 года "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон) техническую основу государственной системы обеспечения единства измерений в Республике Казахстан образуют государственные эталоны единиц величин, создание и содержание которых осуществляется государством.
      По состоянию на 1999 год эталонная база состояла из созданных в 1970-1980 годах и сосредоточенных в южном регионе государственных эталонов, которые морально и технически устарели и их метрологические характеристики не отвечают требованиям, предъявляемым к исходным для страны средствам измерений.
      Реализация аналогичных программ за 1999-2006 годы позволила ввести в эксплуатацию новые эталоны, модернизировать ряд эталонов, расширить диапазоны измеряемых величин, повысить точность измерений.
      Развитие экономики, а вместе с ней науки и техники обуславливает постоянное обновление применяемого парка средств измерений. Причем обновление происходит в сторону повышения точности и расширения диапазонов измерений.
      Ввиду чего, ряд исходных эталонов, принадлежащих метрологическим службам юридических лиц, а также рабочих средств измерений из-за отсутствия соответствующих государственных эталонов, ежегодно вывозятся на поверку за пределы республики (в Россию, Украину).
      Такое положение в значительной степени сдерживает выход отечественной продукции на мировой рынок, создает техническую и экономическую зависимость республики от других стран, у которых она вынуждена поверять свои исходные эталоны и рабочие средства измерений.
      Особенно это касается интенсивно развивающихся отраслей экономики и приоритетных кластеров, таких как топливно-энергетический комплекс, нефтегазодобывающая, текстильная и пищевая промышленность, металлургия, а также отраслей машиностроения, телекоммуникаций, в которых метрологическое обеспечение находится не на должном уровне.
      Для отдельных видов машиностроения и приборостроения организация и выпуск такой продукции как станки для металлообработки, нефтегазодобывающее оборудование и прочие, являются приоритетными в связи с целесообразностью их дальнейшего развития. При осуществлении таких производств используется значительное количество средств измерений геометрических величин: измерения наружных и внутренних размеров, параметров сложных рабочих поверхностей, отклонений от прямолинейности и плоскостности.
      В машиностроении, промышленности строительных материалов и в научных исследованиях задействованы приборы для определения твердости по шкале Шора, которые метрологически не обеспечены в республике. Измерители теплопроводности материалов, применяемых в энергетике, машиностроении, строительстве и производстве строительных материалов также вывозятся на поверку за пределы республики.
      В здравоохранении, охране и мониторинге окружающей среды, безопасности движения на транспорте, технологических процессах применяются приборы определения освещенности, яркости и светового потока, однако, в республике отсутствует государственный эталон единицы силы света, от которого бы передавался размер.
      Спектрофотометры видимого излучения, меры спектральных коэффициентов, белизномеры, применяемые в электронике, электротехнике, телевидении, пищевой промышленности, фармацевтике, разведке полезных ископаемых также метрологически не обеспечены.
      Повышенная запыленность (массовое содержание взвешенных частиц) и загазованность воздуха рабочей зоны относится к физической группе опасных и вредных производственных факторов, влияющих на безопасность окружающей среды для жизни, здоровья и имущества населения, следствием являются взрывы на производствах, особенно в угольной промышленности, строительстве. Источниками атмосферных аэрозолей (пыль, твердые частицы, взвешенные вещества) являются природные (лесные пожары, пылевые бури), промышленные и бытовые факторы (выбросы промышленных предприятий при пылении отходов производства и применении хвостохранилищ, золоотвалов, терриконов, различных полигонов бытовых отходов, особенно, в крупных городах республики). На предприятиях, вносящих наибольший вклад в загрязнение атмосферы, применяются контрольные приборы, для метрологического обеспечения которых необходим государственный первичный эталон единиц дисперсных параметров аэрозолей, взвесей и порошкообразных материалов и единицы массовой концентрации частиц в аэродисперсных средах.
      В соответствии с Законом средства измерений, используемые при осуществлении государственных и частных учетных операций, подлежат обязательной поверке. Основными средствами измерений при учете материальных ценностей являются меры массы, к которым размер единицы передается по цепочке эталонов от государственного вторичного эталона массы, для расширения диапазонов которого необходимо провести его дооснащение.
      Для участия в международных ключевых сличениях, проводимых в рамках Международного Бюро Мер и Весов, необходимы государственный первичный эталон единицы длины и государственный первичный эталон единицы массы - 1 кг из платиноиридиевого сплава. Также первичные эталоны дадут возможность иметь собственные размеры единицы длины - метр и единицы массы - килограмм.
      6 января 2006 года Казахстан стал ассоциированным членом Международного Бюро Мер и Весов, главной функцией которого является проведение международных сличений, выполняющих важнейшую роль в осуществлении международной унификации измерений. Результаты сличений публикуются в сети Интернет в виде базы данных по измерительным возможностям государств. Положительные результаты обеспечивают доверие зарубежных партнеров в осуществлении торговых операций и научно-технического сотрудничества.
      Для выполнения вышеуказанных работ собственную государственную эталонную базу имеют все зарубежные страны, такие как Германия, Франция, США, Япония, Южная Корея и так далее, содержание и развитие которых финансируется, в том числе и из государственного бюджета. Так, метрологический институт РТВ (Германия) со стопроцентным финансированием из государственного бюджета, для выполнения работ по обеспечению единства измерений имеет 130 государственных эталонов и штат сотрудников 1540 человек.

  3.2 Сопровождение и обслуживание государственных эталонов

      Эталоны и эталонное оборудование являются комплексом высокоточных средств измерений, на точность которых влияют многие факторы окружающей среды (температура, относительная влажность, атмосферное давление, вибрация, электромагнитные поля), а также их изменение во времени. Исключение или уменьшение влияния указанных факторов является одной из главных задач при хранении единиц величин и передаче размеров от государственных эталонов. Это требует создания соответствующих условий в лабораториях (отопление, кондиционирование, освещение).
      На конец 2006 года количество государственных эталонов и эталонного оборудования составит 74 единицы, ученых-хранителей - 31 человек. В период с 2004 по 2006 годы проведены сличения (поверки) более 40 единиц государственных эталонов.

  3.3 Организация обучения и стажировок в ведущих
метрологических институтах зарубежных стран

      Наличие национальных эталонов, достигнутый ими уровень точности измерений, свидетельствует о налаженной системе измерений в стране, что в свою очередь определяет статус страны на международной арене, ее признаваемость, доверие со стороны торговых партнеров из других стран.
      Соответствие национальных эталонов международным требованиям, является одним из условий вступления страны в различные международные организации, в том числе во Всемирную Торговую Организацию (далее - ВТО).
      В соответствии с предыдущими Программами развития государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан были приобретены новые эталоны, для обслуживания которых в настоящее время ученые-хранители государственных эталонов проходят обучение продолжительностью не более 1 месяца. Данное обучение содержит в основном теоретический курс и рассчитано для специалистов, имеющих практический опыт работы на эталонах.
      Наиболее актуален вопрос качественного обучения и прохождения стажировок в связи с подписанием Республикой Казахстан Соглашения "О взаимном признании национальных измерительных эталонов и сертификатов калибровки и измерений, выдаваемых национальными метрологическими институтами", одним из условий которого является наличие результатов ряда ключевых сличений национальных эталонов, которые ведут к количественному выражению степени эквивалентности национальных измерительных эталонов и проводятся учеными-хранителями государственных эталонов по четко установленным методикам.
      Для проведения научно-исследовательских работ, работ по оценке точности эталонов и их сличений с международными и национальными эталонами зарубежных стран необходимо владеть всеми вопросами проведения данных процедур.
      По окончании стажировок учеными-хранителями государственных эталонов будет проведен анализ эталонов, расчет неопределенности эталонов, составлен отчет научно-исследовательской работы с предложениями повышения точности государственных эталонов, что позволит повысить точность измерений государственных эталонов, обеспечит признание результатов измерений на международном рынке.

  3.4 Создание государственного центра испытаний
средств измерений

      В целях защиты граждан и экономики от недостоверных результатов измерений, осуществляемых с помощью средств измерений, Законом предусмотрено проведение испытаний средств измерений для целей утверждения типа и метрологической аттестации государственной метрологической службой. Испытания для целей утверждения типа и метрологическая аттестация проводятся для определения действительных характеристик средств измерений в нормальных и экстремальных условиях эксплуатации, соответствия требованиям безопасности и функциональному назначению испытуемого средства измерений.
      В настоящее время в Республику Казахстан ввозится большое количество оборудования для работ в области физико-химических измерений и измерений расхода и количества жидкостей и газов. Это различные виды газоанализаторов, спектрофотометров, расходомеров, рН-метров, анализаторов газов, хроматографов. Также ввозятся приобретающие в последнее время популярность игровые автоматы. Испытания данных средств измерений и оборудования чаще всего осуществляются на базе заявителей (изготовителей и импортеров), лаборатории которых не специализированы для проведения подобных работ. Согласно международным требованиям (Руководство ИСО/МЭК 17025:2001) испытания должны проводиться квалифицированными специалистами, в специализированной лаборатории, оснащенной необходимым испытательным, измерительным и вспомогательным оборудованием.
      Таким образом, существует потребность в создании собственного центра испытаний средств измерений, оснащенного всем необходимым оборудованием.
      В 2006 году, за счет средств республиканского бюджета было приобретено и поставлено оборудование для проведения испытаний климатических, механических и на электромагнитную совместимость. Однако приобретенное оборудование не полностью охватывает весь перечень существующих в мире испытаний. Поэтому данное мероприятие рассчитано на несколько лет, за это время будет приобретаться недостающее оборудование, обучаться специалисты.

  3.5 Создание поверочных лабораторий

      Согласно Закону средства измерений, используемые в сфере государственного метрологического надзора, подлежат обязательной поверке, при которой подтверждается соответствие поверяемого средства измерений установленным техническим требованиям и определяется его пригодность к дальнейшему применению.
      В настоящее время существует вопрос о качестве оказываемых аккредитованными юридическими лицами услуг по поверке средств измерений, применяемых при работах по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан, при контроле состояния окружающей среды, при торгово-коммерческих операциях и расчетах между покупателем (потребителем) и продавцом (поставщиком, производителем, исполнителем), в том числе в сферах бытовых и коммунальных услуг, услуг связи и др. А также не все применяемые средства измерений обеспечены поверкой в республике.
      Достоверность результатов измерений в указанных областях деятельности имеет социальное, экономическое и политическое значение для государства.
      Создание поверочных лабораторий с современным поверочным и вспомогательным оборудованием, высококвалифицированным персоналом предусматривает немалые финансовые затраты, в которых не заинтересованы коммерческие предприятия, а зачастую они не могут себе позволить подобные расходы.
      Бюджетное финансирование по данному мероприятию осуществляется с 2005 года. Для проведения поверочных работ в области медицины приобретено 5 единиц оборудования, в сфере торгово-коммерческих операций - 11 единиц, в охране окружающей среды - 4 единицы. Проведена работа по их внесению в реестр государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Однако, этого недостаточно для метрологического обеспечения всех средств измерений, применяемых в вышеуказанных областях деятельности.

  3.6 Организация и проведение межлабораторных сличений

      Поверка и калибровка средств измерений осуществляется метрологическими службами юридических лиц, аккредитованных в установленном порядке.
      Для обеспечения качества проводимых поверок и калибровок средств измерений необходимо проведение межлабораторных сличений среди аккредитованных поверочных и калибровочных лабораторий (центров).
      Сличения являются одним из способов контроля и должны проводиться с целью обеспечения единства и требуемой точности измерений в республике и подтверждения технической компетентности метрологических служб.
      Согласно  статьи 14  Закона межлабораторные сличения организует и проводит государственный научный метрологический центр, которым  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 1 ноября 1996 года N 1342 "О создании Республиканского государственного предприятия "Казахстанский институт метрологии (КазИнМетр)" определено республиканское государственное предприятие "Казахстанский институт метрологии" (далее - РГП "КазИнМетр").
      Организатор сличений осуществляет научно-методическое руководство проведения межлабораторных сличений, которое включает определение вида сличений, выбор средства сличений, определение характеристик средства сличений, разработку плана проведения сличений, составление сводной таблицы результатов сличений, анализ результатов сличений. Анализ результатов сличений позволяет выявить различия и проблемы лабораторий, и инициировать проведение корректирующих действий. Отрицательные результаты приводят к исключению из области аккредитации участников межлабораторных сличений соответствующих видов измерений. Положительные же результаты обеспечивают доверие у заказчиков лаборатории.
      Бюджетное финансирование данного мероприятия осуществляется с 2005 года. В сличениях приняли участие и доказали свою компетентность 22 поверочные и калибровочные лаборатории. В 2006 году организованы межлабораторные сличения результатов поверки и калибровки средств измерений для 28 поверочных и калибровочных лабораторий.

  3.7 Аккредитация измерительных лабораторий в соответствии
с международными требованиями и подготовка
квалифицированного персонала

      Всевозрастающая тенденция глобализации мировой торговли и в целом экономики определяет необходимость принятия мер по устранению всевозможных национальных и региональных барьеров в торговле, производстве, финансах, специалистах, что является одной из важнейших задач общества на современном этапе. Об этом свидетельствует образование в 1995 году ВТО и заключение Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ) в рамках ВТО.
      В этой связи необходимо гармонизировать систему аккредитации Республики Казахстан с международными системами и, как следствие проводить аккредитацию измерительных лабораторий и подготовку персонала в соответствии с международными требованиями.
      Основной целью международного сотрудничества на сегодня является создание глобальной системы измерений. Взаимное признание результатов измерений, проводимых поверочными и калибровочными лабораториями различных стран, возможно только при их высокой компетенции, а также на взаимном доверии друг к другу.
      Таким образом, механизмом обеспечения доверия для определения беспристрастности, независимости и компетенции лабораторий станет аккредитация.
      Аккредитация на соответствие международным требованиям предоставит возможность измерительным лабораториям показать техническую компетентность и признание результатов измерений на мировом рынке.

  3.8 Проведение прикладных научных исследований
в области метрологии

      Непременными условиями достижения глобальных целей, стоящих перед Казахстаном являются обеспечение устойчивого экономического роста страны, развитие науки и внедрение новых технологий.
      В соответствии со  статьей 14  Закона РГП "КазИнМетр" проводит научно-исследовательские работы, в связи с чем в 2004 году было аттестовано в качестве научной организации.
      В период с 2004 года по 2006 год РГП "КазИнМетр" проводилась научная работа в области стандартных справочных данных (далее - ССД) и рекомендуемых справочных данных (далее - РСД). Проведен мониторинг потребностей отечественной промышленности и науки в ССД. Разработаны ССД и РСД в области нефтехимии, горного дела, обогащения и цветной металлургии, безопасности труда. Итогом проведенной работы стало создание в 2005 году государственной службы стандартных справочных данных (далее - ГСССД). Обозначен круг потребителей, разработчиков ССД и специализированных организаций ГСССД.
      Кроме того, в 2006 году проводились научные исследования государственного эталона единицы плоского угла, позволившие всесторонне изучить возможности эталона, исследовать влияние различных факторов на стабильность его метрологических характеристик.
      Для обеспечения наивысшей точности приобретаемых и существующих эталонов недостаточно только ввести их в действие. Необходимо исследовать влияние различных внешних факторов на точностные характеристики эталонов и по результатам научных исследований проводить усовершенствование эталонов с целью достижения наивысшей точности на уровне мировых стандартов.
      Проведение научно-исследовательских работ по дальнейшему исследованию возможностей применения приобретенного эталонного оборудования позволит расширить сферу его применения и использования.
      Научно-исследовательские работы необходимы для создания новых типов стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, потребность в которых в республике очень велика. Использование отечественных стандартных образцов позволит обеспечить метрологический контроль средств измерений и снизить затраты потребителей на приобретение и допуск к применению стандартных образцов зарубежного выпуска.

  3.9 Содержание Эталонного центра

      Во исполнение поручения Главы государства построен и введен в эксплуатацию Эталонный центр в городе Астана, представляющий собой административный корпус и комплекс специализированных лабораторий для размещения эталонов и эталонного оборудования.
      В рамках реализации Программ создания и развития государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан в период с 1999 по 2006 годы за счет средств республиканского бюджета изготовлены уникальные эталоны и эталонное оборудование, требующие специальных условий содержания, которые обеспечены в Эталонном центре.
      Для дальнейшего содержания Эталонного центра необходимо обеспечить его поддержку и техническое обслуживание.

  4. Цель и задачи Программы

      Целью Программы является защита прав и законных интересов граждан и экономики Республики Казахстан от последствий недостоверных результатов измерений, а также устранение технических барьеров в торговле путем обеспечения признания результатов измерений на международном уровне.
      Задачами Программы являются:
      развитие и обеспечение функционирования государственной эталонной базы единиц величин Республики Казахстан для метрологического обеспечения перспективных потребностей отраслей экономики;
      повышение эффективности определения метрологических характеристик ввозимых и применяемых в республике средств измерений;
      подтверждение технической компетентности измерительных лабораторий республики;
      проведение прикладных научных исследований в области метрологии;
      содержание Эталонного центра.

  5. Основные направления и механизм реализации Программы

  5.1 Развитие и обеспечение функционирования
государственной эталонной базы

      Для развития государственной эталонной базы необходимо приобретение государственных эталонов и эталонного оборудования, проведение модернизации и дооснащения существующих эталонов и эталонного оборудования.
      Для сопровождения и обслуживания государственных эталонов необходимо:
      проведение сличений (поверок) с межгосударственными и международными, а также национальными эталонами единиц величин зарубежных стран;
      обеспечение условий хранения и эксплуатации приобретаемого оборудования;
      приобретение расходных материалов и вспомогательных средств измерений для государственных эталонов;
      ремонт и сервисное обслуживание государственных эталонов;
      содержание и повышение квалификации персонала, обслуживающего государственные эталоны.
      Для проведения научно-исследовательских работ на международном уровне и повышения квалификации персонала, обслуживающего государственные эталоны необходимо провести их обучение и прохождение длительных стажировок не менее шести месяцев в ведущих метрологических институтах зарубежных стран.

  5.2 Повышение эффективности определения метрологических
характеристик ввозимых и применяемых в республике
средств измерений

      Создание государственного центра испытаний средств измерений предполагает:
      приобретение оборудования для проведения испытаний и метрологической аттестации;
      размещение и введение в эксплуатацию приобретенного оборудования в испытательных лабораториях Эталонного центра.
      В целях обеспечения поверкой измерительной техники, внесенной в номенклатурный перечень и используемой в областях деятельности, имеющих социальное, экономическое и политическое значение для государства предполагается приобретение поверочного и вспомогательного оборудования.

  5.3 Подтверждение технической компетентности
измерительных лабораторий республики

      Организация и проведение межлабораторных сличений результатов поверки и калибровки средств измерений потребует обучения персонала метрологических служб юридических лиц, создания и разработки программного обеспечения для обработки результатов межлабораторных сравнительных сличений, комплектования справочно-информационного фонда, приобретения средств сличений.
      Для аккредитации измерительных лабораторий в соответствии с международными требованиями и подготовки квалифицированного персонала необходимо оказать услуги по подготовке к аккредитации и дальнейшей аккредитации на соответствие требованиям международного стандарта ИСО/МЭК 17025-2001 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".
      В целях обеспечения соответствующего уровня лабораторий предусматривается подготовка квалифицированного персонала, в том числе внешних экспертов-аудиторов с признанием их статуса в международных системах аккредитации. Работы по организации обучения следует проводить с привлечением ведущих международных центров подготовки персонала, с выдачей сертификатов международного образца.

  5.4 Проведение прикладных научных исследований
в области метрологии

      Проведение прикладных научных исследований в области метрологии предполагает:
      совершенствование имеющихся эталонов и эталонного оборудования, расширение области их применения;
      разработка новых типов стандартных образцов;
      разработка новых стандартных справочных данных.

  5.5 Содержание Эталонного центра

      Содержание Эталонного центра предполагает:
      поддержку и техническое обслуживание технологического оборудования Эталонного центра;
      телекоммуникационное обеспечение, охрану, хозяйственное обслуживание Эталонного центра;
      страхование Эталонного центра на случай стихийных бедствий, пожара, взрывов и других рисков.

  6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

      Финансирование Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на развитие государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан.
      Необходимые объемы финансирования на 2007 год составляют 1056,108 млн. тенге, на 2008 год - 1056,786 млн. тенге, на 2009 год - 1057,505 млн. тенге.
      Объемы финансирования из республиканского бюджета будут уточняться в соответствии с Законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

  7. Ожидаемый результат от реализации Программы

      Эталонная база должна гарантировать безопасность государства (метрологическую независимость и самодостаточность), правильно оценивать точность выполняемых измерений с целью осуществления достоверной оценки качества и количества сырья, ресурсов, материалов, продукции.
      Реализация Программы позволит:
      модернизировать 3 единицы и приобрести 9 единиц эталонов и эталонного оборудования, соответствующих уровню точности международных требований и национальных эталонов наиболее технически развитых стран;
      сопровождать и обслуживать все государственные эталоны;
      обучить специалистов в ведущих метрологических институтах зарубежных стран;
      создать и развивать Государственный центр испытаний средств измерений для обеспечения качества проводимых испытаний и метрологической аттестации средств измерений и оборудований;
      создать и развивать поверочные лаборатории и организовать поверочные работы для средств измерений, используемых в отраслях деятельности, имеющих социальное, экономическое и политическое значение;
      провести сличения результатов поверки и калибровки средств измерений между метрологическими службами юридических лиц;
      гармонизировать систему аккредитации Республики Казахстан с международными требованиями;
      разработать нормативно-методические документы (методики выполнения измерений, поверки, калибровки средств измерений, оценки погрешности и неопределенности измерений, достоверности ССД и РСД, рекомендации по вопросам охраны окружающей среды, безопасности труда, по разработке новых энергосберегающих технологий, по совершенствованию эталонов и эталонного оборудования);
      обеспечить бесперебойное и безаварийное функционирование всего технологического оборудования Эталонного центра.

     8. План мероприятий по реализации Программы развития
   государственной системы обеспечения единства измерений
         Республики Казахстан на 2007-2009 годы

N
п/п

Мероприятия

Форма
завер-
шения

Ответ-
ствен-
ные
испол-
нители

Срок
испол-
нения

Пред-
полага-
емые
расходы
(млн.
тенге)

Источ-
ник
финан-
сиро-
вания

1

2

3

4

5

6

7

1. Развитие и обеспечение функционирования
государственной эталонной базы

1

Обеспечить раз-
витие эталонной
базы Республики
Казахстан:
 приобрести
государственный
эталон единицы
электрического
сопротивления;
 приобрести
государственный
первичный эталон
массы из
платиноиридиевого
сплава;
 приобрести
государственный
первичный эталон
единицы силы
света;
 приобрести
государственный
первичный эталон
единиц координат
цвета и координат
цветности;
 приобрести
государственный
первичный эталон
длины до 1000 мм;
 приобрести
государственный
эталон единицы
длины в области
измерений
отклонений от
прямолинейности
и плоскостности;
 приобрести
государственный
первичный эталон
единицы
теплопроводности;
 приобрести
государственный
эталон твердости
по шкале Шора;
 приобрести
государственный
первичный
эталон единиц
дисперсных
параметров аэро-
золей, взвесей и
порошкообразных
материалов и
единицы массовой
концентрации
частиц в
аэродисперсных
средах;
 модернизировать
и дооснастить
государственные
эталоны длины,
массы, абсолют-
ного давления

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

  

МИТ

  

10
января
и
10 июля
ежегод-
но

2007 г. -
410;
2008 г. -
410;
2009 г. -
410  

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

2

Обеспечить
сопровождение и
обслуживание
государственных
эталонов:
 провести сличе-
ния (поверки) с
межгосударствен-
ными и
международными,
а также
национальными
эталонами единиц
величин
зарубежных стран;
 обеспечить
условия хранения
и эксплуатации
приобретаемого
оборудования;
 приобрести
расходные
материалы и
вспомогательные
средства
измерений для
государственных
эталонов;
 ремонт и
сервисное
обслуживание
государственных
эталонов;
 содержать и
повышать
квалификацию
персонала,
обслуживающего
государственные
эталоны

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ

10
января
и
10 июля
ежегод-
но

2007 г. -
198,193;
2008 г. -
198,193;
2009 г. -
198,193

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

3

Обеспечить
обучение и стажи-
ровку специалис-
тов в ведущих
метрологических
институтах
зарубежных стран

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ

10
января
и
10 июля
ежегод-
но

2007 г. -
33,504;
2008 г. -
 33,504;
2009 г. -
33,504

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

2.   Повышение эффективности определения
метрологических характеристик ввозимых и применяемых
в республике средств измерений

4

Обеспечить
развитие
Государственного
центра испытаний
средств
измерений:
 приобрести
оборудование для
проведения
испытаний и
метрологической
аттестации;
 разместить и
ввести в
эксплуатацию
приобретенное
оборудование в
испытательных
лабораториях
Эталонного центра

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ

10
января
и
10 июля
ежегод-
но

2007 г. -
71,694;
2008 г. -
71,694;
2009 г. -
71,694

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

5

Обеспечить
развитие
поверочной
лаборатории
и организовать
поверочные работы
для средств
измерений,
используемых в
отраслях
деятельности,
имеющих
социальное,
экономическое и
политическое
значение

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ
(созыв);
МЗ;
МООС

10
января
и
10 июля
ежегод-
но

2007 г. -
68,531;
2008 г. -
68,531;
2009 г. -
68,531

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

3. Подтверждение технической компетентности
измерительных лабораторий республики

6

Организовать
проведение
межлабораторных
сличений резуль-
татов поверки и
калибровки
средств измерений

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ

10
января
и
10 июля
ежегод-
но

2007 г. -
7,183;
2008 г. -
7,183;
2009 г. -
7,183

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

7

Организовать
аккредитацию
измерительных
лабораторий в
соответствии с
международными
требованиями и
подготовку
квалифицированно-
го персонала

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ

10
января
и
10 июля
ежегод-
но

2007 г. -
60;
2008 г. -
60;
2009 г. -
60

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

4. Проведение прикладных научных исследований
в области метрологии

8

Проводить прик-
ладные научные
исследования в
области
метрологии

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ

10
января
и
10 июля
ежегод-
но

2007 г. -
11,3;
2008 г. -
11,978;
2009 г. -
12,697

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

5. Поддержка и техническое обслуживание Эталонного центра

9

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Содержание
Эталонного
центра:
 производить
поддержку и
техническое
обслуживание
технологического
оборудования
Эталонного
центра;
 производить
телекоммуника-
ционное
обеспечение,
охрану,
хозяйственное
обслуживание
Эталонного центра;
 производить
страхование
Эталонного
центра на случай
стихийных
бедствий,
пожара, взрывов
и других рисков

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

  

  

  

  

  

  

МИТ

  

  

  

  

  

  

  

  

  

10
января
и
10 июля
ежегод-
но

  

  

  

  

  

  

  

2007 г. -
195,703;
2008 г. -
195,703;
2009 г. -
195,703

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

  

  

  

  

  

  

  

Итого:  

  

  

  

2007 г. -
1056,108;
2008 г. -
1056,786;
2009 г. -
1057,505

Респу-
бли-
кан-
ский
бюджет

      Примечание:
МИТ  - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан;
МЗ   - Министерство здравоохранения Республики Казахстан;
МООС - Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан.