В соответствии со статьей 7 Закона Республики Казахстан от 7 июля 2006 года "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан на 2007-2009 годы.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 13 октября 2006 года N 990
Программа
развития системы особо охраняемых природных территорий
Республики Казахстан на 2007-2009 годы
Содержание
1.
Паспорт Программы
2.
Введение
3.
Анализ современного состояния природно-заповедного
дела в Республике Казахстан
4.
Цель и задачи Программы
5.
Основные направления и механизм реализации Программы
5.1.
Порядок создания и расширения системы особо
охраняемых природных территорий
5.2.
Расширение территории существующих и создание новых
особо охраняемых природных территорий со статусом
юридического лица
5.2.1.
Государственные природные заповедники
5.2.2.
Государственные национальные природные парки
5.2.3.
Государственные природные резерваты
5.3.
Создание особо охраняемых природных территорий без
образования юридического лица
5.3.1.
Государственные природные заказники
5.4.
Развитие системы особо охраняемых природных
территорий местного значения
6.
Необходимые ресурсы и источники финансирования Программы
7.
Ожидаемые результаты от реализации Программы
8.
План мероприятий по реализации Программы
9.
Приложения
Наименование Программа развития системы особо охраняемых
природных территорий Республики Казахстан на
2007-2009 годы
Основание для В соответствии со
статьей 7
Закона Республики
разработки Казахстан "Об особо охраняемых природных
Программы территориях" и
Концепцией
развития и размещения
особо охраняемых природных территорий Республики
Казахстан до 2030 года
Основной Министерство сельского хозяйства Республики
разработчик Казахстан
Программы
Цель Программы Сохранение биологического разнообразия,
объектов природно-заповедного фонда, природного
и культурного наследия путем развития системы
особо охраняемых природных территорий во всех
природно-климатических зонах Республики
Казахстан
Увеличение территории государственного
природно-заповедного фонда Республики Казахстан
на 1258,66 тыс. га
Задачи На основе анализа современного состояния
Программы территориальной охраны биологического
разнообразия в Республике Казахстан определить
первоочередные природные комплексы для придания
им статуса особо охраняемых природных территорий
установить порядок поэтапной организации
расширяемых и вновь создаваемых особо охраняемых
природных территорий различных категорий и
видов на 2007-2009 годы
Сроки 2007-2009 годы
реализации
Программы
Источники Ha реализацию Программы предполагаются
финансирования финансовые затраты:
Программы из республиканского бюджета:
147,81 млн. тенге, в том числе по годам:
2007 - 5,5 млн. тенге; 2008 - 72,33 млн. тенге;
2009 - 69,98 млн. тенге;
за счет средств международных грантов:
9,3 млн. тенге, в том числе по годам:
2007 год - 7,5 млн. тенге; 2008 - 1,8 млн. тенге.
Объемы расходов на 2008-2009 годы будут
уточняться в соответствии с Законом Республики
Казахстан "О республиканском бюджете" на
соответствующий финансовый год
Ожидаемые Реализация мероприятий Программы позволит
результаты от увеличить территорию природно-заповедного
реализации фонда Республики Казахстан на 1258,66 тыс. га и
Программы довести в 2009 году долю особо охраняемых
природных территорий до 1,8 % от территории
государства. Это позволит обеспечить охрану
ландшафтного и биологического разнообразия
государства, развить экологический туризм,
улучшить состояние окружающей среды и здоровья
населения
Территория Казахстана обладает уникальным набором ландшафтных комплексов: от пустынь до высокогорий и экосистем внутренних морей. В условиях нарастающих темпов экономического развития страны и усиления использования природных ресурсов актуальным становится вопрос дальнейшего совершенствования системы территориальной охраны природы. Те же условия определяют необходимость дальнейшего развития особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан (далее - ООПТ), как действенной системы сохранения биологического разнообразия государства.
Казахстан, как сторона
Конвенции
по сохранению биологического разнообразия (постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 19 августа 1994 года N 918), имеет свои обязательства по сохранению биологического разнообразия. Законодательство в сфере ООПТ основывается на
Конституции
Республики Казахстан,
Законе
Республики Казахстан "Об особо охраняемых природных территориях",
Концепции
развития и размещения особо охраняемых природных территорий до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2000 года N 1692.
Большое значение для развития заповедного дела имеет проведение в марте 2004 года парламентских слушаний "Проблемы и перспективы развития государственного природно-заповедного фонда", на которых были обсуждены проблемы развития системы территориальной охраны природы в Казахстане и определены пути их решения.
В 1997 году была провозглашена
Стратегия
развития Республики Казахстан до 2030 года, объявившая, что Казахстан до 2030 года должен стать чистой и зеленой страной, со свежим воздухом и прозрачной водой. Одним из инструментов достижения этих целей является создание системы ООПТ. Главная задача формирования оптимальной системы ООПТ заключается в обеспечении их неразрывности, когда заповедные ядра (заповедники и национальные парки) соединяются между собой территориями с менее строгой охраной (заказники, заповедные зоны), а также с элементами экологической сети - экологическими коридорами, лесными массивами, водоохранными зонами и полосами и другими охраняемыми природными территориями.
На современном этапе размещение ООПТ на территории Республики Казахстан трудно квалифицировать как "экологическую сеть" в ее глобальном понимании. Вместе с тем, сейчас идет формирование региональных внутригосударственных экологических сетей в Заилийском Алатау, Жонгарском Алатау и в Алтайском регионе. Формируются элементы экологических сетей и на межгосударственном уровне - это Западно-Тянь-Шаньский и Алтай-Саянский экологические регионы. Начатые работы и разрабатываемые подходы должны быть продолжены по всем природным комплексам (лес, степь, лесостепь, пустыни, полупустыни, прибрежные и водные экосистемы), для которых организация экологической сети также актуальна, как и для горных областей.
Выполнение этих сложных задач приходится решать в условиях жесткого антропогенного пресса. В этих условиях сохранение редких и уникальных видов флоры и фауны, объектов неживой природы возможно лишь путем организации репрезентативной системы особо охраняемых природных территорий.
3. Анализ современного состояния природно-заповедного
дела в Республике Казахстан
На 1 января 2006 года в Казахстане функционируют 10 государственных природных заповедников, 9 государственных национальных природных парков, 2 государственных природных резервата, 55 государственных природных заказников, 5 государственных заповедных зон, 26 памятников природы республиканского значения.
Общая площадь ООПТ республиканского значения составляет 21118,7 тыс. га, в том числе со статусом юридического лица 3769,1 тыс. га - 1,4 % от всей территории государства. По этому показателю Республика Казахстан далеко отстает от средне-мирового уровня (при общепризнанных мировых стандартах - 10-12 %).
Общая площадь ООПТ России составляет 136,6 млн. га (7,58 % от общей площади страны).
Существующая в России система государственных природных заповедников и национальных парков формировалась свыше 85 лет и включает:
100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн. га (свыше 1,56 % площади Российской Федерации);
35 национальных парков площадью 7 млн. га (0,41 % площади страны).
Начиная с 1992 года в России было создано 26 новых заповедников и 18 национальных парков. Кроме того, за это время были расширены территории 22 заповедников и 1 национального парка.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2001 года N 725-р одобрен Перечень государственных природных заповедников и национальных парков, в соответствии с которым на территории Российской Федерации предусмотрено до 2010 года организовать 9 новых заповедников и 12 национальных парков.
Кроме того, в период 2003-2010 годы в России должна быть продолжена работа по расширению территорий существующих государственных природных заповедников, в том числе путем создания биосферных полигонов.
К концу 2010 года в России планируется утвердить новую перспективную схему развития сети государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2015 года.
В России создание ООПТ является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2002 года N 1225-р, рассматривает создание и развитие ООПТ разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.
Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты, как эталонные, так и уникальные, представлены именно в масштабах федеральной системы особо охраняемых природных территорий, основу которой составляют государственные природные заповедники и национальные парки.
Система охраняемых территорий Канады включает в себя 36 национальных парков и парковых резерватов федерального значения и 640 охраняемых территорий различной категории общей площадью 825 455 кв. км, что составляет 8,4 % от площади страны.
В основу системного плана развития национальных парков Канады положен принцип сохранения наиболее ярких образцов каждого из ландшафтов Канады. В осуществление этого принципа было проведено районирование страны с использованием физико-географических и геоботанических критериев и выделено 39 "естественных регионов для размещения национальных парков" - с тем, чтобы в системе национальных парков был представлен каждый из этих регионов, и в каждом случае под охраной оказывался характерный "срез" природы страны.
На сегодняшний день 22 из 39 канадских природных регионов имеют по крайней мере по одному национальному парку. Еще в четырех регионах выделены перспективные территории, где уже прекращена добыча полезных ископаемых и завершаются работы по проектированию и согласованию режима и границ новых национальных парков.
План развития системы национальных парков Канады имеет ряд достоинств:
он предлагает научно-обоснованный подход к размещению охраняемых территорий (в противоположность их стихийному созданию);
он позволяет представить систему национальных парков страны в завершенном виде (ясное определение конечных параметров системы облегчило получение поддержки, необходимой для завершения ее строительства, в Департаменте финансов и других органах государственной власти);
он предлагает стратегию развития, направленную на то, чтобы в системе национальных парков был представлен каждый природный регион страны (а не дублировались уже представленные регионы), и способствует максимально эффективному использованию финансовых ресурсов и кадрового потенциала;
он легок для понимания, что способствует получению государственной поддержки и осознанному участию различных слоев общества в процессе создания парков.
Одной из особенностей канадского плана является его простота: несмотря на относительное разнообразие природных условий страны, разработчики предложили несложную схему районирования и сосредоточили внимание лишь на одной категории охраняемых территорий. Но в любом случае рано или поздно процесс планирования придется распространить на всю совокупность охраняемых территорий страны.
Опыт Канады по развитию системы национальных парков является наиболее приемлемым для условий Казахстана, с учетом его распространения на всю совокупность особо охраняемых природных территорий различных категорий и видов, обеспечивающей репрезентативное представительство в них природных комплексов всех географических зон.
В отличие от Канады, до настоящего времени охраняемые территории в Казахстане создаются по мере разработки материалов естественнонаучного и технико-экономического обоснований, на основании предложений министерств и ведомств, акиматов областей, научных, неправительственных организаций и других физических и юридических лиц, вне зависимости от структуры биоразнообразия, без четкой стратегии.
Поэтому, настоящая Программа призвана определить приоритетные направления развития системы охраняемых территорий, избежать спонтанных решений при использовании природных ресурсов, обеспечить их репрезентативность, как по занимаемой площади, так и по спектру охвата природных зон и ландшафтов.
Анализ современного состояния природно-заповедного фонда Республики Казахстан показывает что, из 178 млекопитающих охраняется 140 (78,6 %), среди них 22 вида, занесенных в Красную книгу Республики Казахстана (1991 года выпуска) или 61,1 % от общего списка млекопитающих в этой книге, 346 видов птиц (87,4 %), 31 вид пресмыкающихся (63,2 %), 23 вида рыб (22,1 %), но они далеко не обеспечивают сохранения уникального флористического и фаунистического разнообразия Казахстана и поддержки устойчивого состояния всего комплекса природных экосистем.
Нужны надежно охраняемые территории в местах обитания архара алтайского, казахстанского, каратауского и кызылкумского. Явно недостаточно охраняемых территорий для пустынных млекопитающих - джейрана, кулана, манула, каракала, перевязки. Ненадежно защищен даже сайгак, нет ни одного достаточного по масштабам охраняемого резервата в местах окота этих ценных копытных. Совсем не встречаются на заповедных территориях 37 видов (21,1 %) млекопитающих, в том числе 12 видов, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан. Это обитающие в долине реки Урал выхухоль, лесная куница, европейская норка, живущие в Волго-Уральских песках гигантский слепыш и др. Краснокнижный эндемик Западного Тянь-Шаня - сурок Мензбира, находящийся в этом регионе, не встречается на территории Аксу-Джабаглинского заповедника.
Темпы создания заповедников в республике очень низки: за последние 27 лет (1978 - 2005) организовано всего 5 заповедников - Устюртский, Маркакольский, Западно-Алтайский, Алакольский и Каратауский.
Из млекопитающих, не включенных в Красную книгу Республики Казахстан, показательно отсутствие на заповедных территориях таких характерных обитателей пустынь, как многие виды тушканчиков.
Для сохранения биологического разнообразия класса млекопитающих в Казахстане необходимо создание надежно охраняемых резерватов в различных типах пустынь (песчаных, глинистых, лессовых, щебенисто-каменистых, солончаковых), для каждой из которых характерен свой набор фоновых млекопитающих. Особое внимание необходимо обратить на западный регион, в том числе и на долину реки Урал.
За последние три года площадь ООПТ увеличилась за счет расширения существующих и создания новых ООПТ на 1507896 га в том числе по годам: в 2003 году на 936793 га, в 2004 году на 231137 га, в 2005 году на 339966 га. В 2006 году планируется создать государственный национальный природный парк "Колсай көлдері" на площади 161045 га и Иргиз-Тургайский государственный природный резерват на площади 765278 га.
Фактическая картина существующего распределения объектов ООПТ в пределах географических зон Республики Казахстан представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Объекты ООПТ Республики Казахстан
в пределах географических зон
Природные зоны,
|
При-
|
Нацио-
|
При-
|
Па-
|
При-
|
Запо-
|
Всего |
Южная лесостепь |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
2 |
Колочная
|
- |
- |
- |
2 |
1 |
- |
3 |
Умеренно-
|
- |
3 |
- |
19 |
4 |
- |
26 |
Засушливая
|
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
Умеренно-сухая
|
1 |
1 |
- |
- |
9 |
- |
11 |
Сухая степь |
1 |
- |
2 |
1 |
1 |
- |
5 |
Опустыненная
|
- |
- |
- |
- |
5 |
- |
5 |
Ocтепненная
|
2 |
- |
- |
1 |
4 |
2 |
9 |
Настоящая
|
- |
- |
- |
- |
10 |
- |
10 |
Южная пустыня |
1 |
- |
- |
- |
- |
3 |
4 |
Горы с
|
5 |
5 |
- |
3 |
18 |
- |
31 |
Всего |
10 |
9 |
2 |
26 |
55 |
5 |
107 |
Анализ распределения ООПТ по географическим регионам республики показывает, что развитие заповедного дела в стране осуществлялось с крупными пробелами в отношении ООПТ в степных и пустынных зонах.
В связи с этим, Программой развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан на 2007-2009 годы (далее - Программа) предусматривается расширение системы ООПТ в степной и полупустынной зонах как экосистем, имеющих глобальное значение. К настоящему времени на крупнейшем континенте Евразии только Казахстан и Монголия обладают участками степей и полупустынь в девственном состоянии, перспективных для охраны и восстановления редких и угрожаемых видов животных и растений, а также сохранения экосистемы в целом. В значительной степени этому будут способствовать создание крупного государственного природного резервата "Алтын-Дала", организация Иргиз-Тургайского государственного природного резервата, присоединение степного участка к Коргалжынскому государственному природному заповеднику, а также создание ряда других ООПТ в пределах этих природных зон как базовых ядер научно обоснованных экологических сетей в Центральной Азии.
Фактическое распределение объектов ООПТ в пределах административных областей представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Объекты ООПТ
Республики Казахстан в пределах административных областей
Наимено-
|
За-
|
Нацио-
|
При-
|
памят-
|
Заказ-
|
Запо-
|
Всего |
Акмолинская |
1 |
2(1*) |
- |
8 |
4 |
- |
15(1*) |
Актюбинская |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
Алматинская |
2 |
3 |
- |
4 |
7 |
- |
16 |
Атырауская |
- |
- |
- |
- |
1 |
1* |
2(1*) |
Восточно-
|
2 |
1 |
1 |
1 |
8 |
- |
13 |
Жамбылская |
- |
- |
- |
- |
3 |
1* |
4(1*) |
Западно-
|
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
3 |
Карагандин-
|
- |
1 |
- |
- |
10 |
- |
11 |
Костанайская |
1 |
- |
- |
- |
3 |
- |
4 |
Кызылордин-
|
1 |
- |
- |
- |
2 |
- |
3 |
Мангистауская |
1 |
- |
- |
- |
2 |
1* |
4(1*) |
Павлодарская |
- |
1 |
1 |
1 |
2 |
- |
5 |
Северо-
|
- |
- |
- |
12 |
4 |
- |
16 |
Южно-
|
2 |
1 |
- |
- |
5 |
2* |
10(2*) |
Всего |
10 |
9(1*) |
2 |
26 |
55 |
5* |
107
|
* - ООПТ располагаются в пределах нескольких областей
Анализ распределения ООПТ в пределах административных областей республики показывает, что большая их часть располагается в Алматинской, Карагандинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Севеpo-Казахстанской областях. Природные заповедники (территории с полным изъятием земель из хозяйственной деятельности) получили наибольшее развитие в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях. Национальные парки (территории с различным функциональным использованием природных ресурсов) преобладают в Алматинской области. До недавнего времени наибольшее количество памятников природы располагалось в бывшей Кокчетавской области, а после ее ликвидации были переданы в Северо-Казахстанскую область. При передаче трех районов Северо-Казахстанской области в состав Акмолинской области (Енбекшильдерского, Щучинского и Зерендинского) памятники природы в основном располагаются в данных областях. Природные заказники с заказным режимом охраны имеют большее представительство в Карагандинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях.
Программой предусматривается расширение системы ООПТ республиканского значения, обеспечивающих максимальную возможность сохранения биологического разнообразия растений, животных, внутривидового генетического разнообразия экосистем, способность биологических ресурсов к самовосстановлению.
Важным элементом функционирования ООПТ является охрана редких и исчезающих объектов флоры и фауны. В Казахстане сейчас официально под угрозой исчезновения находятся 126 видов позвоночных животных, 96 видов беспозвоночных и 207 видов растений.
Количество редких и исчезающих видов постоянно увеличивается. Казахстанскими ботаниками предполагается в следующем издании Красной книги увеличить количество растений до 407. В состоянии критической угрозы находится сайга, что отмечено Красной книгой Международного союза охраны природы.
Учет и анализ современного размещения объектов природно-заповедного фонда позволили выявить дополнительные территории, пригодные для организации новых охраняемых участков, которые могут служить хранилищем генофонда флоры и фауны республики. Перечень объектов природно-заповедного фонда с рекомендациями по их использованию составлен по предложениям государственных органов в области охраны окружающей среды, лесного, и охотничьего хозяйства, рыбного хозяйства и их территориальных подразделений, акиматов областей, неправительственных организаций. Кроме того, были учтены рекомендации парламентских слушаний, посвященных "Проблемам и перспективному развитию государственного природно-заповедного фонда". Была осуществлена комплексная оценка современного состояния естественно-ресурсного потенциала республики, на основе которой были выявлены территории и участки, требующие обязательного резервирования с последующим приданием им статуса особо охраняемых природных территорий.
Целью Программы является сохранение биологического разнообразия, объектов природно-заповедного фонда, природного и культурного наследия путем развития системы ООПТ во всех природно-климатических зонах Республики Казахстан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) на основе анализа современного состояния территориальной охраны биологического разнообразия в Республике Казахстан определить первоочередные природные комплексы для придания им статуса ООПТ;
2) установить порядок поэтапной организации расширяемых и вновь создаваемых ООПТ различных категорий и видов на 2007-2009 годы.
5.1. Порядок создания и расширения системы
особо охраняемых природных территорий
В соответствии с действующим законодательством в области ООПТ, ООПТ республиканского значения создаются решением Правительства Республики Казахстан. Материалы по созданию ООПТ разрабатываются и вносятся на рассмотрение в Правительство Республики Казахстан уполномоченным органом в области особо охраняемых природных территорий. Основанием для выполнения работ по созданию ООПТ является "Программа развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан", утвержденная Правительством Республики Казахстан.
Документальной основой для организации ООПТ является естественнонаучное и технико-экономическое обоснования создания ООПТ. Организация деятельности ООПТ осуществляется в соответствии с планом его управления.
Процесс создания ООПТ включает три этапа, предусматривающих разработку и утверждение проектов: естественнонаучного обоснования, технико-экономического обоснования и землеустроительного проекта создания ООПТ.
1. Естественнонаучное (далее - ЕН) обоснование предусматривает изучение территории, предлагаемой для создания ООПТ, при этом рассматриваются следующие факторы:
1) современное состояние природных ландшафтов и объектов природно-заповедного фонда территории;
2) экологическая, научная, рекреационная и культурная ценность объектов природно-заповедного фонда, расположенных на данной территории;
3) функциональное использование территории;
4) население и его расселение;
5) существующие инженерные сети;
6) основные факторы антропогенного воздействия на окружающую среду;
7) существующие особо охраняемые территории.
Нa основании материалов литературных и натурных исследований территории дается комплексная оценка ландшафтов как природных эталонов, уникумов и объектов генетического резерва, предмета научных исследований, просвещения, образования, рекреации и туризма.
На основании комплексной оценки территории обосновывается выбор категории и вида ООПТ, режима ее охраны и использования.
2. Резервирование земель под ООПТ.
Основанием для резервирования земель под ООПТ являются утвержденные программы развития системы ООПТ.
Резервирование земель под ООПТ осуществляется на основании постановления акимата области (города республиканского значения, столицы) в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.
Предоставление права землепользования на зарезервированные земельные участки при передаче их в состав земель ООПТ производится постановлениями Правительства Республики Казахстан или акимата области (города республиканского значения, столицы) в зависимости от категории ООПТ (республиканского или местного значения) в порядке, определенном
Земельным кодексом
и
Законом
Республики Казахстан "Об особо охраняемых природных территориях".
3. Технико-экономическое обоснование (далее - ТЭО) планировки ООПТ.
ТЭО и входящим в его состав проектом отвода земель (землеустроительный проект) определяются:
описание границ, координат ООПТ, категории и площади земельных участков собственников и землепользователей, изымаемых (выкупаемых) в состав ООПТ, категории и площади земельных участков собственников и землепользователей, включаемых в состав ООПТ без изъятия, а также границ и площади охранной зоны;
затраты, связанные с выкупом земельных участков у собственников и землепользователей и (или) покрытием убытков по их изъятию, ограничением хозяйственной деятельности в охранных зонах, а также в случаях создания ООПТ без изъятия земель;
затраты на создание инфраструктуры и содержание ООПТ, выполнение мероприятий по охране, защите и восстановлению объектов государственного природно-заповедного фонда;
функциональное зонирование территории, вид режима охраны и условия регулируемого туристского, рекреационного и ограниченного хозяйственного использования природных комплексов в пределах установленных функциональных зон с определением норм рекреационных нагрузок;
проект планировки ООПТ и ее инфраструктуры (генеральный план развития инфраструктуры): мест размещения туристских троп, смотровых площадок, бивачных полян, стоянок для транспорта, кемпингов, палаточных лагерей, гостиниц, мотелей, туристских баз, объектов общественного питания, торговли и другого культурно-бытового назначения, трубопроводов, линий электропередачи и связи, дорог с учетом развития экологического туризма.
Мероприятия и расходы по созданию, содержанию и развитию ООПТ.
5.2. Расширение территории существующих и создание
новых особо охраняемых природных территорий
со статусом юридического лица
5.2.1. Государственные природные заповедники
Государственный природный заповедник (далее - ГПЗ) - ООПТ с заповедным режимом охраны, имеющая статус природоохранного научного учреждения, предназначенная для сохранения в естественном состоянии типичных, редких и уникальных природных комплексов. На территориях заповедников запрещена любая хозяйственная деятельность и проводятся только научно-исследовательские работы. Культурно-просветительные, учебные и туристские мероприятия могут проводиться лишь на специально выделенных участках.
Проектами естественнонаучных обоснований определена необходимость на период до 2009 года увеличения площадей четырех существующих природных заповедников в целях установления заповедного режима на прилегающих к ним территориях, природные комплексы которых составляют с заповедниками единое целое (таблица 3).
Таблица 3.
Расширение существующих государственных
природных заповедников
1. Маркакольский государственный природный
|
|
Местоположение |
Юго-Западный Алтай, озеро Маркаколь,
|
Год образования |
Постановление Совета Министров Каз.
|
Площадь |
Существующая - 75048 га. Расширение
|
Основание
|
Охрана мест обитания и миграции
|
Режим охраны |
Заповедный, с исключением любой
|
Сроки проведения
|
IV квартал 2007 года |
2. Западно-Алтайский государственный природный
|
|
Местоположение |
Создан на землях гослесфонда:
|
Год образования |
Постановление Верховного Совета
|
Площадь |
Существующая - 56078 га.
|
Основание
|
Охрана кедровых насаждений,
|
Режим охраны |
Заповедный, исключающий любую
|
Сроки проведения
|
IV квартал 2007 года |
3. Коргалжынский государственный природный
|
|
Месторасположение |
Заповедник расположен в 150 км к
|
Год создания |
Создан постановлением Совета
|
Площадь |
Существующая площадь 258963 га.
|
Основание расширения |
Западные степи важны как места
|
|
Восточная территория - место
|
Режим охраны |
Заповедный, с исключением всех
|
Сроки проведения
|
IV квартал 2007 года |
Сроки проведения
|
IV квартал 2008 года |
4. Алакольский государственный природный
|
|
Местоположение |
Заповедник расположен на землях
|
Год образования |
Постановление Правительства РК и
|
Площадь, тыс. га |
Существующая площадь - 19773, в том
|
Основание расширения |
Охрана уникальных экосистем
|
Режим охраны |
Заповедный, с исключением любых
|
Сроки проведения
|
IV квартал 2007 года |
Сроки проведения
|
IV квартал 2008 года |
Программой предусматривается создание в Восточно-Казахстанской области Тарбагатайского ГПЗ. Это территория, где природа сохранилась в первозданном виде, имеет высокий уровень биоразнообразия и относится к приоритетно-значимым для фауны территориям Евроазиатского материка. Краткая характеристика и мотивы создания заповедника приводятся ниже (таблица 4).
Таблица 4.
Создание новых государственных природных заповедников
Тарбагатайский государственный природный
|
|
Месторасположение |
Тарбагатайский хребет,
|
Площадь |
250000 га |
Основание организации |
Охрана уникальной субальпийской
|
Объекты охраны |
Флора
:
Яблоня Сиверса,
|
Режим охраны |
Заповедный, с исключением всех
|
Сроки проведения
|
IV квартал 2009 года |
5.2.2. Государственные национальные природные парки
Одним из путей защиты экосистем является создание ООПТ, которые в состоянии поддержать экологический баланс на значительно большей, чем заповедники, территории, сочетая сохранение природных комплексов с интересами экологического просвещения, отдыха населения и регулируемой хозяйственной деятельности. Природопользование на этих территориях базируется на способности экосистем к восстановлению путем проведения целенаправленных мероприятий, ограничивающих некоторые виды антропогенного пресса. К таким ООПТ относятся государственные национальные природные парки (далее - ГНПП).
Программой предусматривается расширение площади существующих и создание новых ГНПП (таблицы 5 и 6).
Таблица 5.
Расширение существующих государственных
национальных природных парков
1. Иле-Алатауский государственный
|
|
Местоположение |
В пределах северного склона хребта
|
Год создания |
Постановление Правительства Республики
|
Площадь |
Существующая - 199702 га.
|
Основание
|
Охрана мест обитания копытных и хищных
|
Режим охраны |
Заповедный, заказной и регулируемый |
Сроки проведения
|
IV квартал 2008 года |
2. Чарынский государственный национальный
|
|
Месторасположение |
Алматинская область, на территории
|
Год создания |
Постановление Правительства Республики
|
Площадь, тыс. га |
Существующая - 93150 га. Расширение -
|
Мотивы расширения |
Охрана мест обитания джейрана,
|
Режим охраны |
Заповедный, заказной и регулируемый |
Сроки проведения
|
IV квартал 2007 года |
3. Баянаульский государственный национальный
|
|
Месторасположение |
Павлодарская область, на территории
|
Год создания |
Постановлением Совета Министров
|
Площадь, тыс. га |
Существующая - 50688 га. Расширение -
|
Основание расширения |
Охрана мест обитания архаров,
|
Режим охраны |
Заказной |
Сроки проведения
|
IV квартал 2007 года |
4. Каркаралинский государственный национальный
|
|
Месторасположение |
Карагандинская область, на территории
|
Год создания |
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 1998 года N 1212 |
Площадь, тыс. га |
Существующая - 90323 га. Расширение - 50000 га |
Основание расширения |
Охрана мест обитания архаров, беркута,
|
Режим охраны |
Заповедный, заказной и регулируемый |
Сроки проведения
|
IV квартал 2007 года |
Сроки проведения
|
IV квартал 2008 года |
5. Государственный национальный природный парк
|
|
Месторасположение |
Кокшетауский горнолесной массив на
|
Год создания |
Постановление Правительства Республики
|
Площадь |
Существующая - 134511 га.
|
Мотивы расширения |
Придание статуса ООПТ участкам
|
Режим охраны |
Заповедный, заказной и регулируемый |
Сроки проведения
|
IV квартал 2007 года |
Таблица 6.
Создание новых государственных национальных
природных парков
1. Жонгар-Алатауский государственный
|
|
Месторасположение |
Алматинская область, на территории
|
Площадь |
407465 га |
Основание создания |
Сохранение, изучение и рекреационное
|
Объекты охраны и
|
Редкие и исчезающие виды животных,
|
Режим охраны |
Заповедный, заказной и регулируемый |
Сроки проведения
|
IV квартал 2007 года |
Сроки проведения
|
IV квартал 2008 года |
2. Государственный национальный природный
|
|
Месторасположение |
Восточно-Казахстанская область |
Площадь |
40000 га |
Основание организации
|
Сохранение, изучение и рекреационное
|
|
Охрана эндемичных и редких
|
Объекты охраны |
Уникальные геологические объекты,
|
Режим охраны |
Заповедный и заказной |
Сроки проведения
|
IV квартал 2008 года |
3. Государственный национальный природный парк
|
|
Месторасположение |
Жамбылская область, Меркенский и
|
Площадь |
159000 га |
Основание организации
|
Сохранение уникального природного
|
Объекты охраны |
Уникальные исторические памятники,
|
Режим охраны |
Заповедный, заказной |
Сроки проведения
|
IV квартал 2008 года |
4. Государственный национальный природный парк
|
|
Месторасположение |
Карагандинская и Акмолинская области,
|
Площадь |
103588 га |
Мотивы организации |
Сохранение, изучение и рекреационное
|
Объекты охраны |
Экосистемы горно-степного массива
|
Режим охраны |
Заказной, заповедный и регулируемый |
Сроки проведения
|
IV квартал 2008 года |
5.2.3. Государственные природные резерваты
Государственный природный резерват (далее - ГПР) - ООПТ с различными режимами охраны, предназначенная для сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия, обеспечения устойчивого развития и сбалансированного использования природных ресурсов на данной территории.
Предлагается до 2009 года создать один и разработать ЕН и ТЭО создания двух природных резерватов, в целях сохранения степных, водно-болотных и околоводных экосистем (таблица 7).
Таблица 7.
Рекомендуемые к созданию государственные
природные резерваты
1. Государственный природный резерват
|
|
Площадь |
370000 га |
Месторасположение |
Пойма реки Иртыш, на базе
|
Основание организации |
Охрана редких и ценных видов
|
Объекты охраны |
Охране подлежат редкие и ценные
|
Режим охраны |
Заповедный, заказной и
|
Сроки проведения
|
IV квартал 2009 года |
2. Государственный природный резерват
|
|
Площадь, тыс. га |
489794 |
Месторасположение |
Участки лесостепных, степных и
|
Основание организации
|
Охрана уникальных ландшафтов,
|
Объекты охраны |
Участки нетронутых лесостепных,
|
Режим охраны |
Заповедный, заказной и
|
Сроки проведения
|
IV квартал 2008 года
|
3. Государственный природный резерват "Акжайык",
|
|
Месторасположение |
Участок дельты реки Урал с
|
Площадь |
111500 га |
Основание организации |
Охрана уникальных водно-болотных
|
Объекты охраны |
Ценные и находящихся под угрозой
|
Режим охраны |
Заповедный, заказной и
|
Сроки проведения
|
IV квартал 2008 года |
5.3. Создание особо охраняемых природных территорий
без образования юридического лица
К ООПТ, не имеющим статуса юридического лица, относятся государственные природные заказники и государственные памятники природы. Данные виды ООПТ создаются без изъятия земель и охрана имеющихся на них объектов природно-заповедного фонда обеспечивается путем соблюдения собственниками и землепользователями установленных Правительством Республики Казахстан или местными исполнительными органами запретов и ограничений природопользования.
5.3.1. Государственные природные заказники
Государственный природный заказник - ООПТ с заказным режимом или регулируемым режимом хозяйственной деятельности, предназначенная для сохранения и воспроизводства одного или нескольких объектов государственного природно-заповедного фонда. Заказники могут быть зоологические, ботанические, гидрологические, геологические, геоморфологические, гидрогеологические, почвенные, ландшафтные и комплексные.
Всего на территории Республики Казахстан организовано 55 государственных природных заказников республиканского значения.
В целях обеспечения эффективной охраны объектов природно-заповедного фонда, расположенных на территориях природных заказников, не закрепленных за государственными учреждениями лесного хозяйства, Программой предусматривается их закрепление за государственными учреждениями - особо охраняемыми природными территориями, согласно приложению 1 к настоящей Программе.
Также, в целях сохранения биоразнообразия и его устойчивого развития на указанных территориях Программой предусматривается дополнительное оснащение государственных учреждений, за кем закрепляются эти территории, необходимым количеством жилых зданий контейнерного типа, транспортных средств, служебного оружия, форменного обмундирования и предусматриваются финансовые средства на содержание государственных инспекторов.
В рамках выполнения международных соглашений по сохранению биоразнообразия водно-болотных угодий и реализации проекта Программы ООН по окружающей среде и Глобального экологического фонда "Развитие миграционных маршрутов и водно-болотных угодий для сохранения стерха и других водноболотных птиц" предусматривается организация нового государственного природного заказника республиканского значения "Жасор-Уркашский", закрепляемого за Наурзумским государственным природным заповедником (таблица 8).
Таблица 8.
Создание новых государственных природных заказников
республиканского значения
Наименование
|
Тип
|
Объекты охраны |
Площадь,
|
Костанайская область |
|||
Жарсор-
|
Комплексный |
Охрана массовых скоплений
|
30000 |
5.4. Развитие системы особо охраняемых природных
территорий местного значения
Развитие системы особо охраняемых природных территорий местного значения происходило стихийно и зависело от инициативы местных исполнительных органов, активности научных и общественных организаций.
К настоящему времени в Казахстане организовано 63 ООПТ местного значения 4 видов: природные парки, памятники природы, заповедные зоны, дендропарки и заказники местного значения, из них на территории Западно-Казахстанской области - 8, Карагандинской области - 11, Костанайской области - 13, Северо-Казахстанской области - 2, Южно-Казахстанской области - 28, город Алматы - 1. Со статусом юридического лица существуют только 3 природных парка - "Медеу" (город Алматы), "Буйратау" (Карагандинская область), Шалкарский (Западно-Казахстанская область). Последний создан в октябре 2004 года.
Дальнейшее развитие системы ООПТ местного значения является одной из актуальных задач охраны природы регионов республики и выполняется на основе утвержденных областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами среднесрочных и долгосрочных региональных Программ развития системы ООПТ местного значения.
На основе поступивших предложений от заинтересованных государственных и иных организаций можно рекомендовать областным акиматам в качестве первоочередных объектов создание государственных природных парков: Коксайский (Жамбылская область), Бектауатинский (Карагандинская область), Шидерты-Олентинский (Павлодарская область), а также расширять региональную сеть ООПТ за счет организации памятников природы, дендропарков, формирования других элементов экологической сети местного уровня.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования Программы
Источниками финансового обеспечения настоящей Программы являются: средства республиканского бюджета и средства международных грантов. Всего на реализацию Программы предусматривается выделить:
из республиканского бюджета 147,81 млн. тенге, в том числе по годам: 2007 - 5,5 млн. тенге; 2008 - 72,33 млн. тенге; 2009 - 69,98 млн. тенге;
за счет средств международных грантов 9,3 млн. тенге, в том числе по годам: 2007 год - 7,5 млн. тенге; 2008 - 1,8 млн. тенге.
Программой не предусмотрен расчет затрат на отвод земель, капитальное строительство, приобретение техники, оборудования, других основных средств и содержание ООПТ, так как данные расчеты могут быть выполнены только в процессе подготовки технико-экономических обоснований их создания или расширения.
Затраты из республиканского бюджета на приобретение жилых зданий контейнерного типа, транспортных средств, служебного оружия, форменного обмундирования и содержание государственных инспекторов по охране государственных природных заказников республиканского значения составляют 129,96 млн. тенге, согласно приложению 2 к настоящей Программе.
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Реализация мероприятий Программы по расширению существующих и созданию новых ООПТ позволит:
увеличить территорию природно-заповедного фонда Республики Казахстан на 1258,66 тыс. га (доля ООПТ составит 1,8 % от территории государства);
усилить охрану ландшафтного и биологического разнообразия государства, водно-болотных угодий степной и полупустынной зон равнинного Казахстана, имеющих глобальное значение для сохранения и восстановления популяций редких и исчезающих видов крупных млекопитающих (сайгак, кулан) и птиц (дрофа, кречетка, комплекс хищных и водно-болотных птиц);
увеличить территорию охраны редких видов животных (снежный барс, красный волк, архар, бурый медведь, центрально-азиатская рысь, среднеазиатская выдра, манул, перевязка, каменная куница), мест обитания и размножения лососеобразных рыб;
взять под охрану эндемичных и редких представителей растительного мира, уникальной субальпийской растительности (яблоня Сиверса, майкараган, миндаль ледебуровский, ревень алтайский, рябчик бледноцветный, остролодочник иглистый, волчеягодник алтайский, стеллеропсис тарбагатайский, мертензия Попова, родиола розовая, маралий корень), археологических памятников истории: древних стоянок и погребений, палеонтологических находок;
создать в приоритетных регионах систему охраняемых природных территорий, гарантирующих долгосрочное сохранение биологического разнообразия и устойчивость условий окружающей среды.
Данные по созданию и расширению ООПТ Республики Казахстан представлены в таблице 9.
Таблица 9.
Данные по созданию и расширению ООПТ на 2007-2009 годы
Администра-
|
Категория
|
Наименование |
Площадь, тыс. га |
|
Расши-
|
Созда-
|
|||
Акмолинская |
ГПЗ |
Коргалжынский |
110,0 |
|
Алматинская |
ГПЗ |
Алакольский |
210,0 |
|
ГНПП |
Чарынский |
104,85 |
|
|
Жонгар-
|
|
407,465 |
||
Атырауская |
ГПР |
Акжайык |
|
111,5 |
Восточно-
|
ГПЗ |
Маркакольский |
27,923 |
|
Западно-
|
30,344 |
|
||
ГНПП |
Буйратау |
|
103,588 |
|
Карагандинская |
ГНПП |
Каркаралин-
|
50,0 |
|
Павлодарская |
ГНПП |
Баянаульский |
72,99 |
|
Костанайская |
Природный
|
Жарсор-
|
|
30,0 |
Всего: |
606,107 |
652,553 |
||
Итого: |
1258,66 тыс. га |
8. План мероприятий по реализации Программы
N
|
Мероприятия |
Форма
|
Ответ-
|
Срок
|
Пред-
|
Источ-
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Расширение и создание особо охраняемых
|
|||||
1 |
Расширение существующих особо
|
|||||
1.1 |
Заповедники |
|||||
1
|
Разработка
|
ЕН и ТЭО |
МСХ
|
Декабрь
|
2007
|
Между-
|
Расширение
|
Постанов-
|
МСХ
|
Декабрь
|
* |
Респуб-
|
|
2 |
Расширение
|
Постанов-
|
МСХ
|
Декабрь
|
* |
Респуб-
|
3 |
Расширение
|
Постанов-
|
МСХ
|
Декабрь
|
* |
Респуб-
|
4
|
Разработка
|
ЕН и ТЭО |
МСХ
|
Декабрь
|
2007
|
Между-
|
Расширение
|
Постанов-
|
МСХ
|
Декабрь
|
* |
Между-
|
|
1.2 |
Национальные парки |
|||||
1 |
Разработка
|
ЕН и ТЭО |
МСХ
|
Декабрь
|
2008
|
Респуб-
|
2 |
Разработка
|
ЕН и ТЭО |
МСХ
|
Декабрь
|
2007 год - 2,5 |
Респуб-
|
3 |
Расширение
|
Постанов-
|
МСХ
|
Декабрь
|
* |
Респуб-
|
4 |
Расширение
|
Постанов-
|
МСХ
|
Декабрь
|
* |
Респуб-
|
5
|
Разработка
|
ЕН и ТЭО |
МСХ
|
Декабрь
|
2007
|
Респуб-
|
Расширение
|
Постанов-
|
МСХ
|
Декабрь
|
* |
Респуб-
|
|
2 |
Создание особо охраняемых природных территорий |
|||||
2.1 |
Заповедники |
|||||
1 |
Разработка
|
ЕН и ТЭО |
МСХ
|
Декабрь
|
2009
|
Респуб-
|
2.2 |
Национальные парки |
|||||
1
|
Разработка
|
ЕН и ТЭО |
МСХ
|
Декабрь
|
2007
|
Между-
|
Создание
|
Постанов-
|
МСХ
|
Декабрь
|
* |
Между-
|
|
2 |
Разработка
|
ЕН и ТЭО |
МСХ
|
Декабрь
|
2008
|
Респуб-
|
3 |
Создание
|
Постанов-
|
МСХ
|
Декабрь
|
* |
Респуб-
|
4 |
Разработка
|
ЕН и ТЭО |
МСХ
|
Декабрь
|
2008
|
Респуб-
|
2.3 |
Природные резерваты |
|||||
1
|
Разработка
|
ЕН и ТЭО
|
МСХ
|
Декабрь 2008 года
|
2008
|
Между-
|
2008
|
Респуб-
|
|||||
2 |
Разработка
|
ЕН и ТЭО |
МСХ
|
Декабрь
|
2009
|
Респуб-
|
3 |
Создание
|
Постанов-
|
МСХ
|
Декабрь
|
* |
Респуб-
|
2.4 |
Природные заказники |
|||||
|
Создание
|
Постанов-
|
МСХ
|
Декабрь
|
2008
|
Между-
|
|
Итого
|
|
|
|
2007
|
Респуб-
|
|
Итого
|
|
|
|
2007
|
Между-
|
Примечания:
* объемы расходов будут определены после разработки ЕН и ТЭО;
объемы расходов на 2008 и 2009 годы будут уточняться в
соответствии с Законом Республики Казахстан "О республиканском
бюджете" на соответствующий финансовый год.
Расшифровка аббревиатур:
МСХ - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан;
МООС - Министерство охраны окружающей среды Республики
Казахстан;
АЗР - Агентство Республики Казахстан по управлению
земельными ресурсами.
Приложение 1
к Программе развития
системы особо охраняемых
природных территорий на
2007-2009 годы
Распределение
потребной численности инспекторов по охране объектов
государственного природно-заповедного фонда
государственных природных заказников, закрепляемых за
государственными учреждениями - особо охраняемыми
природными территориями
N
|
Наименование
|
Местонахож-
|
Площадь,
|
Форма
|
Пот-
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Коргалжинский государственный природный заповедник |
|||||
1 |
Атбасарский
|
Акмолинская
|
75,1 |
Равнинно-
|
3 |
2 |
Восточный
|
Акмолинская
|
100,0 |
Равнинно-
|
5 |
3 |
Ерементауский
|
Акмолинская
|
35,0 |
Равнинно-
|
2 |
|
Всего: |
|
|
|
10 |
Алакольский государственный природный заповедник |
|||||
4 |
Токтинский
|
Алматинская
|
187,0,
|
Холмистый |
2 |
|
Всего: |
|
|
|
2 |
Государственный национальный природный парк "Алтын Эмель" |
|||||
5 |
Прибалхашский
|
Алматинская
|
509,4,
|
Холмистый |
8 |
6 |
Верхнекоксуй-
|
Алматинская
|
240,0 |
Холмистый |
13 |
7 |
Куканский
|
Алматинская
|
4,9,
|
Холмистый |
1 |
8 |
Андасайский
|
Жамбылская
|
1000,0 |
Холмисто-
|
16 |
|
Всего: |
|
|
|
38 |
Иле-Алатауский государственный национальный
|
|||||
9 |
Каройский
|
Алматинская
|
509,0,
|
Холмистый |
21 |
10 |
Алматинский
|
Алматинская
|
542,4 |
Горный,
|
23 |
|
Всего: |
|
|
|
44 |
Устюртский государственный природный заповедник |
|||||
11 |
Новинский
|
Атырауская
|
4,5 |
Равнинно-
|
1 |
12 |
Бударинский
|
Западно-
|
80,0,
|
Равнинно-
|
1 |
13 |
Кирсановский
|
Западно-
|
61,0,
|
Равнинно-
|
2 |
14 |
Жалтыркульский
|
Западно-
|
19,0 |
Равнинно-
|
1 |
15 |
Карагие-
|
Мангистауская
|
137,5 |
Холмистый |
3 |
16 |
Актау-
|
Мангистауская
|
170,0 |
Холмистый |
6 |
|
Всего: |
|
|
|
14 |
Маркакольский государственный природный заповедник |
|||||
17 |
Тарбагатайский
|
Восточно-
|
240,0 |
Горный |
10 |
18 |
Кулуджинский
|
Восточно-
|
46,0 |
Холмистый |
2 |
|
Всего: |
|
|
|
12 |
Аксу-Жабаглинский государственный природный заповедник |
|||||
19 |
Государственный
|
Жамбылская
|
17,5,
|
Горный |
1 |
|
Всего: |
|
|
|
1 |
Каркаралинский государственный национальный
|
|||||
20 |
Бектауатинский
|
Карагандин-
|
0,5 |
Холмисто-
|
1 |
21 |
Туранговый
|
Карагандин-
|
0,048 |
Равнинный |
1 |
22 |
Когашикский
|
Карагандин-
|
15,0 |
Холмисто-
|
1 |
|
Всего: |
|
|
|
3 |
Наурзумский государственный природный заповедник |
|||||
23 |
Сарыкопинский
|
Костанайская
|
51,2 |
Равнинный |
3 |
24 |
Тоунсорский
|
Костанайская
|
35,0 |
Равнинный |
2 |
25 |
Тургайский
|
Актюбинская
|
348,0 |
Равнинно-
|
15 |
|
Всего: |
|
|
|
20 |
Каратауский государственный природный заповедник |
|||||
26 |
Каргалинский
|
Кызылордин-
|
13,3 |
Равнинный |
1 |
|
Всего: |
|
|
|
1 |
Государственный лесной природный резерват "Ертыс орманы" |
|||||
27 |
Государственный
|
Павлодарская
|
377,133 |
Равнинный |
16 |
|
Всего: |
|
|
|
16 |
Баянаульский государственный национальный природный парк |
|||||
28 |
Государственный
|
Павлодарская
|
60,0
|
Холмистый |
3 |
|
Всего: |
|
60,0 |
|
3 |
Государственный национальный природный парк "Кокшетау" |
|||||
29 |
Мамлютский
|
Северо-
|
52,4 |
Равнинный |
2 |
30 |
Смирновский
|
Северо-
|
240,0 |
Равнинный |
10 |
31 |
Согровский
|
Северо-
|
134,1 |
Равнинный |
6 |
|
Всего: |
|
|
|
18 |
Сайрам-Угамский государственный
|
|||||
32 |
Задарьинский
|
Южно-
|
8,4 |
Холмистый |
1 |
33 |
Жамбылский
|
Южно-
|
8,6 |
Холмистый |
1 |
34 |
Тимурский
|
Южно-
|
4,0 |
Холмистый |
1 |
35 |
Акдалинский
|
Южно-
|
65,754 |
Холмистый |
2 |
|
Всего: |
|
|
|
5 |
|
Итого: |
|
|
|
187 |
Примечание:
в расчетную таблицу не включены государственные природные
заказники, расположенные на землях государственного лесного фонда,
охрана которых осуществляется имеющимися службами лесной охраны
государственных учреждений лесного хозяйства (ГУЛХ).
Приложение 2
к Программе развития
системы особо охраняемых
природных территорий на
2007-2009 годы
Расчет затрат
на приобретение жилых зданий контейнерного типа,
транспортных средств, служебного оружия, форменного
обмундирования и содержание государственных инспекторов
по охране государственных природных заказников
республиканского значения
N п/п |
Наименова-
|
Ед.
|
Ко-
|
Стои-
|
Сумма
|
Распределение
|
|
2008 |
2009 |
||||||
1 |
Жилое здание
|
шт. |
20 |
710,4 |
14 208,0 |
7104,0 |
7104,0 |
2 |
Автомашина
|
ед. |
31 |
1 703 |
52 793,0 |
26396,5 |
26396,5 |
3 |
Служебное
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Форменное
|
ком-
|
|
|
|
|
|
5 |
Годовой фонд
|
|
187 |
241,45 |
45 152,1 |
22576,05 |
22576,05 |
|
Итого: |
|
|
|
129966,1 |
64983,05 |
64983,05 |
Примечание:
количество автомашин определено из расчета одна автомашина на
6 инспекторов с учетом применения вахтового метода (патрулирования)
проведения работ по охране заказников мобильными группами в составе
3 инспекторов;
количество жилых зданий контейнерного типа определено в
зависимости от площади и местонахождения заказников, специфики их
охраны.