Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Национальный план действий по образованию в области прав человека в Республике Казахстан на 2006-2007 годы (далее - Национальный план).
2. Центральным и местным исполнительным органам Республики Казахстан, а также заинтересованным организациям обеспечить реализацию мероприятий предусмотренных Национальным планом, и представлять в Министерство образования и науки Республики Казахстан по итогам года, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о выполнении мероприятий Национального плана.
3. Рекомендовать местным исполнительным органам разработать и утвердить региональные планы действий по вопросам образования в области прав человека.
4. Министерству иностранных дел Республики Казахстан внести в установленном порядке Национальный план в Межведомственную комиссию по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека Организации Объединенных Наций.
5. Министерству образования и науки Республики Казахстан обеспечить представление в Правительство Республики Казахстан сводной информации о выполнении мероприятий Национального плана к 15 декабря 2007 года.
6. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 30 июня 2006 года N 629
Национальный план действий по образованию
в области прав человека в Республике Казахстан
на 2006-2007 годы
1.
Введение
2.
Цели и приоритеты Национального плана
3.
Обзор образования в области прав человека
4.
Мероприятия Национального плана
5.
Заключения
6.
План мероприятий Национального плана
7.
Примечания
Республика Казахстан поддерживает цели Всемирной программы в области прав человека, рекомендованной Генеральной Ассамблеей ООН, и отмечает, что образование в области прав человека вносит огромный вклад в дело осуществления прав человека.
Резолюцией 2004/71 Комиссии по правам человека в рамках первого этапа (2005-2007 годы) Всемирной программы основное внимание уделяется системам начального и среднего образования. В соответствии с этим Республика Казахстан взяла на себя обязательства по проведению исследования по вопросам образования в области прав человека в системе средних школ и разработке Национального плана действий в области прав человека на 2006-2007 годы (далее - Национальный план).
За годы независимости Казахстаном была проделана огромная работа по совершенствованию законодательства и приведению его в соответствие с нормами международных документов о правах человека, ратифицированных нашей страной.
В соответствии с принятыми на себя обязательствами, Казахстан активно проводит правовые реформы.
Постановлением
Правительства РК от 19 июля 1999 года N 999 был утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан. Активно проводятся реформы и в сфере образования. Подписание Казахстаном Дакарских Рамок Действий обусловило необходимость разработки комплексного Национального плана действий по образованию для всех.
В этой связи, участие Казахстана в кампании по Всемирной программе образования в области прав человека, можно расценить как еще один положительный шаг в сторону становления, развития и обеспечения прав человека.
Следует отметить, что данная программа не является первой в многолетнем процессе образования в области прав человека. В целях оказания содействия инициативам в области просвещения по вопросам прав человека были приняты конкретные международные рамки действий, такие как Десятилетие образования в области прав человека ООН на 1995-2004 годы, которые способствовали разработке и осуществлению всеобъемлющих, эффективных и устойчивых стратегий в интересах образования в области прав человека на национальном уровне.
Всемирная программа предусматривает контекст и определение понятия
"образование в области прав человека"
, которое может быть определено как усилия по образованию, обучению и информированию, предпринимаемые для создания всеобщей культуры прав человека путем обмена знаниями, привития навыков и формирования позиций, направленные на:
укрепление уважения прав человека и основных свобод;
всестороннее развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства;
содействие взаимопониманию, терпимости, равенству мужчин и женщин, дружбе между всеми нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;
обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного и демократического общества, в котором господствует право;
строительство и поддержание мира;
обеспечение устойчивого развития в интересах общества и социальной справедливости.
В целях повышения эффективности и более качественного подхода к вопросу, в процессе разработки настоящего Национального плана, Министерство образования и науки Республики Казахстан провело Национальное исследование на предмет образования в области прав человека в средних общеобразовательных школах, с привлечением экспертов и социологических организаций.
В соответствии с этим были разработаны индикаторы для мониторинга знаний по правам человека. Среди них: показатель осведомленности школьников об основных правах человека, количество часов, выделяемых на преподавание прав человека, оснащенность учебниками и пособиями по правам человека и т.д.
Проведенное исследование в совокупности позволило увидеть общую картину по образованию в области прав человека в средней школе.
Количество часов на преподавание прав человека в разных классах составляет от четырех до пяти часов в месяц, в дополнение к этому проводятся факультативы, классные часы, внешкольные мероприятия.
Результаты опроса показали, что учащиеся проявляют высокий интерес (96 %) к более глубокому изучению своих прав в школе. Процент детей, знающих куда обращаться, если их права нарушены, увеличивается от младших классов к старшим (с 43 % до 58 %).
Велика роль родителей и семьи в формировании знаний и практической помощи детям по вопросам прав человека, так как больше половины учеников получают информацию о правах человека от своих родителей, и в случае нарушения их прав они также обратятся к родителям.
Широкое обсуждение результатов исследования, а также выработанные рекомендации и предложения содействуют совершенствованию образования в области прав человека, корректировке преподавания граждановедения и других дисциплин правового спектра с учетом важности преподавания прав человека. С целью обсуждения проекта национального исследования был проведен ряд мероприятий совместно с Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан, неправительственных организаций, поддержке Центра ОБСЕ.
Важно отметить позитивные тенденции в ситуации с образованием в области прав человека в республике. Права человека внедряются и реализуются в рамках всей системы образования и на всех уровнях образования.
Вместе с тем, вопросы образования в области прав человека в Республике Казахстан требуют серьезной доработки. Материалы представленные министерствами и ведомствами при разработке Национального плана свидетельствуют о правовом и гражданском образовании, без конкретного акцента на правах человека.
2. Цели и приоритеты Национального плана
Совершенствование образования культуры прав человека;
достижение общего понимания основных принципов и методов образования в области прав человека;
усиление особого внимания образования в области прав человека на национальном и международном уровнях;
расширение взаимодействия и сотрудничества всех заинтересованных сторон в деле развития и совершенствования образования в области прав человека;
оценка потребностей и разработка эффективных стратегий дальнейшего развития образования в области прав человека на всех уровнях школьного и профессионально-технического образования и формального и неформального обучения в Республике Казахстан;
разработка новых и корректировка существующих программ, подготовка (переподготовка) педагогов и преподавателей для образования в области прав человека;
координация разработки учебных и учебно-методических материалов для образования в области прав человека;
укрепление роли и возможностей средств массовой информации в деле поощрения образования в области прав человека.
3. Обзор образования в области прав человека
В Казахстане система среднего образования включает 8171 школу с контингентом 2,8 млн. учащихся. Среди них 1246 начальных школ, 218 - основных, 5423 - средних.
6034 сельских школ с контингентом 1,3 млн. учащихся, 1853 городских школ с контингентом 1,4 млн. учащихся.
Нормативная правовая база законодательства республики соответствует совершенствованию образования в области прав человека в среднем образовании в контексте и определении, применяемом на международном уровне.
Ряд незначительных изменений в нормативную базу позволит конкретизировать и совершенствовать образование в области прав человека.
Права человека должны быть включены как одна из целей образования, и как качественный критерий оценки образования в основные нормативные документы по вопросам образования.
Особо следует отметить необходимость проведения научно-практических конференций, семинаров и симпозиумов по образованию в области прав человека, распространению знаний и образованию взрослых в рамках международного сотрудничества.
Анализ программных нормативных правовых актов, отражающих вопросы образования в области прав человека показывает, что государство проводит четкую долгосрочную политику по образованию в области прав человека, путем взаимодействия всех властных структур на межотраслевом уровне.
Во исполнение
постановления
Президента Республики Казахстан от 21 июня 1995 года N 2347 "О мерах по организации правового всеобуча в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан от 13 мая 1996 года N 591 утвердило Комплексную программу правового всеобуча в Республике Казахстан на 1996-1998 годы. 24 декабря 2004 года N 1382 постановлением Правительства принята новая
Программа
по праворазъяснительной работе, формированию правовой культуры, правовому обучению и воспитанию граждан на 2005-2007 годы.
В Государственной
программе
развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан 11 октября 2004 года, одной из задач является воспитание уважения к правам и свободам человека через усиление правовой подготовки обучающихся.
Указом
Президента Республики Казахстан от 4 мая 2005 года N 1568 "О мерах по дальнейшему использованию потенциала Конституции Республики Казахстан", поручается Министерству образования и науки Республики Казахстан принять меры по повышению качества преподавания в организациях образования основ конституционного строя, конституционных прав и свобод человека и гражданина, оказав этим организациям необходимую методическую помощь.
В соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования в общеобразовательной школе изучаются цикл общественно-правовых дисциплин: в начальных классах "Познание мира", в старших классах "История", "Основы обществознания" и "Основы правоведения". Кроме этого, ведутся различные курсы, например, курс разработанный Международным фондом избирательных систем по программе "Введение в граждановедение", который охватывает около 44 тыс. учащихся 670 школ.
Существует определенное количество отдельных учебных пособий, как по правам человека, так и по общественно-правовым дисциплинам. К наиболее широко используемым школами республики учебным пособиям следует отнести:
Основы государства и права Казахстана. Г.С. Сапаргалиев / Алматы, Атамура, 1998 г.
Человек и общество. Н.Р. Кунхожаев / Алматы, Мектеп, 2002 г.
Человек и общество. К.М. Жукеш / Алматы, Глобус, 2003 г.
Введение в гражданское образование. Дж. Пилон и другие / Алматы, 2003 г.
Гражданственность и участие в управлении - ваша роль в гражданском обществе 21 века. Дж. Пилон и другие. / Алматы, МФИС, 2004 г.
Ряд пособий подготовлены и опубликованы при непосредственном участии неправительственных организаций, а по правовым дисциплинам - при участии Комитета по организации правовой помощи и оказанию юридических услуг населению Министерства юстиции Республики Казахстан. Это - "Азбука права" У. Акыпбекова, "Азбука терроризма" Р. Завотпаева, пособие Международной организации по миграции по проведению классных часов "Не соглашайся на рабство", сборник материалов "Дети в современном обществе" кризисного центра "Забота", электронный сборник материалов "Право и образование".
Дополнительные формы образовательной деятельности в контексте образования в области прав человека, реализуются в виде различных внешкольных мероприятий, не входящих в систему аудиторных занятий. В республике проводятся такие мероприятия по вопросам прав человека и демократии как форумы защиты прав несовершеннолетних, правовые олимпиады, семинары-тренинги, викторины правовых знаний, конкурсы на лучшего знатока права, фестивали правовых идей, брифинги по обсуждению политических событий в мире и стране.
Вопросами подготовки кадров для образования в области прав человека в Казахстане занимается Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования, областные институты повышения квалификации, институты повышения квалификации сотрудников органов юстиции, неправительственные организации.
Деятельность государственных органов по образованию в области прав человека, в целом, отражает необходимый уровень государственной поддержки. Однако, процесс их взаимодействия и согласованности по данному вопросу еще требует доработки. Наряду с органами образования активно вовлечены в процесс образования в области прав человека - органы юстиции и правоохранительные органы, как наиболее заинтересованные в постоянном и устойчивом росте правовой культуры и просвещения населения. Совершенствование образования в области прав человека напрямую увязано с финансово-организационной поддержкой государства. Только на реализацию
Программы
по праворазъяснительной работе, формированию правовой культуры, правовому обучению и воспитанию граждан на 2005-2007 годы из средств республиканского бюджета было выделено 198 млн. тенге.
Существенна доля участия неправительственных организаций в процессе осуществления образования в области прав человека. Имеются вполне обоснованные предпосылки рассматривать необходимость участия неправительственных организаций в совершенствовании образования в области прав человека в качестве источника дополнительных организационно-финансовых и учебно-методических ресурсов. Активную деятельность в области школьного образования по правам человека совместно с организациями образования осуществляют такие неправительственные организации как: представительство международных организаций Международный Фонд Избирательных Систем, общественные объединения: "Street-Law-Казахстан", "Общественный информационный центр "Открытый мир", "Равный - равному", "Миротворчество", Казахстанское международное Бюро по правам человека и соблюдению законности, "Ассоциация юных лидеров", "Конфликтологический центр", а так же Общество Красного Полумесяца в Республике Казахстан и другие.
4. Мероприятия Национального плана
Национальный план, исходя из заявленных приоритетов, включает в себя несколько взаимоувязанных блоков, включающих в себя группы мероприятий, реализация которых будет способствовать достижению поставленных целей по образованию в области прав человека.
Несомненно, что основным здесь является блок, предполагающий внесение изменений в действующее законодательство Республики Казахстан и пропаганду принципов и положений Всеобщей Декларации Прав Человека ООН. Согласованная работа ключевых министерств по этому блоку позволит не только реализовать намеченные мероприятия, но и по другому взглянуть на готовящиеся законопроекты, затрагивающие не только сферу среднего образования в нашей стране.
Что касается блока мероприятий по мониторингу и анализу деятельности в сфере образования и в области прав человека, то мероприятия, сгруппированные в этом блоке, обеспечат обратную связь, надлежащую оценку ситуации с образованием в области прав человека в учреждениях образования, а в необходимых случаях дадут возможность оперативно реагировать и корректировать мероприятия Национального плана. Точечные мониторинги блока призваны в полной мере отразить ситуацию с образованием в области прав человека.
Самым объемным в настоящем Национальном плане является третий блок мероприятий: учебно-методическое обеспечение преподавания правовых дисциплин в системе среднего общего образования. Вне всякого сомнения, именно этот блок максимально отвечает заявленным целям и приоритетам.
Один из важных аспектов - участие в реализации мероприятий Национального плана неправительственных организаций различного уровня.
Формирование ценностей прав человека в среднем образовании без преодоления стереотипов среды, в которой живут ученики, молодежь, родители, преподаватели, практически невозможно без существенного влияния средств массовой информации и вовлечения в общественные процессы, по возможности, самого широкого круга участников. Мероприятия Национального плана позволят пристальнее взглянуть на имеющиеся резервы и механизмы государственных органов управления и власти для определения их места в образовании в области прав человека, поскольку по ряду позиций предусмотрено совместное участие представителей госструктур, неправительственных (в том числе международных) организаций, учреждений образования на условиях сотрудничества и конструктивного диалога.
Настоящий Национальный план включает цели, приоритеты, а также мероприятия по его реализации, определенные по результатам проведения национального исследования. В Национальном плане предусмотрено 8 приоритетов, которые сформированы с учетом компонентов образования в области прав человека в средней школе, предложенных Всемирной программой образования в области прав человека.
Достижение целей Национального плана носит краткосрочный характер на 2006-2007 годы, что продиктовано необходимостью реализации первого этапа (2005-2007 годы) Всемирной программы. По итогам реализации настоящего Национального плана планируется проведение работ по оценке достижений и разработка плана реализации последующих этапов Всемирной программы.
Основными целями Национального плана являются: совершенствование образования культуры прав человека, достижение общего понимания основных принципов и методов образования в области прав человека, уделение особого внимания образованию в области прав человека на национальном и международном уровнях, расширение взаимодействия и сотрудничества всех заинтересованных сторон в деле развития и совершенствования образования в области прав человека, а также совершенствование действующих учебных программ образования в области прав человека.
Реализация мероприятий Национального плана призвана дать эффект, который выразится в формировании культуры прав человека у школьника, способного активно и грамотно пользоваться своими правами, повышении уровня правосознания учащихся, снижении детской преступности, а также в проявлении других позитивных в правовом плане проявлениях. Однако следует помнить, что совершенствование системного образования в области прав человека и работа по воспитанию учащихся в духе уважения прав человека связана с большими трудностями, и решение их возможно лишь путем длительной и целенаправленной работы.
В целях реализации поставленных задач необходимо тесное сотрудничество всех заинтересованных участников данного процесса: государственных органов, международных организаций, неправительственного сектора, а так же самих педагогических работников и учащихся.
Таким образом, настоящий Национальный план представляет собой ряд первоочередных спланированных конкретных действий, направленных на совершенствование образования в области прав человека в рамках среднего образования в Республике Казахстан.
План мероприятий по реализации Национального
плана действий по образованию в области прав человека
в Республике Казахстан на 2006-2007 годы
N
|
Мероприятия |
Форма
|
Ответст-
|
Срок
|
Источ-
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. Нормативная правовая база |
||||
1.1. |
Разработка поло-
|
Инфор-
|
МОН |
Август
|
Не тре-
|
1.2. |
Создание рабочей
|
Приказ |
МОН |
Февраль
|
Не тре-
|
1.3.
|
Разработка Реко-
|
Реко-
|
МОН
|
Август
|
Не тре-
|
1.4. |
При разработке
|
Приказ |
МОН |
Август
|
Не тре-
|
|
2. Мониторинг и анализ деятельности в сфере
|
||||
2.1. |
Утверждение отчета
|
Приказ |
МОН |
Август
|
Не тре-
|
2.2. |
Проведение точеч-
|
Рекомен-
|
МОН
|
Декабрь
|
Не тре-
|
2.3. |
Разработка коли-
|
Реко-
|
МОН
|
Октябрь
|
Не тре-
|
2.4. |
Сбор и оценка дан-
|
Реко-
|
МОН
|
Ноябрь
|
Не тре-
|
2.5. |
Проведение мони-
|
Реко-
|
МОН
|
Декабрь
|
Не тре-
|
|
3. Учебно-методическое обеспечение преподавания
|
||||
3.1. |
Обеспечение биб-
|
Приказ |
МОН
|
Октябрь
|
В рамках
|
3.2. |
Разработка Методи-
|
Методи-
|
МОН |
Сентябрь
|
Не тре-
|
3.3. |
Проведение Респуб-
|
Приказ |
МОН
|
Октябрь
|
За счет
|
3.4. |
Формирование и
|
Приказ |
МОН
|
Декабрь
|
Не тре-
|
3.5. |
Разработка Методи-
|
Мето-
|
МОН
|
Май
|
Не тре-
|
3.6. |
Разработка и изда-
|
Памятки |
МОН |
Август
|
Не тре-
|
3.7. |
Разработка и изда-
|
Сборник
|
КМБПЧиСЗ |
Декабрь
|
За счет
|
|
4. Организация дополнительного образования
|
||||
4.1. |
Проведение Дня
|
Реко-
|
МОН
|
Ноябрь
|
Не тре-
|
4.2. |
Проведение регио-
|
Приказ |
МОН
|
Декабрь
|
За счет
|
4.3. |
Включение правовых
|
Приказ |
МОН |
Апрель
|
Не тре-
|
4.4. |
Проведение в орга-
|
Приказ |
МОН
|
Декабрь
|
Не тре-
|
4.5. |
Введение в практи-
|
Приказ |
МОН
|
Апрель
|
Не тре-
|
4.6.
|
Разработка и про-
|
Циклы
|
МОН
|
Декабрь
|
Не тре-
|
4.7. |
Реализация проекта
|
Инфор-
|
МОН
|
Декабрь
|
За счет
|
|
5. Переподготовка и повышение
|
||||
5.1. |
Разработка цикла
|
Мето-
|
МОН |
Октябрь
|
Не тре-
|
5.2. |
Создание банка
|
Банк
|
МОН |
Ноябрь
|
Не тре-
|
5.3. |
Создание информа-
|
Инфор-
|
МОН
|
Декабрь
|
За счет
|
5.4.
|
Проведение семина-
|
Семинар |
НЦПЧ |
Декабрь
|
За счет
|
|
6. Участие средств массовой информации в
|
||||
6.1. |
Создание на веб-
|
Рубрика |
МОН |
Ноябрь
|
Не тре-
|
6.2. |
Подготовка и
|
Публи-
|
МОН
|
В тече-
|
Не тре-
|
6.3. |
Подготовка видео-
|
Видео-
|
МОН
|
Сентябрь
|
За счет
|
6.4.
|
Создание постоян-
|
Публи-
|
МЮ (созыв),
|
Февраль
|
В рамках
|
7. Привлечение общественности к образовательной
|
|||||
7.1. |
Проведение расши-
|
Реко-
|
МОН
|
Июнь
|
Не тре-
|
7.2. |
Проведение респуб-
|
Приказ |
МОН
|
Ноябрь
|
За счет
|
7.3. |
Проведение субре-
|
Инфор-
|
МОН
|
Ноябрь
|
За счет
|
7.4. |
Проведение
|
Реко-
|
МОН
|
Ноябрь
|
За счет
|
7.5. |
Проведение респуб-
|
Рекомен-
|
НКДСГП
|
Сентябрь
|
За счет
|
7.6. |
Предусмотреть лоты
|
Инфор-
|
МКИ |
Декабрь
|
В рамках
|
|
8. Международное сотрудничество в сфере
|
||||
8.1. |
Расширение сотруд-
|
Инфор-
|
МИД,
|
Декабрь
|
Не тре-
|
МВД - Министерство внутренних дел Республики Казахстан
МИД - Министерство иностранных дел Республики Казахстан
МЗ - Министерство здравоохранения Республики Казахстан
МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан
МО - Министерство обороны Республики Казахстан
МТСЗН - Министерство труда и социальной защиты населения
Республики Казахстан
МКИ - Министерство культуры и информации Республики Казахстан
МЮ - Министерство юстиции Республики Казахстан
ИПК МОН - Институты повышения квалификации Министерства образования
и науки Республики Казахстан
НКДСГП - Национальная Комиссия по делам семьи и гендерной политике
при Президенте Республики Казахстан
НЦПЧ - Национальный центр по правам человека
ИЦ "САНДЖ" - Исследовательский центр "САНДЖ"
КМБЧ и СЗ - Казахстанское международное бюро по правам человека и
по соблюдению законности
МФИС - Международный Фонд Избирательных Систем
НПО - неправительственные организации
Обл ДО(УО) - Областные департаменты образования (управления образования)
ООН - Организация Объединенных Наций
ОО - общественные объединения