Сноска. Проект Закона отозван из Парламента - постановление Правительства РК от 8 мая 2007 года N 371 .
Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан Проект Закона Республики Казахстан "О товарных биржах".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан
"О товарных биржах"
Настоящий Закон устанавливает организационные и правовые основы функционирования товарных бирж и осуществления биржевой торговли, порядок регулирования и контроля за деятельностью товарных бирж в целях обеспечения открытого и эффективного их функционирования, защиты прав участников биржевой торговли и добросовестной конкуренции между ними.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) аккредитация участника биржевых торгов - процедура признания участника биржевых торгов;
2) арбитраж - третейский суд, образуемый сторонами для решения конкретного спора между участниками биржевых торгов, участниками и биржей по биржевым сделкам;
3) биржевая торговля - предпринимательская деятельность по реализации биржевых товаров, осуществляемая на товарной бирже путем проведения торгов, в том числе электронных, регистрации и оформления сделок;
4) биржевой товар - любой, не изъятый из оборота продукт труда, предназначенный для продажи или обмена, допущенный в установленном порядке товарной биржей к биржевой торговле;
5) биржевые торги - процесс, проводимый в торговом зале товарной биржи, в ходе которого происходит обсуждение спроса и предложений на биржевой товар, а также заключение сделок;
6) биржевой опцион - договор, в соответствии с которым одна сторона (продавец биржевого опциона) обязуется продать или купить, а вторая сторона (покупатель биржевого опциона) приобретает право купить или продать определенное количество оговоренного в данном договоре биржевого товара по обусловленной в данном договоре цене;
7) биржевой посредник - брокерские организации и независимые брокеры;
8) брокер - участник биржевых торгов, совершающий сделки на товарной бирже с биржевым товаром по поручению, за счет и в интересах клиента;
9) брокер независимый - аккредитованное на товарной бирже физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица;
10) брокерская организация - юридическое лицо, являющееся биржевым посредником и осуществляющее посредническую деятельность на товарной бирже в соответствии с настоящим Законом и внутренними документами товарной биржи;
11) внутренние документы товарной биржи - документы, которые регулируют условия и порядок деятельности участников на товарной бирже, работу товарной биржи, ее органов, структурных подразделений, оказание услуг, порядок и размер их оплаты;
12) государственный инспектор - должностное лицо уполномоченного органа, назначаемый для осуществления контроля за соблюдением товарной биржей и биржевыми посредниками законодательства Республики Казахстан;
13) государственный реестр товарных бирж - перечень товарных бирж, формируемый уполномоченным органом;
14) дилер - участник биржевых торгов, совершающий сделки с биржевым товаром в своих интересах и за свой счет;
15) клиент - юридическое или физическое лицо, пользующееся услугами аккредитованных участников товарной биржи;
16) клиринговый центр (расчетная палата) - специализированная организация или подразделение товарной биржи, обеспечивающие процедуру безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств между участниками биржевых торгов в результате совершения сделок, самостоятельно или через банк второго уровня в соответствии с действующим законодательством;
17) котировка биржевых товаров - определение средневзвешенной цены на каждый вид биржевого товара по окончании каждого торгового дня, цена спроса и (или) предложения на данный биржевой товар в определенное время на отдельно взятой товарной бирже, организованном биржевом рынке;
18) опционная сделка - биржевая сделка, объектом которой является опционный контракт;
19) опционный контракт - контракт, который, в обмен на премию, предоставляет покупателю право (без обязательства) на покупку или продажу финансового актива по цене исполнения у продавца опциона в течение определенного периода времени или на определенную дату (дату истечения срока опциона);
20) разовый посетитель - участник биржевых спотовых торгов, представитель юридического или физического лица, либо само физическое лицо, совершающий сделки с биржевым товаром в своих интересах, от своего имени и за свой счет;
21) складские документы - простое, двойное складское свидетельство и другие документы, выдаваемые товарным складом в подтверждение принятия товара на хранение;
22) спот-товар (реальный товар) - товар с немедленной поставкой, или находящийся на складе, или же обладающий индивидуальными свойствами товар с поставкой его в будущем;
23) срочный контракт - контракт на абсолютную или условную куплю-продажу биржевого товара с отсроченным исполнением, к ним относятся: фьючерс, форвард, опцион;
24) товарная биржа - некоммерческая, самофинансируемая и самоуправляемая организация, осуществляющая организационную и регулирующую деятельность по оптовой торговле биржевыми товарами путем регулярного проведения публичных торгов в определенном месте и в определенное время по установленным правилам биржевой торговли;
25) торговая система товарной биржи - комплекс материально- технических средств, программных продуктов, внутренних документов товарной биржи и иных необходимых активов и процедур, с использованием которых осуществляются торги с заключением сделок с биржевыми товарами между участниками торгов;
26) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование и контроль в сфере деятельности товарных бирж;
27) форвардная сделка - вид операции, совершаемый с реальным биржевым товаром с принятием участником биржевых торгов на себя обязательств поставить (принять) товар с отсроченным сроком исполнения по цене, оговоренной в момент сделки;
28) фьючерсная сделка - вид операции, совершаемый со стандартным контрактом на товарной бирже с принятием участниками торгов на себя обязательств поставить (принять) определенное количество биржевого товара в определенный период в будущем по цене, установленной в момент заключения сделки;
29) хеджирование - биржевой механизм защиты имущественных интересов участников торгов от рисков при изменении цен на биржевые товары;
30) член товарной биржи - юридическое и (или) физическое лицо, которое участвует в формировании уставного капитала товарной биржи либо вносит членские или иные целевые взносы в имущество товарной биржи и является членом товарной биржи в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
товарных биржах
1. Законодательство Республики Казахстан о товарных биржах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Отношения, связанные с деятельностью товарных бирж, их филиалов, представительств, регулируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также учредительными документами товарных бирж, их внутренними правилами и положениями, принятыми в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Принципы биржевой торговли
Биржевая торговля в Республике Казахстан основывается на принципах:
1) добровольности заключения биржевых сделок;
2) равноправия участников биржевой торговли;
3) свободного формирования цен на товарной бирже на основе спроса и предложения;
4) добросовестной конкуренции.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТОВАРНЫХ БИРЖ
Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) проводит единую государственную политику в сфере деятельности товарных бирж;
2) утверждает программы в области развития деятельности товарных бирж;
3) определяет условия и порядок внесения сведений о товарной бирже в Государственный реестр товарных бирж;
4) утверждает Перечень биржевых товаров и минимальный размер представляемых партий, которые могут реализовываться через товарные биржи.
Статья 5. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) осуществляет реализацию государственной политики по обеспечению стабильного функционирования деятельности товарных бирж;
2) вносит предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам развития деятельности товарных бирж;
3) ведет Государственный реестр товарных бирж;
4) проводит анализ деятельности товарных бирж;
5) осуществляет контроль за соблюдением законодательства о товарных биржах;
6) назначает государственного инспектора;
7) публикует информацию по вопросам деятельности товарных бирж и биржевой торговли, за исключением сведений, составляющих коммерческую или иную, охраняемую законодательством Республики Казахстан тайну;
8) осуществляет взаимодействие с зарубежными товарными биржами по обмену опытом, подготовки специалистов и другим вопросам, представляющим взаимный интерес
Статья 6. Государственный инспектор
1. Государственный инспектор:
1) осуществляет проверку деятельности товарных бирж, клирингового центра и биржевой деятельности биржевых посредников в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) проверяет жалобы и заявления о нарушении товарными биржами и биржевыми посредниками законодательства Республики Казахстан, в том числе жалобы на незаконность применения товарными биржами санкций;
3) представляет в уполномоченный орган заключения по результатам проверок;
4) привлекает к участию в проверках специалистов уполномоченного органа и (или) уполномоченного органа, осуществляющего регулирование процесса государственных закупок;
5) присутствует на биржевых торгах;
6) знакомится с информацией о деятельности товарной биржи, включая все протоколы собраний и заседаний органов управления товарной биржей и их решения, в том числе конфиденциального характера;
7) осуществляет контроль за исполнением решений уполномоченного органа.
2. Государственный инспектор обязан:
1) обеспечивать соблюдение прав всех участников биржевой торговли в деятельности товарных бирж и биржевой торговле;
2) предотвращать любые формы дискриминации какого-либо участника биржевой торговли.
3. По материалам проверок государственный инспектор:
1) дает рекомендации руководству товарной биржи или биржевому посреднику об устранении обнаруженных нарушений законодательства в течении одного месяца;
2) направляет копию своих рекомендаций в уполномоченный орган.
4. Государственный инспектор не вправе:
1) непосредственно или косвенно участвовать в биржевой торговле;
2) изымать при проверке какие-либо документы или материалы товарной биржи или биржевого посредника;
3) принимать самостоятельные решения, обязательные к исполнению;
4) разглашать информацию о товарных биржах и участниках биржевой торговли, полученную в процессе проверки и содержащую их коммерческую тайну.
ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ ТОВАРНОЙ БИРЖИ
Статья 7. Организационно-правовая форма
1. Наименование юридического лица, не зарегистрированного в форме товарной биржи в соответствии с настоящим Законом, не может включать в себя слова "товарная биржа" или производные от них слова в любых сочетаниях.
Товарная биржа является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица.
2. Товарная биржа может быть создана путем образования нового юридического лица, а также в результате реорганизации существующего юридического лица в порядке, установленном настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
3. Товарная биржа имеет право создавать на территории Республики Казахстан и за ее пределами свои филиалы, представительства, на деятельность которых распространяется соответственно действие законодательства Республики Казахстан и законодательство страны нахождения филиала, представительства.
Статья 8. Классификация товарных бирж
1. По форме организации биржевых торгов товарные биржи подразделяется на:
1) закрытые товарные биржи, участниками торгов которой являются только члены товарной биржи в соответствии с ее уставом;
2) открытые товарные биржи, которые допускают к участию в биржевых торгах разовых посетителей.
2. По специализации товарные биржи могут быть:
1) универсальными, на которых совершаются сделки по нескольким группам невзаимозаменяемых биржевых товаров;
2) специализированными, на которых объектами торговли являются группы взаимозаменяемых биржевых товаров.
Статья 9. Учредители товарной биржи
1. Учредителями товарной биржи могут являться юридические и физические лица, принявшие решение о ее создании.
2. Учредители принимают солидарное участие при оплате расходов, связанных с созданием товарной биржи.
Статья 10. Устав товарной биржи
1. Устав товарной биржи должен содержать:
1) наименование, в том числе организационно-правовую форму, классификацию и место нахождения товарной биржи;
2) предмет и цели деятельности товарной биржи;
3) структуру, порядок формирования и компетенцию органов управления товарной биржи, порядок принятия ими решений;
4) условия и порядок приема в члены товарной биржи, приостановки и прекращения членства;
5) права и обязанности членов товарной биржи и других участников биржевой торговли;
6) источники формирования имущества товарной биржи, а также имущественную ответственность членов товарной биржи;
7) размер уставного капитала товарной биржи;
8) порядок принятия (утверждения) документов по биржевой торговле;
9) порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли;
10) организацию деятельности товарной биржи, ее филиалов, представительств, а также сведения о них;
11) порядок внесения изменений и дополнений в учредительные документы товарной биржи;
12) условия реорганизации и прекращения деятельности товарной биржи;
13) порядок использования имущества в случае ликвидации товарной биржи.
2. Устав товарной биржи может предусматривать иные положения, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
3. Изменения и дополнения в устав товарной биржи вносятся по решению ее высшего органа управления.
Статья 11. Биржевые союзы, ассоциации товарных бирж
1. Товарные биржи могут создавать в соответствии с законодательством Республики Казахстан биржевые союзы, ассоциации для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, в том числе, по организации совместных биржевых торгов.
2. Запрещается создание биржевых союзов, ассоциаций, если их образование противоречит требованиям антимонопольного законодательства Республики Казахстан и настоящему Закону, а также являются недействительными соглашения и действия товарных бирж, имеющие целью или влекущие за собой устранение либо ограничение конкуренции в биржевой торговле.
ГЛАВА 4. УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ И ИМУЩЕСТВО ТОВАРНОЙ БИРЖИ
Статья 12. Уставный капитал товарной биржи
1. Минимальный размер уставного капитала товарной биржи составляет 5000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
2. Уставный капитал товарной биржи формируется путем внесения учредителями вкладов. Размер вклада устанавливается учредительным документом товарной биржи.
3. Уставный капитал должен быть полностью оплачен учредителями на момент регистрации юридического лица.
4. Учредитель товарной биржи вправе продать или иным способом уступить свою долю. Преимущественным правом покупки доли перед третьими лицами, пользуются учредители товарной биржи. При нежелании учредителей, третьих лиц, воспользоваться правом покупки доли, долю выкупает товарная биржа.
5. Доля, выкупленная товарной биржей, может находиться на ее балансе не более одного года. Не реализованная в течение года доля погашается с соответствующим уменьшением уставного капитала.
Статья 13. Имущество товарной биржи и источники его
формирования
1. Товарная биржа может иметь в собственности или в оперативном управлении объекты недвижимости, вещи, имущественные права,в том числе, право на землепользование и право на результаты интеллектуальной деятельности и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности товарной биржи, предусмотренной ее уставом.
2. Источниками формирования имущества товарной биржи в денежных и иных формах в соответствии с законодательными актами являются:
1) поступления от учредителей и членов товарной биржи;
2) поступления (доход) от реализации работ, услуг;
3) добровольные имущественные и денежные взносы от участников биржевых торгов;
4) другие, не запрещенные законодательными актами Республики Казахстан, поступления.
3. Поступления в натуральной и иных формах (кроме денежной), оцениваются в денежной форме. Если стоимость вклада превышает сумму, эквивалентную двадцати тысячам размеров месячных расчетных показателей, установленного законом Республики Казахстан в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, ее оценка должна быть подтверждена оценщиком, действующим на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством Республик Казахстан.
4. Товарная биржа отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
5. Учредители товарной биржи не отвечают по ее обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарной" биржи, в пределах размеров их вкладов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
ГЛАВА 5. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЧЛЕНЫ ТОВАРНОЙ БИРЖИ
Статья 14. Органы управления товарной биржи
Органами управления товарной биржи являются:
1) высший орган - общее собрание учредителей товарной биржи, которое обеспечивает соблюдение прав и обязанностей учредителей товарной биржи и ее членов;
2) исполнительный орган - орган, осуществляющий текущее руководство деятельности товарной биржи и подотчетный высшему органу товарной биржи. Исполнительный орган может быть коллегиальным в составе не менее трех членов или единоличным;
3) контрольный орган (ревизионная комиссия) - орган, избираемый высшим органом управления. Компетенция определяется уставом: товарной биржи. Контроль может осуществляться независимым аудитором (аудиторской организацией), который определяется исполнительным органом.
Статья 15. Общее собрание учредителей товарной биржи.
1. Общее собрание учредителей товарной биржи вправе принимать решения по любым вопросам деятельности товарной биржи.
2. Общее собрание учредителей правомочно принимать решения при наличии не менее двух третей от общего числа учредителей.
3. Решение общего собрания учредителей товарной биржи считается принятым, если за него проголосовали более пятидесяти процентов присутствующих на общем собрании учредителей.
4. Члены товарной биржи, не являющиеся ее учредителями, могут присутствовать на общем, собрании учредителей без права участия в голосовании.
5. К исключительной компетенции общего собрания учредителей относятся вопросы:
1) утверждения, принятия, внесения изменений и дополнений в учредительный документ;
2) утверждения повестки дня общего собрания учредителей;
3) добровольной реорганизации и ликвидации;
4) определения организационной структуры, порядка формирования и прекращения полномочий органов управления товарной биржи;
5) избрания исполнительного органа, контрольного органа (ревизионной комиссии), и их руководителей, досрочное прекращение их полномочий;
6) избрания других предусмотренных уставом органов;
7) изменения размера уставного капитала;
8) заслушивания и утверждения годовой финансовой отчетности и отчетов руководителей органов управления товарной биржи;
9) установления порядка распоряжения имуществом товарной биржи.
6. Общее собрание учредителей товарной биржи созывается не реже одного раза в год исполнительным органом товарной биржи.
7. Уставом товарной биржи могут быть предусмотрены иные вопросы, принятие решений по которым отнесено к исключительной компетенции общего собрания учредителей товарной биржи.
Статья 16. Исполнительный орган товарной биржи
1. Коллегиальный или единоличный исполнительный орган управления избирается общим собранием учредителей сроком на три года.
2. Руководитель исполнительного органа руководит текущей деятельностью исполнительного органа.
3. Руководитель исполнительного органа:
1) принимает решение о созыве годового и внеочередного
общих собраний учредителей;
2) утверждает штатное расписание, ставки заработной платы служащих товарной биржи, положение об оплате труда и премированию;
3) действует от имени товарной биржи без доверенности, представляет ее интересы во всех инстанциях и организациях;
4) заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках;
5) осуществляет контроль за деятельностью функциональных подразделений товарной биржи;
6) осуществляет контроль за ведением статистического и бухгалтерского учета, финансовыми операциями, в частности, образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов);
7) принимает решение о создании филиалов и представительств товарной биржи;
8) осуществляет иные функции, определенные уставом общества и решениями общего собрания учредителей.
Статья 17. Контрольный орган (ревизионная комиссия)
товарной биржи
1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью товарной биржи образуется контрольный орган (ревизионная комиссия) товарной биржи в составе не менее трех членов.
2. Члены контрольного органа (ревизионной комиссии) товарной биржи не могут быть избраны в состав исполнительного органа.
3. Контрольный орган (ревизионная комиссия) товарной биржи непосредственно подчиняется общему собранию учредителей товарной биржи и отчитывается перед ним о своей работе.
Статья 18. Члены товарной биржи
1. Членами товарной биржи могут быть юридические и (или) физические лица (за исключением перечисленных в пункте 2 настоящей статьи), определенные подпунктом 30) статьи 1.
2. Членами товарной биржи не могут быть:
1) служащие данной или какой-либо другой товарной биржи;
2) организации, если их руководители (заместители их руководителей или руководители их филиалов и представительств) являются служащими данной товарной биржи;
3) центральные и местные государственные органы;
4) общественные, религиозные и благотворительные объединения
(организации) и фонды;
5) физические лица, которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.
3. Членство на товарной бирже дает право:
1) участвовать в биржевых торгах в соответствии с настоящим
Законом;
2) участвовать в принятии решений на общих собраниях членов товарной биржи, а также в работе других органов управления товарной биржей - в соответствии с положениями, установленными в учредительном документе, и другими правилами, действующими на товарной бирже, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
4. Членство на товарной бирже возникает в порядке и на условиях, установленных учредительным документом товарной биржи, и подтверждается соответствующим свидетельством, выдаваемым товарной биржей.
5. Порядок прекращения членства, а также полной или частичной уступки прав члена товарной биржи определяется товарной биржей с учетом требований, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящей статьи.
6. Уступка права на участие в биржевой торговле без передачи или продажи свидетельств собственности на долю уставного капитала и прав на участие в управлении товарной биржей не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
7. Члены товарной биржи в целях реализации настоящего Закона имеют право сдавать в аренду (уступать на определенный договором срок) свое право на участие в биржевой торговле только одному юридическому или физическому лицу. Договор подлежит регистрации на товарной бирже. Субаренда (переуступка) прав на участие в биржевой торговле не допускается.
Статья 19. Служащие товарной биржи
1. Служащими товарной биржи являются физические лица выполняющие работу на товарной бирже, ее филиалах и представительствах.
Условия труда служащих товарной биржи регулируются договором в соответствии с законодательством Республики Казахстан о труде.
2. Служащим товарной биржи запрещается участвовать в биржевых сделках и создавать собственные брокерские организации, а также использовать служебную информацию в собственных интересах.
ГЛАВА 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОВАРНОЙ БИРЖИ
Статья 20. Деятельность товарной биржи
1. Основным видом деятельности товарной биржи является организация и проведение биржевых торгов, в том числе с использованием современных коммуникаций, биржевым товаром, что означает проведение биржевых торгов в заранее определенном месте, в определенное время, по определенным правилам.
2. Товарная биржа осуществляет следующие функции:
1) организация и проведение торгов со спот-товаром;
2) организация и проведение торгов срочными контрактами
(фьючерсом, форвардом и опционом);
3) регистрация сделок со спот-товаром;
4) регистрация сделок, связанных с обращением опционов на товар и срочных контрактов - товарных фьючерсов, форвардов, а также складских документов;
5) организация и осуществление расчетов по биржевым сделкам;
6) определение биржевых цен (котировка) на биржевые товары;
7) экспертиза качества биржевого товара;
8) оказание организационных, консультационных, информационных, методических и иных услуг;
9) проведение аналитических исследований рынка биржевых товаров;
10) выпуск печатной продукции, относящейся к информации о биржевой деятельности;
11) организация учебных курсов по обучению и повышению квалификации участников биржевого товарного рынка;
12) эксплуатация торговой системы товарной биржи;
13) разрешение споров между участниками биржевой торговли;
14) иные функции, предусмотренные внутренними документами товарной биржи.
3. Товарной бирже запрещается осуществлять торговую и иную деятельность, непосредственно не связанную с торгово-посреднической организацией биржевой торговли. Данное ограничение не распространяется на юридических и физических лиц, являющихся членами товарной биржи.
4. Товарная биржа вправе заключать от своего имени соглашения о сотрудничестве с иностранными юридическими и физическими лицами в пределах прав, предоставленных ей настоящим Законом и иными законодательными актами, в том числе заключать соглашения об импорте товаров, предназначенных для осуществления деятельности товарной биржи без права выставления этих товаров на биржевые торги.
Статья 21. Денежные взносы на товарной бирже
1. Товарная биржа осуществляет свою деятельность за счет вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, денежных средств от биржевых сделок, за пользование имуществом биржи, регистрацию и оформление биржевых сделок, поступлений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, других поступлений.
2. Товарная биржа имеет право устанавливать:
1) размеры и порядок внесения финансовых обязательств участниками биржевой торговли;
2) размер платежей в соответствии с правилами биржевой
торговли;
3) штрафы, взимаемые за нарушение устава товарной-биржи, правил биржевой торговли и других правил, установленных внутренними документами товарной биржи в соответствии с правилами биржевой торговли.
3. Товарной бирже запрещается устанавливать:
1) размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками за посредничество в биржевых сделках;
2) уровни и пределы цен на биржевой товар в биржевой торговле.
4. Размеры платежей, взимаемых с участников биржевых торгов, должны быть доступны для ознакомления любому участнику биржевой торговли.
1. Биржевой сделкой является сделка, предметом которой является имущество, допущенное к обращению на бирже, и которая заключается на бирже участниками проводимых ею торгов в соответствии с законодательством Республики Казахстан и правилами биржевой торговли.
Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается товарной биржей.
2. Сделки, совершенные на товарной бирже, но не соответствующие требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, не являются биржевыми. Гарантии товарной биржи на такие сделки не распространяются. Товарные биржи вправе применять санкции к участникам биржевой торговли, совершающим небиржевые сделки на данной товарной бирже.
3. Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет товарной биржи.
Статья 23. Виды биржевых сделок
На товарной бирже совершаются сделки с:
1) взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
2) взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком исполнения (форвардные сделки);
3) взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на будущую поставку или покупку биржевого товара (фьючерсные сделки);
4) уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки);
5.) взаимной передачей прав и обязанностей в отношении складских свидетельств;
6) другие сделки с биржевым товаром, контрактами или правами, установленные правилами биржевой торговли.
Статья 24. Гарантии в биржевой торговле при совершении
форвардных, фьючерсных и опционных сделок
1. Товарная биржа в целях обеспечения исполнения совершаемых на ней форвардных, фьючерсных и опционных сделок обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров), создаваемых в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, или заключения договора с банком второго уровня или кредитным учреждением об организации расчетного (клирингового) обслуживания.
2. Право совершения форвардных, фьючерсных и опционных сделок имеют аккредитованные на данной товарной бирже участники.
3. В целях гарантирования исполнения обязательств по форвардным, фьючерсным и опционным сделкам участники вносят залог в соответствии с внутренними документами товарной биржи.
4. Форвардные, фьючерсные и опционные сделки могут совершаться на товарной бирже только при наличии специального комплекса программных средств, обеспечивающего автоматизированное ведение торгов, проведение клиринга, динамику изменения котировки.
5. Товарная биржа в соответствии с действующим законодательством осуществляет расчетное обслуживание участников рынка срочных контрактов через клиринговый центр.
6. Клиринговые центры могут создаваться как независимые от товарной биржи организации биржевых посредников, так и как специально организованное структурное подразделение - клиринговый центр в составе товарной биржи.
7. Клиринговые центры вправе:
- устанавливать виды, размеры и порядок взимания взносов, гарантирующих исполнение форвардных, фьючерсных и опционных сделок и возмещение ущерба, возникшего в результате полного или частичного неисполнения обязательств по этим сделкам, а также определять другие финансовые обязательства участников этих сделок;
- осуществлять в установленном порядке кредитование участников форвардных, фьючерсных и опционных сделок в пределах, необходимых для гарантирования этих сделок;
- осуществлять иные функции в соответствии с внутренними документами товарной биржи.
8. Товарная биржа, в целях гарантирования совершаемых биржевых фьючерсных, форвардных и опционных сделок, вправе создавать гарантийные и иные фонды с участием членов клирингового центра, биржевого посредника на фьючерсном рынке между клиентами и клиринговым центром, совершающих сделки как на свои средства, так и по поручению и на средства клиентов.
1. Биржевая цена на товар складывается в результате котирования цен спроса и предложения на данный биржевой товар в определенное время, также в результате определения средневзвешенной цены на каждый -вид биржевого товара по окончании каждого торгового дня по установленной биржей методике.
2. Товарные биржи обязаны ежемесячно публиковать в средствах массовой информации котировки на биржевые товары, выявленные с учетом спроса и предложения.
Статья 26. Правила биржевой торговли
1. Правила биржевой торговли утверждаются исполнительным органом товарной биржи.
2. Правила биржевой торговли регулируют деятельность участников биржевых торгов при совершении сделок с биржевыми товарами, допущенными к обращению на товарной бирже, а также правоотношения, возникающие между товарной биржей и участниками биржевых торгов.
3. Правила являются обязательными для всех участников биржевой торговли и должны предусматривать:
1) функции основных структурных подразделений товарной биржи;
2) порядок информирования участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах;
3) порядок проведения биржевых торгов;
4) порядок допуска к биржевым торгам;
5) виды биржевых сделок;
6) порядок регистрации и учета биржевых сделок;
7) порядок регистрации цен на биржевые товары (котирование);
8) порядок информирования участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествующих биржевых торгах, в том числе о ценах биржевых сделок и о котировке биржевых цен;
9) порядок взаимных расчетов между участниками биржевых торгов при заключении биржевых сделок;
10) меры по обеспечению безопасности реализуемых на биржевых торгах биржевых товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Республики Казахстан обязательной сертификации и предназначенных для продажи на территории Республики Казахстан, при наличии сертификата и знака соответствия, выданных или признанных уполномоченным на то органом;
11) меры, обеспечивающие порядок и дисциплину на биржевых торгах, а также порядок и условия применения этих мер;
12) меры, обеспечивающие соблюдение членами товарной биржи, другими участниками биржевой торговли решений государственных органов по вопросам, относящимся к деятельности товарных бирж, учредительных документов товарной биржи, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов товарной биржи и других органов управления товарной биржей;
13) номенклатуру биржевых товаров;
14) размеры платежей, взимаемых в пользу товарной биржи с ее членов и других участников биржевой торговли за услуги, оказываемые товарной биржей и ее подразделениями, и порядок их взимания товарной биржей;
15) порядок аккредитации на товарной бирже брокеров и дилеров;
16) порядок наложения товарной биржей штрафных санкций, взимаемых за нарушение участниками торгов устава биржи, правил биржевой торговли и иных внутренних документов биржи.
ГЛАВА 7. БРОКЕРСКО-ДИЛЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 27. Участники биржевых торгов
1. Участниками биржевых торгов являются члены товарной биржи, аккредитованные на товарной бирже брокеры и дилеры, а также разовые посетители.
2. Участники допускаются к биржевым торгам в установленном товарной биржей порядке.
3. Разовые посетители биржевых торгов имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет.
Статья 28. Отношения между членами товарной биржи,
брокерами и их клиентами
1. Отношения между членами товарной биржи, брокерами и их клиентами регулируются заключенными между ними контрактами (договорами) об оказании брокерских услуг.
2. Товарная биржа, в пределах своих полномочий, регламентирует взаимоотношения членов товарной биржи, брокеров и их клиентов, применяет в установленном порядке соответствующие меры к нарушителям установленных биржевых правил.
3. Члены товарной биржи вправе требовать от своих клиентов внесения гарантийных взносов на свои расчетные счета, открытые в клиринговых центрах (расчетных палатах), а также предоставления прав на распоряжение ими от имени клиента в соответствии с данным ему поручением.
Статья 29. Учет биржевых сделок участниками биржевой
торговли
1. Участники биржевых торгов обязаны вести учет совершаемых в биржевой торговле биржевых сделок отдельно по каждому клиенту и хранить сведения об этих сделках в течение пяти лет со дня совершения сделки.
2. По требованию уполномоченного органа участники биржевых торгов обязаны предоставить указанную информацию.
Статья 30. Разрешение споров на товарной бирже
Споры, связанные с заключением биржевых сделок, рассматриваются в биржевом арбитраже при соответствующей товарной бирже, решение которого может быть оспорено в суде.
ГЛАВА 8. КОММЕРЧЕСКАЯ И СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНА НА ТОВАРНОЙ БИРЖЕ
Статья 31. Коммерческая тайна на товарной бирже
Коммерческая тайна включает:
1) сведения о движении средств на лицевых счетах участников биржевых торгов и система учета залога, залоговых средств;
2) сведения об аккредитованных в качестве участников биржевых торгов юридических и физических лицах.
Статья 32. Служебная тайна на товарной бирже
1. Служебная тайна включает сведения о деятельности участников товарной биржи, не являющиеся общедоступными на равных условиях для неограниченного круга лиц.
2. Лицом, располагающим информацией, составляющей служебную тайну, является лицо, которое в силу своего служебного положения или договора, заключенного с участником биржевых торгов, имеет возможность доступа к указанной информации.
Статья 33. Раскрытие коммерческой и служебной тайны
1. Сведения, составляющие коммерческую и служебную тайну на товарной бирже, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
2. Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть представлены участнику биржевых торгов в отношении его прав либо его представителю на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Сведения, составляющие коммерческую и служебную тайну на товарной бирже, должны быть предоставлены:
1) органам дознания и предварительного следствия: по находящимся в их производстве уголовным делам;
2) судам: по находящимся в их производстве делам на основании определения, постановления;
3) органам прокуратуры: на основании постановления о производстве проверки в пределах их компетенции, по находящемуся у них на рассмотрении материалу;
4) органами исполнительного производства: по находящимся в их производстве делам исполнительного производства на основании постановления судебного исполнителя по вопросам, касающимся исполнения, и санкционированного прокурором;
5) налоговым органам: по вопросам, связанным с налогообложением проверяемого лица;
6) нотариусам: по находящимся в их производстве наследственным делам;
7) иностранным консульским учреждениям: по находящимся в их производстве наследственным делам;
8) антимонопольным органом: по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства;
9) уполномоченному органу: по его запросу.
ГЛАВА 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 34. Реорганизация и ликвидации товарной биржи
1. Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и ликвидация товарной биржи осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан с учетом особенностей, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
2. Решение о реорганизации, ликвидации товарной биржи принимается высшим органом управления товарной биржи в порядке, установленном уставом товарной биржи, и в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
3. В случаях, предусмотренных законодательными актами Казахстан, принудительная реорганизация и прекращение деятельности товарной биржи может быть осуществлено судом по представлению уполномоченного органа.
4. Изменение состава учредителей не является реорганизацией товаркой биржи и не влечет перерегистрацию юридического липа.
Статья 35. Переходные положения
1. Товарные биржи, созданные до введения в действие настоящего Закона, обязаны в течение шести месяцев со дня введения его в действие привести учредительные документы в соответствие с настоящим Законом.
2. В случае невыполнения требования пункта 1 настоящей статьи товарная биржа не позднее 6 месяцев со дня установленного срока должна произвести ликвидацию в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 36. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 7 апреля 1995 г. "О товарных биржах" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., N 3-4, ст.26; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 11, ст.143; 2003 г., N 15, ст. 139; 2004 г., N 23, ст.142).
Президент
Республики Казахстан