Об утверждении Программы развития специальной экономической зоны "Оңтүстік" на 2007-2015 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 сентября 2006 года N 895

Действующий

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Программу развития специальной экономической зоны "Оңтүстік" на 2007-2015 года (далее - Программа).

      2. Заинтересованным министерствам, акиму Южно-Казахстанской области и организациям:
      1) обеспечить надлежащее и своевременное исполнение Программы;
      2) один раз в полугодие, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.

      3. Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан представлять в Правительство Республики Казахстан один раз в
полугодие, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, сводную информацию о выполнении Программы.

      4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждена          
постановлением Правительства
Республики Казахстан     
от 21 сентября 2006 года N 895

Программа
развития специальной экономической зоны
"Оңтүстік" на 2007-2015 годы

Содержание

1.      Паспорт Программы
2.      Введение
3.      Анализ современного состояния отрасли
3.1.    Производство хлопка, сырьевой потенциал текстильной
       промышленности
3.2.    Производство и потребление волокна
3.3.    Промышленный потенциал текстильной отрасли Казахстана
3.4.    Производство пряжи
3.5.    Производство хлопчатобумажных тканей
3.6.    Отделка тканей
3.7.    Производство готовых текстильных изделий
3.8.    Текстильное производство Южно-Казахстанской области
3.9.    Производственные условия
3.10.   SWOT анализ создания и развития специальной экономической
       зоны "Оңтүстік"
4.      Цель и задачи Программы
5.      Основные направления и механизмы реализации Программы
5.1.    Первый этап (2007 2009 годы) - строительство инфраструктуры
       специальной экономической зоны "Оңтүстік"
5.1.1.  Развитие инфраструктуры специальной экономической зоны
       "Оңтүстік"
5.1.2.  Строительство и реконструкция коммуникационной инфраструктуры
5.1.3.  Проведение презентационных и иных рекламных мероприятий,
       направленных на ознакомления потенциальными инвесторами
       возможностей и преимуществ специальной экономической зоны
       "Оңтүстік"
5.2.    Второй этап (2010-2012 годы) - строительство предприятий
       на территории специальной экономической зоны "Оңтүстік"
5.2.1.  Отбор инвестиционных проектов, отвечающих целям создания
       специальной экономической зоны "Оңтүстік"
5.2.2.  Строительство предприятий на территории специальной
       экономической зоны "Оңтүстік"
5.3.    Третий этап (2013-2015 годы) - расширение производств и
       дальнейшее развитие, выход на мировые рынки текстильной
       продукции
5.3.1.  Содействие продвижению текстильных товаров, произведенных
       на территории специальной экономической зоны "Оңтүстік" на
       мировые товарные рынки
5.3.2.  Осуществление мер, направленных на поддержку текстильных
       предприятий на территории специальной экономической зоны
       "Оңтүстік"
5.3.3.  Организация системы подготовки и переподготовки кадров
6.      Необходимые ресурсы и источники их финансирования
7.      Ожидаемые результаты от реализации Программы
8.      План мероприятий по реализации Программы

  1. Паспорт Программы

Наименование       Программа развития Специальной экономической зоны
                   "Оңтүстік" на 2007-2015 годы.
Основание для       Указ  Президента Республики Казахстан от 6 июля
разработки         2005 года N 1605 "О создании специальной
                   экономической зоны "Оңтүстік";
                    постановление  Правительства Республики Казахстан
                   от 25 июня 2005 года N 633 "Об утверждении
                   планов по созданию и развитию пилотных кластеров
                   в приоритетных секторах экономики";
                    постановление  Правительства Республики Казахстан
                   от 22 июля 2005 года N 770 "О неотложных мерах по
                   созданию специальной экономической зоны
                   "Оңтүстік".
Разработчик        Министерство индустрии и торговли Республики
                   Казахстан, акимат Южно-Казахстанской области.
Цель               Развитие текстильной промышленности и повышение
                   ее конкурентоспособности, позволяющих создать
                   предпосылки для вхождения Казахстана в число
                   пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран
                   мира.
Задачи             Строительство подводящих инженерных сетей,
                   способствующих эффективному использованию
                   ресурсов (электроэнергии, газа, воды)
                   текстильными предприятиями на территории;
                   строительство, реконструкция коммуникационной
                   инфраструктуры (автомобильной дороги, железной
                   телефонных сетей);
                   проведение презентационных и иных рекламных
                   мероприятий, направленных на ознакомление
                   потенциальными инвесторами возможностей и
                   преимуществ специальной экономической зоны
                   "Оңтүстік";
                   формирование критериев отбора инвестиционных
                   проектов, отвечающих целям создания специальной
                   экономической зоны "Оңтүстік";
                   обеспечение строительства вертикально
                   интегрированных, высокотехнологичных и
                   экспортоориентированных производств;
                   содействие продвижению текстильных товаров,
                   произведенных на территории специальной
                   экономической зоны "Оңтүстік" на мировые
                   товарные рынки;
                   осуществление мер направленных на поддержку
                   текстильных предприятий на территории специальной
                   экономической зоны "Оңтүстік";
                   организация системы подготовки и переподготовки
                   кадров.
Срок реализации    Первый этап: 2007-2009 годы;
                   Второй этап: 2010-2012 годы;
                   Третий этап: 2013-2015 годы.
Необходимые        Первый этап (2007-2009 годы). Строительство
ресурсы            инфраструктуры специальной экономической зоны
и источники        "Оңтүстік" на период с 2007 по 2008 года
финансирования     планируется за счет республиканского бюджета,
                   общая сумма затрат составит 4 174,334 млн. тенге:
                   объекты 2007 года на общую сумму 2 970,546 млн.
                   тенге;
                   объекты 2008 года на общую сумму 1 203,788 млн.
                   тенге.
                   Второй этап (2010-2012 годы). Предполагаемая
                   сумма вложенных инвестиций иностранными и
                   отечественными инвесторами на строительство
                   предприятий текстильной промышленности составит
                   65 миллиардов тенге. Также будут задействованы
                   средства АО "Фонд устойчивого развития "Қазына"
                   и средства Южно-Казахстанского областного
                   бюджета.
                   Третий этап (2013-2015 годы). На маркетинговые
                   расходы будут в первую очередь затрачены
                   собственные средства инвесторов, на проведение
                   мероприятий, направленных на поддержку
                   предприятий на территории специальной
                   экономической зоны "Оңтүстік", будут
                   задействованы средства АО "Фонд устойчивого
                   развития "Қазына" и средства Южно-Казахстанского
                   областного бюджета.
                   Объемы бюджетных средств, необходимых для
                   реализации Программы, будут уточняться при
                   формировании республиканского бюджета на
                   соответствующий финансовый год.
Ожидаемые          На первом этапе (период 2007-2009 годы)
результаты         будет(-ут):
                   завершено строительство современной
                   инфраструктуры специальной экономической зоны
                   "Оңтүстік" с освоением 4 174,334 млн. тенге,
                   выделенных на эти цели из республиканского
                   бюджета;
                   привлечены отечественные и иностранные компании,
                   желающие инвестировать развитие текстильной
                   промышленности.
                   На втором этапе (период 2010-2012 годы)
                   ожидаются:
                   привлечение инвестиций в сумме около 65 млрд.
                   тенге на завершение строительства 15 предприятий
                   текстильной отрасли;
                   создание около 11 тысяч новых рабочих мест;
                   увеличение объема внутреннего потребления
                   хлопка-волокна с учетом импорта хлопка-волокна
                   до 100 тыс. тонн ежегодно;
                   увеличение посевных площадей под хлопчатник на
                   90 тыс. га;
                   повышение доли потребления хлопка-волокна на
                   внутреннем рынке до 30 % от общего объема
                   производства.
                   На третьем этапе (период 2013-2015 годы)
                   ожидаются:
                   интегрирование текстильной промышленности
                   Казахстана в мировой рынок;
                   создание и продвижение торговой марки (бренда)
                   "Текстиль Казахстана".

  2. Введение

      Специальная экономическая зона "Оңтүстік" создана  Указом  Президента Республики Казахстан от 6 июля 2005 года N 1605 "О создании специальной экономической зоны "Оңтүстік" и является системообразующим компонентом пилотного кластера по производству хлопчатобумажной пряжи и ткани в Южно-Казахстанской области. Специальная экономическая зона "Оңтүстік" (далее - СЭЗ "Оңтүстік") создана для привлечения инвесторов в текстильный сектор, перспективный для региона и в целом для Казахстана.
      Основанием для разработки Программы являются вышеназванный Указ и  постановление  Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2005 года N 633 "Об утверждении планов по созданию и развитию пилотных кластеров в приоритетных секторах экономики".
      При должной модернизации текстильного оборудования Казахстан в состоянии выпускать продукцию, соответствующую международным стандартам качества. Для достижения этой цели нужны совершенно новые подходы в развитии текстильной промышленности. В связи с тем, что мировая текстильная промышленность перешла на качественно иной уровень производства, возникает необходимость не обновить, а заново воссоздать отечественное текстильное производство, путем внедрения передовых технологий.
      Текстильное производство является одним из капиталоемких, а текстильное оборудование - одним из самых дорогостоящих. В силу своей специфики, строящееся текстильное предприятие выходит на проектную мощность, лишь на пятый год после вложения инвестиций, необходимы льготные условия на более долгий период, в данном случае до 2015 года.
      Для развития инфраструктуры и создания СЭЗ "Оңтүстік" в Южно-Казахстанской области (далее - ЮКО) выделен земельный участок площадью 200 га, расположенный в Сайрамском районе. Рядом с выбранной местностью проходит железная дорога, линия ЛЭП ВЛ-220, в пяти километрах газопровод высокого давления. Исполнительным органом СЭЗ "Оңтүстік" является Государственное учреждение "Дирекция СЭЗ "Оңтүстік" (далее - ГУ "Дирекция СЭЗ "Оңтүстік"), учрежденное акиматом ЮКО. Южный Казахстан является единственным регионом Казахстана, где выращивается хлопок, являющийся основным сырьем для текстильной промышленности. Рентабельность хлопка, подходящие природно-климатические условия являются стимулом расширения посевных площадей и повышения урожайности.
      Привлечение иностранных инвестиций является одним из приоритетных направлений программы развития СЭЗ "Оңтүстік", где создаются льготные условия для привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
      Программа с учетом изменчивости международного текстильного рынка определяет стратегический подход в оценке инвестиционных предложений, развития инфраструктуры, определения приоритетов и оценочных критериев в предоставлении доступа отечественным компаниям и иностранным инвесторам.

  3. Анализ современного состояния отрасли

  3.1. Производство хлопка. Сырьевой потенциал
текстильной промышленности

      В Казахстане хлопчатник выращивается только в Южно-Казахстанской области, так как только здесь имеются необходимые климатические условия для его возделывания: обилие солнечного света, наличие плодородной орошаемой земли, а также поливной воды и трудовых ресурсов. Необходимо отметить, что рентабельность производства хлопка выше, чем по некоторым другим культурам.
      Если за последние 14 лет общие посевные площади сельскохозяйственных культур области имели тенденцию снижения, то в отношении хлопчатника наблюдалась противоположная картина, площадь которой за период с 1991 года увеличилась с показателя 116 тыс. га на 80 % (88 тыс. га) и по состоянию на 2005 год составила 204 тыс. га.
      Хлопчатник выращивается в 8 районах и 2 городах из 15 районов и городов области. Основные площади хлопчатника размещены в Мактааральском районе ЮКО, на долю которого приходится от 65 до 75 % от общеобластных посевов, где сосредоточено свыше 42 % орошаемой пашни области, намного выше обеспеченность водными ресурсами, значительно лучше природные условия выращивания хлопчатника, большая концентрация хлопкоочистительных заводов, площадь отведенная под хлопчатник, по состоянию на 2005 год составляла 117,8 тыс.га.
      В 2005 году валовой сбор урожая хлопка-сырца в области составил 464 тыс тонн при средней урожайности 23,1 центнера с 1 га, что незначительно отклоняется от показателя 2004 года 466 тыс. тонн и на 104 тыс. тонн превышает валовой сбор по 2003 году в 360 тыс. тонн. В целом за период с 2000 по 2005 года объемы валового сбора хлопка-сырца в целом сохраняли тенденцию роста, показатели валового сбора составили в 2000 году - 287 тыс. тонн, в 2001 году - 402 тыс. тонн, в 2002 году - 416 тыс. тонн, в 2003 году - 360 тыс. тонн, 2004 году - 466 тыс. тонн, в 2005 году - 464 тыс. тонн.
      На урожайность хлопчатника оказывают влияние множество факторов: почвенно-климатические условия; рациональный водный режим; используемые механизмы средств борьбы с инфекционными болезнями растений, сорняками и вредителями; комплекс и качество проводимых оросительных работ; уровень, кратность и сбалансированность минерального питания; используемые агрохимические приемы; соблюдение основных требований технологии возделывания, уборки и послеуборочной обработки почвы.
      В объеме валовой продукции растениеводства хлопок-сырец составляет более 50 %. В Казахстане возделываются относительно скороспелые сорта хлопчатника: "С-4727", "С-6524", "Юлдуз". Также районированы и внедрены новые сорта "Мактаарал-3044" и "Мактаарал-3031". Выход волокна из семян этих сортов достигает 36 %, масса коробочки 6,5-6,8 грамм. Элитным семеноводством хлопчатника в области занимается 6 хозяйств.
      Получаемый в Казахстане хлопок относится к средневолокнистым видам хлопкового волокна. 80 % валового сбора хлопка-сырца приходится на крестьянские хозяйства. Кроме хлопкового волокна продуктами переработки хлопка-сырца являются семена (получают масло, шрот, шелуху), линт, хлопковый пух. Стебли и створки хлопчатника используются в качестве топлива. Сопутствующие отрасли хлопково-текстильного сектора могут быть представлены субъектами маслобойной, целлюлозной, пищевой, комбикормовой и иных промышленностей.
      Также немаловажным фактором расширения сырьевой базы является освоение площадей Кызылкумского массива под посевы хлопчатника, предполагается освоение около 90 тыс. га.

  3.2. Производство и потребление хлопка-волокна

      В ЮКО действует 21 завод, производящий хлопок-волокно, суммарная проектная мощность переработки заводов составляет более 770 тыс. тонн хлопка-сырца, 12 из них расположены в Мактааральском районе основной хлопковой зоне ЮКО, остальные - в гг. Шымкенте и Туркестане, в Шардаринском, Сарыагашском, Ордабасынском и Отырарском районах. Использование среднегодовой мощности достигает 40-45 тыс. тонн хлопка-сырца. Мощности хлопкозаводов загружены лишь на 60 %, что дает возможность при расширении сырьевой базы без строительства дополнительных перерабатывающих мощностей переработать прирост объемов производства хлопка-сырца.
      Цена на внутреннем рынке зависит от конъюнктуры цен на мировом рынке хлопка, барометром мировых цен на хлопок являются котировки индекса, публикуемые Агентством Cotton Outlook LTD (Великобритания, Ливерпуль). Колебания котировки индекса в период осуществления сбора урожая или до него влияют на рыночную цену хлопка на внутреннем рынке.
      В процессе переработки хлопка-сырца осуществляется джинирование (очистка хлопка) и грединг (сортировка и оценка волокна). Сегодняшнее состояние процессов джинирования и грединга отражает недостаточный уровень переработки. Оборудование, используемое предприятиями требует постоянной технической поддержки (большинство было построено в 1970-80-х гг.). Продуктивность и скорость переработки хлопка низкая. Грединг является одним из основных в производстве хлопка-волокна, так как при проведении данного процесса происходит оценка качества хлопка (длина, сила, плотность, цвет волокна, и содержание мусора и короткого волокна) и соответственно его цена. Возникает необходимость повышения стандартов процесса грединга для развития хлопковой отрасли, ее способности конкурировать на мировом рынке, что обуславливает необходимость строительства сети современных лабораторий по качеству, оснащенным современной техникой по оценке качества хлопка-волокна.
      Доля Казахстана в объеме мирового производства хлопкового волокна по состоянию на 2003 год составляла 0,65 % от 20,5 млн. тонн общемирового производства, по состоянию на 2005 год доля Казахстана в объеме мирового производства хлопкового волокна выросло до 0,75 %.
      Рост объемов мирового потребления волокна определяется двумя основными факторами: ростом мировой экономики и ростом населения.
      При анализе потребления волокна по типам, видно преимущество двух основных типов: хлопка-волокна и синтетических волокон. Потребление шерстяных целлюлозных волокон было неизменно, в будущем также не ожидается рост, в основном по причине высокого уровня цен по сравнению с ценами на хлопок и синтетику.
      Также необходимо отметить, что в связи с ростом мировых цен на нефть будет неуклонно дорожать и сырье для производства синтетических волокон, что приведет к росту конкурентных преимуществ хлопка-волокна и к росту потребления хлопка-волокна и его доли в общей массе потребления волокон.
      Хлопок-волокно является основной экспортной продукцией экономики области. Доля хлопкового волокна в экспорте области из года в год увеличивается, и по итогам последних лет составила 45-49 %. Больший эффект экономика приобретает при переработке на месте хлопка-волокна и получения конечной продукции.
      По расчетам в ценах 2005 года из:
      1) 330 тонн хлопка-сырца получается 100 тонн хлопка-волокна, стоимость 100 тонн хлопка-волокна составляет 120 тыс. долларов США;
      2) 100 тонн хлопка-волокна получается 90 тонн кардной пряжи, стоимость 90 тонн пряжи составляет 211 тыс. долларов США;
      3) 90 тонн кардной пряжи получается 600 тыс. м 2  ткани, стоимость 600 тыс. м 2  ткани (при погонном метре размером 1 х 1,4) составляет 634 тыс. долларов США;
      4) 600 тыс. м 2  ткани получается 170 тыс. швейных изделий, стоимость 170 тыс. швейных изделий составляет 952 тыс. долларов США.

  3.3. Промышленный потенциал текстильной отрасли Казахстана

      Текстильная промышленность Республики Казахстан представляет собой группу предприятий, занятых переработкой натуральных и синтетических волокон в пряжу и ткани. Согласно Общему Классификатору видов Экономической деятельности Республики Казахстан (ОКЭД), текстильное производство должно быть представлено 7 видами и 20 подвидами экономической деятельности. В связи с упадком отрасли многие производственные направления перестали существовать, закрылись. К примеру, отсутствуют такие направления деятельности как производство швейных ниток, крашение волокон и пряжи, отбеливание, крашение, набивка и отделка тканей, производство трикотажного полотна и прочие.

              Виды экономической деятельности в сфере
       текстильной промышленности Республики Казахстан

Вид
экономи-
ческой
деятельности

  

Подвид экономической деятельности

Состояние
производства

Произ-
водство
сущест-
вует

Произ-
водство
отсут-
ствует

1

2

3

4

5

1. Прядение текстильных волокон

  

  

  

  

  

  

  

1.1. Прядение
хлопчатобумаж-
ных волокон

Кардное
прядение

+

  

Гребенное
прядение

+

1.2. Прядение
шерстяных
волокон

Гребенное
прядение

+

Аппаратное
прядение

+

1.3. Прядение льняных
волокон

  

+

1.4. Изготовление
натуральных шелковых,
искусственных и
синтетических волокон

+

1.5. Производство швейных
ниток

+

1.6. Подготовка и прядение
прочих текстильных волокон

+

2. Ткацкое
производство  

  

  

2.1. Производство
хлопчатобумажных тканей

+

  

2.2. Производ-
ство шерстяных
тканей

из пряжи
гребенного
прядения

+

из пряжи
аппаратного
прядения

+

2.3. Производство шелковых
тканей

  

+

2.4. Производство прочих
текстильных тканей

+

  

3. Отделка
текстильных
тканей  

  

  

3.1. Услуги по крашению
волокон и пряжи

  

+

3.2. Услуги по отбеливанию
и крашению тканей

+

3.3. Услуги по набивке
тканей

+

3.4. Прочие услуги по
отделке текстиля, кроме
услуг по нанесению покрытий
пропитке

+

4. Производ-
ство готовых
текстильных
изделий,
кроме одежды

  

  

4.1. Производство готовых
текстильных изделий для
домашнего хозяйства и
прочих

+

  

4.2. Производство ковров и ковровых изделий

 + 

4.3. Производство нетканых
материалов

+

5. Производ-
ство
текстильных
изделий
технического
назначения

5.1. Канатов, веревок,
шпагата сетей

  

+

6. Производ-
ство
трикотажного
полотна

  

+

7. Производ-
ство
трикотажных
изделий

7.1. Производство чулочно-носочных изделий

+

  

7.2. Производство
трикотажных пуловеров,
кардиганов и аналогичных
изделий

+

7.3. Производство
трикотажных изделий из
хлопчатобумажной пряжи

+

(по данным АО "Центр маркетинга и аналитических исследований")

      Для текстильной промышленности Казахстана характерно следующее:
      отрасль представлена текстильными швейными предприятиями, построенными в советское время;
      низкий уровень технической оснащенности предприятий;
      обновление и рост отрасли: за последние 2-3 года построены современные предприятия - АО "Меланж"; АО "Ютекс"; ТОО "Альянс-Казахский Русский Текстиль"; ТОО "Нимекс Текстайл".
      На сегодняшнем этапе, удельный вес текстильной и швейной промышленности в общем объеме валового производства страны - 0,4 %,  в объеме промышленного производства - 1,3 %.
      В развитых странах, таких как Германия, Франция и Соединенные Штаты Америки (далее - США), доля текстильной и легкой промышленности в объеме промышленного производства равна 6-8 %, в Италии - 12 %. Это позволяет им сформировать 20 % бюджета, а также обеспечить наполнение внутреннего рынка на 75-85 % продукцией собственного производства.
      Текстильная и швейная промышленность Республики Казахстан покрывает лишь 10 % потребности внутреннего рынка. В то время как для формирования экономической безопасности страны объем внутреннего производства должен как минимум удовлетворять 30 % внутреннего спроса.
      Казахстан обладает хорошим масштабом рыночных возможностей, как для развития текстильной индустрии, так и отдельно взятого сектора хлопково-текстильной промышленности региона.

  3.4. Производство пряжи

      По прогнозам аналитиков Международного Консультативного Комитета по Хлопку доля развивающихся стран в производстве хлопчатобумажной и химической пряжи увеличится до 80 % к 2008 году. Среди развивающихся стран на долю Китая приходится львиная доля 25,28 % мирового производства.
      Практически весь объем производимого хлопка-волокна в Казахстане (более 90 %) ориентирован на экспорт. Менее 10 % хлопка используется в производстве суровых видов пряжи и тканей такими хлопкопрядильными предприятиями как: ОАО "Ак жіп", ТОО "Almaty Cotton Plant", TOO "Альянс-Казахский Русский Текстиль", АО "Меланж", АО "Ютекс".
      По данным Ассоциации предприятий легкой промышленности в Республике Казахстан наметилась динамика роста производства пряжи. Так в 2000 году была произведена 1 тыс. тонна хлопчатобумажной пряжи, а в 2005 году 4,5 тыс. тонн.
      Средний выход пряжи из хлопка-волокна - 88 %, остальные 12 % - это отходы (угары - 7 %, "обрат" - 5 %). Основная область применения пряжи: производство тканей, трикотажных и чулочно-носочных изделий. Для производства более тонкой пряжи требуется длинноволокнистый хлопок.
      97-99 % пряжи предназначены для использования в производстве тканей предприятиями текстильной промышленности. 1-3 % пряжи используется предприятиями других промышленностей.

  3.5. Производство хлопчатобумажных тканей

      На рынке хлопчатобумажных тканей произошло увеличение производства в странах Азии, Латинской Америки, а также в странах СНГ. В тоже время спад производства наблюдался в странах Центральной и Восточной Европы и развивающихся странах Африки.
      В Казахстане доля хлопчатобумажных тканей в объеме производства тканей из натуральных и химических волокон составляет более 80 %. По данным Ассоциации предприятий легкой промышленности наметилась динамика роста производства хлопчатобумажных тканей. Так в 2000 году в республике было произведено 6,8 млн. м 2  хлопчатобумажных тканей, а в 2005 году - 19,1 млн. м 2 .
      Номенклатуру составляют:
      суровые неотбеленные хлопчатобумажные ткани, с поверхностной плотностью не более 200 г/кв. м;
      медицинская марля;
      отбеленные ткани, с поверхностной плотностью не более 200 г/кв. м;
      прочие ткани с поверхностной плотностью более 200 г/кв. м (кроме тканей из пряжи различных цветов).
      Объем импорта тканей остается значительным, примерно 71 % тканей завозится из России.
      В Республики Казахстан данная часть производственной цепочки на сегодняшний день слабо развита. Присутствуют только три компании, занимающиеся выпуском хлопчатобумажных тканей: ТОО "Almaty Cotton Plant", TOO "Альянс Казахский Русский Текстиль", АО "Меланж". Пока четко не определены сегменты специализации существующих компаний. Текстильное оборудование для производства тканей является не очень гибким и не так легко перестраивается, поэтому очень важно понимание тенденций изменения рынка, и в связи с этим определение сегмента и рынка.

  3.6. Отделка тканей

      Слабо развит сектор предприятий, осуществлявший отделку тканей. Teм не менее, с развитием производства хлопчатобумажных тканей будет восстановлен и данный сегмент хлопково-текстильной отрасли страны. По предварительным оценкам данный сегмент может быть достаточно прибыльным и не требует таких больших инвестиций в оборудование. Развитие данного сегмента имеет большое значение для создания более конкурентоспособной текстильной отрасли. Текстильная промышленность Шри-Ланки достигла больших успехов, развивая именно этот сегмент производственной цепочки. Не имея достаточно развитой текстильной промышленности, Шри-Ланка сконцентрировала строительство кластера на покраске, печати и отделке. Достигнув высоких результатов в качестве, дизайне и скорости покраски, печати и отделке, текстильный кластер Шри-Ланки стал конкурентоспособен на мировом рынке.
      Опыт Шри-Ланки и других стран, применивших данный путь развития кластера, будет применен в процессе отбора инвестиционных проектов и строительства предприятий текстильной промышленности на территории СЭЗ "Оңтүстік".

  3.7. Производство готовых текстильных изделий

      Рынок готовых изделий может быть представлен широким ассортиментом белья, трикотажных изделий, одежды, ковровых изделий и прочими товарами повседневного спроса, сезонного спроса или длительного использования. Естественно, что хлопок может быть представлен в продуктах конечного спроса как сырьевой элемент. Отсутствие в Казахстане полного цикла производства тканей, используемых в производстве готовых текстильных изделий конечного использования, приводит к снижению производства готовых текстильных изделий, высокой их себестоимости и росту объемов импорта. Так, доля импорта одеял и пледов в объеме текущего потребления в отдельные годы достигает 90 % (из них китайского производства - 53 %, российского - 10 %), свитеров и джемперов - 83 %, ковров - 97 %, одежды из трикотажного полотна - 46 %, белья постельного - 12 %.
      70-80 % предприятий текстильной и швейной промышленности Казахстана работает на рынке одежды, в основном ориентируя свой ассортимент для нужд силовых структур и выпуска спецодежды.
      В ЮКО данный сегмент производственной цепочки не развит. В области существует компания "Восход", которая ранее была крупным производителем готовых изделий из ткани, в настоящее время предприятие работает только по государственным заказам, а также производит униформу и спецодежду для нефтегазовых компаний.
      Сегменту присущи такие проблемы, как устарелое оборудование, незнание мировых тенденций, нехватка профессиональных кадров, нелегальный и не декларируемый импорт готовой продукции, низкокачественная производимая продукция.

  3.8. Текстильное производство Южно-Казахстанской области

      В настоящее время в Южно-Казахстанской области работают несколько новых предприятий, вложивших средства в модернизацию существующих и строительство новых текстильных производств.
      ТОО "Альянс Казахский Русский Текстиль" - совместное предприятие, в которое входят казахстанская хлопковая компания ТОО "Мырзакент" и российская корпорация "Русский Текстиль" (крупнейший российский текстильный холдинг). Проектная мощность нового производства планируется на уровне 15 млн. кв. метров ткани в год.
      АО "Ютекс" - предприятие по переработке хлопка-волокна, плановая мощность выпуска составляет около 6 тысяч тонн хлопчатобумажной пряжи в год, которая идет на продажу на Украину, Россию и на местный рынок.
      АО "Меланж" - хлопкопрядильная фабрика, выпускающая хлопчатобумажную пряжу с использованием местного сырья. Производственная мощность предприятия оценивается, в среднем, в 2,5 тыс. тонн пряжи в год. Продукция продается по Казахстану, России, Турции.

  3.9. Производственные условия

      Текстильная промышленность Казахстана имеет хорошую базу для дальнейшего развития, учитывая низкие производственные затраты, близость сырьевых регионов (Южный регион Казахстана, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан), близость потенциальных рынков сбыта текстильной продукции (страны Западной, Восточной Европы, Азиатско-тихоокеанского региона, Ближнего востока, также и страны СНГ).
      Затраты на рабочую силу в текстильной промышленности на юге Казахстана близки к 0,94 долларов США за час работы оператора. Это ниже, чем затраты в Турции, но выше, чем в Китае, Индии и Пакистане.
      Основные затраты на вспомогательное сырье и ресурсы ниже, чем у стран основных конкурентов по текстилю и одежде.
      Ресурсный принцип реализуется наличием в регионе:
      сырья для производства;
      перспективы развития транспортной и производственной инфраструктуры, в связи с ускоренным экономическим развитием региона;
      избытка трудовых ресурсов.

  3.10. SWOT анализ создания и развития СЭЗ "Оңтүстік"

      Сильные стороны.
      1) Стабильность. За последние годы в Казахстане сложилась тенденция роста экономики, укрепления финансовой системы, развития приоритетных отраслей, создана правовая база и условия для безопасного привлечения иностранного капитала, в том числе в текстильную промышленность.
      2) Устойчивая национальная валюта.
      3) Хлопок. Существует обширное предложение хлопка-волокна местного производства, а также в наличии имеется достаточное количество перерабатывающих предприятий с мощностями, способными переработать объемы хлопка-сырца с существующих посевных площадей и даже больше. Существуют неосвоенные посевные площади под засев хлопчатника. В настоящее время более 90 % казахстанского хлопка идет на экспорт. Существует возможность потреблять местный хлопок в процессах увеличения добавочной стоимости. Создание научно-исследовательского института хлопководства, а также привлечение международно признаваемой компании для создания сети современных лабораторий по покипной оценке качества хлопка-волокна, предусмотренной в программе развития хлопково-текстильного кластера, значительно повлияет на повышение качества и урожайности хлопка в Казахстане.
      4) Импорт хлопка. Хлопок из соседнего Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, который имеет стоимостное преимущество приблизительно на 15 % по сравнению с мировыми ценами на хлопок, также может быть потреблен текстильными предприятиями на территории СЭЗ "Оңтүстік". Цена на хлопок 5 типа 1,1 долларов США за один килограмм. Для сравнения цена за китайский хлопок, схожего качества, около 1,75 долларов США за один килограмм. Ценовое преимущество является огромным плюсом. Узбекистан, также как и Таджикистан, Туркменистан способен производить хлопок-волокно более ценного качества тонковолокнистый, для производства высоких номеров пряжи.
      5) Затраты по электроэнергии. Цена достигает 0,029 долл. США за кВт, при прямом доступе к государственной электроэнергетической системе. Для сравнения: в Китае речь идет о 0,07 долларов США за кВт, в Турции 0,089 долларов США. Цена на природный газ в 0,07 долларов США за кубический метр является одной третьей того, что платят в Турции.
      6) Сравнительно дешевая рабочая сила. В Южно-Казахстанской области имеется избыток трудовых ресурсов. Поэтому одной из основных задач является сохранение трудового потенциала, создание новых рабочих мест. Более того, средний уровень заработной платы относительно низок по сравнению с другими регионами Казахстана, хотя в соответствии с общестрановыми тенденциями, он продолжает расти. Затраты на рабочую силу низки, на уровне Восточного побережья Китая. Минимальная заработная плата 0,44 долларов США за час, швейный оператор по 0,8 долларов США и прядильщик/ткач по 1,2 долларов США за час.
      7) Железнодорожная сеть. Существующая железнодорожная сеть обеспечивает перевозки в северном направлении, в страны СНГ и в Европу через порты Балтийских государств, в южном направлении к Черному морю. Также возможны грузовые перевозки напрямую в Турцию.
      8) Вода. ЮКО, где произрастает хлопчатник богат ресурсами чистой воды, как из речных, так и из подземных источников. Крупная река - Сырдарья (с притоками Келес, Куруккелес, Арысь, Бугунь и др.) пересекает территорию области с юга на северо-запад.
      Слабые стороны.
      1) Спад производства текстильной отрасли. В свое время текстильно-швейная промышленность составляла 35 % ВВП страны. С развалом инфраструктуры доля текстильно-швейной промышленности уменьшилась до 0,5 % от ВВП. Многие предприятия до сих пор работают на устаревшем оборудовании.
      2) Длительный период доставки. В виду того что Казахстан отделен значительным расстоянием от целевых рынков сбыта и от целевых поставщиков оборудования и аксессуаров, страна находится в неблагоприятных условиях по продолжительности сроков доставки. Период доставки до целевых рынков составляет приблизительно 30 дней, за исключением поставок в Турцию, которые могут составить 15 дней.
      3) Конкуренция с Узбекистаном. Соседствующий Узбекистан имеет урожай хлопка в 8 раз превышающий уровень в Казахстане. Более того, Узбекистан способен производить некоторые более длинноволокнистые волокна. Также имеются государственные субсидии цен на хлопок для компаний в Узбекистане, которые потребляют хлопок и экспортируют готовую продукцию. Это создает ситуацию сильной конкуренции.
      4) Казахстан не известен. В связи с тем, что объем производства мал и большинство продукции экспортируется в Россию, как текстильная страна, Казахстан слабо известен Европейской индустрии текстиля и одежды.
      5) Автомобильные дороги. Автодорожная сеть нуждается в инвестициях для создания эффективного и альтернативного метода транспортировки.
      6) Производительность труда. Учитывая, что отрасль оснащена устаревшим оборудованием, присутствует отставание методов производства, низкий уровень производительности, новые предприятия, новейшие технологии должны будут создать условия для роста производительности труда. Это потребует расширенного тренинга и изменения менталитета рабочей силы.
      7) Нехватка обученного технического персонала. С приходом в упадок текстильной промышленности значительно сократилось количество квалифицированных специалистов в данной области. Необходимо новое поколение технических специалистов. Технический и инжиниринговый тренинг в текстиле не популярен, так как индустрия слишком мала. Большой приток новых компаний создаст спрос на обученный персонал, который на начальном этапе будет удовлетворен иностранными специалистами.
      8) Маркетинг. Обновленной текстильной промышленности необходимо будет получить навыки в маркетинге и продажах для вхождения на более выгодный Европейский рынок, что потребует времени и усилий. На начальной стадии маркетинг будет вестись силами иностранных специалистов.
      Возможности.
      1) Рост индустрии. Основная возможность для Казахстана создание совершенно новой формы индустрии текстиля и одежды, используя местные поставки хлопка и строя современные передовые предприятия, фабрики.
      2) Всемирная Торговая Организация (далее - ВТО). Присоединившись к ВТО, Казахстан может стать более узнаваемой страной, с более открытыми правилами торговли.
      3) Центральный пункт региона. Существует возможность для области стать центром текстильных технологий в Казахстане. Многие современные предприятия, связанные с текстильной индустрией, такие как Rieter и Benninger уже предложили создать центр по поставке запасных частей в Шымкенте, вместе с высокотехнологичным обеспечением для технического обслуживания.
      Угрозы.
      1) Узбекистан. Существует возможность того, что Узбекистан будет сильно конкурировать за инвестиции из-за рубежа. С другой стороны. Казахстан позволяет частное владение предприятием, тогда как в Узбекистане собственность по большей части государственная.
      2) Мировая перенасыщенность в инвестициях в текстиль за последние 5 лет.
      3) Возможный рост цен на энергоносители.

  4. Цель и задачи Программы

      Целью Программы является развитие текстильной промышленности и повышение ее конкурентоспособности, позволяющих создать предпосылки для вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.
      Основными задачами Программы являются:
      строительство подводящих инженерных сетей способствующих эффективному использованию ресурсов (электроэнергии, газа, воды) текстильными предприятиями на территории;
      строительство, реконструкция коммуникационной инфраструктуры (автомобильной дороги, железной дороги, телефонных сетей);
      проведение презентационных и иных рекламных мероприятий направленных на ознакомления потенциальными инвесторами возможностей и преимуществ СЭЗ "Оңтүстік";
      формирование критериев отбора инвестиционных проектов, отвечающих целям создания СЭЗ "Оңтүстік";
      обеспечение строительства на территории СЭЗ "Оңтүстік" вертикально интегрированных, высокотехнологичных к экспортоориентированных производств;
      содействие продвижению отечественных текстильных товаров произведенных на территории СЭЗ "Оңтүстік" на мировые товарные рынки;
      осуществление мер направленных на поддержку текстильных предприятий на территории СЭЗ "Оңтүстік";
      организация системы подготовки и переподготовки кадров.

  5. Основные направления и механизмы реализации Программы

      Становление и развитие СЭЗ "Оңтүстік" пройдет в три среднесрочных этапа.
      Первый этап реализации 2007-2009 годы - строительство инфраструктуры, привлечение инвестиций, начало строительства предприятий на территории СЭЗ "Оңтүстік".
      Второй этап реализации 2010-2012 годы - строительство предприятий на территории СЭЗ "Оңтүстік".
      Третий этап реализации 2013-2015 годы - расширение производств и дальнейшее развитие СЭЗ "Оңтүстік", выход на мировые рынки текстильной продукции.

  5.1. Первый этап (2007-2009 годы) - строительство
инфраструктуры СЭЗ "Оңтүстік"

  5.1.1. Развитие инфраструктуры СЭЗ "Оңтүстік"

      В соответствии с проектом застройки СЭЗ "Оңтүстік" (инженерные изыскания, геология, топография, генплан) площадь отведенной территории СЭЗ "Оңтүстік" составляет 200 га. Сейсмичность района - 7 баллов, сейсмичность площадки - 8 баллов. Площадка СЭЗ "Оңтүстік" имеет также резко выраженную протяженность в одном направлении (3500 м) и незначительную ширину (от 360 м до 710 м), учитывая это предусматривается выполнение ряда условий:
      водопроводные сооружения будут размещены на двух площадках, расположенных в противоположных сторонах по длине участка;
      открытая трансформаторная подстанция будет размещена в середине участка для равномерного распределения нагрузок;
      комплексы сооружений предварительной очистки сточных вод предусматриваются для групп предприятий и будут расположены в южной части промышленной площадки СЭЗ "Оңтүстік".
      Предусмотрено благоустройство и озеленение возле административно-бытовых корпусов, ГУ "Дирекция СЭЗ "Оңтүстік", а также озеленяются все свободные от застройки участки.
      Электроснабжение предприятий СЭЗ "Оңтүстік" планируется путем создания нескольких взаимосвязанных систем доставки и распределения электроэнергии: внешнее электроснабжение, внутриплощадочное электроснабжение предприятия. Внешнее электроснабжение СЭЗ "Оңтүстік" включает в себя:
      1) ВЛ-220 кВ общей протяженностью 4,5 км, в т.ч. реконструируемых 4,2 км (провод АС 400/51 и АС 500/64);
      2) строительство подстанции 220 кВ с двумя трансформаторами 220/10 кВ мощностью по 80 ВМ.А-1ПС с четырьмя трехфазными группами токоограничивающих реакторов, с общим количеством ячеек 10 кВ - 54 шт.;
      3) релейная защита и линейная автоматика сети 220 кВ, диспетчерское, технологическое управление. Предполагаемая расчетная мощность СЭЗ "Оңтүстік" на полное развитие - 90 МВт.
      Для обеспечения потребностей СЭЗ "Оңтүстік" будет построен газораспределительный пункт и проведен газопровод высокого давления. Трасса газопровода проектируется в восточной части г. Шымкента, от газораспределительного пункта, находящегося в районе электроподстанции. Годовое потребление природного газа на территории СЭЗ "Оңтүстік" составляет 124827,1 тыс. нм 3 . Давление газа в газопроводе в точке подключения 6-12 кг/см 2 . На территории СЭЗ "Оңтүстік" необходимо установить газораспределительный пункт, понижающий давление газа в сети с 12 до 3 кг/см 2 .
      Водоснабжение и водоотведение. В качестве источника хозяйственно-питьевого и производственно-противопожарного водоснабжения, принимается городской водопровод.
      Подключение водоснабжения СЭЗ "Оңтүстік" предусмотрено от насосной станции первого подъема, водовод выполняется из двух труб диаметром 600 мм. Общая длина водовода - 7 км. Кроме того, предусмотрено строительство двух резервуаров объемом 200 м 3  каждый.
      Также предусмотрено строительство канализационного коллектора (диаметром 800 мм, протяженностью 7 км.). Приемником хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод после предварительной очистки принят сброс в коллектор городской канализации.

  5.1.2. Строительство и реконструкция
коммуникационной инфраструктуры

      Предусмотрена реконструкция существующей автомобильной дороги "Подъезд к карьеру суглинка цементного завода" от Ленгерского шоссе до СЭЗ "Оңтүстік" и реконструкция моста через реку Бадам.
      Подъездная автомобильная дорога к промышленным предприятиям проектируется с достижением полной проектной мощности в период строительства предприятий.
      Габариты моста определены с разделительной полосой при наличии ограждений.
      На мосту предусматривается устройство служебных проходов на каждой стороне, ограждаемых с наружной стороны перилами. Общая ширина моста составит 30,5 м. Ширина проезжей части 2x7,5 м, длина моста - 126 м.
      Подъездной железнодорожный путь. Примыкание железнодорожного подъездного пути предусматривается на станции Текесу. В месте примыкания предусматривается укладка сбрасывающих остряков. Для накопления вагонов комплекса СЭЗ "Оңтүстік" на ст. Текесу предусмотрено строительство двух тупиковых путей полезной длиной 450 м каждый.
      Внутриплощадочное путевое развитие на территории комплекса предусмотрено с учетом рода грузов и технологического процесса комплекса по переработке хлопка. Общая длина подъездного железнодорожного пути с учетом реконструкции составляет более 4 км.
      На одной ветке подъездных железнодорожных путей будет располагаться комплекс сооружений таможни СЭЗ "Оңтүстік", в который входят здание блока складов для отправки готовой продукции предприятий СЭЗ "Оңтүстік" и блока подсобно-вспомогательных служб. На второй ветке размещается блок складов для приемки поступающего сырья, химикатов, вспомогательных материалов.
      Телефонизация. Сети телефонизации подключаются к существующему колодцу на территории предприятия "Шымкентнефтеоргсинтез". Линия связи выполняется из оптико-волоконного кабеля. Протяженность сети 2 км.
      На территории СЭЗ "Оңтүстік" предусматривается строительство следующих внутриплощадочных инженерно коммуникационных сетей:
      водоснабжение и водоотведение;
      электроснабжение и электроосвещение;
      газоснабжение;
      телефонизация;
      внутриплощадочная автомобильная дорога.

  5.1.3. Проведение презентационных и иных рекламных
мероприятий, направленных на ознакомления потенциальными
инвесторами возможностей и преимуществ СЭЗ "Оңтүстік"

      Рекламная кампания будет состоять из следующих элементов:
      подготовки презентации в формате Powerpoint, рекламирующей СЭЗ "Оңтүстік" иностранным инвесторам. Представление презентаций в Германии, Турции, Индии, Пакистане и других странах;
      выпуска буклетов для рассылки по почте частным текстильным предприятиям;
      использования ресурсов разработанного веб-сайта, адрес которого подлежит рассылке потенциальным текстильным инвесторам по всему миру, www.textilezone.kz
      проведения программы международного ознакомления. При содействии международной компании Werner International будет начата программа международного ознакомления - адресация информационного письма высшему руководству наиболее важных текстильных предприятий по всему миру. Эта программа покроет около 1000 текстильных предприятий по всему миру.
      Также предполагается проведение:
      текстильных конференций на территории Казахстана;
      презентации на международных текстильных конференциях;
      представлении стендов на основных текстильных выставках в Европе и Азии;
      участие в ITMA 2007, крупнейшей выставке текстильного оборудования;
      "ROAD SHOW" и других мероприятий по информационному продвижению СЭЗ "Оңтүстік".

  5.2. Второй этап (2010-2012 годы) - строительство
предприятий на территории СЭЗ "Оңтүстік"

  5.2.1. Отбор инвестиционных проектов,
отвечающих целям создания СЭЗ "Оңтүстік"

      Нижеприведенные параметры будут использованы для определения идеального размера, формата и структуры предприятий, подходящих для вхождения в Специальную экономическую зону. СЭЗ "Оңтүстік" станет центром применения высоких технологий в индустрии текстиля и готовой одежды. Принципы отбора компаний, приведенные ниже, расположены в порядке значимости.
      1) Использование сырья преимущественно местного производства.
      Компании должны стремится потреблять хлопок выращенный и переработанный в Казахстане, таким образом, значительно увеличат потребление хлопка, выращенного и переработанного на местном рынке. Компаниям-инвесторам предоставляется возможность импорта хлопка-волокна, учитывая, что многие изделия требуют смешения с другими видами хлопка для придания определенных качеств пряжи. Однако предприятия должны стремиться использовать казахстанский хлопок в пропорции не менее 30 % от общего количества хлопка, потребляемого на предприятии.
      2) Виды продукции/изделий.
      Компании будут производить продукцию преимущественно из хлопка, такую как джинсы, постельное белье, полотенца, нижнее белье из хлопка, пижамы, детскую одежду, футболки и другое.
      Полагается, что изделия, произведенные из смеси синтетики и хлопка могут войти в перечень изготовляемой продукции. Благодаря росту нефтехимической промышленности в Казахстане в долгосрочной перспективе будет осуществляться поставка местного сырья для производства такой продукции как полиэстер или нейлон, однако это займет несколько лет. Тем временем, СЭЗ "Оңтүстік" создается для использования местного хлопка.
      3) Продукция высокого качества.
      Качество готовой продукции предполагается между средним и высоким уровнями. Например, для джинс, основной упор в изделиях будет сделан на современный стиль, чтобы ткань была легче по весу и имела в своем составе лайкру. В производстве постельного белья компании будут конкурировать за производство продукции среднего уровня. Целью являются не товары массового производства с низким уровнем затрат и цен реализации, а продукция высокого уровня.
      4) Вертикально интегрированные предприятия.
      В идеальном варианте, предприятия будут вертикально интегрированы, таким образом они будут включать в себя все процессы вплоть до производства отделанной ткани, готовой для производства швейных изделий. Следовательно, большинство текстильных предприятий будут иметь одну из следующих структур производства: прядение, ткачество, крашение/нанесение набивного рисунка/отделка - например постельное белье, полотенца, спец. одежда, вельвет и так далее; прядение, вязание, крашение/отделка - например нижнее белье, футболки; прядение, крашение пряжи, ткачество, отделка - например, джинсы, или модные рубашечные ткани.
      При обосновании не исключается возможность других видов структур. Например, компания, которая будет перерабатывать хлопковые отходы для производства фетра, используя производство нетканых материалов, также будет рассматриваться как подходящее предприятие.
      Крашение и отделка могут быть созданы на сервисной или комиссионной основе, и подобные предприятия будут предлагать услуги другим текстильным предприятиям на территории СЭЗ "Оңтүстік". В таком случае предприятие будет заниматься только крашением/отделкой.
      Также допускается, что существующие предприятия вне СЭЗ "Оңтүстік" могут запустить фабрику по крашению и отделке на территории СЭЗ "Оңтүстік" для переработки собственных тканей, произведенных вне СЭЗ "Оңтүстік".
      Также возможно создание фабрик по производству медицинской марли, ваты и так далее, так как они будут потреблять местный хлопок, и производить готовые изделия.
      В случае строительства на территории СЭЗ "Оңтүстік" отдельно стоящих прядильных фабрик, цель предприятия будет заключаться в поставке пряжи ткацким фабрикам расположенных на территории СЭЗ "Оңтүстік", но не в продаже пряжи на экспорт.
      5) Современное оборудование и технологии.
      Предполагается, что предприятия, созданные на территории СЭЗ "Оңтүстік", будут применять лучшую технологию и наиболее современнoе оборудование. Это также относится и к технологическим аспектам лаборатории, оборудования, создания дизайна с помощью компьютерных технологий и компьютерных систем. Однако не предполагается, что будет использовано исключительно полностью автоматизированное оборудование и системы роботов, подобные тем, что встречаются во многих современных Европейских текстильных предприятиях, где применяется подобная технология по причине высокой стоимости рабочей силы.
      В идеале, инвесторы должны приобретать новое оборудование у известных на мировом рынке поставщиков. Однако оборудование, бывшее в употреблении, также возможно будет рассматриваться для установки на территории СЭЗ "Оңтүстік", в том случае, если оно очень современное, и если на момент установки, ожидаемый срок полезного использования, гарантированный производителем, не менее 10 лет. Очень важна доступность средств технического обслуживания для данного оборудования.
      6) Сильный маркетинговый план.
      У предприятий должна быть четкая маркетинговая стратегия, определены страны, в которые планируется поставка готовой продукции, предполагаемые продажи в разрезе стран, включая обоснование вхождения с продукцией на каждый рынок. Долгосрочный успех предприятия во многом зависит от возможности привлечения и удержания хороших и стабильных заказчиков, поставок им на высоком уровне продукции по параметрам качества, цены и доставки. Предполагается, что первоначальные целевые рынки компании будут со временем меняться. По истечении времени инвесторы будут узнаваемыми на международном уровне поставщиками в индустрии текстиля и готовой одежды, известны и активны на этом рынке.
      7) Изготовление изделий.
      Процесс пошива готовой одежды должен быть опционный для вертикально интегрированных предприятий. Однако компании по вязанию (трикотаж) обычно напрямую связаны с предприятиями по пошиву хлопкового нижнего белья, футболок и подобной продукции.
      Швейные предприятия подлежат включению в СЭЗ "Оңтүстік" с условием, что не менее 40 % потребляемых тканей должны быть произведены на территории СЭЗ "Оңтүстік".
      8) Вклад технического ноу-хау и людей.
      Учитывая, что текстильная промышленность в Казахстане находится на этапе развития, предполагается, что будет значительный вклад технического ноу-хау из стран с высоким уровнем технического развития, таких как Италия, Германия, Турция. Приезд специалистов инженеров с этих и других стран продлится на период трех лет и более, в течение которого они будут инструктировать фабрики и в то же время обучать местных технических специалистов. Через некоторое время местное население станет более квалифицированным, и в дальнейшем люди станут экспертами в области текстильных технологий и оценки качества продукции.
      Инвестор должен обеспечить ведение хорошего технического менеджмента, проведение экстенсивных тренингов и передачу технического ноу-хау для обеспечения успешного развития и деятельности компаний в долгосрочной перспективе:
      1) Пряжа, произведенная на продажу.
      Основной целью прядения будет производство правильного сочетания качеств и номеров пряжи для удовлетворения требований ткачества. Технологии прядения могут быть кольцевыми, пневмомеханическими или прядение методом вотекс.
      Номера пряжи будут вероятнее в интервале от N 6 до N 30. Однако не обязательно, чтобы вся производимая пряжа потреблялась ткацким производством. Многие прядильные фабрики производят пряжу, как на продажу; так и для внутреннего потребления. Объем продаж пряжи за пределы территории СЭЗ "Оңтүстік" не должен превышать 40 %.
      2) Сервисные предприятия.
      Существуют различные сервисные компании и агентства, которые могут быть включены в СЭЗ "Оңтүстік":
      1. поставка и складирование красителей;
      2. поставщик запасных частей на оборудование и сервисное обслуживание оборудования;
      3. производители ниток, пуговиц, молний и других аксессуаров;
      4. сервисное обслуживание моторов и рукояток;
      5. услуги по компьютеризированному дизайну;
      6. услуги по нанесению набивного рисунка;
      7. услуги по ремонту быстро изнашиваемых частей в прядении и ткачестве;
      8. компании, поставляющие электроэнергию, газ, занимающиеся водоочисткой и так далее;
      9. другие услуги, которые необходимы в СЭЗ "Оңтүстік", которые не имеют прямого отношения к производству текстиля и одежды:
      1) рестораны, закусочные;
      2) банковские РКО;
      3) услуги транспорта (автобусы, такси);
      4) медицинский центр и центр первой помощи;
      3) услуги транспортировки.
      Предполагается, что компании организуют поставку сырья и готовой продукции, используя уже имеющееся транспортное оснащение. СЭЗ "Оңтүстік" не будет включать предприятия с собственной системой транспортировки.
      На территории СЭЗ "Оңтүстік" не будет транспортных агентств.
      Причина исключения транспортных компаний из СЭЗ "Оңтүстік" заключается в том, чтобы позволить всем транспортным компаниям соблюдать условия честной конкуренции.
      Критерии, как для отбора предприятий, так и для последующего контроля за выполнением ограничений в торговле обозначены в настоящем документе и являются частью правовой структуры СЭЗ "Оңтүстік". Уполномоченный акиматом ЮКО орган на первых этапах будет принимать решения по поводу отклонений предприятий от основных требований критериев отбора инвестиционных проектов. Также будет решать процентные соотношения, установленные в вышеприведенных правилах, и будет осуществлять ежегодный мониторинг деятельности предприятий, используя производственные и торговые данные.

  5.2.2. Строительство предприятий на территории СЭЗ "Оңтүстік"

      Строительство производств или расширение бизнеса на территории СЭЗ "Оңтүстік" обусловлено причинами, связанными с достижением предприятиями определенных экономических целей. Основными причинами текстильной направленности СЭЗ "Оңтүстік" станут:
      доступ к местному сырью;
      низкий уровень производственных издержек;
      доступная логистика;
      доступ к местным и региональным рынкам сбыта;
      льготные торговые соглашения;
      инвестиционные льготы;
      приближенность к рынкам сбыта;
      наличие квалифицированных кадров;
      диверсификация рисков.
      Основными допустимыми видами деятельности на территории СЭЗ "Оңтүстік" в соответствии с Программой являются производства:
      1. джинсовых изделий: производство грубой хлопчатобумажной ткани и джинсов. Производственные процессы предусматривают прядение (кольцевое и пневмомеханическое), отделку тканей, включая операции отбеливания, крашения, швейное производство.
      2. махровых изделий: производство полотенец, купальных халатов и других махровых изделий. Производственные процессы предусматривают прядение (кольцевое и пневмомеханическое), крашение и кручение пряжи, снование и шлихтование пряжи, отделку ткани, включая крашение, швейное производство.
      3. трикотажных изделий: производство трикотажной ткани и пошив трикотажных изделий, таких как нижнее белье, футболки, пижамы, спортивные костюмы, майки и прочие. Производственные процессы предусматривают прядение кольцевое, вязание, крашение, швейное производство.
      4. спецодежды и тканей: ткани и изделия для спецодежды - куртки, брюки, кепки, шапки, комбинезон и прочие. Производственные процессы предусматривают прядение кольцевое, ткачество, крашение, нанесение набивного рисунка, отделку, швейное производство.
      5. постельного белья: постельных тканей и готового постельного белья, наволочек и других видов продукции домашнего текстиля. Производственные процессы предусматривают прядение кольцевое, кручение, снование и шлихтование пряжи, отделку ткани, включая крашение, нанесение набивного рисунка, швейное производство.
      6. медицинской продукции, переработка отходов: производство ваты, тампонов, ватных палочек и другой медицинской продукции, в основном используя материалы - отходы переработки хлопка волокна.
      7. нетканых материалов и высококачественной бумаги.
      На площадке СЭЗ "Оңтүстік" планируется строительство 15 предприятий: текстильный комплекс, фабрики по производству махровых, сорочечных, костюмных, джинсовых, технических тканей, швейных ниток и другие.
      Учитывая технологию производства, размещение предприятий будет осуществлено на самостоятельных террасах с применением всех необходимых мер для обеспечения устройства надежных грунтовых оснований под здания, сооружения, дороги, сети.
      В связи с природными условиями площадки рельеф, просадочность грунтов, а также возможности устройства подъездных железнодорожных путей, транспортных развязок, прокладки инженерных сетей (водопроводных, канализации и т.д.) предусмотрено оптимальное количество предприятий легкой промышленности, управленческих служб, таможни и т.д.

  5.3. Третий этап (2013-2015 годы) - расширение
производств и дальнейшее развитие, выход на
мировые рынки текстильной продукции

      Предприятия на третьем этапе выходят на свою запланированную производственную мощность, этому будет способствовать применение современных технологий, свободный доступ к сырью, а также применение льготного режима налогообложения предусматривающего освобождение от уплаты ряда налогов.
      Планируется создание совместных предприятий с казахстанскими партнерами. Некоторые предприятия на территории СЭЗ "Оңтүстік" будут частично или полностью принадлежать резидентам Казахстана. Фактически структура собственности не ограничивается выше указанным и будет зависеть от индивидуальных предпочтений инвесторов.

  5.3.1. Содействие продвижению текстильных товаров,
произведенных на территории СЭЗ "Оңтүстік"
      на мировые товарные рынки

      Традиционными рынками сбыта для казахстанских производителей текстиля и готовых изделий была Россия и другие страны Содружества Независимых Государств.
      Созданные предприятия будут реализовывать основную часть продукции в России, Европе и Турции, осуществляя поставки пряжи и тканей.
      Определенные швейные производства будут поставлять свою продукцию на рынки России, другие страны СНГ и Европейские рынки.
      В странах Западной Европы наблюдается тенденция замещения производства хлопчатобумажной продукций ее импортом, что сказывается и на снижении объемов потребления хлопкового волокна прядильными фабриками. Основное снижение потребления произошло в Италии, Португалии и Германии. Предполагается, что объем промышленного потребления хлопкового волокна в Западной Европе будет снижаться в пользу импорта готовой продукции.
      Ожидается, что для строительства предприятий в СЭЗ "Оңтүстік" Европейские инвесторы привезут собственный маркетинговый подход, который позволит им продавать готовую продукцию на существующие рынки сбыта, в основном в Европу.
      Компании, являющиеся собственностью резидентов Казахстана, будут склоняться осуществлять продажи на Российский рынок, с невысоким уровнем оборота в Европе.
      Продажи на рынок США будут на незначительном уровне. Причина заключается в дополнительных затратах и сроках, необходимых для транспортировки контейнеров до международных портов.
      Китай, Индия, Пакистан не являются потенциальными рынками сбыта продукции, произведенной на территории СЭЗ "Оңтүстік". В долгосрочной перспективе, возможно, что определенные виды изделий готовой одежды могут поставляться в Китай, в связи с приближенностью рынка. Однако, низкий уровень цен на китайском рынке, исключает данный регион как рынок сбыта на ближайшие годы.
      Китай, Индия, Пакистан являются крупнейшими производителями в том же сегменте рынка, в котором будут и предприятия СЭЗ "Оңтүстік". Соответственно, маловероятно, что будет осуществляться торговля между странами, конкурирующими в одном сегменте.
      Типичными клиентами готовой одежды и домашнего текстиля являются сеть розничных магазинов или любой другой крупный оптовый покупатель. Касательно спецодежды, клиентами могут стать государственные учреждения, авиалинии, военная служба и так далее.
      Покупателями ткани и пряжи будут текстильные предприятия или компании по пошиву одежды. В этом случае, компании СЭЗ "Оңтүстік" будут осуществлять продажи напрямую текстильным компаниям.

  5.3.2. Осуществление мер направленных на поддержку
текстильных предприятий на территории СЭЗ "Оңтүстік"

      На начальных этапах развития отрасли необходимо будет осуществлять регулирование степени открытости внутреннего товарного рынка по отдельным видам товаров легкой промышленности, путем тарифных и нетарифных ограничений. Эти меры будут давать дополнительные преимущества производителям текстильной продукции по продажам на внутренний рынок на стадии наращивания производственных мощностей.
      Планируются действия следующего характера, направленные на поддержку текстильных предприятий в СЭЗ "Оңтүстік":
      установка Информационной службы для инвесторов в СЭЗ "Оңтүстік" для направления инвесторов и оказания им содействия при реализации их инвестиционных проектов. Данная служба состоит из:
      юридической помощи по устранению всех вопросов противоречащих законодательству Республики Казахстан, связанных напрямую с инвестиционным проектом;
      административной поддержки в организации получения лицензий, разрешений, прохождения таможенных процедур;
      информационной службы технических данных текстиля и одежды с информацией по маркетингу текстиля, транспорту, логистике, с листом контактов компаний, предоставляющих вспомогательные услуги;
      создание службы помощи экспорту. Данная экспортная служба должна быть услугой, предоставляемой в сети интернет для облегчения экспорта и представлять собой следующее: предоставление информации о спросе на импорт текстильной продукции, налогообложение текстильной продукции, данные по товарообороту в различных странах; предоставление возможности устанавливать контакты импортерам и экспортерам;
      финансирование установки и поддержки веб-сайта "Оңтүстік" в интернете для продвижения товаров, произведенных текстильными предприятиями расположенными на территории СЭЗ "Оңтүстік".
      Будет организована поддержка предприятиям на территории СЭЗ "Оңтүстік" в виде консультационных услуг, что поможет не только создать текстильный кластер, но также обеспечит ГУ "Дирекция СЭЗ "Оңтүстік" всеми исходными данными для дальнейшего развития деятельности предприятий на территории СЭЗ "Оңтүстік".

  5.3.3. Организация системы подготовки и переподготовки кадров

      Существует определенная нехватка квалифицированных кадров и менеджеров среднего звена. Для решения этой проблемы предполагается поддержка и финансирование специализированного Тренингового центра для текстильной промышленности. Необходимо интегрировать существующие тренинговые и образовательные центры в Казахстане в один проект для удовлетворения кадровых потребностей текстильных предприятий.

  6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

      Для выполнения Программы будут привлекаться средства из республиканского бюджета, собственные ресурсы предприятий инвесторов, средства АО "Фонд устойчивого развития "Қазына", средства Южно-Казахстанского областного бюджета.
      Первый этап (2007-2009 годы). Строительство инфраструктуры СЭЗ "Оңтүстік" на период с 2007 по 2008 годы планируется за счет Республиканского бюджета, общая сумма затрат составит 4 174,334 млн. тенге:
      объекты 2007 года на общую сумму 2 970,546 млн. тенге;
      объекты 2008 года на общую сумму 1 203,788 млн. тенге.
      Второй этап (2010-2012 годы). Предполагаемая сумма вложенных инвестиций иностранными и отечественными инвесторами на строительство предприятий текстильной промышленности составит 65 млрд. тенге. Также будут задействованы средства АО "Фонд устойчивого развития "Қазына" и средства Южно-Казахстанского областного бюджета.
      Третий этап (2013-2015 годы). На маркетинговые расходы будут в первую очередь затрачены собственные средства инвесторов, на проведение мероприятий направленных на поддержку предприятий на территории СЭЗ "Оңтүстік" будут задействованы средства АО "Фонд устойчивого развития "Қазына" и средства Южно-Казахстанского областного бюджета.
      Объемы бюджетных средств необходимых для реализации Программы будут уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.

  7. Ожидаемые результаты от реализации Программы

      В результате проведения работы будет создана вертикально интегрированная структура текстильной промышленности в СЭЗ "Оңтүстік".
      На первом этапе (период 2007-2009 годы) будет (-ут):
      завершение строительства современной инфраструктуры СЭЗ "Оңтүстік" с освоением 4 174,334 млн. тенге выделенных на эти цели из республиканского бюджета;
      привлечение отечественных и иностранных компаний желающих инвестировать в развитие текстильной промышленности.
      На втором этапе (период 2010-2012 годы) ожидаются:
      привлечение инвестиций в сумме около 65 млрд. тенге на завершение строительства 15 предприятий текстильной отрасли;
      создание около 11 тысяч новых рабочих мест;
      увеличение объема внутреннего потребления хлопка-волокна с учетом импорта хлопка-волокна до 100 тысяч тонн ежегодно;
      увеличение посевных площадей под хлопчатник на 90 тыс. га;
      повышение доли потребления хлопка-волокна на внутреннем рынке до 30 % от общего объема производства.
      На третьем этапе (период 2013-2015 годы) ожидаются:
      интегрирование текстильной промышленности Казахстана в мировой рынок;
      создание и продвижение торговой марки (бренда) "Текстиль Казахстана".

       8. План мероприятий на 2007-2009 годы по реализации
        Программы развития Специальной экономической зоны
                 "Оңтүстік" на 2007-2015 годы

N
п/п

Мероприятие

Форма
заверше-
ния

Ответ-
ственные
за
испол-
нение

Сроки
ис-
пол-
нения

Пред-
пола-
гаемые
расхо-
ды

Источни-
ки
финанси-
рования

1

2

3

4

5

6

7

5.1. Первый этап 2007-2009 годы - развитие инфраструктуры СЭЗ

1.

Строительство
водоснабжения
(2 нити
диаметром
600 мм,
протяженностью
7 км.)

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ
(созыв),
акимат
ЮКО,
ГУ
Дирекция
СЭЗ
"Оңтүстік"

25
июля
2007
года

357,334
млн.
тенге

Республи-
канский
бюджет

2.

Строительство
канализационно-
го коллектора
(диаметром
800 мм,
протяженность
7 км.)

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ
(созыв),
акимат
ЮКО,
ГУ
"Дирекция
СЭЗ
"Оңтүстік"

25
июля
2007
года

203,104
млн.
тенге

Республи-
канский
бюджет

3.

Возмещение
потерь сельско-
хозяйственного
производства
от передачи
под СЭЗ
территории
200 га сельско-
хозяйственных
земель

Информация
в Прави-
тельство
Республики Казахстан

МИТ
(созыв),
акимат
ЮКО,
ГУ
"Дирекция
СЭЗ
"Оңтүстік"

25
июля
2007
года

72,669
млн.
тенге

Республи-
канский
бюджет

4.

Строительство
ПС 220/10 кВ и
заход-выход
ВЛ-220 кВ

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ
(созыв),
акимат
ЮКО,
ГУ
"Дирекция
СЭЗ
"Оңтүстік"

25
января
2008
года

1381,376
млн. тенге

Республи-
канский
бюджет

5.

Строительство
железнодорожных
подъездных
путей к СЭЗ
"Оңтүстік" и
двух
дополнительных
тупиковых
путей для
накопления
вагонов на
станции Текесу

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ
(созыв),
акимат
ЮКО,
ГУ
"Дирекция
СЭЗ
"Оңтүстік"

25
января
2008
года

229,320
млн.
тенге

Республи-
канский
бюджет

6.

Строительство
подъездной
автомобильной
дороги и
автомобильного
моста через
р. Бадам

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ
(созыв),
акимат
ЮКО,
ГУ
"Дирекция
СЭЗ
"Оңтүстік"

25
января
2008
года

688,503
млн.
тенге

Республи-
канский
бюджет

7. 

Строительство
дополнительных
сооружений для
таможни (КПП,
весовая,
досмотровая
площадка и
навес)

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ
(созыв),
акимат
ЮКО,
ГУ
"Дирекция
СЭЗ
"Оңтүстік"

25
января
2008
года

38,24
млн.
тенге

Республи-
канский
бюджет

8.

Проведение 2-го
текстильного
конгресса
инновационных
проектов
(ревизию/
экспертизу на
поиск лучших
исследований/
технологий в
хлопковой/
текстильной
отрасли)

Отчет в
Правитель-
ство
Республики
Казахстан

МИТ
(созыв),
МОН,
АПЛП, МСХ

25 января 2008 года

-

-

9.

Строительство
внутриплоща-
дочных
автомобильных
дорог

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ
(созыв),
акимат
ЮКО,
ГУ
"Дирекция
СЭЗ
"Оңтүстік"

25
июля
2008
года

488,9
млн.
тенге*

Республи-
канский
бюджет

10.

Строительство
внутриплощадоч-
ных инженерных
сетей
(водоснабжение,
канализация,
электроснабже-
ние,
телефонизация,
газоснабжение)

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ
(созыв),
акимат
ЮКО,
ГУ
"Дирекция
СЭЗ
"Оңтүстік"

25
июля
2008
года

714,888
млн.
тенге*

Республи-
канский
бюджет

11.

Презентация СЭЗ
"Оңтүстік" на
международных
конференциях,
выставках,
организация
"ROAD SHOW" и
другие
мероприятия по
информационному
продвижению СЭЗ

Информация
в Прави-
тельство
Республики
Казахстан

МИТ
(созыв),
МИД,
акимат
ЮКО,
ГУ
"Дирекция
СЭЗ "Оңтүс-
тік",
АО "Фонд
устойчи-
вого
развития
"Қазына"

25
января
еже-
годно

 -

  -

12.

Осуществление
работ по
привлечению
инвестиций
иностранных и
отечественных
компаний на
строительство
текстильных
предприятий

Информация
в МИТ

Акимат ЮКО

10
января
еже-
годно

  

  

13.

Строительство
предприятий
текстильной
промышленности
"под ключ"

Информация
в МИТ

Акимат ЮКО

10
января
еже-
годно

-

-

Примечания:
* Объемы финансирования будут уточнены при формировании
республиканского бюджета на соответствующий год.
Расшифровка буквенных аббревиатур:
МИТ     - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан
МСХ     - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
МОН     - Министерство образования и науки Республики Казахстан
МИД     - Министерство иностранных дел Республики Казахстан
ЮКО     - Южно-Казахстанская область
СЭЗ "Оңтүстік" - Специальная экономическая зона "Оңтүстік"
ГУ "Дирекция СЭЗ "Оңтүстік" - Государственное учреждение "Дирекция
СЭЗ "Оңтүстік".